Оперативное внедрение в орд кратко

Обновлено: 28.06.2024

1. Оперативное внедрение сотрудника оперативно-разыскного органа или лица, сотрудничающего с оперативно-разыскным органом, к отдельным лицам, группам или на предприятия, учреждения, организации проводится по постановлению оперуполномоченного, согласованному с начальником оперативного подразделения и утвержденного руководителем оперативно-разыскного органа.

2. Для выявления и изобличения организованных преступных групп и лиц, подготавливающих или совершающих особо тяжкие преступления, по постановлению, утвержденному руководителем или заместителем руководителя федерального оперативно-разыскного органа, допускается создание и оперативное внедрение групп, состоящих из сотрудников оперативно-разыскного органа или (и) лиц, сотрудничающих с ними.

3. Организация и тактика деятельности таких групп регламентируется нормативными актами оперативно-разыскных органов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оперативное внедрение — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в проникновении в преступную среду сотрудника оперативного подразделения или лица, оказывающего содействие либо сотрудничающего с ОВД на конфиденциальной основе, для решения задач ОРД.

Способ получения информации — проникновение источника в преступную среду, закрепление на объекте внедрения, получение доступа к сведениям интересующим сотрудника оперативного подразделения как субъекта оперативно-розыскного мероприятия, создание обстоятельств, способствующих получению такой информации,

Объектами внедрения могут быть:

— лица, в отношение которых имеются достаточные основания полагать, что они подготавливают, совершают или совершили преступления, а также располагают сведениями о таких лицах или преступлениях;

— предприятия, учреждения, организации и территории, пораженные криминогенной и криминальной обстановкой;

— организованные преступные формирования.

В зависимости от субъекта оперативного внедрения оно подразделяется на:

— оперативное внедрение штатных негласных сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, принадлежность которых к этим органам зашифрована;

— оперативное внедрение сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, исполняющих свои должностные обязанности на гласной основе;

— оперативное внедрение лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел.

При этом не образует самостоятельного ОРМ привлечение к негласному сотрудничеству лица, находящегося в среде внедрения, либо имеющего связь с лицом, представляющим оперативны интерес, либо входящего в состав организованного преступного формирования.

По срокам проведения оперативное внедрение может быть:

— кратковременным (от нескольких часов до нескольких суток);

— долговременным (длящимся несколько месяцев или даже лет).

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД оперативное внедрение проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В таком постановлении должны обосновываться необходимость оперативного внедрения, тактический замысел, роль и задача внедряемого лица, его линия поведения, меры по обеспечению безопасности и конспирации, а также проводится иные данные, обосновывающие правомерность и допустимость действий участника ОРМ.

Оформление результатов оперативного внедрения. Полученные в результате оперативного внедрения материалы должны быть оформлены в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов. От соблюдения этих требований во многом будет зависеть перспектива использования результатов оперативного внедрения в уголовном судопроизводстве. Нарушение правил оформления и тактические ошибки при использовании полученных сведений, могут повлечь за собой расшифровку субъектов внедрения, тем самым создаст угрозу их жизни и здоровью.

Результаты оперативного внедрения могут использоваться в доказывании по уголовным делам. В случае использования при проведении оперативного внедрения технических средств фиксации информации его результаты могут быть отображены на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, фотопленках, магнитных и лазерных дисках, электронных запоминающих устройствах и т. п.), которые после соответствующей процессуальной проверки могут быть приобщены к уголовному делу в качестве доказательств. В исключительных случаях субъект внедрения может принять участие в уголовном процессе в качестве свидетеля, при этом инициатор оперативной разработки должен принять необходимые меры к обеспечению его личной безопасности и безопасности его близких.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Operational psychology. Оперативная психология

Operational psychology. Оперативная психология

Operational psychology. Оперативная психология запись закреплена

ВСЕ ПРО ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЯ, ПОДГОТОВКА, ЮРИСДИКЦИЯ, ПРИМЕРЫ, КНИГИ.

Оперативное внедрение – это ОРМ, заключающееся в конспиративном (под легендой) внедрении штатного оперативного сотрудника или конфидента в криминальную среду или на интересующие объекты в целях получения тщательно скрываемой информации, представляющей оперативный интерес, ее документировании, а также оказании влияния на определенных лиц при принятии ими различных решений.

Внедренный сотрудник (конфидент) обязан в целях личной безопасности и для выполнения поставленной задачи вести себя так, чтобы ни у кого не вызвать подозрений. Часто ему требуется наладить контакты с главными лицами в группировке, войти к ним в доверие и стать приближенным, чтобы получать наиболее достоверные данные, а по возможности даже влиять на предотвращение преступления.

При всей кажущейся ясности и однозначности процесса, он может отличаться по некоторым признакам. Виды оперативного внедрения по количеству конфидентов:
Автономное (один сотрудник).
С помощью такого внедрения решаются следующие задачи: Выяснение состава группировки, ее руководителей, организаторов, исполнителей особо тяжких преступлений, роли каждого члена. Установление конкретных фактов совершенных группировкой преступлений. Уточнение всех лиц, являющихся свидетелями совершаемых нарушений. Фиксация следов преступления (например, фото). Установление местонахождения преступников.

Основанием для оперативного внедрения является информация о наличии криминогенной или криминальной обстановки на объекте или признаках преступной деятельности группы лиц. Мероприятие применяется, как правило, в случаях, когда следственными действиями не представляется возможным выявить тщательно скрываемую и хорошо организованную преступную деятельность организации.

С организационной стороны оперативное внедрение представляет собой сложное (многоходовое) мероприятие и может включать в себя другие оперативно-розыскные мероприятия. Так, в процессе подготовки к внедрению и для изучения оперативной обстановки на объекте может производиться наблюдение, опрос через третьих лиц. После того как лицо было внедрено, с целью выявления нужной информации и ее документирования могут негласно проводиться все оперативно-розыскные мероприятия в зависимости от сложившихся условий.

Следует учесть, что оперативное внедрение как таковое представляет собой именно проникновение в организованную преступную группу, а не использование на конфиденциальной основе лиц, уже находящихся в группе.

Поскольку оперативное внедрение подразумевает (допускает) осуществление оперативным сотрудником или конфидентом преступной деятельности (в части подготовки к совершению преступлений или неоконченного преступления), соответствующие действия формально будут подпадать под признаки соответствующих преступлений, предусмотренных УК. Поэтому проведение мероприятия должно осуществляться на основании постановления, утвержденного руководителем соответствующего органа.

Участие в оперативном внедрении требует от внедряемых лиц, особенно тех, кто занимается этим на профессиональной основе (офицеров особого назначения), хорошо знать правила и особенности поведения в преступной группе и быть всесторонне подготовленными к различным нештатным ситуациям.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, составляют государственную тайну, они не представляются судье, прокурору (за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности), предание гласности сведений допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Результаты оперативного внедрения отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются полученные аудио – и видеозаписи, фотографии и другие собранные доказательства.

ЛИТЕРАТУРА:
1. К. С. Станиславский, Работа актера над собой
2. Оперативная деятельность и вопросы конспирации в работе спецслужб. Т.1- 3: (по материалам открытой печати и литературы) / А. Е. Ивахин.
3. Прыгунов, П. Я. , Психологическое обеспечение специальных операций: Оперативное внедрение [Текст] : учебное пособие
4. Г.С. Човдырова · Статьи по теме
Проблемы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников

Читайте также: