Терапевтическая когнитивная оценка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существует большая вероятность, что источник проблем и знакомое многим состояние психологического дискомфорта находятся в самом человеке и не зависят от жизненных ситуаций. Разобраться в причинах тревог и страхов, научиться верно реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции, убеждения и поведение – все это необходимо нам в условиях ощутимо меняющихся событий в мире.

Давайте поговорим об одной из эффективных психологических методик, которую давно и успешно применяют психологи с целью благотворного воздействия на мышление человека и исправления ошибок в его поведении, – о когнитивно-поведенческой психотерапии.

Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.

С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек – как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия – это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.

Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.

  • выявить тревожные мысли, которые способствуют возникновению страхов, депрессий, фобий, панических атак;
  • пересмотреть образ жизни и трансформировать его в здоровую норму (к примеру, избегать перегрузок, поменять распорядок дня, избавиться от вредных привычек);
  • закрепить новое мышление и в будущем верно противостоять возникающим негативным ситуациям;
  • преодолеть стыд за свои слабости и тревоги, научиться делиться проблемами с близкими людьми и с благодарностью пользоваться их поддержкой.

Какие преимущества у КПТ?

Наиболее важным достоинством применения КПТ является устойчивый долговременный результат. После прохождения когнитивно-поведенческой психотерапии пациент умеет сам контролировать, диагностировать и лечить сложные состояния и становится сам себе психологом, поэтому рецидив практически исключен.

Помимо этого, КПТ имеет еще целый ряд преимуществ:

  • высокую эффективность, доказанную множеством клинических испытаний;
  • краткосрочность – обычно требуется примерно 10-15 консультаций;
  • дает качественную научную базу, так как подход основан не только на психологии, но и на психофизиологии, нейробиологии и других научных течениях;
  • понятный пациенту и терапевту план действий;
  • преследует конкретные задачи и решает конкретные проблемы, которые обсуждаются в начале проведения сессий;
  • признана на уровне страховых компаний, то есть расходы на КПТ в некоторых случаях осуществляются посредством медицинского страхования.

Основные принципы КПТ

На чем же стоит когнитивно-поведенческая психотерапия?

Основными принципами нового мышления будут:

Ваши переживания – это только ваше личное видение и личная оценка конкретной ситуации, а не результат прошлого опыта.

Можно кардинально изменить свою оценку произошедшего события и мысли, связанные с ним.

Ваши негативные убеждения, хоть и кажутся правдоподобными, не являются истиной. И именно от этих убеждений вы испытываете психологический дискомфорт.

Ваши тревожные переживания – это схема мышления, к которой вы привыкли. Вы в силах изменить образ мышления и проверить наличие ошибок в привычных убеждениях.

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется психологами для преодоления и коррекции у пациентов:

  • тревожных расстройств;
  • шизофрении;
  • депрессивных состояний;
  • разновидностей зависимости;
  • расстройств пищевого поведения;
  • фобий;
  • обсессивно-компульсивных расстройств;
  • нарушений сна;
  • асоциального поведения;
  • психосоматических заболеваний.

Кроме того, в последнее время психологи предлагают применять методы КПТ для помощи пациентам с хроническими заболеваниями. Однако, результативность такого подхода пока не имеет стойких доказательств. Но уже сейчас существует перечень болезней, при которых КПТ может успешно дополнить медицинский план лечения. Это – бронхиальная астма, гипертония, острый психоз, синдром раздраженного кишечника, неприятные симптомы менопаузы.

Резюмируя возможности методики КПТ, можно говорить о том, что такая терапия может эффективно применяться для коррекции психоэмоциональных расстройств и неврологических нарушений, а в некоторых случаях способна стать хорошим дополнением к стандартной схеме лечения хронических заболеваний. Поэтому знание КПТ-подхода рекомендуется освоить желающим получить профессию психолога, практикующим психологам и психотерапевтам любых направлений, врачам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов. Всем заинтересовавшимся мы предлагаем пройти дистанционный курс обучения, который поможет в приобретении востребованной профессии психолога или в совершенствовании имеющихся знаний.

Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии

В своих сессиях психологи КПТ, в зависимости от ключевой проблемы, применяют разнообразные техники, помогающие выявить, проанализировать и скорректировать тревожное восприятие человеком ситуации. Зачастую человек заранее боится того, что сам себе напророчил, на подсознательном уровне ожидает плохого. Так и начинается паника. При помощи методик КПТ человек изменяет свое мышление и ощутимо снижает действие негатива на свое психоэмоциональное состояние.

Рассмотрим основные существующие техники КПТ:

    Один из самых распространенных методов – это сократовский диалог. Терапевт задает пациенту вопросы таким образом, чтобы тот сам смог найти источник своих устоявшихся правил. Специалист слушает ответы и обращает внимание клиента на логические противоречия. Далее совместно обсуждаются аргументы за и против, исследуются значение и влияние мысли на психологическое состояние. В итоге пациент выказывает готовность пересмотреть свои убеждения, приходит к новым выводам и, соответственно, к новому поведению.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что когнитивно-поведенческая психотерапия дает явное понимание о происхождении негативных реакций и отрицательных эмоций человека и предлагает конкретные маршруты к нормализации эмоционального состояния. Психолог КПТ показывает клиенту, что нет ничего невозможного, и даже в самой сложной ситуации можно радоваться жизни и контролировать свои страхи.

Терапия когнитивной оценки была развита как интегративный подход к измене­нию личности несколько лет назад. Она предполагает, что аффект, поведение и по­знание — это взаимозависимые и взаимовлияющие психологические компоненты и что источником побуждения является поиск человеком психологической без­опасности, которой он пытается достичь при помощи повторения определенного привычного опыта. Этот подход подразумевает социальное научение и межлично­стные взаимодействия, его процедуры включают в себя элементы клиент-центрированной терапии и гештальт-терапии в дополнение к РЭТ. Однако терапия ког­нитивной оценки — это не набор определенных процедур, а скорее уникальное, как считают его авторы, теоретическое понимание, которое помогает клиенту по­стигать и изменять себя.

В ТКО выводы и оценки основаны на том, что называетсяличными жизненны­ми правилами. Это индивидуальные версии взаимосвязанных и причинно-след­ственных отношений, которые существуют в естественном и социальном мире, и индивидуальные версии моральных принципов и социальных ценностей.

У каждого человека есть характерный только для негоэмоциональный на­строй, который зависит от индивидуальной истории развития. Привычный эмоциональный настрой возникает на основе повторяющегося соприкосновения с определенными событиями, и обычно это происходит в лоне семьи, но также и с определенными моделями проявления эмоций и взаимодействия. В ТКО при­вычные эмоциональные переживания, которые обеспечивают ощущение безопас­ности, называютсяличностно-типичными аффектами.

Чтобы завершить специальный словарь, используемый в ТКО, отметим, что поведенческие реакции, которые обслуживают личностно - типичные аффекты, на­зываются поведениемпоиска безопасности. Как правило, это поведение в обла­сти межличностного взаимодействия, которое вызывает предсказуемые реакции других людей, и эти реакции стимулируют предсказуемые чувства субъекта.

Главная тактика в ТКО — это понимание эмоциональных, поведенческих и по­знавательных паттернов таким образом, чтобы клиент мог понимать их в этом же ключе. Проницательное понимание своих личностных особенностей является осно­вой для любого изменения, так как клиент может тогда сознательно работать с собственными внутренними силами и устремлениями. Клиент может быть преду­прежден относительно силы привычных чувств, которая будет работать против изменений. Когда клиенты понимают, что они сознательно желают изменений и готовы к ощущению психологической опасности, они тем самым подготовлены к некоторому необходимому уровню внутреннего разногласия и дискомфорта. То­гда они могут работать сами со своими эмоциями.

Стыд, жалость к себе (в противовес чувству собственного достоинства) — важ­ные чувства, на которые обращают особо пристальное внимание в ТКО.

ТКО поддерживает более позитивные виды самооценки и работает над усилени­емчувства собственного достоинства клиентов. Чувство собственного достоинства противостоит стыду и жалости к себе. Труд­но чувствовать себя виновным или стыдиться чего-либо, когда вы делаете то, что считаете правильным и при этом вы не испытываете жалости к себе. Подход ТКО к самооценке заключается в том, что чувство собственного достоинства, основан­ное на моральных действиях, дает силу. Человеку, который чувствует в себе силы, не так легко почувствовать стыд или жалость к себе, потому что он чувствует себя равным и заслуживающим внимания, а не низшим и уязвимым.

Терапия когнитивной оценки была развита как интегративный подход к измене­нию личности несколько лет назад. Она предполагает, что аффект, поведение и по­знание — это взаимозависимые и взаимовлияющие психологические компоненты и что источником побуждения является поиск человеком психологической без­опасности, которой он пытается достичь при помощи повторения определенного привычного опыта. Этот подход подразумевает социальное научение и межлично­стные взаимодействия, его процедуры включают в себя элементы клиент-центри-рованной терапии и гештальт-терапии в дополнение к РЭТ. Однако терапия ког­нитивной оценки — это не набор определенных процедур, а скорее уникальное, как считают его авторы, теоретическое понимание, которое помогает клиенту по­стигать и изменять себя.

знаваемого процесса познания к неосознаваемому, последний должен выводиться из того, что люди говорят и делают.

2) обнаружение стимула;

3) скрытое описание наблюдаемого стимула;

4) вывод относительно предъявленного стимула;

6) эмоциональная реакция, определенная оценками;

7) решение относительно того, как реагировать, и поведенческая реакция;

8) обратная связь (подкрепление) относительно поведенческой реакции.

В дополнение к внешним стимулам люди в отличие от животных реагируют на внутренние стимулы — свои собственные мысли и чувства.

В ТКО выводы и оценки основаны на том, что называется личными жизненны­ми правилами.Это индивидуальные версии взаимосвязанных и причинно-след­ственных отношений, которые существуют в естественном и социальном мире, и индивидуальные версии моральных принципов и социальных ценностей. Напри­мер, кто-то может иметь логически выведенное правило, что все собаки кусаются, если подойти к ним слишком близко, и оценочное правило, что физической боли надо избегать. Основанное на этих правилах логическое заключение гласит, что должно избегать собак, чтобы избежать боли, и человек с фобией делает именно так.

Кроме того, существенным моментом является влияние аффекта на поведение и познание. Вспомните, что люди обладают эмоциональными привычками,т. е. они являются приученными к некоторым эмоциональным чувствам. Чтобы со­хранить эмоциональные привычки, они должны привести свои высказывания и действия в согласие со своими чувствами. Привычные эмоции зависят от поведе­ния и познания, которые будут сохранять и воспроизводить их. Мало того, что люди привыкают к некоторым чувствам: им необходимо заново испытывать эти чувства, чтобы иметь ощущение психологической безопасности. Люди чувствуют себя наиболее удобно и безопасно в знакомой обстановке, со знакомыми людьми. Слишком много привычных дружеских отношений могут стать скучными, но слиш­ком много новинок могут стать угрожающими. Согласно ТКО, каждый человек имеет неосознанные личные жизненные правила, которые предписывают, что он должен чувствовать; тогда у человека имеет место характерный для него эмоцио­нальный настрой.

Когда субъективные эмоциональные переживания не соответствуют привыч­ному для человека эмоциональному настрою, автоматические процессы активи­зируются, чтобы возвратить чувства в предписанный диапазон эмоционального настроя. Отклонения ниже привычного эмоционального уровня, т. е. когда кто-то чувствует себя хуже, чем обычно, исправляются определенными поднимающими настроение мыслями и действиями, которые известны как защиты. Психологи­ческие защиты, согласно ТКО, являются просто автоматическими процессами, которые возвращают эмоциональное состояние человека к привычному уровню. Аналогично когда чувства превышают этот уровень, т. е. когда кто-то чувствует себя слишком хорошо, автоматические процессы начинают работать, чтобы воз­вратить человеку его привычное состояние.

У каждого человека есть характерный только для него эмоциональный на­строй,который зависит от индивидуальной истории развития. Привычный эмо-

циональныи настрои возникает на основе повторяющегося соприкосновения с определенными событиями, и обычно это происходит в лоне семьи, но также и с определенными моделями проявления эмоций и взаимодействия. В ТКО при­вычные эмоциональные переживания, которые обеспечивают ощущение безопас­ности, называются личностно-типичными аффектами.Когда они позитивны, ни­кто не обращает на них внимания, потому что существует культурная ценность (например, в США), что чувствовать себя хорошо — это хорошо. Люди с такой ценностью сознательно стремятся испытывать хорошие чувства и побуждают себя участвовать в доставляющей удовольствие деятельности и межличностном взаи­модействии.

Может показаться, что гипотеза, согласно которой часть людей неосознанно предпочитают чувствовать себя скорее плохо, чем хорошо, противоречит устояв­шемуся и имеющему биологические истоки в психологи­ческой теории принципу. Основанием для большинства психологических положений о человеческой природе яв­ляется принцип гедонизма,т. е. что любые живые сущест­ва, включая людей, желают удовольствия и избегают боли. Потребность в негативном личностно-типичном аффекте, кажется, является исключением из этого принципа. Чем

может подкрепляться переживание негативных аффектов? Ответ в рамках ТКО заключается в том, что эти переживания в определенных условиях подкреплялись больше, чем удовольствие или предотвращение боли.

Чтобы завершить специальный словарь, используемый в ТКО, отметим, что поведенческие реакции, которые обслуживают личностно-типичные аффекты, на­зываются поведением поиска безопасности.Как правило, это поведение в обла­сти межличностного взаимодействия, которое вызывает предсказуемые реакции других людей, и эти реакции стимулируют предсказуемые чувства субъекта. На­пример, если гнев — личностно-типичный аффект, субъект может участвовать в провокационных действиях, которые в результате, конечно, вызовут именно те ре­акции, которые разгневают субъекта. Познавательные способности, обслуживаю-

Основанием для боль­шинства психологиче­ских положений о чело­веческой природе является принцип гедо­низма.

щие личностно-типичные аффекты, называются оправдывающими, потому что они обеспечивают объяснение этих чувств. Например, если беспокойство — лич-ностно-типичный аффект, человек мог бы полагать, что случится что-то ужасное. Когда нет никакого подтверждения того, что может произойти что-нибудь ужас­ное, а человек продолжает думать, что это произойдет, это будет оправдывающей познавательной способностью, т. е. мысль оправдывает чувство.

План обычной когнитивно-бихевиоральной терапии состоит в том, чтобы оп­ределить некоторые поведенческие реакции и познавательные способности как цели изменения. Направленность этих целей логически обоснована: задания на дом клиенту направлены на закрепление новых форм поведения, и ему показыва­ется очевидная необоснованность оправдывающих познавательных способностей.

В ТКО предполагается, что люди, которые действуют против своих собствен­ных интересов, ищут безопасности в привычных чувствах. Вместо того чтобы убеж­дать клиента в том, что он заблуждается, и оспаривать его видение ситуации, мы выявляем присутствие личностно-типичных аффектов, форм поведения поиска безопасности и оправдывающих познавательных способностей и объясняем их клиенту.

Главная тактика в ТКО — это понимание эмоциональных, поведенческих и по­знавательных паттернов таким образом, чтобы клиент мог понимать их в этом же ключе. Проницательное понимание своих личностных особенностей является осно­вой для любого изменения, так как клиент может тогда сознательно работать с собственными внутренними силами и устремлениями. Клиент может быть преду­прежден относительно силы привычных чувств, которая будет работать против изменений. Когда клиенты понимают, что они сознательно желают изменений и готовы к ощущению психологической опасности, они тем самым подготовлены к некоторому необходимому уровню внутреннего разногласия и дискомфорта. То­гда они могут работать сами со своими эмоциями.

Стыд, жалость к себе (в противовес чувству собственного достоинства) — важ­ные чувства, на которые обращают особо пристальное внимание в ТКО. Стыд — это чувство личностных недостатков и дефектов, которые являются настолько плохими, что они должны храниться в секрете. В отличие от вины, которая касается действий, нарушающих правила группы, нормы общества или заповеди религии, стыд относится к чувству личностного несоответствия. Эта форма самокритики и самопроклятия настолько распространена, что многие чувствует себя подобно из­гою в компании друзей или в кругу семьи. Эти чувства могут сопровождаться так­же самоизоляцией, для того чтобы избежать разоблачения и дальнейшей критики. Беспокойство возникает из опасения, что тайные слабости будут замечены другими.

Однако когда стыд — это личностно-типичный аффект, он будет рассматри­ваться скорее как стремление к оскорблениям, чем как избегание их, несмотря на то что в этом нет никакого рационального смысла. Почему человек действует так, как будто он стремится испытывать чувство стыда? Потому, что это привычное эмоциональное состояние, которое приносит ощущение безопасности. Неудиви­тельно, что эти люди часто испытывали стыд в детстве и юности; их часто оскорб­ляли родители, и многие из них подвергались сексуальному насилию. В то время как они сознательно ненавидят стыд, они постоянно действуют так, как будто стремятся к нему, это говорит о том, что данное чувство является личностно-типич-ным аффектом и что их действия — это образец поведения поиска безопасности.

Жалость к себепредполагает, что некто чувствует себя жертвой несправедливо­сти, безразличия. Жалость к себе не ведет к инициативе самоусовершенствования, потому что чувства подтверждают бессилие что-либо изменить. Когда жалость к себе — личностно-типичный аффект у человека, для него характерно поведение поиска безопасности, которое направлено на поиск преимуществ у других и при­водит к тому, что эти люди оправдывают жалость к себе, воспринимая себя как жертв других людей или обстоятельств. Поскольку они воображают себя слабы­ми, но заслуживающими помощи, они кажутся пассивными, зависимыми, они не­охотно берут на себя ответственность или инициативу, чтобы удовлетворить свои собственные желания. Депрессивно настроенные люди обычно видят себя жерт­вами, и поэтому жалость к себе должна рассматриваться в связи с депрессией.

И стыд, и жалость к себе часто выражаются в гневе.Когда гнев вызывается стыдом или жалостью к себе, то обычно его цель — люди, которые пристыдили или преследовали этого человека, или те, кто отказался помочь. Поскольку ощу­щение себя слабым возникает всякий раз, когда возникает чувство стыда или жа­лости к себе, гнев в такой ситуации бесплоден и редко непосредственно направлен на соответствующую цель из-за опасения возмездия. При рассмотрении проблем гнева желательно обратить внимание на стыд или жалость к себе и на отношение к себе как к жертве.

ТКО поддерживает более позитивные виды самооценки и работает над усилени­ем чувства собственного достоинстваклиентов. Далее, ТКО настаивает на том, чтобы чувство собственного достоинства было основано только на собственных решениях и действиях человека, которые являются совместимыми с его созна­тельно принятыми личными жизненными правилами. Люди уважают себя, когда они делают то, что правильно с их точки зрения, для этого они должны понимать, что правильно и неправильно в данное время. Чувство собственного достоинства тогда находится под контролем человека; так как он должен делать только то, что считает правильным. Индивидуум, а не другие люди обладает властью над само­оценкой. То, как вы себя оцениваете, — это вопрос о необходимости сделать мораль­ный выбор, а не получить одобрение других, хотя уважающий себя человек настаи­вает на том, чтобы другие относились к нему с уважением. Консультант не решает, что нравственно для клиента — это является задачей клиента, которую он решает, согласуясь со своими моральными принципами и социальными ценностями.

Чувство собственного достоинства противостоит стыду и жалости к себе. Труд­но чувствовать себя виновным или стыдиться чего-либо, когда вы делаете то, что считаете правильным и при этом вы не испытываете жалости к себе. Подход ТКО к самооценке заключается в том, что чувство собственного достоинства, основан­ное на моральных действиях, дает силу. Человеку, который чувствует в себе силы, не так легко почувствовать стыд или жалость к себе, потому что он чувствует себя равным и заслуживающим внимания, а не низшим и уязвимым.

Хотя ТКО была разработана для индивидуальной психотерапии, ее концепции также успешно применялись в группах, парах, в детских и детско-родительских взаимодействиях. Эти концепции могут быть полезны, предлагая свежий взгляд на факторы сопротивления психотерапевтическим изменениям и сохранения ста­тус-кво клиентом.

Одна из самых последних моделей в когнитивном подходе — краткосрочное интегративное консультирование (КИК)— была разработана, чтобы удовлетво-

рить потребность в краткосрочных психотерапевтических вмешательствах. Со­гласно ей, консультант быстро оценивает индивидуальные особенности клиента, которые препятствуют его повседневной жизни. Выслушать, как клиент описыва­ет трудности в отношениях с другими, саморазрушающее поведение, обычно бы­вает достаточно. (Психологические тесты могут использоваться, чтобы ускорить этот процесс.) Затем консультант дает обратную связь, делится впечатлениями и показывает клиенту, в чем заключаются его проблемы. Целью здесь является быстрое самопонимание.Затем консультант и клиент разрабатывают план рабо­ты, направленной против дисфункциональных тенденций, учитывая особенности индивидуальности клиента.

Мультимодальная терапия

Отдавая должное тому предположению, что клиническая практика должна стро­го придерживаться принципов, процедур и результатов психологии как экспери­ментальной науки, мультимодальное направление выходит за рамки бихевиораль-ной традиции, добавляя уникальные процедуры диагностики, глубоко и детально рассматривая сенсорный, когнитивный, межличностный факторы, фактор вооб­ражения и результаты их взаимодействия. В основе ММТ предположение, что пациенты обычно обеспокоены множеством специфических проблем, к которым также следует подходить при помощи разнообразных специфических методов.

Мультимодальная диагностика подразумевает оценивание следующих обла­стей личности (сокращенно BASIC I.D.):

B(ehavior) = поведение;

A(ffect) = эмоции;

S(ensation) = ощущения;

I(magery) = воображение;

C(ognition) = мышление;

I(teij>ersonal relationships) = межличностные отношения;

D (rugs/biology) = лекарства/биология.

Таким образом, BASIC ID. — это аббревиатура названий каждой из этих мо­дальностей. Важно помнить, что D означает не только наркотики, лекарства или другие фармакологические вмешательства, но еще и питание, гигиену, физиче­ские упражнения и все основные физиологические (в том числе и патологиче­ские) воздействия.

Сторонники этого одного из наиболее современных подходов в когнитивно-бихевиоральной терапии считают, что ММТ — персональна и индивидуальна. Этот подход характеризует тщательное рассмотрение ин­дивидуальных исключений из общих правил и принципов; такое исследование предполагает применение для каждого человека соответствующих вмешательств. Клиническая эффективность определяется гибкостью, многосторонно­стью и техническим эклектизмом терапевта.

Оставаясь технически эклектичной, ММТ основыва­ется прежде всего на теоретической базе теории социаль­ного научения Бандуры, в то же время опираясь на общую теорию систем Берталанфи и теорию групп и коммуника­ций Ватцлавика.

Большая часть нашего опыта — это движения, эмоции, ощущения, воображе­ние, мышление и взаимосвязь одного с другим; человеческая жизнь — это продукт внешнего поведения, аффективных процессов, ощущений, образов, умозаключе­ний, межличностных отношений и биохимических функций.

1. Специфическое и всестороннее внимание, уделяемое всем модальностям BASIC ID.

2. Использование диагностики BASIC ID. второго порядка.

3. Использование модальных профилей.

4. Использование структурных профилей.

5. Обдуманное сочетание процедур.

6. Прослеживание пускового механизма определенной модальности.

Оставаясь технически эклектичной, ММТ основывается прежде всего на теоретической базе теории социаль­ного научения Банду­ры, в то же время опи­раясь на общую теорию систем Берта­ланфи и теорию групп и коммуникаций Ватц­лавика.

Пример

Некоторым клиентам особенно подходят тихие, пассивные, рефлексивные слуша­тели; другие хотят работать с активными, директивными и прямолинейными те­рапевтами. Некоторым клиентам, возможно, нужны различные терапевтические стили в разное время. Как терапевту следует оценить, что вероятнее всего при­ведет к успеху: пассивная рефлексия или открытое обсуждение? Ответ можно найти главным образом наблюдая влияние различных применяемых тактик и учи­тывая влияние скрытых и явных ожиданий клиента. Даже эффективный терапевт будет делать ошибки при оценке ожиданий клиентов и в примененных тактиках, но способные терапевты, отмечая эти ошибки, изменят курс терапии. Составив де­тальный модальный профиль (диаграмму, описывающую излишки и дефициты в BASIC ID. клиента), ММ-терапевт прибегает к двум основным процедурам: при­соединению и прослеживанию.

Терапевт хотел сразу уйти в сферу эмоций, но вместо этого некоторое время следовал желанию клиента подробно останавливаться на когнитивных компонен­тах. Неудачная настройка на модальность клиента часто приводит к чувству отчуж­дения — клиент чувствует себя непонятым или может прийти к заключению, что

Пример

Пример I.BSCA пускового механизма можно увидеть на общественном собрании при большом скоплении людей, где какой-то человек оскорбляет одного из своих друзей (/) и выходит из комнаты (В). Он начинает чувствовать жар и дрожь, и у него возникает силь­ная головная боль (S). Затем он сожалеет, что действовал агрессивно и импульсивно, но начинает рационализировать свое поведение (С). И тем не менее он приходит к выводу, что он глупый и неуравновешенный человек. Вскоре он начинает впадать в депрессию (А).

Прослеживание— это тщательное исследование пускового механизма различ­ных модальностей. Например, некоторые клиенты склонны генерировать отрица­тельные эмоции, подробно останавливаясь сперва на ощущениях (5): например, у данного клиента головокружение сопровождается слабым сердцебиением, к ко­торому он присоединяет негативные умозаключения (С) — например, идеи о своей болезни и смерти. За ними немедленно следуют устрашающие образы (7) (напри­мер, образы больниц и смертельных заболеваний), достигая апогея в неадекват­ном поведении (например, преувеличенное избегание или абсолютный уход от определенной сферы жизни).

Обсуждая данный подход, следует еще раз подчеркнуть, что, безусловно, боль­шинство подходов в психотерапии имеют общие черты. Связь или терапевтиче­ские отношения развиваются обычно в ходе психотерапии, и большинство систем занимают позицию взаимоуважения и внимания к человеку. В основном терапев­ты работают как помощники, которые осуществляют прямое или непрямое руко-

Когнитивно-бихевиоральная терапия так тщательно, как предлагается в ММТ, не исследует сенсорную и образную модальности; бихевиоральные терапевты не­достаточно чувствительны к системам взаимосвязей личности (межличностным факторам) или невыраженным эмоциям (аффективным реакциям).

Пример

В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скин-нера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики:


На сегодняшний день самой распространенной формой психотерапии является когнитивная психотерапия. В ее основе лежит предположение о том, что причинами психических проблем человека являются ошибочные мысли. Если их обнаружить и устранить, то можно не только избавиться от различных психических расстройств, но и предотвратить их появление в будущем.

Когнитивная психотерапия мало внимания уделяет детским воспоминаниям человека, ориентируясь на текущие проблемы, его внутренний мир, мысли, желания и фантазии. Это является основным отличием данного метода лечения психических расстройств от других популярных видов психотерапии: психоанализа и поведенческой терапии.

Основоположником когнитивной терапии является Аарон Бек. Изначально он занимался психоанализом, но постепенно разочаровался в нем и стал искать новые методы лечения депрессии и аффективных расстройств. Бек утверждал, что окружающий нас мир не плохой, это негативные взгляды на него формируют отрицательные эмоции и действия. Искажение внешних обстоятельств в сознании приводит к развитию психической патологии, например, депрессии.

Независимо от Бека работал Альберт Эллис, разработчик метода рационально-эмоциональной психиатрии, имеющего много общего с когнитивной психотерапией. На сегодняшний день когнитивная терапия является составляющей когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) теории, используемой психотерапевтами в своей практике.

Цели и методы когнитивной психотерапии

Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:

  • полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
  • предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
  • улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
  • разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
  • устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.

В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии. И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли.

К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.

Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.


Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Когда может помочь когнитивная психотерапия

Когнитивную психотерапию используют при коррекции большинства психических и психоэмоциональных расстройств. Но наиболее часто к данной разновидности терапии прибегают при лечении депрессии. Человек, находящийся в депрессивном состоянии, испытывает преувеличенное чувство утраты, при этом она может быть реальной или мнимой.

Для депрессии характерно наличие негативных мыслей нескольких направленностей. Прежде всего, у больного формируются негативные представление о себе, он считает себя неудачником, неполноценным человеком. В то же время им дается негативная оценка окружающему миру и проходящим событиям, а также собственному будущему. Специалисты это называют когнитивной триадой депрессии. Чтобы победить данное психоэмоциональное расстройство необходимо работать в каждом из этих направлений, заменяя дисфункциональные мысли на рациональное мышление.

Кроме лечения униполярной депрессии и повышенной тревожности эту разновидность терапии также применяют для устранения обессивно-компульсивного расстройства, различных фобий, расстройств пищевого поведения, мигреней, тревожности и приступов гнева, других расстройств личности и поведения.

Когнитивные методы могут быть частью комплексной терапии при лечении шизофрении и биполярного аффективного расстройства. Сочетание психотерапии с приемом медикаментов позволяет устранить галлюцинации у больных шизофренией и смягчить другие симптомы этой патологии. Исследователи доказали ее эффективность при коррекции многих соматических заболеваний.

В ходе терапии психотерапевт работает над решением проблемы, он не изменяет личностные характеристики пациента или его недостатки. С самого начала пациент и терапевт должны прийти к некому соглашению, обозначить круг проблем, над которыми им предстоит работать. Устранить проявления выше перечисленных расстройств удается при помощи экспериментальной проверки дезаптативных мыслей.

Специальные методики

Для лечения некоторых тяжелых психических расстройств применяют особые методики когнитивной терапии. Их сочетают с приемом лекарственных препаратов и другими видами психиатрической помощи. Таким образом удается снизить степень выраженности симптоматики расстройства и повысить эффективность основного лечения.

Среди специальных методик когнитивной психотерапии наиболее востребованными являются методы, применяемые для лечения таких патологий:

Эффективность когнитивной психотерапии в лечении этих тяжелых психических расстройств достаточно высока, это подтверждают многочисленные исследования в данной области. Когнитивная и поведенческая терапия способна в несколько раз снизить вероятность развития рецидивов заболевания.

Упражнения для выработки когнитивного мышления

  • 1-я колонка – впишите проблемную, с вашей точки зрения, ситуацию;
  • 2-я колонка – опишите собственные чувства и эмоции, возникающие в данной ситуации;
  • 3-я колонка – укажите автоматические мысли, наиболее часто возникающие в этот момент;
  • 4-я колонка – запишите собственные убеждения, на основе которых возникают описанные вами автоматические мысли. Подумайте, какие установки могут стать причиной подобного мышления;
  • 5-я колонка – постарайтесь опровергнуть мысли, перечисленные вами в 4-й колонке. Запишите установки положительной направленности.

Если вы в дальнейшем окажетесь в стрессовой для себя ситуации, то вызывайте в памяти мысли, идеи и установки, перечисленные в пятой колонке.

После того как вы выявите автоматические мысли, можно выполнить различные упражнения, помогающие изменить собственные установки. Например, можно попробовать совершить в реальных условиях поступки, которые ранее не делались, а затем оценить достигнутый результат.

когнитивно-поведенческая психотерапия,когнитивно-бихевиоральная,подход,метод,что такое

Так что же такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Это всё-таки психоанализ или нет? КПТ — это лучше, чем психоанализ или нет? Вот такие вопросы часто задают потенциальные клиенты.

Дневники для самостоятельной КПТ психотерапии

Помогают работать с уверенностью в себе, самооценкой, тревогой, депрессией.

Вы прочитаете здесь:

  • Какие бывают подходы в психотерапии (список)
  • В чём суть когнитивно-поведенческого подхода
  • Основные типичные компоненты когнитивно-бихевиоральной психотерапии
  • Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии

Современные подходы в психотерапии

На сегодняшний день в мире существует не один десяток подходов. Вот список, не претендующий на полноту, просто всё, что мне прямо сейчас в голову пришло, по алфавиту:

Какие-то подходы более старые, какие-то — более новые. Какие-то часто встречаются, какие-то — реже. Некоторые разрекламированы в кино, как, например, тот же психоанализ или семейное консультирование. Все подходы требуют длительного основного обучения и потом дополнительного у толковых учителей.

В каждом из подходов есть своя теоретическая база, то есть набор каких-то идей, почему этот подход работает, кому он помогает и как его нужно применять. Например:

И ярые приверженцы какого-то подхода всегда будут спорить с приверженцами иных подходов об эффективности и применимости именно своего метода. Я помню, когда я училась в институте, наш ректор мечтал о том, что когда-нибудь будет уже наконец создан единый унифицированный подход, который будет принят всеми, и он будет эффективен, и вообще тогда наступит счастье, по всей видимости.

Суть когнитивно-поведенческого подхода

когнитивно-поведенческая психотерапия,когнитивно-бихевиоральная,подход,метод,что такое

Основные теоретические предпосылки когнитивно-поведенческой психотерапии были разработаны Аароном Беком и Альбертом Эллисом.

Теперь возьмем один из этих подходов — когнитивно-поведенческий.

Одно из ключевых понятий КПТ заключается в том, что источник проблем человека с большой вероятностью находится в самом человеке, а не вне его. Что дискомфорт ему доставляют не ситуации, а его мысли, оценки ситуаций, оценки себя и других людей.

Дневники для самостоятельной КПТ психотерапии

Помогают работать с уверенностью в себе, самооценкой, тревогой, депрессией.

Читайте также: