Значение библии для русской культуры кратко

Обновлено: 25.06.2024

История Библии парадоксальна, если не сказать — чудесна. Ветхий Завет — этот необычайный синтез героики и лирики, пророчеств и исторических хроник, философии и нравственного назидания — был создан по особому вдохновению Божию древнееврейскими вождями, царями, пророками. Мы хорошо знаем их имена — Моисей, Давид, Соломон, Исайя, Иеремия. До Рождества Христова Ветхий Завет был исключительным достоянием маленького народа, каким-то чудом выжившего среди разбивавшихся друг о друга могущественных царств и империй. Ничто, казалось, не могло открыть человечеству сокровищницу богооткровенной мудрости — несмотря на то, что в II–III веках до Р.Х. книги Ветхого Завета были переведены на греческий язык, немногие язычники заинтересовались внешне замкнутой, суровой и непонятной для них иудейской религией.

Обновленной Библии пришлось пережить конфликт с потерявшими духовное зрение хранителями буквы ветхозаветного закона. Христос, истинный Свет, повествует Евангелие от Иоанна, пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1, 11). И тогда богоизбранным народом, новым Израилем стали христиане — люди разных национальностей, составившие в единстве с Богом и друг с другом Церковь — мистическое Тело Христово. А тем, которые приняли Его, — продолжает евангельское повествование апостол Иоанн, — верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиимй (Ин. 1, 12).

Однако принятие Библии миром, обличаемым ею, никогда не было легким. Став самой читаемой в мире книгой, она стала, пожалуй, и самой критикуемой. С ней спорили — по разным причинам, но всегда довольно ожесточенна — Цельс и Юлиан Отступник, Спиноза и Вольтер, Энгельс и Лафарг. Сколько раз противники Библии победно утверждали, что она окончательно низвергнута, что ее неисторичность доказана, что о ее заблуждениях и ошибках знает любой ребенок!

В чем же сила этой книги? Что заставляет людей вновь и вновь обращаться к ней и воспринимать ее как книгу единственную, уникальную, как Книгу книг?

Библия — единство Ветхого и Нового Заветов, и если первый — это религия закона, то второй — религия свободы, благодати и любви.

Ветхозаветный закон детально регламентировал многие стороны жизни древнееврейского народа. Но не в силах он был сделать самого главного — вернуть человеку утраченную в грехопадении гармонию души, восстановить во всей полноте его мир с Богом. Буква закона, даже подробно истолкованная мудрецами-книжниками, оставалась мертвой, и исторические книги Ветхого Завета повествуют о бесчисленных нарушениях нравственных норм древнееврейским народом. Закон не смог, да и не был, пожалуй, способен изменить душу человека. Для этого, необходимо было живое присутствие Самого Бога.

«Как закон, ослабленный плотию, — читаем у апостола Павла, — был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!. (Рим. 3–4, 14–15)

Нищий духом — это тот, кто не превозносится, не становится безапелляционным судьей чужим поступкам, не почитает своих личных достоинств высшей ценностью на земле. Нищий духом — это человек, способный в одночасье сбросить с себя груз обид, амбиций и высокомерия — и посмотреть на мир новыми глазами, лишенными злобы и полными сознания собственного несовершенства.

Как же понимает культуру христианство? В определениях культуры, до полярности противоречивых в рамках разных философских и мировоззренческих систем, неизменно присутствует буквальный перевод этого слова — развитие, культивация, воспитание. Развивается искусство, знание, закон, мораль, традиции. И для христианина в первую очередь важен вопрос: где тот корень, та исходная точка, которая полагает начало этому развитию? В чем источник подлинной культуры?

Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14, 33), — читаем в Новом Завете. Проявления образа Божия в человеке всегда созидательны, всегда несут в себе благо. Подлинная культура приносит в нашу жизнь гармонию — не временную и иллюзорную, основанную на компромиссе добра и зла, не лицемерно-слащавую, но побеждающую ложь и деструкцию стремлением к очищению от зла, к абсолютному внутреннему единству и миру. Эта гармония не снимает остроты нравственного конфликта — наоборот, она созидает новые, возрожденные человеческие души лишь через разрушение всех дел лжи, лишь через освобождение от пут самоуспокоенности и решительное противостояние злу. Вот почему Библия, создавшая прекрасные образы мира человека с природой, ближним своим и самим собой, одновременно поставила перед человеком — жестоко, но неизбежно вопрос о его бренности и несовершенстве, о его бессилии в борьбе с извращенной грехом природой, о необходимости в этой борьбе Божией помощи.

Библия учит нас внимать голосу образа Божия в своей душе. Это внимание, развиваясь, порождает культуру, охватывающую все стороны бытия — от хозяйственных и семейных отношений до искусства. Рассуждая о христианской семье, о причинах ее прочности и гармоничности, мы подчас забываем о самом главном — о том, что семья была как бы малой Церковью, где все и вся было скреплено прежде всего общей устремленностью к Богу и любовью к нему. Анализируя успехи русского хозяйства, удивляясь достижениям экономической деятельности монастырей, мы упускаем из виду то, что эти достижения никогда не были самоцелью монахов-тружеников. Главным для них была любовь к природе, Богом созданной, и ближнему своему. Эта любовь позволяла им устанавливать в сфере хозяйства дух бережливости, ответственности и порядочности, без которого нереален долговременный экономический успех.

Однако главное, что привлекало в Библии чистейшие и светлейшие умы всех времен и народов — это учение Христа, Богочеловека, чье бескомпромиссное служение Истине было засвидетельствовано Крестной жертвой, принесшей человеку, как веруют христиане, примирение с Богом.

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11, 4). Строители Вавилона, ставшие, по учению Библии, причиной национального разделения, также стремились пронести свое горделивое имя сквозь века. Но лукав враг рода человеческого — диавол, и призрачны дела его: имя Вавилона стало нарицательным, и пример бесплодной гордыни его жителей, действительно пережив века, долго еще служил для всякого человека грозным предостережением.

Но незачем было новому Вавилону вслушиваться в слова древней Библии.

Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 12), — говорит Христос. . Неизвинителен ты, — читаем у апостола Павла, — всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя (Рим. 2, 1–4; 6, 2–4, 17).

Церковь учит, что молиться Богу можно на всяком месте, во всякое время. Точно так же мы можем и должны служить Богу своими делами, оживотворяя евангельским духом все сферы жизни общества. Для христианина не должно быть разделения жизни на ту, что он проводит в храме, и на протекающую за его пределами. Нравственно-созидающая сила, получаемая верующим человеком в общении с Богом в Таинствах церковных — Покаянии, Евхаристии, — может качественно изменить микроклимат в любом человеческом сообществе, придавая ему плодотворность, умиротворяя конфликты, созидая доверие и братскую любовь. Вот почему так активно участвует сегодня Церковь в самых, на первый взгляд, неожиданных областях человеческой деятельности": политике и экономике, воспитании детей и сельском хозяйстве, науке и борьбе за экологическое выживание планеты.

Библия руководит христианами, чем бы они ни занимались, какую бы роль в обществе ни брали на себя: в Книге жизни найдет для себя подспорье интеллектуал и производственник, крестьянин и солдат. Всех и вся, всю жизнь человечества обнимает вечно новое миросозерцание, открываемое нами в Библии.

Что такое Библия? Это величайшая книга в истории человечества,которая вобрала народную мудрость,воплотила моральные основы человеческой жизни.Эта книга не просто явление культуры,она-основа духовного бытия мира,именно в Библии-книге всех книг-можем найти пути решения таких проблем.как:жизнь и смерть,судьба и душа человека,добро и зло. Хотя она состоит из многих книг,разных по жанру,созданных в разные времена разными людьми,но по сути своей Библия является единой книгой,большой,вечной спутницей жизни многих людей всего мира более двух тысяч лет.Она учит нас,как жить,что можно делать,а чего нельзя;какими надо быть,что есть отрицательным в наших характерах.Именно Библия вдохновляла писателей всех времен и народов,так как много столетий они использовали ее темы,идеи,образы,сюжеты в своих произведениях.
Библейские материалы нашли широкое отображение в произведениях писателей древней русской и европейской литературы,потом новой,а теперь и современной.Знакомство со Святым Письмом помогает нам лучше понимать произведения русской и мировой литературы.Читая Библию,мы усваиваем духовные истины,понимаем художественную красоту религиозных текстов.Именно она вмещает в себя морально-этический и эстетический опыт человечества.Все разочарованные обращаются к этой книге,продолжают искать смысл своей жизни,земного существования, ответы на вечные вопросы и вместе с тем духовную опору в этом греховном,несправедливом мире.Библия для русского народа была и есть не только источником духовных истин,а и высокохудожественной книгой.

Ну, христианство нам принесли огнём и мечом.

Почитайте 33 заповеди Сварога. Это есть наше. Это есть добро. И там действительно нет разночтений и вопросов.

Основные вопросы данной темы:

1) деление Библии;

2) Новый Завет: от закона внешнего к закону внутреннему;

3) мифология и философия Библии.

Иудаизм и христианство

В Библии отражена логика становления монотеистических представлений, а также их развитие от преимущественно национальных к сверхнациональным, или общечеловеческим (христианство). Идея о едином Боге в христианстве переводится в план личного человеческого чувства и отношения.

Ветхий Завет написан на языке иврит, который представляет собой разговорный вариант древнееврейского языка. Отдельные части книг Ездры, Неемии и Даниила написаны на арамейском языке. Он является более поздним диалектом, разговорным языком евреев, живущих на Востоке. Новый Завет написан на греческом языке, игравшем важную роль во времена формирования христианства. Однако в тексте встречаются и арамейские, и латинские слова.

Важнейшие переводы Библии

Библию нельзя назвать одной книгой, она представляет собой собрание книг, написанных и составленных людьми, жившими в разные века. Начиная с XII в. до н.э. приблизительно в течение 1500 лет создавались Ветхий и Новый Заветы, содержащие вместе 66 книг. Известны около 40 различных составителей Библии. Среди них были цари – Давид и Соломон, учёные и врачи – Исайя и Лука, богословы – Ездра и Павел, сановники – Моисей, Даниил, Неемия, сельские труженики и рыбаки – Амос и Петр, пророки – Иезекииль, Иоиль и т.д. Большинство авторов не знали друг друга, жили в разные времена, но в целом текст Библии сохраняет единство всех своих частей.

Книги Нового Завета

Новый Завет, как уже отмечалось, является составной частью Библии. В качестве священного он признаётся только христианами. Новый Завет включает в себя 27 книг: пять исторических – Евангелия и Деяния апостолов, 21 поучительную – Послания и одну пророческую – Откровение.

Авторы Евангелий ставили перед собой задачу не только дать ясный отчёт о фактических событиях, но и доказать, что Иисус являлся мессией, чей приход был предсказан уже в древности.

Евангелия от Матфея, Марка и Луки написаны приблизительно в одно время (60-е гг. н.э.). Это определяется на том основании, что евангелисты не упоминают о разрушении Иерусалима в 70-м г. Город был осаждён войсками римлян под командованием Тита, сына императора Веспасиана. По его приказу иудейская столица была сметена с лица земли. В библейских пророчествах существуют многочисленные намёки на предстоящее разрушение Иерусалима. Если бы оно произошло до написания Евангелий, то их авторы, несомненно, отметили бы этот факт.

Как видим, Павел ставит любовь выше веры, выше отказа от собственности, выше пренебрежения к заботам человека о своём теле, т.е. выше всего, что обычно принято считать достаточным для последователя учения Иисуса Христа. Павел писал, что всё это имеет значение лишь в сочетании с любовью, которую он считал истинной сущностью человека. Эта мысль Павла о любви является основной мыслью христианства.

Откровение Иоанна Богослова

Нагорная проповедь Иисуса Христа

От закона внешнего к закону внутреннему

Он имел действительно большую власть – власть любви – и убеждение, что она и есть истинный закон человеческих отношений, всей жизни. Люди стремятся к политической или экономической власти или зарываются в книги, подобно фарисеям, только потому, что у них нет любви. Поскольку же без любви человек жить не может, он начинает любить хоть чтонибудь: вещь, собаку, книги, развлечения, карьеру, природу, домашний уют и т.д. И всё это потому, что у него нет любви к человеку, что ему не дано любить в другом прежде всего человека. Счастливы те, в ком есть любовь, но миллионы людей готовы с головой окунуться в дела и заботы, в разврат, пойти на страшные преступления, и всё лишь потому, что нет в них простой человеческой любви. Не зная, что значит любовь, никогда не испытав её, они не любуются теми, в ком она есть, а стремятся доказать, что любви не существует вообще.

Все внешние предписания Иисус соизмерял с любовью. И оказалось, что она выше всего, что человек действительно руководствуется своим внутренним чувством чаще, чем внешними предписаниями. А если кто-нибудь утверждает, что для него внешний закон выше его внутренних побуждений, то он просто лицемер. Всё мог простить Христос, простил и грех любодеяния молодой женщине. Одного только не прощал – лицемерия, которое было присуще прежде всего фарисеям. Следовательно, нужно жить по закону человеческого сердца, жить открыто, поскольку нет ничего выше этого закона. А гарантией истинности чувств и поступков человека является любовь, которая проснётся в нём, если он признает её высшей мерой своего бытия. Образом такой любви явился сам Иисус Христос.

Образ человека и образ культуры

Следовательно, речь шла о превознесении человека, о предпочтении каждым из людей того высшего в себе, чего нельзя свести к привычным земным делам и заботам. Речь шла о свободе человека, о его возможности быть самим собой, т.е. прежде всего человеком. Но для многих людей это требование было невыполнимым. Привыкнув к жизни, которая напоминала суету полевой мыши, люди воспринимали призыв к освобождению от этой суеты как отказ от жизни вообще. Речь же шла об истинной жизни, а не о той, привычной, не позволяющей человеку взглянуть на небо, на самого себя. Иисус приводил пример с зерном, которое даёт жизнь, но при этом гибнет. Во имя истинной жизни, говорил он, нужно не бояться внешних страданий, поскольку они ничто в сравнении с будущим величием человека. Заметим: Христос не призывал, подобно Будде, избегать страданий, чтобы жить истинной жизнью. Страданий нельзя избежать, продолжая жить привычной жизнью, но их можно преодолеть внутренней готовностью к ним, пережить.

Логика мировидения в Библии и логика мировой культуры

Но дело не в том, достойны или нет люди идеалов культуры. Важно то, что после пришествия Иисуса Христа человек не может ссылаться на отсутствие достойного примера для подражания.

Об идеалах мы уже говорили выше. Идеал есть представление о совершенстве чего-либо, существующего в действительности. Трудно не найти идеал, а признать свою неидеальность, своё несовершенство. Но без такого признания любой идеал остаётся пустой фантазией. Самодовольство – это главное препятствие на пути к идеалу. Человеку дана действительность, его непосредственное окружение, даны и идеалы, но действительность и идеалы соединиться могут только посредством человека. Никто за него этого не сделает, но никто его не может и принудить сделать это. Такова логика мировидения в Библии.

Иногда можно слышать мнение, что, согласно Библии, мир будет приведён к совершенству помимо воли человека. Это ошибочное мнение. Библия начинается книгой Бытия, а заканчивается Апокалипсисом. Ветхий Завет – это история падения человечества в лице Адама и его потомков. Новый Завет – это восстановление человечества в лице Христа, или второго Адама. Первый Адам поддался искушению, второй – победил искушения. В конце библейского повествования победа Иисуса Христа показана как создание нового неба и новой земли. Но Христос пришёл в мир в образе человека. Это значит, что человек призван делать то, что делал он: побеждать искушения. Если же человек не сможет это сделать, то грехопадение будет продолжаться, т.е. мир будет развиваться согласно Ветхому, а не Новому Завету. Не будет ни нового неба, ни новой земли.

Следовательно, важно, в качестве кого воспринимается Иисус Христос. Его этот вопрос тоже волновал. Он спрашивал учеников, за кого принимают его люди, за кого они сами его принимают. Если кто-то видит в Иисусе только Бога, то он снимает с себя всякую ответственность за судьбу мира, поскольку всегда может сказать о себе: я – не Бог, мне не дано совершать то, что мог Иисус Христос. В самом деле, разве это не очевидно: человек – не Бог? Но ведь очевидно и другое: Иисус Христос – человек, а не только Сын Божий. Не желая видеть в нём человека, мы перекрываем себе пути к идеалу, навсегда отделяем его от действительности.

Мифология и философия Библии

Иисус Христос возвестил, что не народы или государства, а свободная человеческая личность является идеалом, но вместе с тем и единственной реальностью. К. Маркс тоже считал, что государство, производство, общество должны служить человеческой свободе, а не наоборот. В этом оба учения сходны, между ними находили общее многие мыслители. Но если общество более расположено к убаюкивающему мифотворчеству, чем к освобождению личности, то и Христос, и Маркс оказываются мифом. Это, кстати, и произошло в нашем обществе.

Библия – источник вдохновения

1. В Библии выражены монотеистические представления иудаизма и христианства. В чём особенность монотеизма? Прежде всего, монотеизм является отрицанием многобожия, или политеизма. Монотеизм более духовен, чем политеизм, поскольку в культ возводится не какой-то частный, чувственный образ, а незримое, абстрактно выраженное общее понятие единого Бога. Кроме того, в монотеизме появляется перспектива, представление о будущем, о логике развития мира, культуры, человека.

2. Библия представляет собой собрание книг Ветхого и Нового Заветов. В чём главное различие между ними? Ветхий Завет признаётся иудаизмом и христианством, Новый Завет – только христианством. Ветхий Завет выражает идею главенства закона. Новый Завет – идею главенства личности. Таким образом, в Библии выражена идея приближения человека к Богу, осуществлён переход от религии Бога Отца к религии Бога Сына, явившегося к людям в образе Иисуса Христа. Христианство – это единство той и другой религий, переход не следует понимать как отказ от одной религии и приобщение к другой.

3. Христианство – это одна из мировых религий. Что прежде всего отличает его от других мировых религий? В христианстве Бог обратился к людям в образе человека, разделив с ними тяготы их земной жизни. Человек должен понять, что Бог любит его, что лишь в любви человек приближается к Богу, что любовь – от Бога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Лекция 15. Особенности древних культур 1. Первобытная культураПериод культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:1) древнекаменный век

2.1.1. Циклические концепции истории мировой культуры как круговое регрессивное движение

2.1.1. Циклические концепции истории мировой культуры как круговое регрессивное движение Циклический подход к анализу истории мировой культуры связан с тем наблюдением, что многие процессы в природе цикличны, повторяются по определенной схеме: смена дня и ночи, недель,

2.2.13. Концепция диалогичности мировой культуры

РадченкоА.Н. Использование Интернет-технологий на уроках мировой художественной культуры

Культурогенез как порождающая сердцевина культуры: Вклад Э. С. Маркаряна в становление отечественной культурогенетики А. В. Бондарев (г. Санкт-Петербург).

Культурогенез как порождающая сердцевина культуры: Вклад Э. С. Маркаряна в становление отечественной культурогенетики А. В. Бондарев (г. Санкт-Петербург). В истории науки встречаются порой случаи, когда некий учёный генерирует такое количество идей, что он не успевает в

ТЕМА 3 Структура культуры

ТЕМА 3 Структура культуры Говоря о культуре, мы будем иметь в виду, прежде всего, духовную культуру. Именно она, как было отмечено выше, играет решающую роль. Каменный топор когда-то был изготовлен человеком не потому, что нашёлся камень, а потому что возникла

Тема 3. Конфуцианско-даосистский тип культуры

Тема 3. Конфуцианско-даосистский тип культуры 3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные

Тема 4. Индо-буддийский тип культуры

Тема 4. Индо-буддийский тип культуры 4.1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры Индия – государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического

Тема 5. Мир исламской культуры

Тема 5. Мир исламской культуры 5.1. Формирование исламской культуры С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы (бедуины). В середине I тысячелетия племена

Тема 6. Христианский тип культуры

Тема 6. Христианский тип культуры 6.1. Возникновение христианства Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания

6.2. Библия как источник мировой и отечественной культуры

Цивилизационно-культурное пограничье – универсальная константа, энергетический источник и средство самостроения мирового историко-культурного процесса / мировой литературы

Цивилизационно-культурное пограничье – универсальная константа, энергетический источник и средство самостроения мирового историко-культурного процесса / мировой литературы За последние годы отечественная культурология сделала значительный шаг, выдвинув концепцию

2 Спасибо – спаси Боже! Спасибо – спаси Боже! Божественно – Божественно – Бог Бог Богатство Богатство Богатый Богатый Обожать Обожать убогий убогий

3 Первоначально Библия была создана на древнееврейском и греческом языках. Первоначально Библия была создана на древнееврейском и греческом языках. На славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. На славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. Библия была первой книгой, которую напечатал Иван Фёдоров. Библия была первой книгой, которую напечатал Иван Фёдоров.

4 Крылатые выражения, пришедшие из Библии. Камень преткновения. Камень преткновения. Запретный плод. Запретный плод. Козёл отпущения. Козёл отпущения. Блудный сын. Блудный сын. Тридцать сребреников. Тридцать сребреников. Не мечите бисер перед свиньями. Не мечите бисер перед свиньями. Соль земли. Соль земли. Строить дом на песке. Строить дом на песке.

5 Содержание и стиль Библии. Рассказ о Сотворении мира. Рассказ о Сотворении мира. В начале сотворил Бог небо и землю. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы; И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы; И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Быт., 1:1-5). И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Быт., 1:1-5).

6 Особенности текста. Вопросы: 1. На что разделён текст? 2. Есть ли ритм? Чем он подчёркивается? Найти повторы, какова их роль? 3. Какова интонация? Создаёт ли она ритм?

8 Отличие Библии от мифов. Беседа: Беседа: Что такое мифы? Что такое мифы? Как объясняли древние индийцы происхождение мира? Как объясняли древние индийцы происхождение мира? Греки? Греки? Скандинавы? Скандинавы?

10 Понимание человека в Библии. Человек – подобие Бога: 1)он получил в дар способность творить, продолжить начатое Богом Творение, 2)Он получил свободу выбирать свой путь, понимать последствия своего выбора, т.е. ответственность.

11 Человека и природы. Человек и история. Человека и природы. Человек и история. Человек обязан возделывать и хранить землю. Человек обязан возделывать и хранить землю. История – это процесс духовного восхождения человека к Богу. История – это процесс духовного восхождения человека к Богу. История человечества – это стремление людей восстановить утраченную гармонию, т.е. это движение к высшей цели. История человечества – это стремление людей восстановить утраченную гармонию, т.е. это движение к высшей цели.

12 Завет – это союз Бога и человека. 10 заповедей - учение Бога, как быть человеком, это объяснение, как надо и как нельзя поступать. 10 заповедей - учение Бога, как быть человеком, это объяснение, как надо и как нельзя поступать.

13 Заповеди Божьи 1. Я Господь, Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме меня. 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Помни день субботний. 5. Почитай отца своего и мать свою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

15 Сия есть повесть Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Сия есть повесть Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положил жизнь свою за друзей своих. Нет больше той любви, как если кто положил жизнь свою за друзей своих.

16 Обобщим сказанное. Своеобразии Библии в том, что Своеобразии Библии в том, что она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. Откровение даётся человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это ещё и история духовного восхождения человечества. Откровение даётся человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это ещё и история духовного восхождения человечества. Стиль Библии – стиль образного иносказания. Стиль Библии – стиль образного иносказания.

17 Домашнее задание. Параграфы 57-58, упр.2, стр.180. Параграфы 57-58, упр.2, стр.180.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков разработаны к теме "Библия как произведение словесности". На уроках рассматриваются текстовые жанры Библии (притча, псалмы, евангелие и пр.), акцентируется внимание на связи литературного творчества и библейских сюжетов.

Библия как произведение словесности.

Тема: Содержание и стиль Библии. Жанры Библии.

1. Знакомство с Библией, ее содержанием.

2. Развитие интереса к Библии.

Формирование нравственных качеств. Расширение кругозора

Знакомство с содержанием и стилем Библии.

Формирование умений и навыков чтения библейских текстов.

Тип урока – вводный.

Вид урока - беседа.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, иллюстрации икон, Библия; толковые словари русского языка (Даля, Ожегова, литературоведческий, лингвистический).

Организационный момент.

Повторение изученного на уроках литературы.

Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужно вспомнить понятия стиля и жанра произведения.

Учащиеся работают со словарями и приходят к выводу, что стиль – это:

в языкознании – 1) исторически сложившаяся разновидность употребления языка; 2) разновидность литературного языка (функциональные стили); 3) качество текста.

В литературе стиль – это единство всех элементов художественной формы произведения, выраженной средствами языка. Можно говорить о стиле произведения, индивидуальном стиле писателя, стиле литературного направления, стиле народной поэзии, стиле эпохи

Жанр – это разновидность вида произведений, в которых есть общие свойства: тема, особенности идейно-эмоциональной оценки, художественной формы.

Новый материал.

Значение Библии для русской литературы.

На уроках литературы вы читали некоторые фрагменты из Библии. Сейчас мы постараемся взглянуть на этот памятник словесности в целом и выяснить, чем это произведение отличается от всех других.

А сколько крылатых выражений, пришедших из Библии, живет в нашей речи: камень преткновения, запретный плод, козел отпущения, блудный сын, тридцать сребреников, не мечите бисер перед свиньями, соль земли, строить дом на песке – всех их не перечесть.

(Слайд №3) Библия органически вошла в русскую культуру, так же, как в немецкую, английскую, французскую и другие культуры мира. Первоначально она была создана на древнееврейском и греческом языках, на славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. Библия стала первой книгой, которую напечатал Иван Федоров, а до того ее любовно переписывали на лучшем пергаменте от руки, украшали переплет серебряной чеканкой, драгоценными камнями, сине-золотой финифтью. Так наши предки выражали преклонение перед Святым Писанием.

Содержание и стиль Библии.

Посмотрим же, о чем рассказывает Библия и что такое стиль Библии.

Открыв Библию, мы прежде всего встретимся с рассказом о Сотворении мира:

В начале сотворил Бог небо и земле.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы;

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт., 1:1-5).

Вы заметили, что текст разделен на отрезки, стихи. Речь ритмична, упорядочена, ритм подчеркивается повторами, неторопливой певучей интонацией. И еще заметьте: в цитатах из Библии указывается сокращенно название книги (здесь Быт., то есть Книга Бытия) и цифры, означающие главу (1) и стих (1-5).

Но это возражение основано на том, что мы не умеем читать Библию. А давайте рассмотрим библейский текст в соответствии с его природой, а именно как художественное, образное повествование, слова которого надо понимать не буквально.

День один – это вовсе не наши сутки, а этап Творения, который мог длиться миллионы лет.

Такое небуквальное значение слов – характернейшее свойство библейского стиля. Говорится о сеятеле, о господине, об отце – а следует понимать – о Боге. Говорится о воде живой – а следует понимать – о вере. Это язык иносказаний. За тем, о чем рассказывается, встает другой смысл. Человек, природа, история изображаются здесь с точки зрения Вечности, и это делает Библию не просто литературным памятником, а чем-то гораздо большим.

Вы говорите: обыкновенный миф. Но вспомните, как объясняли происхождение мира известные вам мифы. Ведь этот вопрос волновал все народы, и они создавали космогонические мифы (т.е. о происхождении мира). Древние индийцы рассказывали, что мир появился из яйца, которое зародилось в океане. Греки говорили о рождении мира из вечного Хаоса. Скандинавы – что мир родился из тела великана. Везде: родился, возник. И только Библия открывает, что мир не родился, не возник сам собой, а был сотворен Богом. Такое понимание коренным образом отличается от древних мифов, это Откровение.

Библия не сообщает о том, как конкретно появилась жизнь, как одни виды существ сменяли другие – об этом говорит наука. Библия же открывает смысл того, что происходило. Прочитав о всех шести днях Творения, мы поймем, что стоит за словами. А смысл этого повествования таков.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле (Быт., 1: 26-28).

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт., 2: 7).

Такое понимание человека отличает Библию от древних мифов. Мифы обожествляли стихии и животных, человек должен был им поклоняться. Библия же утверждает, что человек – любимое создание Бога, наделенное даром мысли, речи, творчества, свободы, особыми правами, властью над всем живым и обязанностью возделывать и хранить землю. И об этом говорилось в то время, когда реальный человек был беспомощен перед природой. До той же поры, когда он и в самом деле заставит силы природы служить себе, лежали еще века и века. Неведомые писатели совершили прорыв от того, что они видели, к высшей Истине, им открылся смысл взаимоотношений человека и природы. И здесь мы убеждаемся, что Библия – это Откровение.

Раскрывается в Библии и смысл истории. При чем это не научный труд историка, а повествование о жизни многих поколений с точки зрения Вечности. И это также отличает Библию от мифов. Греки представляли движение человеческой истории как отражение той борьбы, которую ведут между собой боги. Как ни могуч Геракл, не в его власти преодолеть ненависть ревнивой Геры. Как ни прекрасен Ахилл, но и он гибнет, когда ему предопределили боги. Да и сами боги бессильны перед Роком.

В Библии же открывается, что история – не отражение прихотей богов и не цепь повторяющихся заблуждений, а процесс духовного восхождения человека к Богу. Создав человека, Бог хотел обрести в нем друга. Но Адам вознамерился утвердить свою волю. Из-за его предательства люди утратили близость к Богу и глубоко страдали от этого, потому что без Бога жизнь не полна. История человечества – это стремление людей восстановить утраченную гармонию. То есть история – это движение к цели.

Человек не смог стать другом. Тогда Бог стал учить человека добру. Он заключил с ним союз – завет, дал ему 10 заповедей, в которых объяснил, как надо и как нельзя поступать. Бог, конечно, мог просто заставить человека подчиниться Своей воле, но Он хотел, чтобы человек свободно выбрал путь добра. Человек же много раз предавал Бога, потом снова шел к Нему. В этом трудном пути человек учился быть человеком. И когда он достаточно созрел, Бог заключил с ним Новый Завет, о котором сказал Иисус Христос в последний вечер своей земной жизни:

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих (Ин., 15 : 12-13).

Заключение. Давайте обобщим услышанное и еще раз подумаем, в чем же своеобразие Библии?

(Слайд №4) Своеобразие Библии в том, что она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. Откровение дается человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это еще и история духовного восхождения человечества. Стиль Библии – стиль образного высказывания.

Выделим черты библейского стиля:

- ритмичность, деление на отрезки – стихи;

- специфическая лексика, связанная с тематикой и проблематикой изображаемого;

- иносказание, слова-символы, в которых за конкретным явлением встает иной, богословский смысл;

- применение синтаксических поэтических фигур: антитезы, инверсии, анафоры, параллелизмы.

Домашнее задание: 1. Прочитать Ветхий Завет, Бытие, главы 1,2. Приготовить пересказ, близкий к тексту.

2. Найти информацию о поэтических фигурах.

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и

размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод

древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю

Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон Геон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель Тигр: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть.

Читайте также: