Религиозная юриспруденция периода средних веков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Юриспруденция, столь пышно расцветшая в античном Риме и затем своеобразно продолженная византийскими правоведами, возродилась в Западной Европе в XII в. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065— 1125) школы глоссаторов в Болонье. Целью данной школы являлось изучение по первоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм. Интерес к римскому праву стимулировали прежде всего обстоятельства сугубо практические. Как только промышленность и торговля активизировали хозяйственную деятельность, развили дальше частную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Потребности развития феодальной государственности обусловили тот факт, что в некоторых отношениях рецепции подверглось и публичное право Древнего Рима.

В западноевропейском Средневековье кроме реципированного римского права действовали также право каноническое (церковное) и обычное. Каждая из этих ветвей права имела своих приверженцев.

Каждое из направлений юридической мысли западноевропейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых Средневековья. Речь идет в первую очередь о манере доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (Бога, римского права, старины, признанных мыслителей и т. п.). Средневековые юристы использовали в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося ими материала. Особое пристрастие питали они к разного рода классификациям, расчленениям понятий, определениям, детализациям и т. д.

Правовое сознание средневекового общества было повернуто в прошлое: давно минувшее виделось идеальным состоянием, древние порядки почитались в качестве образцов для подражания. Поэтому даже фактическое обновление системы юридико-нормативного регулирования воспринималось как желаемый и необходимый возврат к существующим от века правилам. Однако каким бы образом субъективно ни расценивали сами средневековые юристы свою практическую и теоретическую деятельность, объективно она (за некоторыми исключениями) содействовала прогрессу законодательства, обогащала политикоправовое знание.

Подводя итог обзору бытовавших в западноевропейском Средневековье воззрений на государство и право, нужно заметить, что они лишь фрагмент более общей картины политико-юридической мысли эпохи феодализма, который пережили (кроме Западной Европы) также многие другие страны и регионы мира.

Политическая история западноевропейского средневековья всегда отличалась неустанной борьбой папства, римской католической церкви и монархии за главенствующую роль в обществе. Таким образом, одной из центральных проблем политико-юридического знания выступал вопрос о приоритете только одной власти: духовной (церкви) или светской (государства).

При этом на протяжении всего средневекового периода на социальную направленность политико-юридических идей западной Европы оказывали воздействие такие факторы, как экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, а также духовный климат средневекового общества.

Средневековая западноевропейская история насчитывает более чем тысячелетний период с V по XVI вв. Неудивительно, что политические и правовые идеи на протяжении всего этого времени постоянно развивались и видоизменялись.

К числу особенностей развития государственной жизни того периода следует отнести значительное влияние на особенности средневековой политико-правовой мысли. Как известно, большим авторитетом во всех сферах, в том числе в области ее развития, пользовались христианство и церковь. Вместо античного мировоззрения, на смену пришло мировоззрение теологическое.

Принципами античного мировоззрения выступали:

1) основой универсального и объединяющего всех воедино права выступал изначальный природный порядок;

2) человеческий разум выступает органом надежного познания права .

В свою очередь, христианская религия отвергла обе эти основы, выдвинув тезис о сотворении мира богом из ничего и учение о божественном откровении. Последнее переходило пределы познания разума, способствуя углублению иррационализма средневекового религиозного мировосприятия.

В тоже время, следует отметить, что определяющим фактором в развитии правовых и политических учений в тот временной промежуток выступила и борьба за господствующее положение светской и духовной власти. Именно поэтому одной из главных проблем политико-юридических знаний того периода являлся вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Известными сторонниками духовенства были Августин Аврелий и Фома Аквинский, а государство поддерживали, к примеру, Данте и Уильям Оккам.

Тем не менее, стоит подчеркнуть, что, несмотря на возникшие противоречия, монархическая идея оставалась непоколебимой, то есть, несмотря на свои изменения, относилась к числу наиболее значимых и устойчивых компонентов политико-правового сознания средних веков.

В целом, как политическая идеология средневековья, так и его правовое сознание имели в качестве основного источника таких понятий, как право, законодательство и справедливость непосредственно Библию.

В тоже время, подобная идеология имела и ряд отличительных черт, к которым относилось отрицание:

1) вины общества за совершение преступления отдельным лицом;

3) возможности допущения ошибок судьями и так далее .

По мнению политико-правовой мысли того периода, справедливость обязывала применять к виновным исключительно две крайние меры: жестокое наказание в полном объеме либо помилование. Правосознание общества в то время предполагало уважение к закону, убежденность в его бесспорности, вера в его фундаментальное значение для нормального человеческого общежития.

Говоря о теократических теориях средневековья, стоит отметить следующее.

Возглавляемая римским папой католическая церковь активно притязала на участие в политической власти. При этом ее успехи на данном поприще в основном были обусловлены периодами феодальных раздоров, когда власть королей и императоров слабела, а на папском престоле оказывались сильные политики.

Острым вопросом был вопрос инвеституры (права назначения епископов и аббатов), а также иногда и вопросы посвящения того или иного короля либо императора.

Наиболее действенным средством воздействия церкви на непокорных ей феодалов выступали:

1) интердикт (запрещение совершать богослужения и религиозные обряды, налагаемое на отдельных лиц, страну, город);

2) отлучение от церкви;

3) освобождение подданных от присяги .

Тем не менее, своего наивысшего могущества католическая церковь достигла при Иннокентии III (1160—1216, папа с 1198 г.), когда было образовано независимое церковное государство под названием Папская область, короли стали рассматриваться в качестве вассалов папы, а епископы включались в общую ленную систему.

Борьба духовенства и церкви за светскую власть находила обоснование в теократических теориях, суть которых заключалась в утверждении подчиненного места государства по отношению к церкви, а, следовательно, подчиненного положения светских правителей не только как простых верующих людей, но и осуществляющих политическую власть лиц.

Что касается средневековой юридической мысли, то в западной Европе начало этому процессу положило основание Ирнерием в Болонье школы глоссаторов, целью которой являлось изучение непосредственно римского права по первоисточникам без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм.

Помимо римского права, в западной Европе периода средневековья действовало также церковное (каноническое) право и обычное право. При этом каждая из этих трех ветвей права имела своих собственных приверженцев .

Таким образом, каждое из направлений юридической мысли западно-европейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых Средневековья. Речь идет о манере доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (бога, римского права и т. п.). Средневековые юристы использовали в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося ими материала.

Схоластика - основной путь постижения Бога видели в логике и логически последовательном выведении из догматов христианства знаний об устройстве реально существующего мира. (Фома Аквинский (1225—1274)).

В конце XIII в. появились учения, основанные на скептическом отношении к теологии и догматам христианства. Одним из первых представителей такого подхода был Марсилий Падуанский(1280—1343).

Фома Аквинский. По его мнению, поведение человека регулируется четырьмя видами законов: Божественным, вечным, естественным и человеческим. Божественный закон дан в Библии. Вечный закон основывается на Божественном и управляет всеми земными делами. В отношении людей дополнительно действует еще два вида законов: естественные и человеческие. Естественный закон

понимается им как часть вечного закона, предназначенного для разумных тварей, каковыми являются люди.

Этот закон позволяет людям отличать добро от зла, хорошее от плохого. Человеческий закон Фома Аквинский понимал как общее мерило, устанавливаемое государством во имя всеобщего блага и обеспеченное силой государственного принуждения. Особое внимание он придавал доведению закона до заинтересованных лиц, полагая, что закон не может вступать в действие без его обнародования. Кроме того, человеческий закон ни при каких условиях не может противоречить вечному и естественному законам. Человеческий закон, не соответствующий вечному закону, представляет собой голое насилие и потому не имеет природы закона. Государство, возводящее насилие в закон, является государством тираном. Поэтому народ имеет право на сопротивление властям.

Глоссаторы и постглоссаторы: общность и различия

Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).

Глоссаторы занимались изучением текста Дигест, но цель этого изучения не заключалась в приспособлении норм и институтов римского права для регулирования существующих отношений. В своих изысканиях они пользовались методологической базой церковной схоластики: пытались прояснить неясные места в тексте, устранить видимые противоречия, используя приемы герменевтики, филологического анализа. Эти исследования способствовали формированию научной базы для преподавания права в университетах, но имели мало практического значения, хотя нормы, юридические конструкции, категории римского права могли быть с успехом использованы в реальной жизни. Известные глоссаторы - Булгар, Мартин, Якоб и Аккурсий (1185 – 1263).

Последователи глоссаторов – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. Они довольно свободно толковали текст римского права и подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право. Наиболее видные представители школы постглоссаторов - Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис.

Общность – толковали римское право.

Различия: глоссаторы - считали римское право высшей юридической мудростью, и заботились лишь о раскрытии его содержания без учета исторического контекста; постглоссаторы - согласовывали положения римского права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья.

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Тема 1. Предмет истории юридической науки
    • Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире
    • Тема 3. Правовые идеи в Средние века
    • Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени
    • Тема 5. Юридическая наука в Новейшее время
    • Тема 6. Юридические знания в дореволюционной России
    • Тема 7. Развитие юридической науки в СССР
    • Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки
    • Тема 9. Понятие методологии юридической науки
    • Тема 10. Основные философские категории в методологии юридической науки
    • Тема 11. Основные методы юридической науки
    • Тема 12. Догматический метод научного познания в юриспруденции
    • Тема 13. Сравнительно-правовой и структурно-системный методы в юридической науке
    • Тема 14. Исторический, социологический и психологический методы в юриспруденции
    • Тема 15. Юридическая герменевтика
    • Тема 16. Научное познание и научное исследование

    В конце XI в. вновь стали изучаться открытые памятники римского права. Особенно важным центром изучения римского права стал итальянский город Болонья, где около 1087 г. начал преподавать учитель Ирнерий (Гварнерий). Он получил широкую популярность у студентов. Студенты объединялись в особые ассоциации, называвшиеся universitas, которые получили от местных властей соответствующее правовое закрепление. Студенческое объединение получило от властей г. Болоньи специальную хартию, которая закрепляла за ней самоуправление: право на заключение договоров с преподавателями (профессорами), определение наименований преподаваемых учебных курсов, уголовную и гражданскую юрисдикцию над студентами. Преподаватели представляли собой отдельную коллегию. В дальнейшем все подобные учебные заведения получили название университетов.

    В XII в. изучению права, теологии и медицины предшествовало обучение свободным искусствам (грамматике, риторике, логике, арифметике и т. д.). Первоначально в Болонье имелся только один юридический факультет.

    Однако следует отметить, что первоначально изучаемое право в университетах не являлось правом, действующим в данный момент на какой-либо территории. Это было в значительной мере мертвое римское право. Но уже в XII в. юристы начинают изучать каноническое право. Церковное (каноническое) право являлось действующим правом, оно постоянно пополнялось новыми актами и нормами, применялось в деятельности церковных судов. Поэтому при изучении римских источников анализируемый материал стал дополняться рассмотрением действующей практики. Кроме того, развивалось светское право (отдельных феодальных владений, государств и городов). Оно также обсуждалось и анализировалось с учетом положений римского права. Тем самым изучение римского права способствовало его рецепции в Западной Европе.

    Рецепция римского права предстает перед нами в качестве крайне сложного и многогранного явления. Обычно считается, что рецепция римского права началась в Западной Европе в XII в. Но при этом стоит отметить, что элементы римского права, его влияние прослеживается благодаря изданию отдельных правовых сборников и в период Раннего Средневековья. Так, в 506 г. король вестготов Аларих I издает правовой сборник под названием Законы римских вестготов (или Справочник Алариха). Этот сборник содержал нормы римского права, а также выдержки из трудов римских юристов. Его действие распространялось только на галло-римское население. Последние проживали в южных областях Франкского государства. И хотя в середине VII в. действие данного сборника было приостановлено, он продолжал оставаться важным правовым источником еще длительное время. Поэтому Францию к югу от р. Луары зачастую называли страной писаного права (т. е. где действовало римское право).

    Войны, которые вела Византия в Италии, также способствовали сохранению влияния римских правовых традиций. Они оказали определенное влияние на ломбардское (лангобардское) право.

    Римское право оказало определенное влияние на собственно германское право, а не только на его нормы, касавшиеся отношений германцев и романизированное население.

    Поэтому интерес к римскому праву, возникший в конце XI – XII в., был обусловлен не только развитием социально-экономических отношений, развитием образования, но, возможно, в какой-то степени уже существующими традициями.

    Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).

    Связать достижения школы глоссаторов с действующим правом смогли их последователи – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. При том они довольно свободно толковали текст римских памятников права и его нормы. Они подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право.

    К наиболее видным представителям школы постглоссаторов относились Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис (1327 –

    Римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного.

    Велико было влияние канонического права и на формирование норм отдельных институтов и отраслей права. Это касалось брачно-семейных отношений, наследственного права, права собственности и обязательственного права. Большое значение имели нормы канонического права и для развития норм уголовного права и процесса. Существенное влияние церковное право оказало и на формирование норм конституционного (государственного) и административного права. Такие нормы присутствовали в системе канонического права, что было связано с выборным замещением папского престола и с чрезвычайно сложно системой церковного управления.

    Большое влияние на развитие философии, методологии науки и юриспруденции оказал известный теолог и философ, доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский в обосновании положений своего учения широко использует философию Аристотеля. Он реабилитирует его учение в глазах церковных властей и приспосабливает его положения для поддержания догматов Католической церкви. По представлениям Фомы Аквинского, существует возможность рационально доказать существование Бога и отклонить любые возражения против постулатов веры. Он развивает естественно-правовое учение. Важнейшим качеством естественного права, по мнению философа, было то, что оно должно опираться на здравый человеческий смысл. Который, в свою очередь, является результатом восприятия общих принципов божественного разума, т. е. вечного закона и его отражения в человеческом разуме – естественного закона. Последний требует искать истину и Бога, уважать достоинство людей и стремиться к самосохранению и продолжению рода. Естественный закон неизменен. Напротив, закон, созданный в человеческом обществе, (т. е. позитивный закон) может изменять свое содержание. Но такие законы, изданные фактически государством, должны покоиться на естественном законе. В случае если позитивные законы отклоняются от естественного, противоречат здравому смыслу, то такой закон утрачивает свое значение и становится проявлением насилия.

    Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Монарх, избираемый народом, должен соблюдать предписания закона. В случае нарушения последнего его можно было сместить. Хотя сама исполнительная власть может быть устроена на различных основаниях. Но принцип ее выборности оставался у Марсилия Падуанского предпочтительным.

    Таким образом, в недрах средневекового общества постепенно зрели идеи в области государства, права и науки, которым в последующую эпоху было суждено кардинальным образом переустроить всю существовавшую общественно-политическую и государственно-правовую системы Западной Европы.

    Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 199.

    Недилько Юлия Викторовна, доцент кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук.

    В статье исследуется деятельность римских пап и средневековых церковных учреждений Западной Европы по толкованию правовых норм; рассматривается борьба между религиозной и светской властью за право интерпретации; показывается история формирования некоторых правил толкования.

    Ключевые слова: толкование правовых норм, каноническое право, светское право, церковная юрисдикция, самозащита, преступный грех, систематическое толкование, аутентичное толкование.

    Substantiation of territorial claims of Ivan IV: dynastic and religious elements

    Nedil'ko Yulia Viktorovna, candidate of jurisprudence, assistant professor of the chair of state history and law of Kuban State Agrarian University.

    The activity of Roman Popes and medieval church institutions of West Europe on legal norm construction is researched in this article; the fight between religious and society authorities for the right of construction is considered; the history of some law construction formation is shown.

    Key words: legal norm construction, canonical law, society law, church jurisdiction, self-defence, criminal sin, systematic interpretation, authentic interpretation.

    Огромное влияние на развитие и толкование права европейских народов оказало распространение христианства. Его пик приходится на V - X вв. В связи с этим многие ранее существовавшие правовые предписания утратили свое значение. Но для развития и единообразной интерпретации оставшихся немаловажную роль сыграла письменность, распространявшаяся вместе с христианством.

    Она позволяла зафиксировать, в первую очередь, обычаи, но не в изначальной их редакции. Чаще всего это были интерпретации, варьировавшиеся от незначительных до существенно изменявших первоначальный смысл правового предписания.

    Широкому применению толкования способствовало и распространение церковной юрисдикции. Так, начиная с VI в. в монастырях Европы начали составляться сборники правил, называющиеся уложениями о наказаниях, или книгами покаяния. Они содержали в себе описание различных грехов и наказаний за их совершение. Очень скоро юрисдикция этих сборников была распространена не только на всех монахов, но и всех христиан, а под грехом понималось не только религиозное, но и светское противоправное деяние.

    Во многих церковных положениях проводится разделение между смертными (гнев, гордость, зависть, нецеломудрие, отчаяние, чревоугодие, скупость) и мелкими грехами, причем под понятие смертных подпадало не само действие, а образ мыслей или побуждение.

    Такое разделение деяний, вкупе с их интерпретацией, послужило тому, что за одинаковые преступления налагались разные наказания, в зависимости от трактовки мотивов и побуждений преступника.

    Так, книга покаяний, авторство которой предписывают Беде Достопочтенному, говорит, что "не всех следует взвешивать на одних и тех же весах, хотя бы проступки их и были одинаковы, однако надо различать между богатым и бедным; свободным и рабом. Следует делать различие между характерами грехов и людей; воздержанный ли человек или невоздержанный; намеренно или случайно; [совершен ли грех] при всех или тайно; с какой степенью угрызения [виновник] исправляет свою вину, по необходимости или по желанию; место и время [проступков]".

    Таким образом, со временем получили письменное закрепление правила интерпретации, призванные способствовать правильному назначению наказаний за грехи.

    В период Средневековья каноническое право было поделено на "старое право" (jus antiquum) и "новое право" (jus novum). В таком разделении также сыграло свою роль толкование правовых норм. Дело в том, что "старое право" состояло из древнейших текстов и канонов. Однако в обстановке развивающихся общественных отношений при помощи первоначальных текстов не всегда имелась возможность произвести полноценное правовое регулирование. Поэтому наряду с изданием новых норм права власти прибегали к толкованию древнейших правил и канонов и с помощью результатов этого толкования осуществляли правовое регулирование. Результаты правовой интерпретации, как и новые законы, впоследствии подпали под понятие канонического "нового права".

    На развитие толкования правовых норм особое влияние оказало противостояние церковной и светской власти в Западной Европе. Реализация положений исходной доктрины "двух мечей" происходила таким образом, что императору предоставлялось право законотворчества, как светского, так и церковного, а духовенству - служение святым тайнам. В X - XI вв. многие европейские монархи руководили епископами в области духовного учения и облекали духовенство знаками их церковных должностей . Это обосновывалось тем, что монархи считались наместниками Бога на земле, тогда как папы - лишь наместниками Святого Петра. Таким образом, фактически оба "меча" - светский и церковный - принадлежали монархам, а священники могли распоряжаться своим лишь по воле монарха.

    Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: Эпоха формирования. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1998. С. 99.

    Ситуацию обострил тот факт, что начиная с XII в. папа получает титул наместника Христа (Vicarius Filli Dei - Наместник Сына Божьего). Данная формулировка впервые встречается в Даре Константина - документе средневековой эпохи.

    Сразу считаем необходимым отметить (в настоящее время доказано), что данный документ является подделкой. Впоследствии он вошел в состав Лжеисидоровых декреталий. Доподлинно происхождение его неизвестно. Предположительно он составлен во второй половине VIII - IX в., в аббатстве Корби, во Франции, и был частью сделки между Пипином Коротким, претендующим на роль короля франков, и папским двором. Подложность документа была доказана в 1440 г. Лоренцо делла Валла ("О даре Константина", опубликовано в 1517 г.). В Риме от этого акта отказались только в XIX в. Однако это не мешало ему сыграть свою роль в попытках пап возвысить духовную власть.

    "Дар Константина" гласит о передаче Константином I верховной власти над Западной Римской империей главе римской церкви. Эта передача выразилась в том, что Константин Великий, крещенный папой Сильвестром и им же излеченный от проказы, подарил последнему императорские регалии, Рим, Италию, Латеранский дворец, западные государства, главенство над четырьмя кафедрами (александрийской, антиохийской, иерусалимской и константинопольской) и на этом основании перенес свою резиденцию на восток.

    Данный документ называет наместником сына Божьего апостола Петра, а понтифики, по его смыслу, являются заместителями главы апостолов. Именно этот документ и стал основным аргументом пап в борьбе за власть. Подобное обстоятельство вынудило императора отказаться от титула "наместника Бога на земле" и свидетельствовало о переходе обоих "мечей" в руки папы. Позиция церкви теперь обосновывалась тем, что монархов на земле много, а наместник Христа - папа - один.

    Был провозглашен тезис о том, что папа вправе по своему желанию разрешать то, что запрещено каноническими законами, а с соответствующей мотивировкой ему предоставляется право разрешать и то, что запрещают Божеские законы .

    Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. С. 119.

    Эти обстоятельства способствовали обострению противостояния между монархами и папой. Последнему не оставалось ничего иного, как искать обоснование своего верховенства в юридических постулатах и хрониках. То же самое предприняли и сторонники верховенства светской власти. Обе стороны на свой лад интерпретировали древние правовые источники, пытаясь обосновать собственные притязания.

    Поскольку ни одно лицо не обладало полномочиями по разрешению конфликта между церковной и светской властью, папа Григорий VII издает документ, получивший название "Dictates Papae" - "Диктаты папы".

    Что касается правотворческой и правоинтерпретационной деятельности, то Диктаты папы не обошли вниманием и эти вопросы.

    Можно заключить, что таким образом папа признает правомерным аутентичное толкование правовых норм, причем в том случае, когда оно исходит от него самого. Данный постулат обосновывался 22-м диктатом, согласно которому римская церковь никогда не ошибалась и вечно будет считаться непогрешимой.

    При разрешении наиболее важных дел, посудных церкви, также следовало прибегать к помощи папы, предоставляя эти дела на его рассмотрение (диктат 21-й). В частности, это было обусловлено тем, что только папе предоставлялось право расширительной интерпретации правовых норм.

    "Диктаты папы" вызвали конфликт между королем Генрихом IV и папой Григорием VII, который закончился победой церковной власти над светской, поскольку король был вынужден явиться к папе на покаяние.

    В итоге за церковной властью закрепились широкие полномочия. Власть папы ограничивалась только естественным и абсолютным божественным правом (т.е. изложенным в Библии и аналогичных источниках). Папе предоставлялось право толкования закона. Многим спорам был положен конец именно благодаря папским декреталиям . Авторитет папы в толковании юридических положений часто привлекался и в светских судах.

    Le Bras G. Canon Law // The Legacy of the Middle Ages / eds. C.G. Grump and E.F. Jacob. Oxford, 1926. P. 333 - 334.

    Усиление папской власти повлекло за собой создание европейских университетов, развитие юриспруденции и правосознания. Однако систематизация юридической науки происходила при помощи схоластического метода.

    Стремясь укрепить свою власть, римская католическая церковь старалась находить прецеденты в патристике раннего христианства. Церковь обращалась к более древним традициям, игнорируя более поздние, поэтому произведения ведущих франкских и германских богословов IX - X вв. игнорировались. Произведения, принятые папой во внимание, толковались так, чтобы соответствовать целям политики папы. Тексты, препятствующие ей, отвергались. Для того, чтобы отвергнуть какой-либо неугодный им обычай, папы прибегали к толкованию посредством афоризма Тертуллиана и Св. Киприана: "Христос сказал: "Я есмь истина". Он не говорил: "Я есмь обычай" . Поскольку подавляющий массив предписаний зиждился на обычаях, эта фраза помогала церкви в борьбе с ними.

    Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: Эпоха формирования. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1998. С. 117.

    Расширительному толкованию подвергались и старинные юридические тексты, и религиозные, а также примеры древних цивилизаций. В конечном итоге эта интерпретация привела не к возврату к традициям, как декларировал папа, а к созданию новых правовых положений.

    Благодаря интерпретационной политике церкви накопилось множество канонов и положений церковных соборов, декретов и решений епископов, монархических законов о церкви. Уложения о наказаниях появились благодаря толкованию Священного писания и произведений ранних отцов церкви. Однако церковь не делала серьезных попыток провести масштабную систематизацию интерпретационных положений, многие из которых стали законодательными. Эти нормы систематизировались только в хронологическом порядке. Тем не менее благодаря толкованию религиозных учреждений удалось "помирить" между собой светское и церковное законодательство, причем во многих случаях без забвения текста первоисточника.

    В данный период (XII в.) правопонимание сливалось с правотолкованием, а толкование права - с его применением. Так, толкование важнейшей библейской заповеди "не убий" осуществлялось с учетом иных положений Библии, оправдывающих убийство при определенных обстоятельствах, например, при самозащите.

    Однако отметим, что не всегда самозащита толковалась как обстоятельство, освобождающее от наказания.

    Так, в XII - XIII вв. широкую огласку получило дело о нападении разбойников на один из монастырей . Несмотря на то, что монахи были избиты и ограблены, они собрались с силами и связали разбойников. Один монах отправился известить власти о случившемся, другой остался стеречь разбойников. Те, в свою очередь, попытались освободиться. Опасаясь быть убитым сам, оставшийся монах убил обоих разбойников.

    Там же. С. 188.

    Казалось бы, обстоятельства дела можно было толковать как убийство, совершенное с целью самозащиты. Однако папа Александр III, до которого дошло это дело, интерпретировал иначе.

    С его позиции, связывание разбойников и их убийство является не чем иным, как "преступным грехом", поскольку при совершении данных деяний монахи нарушили принцип кротости и церковную дисциплину, а также отступили от высказывания Христа о том, что если кто-нибудь пожелает отобрать рубашку, нужно отдать ему верхнюю одежду.

    Применение к монахам положения о ненаказуемости убийства при самообороне недопустимо, поскольку оно распространяется только на людей, живущих в миру, а монах умер для мира и является более высоким, чем обычный человек, воплощением. Поэтому его деяния подпадают под иные критерии оценки. Кроме этого, отразив первое нападение, монахи могли спастись, но, связав разбойников и оставив их под присмотром одного из них, они сами заведомо создали ситуацию, угрожающую жизни.

    Таким образом, толкование, данное папой, приводило к выводу о необходимости применения наказания к монахам.

    Позже при толковании, позволяющем признать ненаказуемым совершение неумышленного причинения смерти, стало использоваться положение римского права, гласящее, что "силу можно употребить для отражения силы". Здесь налицо систематическое толкование нескольких источников, которое способствовало появлению нормы, оправдывающей причинение смерти нападающему при необходимой обороне.

    Систематический способ толкования права в Средние века был тем более ценным, что правовые нормы только начинали выделяться из религиозных, политических, этических норм, действовали в основном на территории определенной местности и были неотъемлемы от обычаев, религиозных убеждений и практики. Упорядочение этих положений, придание им структурного единства достигалось при помощи толкования существующих норм, получившего свое развитие посредством развития юридической науки в целом.

    Литература

    1. Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: Эпоха формирования. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1998. С. 99.
    2. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. С. 119.
    3. Le Bras G. Canon Law // The Legacy of the Middle Ages / eds. C.G. Grump and E.F. Jacob. Oxford, 1926. P. 333 - 334.

    Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

    Читайте также: