Культура и быт руси 14 16 веков кратко

Обновлено: 28.06.2024

В развитии русской культуры этого периода появились первые признаки подъема. Это было связано с объединением русских земель вокруг Москвы, которая стала центром развивающейся культуры.

Этот период ознаменовался работами великих русских художников - Феофана Грека и Андрея Рублева. Выходцу из Византии Феофану Греку в творчестве были свойственны эмоциональность и экспрессивность. Он работал в Новгороде, писал фрески в церкви Спаса Преображения, в 1405 г. расписывал в Москве Благовещенский собор.

К началу царствования Ивана III в Москве не было ни одного по-настоящему величественного здания. Даже Псков, имевший к этому времени 60 каменных храмов, смотрелся более выигрышно.

Иван III начинает интенсивное строительство в Москве. Он привлекает итальянских зодчих (Аристотель Фьораванти, Марк Руффо, Антонио Солари др.). Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, талантливые итальянцы совместно с русскими мастерами создали Успенский собор - архитектурный шедевр эпохи.

В 1485-1495 гг. начинается перестройка Кремля, возводятся кирпичные стены. Строятся Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, великокняжеский дворец - Грановитая палата. Архитекторы Барма и Постник закончили строительство на Красной площади собора Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).

Монгольское завоевание отбросило Русь в культурном и экономическом плане далеко назад. Были утрачены многие полезные навыки, погублены шедевры искусства. Но по прошествии столетия экономика начала возрождаться, проявилось тяготение к объединению русских земель, были одержаны первые победы над захватчиками, и это не могло не сказаться на культуре и условиях жизни.

Куликово поле и культурный подъем

Существенный толчок культурному развитию дал первый успех в борьбе с монголами – победа на Куликовом поле. Поэтому историю русского культурного возрождения после монгольского нападения следует отсчитывать от конца 14 века. Конечно, многие высоты так и не были достигнуты (так, Киевская Русь показывала много высший, чем в Западной Европе, уровень грамотности населения, а новая, Московская Русь, демонстрировала удручающий уровень безграмотности), но в среднем вызванное завоеванием культурное отставание было быстро преодолено.

Борьба с захватчиками способствовала формированию национального чувства, пониманию своего отличия от других народов. Вместе с тем, развивающаяся экономика способствовала ознакомлению русских с традициями и достижениями других стран – иностранцы ехали в Москву, русские отправлялись в чужие земли.

Культурное возрождение


Живопись тех времен – традиция иконописи Андрея Рублева и Феофана Грека (конец 14 века). В дальнейшем множество мастерских развивали идеи этих мастеров.

Развивалось каменное строительство, хотя жилые здания все еще строились почти исключительно из дерева. Дмитрий Донской поставил первый каменный Кремль в Москве в 1367 году. Каменные укрепления имелись в Новгороде, Твери.

Во времена Ивана 3 русская архитектура испытала влияние Запада – князь приглашал к себе итальянских мастеров (Фиорованти, Солари, Руффо). Результатом стали Успенский собор и Грановитая палата в Кремле, Архангельский собор. В 1555-1561 годах был построен самый известный русский храм – собор Василия Блаженного (его строили только русские мастера).

Недостаточная культура быта

Но не следует считать на этих основаниях Московскую Русь отсталой страной. Бытовые условия в то время везде были далеки от идеала. Русь не была передовым государством, опередившим время, но вполне отвечала среднему уровню.

В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись.

Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.

В середине XV века была составлена Всемирная история с кратки­ми сведениями по истории Руси -русский хронограф.

Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.

В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.

Мастера живописи:

Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие).

Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала силь­ное влияние на последующие поколения русских художников.

Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас- ; ный кирпич.

В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.

В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.

Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.

- Рим - вечно существующее царство - переходит из одной стра­ны в другую;

- Рим погиб - явился второй Рим - Византия;

- Византия погибла - ее сменила Москва (третий Рим);

- четвертого Рима не будет.

Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:

- воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством;

- поход Ермака в Сибирь;
-взятие Казани;

Литературе того времени характерна публицистика в виде по­сланий и писем.

Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.

Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.

Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало стро­ительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор);

В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.

Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества;

В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.

Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.

Самые известные работы:




- икона Успенского собора московского Кремля;

- роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;

Период конца XV-XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.

Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:

- стал действовать государственный Пушечный двор;

- мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).

Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства

Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по раз­витию русской культуры. В различных сферах культуры наблю­дается упадок.

- памятники русского зодчества;

- прекратилось каменное строительство;

- исчезли некоторые виды ремесел.

Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом.

Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества - истори­ческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги.

В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись.

Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.

В середине XV века была составлена Всемирная история с кратки­ми сведениями по истории Руси -русский хронограф.

Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.

В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.

Мастера живописи:

Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие).

Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала силь­ное влияние на последующие поколения русских художников.

Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас- ; ный кирпич.

В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.

В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.

Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.

- Рим - вечно существующее царство - переходит из одной стра­ны в другую;

- Рим погиб - явился второй Рим - Византия;

- Византия погибла - ее сменила Москва (третий Рим);

- четвертого Рима не будет.

Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:

- воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством;

- поход Ермака в Сибирь;
-взятие Казани;

Литературе того времени характерна публицистика в виде по­сланий и писем.

Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.

Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.

Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало стро­ительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор);

В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.

Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества;

В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.

Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.

Самые известные работы:

- икона Успенского собора московского Кремля;

- роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;

Период конца XV-XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.

Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:

- стал действовать государственный Пушечный двор;

- мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).

Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства

Схема роста кремлевского кремля

В XIV-XVI вв. центром русской культуры стала Москва. Уже в конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов. Среди них особенно выделялись обширные хоромы великого князя, дома бояр, дворян, высшего духовенства. Частью они располагались в Кремле, частью вокруг него и далее в подмосковных селах. Между княжескими и боярскими домами лежали пастбища, пашни, луга. Среди городских поселений кое-где еще были остатки когда-то густого подмосковного бора.

Дома посадских людей вокруг Кремля стояли тесно. ,До сих пор названия московских улиц и переулков напоминают нам о живших здесь когда-то ремесленниках: Бронная, Кузнецкая, Котельническая улицы, Хлебный, Скатертный переулки. Они напоминают нам о старинных оружейниках (мастерах по броне), кузнецах, котельных мастерах, хлебопеках и других умельцах.

Улицы и переулки узкие. Дома деревянные, бревенчатые. Начнется пожар в одном доме, не уберегутся и соседи. Побежит огонь от одного к другому - и выгорит полМосквы. Тысячи людей оставались без крова..

Но город быстро отстраивался вновь. Ведь это была столица растущего государства. К началу XV в. черта города охватывала обширную территорию - внутри нынешнего кольца бульваров. В XVI в. город располагался уже в границах современного Садового кольца, окружность которого превышает 15 км.

Население Москвы достигло 100 тысяч человек.

Схема роста Москвы

Особенно красив был Кремль. При Дмитрии Донском его обнесли стеной из белого камня. С тех пор и пошло сохранившееся в веках название- Москва белокаменная.

При Иване III Кремль был перестроен заново. На этот раз стены, окружавшие его, были из красного кирпича. Толщина их доходила до пяти метров, высота - до семнадцати. На каждой стороне Кремля семь башен (считая угловые), а всего - восемнадцать. Каждая из них представляла собой как бы самостоятельную крепость. С небольшими изменениями эти стены и башни сохранились до наших дней.

Внутри Кремля возвышались прекрасные храмы и дворцы. Кремль был не только сильнейшей крепостью того времени, он олицетворял единство и силу Российского государства.

В Москве жили замечательные народные умельцы, живописцы, зодчие. Их творения и сейчас поражают нас своей красотой.

2. Андрей Рублев.

Содержание картины религиозное, но здесь мы видим не бестелесные, удлиненные фигуры средневековых ангелов, а живых людей. Перед нами трое прекрасных юношей. Они ведут беседу: один что-то с радостью говорит, другие слушают и в знак согласия наклонили головы. На столе стоит чаша с питьем.

И краски у Рублева новые: яркие, радостные, сочные - синяя, красная, темно-вишневая.

Во всем здесь ощущается любовь к человеку, стремление правдиво передать его подлинные чувства. Это роднит Рублева с выдающимися западноевропейскими художниками эпохи Возрождения.

3. Русские зодчие.

Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле

Знамениты многие памятники архитектуры, созданные русскими мастерами XV - XVI вв. Вы уже знаете о воздвигнутых при Иване III Успенском соборе в Московском Кремле, Грановитой палате.

В XVI в. русские мастера по приказу Ивана Грозного построили замечательный храм Василия Блаженного, украшающий и ныне Красную площадь Москвы. (См. цветную иллюстрацию 3.) Он был воздвигнут в честь завоевания Казани.

Храм Василия Блаженного представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами; все они связаны между собой внутренними сводчатыми переходами и окружены обходной галереей. Ни один рисунок купола не повторяет другой: все они разные, затейливые, узорчатые. Купола сливаются в одно целое неповторимой,

радостной, живописной красоты. Храм вызывает общее восхищение.

Церковь Вознесения в Коломенском

В самом конце XVI в. надстроили до высоты 82 м колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Строгая, величавая, удивительно легкая на вид, она до сих пор поражает своей красотой. Она была и колокольней, и сторожевой башней. Дозорные следили с ее высоты, не приближаются ли враги к Москве.

В XVI в. в архитектурных сооружениях широко распространился шатровый стиль, который первоначально сложился в деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV вв.

Памятником шатрового стиля является храм Вознесения в селе Коломенском (под Москвой). Здание храма возвышается на крутом берегу Москвы-реки и покоится на высоком основании с живописными лестницами и галереями. Храм увенчан устремленным к небу шатром. Шатром в архитектуре называют покрытие башен, храмов, напоминающее собой четырехгранную или восьмигранную пирамиду.

4. Пушечный мастер Андрей Чохов.

Дальнейшее развитие получило и мастерство русских литейщиков. Знаменит литейщик XVI в. Андрей Чохов, работавший на московском Пушечном дворе. Его пушки отливались каждая в особой форме по восковой модели и отличались высокими боевыми качествами.

Он отлил много боевых лушек для русских войск. Каждая пушка получала свое имя: Медведь, Волк, Лисица, Ахиллес. Особо знаменита его Царь-пушка, доныне стоящая в Московском Кремле. Вес ее - 40 т. Ее покрывает замысловатый орнамент. Среди украшений - изображение русского царя (отсюда ее название).

5. Начало книгопечатания.

Большим успехом русской культуры явилось начало книгопечатания.

царь пушка в кремле

Мы уже знаем, что раньше книги писались от руки. Переписка книг Требовала много времени. Книги стоили дорого, и было их мало.

В начале XVI в. белорусский ученый Георгий Скдрина напечатал в Праге несколько книг на белорусском языке.

Первая типография в Москве появилась в годы царствования Ивана Грозного.

Типография возбудила злобу высшего духовенства, враждебного новизне. Иван Федоров вынужден был уехать из Москвы.

Иван Грозный через некоторое время построил в Александровской слободе новую типографию.

Первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник в Москве недалеко от Кремля, близ места, где когда-то была его типография.

6. Народное творчество.

В своем творчестве - сказках, былинах, песнях, пословицах - народ отразил крупнейшие исторические события, протест против феодального гнета. В народном творчестве отразились и борьба против ига монголо-татарских ханов, и поход Ермака Тимофеевича в Сибирь, и героическая оборона Пскова, и опричнина.

первый листок Апостола

Повесть прославляла воинов, сложивших головы свои за родную землю.

В XVI в. одна из самых известных в народе песен рассказывала о взятии Казани. Здесь воспевались простые русские люди - пушкари, которые смогли взорвать крепкие стены Казани.

В песнях об Иване Грозном прославлялась его борьба с иноземными врагами, с боярами-изменниками и осуждалась жестокость, многочисленные казни и убийства.

В песнях говорилось о том, как гибло все живое на пути опричников Грозного.

До наших дней дошли исключительной красоты и тонкости ювелирные изделия русских умельцев, художественное шитье женщин-мастериц, красочные книжные миниатюры безвестных живописцев.

Народное творчество оказывало большое влияние на живопись, зодчество, литературу.

У стен деревянного города. С картины А. М. Васнецова - условия жизни населения окраины Москвы в XVI в.

У стен деревянного города. С картины А. М. Васнецова - условия жизни населения окраины Москвы в XVI в:

7. Быт народа и господствующего класса.

Народные массы, создававшие богатую культуру Российского государства, сами мало пользовались ее благами.

Одежду крестьяне изготовляли сами: для лета - из домотканого холста, для зимы - из овчины или сермяжного (грубого, некрашеного) сукна. На ногах носили лапти, плетенные из лыка, а зимой - валенки.

Посуда была чаще всего деревянной и глиняной.

Какое огромное впечатление должно было производить на каждого простого человека, жившего в столь бедных условиях, великолепие княжеских дворцов и храмов!

Бояре и дворяне строили себе дома с несколькими горницами и светлицами, с многочисленными служебными помещениями, а кто богаче - возводил каменные хоромы. И одежда у них была иная, часто из заморских сукон, бархата, шелка. Среди посуды - золотые и серебряные ковши, чарки, блюда.

Полным владыкой в доме был глава семьи - отец, муж. Ему должны были беспрекословно подчиняться жена и дети. Женщины в богатых семьях жили в полном затворничестве- сначала под властью родителей, потом - мужа. Детей воспитывали в большой строгости.

Читайте также: