Теория официальной народности кратко таблица

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Теория официальной народности

Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения.

Основное содержание теории

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.

Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.

hello_html_m4dff9dc2.jpg

Недостатки новой идеалогии

Теория Уварова была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.

Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения.

Основное содержание теории

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.

Теория официальной народности

Недостатки новой идеологии

Теория Уварова была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.

Всем известно, что активное развитие консервативной идеологии в Российской империи пришлось на время правления Николая I. Так как император сам являлся преданным этой идее, он считал большой проблемой постепенное внедрение в Россию западного либерализма и революционных взглядов. Для контроля за соблюдением цензуры и борьбой с иноземными взглядами было создано 3 отделение корпуса жандармов.


Суть теории состояла из 3 принципов:

  • вера православная;
  • самодержавие;
  • народность.

Согласно мнению Уварова, единоличная власть царя – единственная форма правления, которая может быть возможна в России и при которой страна будет жить в процветании. Православная вера описывалась как незаменимая часть благочестивой и счастливой жизни народа.

Под понятием народности Уваров имел ввиду единение народов Российской империи и наличие собственного пути, отличного от европейского.

Согласно этот теории, считалось, что в Россия, в которой царят эти три принципа, будет избавлена от социальных конфликтов, и что необходимо защитить общество от губительных западных либеральных идей.

Однако и Уваров и сам царь понимали, что полностью избавиться от западного веяния, учитывая науку и культуру, не получится. Так что еще одной целью этой теории являлось приспособление европейского просвещения к российским реалиям, но при этом не изменяя российскую действительность. Это должно было отразиться на воспитании нового поколения русских людей, которые бы понимали необходимость сохранения существующего строя в России, но при этом были и восприимчивы к западным идеям. Только не слепо копируя их, а стараясь применить с пользой именно в царской России. Именно поэтому большая часть внимания консерваторов была направлена именно на учреждения образования.

Помимо сферы образования осуществлялся жесткий контроль литературы и журналистики. Все журналы и книги, противоречившие официальной идеологии государства, были запрещены. А Уваров заявлял, что у граждан нет права обращаться к другим через печатные издания и призывал усиливать меры цензуры.

Действие трех принципов теории официальной народности Уварова распространялось практически на все сферы жизни общества. Она стала основной для дальнейшей деятельности всех консерваторов вплоть до революции 1917 года и свержения монархии.

Менее 50 лет прошло с момента принятия теории, как убийство императора Александра 2 показало, что государству не удалось оградить общество от революционной заразы.

Теория официальной народности – консервативная идеология времён правления императора Всероссийского Николая I (1825-1855 гг.), впервые озвученная С.С. Уваровым, министром народного просвещения (1833-1849 гг.).

Авторство теории

Приписывается авторство графу Уварову, публично озвучившему основные положения новой идеологии в докладе при вступлении в должность министра народного просвещения 19.11.1933 г.

Впервые сам термин был употреблён А.Н. Пыпиным, литературоведом, двоюродным братом Н.Г. Чернышевского, в статье 1872 года.

Основные принципы теории

В основе идеологии лежит обоснование различия между российской и западной государственностью. Если западноевропейские страны образовались в результате завоеваний, то Российское государство – с помощью Божьего промысла, что обеспечивает единение царской власти и народа.

В теории заложено три главных принципа, которые противопоставляются лозунгам Великой французской революции. Они представлены в сравнительной таблице:

Великая французская революция

Теория официальной народности

В чём консерватизм теории

Государственная идеология оправдывала существование крепостного права, отсутствие свобод и провозглашала свой собственный, уникальный путь развития страны. Констатировалось лишь то, что сплачивало народ, указывало на положительные моменты, полностью отрицая существующие проблемы. Это вело к застою.

Сторонники теории

Противники теории

Философа объявили сумасшедшим, однако теории официальной народности не удалось пережить время правления Николая I, в обществе всё громче звучали голоса славянофилов и западников, критикующих существующие порядки.

Славянофилы – братья И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин.

Западники – П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин

Общественное движение при Николае I

Консерватизм

Основана на трёх принципах (православие, самодержавие, народность).

Либерализм

Чаадаев, Соловьёв, Тургенев, Белинский, Боткин (врач), Кавелин.

1. Полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по одному пути.

2. Часто идеализировали европейское общественное устройство.

3. Свобода слова, печати, отмена крепостного права.

Самарин, Хомяков, Аксаковы (братья), Кошелев.

1. Были уверены в самобытности пути развития России.

2. Православие – единственная верная религия.

3. Видели успех в сохранении исконных ценностей.

4. Сила власти – царю, сила мнения – народу.

Радикальное направление

Сторонники необходимости кардинальных перемен системы революционным путём. Братья Критские, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарёв, Достоевский, Салтыков-Щедрин.

Читайте также: