Где танцуют чичирдык ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

К древним видам хореографического исполнения, относятся национальные танцы, зародились они в эпоху первобытных людей, проходя сложный путь развития, достигли они современного общества.

Национальная культура Калмыцкого народа запустила процесс развития калмыцких танцев, трудолюбивые люди с дерзновенным темпераментом, раскрыли это в своём традиционном танцевальном искусстве.

Национальный колорит

Началась история калмыцкого танца с момента зарождения народности. Постепенно произошло разделения танца на несколько уровней. Представляет народ, как стремительные и быстрые номера, так и медленные с плавными движениями.

Как любое танцевальное направление, встречается в исполнение сольное, парное и групповое представление. Танец рассказывает о жизни народа, раскрывает особенности быта и достижения на протяжении всего процесса становления самобытных родов. Национальный колорит проявляется в костюмах, музыке и движениях.

Танец древних времён носил ритуальный и неритуальный характер. В первом случае проводили обряды на привлечение удачи, победы и благосостояния, исполняли шаманы. Второй вариант, подходил для отдыха, развлечения, проведения праздников и торжественных мероприятий.

Интересный в исполнении калмыцкий танец чичирдык , основное движение в нём выполняется как тряска. Да и сам перевод звучит, как трясти. В сравнение с другими народностями, у калмыков в танце трясётся всё тело. Исполняется парами.

Почитание традиций и памяти предков представлено в калмыцком танце шарка , он раскрывает единство народа с природой. Учит уважать окружающий нас мир, быть благодарным за блага. Ценить каждое мгновение. Участвуют в нём мужчины и женщины.

Разновидность ранее представленной композиции калмыцкий танец шарка барка , исполнители обращаются к степным просторам и силам природы в танцевальном исполнении. Идёт восхищение миром, восхваляется природная гармония. Исполняется танец парами под музыку, которая носит точно такое же название.

Сила и мужество представлено в калмыцком мужском танце , представителем этой творческой линии является танец Ишкимдык. Участвуют в нём только мужчины. Исполнение происходит сольное либо группового типа. Танцоры показывают зрителям:

  1. Свою мощь.
  2. Ловкость.
  3. Хитрость.
  4. Качества воина и охотника.

Ещё один вариант, калмыцкий танец товшур , сольного представления. Зародился на севере и центральных частях. Основа строится на топанье, отсюда и название композиции. Отражает этнический быт народности. В процессе выступления, танцор имеет гордую осанку, чёткость ритма, национальное музыкальное исполнение. Яркая особенность, зрители подбадривают юношу.

Самобытная культура наделила танцы особой грацией и свободой. В былые времена, калмыки танцевали весь год. В холодную погоду танцы исполняли в тесных юртах. Отсюда появились сольные танцы, построенные на импровизационном подходе.

Эстетика исполнения

Как правило, национальный калмыцкий танец, состоит из фрагментов полёта гордых беркутов или плавных, грациозных моментов, напоминающих бег табуна лошадей. Все позы имеют особое значение и смысловую нагрузку. Почитание природы и стихий, главное действие в исполнении. Происходит подражание окружающего животного и растительного мира.

Девушки неторопливо переступают ногами и делают плавное движение руками. А мужчины в калмыцком народном танце, всегда стремительные как ветер, резкие, как удар меча. Система движений выполняется отрывисто.

Эстетику исполнения можно разделить на несколько фрагментов:

  1. Круговое исполнение.
  2. Юноши танцуют возле дам, но не прикасаются к ним. Следуя традициям народа. Это показатель высочайшего уважения к женщинам.
  3. Возгласы всегда идут от мужчин. Женщины выступают, молча, завораживая зрителей плавностью движений и нежной грацией.

Все эти моменты, можно прекрасно отследить, просматривая калмыцкие танцы видео, они раскрывают свободный дух исполнителей, наполненный яркими эмоциями, красочным исполнением и разнообразием костюмов.

Так как видов много, то каждый ансамбль танца, представляет своё особое видение номера. Оригинальность проявляется в быстром, темпераментном исполнении и точности движений. Либо медленном и величавом с исключительной хореографической природой танцевального представления.

Танцы народа.Калмыцкий чичирдык,Бурятский ёохор,Монгольский биелгээ. -Та бужиглэх дуртай юу,тэгвэл ийшээ ороорой)

Уранбилэг Purevsuren

Чем наши танцы похожи и чем же отличаются?Какие национальные особенности и черты сохранены в этих грациозных,энергичных,красивых движениях?Существуют ли легенды о наших танцах,как появились чичирдык,ёохор,биелгээ. Кто что знает,поделитесь,будем рады!

Одним из древних видов художественного творчества является танец. Он возник в первобытном обществе, и сопровождает жизнь человека на протяжении веков, он прошел сложный путь развития. Танцевальное искусство калмыков формировалось в общем процессе развития национальной культуры, и было неразрывно связано с другими видами художественного творчества народа, поэтому язык, устный и музыкальный фольклор, явление материальной и духовной культуры несут самые различные сведения о танце.

Актуальность этой темы обусловлено тем, что эта проблема глубоко не изучена. Имея богатое танцевальное искусство, многие калмыки не знают историю развития танца, не умеют танцевать. Так же актуальность заключается в том, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования.

Объектом исследования в данном случае является танцевальное наследие калмыцкого народа.

Цель исследования: выяснить, как развивалось танцевальное искусство калмыков? Выявить движения, характерные для калмыцкого танца. Узнать отношение современников к народному танцу.

Для достижения поставленных целей решили следующие задачи:

  1. Исследовать историю развития калмыцкого танца
  2. Изучить лексику народного танца калмыков
  3. Культурно-нравственное просвещение сверстников
  4. Анкетирование современников и исследование роли танца в повседневной жизни.

Значимость и ценность работы заключается в возрождении, сохранении и передаче традиции национального танца калмыцкого народа.

Данная работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и приложения.

I. КАЛМЫЦКИЙ ТАНЕЦ – ОСОБЫЙ ВИД ТАНЦА

  1. Танцевальное искусство монголоязычных народов.

Необрядовые танцы подразделялись на подражательные, имитировавшие движения какого-либо животного или птицы; воинские, передававшие в движении и в звуках характер боя, борьбы; трудовые, отражавшие трудовые процессы кочевников-скотоводов (Хеечнрин би — танец чабанов, Адучнрин би — танец табунщиков и т.д.)

Калмыцкий народ издавна имеет самобытную культуру. Танец, подобно другим видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Массовой формы калмыцкий танец в далеком прошлом не имел. Это объясняется тем, что калмыки танцевали круглый год, а в холодное время года веселье проходило в тесной юрте. Вот поэтому одной из основных форм калмыцкого танцевального искусства был сольный танец-импровизация, также было распространены парные танцы и танец вчетвером. Конечно, калмыцкий танец имеет монгольские корни. В отличие от монголов, у которых в танце двигалась только верхняя часть тела – плечи, руки (некоторые танцы исполнялись даже сидя), то калмыки, кочуя по России, смогли значительно расширить диапазон своего танца, добавив, в том числе движения ногами. При множестве "вливаний" элементов танцевального искусства народов Сибири, Башкирии, Татарстана, Кавказа, калмыцкий танец, тем не менее обрел и сохранил свое лицо, уникальный рисунок. Прямых заимствований не было, калмыки каждое "па" переделывали на свой лад. Конечно, танец любого народа уникален. Но все-таки можно найти много общего, например, в танцевальной культуре народностей Кавказа, тюрков, в манере исполнения русского и украинского танцев. Калмыцкое же танцевальное искусство отличает яркая самобытность, оно не похоже ни на какое другое. И это видно даже неспециалисту. В конце 19 века у калмыков уже "двигались" ноги – вместе с корпусом, ногами, плечами. В современном калмыцком танце изменилась и пластика рук. Необходимо также отметить, что калмыцкий костюм отличается от монгольского. В нем чувствуется влияние Кавказа, особенно в мужском костюме.

Изучая народный танец, необходимо обратить пристального внимания на национальное музыкальное творчество, в особенности на танцевальную музыку. В калмыцкой танцевальной музыке выражены характерные для каждого танца ритм и темп. В основе танцевальной мелодии лежит особая ритмическая последовательность, непрерывно повторяемая или варьируемая. Одному танцу могут соответствовать разные мелодии, но непременно координируемые с основной ритмической формулой данного танца. Каждый район, совхоз наряду с традиционными калмыцкими мелодиями имеет свои оригинальные, сочиненные в данной местности.

Калмыцкие танцы подразделяются на обрядовые и необрядовые. Обрядовые танцы исполнялись во время религиозных праздников буддийскими священнослужителями. Многочасовая танцевальная мистерия – цам проводится во дворе хурула на специально приготовленной для него площадке с размеченным мелом по земле кругами разных диаметров, находящимися один в другом. Из дверей главного храма по одному или небольшими группами выходили действующие лица в богатых одеждах и ярко раскрашенных масках. Они двигались по отведенному для них кругу. Движения, из которых состоят танцы цама, очень разнообразны – это мерное шествие и остановки в выразительных позах одних персонажей, быстрый подвижный танец других, и бешеная вихревая пляска третьих. Маски их состояли из голов разных зверей, которым была придана уродливость и свирепое выражение. По подолу халатов были пришиты маленькие колокольчики. Солисты олицетворяли собой силы добра и зла, вступавшие между собой в противоборство. В танцах солистов присутствовали элементы акробатики: исполнители перекидывали друг друга через себя, поднимали вверх, кидали оземь, прижимали к земле.

К этой же группе можно отнести шаманские пляски . Шаман, одетый в особый костюм, бил в бубен, выкрикивал заклинания, плясал, доводя себя до состояния экстаза. Считалось, что во время камлания (вступления в общение шамана с духами) духи приходят к нему или он сам отправляется в сверхъестественный мир духов. Танец исполнял чаще всего мужчина, одетый в специальный костюм, отличающийся от обычной повседневной одежды. Движения танца могли знать только некоторые посвященные люди. В танце преобладали движения рук, которые поднимались вверх, ладони были обращены к небу. Торс покачивался из стороны в сторону, сначала медленно, затем темп постепенно ускорялся.

Так же существует еще один из танцев – Шалвр. Его исполняла мать или бабушка жениха после торжественного преподнесения ей подарка от родственников невесты – больших белых штанов, которые она надевала поверх платья и тут же исполняла ритуальный танец.

В традиционной хореографии калмыков преобладают необрядовые танцы, хотя некоторые из них в прошлом были связаны с тем или иным обрядом.

Трудовые танцы отражали трудовые процессы кочевников-скотоводов, нелегкий труд рыбаков. Первоначально в основе танцевальных движений лежали конкретные трудовые жесты и телодвижения, которые постепенно абстрагируясь, превращались в ритмизованные обобщенные символы производственных процессов. И если в начальный период исполнение трудовых танцев было тесно связано с природным календарным циклом, то позднее эта зависимость ослабла, и танец мог исполняться в любое время года.

Бытовые танцы. Они исполняются во время общественных и семейных праздников и служат для удовлетворения психофизиологической потребности человека в движении. Бытовые танцы составляют значительную часть сохранившегося хореографического наследия калмыков.

4. Особенности исполнения калмыцкого танца

Обширная степь вырастила трудолюбивый калмыцкий народ, а так же даровала им дерзновенный темперамент, подобный диким лошадям и мужественным беркутам. Калмыки всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Стоит калмыку услышать звуки домбры, как ноги сами пускаются в пляс. Танцы калмыков наглядно демонстрируют своеобразие кочевников, богатство их внутреннего мира. Танцам, которые выражают насыщенный аромат их культуры, присущи быстрота, легкость, жизнерадостность, сила и твердость. Трогательные мелодии и очаровательные позы танца так захватывают людей, что, кажется, сам находишься в танце. В танцах часто применяются такие приемы, как "движение плеч", "конный шаг" и другие сильно ритмические движения, которые проявляют дерзновенную удаль танца.

Можно попытаться выделить наиболее важные элементы танца, которые связываются с культовой обрядностью:
1.Круг (танец исполняется по кругу).
2. Как архаизм осталось и то, мужчина танцует рядом с женщиной, но не прикасается к ее телу. Что означает знак высочайшего уважения к женщине.
3. Возглас мужчины (женщина в танце не произносит ни звука) «Хадрис, овад од!

Анализируя традиционное танцевальное искусство Калмыкии, можно выделить три основных исполнительских стиля, сложившиеся в разных районах расселения калмыков, огромные расстояния между которыми способствовали возникновению оригинальных, характерных только для данной территории танцев. Появились быстрые темпераментные танцы приволжских калмыков, медленные величавые малодербетовские танцы, исключительный по своей хореографической природе танец донских калмыков чичрдг.

Резюмируя вышесказанное, мы пришли к следующему выводу: у калмыков в первой половине 19 века существовал танец чичрдг и к концу 19 века его танцевали по всей Калмыкии. Исполняя этот танец, танцор так же опускался на колена и прогибался назад. Этот элемент танца, присущий монгольскому танцу, сохранялся вплоть до 19 века. В современном варианте исполнения танца опускание на колена и прогиб корпуса назад отсутствуют. Следовательно, за прошедший исторический отрезок времени танец заметно изменился, хотя еще в 30-х гг. 20 столетия наблюдалось исполнение в таком варианте: исполнитель поворачивался вокруг своей оси и, скрестив ноги, опускался вниз. Сидя на скрещенных ногах, выдвигал вперед поочередно плечи, вновь поднимался, описывал круг и вибрировал на месте.

В современном варианте чичрдга, кроме основного движения, есть и другие элементы – это пристук каблуками, когда танцующий разводит пятки в стороны, сгибая колени, затем со стуком их соединяет, выпрямляясь. Движение может исполняться все время на полупальцах на месте или с продвижением в сторону, предварительно делая шаг (колян цокад). Есть своеобразный притоп, в котором тяжесть корпуса все время приходится на одну ногу, другая же нога на сильные доли такта как бы припечатывается. Есть и другие шаги, но исполняют его тяжело, приземисто, с согнутыми коленями, четко ударяя каблук одной ноги о каблук другой, и очень часто соединяют с притопом. Руки в этом танце в основном прямые, вытянутые в стороны на уровне плеч, ладони, повернутые вниз, иногда поднимаются и опускаются в такт музыке, как птичьи крылья. Есть предположение, что элемент вибрации появился из повседневной жизни калмыков – передвижения на лошадях. Вторая версия появления этого танца – это подражание жаворонку, который во время полета вдруг замирает и парит, размахивая крыльями.

струнами. Звучание такой домбры слабое, и несколько удалившись от музыканта, танцор плохо слышал мелодию, поэтому напрягал слух, наклонялся в сторону домбриста.

Танцам, бытующим в центральных районах Калмыкии, свойственны спокойные, плавные движения рук и бисерно-дробные движения ног. Наиболее

У каждого танца есть свои вариации, возьмем, к примеру, ишкимдык : Лаганский ишкимдык , лиманский ишкимдык , бага-цохуровский ишкимдык и т.д. Что же касается дербетских танцев, то лет 60-70 назад они не имели какого-то общего названия, а всегда подразделялись по названиям родов и местностей: напр. манжихнә залусин би (танец манджикинских молодцев). Соответствующие названия имели и мелодии. В наше время дербетские танцы стали называть "тавшур". Данный термин является собирательным для всех дербетских танцев. Но изначально такого танца не было у калмыков, в частности и у дербетов. Впервые танец с этим названием был поставлен нашим выдающимся хореографом Петром Тимофеевичем Надбитовым.

Калмыцкие танцы характеризуются многообразием танцевальных фигур, получивших в народной практике специальные наименования: тошна, сюбеган, тушне, доро орнэ, эмен, ценна, иргимэ. Движения танцующего мужчины энергичны, стремительны, в женском, более спокойном танце преобладают плавные движения и мелкий шаг; руки парят в воздухе, выражая жестами разнообразное содержание.

Культурное наследие является одним из важнейших направлений научного исследования в современном мире. Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи.

Для изучения данной проблемы было проведено анкетирование среди учащихся старших классов. Молодые люди отвечали на следующие вопросы:

  1. Имя, возраст
  2. Нравятся ли Вам калмыцкие танцы?
  3. Вы танцуете народные танцы калмыков? Если не умеете, то хотели бы научиться?
  4. Какие калмыцкие танцы Вы знаете (названия)?
  5. Похож ли калмыцкий танец на танцы других народов?

Результаты анкетирования таковы:

В соцопросе участвовало 57 человек: 1 группа – это 35 учащихся школы

и 2 группа – это взрослые люди в возрасте от 35 лет и старше.

100 % респондентов ответили, что калмыцкие танцы им нравятся.

Отвечая на четвертый вопрос: Какие калмыцкие танцы Вы знаете (названия)? Респонденты обрадовали знанием названий калмыцких танцев: товшур, чичердык, танец чабанов, ишкимдык, шарка-барка и т.д.

Отвечая на пятый вопрос, респонденты старшей возрастной группы ответили следующим образом: 80% сказали, что калмыцкий танец просто уникален, так как ни на какой не похож, а 20% ответили, что похож на кавказские танцы. Надо заметить, что калмыцкий танец – особый вид танца. В нем переплелись элементы монгольского и кавказских танцев , но выполненные на свой лад.

40% старшеклассников решили, что танец похож на казахский. Этот факт говорит о незнании истории развития калмыцкого танца, лексики движений.

Последний вопрос анкеты звучал так: калмыцкий танец – это…. Анкетируемые высказали все мысли, эмоции, переживания, связанные с калмыцким танцем. Вот высказывания некоторых из них:

Для многих респондентов калмыцкий танец – это история, дух народа, пронизанный степным воздухом, дуновением ветра, это традиция народа, передаваемая из поколения в поколение.

Калмыцкий танец интересен сейчас зрителям во всем мире. Наша задача, обогащая его, сохранить национальные корни и донести до будущих поколей. Калмыцкие танцы – это полет души, победный клекот орла, стремительный бег скакуна, сиянье глаз любящей и любимой женщины, смех ребенка и колыханье тюльпанов на весеннем ветру – это то, что в любой дали сжимает сердце от щемящей гордости от того, что ты – частичка народа, создавшего это чудо.

Большой этнографический диктант Калмыкия

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Республике Калмыкия

Назовите калмыцкий танец, вошедший в Список культурного наследия ЮНЕСКО

а. Танец зайца
б. Семердык
в. Чичердык

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Чичердык

Из какого материала изготавливают сосуд бортха?

а. Дерево
б. Стекло
в. Кожа

Бортха — разновидность старинной калмыцкой посуды, сосуд для хранения и перевозки жидкостей (кумыс, чай и др.), очень удобный при кочевом быте. Обычно использовали шкуру верблюдов. Обычно горловину и крышку исполняли из металла (чаще серебро), прикрепляли кожаную ручку к петелькам.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Кожа

Что из перечисленного является традиционным калмыцким блюдом?

а. Карныярык
б. Хаш
в. Махан

Блюда калмыцкой кухни являются неотъемлемой частью его культурной и материальной традиции. Суп из крупных кусков бараньего мяса, с добавлением отварного картофеля, тоже крупными кусками (мне вообще показалось, что картофелины целые), и лука, много, очень много лука, сырого, нарезанного, который кладётся сверху прямо в тарелку.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Махан

В каком году состоялось добровольное вхождение калмыков в состав Российского государства?

а. 20 августа 1609 г.
б. 20 августа 1771 г.
в. 20 августа 1579 г.

Источники свидетельствуют, что первые сведения об ойратах проникли к русским не ранее середины XVI в. Ойраты, пришедшие к границам России, в российских источниках именуются калмыками. Упоминание о калмыках мы встречаем еще в указе царя Ивана IV от 30 мая 1574 г. на имя Строгановых, в котором последним повелевалось поощрять торговлю с соседними народами, в том числе с калмыками.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): 20 августа 1609 г.

На берегу р. Волга недалеко от г. Саратова состоялась историческая встреча первого российского императора Петра I и калмыцкого хана Аюки, на котором был заключен важнейший договор о защите калмыцкими войсками южных рубежей России и участии калмыков в Дербентском походе. В каком году состоялась эта встреча?

а. 1725
б. 1722
в. 1771

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): 1722

В 2023 году Республика Калмыкия готовится отмечать 375-летие ойрат-калмыцкого письма, создателем которого является Зая-пандита Огторгуйин Далай (1599 — 1662), известный религиозный и общественный деятель XVII века, автор множества буддийских трактатов, переводчик. Как называется эта письменность?

Калмыки принесли с собой на Волгу, где было образовано калмыцкое ханство, культурные традиции, приобретенные их предками-ойратами в ходе многовекового исторического развития: традиции летописания, устное народное творчество, национальное декоративно-прикладное искусство, письменность

Кочевой образ жизни калмыков диктовал приготовление блюд, которые не требовали длительного нахождения у очага: целая или нарубленная на большие куски туша барана готовилась в закрытой земляной яме. Как называется это блюдо у калмыков?

а. шашлык по-пастушески
б. куруле
в. кюр

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): кюр

У разных народов России есть традиционные праздники, которые отмечаются на протяжении многих столетий. Как у калмыков называется праздник наступления весны?

а. Цаган Сар
б. Навруз
в. Холи

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Цаган Сар

а. Лама Дзонкава
б. Панчен лама
в. Пагпа лама

Легенда гласит о том, что чай был придуман тибетским Ламой для поддержания душевных и физических сил монахов во время великих постов. Лама долго искал оптимальные ингредиенты и способ приготовления чудодейственного зелья, вскоре ему удалось приготовить смесь, которая напоминала густой суп с особым привкусом

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Лама Дзонкава

Как называется у калмыков разновидность двухструнной шейковой лютни?

а. товшур
б. хомыс
в. хуур

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): товшур

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Читайте также: