История создания пьесы чайка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пьеса, состоящая из житейской рутины и малозначительных разговоров, в которой всё существенное происходит за сценой. Переломное произведение для самого Чехова и для всей мировой драматургии.

комментарии: Валерий Шубинский

О чём эта книга?

Когда она написана?

Как она написана?

Что на неё повлияло?

Как она была опубликована?

Следующие представления имели гораздо больший успех, но отзывы прессы оставались холодными.

Когда нечего больше сказать, то говорят: молодость, молодость.

Антон Чехов

Что было дальше?

Несмотря на неуспех премьеры, в том же 1896 году пьеса была поставлена в Таганроге (на родине Чехова), в Киеве и Ярославле.

Важность и самобытность драматургии Чехова в русской литературе крайне сложно переоценить. Ни один писатель не обладал такой чуткостью и способностью заглядывать в самые потаённые уголки человеческой души. Именно благодаря этому его пьесы вызывают такой сильный эмоциональный отклик у зрителей и в наши дни.

История создания

  • Работа над пьесой началась в 1895 году в семейной усадьбе Чехова – Мелехово. Описания места действия очень похожи на дачные пейзажи писателя.
  • Создавая персонажей, Чехов во многом опирался на биографии своих современников. В произведении присутствуют отсылки на биографии художника Левитана, писательницы Авиловой и знакомой Чехова — Мизиновой.
  • Личность самого Чехова нашла отражение сразу в трёх персонажах – Тригорине, Треплёве и Дорне.

Направление и жанр

Чехов стал одним из основоположников модернистского направления в театральном искусстве — театра абсурда. Речь его героев обращена не на публику, а глубоко в себя, поэтому диалоги выглядят бессвязными. Новаторство Чехова выразилось и в появлении мета-прозы: спектакль в спектакле (Нина играет на сцене перед Аркадиной и Тригориным), пьеса в пьесе (Треплев пишет и читает пьесу, хотя сам является героем пьесы).

Композиция и конфликт

Композиция произведения классическая. Пьеса делится на четыре действия.

  1. Первое действие выделено под экспозицию, в которой раскрывается предыстория, а также представляются основные действующие персонажи.
  2. Во втором действии происходит завязка, начинает оформляться основной конфликт.
  3. Третье действие отведено под кульминацию, когда конфликт достигает наивысшей точки.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Смысл названия

Суть: о чём?

Повествование разворачивается в имении Петра Сорина, находящегося на пороге смерти. Его племянник – Константин Треплёв, живёт тут же и занимается литературной деятельностью, но до сей поры неудачно. Вместе с дочерью местного помещика – Ниной Заречной, Константин готовится представить своей матери и её знакомым свою новую пьесу.

На премьеру вместе с матерью Треплёва прибывает и популярный писатель Тригорин. Пьеса начинается, однако насмешливые и возмущённые комментарии зрителей выводят Константина из себя, и он в гневе прерывает представление.

В дальнейшем мечтающая стать актрисой Заречная начинает сближаться с Тригориным, видя в нём гения, а к Треплёву девушка охладевает, что ещё больше приводит того в отчаяние.

Проходит неделя. Константин пытался покончить с собой. Нина уезжает вместе с Треплёвой и Тригориным в Москву, чтобы стать актрисой.

Спустя ещё два года мы узнаём, что Заречная родила от Тригорина ребёнка, потерпела крах на сцене, а родной отец отказался от неё. В имении Сорина Нина внезапно посещает Константина, который признаётся ей в любви. Однако Заречная отвергает его любовь, решая и дальше идти по пути актрисы. Треплёв уничтожает все свои рукописи и заканчивает жизнь самоубийством.

Главные герои и их характеристика

  • Искусство – основная тема произведения. Люди искусства в романе показаны несчастными, эгоистичными и очень противоречивыми людьми. По мнению Чехова, настоящее творчество – это крайне сложный процесс, и не каждый человек может выдержать такую жизнь. Ей, этой жизни, придется принести в жертву и семью, и любовь, и самого себя.
  • Талант – Чехов склонен считать, что именно талант играет огромную роль в мире искусства, человек, лишённый таланта, но всё равно пытающийся творить, едва ли сможет хоть чего-то добиться, а только навредит самому себе. Искра таланта не может быть следствием волевого усилия: она даруется кем-то или чем-то свыше, ею невозможно управлять.
  • Любовь – любовь в пьесе показана, как крайне опасная вещь, которая в большинстве случаев приносит только страдания. Но она же стоит того, ведь дарит крупицы счастья, недоступного таким холодным и эгоистичным людям, как Треплева.
  • Отцы и дети – через отношения Треплёва с матерью Чехов демонстрирует пропасть, лежащую между разными поколениями интеллигенции и разными натурами. Равнодушие и отчуждение, которые царят в семейных отношениях, объясняются тем, что жрецы искусства думают о себе больше, чем о домочадцах.

Если Вы не удовлетворены списком тем или проблем, попросите у Многомудрого Литрекона расширить его.

Проблемы

Символы и детали

Пожалуй, самым известным символом является подстреленная чайка, с которой сравнивает себя Заречная. Белая птица символизирует свободу, непорочность и возвышенность, которым, однако, суждено быть растоптанными суровой реальностью.

Также автор прибегает и к говорящим фамилиям. Фамилия Треплёва символизирует собой нестабильное психическое состояние героя, измученного и разочаровавшегося во всём: он не идет по жизни, его треплет в своих руках судьба. Фамилия Заречной подчёркивает её возвышенность, мечтательность и непрактичность. Фамилия Тригорина раскрывает его неудовлетворённость жизнью и те несчастья, которые он принесёт героям.

Основная идея

Критика

Многие современники не поняли творческий замысел Чехова и отвергли его пьесу, как нечто невнятное и унылое.

Стоит отметить, что, хоть массовый зритель не оценил пьесу, профессиональные критики воздали писателю должное. Знаменитый журналист Суворин обвинил публику в невнимательности и заявил, что Чехов останется в русской литературе навсегда.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 19.08.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 08.04.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 09.04.2020

1 комментарий

Вы забыли упомянуть про Марию и ее мать. Они , как противоположность заречной и Треплеву , отражают прагматизм жизни. Маша, имея чувства к Константину, все же обнаруживает рассудительность и , понимая бессмысленность отношений с Ним, сознательно выходит замуж за Медведенко, рассуждая, что чувства угаснут. Однако и эта стратегия не приносит счастье героям. Чувства Маши не притупились, а счастья она не нашла ни в муже, ни в ребёнке. Впрочем, как и ее мать, которая питает чувства к Дорну, но не совершает никаких отчаянных поступков.

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Антон Павлович Чехов был не только гениальным писателем и красавцем, но еще и большим шутником. До того, как его стали одолевать тяжелые и мучительные приступы туберкулеза, писатель любил розыгрыши, домашние спектакли, в которых принимал непосредственное участие.

Чехов был дружен с художником Исааком Левитаном , который учился в Московском училище живописи с братом Антона Павловича - Николаем.

Чехов и Левитан были большими затейниками. Летом у них была любимая забава . Оба надевали бухарские халаты. Антон Павлович, изображая бедуина, мазал себе лицо сажей, надевал на голову чалму и на коне выезжал в поле, держа в руке ружье. Левитан выезжал туда же на осле, спускался на землю, расстилал ковер и начинал, как мусульманин, молиться. В этот момент из кустов выскакивал "бедуин" Чехов и палил из ружья по художнику холостым зарядом. Левитан падал "замертво".

Левитан, как любой творческий человек, был невероятно сложным. Периодически его обуревали приступы депрессии и меланхолии. Тогда он мог взять ружье и уйти из дома на неделю, а то и на две, и бродить неизвестно где до тех пор, пока снова к нему не вернется любовь к жизни.

Иногда Левитан не сбегал, а оставался в моменты депрессии дома. Тогда он сидел в четырех стенах мрачный и молчаливый.

Несмотря на приступы меланхолии, Левитан славился своими любовными похождениями . Современники отмечают, что у него было восхитительное благородное лицо. Правильные черты лица, отличающиеся особой художественностью - выразительные глаза, большой нос, который даже не выделялся. Неслучайно Поленов для своей картины "Христос и грешница" писал Христа именно с Левитана.

Однажды Левитан отправился на этюды в Тверскую область, где остановился на даче в богатой усадьбе Турчанинова Горка . Там у него завертелся сложный роман с А.Н. Турчаниновой и ее двумя дочерьми Варей и Юлией . В результате этого любовного квадрата художнику надо было или застрелиться, или инсценировать самоубийство.

Исаак Ильич выстрелил в голову, но неудачно: пуля не задела череп, прошла через кожный покров головы. Влюбленная Турчанинова, напуганная суицидальным настроением художника, написала Чехову с просьбой срочно приехать, чтобы лечить Левитана.

Антон Павлович не горел большим желанием ехать в Тверскую область, но все-таки отправился проведать друга. Левитана он застал с черной повязкой на голове. Ее, после объяснения с дамами сердца, он решительно сорвал, взял ружье и ушел к озеру. Возвратился в усадьбу он с неожиданной добычей. подстреленной чайкой.

Важность и самобытность драматургии Чехова в русской литературе крайне сложно переоценить. Ни один писатель не обладал такой чуткостью и способностью заглядывать в самые потаённые уголки человеческой души. Именно благодаря этому его пьесы вызывают такой сильный эмоциональный отклик у зрителей и в наши дни.

История создания

  • Работа над пьесой началась в 1895 году в семейной усадьбе Чехова – Мелехово. Описания места действия очень похожи на дачные пейзажи писателя.
  • Создавая персонажей, Чехов во многом опирался на биографии своих современников. В произведении присутствуют отсылки на биографии художника Левитана, писательницы Авиловой и знакомой Чехова — Мизиновой.
  • Личность самого Чехова нашла отражение сразу в трёх персонажах – Тригорине, Треплёве и Дорне.



Направление и жанр

Чехов стал одним из основоположников модернистского направления в театральном искусстве — театра абсурда. Речь его героев обращена не на публику, а глубоко в себя, поэтому диалоги выглядят бессвязными. Новаторство Чехова выразилось и в появлении мета-прозы: спектакль в спектакле (Нина играет на сцене перед Аркадиной и Тригориным), пьеса в пьесе (Треплев пишет и читает пьесу, хотя сам является героем пьесы).

Известные постановки

Саратовский театр драмы. Татьяна Родионова — Маша
, Юрий Кудинов —
Сорин

Сцена из спектакля Малого театра. Ярослав Барышев — Доктор Дорн
, Ирина Муравьёва —
Аркадина

Постановки за рубежом

Композиция и конфликт

Композиция произведения классическая. Пьеса делится на четыре действия.

  1. Первое действие выделено под экспозицию, в которой раскрывается предыстория, а также представляются основные действующие персонажи.
  2. Во втором действии происходит завязка, начинает оформляться основной конфликт.
  3. Третье действие отведено под кульминацию, когда конфликт достигает наивысшей точки.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Смысл названия

Литература

Суть: о чём?

Повествование разворачивается в имении Петра Сорина, находящегося на пороге смерти. Его племянник – Константин Треплёв, живёт тут же и занимается литературной деятельностью, но до сей поры неудачно. Вместе с дочерью местного помещика – Ниной Заречной, Константин готовится представить своей матери и её знакомым свою новую пьесу.

На премьеру вместе с матерью Треплёва прибывает и популярный писатель Тригорин. Пьеса начинается, однако насмешливые и возмущённые комментарии зрителей выводят Константина из себя, и он в гневе прерывает представление.

В дальнейшем мечтающая стать актрисой Заречная начинает сближаться с Тригориным, видя в нём гения, а к Треплёву девушка охладевает, что ещё больше приводит того в отчаяние.

Проходит неделя. Константин пытался покончить с собой. Нина уезжает вместе с Треплёвой и Тригориным в Москву, чтобы стать актрисой.

Спустя ещё два года мы узнаём, что Заречная родила от Тригорина ребёнка, потерпела крах на сцене, а родной отец отказался от неё. В имении Сорина Нина внезапно посещает Константина, который признаётся ей в любви. Однако Заречная отвергает его любовь, решая и дальше идти по пути актрисы. Треплёв уничтожает все свои рукописи и заканчивает жизнь самоубийством.

Экранизации

ГодСтранаНазваниеРежиссёрВ роляхПримечание
1964СССРЧайкаАлександр БелинскийН. Ольхина (Аркадина
), Игорь Озеров (
Треплев
), Ю. Толубеев (
Сорин
), Ия Саввина (
Нина Заречная
), В. Усков (
Шамраев
), Л. Шеленцова (
Полина Андреевна
), Н. Ургант (
Маша
), В. Медведев (
Тригорин
), В. Честноков (
Дорн
)
телеспектакль Ленинградского ТВ
1968США ВеликобританияЧайка (The Sea Gull
)
Сидни ЛюметДжеймс Мэйсон (Тригорин
), Ванесса Редгрейв (
Заречная
), Симона Синьоре (
Аркадина
), Дэвид Уорнер (
Треплёв
), Гарри Эндрюс (
Сорин
), Денхолм Эллиотт (
Дорн
)
фильм на основе постановки Люмета
1970СССРЧайкаЮлий КарасикАлла Демидова (Аркадина
), Владимир Четвериков (
Треплёв
), Николай Плотников (
Сорин
), Людмила Савельева (
Заречная
), Юрий Яковлев (
Тригорин
), Армен Джигарханян (
Шамраев
), Ефим Копелян (
Дорн
)
Мосфильм
1977ИталияЧайка (итал.)русск. (Il gabbiano
)
Марко БеллоккьоЛаура Бетти (Аркадина
), Памела Виллорези (
Заречная
), Ремо Джироне (
Треплёв
), Giulio Brogi (
Тригорин
)
2005РоссияЧайкаМаргарита ТереховаМаргарита Терехова (Аркадина
), Александр Терехов (
Треплёв
), Юрий Соломин (
Сорин
), Анна Терехова (
Заречная
), Андрей Подошьян (
Шамраев
), Андрей Соколов (
Тригорин
)
2017БелоруссияЧайка. МашенькаАнтон БойкоЕлизавета Нехайчик, Сергей Широчин, Егор СадовскийКороткометражный
2018СШАЧайкаМайкл МайерАннетт Беннинг (Аркадина
), Кори Столл (
Тригорин
), Гленн Флешлер (
Шамраев
), Билли Хоул (
Треплёв
), Брайан Деннехи (
Сорин
), Элизабет Мосс (
Маша
), Мэр Уиннингхэм (
Полина Андреевна
), Джон Тенни (
Дорн
), Майкл Зеген (
Медведенко
), Сирша Ронан (
Нина Заречная
)

Главные герои и их характеристика

  • Искусство
    – основная тема произведения. Люди искусства в романе показаны несчастными, эгоистичными и очень противоречивыми людьми. По мнению Чехова, настоящее творчество – это крайне сложный процесс, и не каждый человек может выдержать такую жизнь. Ей, этой жизни, придется принести в жертву и семью, и любовь, и самого себя.
  • Талант
    – Чехов склонен считать, что именно талант играет огромную роль в мире искусства, человек, лишённый таланта, но всё равно пытающийся творить, едва ли сможет хоть чего-то добиться, а только навредит самому себе. Искра таланта не может быть следствием волевого усилия: она даруется кем-то или чем-то свыше, ею невозможно управлять.
  • Любовь
    – любовь в пьесе показана, как крайне опасная вещь, которая в большинстве случаев приносит только страдания. Но она же стоит того, ведь дарит крупицы счастья, недоступного таким холодным и эгоистичным людям, как Треплева.
  • Отцы и дети
    – через отношения Треплёва с матерью Чехов демонстрирует пропасть, лежащую между разными поколениями интеллигенции и разными натурами. Равнодушие и отчуждение, которые царят в семейных отношениях, объясняются тем, что жрецы искусства думают о себе больше, чем о домочадцах.

Если Вы не удовлетворены списком тем или проблем, попросите у Многомудрого Литрекона расширить его.

Важность и самобытность драматургии Чехова в русской литературе крайне сложно переоценить. Ни один писатель не обладал такой чуткостью и способностью заглядывать в самые потаённые уголки человеческой души. Именно благодаря этому его пьесы вызывают такой сильный эмоциональный отклик у зрителей и в наши дни.

Проблемы

С этого момента зародилась симпатия Нины к Тригорину. Она более не выносит вида Треплева, и раздражается от встреч с ним. Треплев же расценивает это как отношение к плодам своего неудачного литературного творчества и пытается даже покончить с собой, но безуспешно. Он перестает писать пьесы и пробует себя в прозе.

Аркадина видит ситуацию намного лучше Треплева, и стремится быстрее покинуть усадьбу вместе с Тригориным. Перед их отъездом Нина подарила Борису медальон, который становится молчаливым признанием в любви. Тригорин желает быть с Ниной, но Аркадина сумела убедить его остаться с ней и оставить подобные мысли, лишенные смысла. Спустя некоторое время и Заречная отправляется покорять Москву своим мастерством, которое, кстати, было совершенно лишено таланта. Но запретный плод всегда манил человека, и Борис договаривается с Ниной о тайной встрече в Москве, плодом которой становится ребенок, умерший вскоре, и изгнание Нины из родной семьи. Тригорин же вскоре бросил Нину и вернулся к Аркадиной.

Если бы Треплев был уверенней в себе, если бы Заречная не повелась на известность Тригорина в литературных кругах, если бы Маша смогла полюбить Медведенко и постараться забыть о юношеской влюбленности, то получилась бы совершенно иная история без такого печального конца.

Проблематика произведения основана на нескольких вопросах, на которые в жизни придется ответить для себя каждому человеку:

  • Стоит ли ради мечты поступиться всем и вся?
  • Первая юношеская любовь: пронести сквозь года, как идеал чистого чувства, или жить ею всю жизнь и сокрушаться над ошибками прошлого?
  • Что лучше: синица в руках или журавль в небе?
  • Простить измену близкого человека или отвергнуть его навсегда.

Символы и детали

Пожалуй, самым известным символом является подстреленная чайка, с которой сравнивает себя Заречная. Белая птица символизирует свободу, непорочность и возвышенность, которым, однако, суждено быть растоптанными суровой реальностью.

Также автор прибегает и к говорящим фамилиям. Фамилия Треплёва символизирует собой нестабильное психическое состояние героя, измученного и разочаровавшегося во всём: он не идет по жизни, его треплет в своих руках судьба. Фамилия Заречной подчёркивает её возвышенность, мечтательность и непрактичность. Фамилия Тригорина раскрывает его неудовлетворённость жизнью и те несчастья, которые он принесёт героям.

Примечания

Основная идея

История написания

Антон Павлович Чехов

  • Ирина Николаевна Аркадина.
  • Константин Гаврилович Треплёв.
  • Нина Михайловна Заречная.
  • Борис Алексеевич Тригорин.

Основные действия:

  • Акт первый — Постановка пьесы Треплёва.
  • Второе действие — Разговор у пруда.
  • Третье действие — Отъезд в Москву.
  • Четвертое действие — Самоубийство Треплёва.

В особенности интересны были представления в Московском художественном театре, режиссером которого были Станиславский и Немирович-Данченко. Постановка 1898 года стала классической, неизменно пользуясь успехом у зрителей. Это произведение Антона Павловича Чехова прочно вошло в репертуар Московского художественного театра и по сей день присутствует в его программе.

Во времена советской власти первоначально пьесы этого автора были под запретом, однако в пятидесятые-шестидесятые годы наблюдается рост интереса к творчеству Чехова. В особенности популярны были постановки в театре Ленинского комсомола под руководством режиссера Эфроса.

Краткое содержание

Произведение характеризуется запутанным сюжетом, в котором переплетается как основная линия, так и взаимоотношения многочисленных второстепенных героев. Чехов намеренно усложнил свою пьесу. Он был уверен, что только талантливые режиссеры и великолепные актеры смогут правильно показать всю уникальность отношений людей друг с другом.

Первое действие

Первое действие проходит в небольшом имении Петра Сорина, где собирается его сестра Ирина Николаевна Аркадина вместе со своим сожителем беллетристом Тригориным и взрослым сыном Константином Треплевым. Все действующие лица увлечены подготовкой небольшой постановки, которая должна пройти на лужайке около дома. Написал пьесу Константин Треплев, 23-летний юноша, который влюблен в Нину Заречную. Именно она должна была сыграть главную женскую роль. Молодая девушка — дочь богатых помещиков, увлекается театром, но её родители против такого занятия.

Треплев без ума от Нины

Треплев без ума от Нины, однако молодая красивая девушка не обращает внимания на такого поклонника. Она использует Константина, только чтобы познакомиться с беллетристом Тригориным, которого считают известным театралом и литератором. Нина надеялась, что успех в небольшом представлении позволит ей стать ближе к высшему обществу и сделать карьеру успешной актрисы. К тому же она влюблена в Тригорина, который старше её почти на 20 лет.

Среди зрителей также управляющий имением поручик Шамраев, его супруга Полина Андреевна и их 20-летняя дочь Мария. Маша влюблена в племянника хозяина дома, она постоянно подбадривает Константина, уверяя его, что пьеса великолепна и он неизменно добьется успеха. Однако Треплев относится к Маше исключительно как к другу, не видя в ней любящую его женщину.

После приезда Нины спешно начинается представление, однако оно не вызвало большого интереса у зрителей. Текст был странный и несвязанный, а игра актрисы примитивной. Константин Треплев, видя, что его произведение и спектакль никому не интересны, раздражается замечаниями, прерывает пьесу и уходит, не попрощавшись со зрителями. Нина же остаётся в обществе Тригорина, выслушивая лестные комплименты в свой адрес.

Вторая часть

Второе действие происходит через несколько дней после неудавшейся премьеры спектакля. Константин, Маша и Ирина Николаевна играют в крикет, Тригорин с увлечением ловит рыбу в небольшом озерце около дома. В имение приезжает Нина, которую родители отпустили по случаю именин у владельца усадьбы. Молодая девушка была удивлена тем фактом, что сливки театрального общества, к которым она относила в первую очередь писателя беллетриста Тригорина, не отличаются в быту от обычных людей.

Константин Треплев признается Нине в своих чувствах

Константин Треплев признается Нине в своих чувствах, но такие слова вызывают у молодой девушки лишь раздражение. Теперь она влюблена в писателя Тригорина, тогда как её юный поклонник ей более неинтересен. Константин приносит своей музе найденную им мёртвую чайку и обещает убить себя, если она не ответит на его чувства. Девушка обернула такие слова в шутку, а приближающийся Тригорин вынудил Треплева оставить Нину и заняться своими делами.

Писатель Тригорин хотел узнать о взглядах на жизнь восемнадцатилетней Нины, которая мечтала о признании как актриса. Молодая девушка видела лишь одну сторону славы, но при этом не понимала, что успех может принести страдания и проблемы во взаимоотношениях с близкими людьми. Тригорин, увидев убитую Константином чайку, записывает в свою книжку небольшой сюжет для рассказа с главным героем, в образе которой улавливается Нина.

Третий акт

Нина и писатель Тригорин

Третье действие переносит зрителя на неделю после событий, описываемых в первых двух частях пьесы. Константин из-за неудачной любви пытается покончить с собой, но не доводит дело до конца. Его мать Ирина Аркадина срочно готовится к отъезду в столицу, планируя увезти сына подальше от проблем. Вскоре за главными героями в Москву отправляется Нина, которая хотела покорить сцену. Встретившись с писателем Тригориным, она дарит ему медальон, внутри которого находится недвусмысленная записка о том, что девушка готова стать любовницей писателя.

Основные события третьего действия:

  • Неудачное самоубийство Константина.
  • Отъезд в Москву.
  • Свадьба Маши и Медведенко.

Беллетрист Тригорин, который несколько лет прожил вместе с Ириной Аркадиной, понимает, что молодая прекрасная Нина дарит ему то чувство, о котором он мечтал много лет. Он во всем признается своей гражданской супруге, просит её отпустить его, и, не добившись успеха в своей просьбе, просто разрывает все отношения, договариваясь с Ниной о тайном свидании. Этот роман вспыхнул и так же быстро потух, уже через непродолжительное время Тригорин охладел к своей юной возлюбленной.

Также на сцене появляется дочь управляющего имением Маша, которая была влюблена в Константина. Она признается ему в своих чувствах, но молодой человек отвечает ей отказом, надеясь, что в Москве он всё же сойдется с красавицей Ниной. Маша, желая окончательно порвать со своей безответной любовью, решается согласиться на предложение руки и сердца нелюбимого ею доктора Медведенко.

Четвертая глава

Действие четвёртое происходит через два года после основных событий в пьесе. Владелец имения Сорин уже глубокий старик, ему далеко за шестьдесят, он болен, но полон жажды жить. Маша и Медведенко женаты, у них не так давно родился ребёнок, но в их браке нет счастья. О Нине известно, что она решается убежать из дома, после чего сходится с Тригориным. Однако после скоротечного романа публицист охладел к девушке, вновь вернувшись к своей бывшей возлюбленной Ирине.

Ей приходится тратить свои последние сбережения, чтобы как-то прожить в Москве. Девушка снова появляется в жизни Константина, который всё так же влюблён в неё и клянется ей в верности. Он готов простить измену и посвятить свою жизнь Нине. Но девушка всё еще любит Тригорина, который посоветовал ей найти занятие, не связанное с театром.

В порыве ревности Константин рвет свои рукописи, после чего уходит в соседнюю комнату. Все главные герои пьесы остаются вместе, они продолжают веселиться и играть, после чего раздаётся выстрел. Константин не выдержал измены и решил покончить жизнь самоубийством. Теперь главным героям потребуется как-то жить далее, строя свою судьбу уже без погибшего Треплева.

Отзывы читателей

Читайте также: