Договор фрахтования судна на время тайм чартер кратко

Обновлено: 02.07.2024

Субтайм-чартер (англ. Subtime charter) — передача арендованного судна третьим лицам, если это не противоречит условиям основного договора тайм-чартера (не выбивается за рамки обозначенных сроков, подходит по целям и месту использования и т.д.).

Цели тайм-чартера

Судно, арендованное по договору тайм-чартера, может использоваться только для целей, предусмотренных действующим международным законодательством. В частности, Кодекс торгового мореплавания РФ допускает следующие виды деятельности:

  • грузоперевозки, пассажирские перевозки;
  • морские исследования и разработка полезных ископаемых;
  • рыболовство;
  • спасательные и поисковые операции;
  • подъём какого-либо имущества со дна;
  • проведение обучения;
  • организация культурного досуга и развлечений;
  • спортивное мореплавание.

Оформление тайм-чартера

В договоре между фрахтователем и владельцем судна обязательно прописываются:

  • реквизиты сторон (данные физических или юридических лиц, которые выступают владельцами или нанимателями);
  • наименование, технические характеристики и иные параметры судна (скорость, грузоподъёмность, вместимость и т.п.);
  • район плавания;
  • условия передачи судна от владельца фрахтователю и обратно (время, место, порядок приёмки и др.);
  • цель/цели фрахтования;
  • срок действия договора;
  • ставка (может быть ниже рыночной, но в этом случае при превышении обозначенных сроков аренды расчёт доплаты будет производиться по рыночной ставке фрахта).

Договор заключается только в письменной форме.

Обязанности судовладельца

Владелец судна должен предоставить транспортное средство в технически исправном состоянии, пригодном для целей фрахтования.

Он же отвечает за комплектование судна экипажем и необходимым оборудованием (оснасткой).

На протяжении действия договора тайм-чартера судовладелец отвечает за поддержание технического состояния судна, а также берёт на себя все расходы по содержанию экипажа и страхованию самого судна.

Материальная ответственность за потери из-за невыполненных обязанностей с судовладельца может быть снята только том случае, если будет доказано проявление скрытого недостатка (который нельзя было обнаружить по объективным причинам при проявлении должной заботливости).

Обязанности фрахтователя

Берёт на себя все виды расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией арендованного судна, в том числе:

  • заправка топливом (бункерная надбавка);
  • выплата агентского вознаграждения;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • различные портовые сборы.

Доходы от деятельности арендованного судна принадлежат только фрахтователю, если это не деятельность по спасанию.

Судно может использоваться только для целей, обозначенных в договоре.

Договоры фрахтования и другие перевозочные документы заключаются от имени фрахтователя (морские накладные, коносаменты, чартеры и т.п.).

После окончания договора арендатор обязан вернуть судно владельцу в исходном техническом состоянии с учётом возможного естественного износа.

Подчинённость экипажа

Капитан и члены экипажа подчиняются распоряжениям фрахтователя только если они касаются коммерческой эксплуатации.

По всем остальным вопросам капитан и члены команды подчиняются судовладельцу.

Что такое договоры бербоут-чартера и тайм-чартера и в чем разница

Бербоут-чартер (bareboat charter) – это договор фрахтования между судовладельцем и фрахтователем, по которому судно сдается в аренду без экипажа и снаряжения (судовых запасов). В этом случае фрахтователь становится временным владельцем судна и несет полную ответственность за его эксплуатацию. Это удобно, если у арендатора уже есть свой экипаж или же он набирает его со стороны, при этом являясь его непосредственным руководителем.

Тайм-чартер (time charter) — это договор фрахтования, согласно которому судно сдается в аренду на определенный срок вместе с экипажем. При этом экипаж исполняет указания фрахтователя касательно коммерческой эксплуатации судна, но подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном (судовождение, внутренний распорядок, состав экипажа). Контроль над технической эксплуатацией судна остается за судовладельцем.

Фрахтование судов по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера практикуют торговые и транспортные компании для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок.

Права и обязанности судовладельца и фрахтователя в период действия договоров бербоут-чартера и тайм-чартера

При заключении договора бербоут-чартера судовладелец обязан:

  • Предоставить судно в мореходном состоянии, пригодном для осуществления прописанной в договоре деятельности.
  • Выявить и устранить скрытые недостатки — в случае возникновения на судне аварийной ситуации, вызванной скрытыми неисправностями, судовладелец несет материальную ответственность перед фрахтователем.
  • Ликвидировать ущерб, причиненный природным ресурсам в случае аварии судна.

Фрахтователь как временный владелец судна в течение срока действия договора бербоут-чартера обязан:

  • Своевременно выплачивать фрахт (арендную плату)
  • Сохранять рабочие характеристики судна и регулярно выполнять его техническое обслуживание.
  • Не менять цели аренды или регион плавания.
  • Нести все связанные с эксплуатацией судна издержки, в том числе расходы на содержание экипажа.
  • Оплачивать региональные торговые сборы.
  • Оплачивать страховые расходы на период эксплуатации судна (при наличии страховки).
  • Возместить судовладельцу ущерб в случае аварийной ситуации, возникшей в результате действий фрахтователя.
  • По окончании срока действия бербоут-чартера возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было им получено (с учетом износа).

Что указывается в договорах бербоут-чартера и тайм-чартера

Договоры фрахтования судов регулируются Кодексом торгового мореплавания (в России - Кодексом торгового мореплавания РФ).

В бербоут-чартере указываются:

  • наименования сторон договора,
  • сведения о названии, классе и флаге судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и пр.),
  • количество расходуемого топлива,
  • цель заключения договора фрахтования,
  • район плавания,
  • размер фрахта (арендной платы),
  • срок действия аренды,
  • время и место передачи/возврата судна.

Дополнительно в бербоут-чартере могут быть прописаны условия выкупа судна.

В тайм-чартере должны быть указаны:

  • наименования сторон,
  • название судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики ,
  • район плавания,
  • цель фрахтования,
  • время и место передачи/возврата судна,
  • ставка фрахта,
  • срок действия тайм-чартера.

Также в договорах прописывают штрафные санкции за нарушение сторонами соглашения, включая действия судовладельца в случае неуплаты фрахта.

Сократить издержки на эксплуатацию судна поможет автоматизированная система мониторинга топлива и оборудования.
Запросить решение

Cущественные условия тайм чартера, риски и рекомендации при заключении договора фрахтования судна.

Тайм-чартер всегда актуален для ведения дел с морским и речным транспортом. Успешное планирование бизнеса в море не всегда предполагает и обязывает его участников приобретать собственный флот, тем более что не для всех юридических лиц это актуально. Содержание судна сезонного плавания в доке, обеспечение его эксплуатации и своевременного ремонта, выплата заработной платы команде – все эти расходы большинство компаний брать на себя не готовы.

Идентификация

На рынке фрахтования представлены самые разные суда, от сухогрузов и контейнеровозов до скоростных яхт. Для успешного ведения бизнеса фрахтователю, как правило, необходимо нанять судно конкретного типа, подходящее для перевозки необходимых грузов. Компании, продающей и доставляющей плюшевых медведей в контейнерах, не имеет никакого коммерческого смысла фрахтовать нефтяной танкер. По этой причине идентификация судна является существенным условием тайм-чартера . Статья 200 КТМ предполагает минимальный список идентификационных параметров: название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие). Дополнительно, стороны так же должны указать IMO номер судна и год его постройки, так как эти характеристики являются уникальными для каждого судна, и позволяют идентифицировать его с наиболее высокой долей точности.

Проверка полномочий фрахтователя и судовладельца на заключение договора тайм-чартера должна быть проведена сторонами еще в процессе согласования условий соглашения. Обе стороны должны представить друг другу свои корпоративные документы (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации и т.д.), а в случае, если контрагент является иностранным юридическим лицом такая проверка полномочий является не просто актом предосторожности, а первой необходимостью. Важно понимать, что во фрахт сдается объект недвижимости (судно, по российскому праву, является недвижимым имуществом, и все сделки с ним подлежат государственной регистрации в Российском судовом реестре) , а, значит, право на передачу имеет только собственник судна или лицо, наделенное такими полномочиями на основании договора (субфрахтование). В случае если во фрахт судно уходит по распоряжению неуполномоченного лица, фрахтователь рискует оказаться стороной недействительной сделки и потерпеть убытки, связанные с вынужденным приостановлением эксплуатации судна и срыва своей коммерческой деятельности.

Район и цель плавания

Район предполагаемого плавания судна – это одно из условий, которое специально прописано, как обязательное для договоров фрахтования на время, в КТМ. Мотивировка такого включения очевидна: не смотря на то, что судно поступает под командование фрахтователя, судовладелец продолжает осуществлять фактическую (не коммерческую) эксплуатацию судна. Безопасность мореплавания, экипажа и предприятия фрахтователя полностью лежит на судовладельце. Для исполнения своих обязательств, судовладелец должен быть поставлен в известность о том, в каком районе плавания ему необходимо будет работать, так как от сложности такой работы зависит, в том числе, и размер фрахта по договору. В обмен на право знать заранее район плавания, у судовладельца возникает обязанность предоставить для фрахтования судно, изначально пригодное для плавания в указанном районе.

Доставка и возвращение зафрахтованного судна

Фрахтовые платежи

Ответственность сторон

Стороны тайм-чартера, который заключается, как правило, на длительный срок (от трех месяцев до нескольких лет), подвержены определенному набору рисков. Судно эксплуатируется уже полгода, в течение которых фрахтователь получается все меньше заказов на перевозки грузов, для которых используется зафрахтованное судно. Фрахтователь уведомляет судовладельца о том, что он расторгает договор тайм-чартера, не окончив перевозку последней партии грузов. Судовладелец возражает и, в отсутствии оплаты фрахта, приостанавливает перевозку, что приводит к задержке в доставке груза и убыткам третьих лиц и фрахтователя. В данном запутанном деле необходимо, в первую очередь, установить первопричину возникновения убытков: правомерно ли расторжение договора в момент действующей перевозки? Была ли задержка перевозки правомерной?

Судно вне найма

Очень часто, эксплуатация судна в длительном тайм-чартере становится невозможной из-за поломок и ущерба судну. Именно тогда у сторон возникают споры о том, продолжается ли фрахтование судна, или договор приостанавливает свое действие на время проведения ремонта?

Общая авария

Общие рекомендации

Если Вы приняли решение связать себя долгосрочными обязательствами по договору тайм-чартера, необходимо обратить внимание и позаботиться о регулировании следующих важных моментов:

Один из наиболее распространенных типов соглашений на фрахт коммерческого судна - тайм-чартер. Он составляется с учетом обязательных требований российского законодательства и требует учета ряда нюансов, влияющих на уровень финансовых издержек сторон договора.

Договор тайм-чартера: что должен содержать

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) составляется в соответствии с требованиями, отраженными в Главе X Кодекса торгового мореплавания РФ (утв. Законом от 30.04.1999 № 81-ФЗ). Содержание данного договора не должно противоречить нормам федерального законодательства.

Договор заключается только в письменной форме. В нем обязательно указываются (ст. 200 КТМ РФ):

  • наименования фрахтователя и судовладельца - сторон договора;
  • название корабля;
  • технические и эксплуатационные данные корабля (в частности, грузоподъемность, скорость, показатели грузовместимости);
  • территория плавания;
  • цели заключения договора на фрахт;
  • время, место приема-передачи корабля;
  • денежная ставка фрахта;
  • срок действия тайм-чартера.

Договор тайм-чартера: особенности

Есть ряд нюансов, которые сторонам договора тайм-чартера необходимо учесть. При составлении договора следует обратить внимание, в частности, на следующие моменты:

1. Положениями ст. 205 КТМ РФ предусмотрена ответственность фрахтователя перед владельцем перевозимого груза, если он, взяв судно для осуществления грузоперевозок, заключает договоры соответствующей перевозки (в т.ч. выполняет иные необходимые действия - например, выдает коносаменты, оформляет накладные и иные документы).

Тот факт, что по договору будет перевозиться груз, должен быть отражен в разделе договора о целях его заключения. Нельзя игнорировать данный пункт, относиться к его заполнению невнимательно, чтобы избежать споров об ответственности в случае фактической перевозки груза по договору, которым она прямо не обусловлена.

2. В разделе договора о стоимости фрахта имеет смысл прописать, что в случае, если корабль имеет отклонения от заявленных его владельцем характеристик более, чем на установленное количество единиц измерения (например, на определенное количество тонн по грузоподъемности), то при обнаружении соответствующих отклонений стоимость фрахта снижается пропорционально величине данного отклонения.

3. В раздел договора об обязанностях судовладельца имеет смысл включить формулировку, по которой он обязан предоставить фрахтователю корабль, соответствующий по своим характеристикам району плавания. А в случае невыполнения данной обязанности фрахтователь, обнаруживший несоответствие корабля местности, вправе в любой момент без претензий со стороны судовладельца отказаться от заключения договора. Данная формулировка удачно дополнит обязанность судовладельца по обеспечению годности корабля для целей фрахтования, указанную в ст. 203 КТМ РФ.

Таким образом, район плавания должен быть не просто формальным пунктом договора, но и увязанным с тем разделом соглашения, где указываются характеристики судна.

4. Стороны вправе прописать в договоре то, какой конкретно груз будет перевозиться, а также установить жесткие ограничения на перевозку (размещение) грузов каких-либо разновидностей. Положения КТМ РФ не предписывают устанавливать такие ограничения. Но в интересах сторон отразить данный момент в договоре в целях исключения попадания в грузовой отсек объектов, опасных для экипажа или для технического состояния самого корабля (о степени опасности которых фрахтователь может и не знать, имея, вместе с тем, планы по их перевозке).

Если вам необходимо посмотреть, как может выглядеть договор тайм-чартера - образец документа доступен по ссылке ниже.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

1. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.


В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные, включая грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.

Должны быть также указаны район плавания судна, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна судовладельцу, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

Тайм-чартер заключается в письменной форме. Если в тайм-чартере не предусмотрено иного, фрахтователь в пределах, предоставляемых ему тайм-чартером прав может от своего имени заключать аналогичные договоры с третьими лицами на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока. Такой договор с третьими лицами, именуемый субтайм-чартером, не освобождает фрахтователя от исполнения им условий тайм-чартера, заключенного с судовладельцем.

2. В обязанности судовладельца в рамках договора фрахтования судна на время входит приведение судна в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю, что предполагает принятие мер по обеспечению годности судна – его корпуса, двигателя, оборудования – для целей фрахтования, по его укомплектованию экипажем и надлежащему снаряжению судна.


Судовладелец не несет ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости, т.е. являются скрытыми недостатками.

В течение срока действия тайм-чартера судовладелец обязан также поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа.

3. В обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна КТМ РФ вменяет следующие:

  • пользование судном и услугами членов экипажа лишь в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером;
  • оплата стоимости бункеровки и других связанных с коммерческой эксплуатацией судна расходов и сборов;
  • возврат судна судовладельцу по окончании срока действия тайм-чартера в том же состоянии, в котором оно было получено фрахтователем, с учетом нормального износа судна;
  • уплата сумм за несвоевременный возврат судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или порыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером;
  • участие в распределении между собой и судовладельцем доходов, полученных в результате спасания с использованием данного судна.

В случае, если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В подобных ситуациях фрахтователь несет ответственность перед судовладельцем. Освобождение фрахтователя от ответственности перед судовладельцем лишь за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, может иметь место, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя.

4. Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Освобождение фрахтователя от уплаты фрахта и расходов на судно может иметь место за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие его немореходного состояния. Когда судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на получение фрахта, предусмотренного тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков.

В случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки. При гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить нельзя, – по день получения последнего известия о судне.

Читайте также: