Сбор это в экономике кратко

Обновлено: 01.05.2024

Налоги и сборы — это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Физические и юридические лица

Физические и юридические лица

Природа возникновения обязательства

Является индивидуально безвозмездным платежом

Является условием совершения юридически значимых действий

Обязанность по уплате

Обязателен в силу закона

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Соотношение налога и сбора по условиям

Статья 17 НК РФ устанавливает общие условия для установления и тех и других. Для платежей налогового характера это:

  • объект налогообложения;
  • облагаемая база;
  • период и порядок исчисления;
  • ставка;
  • порядок и сроки уплаты.

Также возможны разнообразные льготы (например, вычеты). Применяются они по основаниям, обоснованным законодательно. Для каждого конкретного типа платежа устанавливаются лишь плательщики и элементы обложения.

Таким образом, в отличие от сбора, налог является более регламентированным законодательно в вопросе его сущности.

Еще один важный момент — размер платежей. Существуют определенные налоговые ставки, закрепленные в процентах. Так, например, если у двух людей разные зарплаты, то и отчисления на НДФЛ в абсолютном выражении у них будут отличаться.

Взносы за юридически значимые действия, как правило, привязываются к МРОТ. Отличаться они могут лишь во времени — по мере пересмотра минимального размера оплаты труда. В один и тот же день все заявители по одинаковому основанию уплатят идентичные суммы.

Налог, сбор, пошлина: сходства и различия

Вопросам, связанным с государственной пошлиной, посвящена глава 25.3 НК РФ . Очевидно, что суть этого понятия значительно разнится с двумя рассмотренными выше.

Но все-таки пошлина ближе к сбору. Она является его разновидностью. Выделяется лишь основанием и перечнем лиц, которые ее уплачивают. Они закреплены в статье 333.17 НК РФ .

Сбор– обязательный взнос, взимаемый с организаций и физлиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) – это ст.8 НК.

Есть обязательные сборы налогового характера, а есть сборы неналогового характера. КС и ВС отмечали, что сборы неналоговые всё равно являются обязательными.

Давая соответствующее определение, законодатель в ст.13 НК говорит о двух налоговых сборах: госпошлина и сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Вдруг оказалось, что в силу норм неналогового законодательства возникает обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки сбора:

2) Публичная цель уплаты.

3) Добровольность уплаты (не принудительное изъятие).

4) Имущественный характер.

5) Денежная форма.

6) Индивидуальная возмездность, которая заключается в том, что уплата сбора является одним из условий совершения в интересах именно конкретного плательщика сбора юридически значимых действий. То есть сбор не в никуда идет. Если ты заплатил его, то ты можешь получить какой-то профит от государства.

7) Отсутствие единого универсального состава элементов (ставка, база, объект и т.д.), установленного для всех разновидностей сборов. У каждого сбора все элементы определяются индивидуально.

8) Авансовый платеж.

НК говорит, что если сбор налоговый, то он регулируется налоговым законодательством. Если же сбор неналоговый, то правила налогового законодательства не применяются.

И вот есть ОКС 10.12.2002 №284-О. Там возник вопрос по плате за загрязнение окружающей среды. КС сказал, что такая плата – неналоговый фискальный сбор, потому что необходимость уплаты такого сбора нужна для получения права осуществлять хозяйственную деятельность, индивидуально-возмездный компенсационный характер, и размер платежа определяется на основе дифференцированных нормативов.

Оксана Аркадьевна говорит, что КС слабо аргументировал то, что этот сбор не является налоговым. В чем отличие сбора за загрязнение от сбора за пользование объектами животного мира?

Есть еще ОКС 16.12.2008 №1079-О-О: налоги и сборы имеют различную правовую природу. Обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, могут быть предусмотрены не только федеральным законодателем, но и Правительством РФ. А органы исполнительной власти могут это оперативно делать. Правительство РФ устанавливает ставки таких неналоговых сборов.

Единый сбор за лицензию на оружие обусловлен свободным волеизъявлением плательщика-гражданина (хотя за брак мы платим госпошлину, которая носит налоговый характер, а в браке тоже свободное волеизъявление), назначение у него – компенсация дополнительных затрат государства, произведенных в интересах плательщика. У такого сбора нет признака индивидуальной безвозмездности, характерного для налоговых обязательств. Его уплата возлагает на уполномоченные органы обязанность выдать лицензию. Короче, это фискальный сбор, а не налоговый.

Сбор– обязательный взнос, взимаемый с организаций и физлиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) – это ст.8 НК.

Есть обязательные сборы налогового характера, а есть сборы неналогового характера. КС и ВС отмечали, что сборы неналоговые всё равно являются обязательными.

Давая соответствующее определение, законодатель в ст.13 НК говорит о двух налоговых сборах: госпошлина и сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Вдруг оказалось, что в силу норм неналогового законодательства возникает обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки сбора:

2) Публичная цель уплаты.

3) Добровольность уплаты (не принудительное изъятие).




4) Имущественный характер.

5) Денежная форма.

6) Индивидуальная возмездность, которая заключается в том, что уплата сбора является одним из условий совершения в интересах именно конкретного плательщика сбора юридически значимых действий. То есть сбор не в никуда идет. Если ты заплатил его, то ты можешь получить какой-то профит от государства.

7) Отсутствие единого универсального состава элементов (ставка, база, объект и т.д.), установленного для всех разновидностей сборов. У каждого сбора все элементы определяются индивидуально.

8) Авансовый платеж.

НК говорит, что если сбор налоговый, то он регулируется налоговым законодательством. Если же сбор неналоговый, то правила налогового законодательства не применяются.

И вот есть ОКС 10.12.2002 №284-О. Там возник вопрос по плате за загрязнение окружающей среды. КС сказал, что такая плата – неналоговый фискальный сбор, потому что необходимость уплаты такого сбора нужна для получения права осуществлять хозяйственную деятельность, индивидуально-возмездный компенсационный характер, и размер платежа определяется на основе дифференцированных нормативов.

Оксана Аркадьевна говорит, что КС слабо аргументировал то, что этот сбор не является налоговым. В чем отличие сбора за загрязнение от сбора за пользование объектами животного мира?

Есть еще ОКС 16.12.2008 №1079-О-О: налоги и сборы имеют различную правовую природу. Обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, могут быть предусмотрены не только федеральным законодателем, но и Правительством РФ. А органы исполнительной власти могут это оперативно делать. Правительство РФ устанавливает ставки таких неналоговых сборов.

Единый сбор за лицензию на оружие обусловлен свободным волеизъявлением плательщика-гражданина (хотя за брак мы платим госпошлину, которая носит налоговый характер, а в браке тоже свободное волеизъявление), назначение у него – компенсация дополнительных затрат государства, произведенных в интересах плательщика. У такого сбора нет признака индивидуальной безвозмездности, характерного для налоговых обязательств. Его уплата возлагает на уполномоченные органы обязанность выдать лицензию. Короче, это фискальный сбор, а не налоговый.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

- налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

- организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

- физические лица - это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

- налоговые агенты - это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 - 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается - общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

Читайте также: