Художник салахов биография очень кратко

Обновлено: 02.07.2024



21 мая нынешнего года (2021) не стало выдающегося художника Салахова. Таира Теймуровича называли основоположником сурового советского стиля. Он был мастером, новатором, педагогом.

Появился на свет Таир Салахов в Баку 29 ноября 1928 года . Его отец занимал важный пост в компартии Азербайджана. В 1937 году он был расстрелян. Мать Салахова осталась одна с пятерыми детьми на руках. У семьи была трудная жизнь, их сторонились, они стали практически изгоями. Через много лет отца оправдают. Но, те события оставят свой суровый след в душе юного Таира, что впоследствии отразится в его работах.

Кстати, именно отец привил детям любовь к рисованию. Он задавал ребятам тему, а лучший рисунок поощрял небольшим денежным вознаграждением. Уже тогда маленький Таир знал, чего хочет и кем будет. После школы закончил бакинское художественное училище и решил продолжить образование в Ленинграде, в Институте живописи им. И.Е. Репина. Таира не приняли из-за указанных в анкете сведений об отце. В Москве ему повезло больше, и он поступил в институт имени В.И. Сурикова, где обратили внимание на его необычайный талант. В студенческие годы кавказский самородок подружился с художниками, которых впоследствии будут обвинять в антисоветчине. Салахов не раз становился перед выбором: принять сторону власти и предать друзей или остаться порядочным человеком. Он выбирал последнее, за что страдал. Ему отказывали в заграничных командировках, лишили его массы других возможностей, доступных лояльным к власти.

В шестидесятых Таир Теймурович стал преподавать. Первое время на родине, затем в своей альма-матер – Суриковском институте. Много писал, выставлялся. К нему пришло всесоюзное признание. Ему начали активно присуждать премии, давали звания. Полотна Салахова стали появляться в музеях по всему Советскому Союзу.

Таир Теймурович поддерживал молодых художников, знакомил советского зрителя с зарубежными живописцами. В частности, с крайне непопулярными у советских властей постмодернистами.

Дочь Салахова Айдан продолжила творческую династию и стала всемирно известной художницей.

Салахов Таир Теймурович

Таир Салахов – одна из самых значительных фигур ХХ века, его работы всегда поражают своей духовной содержательностью, образно-эстетическим строем и метафорической неоднозначностью характеризуют эпоху.



Таир Теймурович с невероятной точностью сумел воплотить на полотне дух времени, в котором он жил и творил. Персонажами на его полотнах часто становились представители рабочего класса, образы которых пропитаны не просто силой, но стойкость и отвагой. Большую часто своих произведений Салахов посвятил своей родине - Азербайджану, нередко изображая на полотнах нахичеванские горы и апшеронские пейзажи.



Юный художник нашел убежище в мире рисования - сначала во Дворце пионеров, а затем в художественном училище. Он помнит свое первое знакомство с искусством. Он взял в библиотеке книгу, и после прочтения кто-то предложил ему нарисовать иллюстрации к этой истории. Он продержал книгу еще несколько недель и сделал именно это, начав, как оказалось, очень успешную карьеру в искусстве. Позже он часто занимался иллюстрированием. Таир Салахов окончил среднюю школу в Баку в 1945 году, а через пять лет окончил Бакинское художественное училище имени А.Азимзаде.


Поначалу семейные узы Таира мешали его карьере. Будучи студентом первого курса института, он принял участие в Азербайджанском конкурсе молодых художников. Вместо того, чтобы использовать свое имя, он представил свою работу в комиссию через двух других художников, которые подписали работу своим именем. Работа была удостоена первой премии. Потребовалось некоторое время, прежде чем личность Салахова как настоящего художника была изучена.








В отличие от сцен, найденных на полотнах в стиле соцреализма, рабочие Таира не романтизированы. Вместо этого они выглядят серьезными, усталыми, грязными и часто неуверенными. Мир, который он изображал на своих полотнах, не был тем уверенным, оптимистичным микрокосмом, который советы всегда пытались представить миру.



Художник и в 1970-х отличается участием во всевозможных проектах. Уже в сорокалетнем возрасте решением Академии Художеств он был избран действительным членом. В 1978 году прошла его крупная персональная выставка в столице. С 1979 по 1997 год художник был членом Президиума Российской академии художеств при Академии художеств СССР. С 1984 по 1992 год Таир Салахов работал директором Департамента живописи и композиции Московского Художественного института им. В. Сурикова.



В 1992 году Салахов был избран вице-президентом Международной федерации художников. В 2011 году Таир Салахов был активным членом Европейской Академии науки и искусства и почетным членом Союза художников Германии. В 2012 году награжден Международной премией в области изобразительного искусства имени А. А. пластовой - "международные имена", состоявшейся в Ульяновске. Его дом-музей содержит коллекцию картин и личный архив, подаренный Азербайджанскому государству Таиром Салаховым. Некоторые работы Таира Салахова были перенесены на ковер и экспонировались на выставке "следы традиций", проходившей в Баку в 2018 году.



Например, в портрете Кары Караева (1960) подчеркивается внутренняя сосредоточенность и погруженность в творческие думы. Чаще художник писал портреты лицом к смотрящему, но в этом портрете он отходит от правила и пишет художника в профиль. Колорит картины приглушенный, выделяется лишь ярко-красная книга. В любой момент композитор может внезапно встать и броситься к пианино, чтобы записать несколько тактов. Этот портрет был удостоен серебряной медали Академии художеств СССР.

Когда Тахир писал портрет русского композитора Дмитрия Шостаковича (1974-76), он подошел к нему совсем по-другому. Шостакович во время написания портрета уже был тяжело болен. Он торжественно смотрит в пространство спиной к роялю. Его хрупкие руки покоятся на красном бархатном табурете. На портрете Салахова изображен человек, на плечах которого лежит тяжесть мира.

Портретные образы, созданные Таиром Салаховым в конце ХХ века, как и те, что написаны в нашем столетии, всегда отличались невероятной уверенностью в передаче внутреннего состояния портретируемых, разнообразием композиционных, живописных приемов. Для художника всегда было важно не просто изобразить на холсте портретируемого, но и на долгие годы оставить печать, создать канонический образ поколения 1960-х годов.


Поездки художника за границу также повлияли на его стиль. Он был одним из немногих привилегированных, кто получил возможность посетить такие страны, как Чехословакия, Франция, Испания, Болгария, Италия, Мексика, Япония и Соединенные Штаты, и написал многие сцены, которые он видел там. В "мексиканской корриде" (1969) он вспоминает момент своего визита в Мексику. В кадре преобладают огромный черный бык с матадором, одетый в ярко-красный. Несколько сомбреро на заднем плане представляют возбужденную толпу на арене.


Если вести разговор о творческой эволюции живописной манеры художника, следует отметить, что поиск новых смысловых построений является внутренней движущей силой его искусства. В творчестве Таира Теймуровича нет пауз и спадов; его жизнь — это вдохновенный труд и наслаждение внутренней свободой. Он смело и виртуозно сочетает различные формообразующие элементы, художественные, стилистические и колористические традиции ориентализма и европейской культуры, создавая новую синкретическую систему языка образной выразительности, не зависящую от конкретных направлений и течений, от сиюминутной конъюнктурной актуальности и моды.


Сегодня девяностолетний Салахов живет в Москве, где является профессором и имеет студию при Московском Художественном институте. На родине, в Азербайджане о его произведениях говорят как о национальном достоянии, в России Салахова считают великим художником и одним из лидеров искусства двух столетий, подлинным классиком, за рубежом — называют гражданином мира, олицетворяющим современную гуманистическую культуру. Таир Салахов уже давно признан за пределами постсоветского пространства. Его картины хранятся в лучших музеях и частных коллекциях по всему миру.

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, жизнь и творчество, живопись, музей, суровый стиль, суровыйстиль, соцреализм, СССР, Салахов, Таир, Баку.

Изображение в информационном окне.

Тахир Теймур оглу Салахов

Русский
советский ( 1928 г. - 1991 г. )
Азербайджанский ( 1991 г. - 2021 г. )

Государственный академический институт изобразительных искусств им. Сурикова ( г )
Школа искусств Азима Азимзаде ( г )

Айдан Салахова ( в )

Таир Салахов (на азербайджанском языке : Тахир Теймур оглу Салахов ), родившийся 29 ноября 1928 г. в Баку и умерла 21 мая 2021 г. в Берлине , является советский , азербайджанский и русский живописец , театральный художник, преподаватель и профессор .

Резюме

биография

Он вспомнил и другие подробности:

С 1963 по 1974 год Таир Салахов преподавал в Азербайджанском государственном университете имени М.Алиева, а с 1975 года - в Московском институте живописи им. В.И. Сурикова (в качестве ассистента, а с 1973 года - преподавателя).

Таир Салахов помогает проводить реставрационные работы в храме Христа Искупителя [исх. необходимо] , работающий в Совете Академии художеств России , курирующий этот проект. Некоторые важные росписи выполнены учениками Салахова. Благодаря стараниям художника проходят выставки известных зарубежных художников, таких как Ф. Бэкон , Г. Юккер, Я. Розенквист , Р. Раушенберг , Я. Кунеллис , Р. Тамайо и др. , организованы в России.

Таир Салахов работает Генеральным секретарем в Совете художников Азербайджана ( 1960 - 1961 ). Преподает в Государственном институте искусств им. М.А. Алиева ( 1963 - 1974 ).

В 1984 - 1992 годах Салахов заведовал кафедрой живописи и композиции Института живописи им. В. И. Сурикова. Он возвышает всю плеяду известных художников [Что?] . Был первым секретарем совета директоров Совета художников СССР ( 1973 - 1992 ).

С 1979 года он является академиком-секретарем отделения живописи и членом Президиума Академии живописи России (до мая 1992 года - АП СССР ). В 1997 году избран вице-президентом.

С 1992 года он был вице-президентом Международной федерации художников (IFA).

Семья

  • Первая жена - Ванцетта Мухит Ханум, живописец, дочь народной артистки СССР Тамары Ханум. У них трое детей и внук:
    • Салахова, Лара Таир (род. 1949 ) - дочь.
    • Салахова, Альсез Тайр (род. 1953 ) - дочь, бывшая жена Константина Райкина .
    • Салахова Айдан Тайровна (род. 1964 ) - дочь, живописец, академик АПР.
    • Кайхан Салахов (р. 1993 ) - внук, художник, архитектор, скульптор.
    • Салахов Иван Таирович ( 1977 г.р. ) - сын, реставратор, работает в Государственной Третьяковской галерее.

    Обязанности

    • Член Президиума Академии художеств СССР с 1979 года , вице-президент Академии художеств России с 1997 года.
    • Академик Академии художеств ( 1975 ; член-корреспондент, 1966 ). Народный артист СССР ( 1973 ). Герой Социалистического Труда ( 1989 ). Лауреат Государственной премии СССР ( 1968 ) и Государственной премии Российской Федерации ( 2012 ). Член Коммунистической партии Советского Союза с 1964 года .
    • Депутат Верховного Совета СССР ( 1966 - 1974 ). Депутат Верховного Совета Азербайджана РС ( 1963 - 1967 ). Член ЦК КПСС с 1990 - 1991 гг .

    Работает

    • композиторы Шостакович , Гара Гараев , Ф.М.Д.Амиров ,
    • художник Р. Раушенберг ,
    • актер М. Челла ,
    • писатели Мирза Алекпер Сабир, Расул Рза, Г. Гессе , Максуд Ибрагимбеков,
    • скрипач М.Л.Ростропович и др.

    Салахов также известен своими натюрмортами и абшеронскими пейзажами , декорациями для выставок, работами, созданными в США , Италии , Мексике ( La corrida mexicaine , 1969 ) и других странах.

    Картины Салахова выставлены в крупнейших музеях России , Азербайджана , Украины и других стран постсоветского пространства. Они хранятся в частных и музейных коллекциях по всему миру. С 1950-х годов он регулярно участвовал в национальных и международных художественных выставках. Его персональные выставки проходят в Баку и Москве, а также в нескольких других городах мира.

    1__upload_iblock_199_1994feb23c9e188328213c1edbc7443f (639x417, 262Kb)


    У Каспия

    Оркестр Andre Rieu (Дм.Шостакович - Вальс №2)

    big (223x200, 14Kb)

    Кафе Греко (646x480, 594Kb)


    Кафе Греко

    Салахов рассказывал: "Отец был арестован 29 сентября 1937 года, я хорошо это помню, мне было девять лет. Он был первым секретарём Лачинского района. 4 июля 1938 года после заседания тройки — у меня есть отцовское дело, там четыре статьи тяжелейшие против него — его приговорили к высшей мере и привели в исполнение. Мы узнали об этом только в 1956 году, когда его реабилитировали. Всё это наложило отпечаток на нас, пятерых детей. Мы не верили, что наш отец что-то совершил, мы хотели возродить доброе имя отца и матери".

    Солнце в зените (634x554, 187Kb)



    Солнце в зените (портрет матери)

    Он также вспоминал: "И наша мать нас, пятерых детей, вырастила одна. За двадцать лет в наш дом не зашел ни один человек, все боялись: это ведь была семья врага народа. Нам не подавали руки, мы, дети, выросли в какой-то изоляции. Но помню, как отец клал рубль под серебряную чернильницу и говорил: „Ну, кто сегодня лучше нарисует Чапаева?“ Он засыпал, а мы старались. Эти конкурсы, пожалуй, и сделали из нас художников. У меня есть картина — портрет матери. Мать у меня на фоне агавы — и это не листья агавы, это мы, её дети. "

    Айдан – Звезда Востока (635x489, 331Kb)


    Айдан – Звезда Востока (дочь Таира Салахова, тоже известная художница)

    Древний Баку. (634x443, 413Kb)


    Древний Баку

    Женщины Апшерона (636x595, 537Kb)



    Женщины Апшерона

    Коррида-Бенальмадена. Испания (636x493, 490Kb)



    Коррида-Бенальмадена. Испания


    Произведения Салахова представлены в крупнейших музеях России и других стран, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Государственный музей Востока (Москва), Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Азербайджанский государственный музей искусств имени Р.Мустафаева (Баку), хранятся во многих государственных и частных собраниях мира. С 1950-х годов он постоянно участвует в крупных союзных, республиканских, академических, тематических выставках.

    Новое море (639x662, 363Kb)



    Новое море


    Таир Салахов внес вклад в осуществление реставрационных работ в храме Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Важные росписи в храме исполнили его ученики. Одно из главных его достижений – популяризация западного современного искусства. Благодаря усилиям Салахова в Москве состоялись персональные выставки крупнейших звезд западного искусства, работы которых никогда ранее не выставлялись у нас в стране: Р.Раушенберга, Д.Розенквиста, Г.Юккера, Ф.Бэкона, Ж.Тэнгли, Д.Моранди, Я.Кунеллиса, а также успешные выставки "12 европейских художников" и "40 художников Нью-Йорка".

    Солнечное утро (636x670, 343Kb)


    Солнечное утро


    Живопись, графика, театральные декорации - всем произведениям Таира Салахова свойственно особое благородство формы, стройность линий и контрастность цвета. Пластическая выразительность произведений художника созвучна беспокойным ритмам искусства ХХ века - его работы на зарубежных выставках соседствуют с произведениями Пикассо и Брака, чье творчество всегда воспринималось как антитеза академизму. Однако прошло время, и сегодня в Российской Академии художеств, а также в академиях других стран (почетным членом некоторых мастер является) Салахов воспринимается как абсолютный классик. Монументальность образа и строгая красота живописи - неизменные вечные качества искусства мастера.

    Утро на Каспии (633x660, 335Kb)



    Утро на Каспии


    Сам Салахов - красивый человек, благородной наружности, с импозантностью дипломата - внушает доверие и так располагает к себе окружающих, что к нему идут за советами и по творческим, и по личным проблемам, он вдумчиво выслушивает и взвешенно советует. По всей некогда большой стране сотни молодых художников - бывших членов молодежной организации Союза художников СССР, которой руководил Салахов, - до сих пор вспоминают его неоценимую помощь, его участие в их творческой судьбе.


    Совсем недавно, в начале 2016 года, в Москве в Третьяковской галерее успешно прошла персональная выставка художника.

    Старый Михас. Испания (636x461, 431Kb)



    Старый Михас. Испания

    Ремонтники (640x376, 331Kb)



    Ремонтники


    Варя - постоянный источник моего вдохновения. Я неоднократно писал её портреты, один из которых переложил на ковер. В этих работах отражены моё с Варей время, наши отношения, чувства. Она - преданный, надежный человек, и я очень ценю эти качества, стараюсь относиться к ней с той же предупредительностью."

    С вахты. 1957 (640x293, 213Kb)



    С вахты


    А вот что говорит о своем муже и его творчестве Варвара Александрова: "Работы Салахова - настоящее таинство. В этот мир кроме него самого войти никто не может. Успех Таира завоёван не только талантом, но и большим трудом. Я не перестаю удивляться Таиру. Рано столкнувшись с жизненными трудностями, он сохранил доброе, отзывчивое сердце и всегда готов прийти на помощь людям. С ним безумно интересно жить.

    Мир Сальвадора Дали (640x406, 380Kb)



    Мир Сальвадора Дали

    17938 (650x418, 384Kb)



    Алагез - легенда Востока

    В. С. Всегда стараемся дарить друг другу полезные подарки, чтобы они приносили радость. Часто преподносим друг другу цветы и всегда разные. У Таира есть целая серия картин с нашими букетами. Таир молод душой, сердцем, обладает светлым мироощущением. Жизнь часто ставит перед людьми разные сложности, а мы преодолеваем их вместе. И я счастлива, что рядом со мной надежный друг и прекрасный человек.

    Встреча в Монако (639x494, 816Kb)



    Встреча в Монако


    Т. С. Подарки должны быть оригинальными. Вот, например, на Западе в музеях часто продают имитации изделий, представленных в экспозиции. Я всегда покупаю для Вареньки понравившуюся мне вещь и затем перекладываю ее на подходящий благородный металл. Варя любит покупать цветы, что находит отражение в моем творчестве.

    Портрет Оли Рукавишниковой (539x382, 297Kb)



    Портрет Оли Рукавишниковой


    В. С. За десятилетия совместной жизни у нас, к счастью, так и не появилась привычка в отношениях. Мы постоянно открываем друг в друге новые грани, и это несказанно радует. А разве постоянное обновление не есть молодость?Моя жизнь посвящена творчеству и здоровью Таира - это для меня главное.

    f942aedd38da7f481d13589d80c25bb9 (598x700, 527Kb)



    Яркое утро. Подмосковье


    Т. С. Иногда мы с Варей сидим и просто разговариваем. Каждый из нас невольно думает: быть может, это самые счастливые минуты нашей жизни? И мы понимаем, как важно дорожить этим временем, и как прекрасно прожить долгие годы рядом с человеком, не обидев его ничем.

    Портрет Дана (577x700, 533Kb)



    Портрет Дана

    Портрет Дмитрия Шостаковича. (577x700, 320Kb)


    Портрет Дмитрия Шостаковича

    67cb87efa1496711158a1b24447796fc (552x693, 350Kb)


    Портрет Ирины Струевой


    Мартовские мимозы
    23.

    Портрет Вари (жены художника)

    Танец Победы. Испания (549x700, 601Kb)


    Танец Победы. Испания

    1__upload_iblock_9fd_9fdb2d955ab03e614b0d2f19b09d8f69 (498x699, 90Kb)


    Алдан

    Варвара в красной шляпе, 2005 (504x700, 376Kb)


    Варвара в красной шляпе

    Мстислав Ростропович (513x700, 440Kb)


    Мстислав Ростропович

    Нефтянник (500x561, 331Kb)


    Нефтянник

    Портрет Вари (520x700, 364Kb)


    Портрет Вари

    Портрет Евгения Дунаевского, 1997 (490x617, 426Kb)


    Портрет Евгения Дунаевского

    Портрет Бориса Ефимова, 2006 (474x700, 440Kb)


    Портрет Бориса Ефимова

    1 (405x595, 240Kb)


    Встреча с Робертом Раушенбергом. Центральная часть триптиха

    Портрет Варвары в платье Пикассо (473x700, 284Kb)


    Портрет Варвары в платье Пикассо

    Читайте также: