Предметное поле культурологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Лекция 1

Предмет изучения и основные задачи культурологии

В широкое употребление термин культурология ввел американский ученый Л. Уайт (1900-1975) как синоним науки о культуре. Именно ему принадлежит попытка создания общей теории культуры.

Культурология – комплексная социогуманитарная дисциплина, стремящаяся к созданию системы знаний о культуре как целостном явлении. Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, изучение межкультурной коммуникации, объяснения истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре.

Культурология сегодня – наука становящаяся, не выделившаяся полностью из тех дисциплин, на стыке которых она формируется. Культурология предстает интегративной областью знания. Ее базисом выступают отдельные науки о культуре – археология, история, этнография, искусствознание и т. п. В рамках социогуманитарного знания культурология может рассматриваться в качестве методологической основы для остальных, изучающих культурные явления, научных дисциплин, так как определяет общее значение феномена культуры и способы его исследования. Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, а предметом становится содержание общественной жизни. Таким образом, культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, ценностей, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, технологий, идеологий и пр., т. е. небиологическую форму существования человека и смыслы, которыми для него наполнен мир.

Культурология опирается на единство теоретического и эмпирического знания, т. к. рассматривает и предельные абстракции, и конкретные культурные явления и процессы. Современная культурология включает в себя как фундаментальные, так и прикладные исследования.

В качестве основных задач культурологического исследования можно назвать следующие:

· анализ культуры как системы культурных феноменов;

· исследование ментального содержания культуры;

· выявление типов связей между элементами культуры;

· исследование типологий культур и культурных единиц;

· разрешение проблем социокультурной динамики;

· исследование культурных кодов и коммуникаций.

Практическое значение культурологических исследований определяется возможностью их применения в сфере массовых коммуникаций и управления.

Потребность в культурологических знаниях особенно возросла в ХХ в. – в период интенсивных изменений социокультурной реальности.

В культурологической науке используются различные методы:

· эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала, особенно важен при полевых исследованиях;

· сравнительно-исторический, позволяющий сравнивать в историческом разрезе самобытные явления культурного комплекса;

· структурно-функциональный, предполагающий разложение изучаемого культурного объекта на составные части и выявление их внутренних связей;

· генетический, позволяющий понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития;

· семиотический – исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование.

В культурологии выделяют несколько разделов.

Философия культуры выполняет методологическую функцию по отношению ко всей культурологии, т. к. она определяет общий смысл явления культур, представляет различные трактовки культуры, обеспечивает выбор познавательных ориентиров культурологических исследований.

Теория культуры определяет сущность, место и значение конкретных культурных явлений.

История культуры описывает конкретно-исторические особенности культурного развития. Прошлое культуры изучается для понимания ее настоящего.

Социология культуры изучает функционирование культуры в конкретной исторической ситуации.

Культурная антропология фиксирует и анализирует образ жизни и свойства различных культурных объектов: регионов, поселений, областей культуры, социокультурных слоев и групп, индивидов и т. д.

Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию современного научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Вместе с тем культурология представляет самостоятельную область знаний.

Интерес к феномену культуры в наше время продиктован, в первую очередь, тем обстоятельством, что современная цивилизация кардинально и быстро преображает сферу жизнедеятельности человека, его сознание и бытие, отношения к миру и другим людям. Именно культура рассматривается как неиссякаемый источник творчества, различных инноваций. Отсюда стремление выявить возможности культуры, ее внутренние резервы, способные оказывать воздействие как на исторический процесс, так и на самого человека. В результате в современной науке обозначился обостренный интерес к культуре как фактору социальных изменений. Культура является предметом изучения многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты её исследования, формулирует свое понимание и определение культуры.

Культурология как наука о культуре сложилась во второй половине XX в. в ответ на возросшую потребность в систематизации огромного и разнообразного фактологического материала об истории и образе жизни разных народов мира, в специальном межпредметном научном анализе культуры. Культурология представляет собой самостоятельную комплексную научную дисциплину, которая изучает культуру как целостное явление в многообразии форм ее проявлений и принципов функционирования общества. Особенность культурологии заключается в ее интегративном характере. Она выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологическим базисом.

В рамках первого направления культура истолковывалась как развитие человеческого разума и разумных форм жизни, как поступательное движение общества от первобытного состояния (дикость и варварство) к цивилизации (французские философы-просветители Монтескье, Дидро и др.). В немецкой классической философии (Гердер, Кант, Гегель и др.) культура трактовалась как процесс непрерывной эволюции человеческой духовности (мораль, религия, право, наука и т.д.), определяющий прогресс человечества.

Второе направление сконцентрировало внимание на анализе культуры как системы ценностей и установок, определяющих тип социальной организации общества (Шпенглер, Кассирер, Сорокин, Тойнби и др.). При этом было расширено понимание культуры путем включения в нее материальной культуры, этнических обычаев, различных языков и символических систем. Таким образом, в ходе длительного осмысления феномена культуры движение философской мысли шло от отождествления культуры с продуктами человеческой деятельности к анализу самой человеческой активности, создающей наприродную сферу человеческого бытия как оппозиции естественному, природному.




В конце XIX и первой половине XX вв. при изучении культуры стали использоваться достижения антропологии, этнографии, права, психологии, семиотики, теории систем и теории информации. Так, в антропологии культура анализировалась через призму культурного становления общества как совокупность обычаев, традиций и институтов, как социальная система. Антропологические исследования позволили увидеть многообразие и уникальность разного типа культур, а в их проявлениях некое универсальное начало – способ человеческого общения, социального опыта.

В этнографии (этнологии) – науке о народах на различных стадиях исторического развития, их составе, происхождении и расселении и культурно-исторических взаимоотношениях, материальной и духовной культуре – акцент делался на тех компонентах культуры, которые обеспечивают единство этноса и передачу этого единства от поколения к поколению. В социологии культура осмысливалась в контексте социальных процессов, как существенный фактор социальных изменений. В семиотике – науке о знаках и знаковых системах – культура трактовалась в качестве системы сверхиндивидуального единства, устройства, продуцирующего информацию, обеспечивающего общение людей, процессы накопления, фиксации и трансляции социального опыта. В праве культура рассматривалась как социальный институт, сфера государственного управления и регулирования.

В результате актуализируется необходимость в полной мере обобщить и систематизировать богатый эмпирический материал; выработать единое понимание природы культуры в условиях разработки общей методологии исследования культурных явлений различными науками; провести сравнительный анализ различных культур, в частности, западной и восточной, европейской и неевропейской. Культурология возникала на стыке различных наук, что обусловлено многомерностью и полифункциональностью самого изучаемого явления – культуры.

Наряду с теоретическими и эмпирическими предпосылками на становление культурологии оказали влияние и социально-исторические факторы. Речь идет о кризисе европейской культуры в XX в. (мировые войны, революции, рост технократизма и сциентизма, дегуманизация общества и др.). Именно с осознанием кризиса европейской культурной традиции и поисками выхода из него было связано появление классических исследований культурологической мысли (О. Шпенглер, А. Тойнби, З. Фрейд, Й. Хейзинга и др.), заложивших теоретический фундамент современной культурологии.

В настоящее время культурология ещё находится в стадии становления и творческого поиска, уточнения своего предмета, содержания, структуры и методов, но она уже имеет самостоятельное значение и существование как новое направление научного знания. Предметом культурологии как самостоятельной науки является возникновение, функционирование и развитие культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, исторический процесс культурного наследования.

Ведущей цельюкультурологии является разработка интегральной картины культуры, которая давала бы возможность не только объяснять культурно-исторический процесс, но и прогнозировать и управлять им. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1) глубокое, полное и целостное объяснение и понимание сущности, содержания и функций культуры;

2) исследование происхождения и развития культуры в целом и ее отдельных компонентов, явлений и процессов;

3) определение места и роли человека в культурных процессах;

4) разработка понятийного аппарата и методов изучения культуры;

5) взаимодействие с различными науками, изучающими культуру, а также анализ информации, полученной в рамках ненаучного познания культуры (философия, искусство, религия и т.д.).

Интерес к феномену культуры в наше время продиктован, в первую очередь, тем обстоятельством, что современная цивилизация кардинально и быстро преображает сферу жизнедеятельности человека, его сознание и бытие, отношения к миру и другим людям. Именно культура рассматривается как неиссякаемый источник творчества, различных инноваций. Отсюда стремление выявить возможности культуры, ее внутренние резервы, способные оказывать воздействие как на исторический процесс, так и на самого человека. В результате в современной науке обозначился обостренный интерес к культуре как фактору социальных изменений. Культура является предметом изучения многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты её исследования, формулирует свое понимание и определение культуры.

Культурология как наука о культуре сложилась во второй половине XX в. в ответ на возросшую потребность в систематизации огромного и разнообразного фактологического материала об истории и образе жизни разных народов мира, в специальном межпредметном научном анализе культуры. Культурология представляет собой самостоятельную комплексную научную дисциплину, которая изучает культуру как целостное явление в многообразии форм ее проявлений и принципов функционирования общества. Особенность культурологии заключается в ее интегративном характере. Она выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологическим базисом.

В рамках первого направления культура истолковывалась как развитие человеческого разума и разумных форм жизни, как поступательное движение общества от первобытного состояния (дикость и варварство) к цивилизации (французские философы-просветители Монтескье, Дидро и др.). В немецкой классической философии (Гердер, Кант, Гегель и др.) культура трактовалась как процесс непрерывной эволюции человеческой духовности (мораль, религия, право, наука и т.д.), определяющий прогресс человечества.

Второе направление сконцентрировало внимание на анализе культуры как системы ценностей и установок, определяющих тип социальной организации общества (Шпенглер, Кассирер, Сорокин, Тойнби и др.). При этом было расширено понимание культуры путем включения в нее материальной культуры, этнических обычаев, различных языков и символических систем. Таким образом, в ходе длительного осмысления феномена культуры движение философской мысли шло от отождествления культуры с продуктами человеческой деятельности к анализу самой человеческой активности, создающей наприродную сферу человеческого бытия как оппозиции естественному, природному.

В конце XIX и первой половине XX вв. при изучении культуры стали использоваться достижения антропологии, этнографии, права, психологии, семиотики, теории систем и теории информации. Так, в антропологии культура анализировалась через призму культурного становления общества как совокупность обычаев, традиций и институтов, как социальная система. Антропологические исследования позволили увидеть многообразие и уникальность разного типа культур, а в их проявлениях некое универсальное начало – способ человеческого общения, социального опыта.

В этнографии (этнологии) – науке о народах на различных стадиях исторического развития, их составе, происхождении и расселении и культурно-исторических взаимоотношениях, материальной и духовной культуре – акцент делался на тех компонентах культуры, которые обеспечивают единство этноса и передачу этого единства от поколения к поколению. В социологии культура осмысливалась в контексте социальных процессов, как существенный фактор социальных изменений. В семиотике – науке о знаках и знаковых системах – культура трактовалась в качестве системы сверхиндивидуального единства, устройства, продуцирующего информацию, обеспечивающего общение людей, процессы накопления, фиксации и трансляции социального опыта. В праве культура рассматривалась как социальный институт, сфера государственного управления и регулирования.

В результате актуализируется необходимость в полной мере обобщить и систематизировать богатый эмпирический материал; выработать единое понимание природы культуры в условиях разработки общей методологии исследования культурных явлений различными науками; провести сравнительный анализ различных культур, в частности, западной и восточной, европейской и неевропейской. Культурология возникала на стыке различных наук, что обусловлено многомерностью и полифункциональностью самого изучаемого явления – культуры.

Наряду с теоретическими и эмпирическими предпосылками на становление культурологии оказали влияние и социально-исторические факторы. Речь идет о кризисе европейской культуры в XX в. (мировые войны, революции, рост технократизма и сциентизма, дегуманизация общества и др.). Именно с осознанием кризиса европейской культурной традиции и поисками выхода из него было связано появление классических исследований культурологической мысли (О. Шпенглер, А. Тойнби, З. Фрейд, Й. Хейзинга и др.), заложивших теоретический фундамент современной культурологии.

В настоящее время культурология ещё находится в стадии становления и творческого поиска, уточнения своего предмета, содержания, структуры и методов, но она уже имеет самостоятельное значение и существование как новое направление научного знания. Предметом культурологии как самостоятельной науки является возникновение, функционирование и развитие культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, исторический процесс культурного наследования.

Ведущей цельюкультурологии является разработка интегральной картины культуры, которая давала бы возможность не только объяснять культурно-исторический процесс, но и прогнозировать и управлять им. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1) глубокое, полное и целостное объяснение и понимание сущности, содержания и функций культуры;

2) исследование происхождения и развития культуры в целом и ее отдельных компонентов, явлений и процессов;

3) определение места и роли человека в культурных процессах;

4) разработка понятийного аппарата и методов изучения культуры;

5) взаимодействие с различными науками, изучающими культуру, а также анализ информации, полученной в рамках ненаучного познания культуры (философия, искусство, религия и т.д.).

Культурология как наука, ее цели, задачи и структура. Объект и предмет культурологии.

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности ее развития.

Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности

В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.

Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Культурология является общетеоретической дисциплиной, представляет собой синтез различных областей гуманитарного знания. Ее предмет во многом определяется как методологическими принципами, используемыми для изучения различных аспектов культуры, так и эмпирическим материалом различных явлений культуры. Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления. Присутствующие во всех известных культурах человечества.

Задачи и цели:

o Наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности. Содержания, признаков и функций;

o Изучение генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

o Определение места и роли человека в культурных процессах;

o Разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

o Взаимодействие с другими науками, изучающих культуру;

o Изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

o Исследование развития отдельных культур.

o Изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание.

o Анализ фактов культуры, составляющих в совокупности систему культурных феноменов;

o Анализ связей между элементами культуры;

o Анализ динамики культурных систем;

o Способы производства и усвоения культурных феноменов;

o Культурные коды и коммуникации между ними

Предмет культурологии, ее задачи и цели определяют лишь общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует более углубленного исследования, чем занимаются отдельные структурные разделы культурологии.

Объект и предмет культурологии

Закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенациональном. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений).

Место культурологии в системе других наук. Методы культорологических исследований

— Диахронический — требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

— Синхронистический — исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

— Сравнительный — область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

— Археологический — совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

— Типологический — метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

— Биографический — в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении — один из принципов исследования. Особенности данного метода — в работе с текстами.

Культурология Программа курса

— Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

— Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

В XX в. из научных представлений о культуре уходят обертоны романтизма, придающие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени повседневности. Как отмечал Ж- П. Сартр, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она — дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

Формы культуры и задачи культуры

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

• культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:

• религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического .

. 4 основная часть медицинской психологии: 1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и . - это искусственное создание условий, которые обнаруживают особенность психической деятельности человека в болезненных состояниях. При выборе методики экспериментально психологического исследования играют .

• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

• интеллектуальная культура (философия, история, наука).

Задачи культуры

Функции культуры.

— Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.

— Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

— Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

— Коммуникативная функция. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

— Нормативная (регулятивная или защитная функция) — является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы — юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов — это часть исторической культуры.

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое .

— Знаковая Знаки — вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение — семиотическая функция.

— Ценностная (Аксиологическая) Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

— Духовно-нравственная — воспитательные роли культуры.

— Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

6. Теории культурогенеза: историческая, трансцендентальная, игровая, социальная, инволюционная и их сущность.

6) Трансцендентальная концепция: культура была превнесена из вне по средствам импульса или замысла (божественного).

7. Теории культурогенеза: формационная, гуманистически-демиургическая, космологическая, игровая, орудийно-трудовая, магическая и их сущность.

Гуманистически-демилургическая: если человек сотворен по образу и подобию Бога, то он тоже должен иметь творческие начала, и поэтому культура может рассматриваться как 8 день творения. Предложил ее Бердяев.Орудийно-трудовая: необходимость трудиться привела к развитию языка и мышления. Труд является культурным источником. Разрабатывал эту концепцию Энгельс. Космологическая: культура возникла из космоса. В мире во вселенной рассеяны семена жизни из космоса (теория панспермии).

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

Культура и наука. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

Первобытная эпоха — это наибольший период в истории человечества — от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру — что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV—начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.

Человек в информационном мире

. западной культуры по всему миру [Гидденс, 1999]. В качестве другого специфического изменения, хотя и менее очевидного, выступает трансформация самой структуры коммуникативного опыта человека. . "человеческая составляющая" нового мира – мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи? Как меняется деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом, .

. Тем не менее, в начальных классах на уроках "Человек и мир" наиболее популярны игровая, модульная, проблемная, коллективная технологии, критическое мышление, в последнее время - информационная технология, . успешной деятельности в быстроменяющемся и полипроблемном мире [7, с.3]. Изменения в повседневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности .

Представление студентов о справедливом человеке

. студентов выявить отличия и сходства в представлениях о справедливом человеке у студенческой молодёжи. Курсовая работа состоит . укрепляет патриархально-рабовладельческие устои, что возводит в незыблемый закон "сыновнюю почтительность", уважение к старшим и вышестоящим . выходит от внутреннего мира индивида (морали) к нравственности, фиксирующей органические формы общности людей (семья, гражданское .

, мифах, магических действиях, а также в формировании на их основе норм морали и права, а в дальнейшем и политических идеологий.

Культура Древней Месопотамии Если Древний Египет представлялимперию со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуациясложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом иТигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизациицивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнемБлижнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем вдолине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли первыегорода-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья иЕвфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классовогообщества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других болееразвитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук,Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху раннихдинастий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или “первымрасцветом Шумера”. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло.Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыкигородов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания дляпозднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создаликлинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. дон.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеровблагодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумерысоздали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосымифологического содержания (поэма о Гильгамеше).

Около 2300 г. до н.э. Саргон1 сформировал первую постоянную профессиональную армию, примерно в 2000 г. дон.э. была создана арифметика, в основе которой лежала 60-ричная системаисчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский математическийпапирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным изобретением вистории человечества.В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучивписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этогонаучная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась нанедосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснитьсущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальнуюконцепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В общемплане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей иправил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так ишумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однакоони существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой материи,которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно шумерскиммыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как царица небес ицарица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”, сохранился список свышеста этих законов, связанных с шумерской цивилизацией. До сих пор расшифрованосвыше половины этих законов. Здесь самые разные понятия: правосудие,мудрость, героизм, вражда, искусство и боевое знамя, проституция и священноеочищение, музыкальные инструменты и искусство писца, мир, победа, доброта ипр.Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права,показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапипредставляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизацииправовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов, не проводилосьделение на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и пр.право. Цель этого правового кодекса состоит в том, “дабы сильный не притеснялслабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость…” Текст законовХаммурапи носит “синтетический” характер, устанавливая одновременно иправила, и ответственность за их нарушение. Кодекс Хаммурапи уделяет многовнимания наказаниям за различные проступки и преступления — от нарушенияобязанностей, связанных со службой, до Посягательства на имущество ипреступлений против личности.

Примеры похожих учебных работ

Основные тенденции развития образования в современном мире 2

. человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования. 1.Основные направления развития . деятельности, . людей осталось прежним - соборным, коллективным, . мир .

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной деятельности

. адаптации считают несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций [5], переживание которого .


Культурология как наука изучает закономерности куль­турного процесса, памятники и явления материальной и ду­ховной культуры, а также культурные интересы и потребности людей, их участие в сохранении, приумножении и пере­даче культурных ценностей.

Предмет и объект культурологии

Предмет культурологии (в зависимости от подхода) пони­мался на разных этапах становления этой науки по-разному. Основные определения предмета культурологии сводятся к следующим:

1. Культурология изучает содержание, структуру и дина­мику культуры, ее происхождение, отбор и передачу культур­ных ценностей (А. Я.Флиер).

2. Культурология изучает семиотические системы: знаки, символы, язык искусства и всей области творчества челове­ка (Ю. Лотман, А. Кармин).

3. Культурология изучает культуру как универсальный способ творческой самореализации через утверждение смыс­ла человеческой жизни.

Существует множество определений культуры. Это свя­зано с разнообразием самой культуры, с ее пониманием. Можно говорить об антропологическом понимании культуры. В таком понимании любая культура — это образ жизни отдельного человека или общества. Она уникальна и непов­торима. Вот некоторые определения данного подхода:

— культура — это способ существования человечества;
— культура — все, что создано человечеством;
— культура — это общий образ жизни, способ приспособления человека к его естественному окружению и эконо­мическим потребностям.

При социологическом понимании культуры акцент делается на культурные ценности, которые определяют развитие общества:

— культура — это язык, эстетические вкусы, знания, ве­рования и обычаи;
— культура — это наследуемые изобретения, вещи, тех­нические процессы, идеи и обычаи;
— культура — это общепринятый способ мышления.

Философский подход к культуре выделяет в жизни обще­ства некоторые закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Это не внешнее описа­ние или перечисление явлений культуры, а проникновение в сущность происходящих в обществе процессов. В таком по­нимании:

— культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей челове­ка, выраженный в типах и формах организации жизни;
— культура — это относительно постоянное нематериаль­ное содержание, передаваемое в обществе при помощи про­цесса социализации.

Объектом культурологии являются те же культуры, которые интересуют социологов и историков, но предметом культурологии является не простое описание достижений той или иной культуры, а особенности ее рождения, становления, дальнейшего развития и судьбы культуры.

Культурология развивалась и под воздействием переломных событий XX века в Европе. Первая мировая война, революция в России и ряде других стран Европы, фашистские режимы, рост власти человека над природой и гибельные последствия этого ро­ста, появление тоталитарных режимов — все это вызвало новый взгляд на характер европейской культуры, на ее роль в жизни об­щества.

1. культура — это вид человеческого бытия, специфика которого проявляется в том, что он создается человеком;

2. культура — это совокупность материальных и духов­ных ценностей, которые отражают активную творческую де­ятельность людей в освоении мира;

3. культура — это способ жизнедеятельности человека, процесс и результат поиска человеком самого себя и своего места в этом мире;

4. культура — это совокупность идей, материальных объектов, технологий.

Метод культурологии

Разработка общих проблем теории и истории культуры требует привлечения понятийного и методологического аппарата, создаваемого философией, социологией, психологией, этикой, эстетикой, информатикой. Тем самым достигается объединение эмпирического и теоретического уровней изучения культуры. При этом используются общенаучные, философские и специальные методы познания. Например, наблюдение, описание фактов культуры и измерение, по возможности, их параметров, является необходимым исходным пунктом их познания. Непременным условием этого процесса является использование процедур анализа и синтеза, логической дедукции и индукции. До сих пор популярен в культурологии древний метод познания по аналогии. В последние десятилетия широко применяются методы моделирования культурных процессов, в частности компьютерного.

Следует отметить, однако, что использование общенаучных методов в культурологии оспаривается представителями некоторых философских направлений. Так, в учениях неокантианцев XIX ст. (Риккерт, Кассирер и др. ) было предпринято резкое противопоставление методов наук о природе методам наук о культуре. Первые, так называемые генерализующие методы направлены на изучение повторяющихся признаков, сходных моментов в многообразных явлениях природы с целью установления их общего закона.

Методы наук о культуре принципиально отличны: они призваны исследовать уникальные, неповторимые культурные феномены. В результате, эти методы оказываются исключительно описательными (индивидуализирующими, идеографическими).

Практика последующих культурологических исследований показала, что различение методов двух групп наук не стоит абсолютизировать, так же как и преувеличивать уникальность культурных объектов. Здесь оправдано сочетание различных методов и методологических установок. Например, среди философских методов особое значение имеют диалектические (восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического подходов), феноменологические, а также структурно-функциональные методы (выявление элементов системы, установление взаимосвязей).

К специальным методам культурологии можно отнести:

  1. сравнительно-исторический метод (последовательное изучение изменяющегося культурного объекта путем сравнения его состояний);
  2. типологические метод (исследование культурных объектов с целью выявления типичного, общего для них свойства);
  3. герменевтический метод (интуитивно-художественное постижение культурных смыслов, дополняющее объективное рациональное знание чувственными образами, эмоциональными переживаниями).

Следовательно, культурология не ограничивается узким кругом методов и приемов. Методологическая широта имеет свои достоинства при изучении всего многообразия аспектов культуры.

Читайте также: