Позитивизм и сциентизм кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сциентизм – это мировоззренческая ориентация, причиной формирования которой является стремительное развитие науки и техники. Практически одновременно с ней возникает второе движение – антисциентизм. Оно полностью отрицает понятия сциентизма, считая науку врагом народа. Направление поддерживает гуманитарные теории, моральные ценности, социальные стереотипы.

Что такое сциентизм – определение

Сциентизм – это в философии абсолютизация научных достижений в культурном развитии общества, идеологии и мировоззрении людей. Философия появилась в конце девятнадцатого века. Причиной зарождения течения стала популяризация научных изобретений, развитие науки в целом. Сциентизм обладает определенными особенностями:

  • Приверженцы не учитывают всей сложности системной организации социума. Научный прогресс играет важную роль в становлении и развитии человечества, но не является единственно главным;
  • Естественная и точная наука – это единственные образцовые направления, социальные, гуманитарные знания не имеют значения;
  • Отсутствие четкой систематизации философских суждений компенсируется идейными ориентирами.

Сциентизм не имеет точной выраженности. Внешне он подражает естественным наукам, стремится абсолютизировать точные учения как единственно верные. Форма восприятия приверженцев сциентизма отрицает мировоззренческие, философские вопросы. В них отсутствует познавательный смысл. Общественный строй должен базироваться исключительно на знании правил естественного и точного научного рассуждения.

Приверженцы течения недооценивают значимость и своеобразие философии, отрицают ее как способ выражения мировоззрения общества. Проявление сциентизма в социологической сфере:

  • Для социального исследования важны только количественные методики;
  • Социальная, философская проблематика, построения и отношения, связанные с ней, не имеют значения, воспринимаются отрицательно;
  • Описательность, эмпиризм – ключевые понятия;
  • Моральные ценности, нравственность не должны учитываться в мире науки;
  • Социальный анализ отрицается, как и его объект.

Представители сциентизма – основные идеи

Сциентизм поддерживали многие известные личности: Белл, Гэлбрейт, Карнал, Спенсер и другие. Их суждения схожи: главной в жизни общества является наука, техническая дисциплина, естественный тип исследований. С помощью этих направлений человечество сможет решить глобальные проблемы. Это распространяется на социальную сферу и индивидуальное бытие. Представители течения выделяют две направленности сциентизма:

Представители сциентизма в Европе опирались на рационализм и теорию прогресса. В приоритете пребывали социальные модернизации, научные инновации. Наука – это универсальное средство, используемое для решения любой проблемы, в том числе социальных аспектов. Система взглядов полностью отрицает значение морали, искусства, религии, философии как культурных форм. Это символические способы выражения реальности.

Антисциентизм – что это такое

Антисциентизм – это в философии противоположность сциентизму. Приверженцы утверждают, что возможности науки ограничены. По их мнению, именно наука является врагом человечества, она позволяет людям выражать свою враждебность, злость и другие отрицательные качества. По причине развития техники появляются войны, ухудшается экологическая обстановка.

Антисциентизм – это полное отрицание научного прогресса и технического развития. Течение имеет три интерпретации:

  • Иррационалистическую как максимально радикальную критику научных достижений. Среди приверженцев бытуют утопические мысли. Романтические настроения, склонность к возврату мифологии, религиозного культа, традиционных систем философии, свойственных Средневековью. Иррационалистическая направленность ассоциирует успех человечества с классическими духовными, нравственными устоями жизни при полном отсутствии научного прогресса;
  • Гуманистическая интерпретация относится критически к научному прогрессу, не верит в его созидательные, конструктивные возможности. Наука не способна обеспечить духовность, нравственность, социальную стабильность. Человек не может совершенствоваться нравственно, если будет постигать мир только с научной точки зрения;
  • Антропологическая теория. Научное, рациональное познание принципиально не способно познать человеческие особенности. Для этого необходимы философские суждения, размышления.

Сциентизм и антисциентизм в философии

Оба философских направления отличаются чрезмерно радикальными взглядами. Сциентизм – утопическая теория, антисциентизм – антиутопия. В современном мире приверженцами сциентизма можно назвать сторонников компьютеризации, новых технологий, позволяющих модернизировать быт, обучение, отношения, транспорт и прочие сферы жизни. Они уверены, что именно это позволит человечеству решить экономические, политические проблемы, военные конфликты и другие области глобального кризиса.

Современные люди, сетующие о последствиях научно-технического прогресса, о вреде новых технологий на уровень развития, коммуникабельность населения, относятся к антисциентистам. Существуют три кардинальных различия во взглядах представителей обеих сторон:


Такое мышление существовало уже в греческой древности . Как новое развитие XIX века, она контрастировала с традиционно преобладающими схоластическими взглядами на трансцендентальную философию . Скорее, эти последние точки зрения утверждали, что знание порождается вечно действительными - и в конечном итоге созданными Богом - свойствами разума или разума. Это можно было бы продемонстрировать на основе положительных результатов.

В контексте изобретений, открытий и расширения научных знаний в эпоху Возрождения эти традиционные попытки философско-религиозного объяснения уже давно ставились под сомнение. Это, вероятно, привело к требованию позитивизма интерпретировать положительные результаты, не прибегая к теологическим или метафизическим объяснениям, в отличие от общепринятой до сих пор практики.

Хотя позитивистский подход был постоянной темой в истории западной мысли [ 2 ] , современный подход был сформулирован философом Огюстом Контом в начале 19 века. [ 3 ] Конт утверждал, что, как физический мир работает в соответствии с гравитацией и другими абсолютными законами, так и общество. [ 4 ]

Позитивизм и сциентизм

Согласно определенным значениям, позитивизм интерпретировался как философское течение , которое утверждает, что единственное достоверное знание - это научное знание и что такое знание может возникнуть только из научного метода , идеальным примером являются физические науки , которые явно побеждают в области науки. .. Природа и производные от нее технические приложения. Эта позиция известна как сциентизм .

Позитивизм происходит из эмпиризма и эпистемологии , которые возникли в начале девятнадцатого века руками французских мыслителей Анри де Сен-Симона и Огюста Конта , а также британца Джона Стюарта Милля . Он распространился и развился по всей остальной Европе во второй половине XIX века. Из крайнего позитивизма [ 5 ] Вплоть до почти идеалистического позитивизма, девятнадцатый и начало двадцатого веков предлагают богатую панораму авторов и школ, все принадлежащих к позитивистской деноминации. Общей чертой, которая характеризует их всех, является принятие научного знания как единственной формы законного знания и отказ от метафизики и теологии как от лженауки.

Позитивизм возник как способ узаконить натуралистическое научное изучение человека как индивидуально, так и коллективно. По разным версиям, потребность в научном изучении человека родилась из-за беспрецедентного опыта Французской революции , которая впервые заставила рассматривать общество и личность как объекты .

Применение позитивной философии к различным наукам и объектам исследования, а также жесткость, с которой рассматриваются принципы эмпиризма, породили очень разные типы эмпиризма и позитивизма. [ 6 ] [ 7 ]

Название работы: Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма

Предметная область: Логика и философия

Описание: Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма. Сциентистское направление: позитивизм. Сциентизм в философии возникает как реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данног.

Дата добавления: 2013-02-15

Размер файла: 29.5 KB

Работу скачали: 22 чел.

Сциентистское направление: позитивизм. Формы позитивизма.

Сциентистское направление: позитивизм.

Сциентизм в философии возникает как реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данного умонастроения, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистую рефлексивную спекуляцию конкретного мыслителя.

Это направление в философии сложилось в первой половине XIX века. В его основе идея о том, что все подлинное (или позитивное) знание является совокупным результатом деятельности специальных наук. Наука же, в целом, вообще не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии с ее исследованиями философских проблем.

Среди главных особенностей позитивизма выделяют:

- сведение задач науки лишь к описанию явлений, так как сам он тесно связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам;

- элементы субъективного идеализма, включая неприятие рационализма, спиритуализма, идеализма с одновременным обращением к материализму.

Специалисты обычно выделяют три этапа в развитии позитивизма:

Представлен Кантом, Авенариусом, Милем, Спонсором. Воспринимался в XIX веке как своеобразное философское течение, зародившееся в качестве реакции на мистику, универсальность, панлогизм немецкой классической философии, так как позитивисты утверждали, что философия должна ставить себе задачу исходить только из научного анализа, разрабатывать методы логического анализа, основы математической логики.

В качестве метода научного исследования позитивизм на первом этапе выдвигал идею наблюдения, отработки, построения картины мира индуктивным путем в направлении создания научных теорий.

Сопровождался зарождением в Х1Х-начале XX веков таких направлений как феноменологический позитивизм, махизм. Представлен Корнелиусом, Махом. В основе позитивизма на этом этапе лежали утверждения о том, что

- цель науки заключается в удовлетворении необходимых жизненных потребностей, поэтому она должна ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии (экономия мысли – феноменологизм);

- необходим анализ наблюдений для того, чтобы выяснить, имеем ли мы дело с впечатлениями или с реальным явлением, а научный материал должен строго отрабатываться математически - эмпириокритицизм;

- психическое и физическое тождественны, а реальны только звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и их нефункциональные, непричинные зависимости и связи; вещи тоже представляют собой комплексы ощущений – махисты;

- "Я" – это лишь замкнутая в себе группа ощущений, которые образуют мир с другими группами ощущений – махисты;

Возник в конце 20-х годов XX века. Представлен Расселом, Осином. Наибольшее развитие получил в англоязычных странах и представлен несколькими школами: логическим позитивизмом, синтаматическим позитивизмом, прагматизмом. Особенностью неопозитивизма является стремление не выходить за рамки научного анализа.

Представители этого направления считали математический язык образцом достоверного знания и поэтому устранились от решения основного вопроса философии, считая его неуместным.

Они выделяли три области отношений:

- языка – к тому, кто его употребляет – прагматика;

- между языком и тем, что им обозначается – семантика;

- между языковыми выражениями - синтаксис; Все это получило название семиотики. Предметом исследований неопозитивистов стали анализ значения слов и знаков вообще, логические, менвинистические и психологические проблемы, имеющие значение в таких направлениях науки и техники, как создание ЭВМ, машинописных текстов и т.д.

Основная проблема позитивизма – это отношение философии и науки. Позитивизм отрицают роль философии (метафизики), сводят её к науке, противопоставляют науку и философию. Он считает истинной наукой только конкретную, экспериментальную науку. О. Конт утверждает, что все здравомыслящие люди повторяют со времен Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения2. Позитивисты исходили из того, что обществом достигнуты определенные успехи в технико-экономическом развитии благодаря научно-экспериментальному исследованию, т.е. позитивному исследованию. Поэтому позитивный характер научной практики и был взят за основу позитивной философии.

Позитивизм также считает, что философские проблемы лишены смысла, что метафизические спекуляции не могут быть проверены экспериментально. Они отождествляют познание только с наукой. Истинное человеческое познание есть научное познание, которое не что иное как систематическое изучение явлений и раскрытие закономерностей их развития. Философия объясняет специфику методов науки и их использование, выявляет общие принципы научного познания. Но философия не должна претендовать на роль науки наук, что она обладает методами получения знаний недоступных науке.

Развитие общества, согласно представлениям О. Конта, осуществляется по восходящей линии, в которой чередуются органические эпохи, где поддерживается традиционный общественный порядок и критические эпохи в которых этот порядок разрушается. О. Конт считал, что великие политические и моральные кризисы общества являются результатом интеллектуальной анархии. Позитивистская философия занимается нахождением основы для социального консенсуса.

О. Конт считал, что социальный прогресс зависит от духовного прогресса. Человеческий интеллект в своем развитии прошел три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную3. До ХУШ века господствовала теологическая способность разума, которая искала скрытую сущность вещей, пыталась объяснять мир при помощи религиозных представлений, сверхъестественных сущностей. Поэтому в обществе в это время господствовала религия. В ХУШ веке получает особое развитие метафизическая (философская, спекулятивная) способность разума, которая объясняет сущности мира при помощи абстрактных понятий и конструкций. А это ведет к господстве в обществе метафизики, философии. В XIX веке выделяется позитивная способность разума, направленной на выяснение причин и закономерностей мира на основе экспериментальных исследований. В обществе особое развитие достигает наука. Позитивизм концентрируется на критике метафизического подхода в познании мира, того традиционного спекулятивного подхода господствовавшего на протяжении столетий. О. Конт считал, что метафизика не может ответить на вопросы поставленные наукой, поэтому наука не нуждается в поддержке философии, она сама себе философия.

В своем развитии позитивизм прошел три этапа:

в). Неопозитивизм возникает в 20-е годы ХХ столетия как Венский кружок и охватывает множество различных теорий, имеющие основу логические идеи Б. Рассела (1872-1970) и Л. Витгенштейна (1889-1951). Основные представители – Р. Карнап, М. Шлик, Н. Рейхенбах, Г. Риль, И. Остин, А. Айер являются математиками, логиками, физиками и т.д. Они попытались формулировать новую более четкую и строгую философию по аналогии с логикой. Неопозитивисты заменяют философию логическим анализом языка и считают научными только те проблемы, которые имеют экспериментальное или логическое решение. Философские проблемы возникают, по их мнению, при неправильном употреблении языка. Они утверждают, что как материализм, так и идеализм являются метафизическими спекуляциями и лишены всякого смысла. Неопозитивизм, как и другие разновидности позитивизма, оказал определенное влияние на физиков, логиков и других представителей науки. Занимаясь проблемами логики и языка науки, они практически подготовили теоретическую основу для перехода к компьютеризации.

Разновидностью неопозитивизма является и логический позитивизм.Его основали австрийские философы, члены Венского кружка М. Шлик (1882-1936) и Р. Карнап (1891-1970). Основная его задача была попытка систематизировать и развить эмпиризм при помощи понятийного снаряжения представленного современными исследованиями логики и математики, особенно работами Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Логический позитивизм интерпретирует познание не как систематизация и обобщение знаний, а как описание реальности, как деятельность по анализу языковых форм знания. Считают, что традиционные философские проблемы потеряли смысл, поэтому задача философии прояснять смысл высказываний. Философия не есть совокупность знаний, а деятельность по логическому анализу языка. Посредством философии высказывания проясняются, а посредством науки они проверяются. Понятие имеет смысл, если элементарные предложения, в которых оно входит, может быть сведено к протокольным предложениям, которые в свою очередь могут быть соотнесены с непосредственными данными.

2)Постпозитивизм - совокупность методологических концепций философии науки, которые пришли на смену методологии логического позитивизма. Возник в 60 – 70 гг. под влиянием идей К. Поппера (1902-1994). Он ставил проблему отличия науки от псевдонауки и считал, что все научные теории не истинны, а только вероятны. К. Поппер критикует попытки неопозитивистов апеллировать к опыту и индукции, и считает их недостаточными для различия науки от псевдонауки, показывая, что экспериментальную проверку могут выдержать самые невероятные астрологические прогнозы. Следовательно, критерием науки является не проверяемость (верификация), а фальсифицируемость т.е. способность некоторого высказывания или теории быть отвергнутой опытом.

Основная характеристика постпозитивизма – это наличие множества методологических концепций и их взаимная критика. Среди них фальсификационизм К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, концепция неявных знаний М. Поланьи, идеи С. Тулмина, Д. Агасси, У.Селларса и др.

Для постпозитивизма характерно все больший отход от символической логики и обращение к истории науки, изменение проблематики методологических исследований (если позитивизм своей главной проблемой считал анализ структуры научных знаний и язык, то постпозитивизм – понимание развития научных знаний). Постпозитивизм отказывается от строгих разграничительных линий между эмпирическим и теоретическим уровнем знания, наукой и не наукой, наукой и философией, которые характерны для позитивизма. Представители постпозитивизма акцент делают на историю науки, на историю возникновения, развития и изменения научных концепций. Они ставят под сомнением идею накопления знаний и предпочитают больше говорить об их изменении. Эта мысль развивается Т. Куном, который считает, что развитие науки не что иное как смена парадигм. На рубеже '80 гг. ХХ века дискуссии постпозитивизма зашли в тупик. Выяснилось что философия науки вовсе не наука, что в ней не могут быть общепринятых концепций и решений, что она носит отпечаток плюрализма, характерного для философии.

3)Прагматизм (из гр. pragma – действие) – одно из сaмых распространенных течений в современной философии. Возник в '70 – '80 гг. ХХ века в США. Основоположниками были Ч. Пирс (1839-1914), У. Джемс (1842-1910) и Дж. Дьюи (1859-1952). Они развивали множество идей – теорию бытия, познания, силлогизма, значения. Как и позитивисты основное внимание уделяли проблемам логики и теории познания. Представители прагматизма пришли к выводу, что жизнь есть основа познания, что познание есть деятельность, что истинность какого-либо суждения зависит от успешности действия. Познание предполагает переход не от незнания к знанию, а от сомнения к вере, к убеждению.

Убеждение такое состояние сознания, которое ведет к устранению сомнения и формирования соответствующего способа поведения. Различные убеждения отличаются разным поведением. Следовательно, истина есть не отражение объективной реальности, а субъективное убеждение приводящее к пользе. Разновидностью прагматизма является инструментализм – философская концепция, развитая Дж. Дьюи. Он считал, что понятия, категории, законы и теории науки не отражают действительность, а являются инструментами деятельности и преобразования реальности.

4)Феноменология – описательное изучение совокупности феноменов, метод предложенный Э. Гуссерлем (1859-1939). До него (Ламберт, Кант, Гегель) феноменология понималась как описательное исследование. Гуссерль, будучи логиком, пытается описать операции сознания, выделить сущности, которые индивид воспринимает. Он поставил себе цель создать науку о науке, раскрыть внутренний мир, мир повседневной жизни как основу познания. Гуссерль полагал, что изучение внутреннего мира надо начинать с сознания, поскольку реальность доступна людям только через сознание (неоспоримое фундаментальное бытие). Важна не реальность сама по себе, а то как человек её воспринимает и понимает.

Основная характеристика сознания – её постоянная направленность на предметы, её интенциональность. Сознание, по мнению Гуссерля, не сводима к внешнему миру, оно выражается в различных связях: между предметами и процессами внешнего мира, между психическими актами, состояниями и значениями. Связи значений идеальны, они даются только в описании как процесс смыслообразования. Сознание как бы конструирует мир, вводя в нем смысл. Все типы действительности, с которыми имеет дело человек объясняются только из актов сознания. Действительность вне и независимо от сознания просто не существует. Феноменология Гуссерля, будучи прежде всего логикой, превращается в философию духа чтобы потом стать философией жизни.

5)Структурализм – совокупность направлений современной философии, которая абсолютизирует структурный метод. Понятие структуры используется в математике, психологии, лингвистике (Ф. Соссюр), физике (Шрёдингер), химии, биологии (Берталанфи). Структурализм проникает и в социальных науках - этнографии, социологии, экономике, истории, искусстве, выражая тенденции этих наук к формализации и математизации, в нахождении единого языка и более точных и объективных методов, по аналогии с естественными науками.

Структурализм считает объекты как системы, как организованные совокупности элементов. Структура проявляется как идеальный тип или модель (совокупность отношений и связей соединяющих составные объекта) независимо от природы содержания. По мнению структуралистов, структура есть первичное и главное понятие, она определяет как предметы и реальность, так и человеческое мышление. Главная цель структурализма в раскрытии универсальных структур реальности и человеческого мышления. В этом смысле они достигли определенные успехи не только в лингвистике, психологии, но и в этнографии, в изучении первобытных обществ (К. Леви-Стросс), в изучении отношений подсознательного и бессознательного (Лакан), некоторых проблем культуры (Фуко).

Леви-Стросс считал, что мифологическому и научному мышлению характерны одни и те же структуры, что они подчиняются общим логическим принципам. Мы мыслим о различных содержаниях, но форма, структура мышления одна и та же. Леви-Стросс утверждал, что сознание возникает только на пересечении многих бессознательных структур человеческого духа, которым соответствует определенные структуры реальности. Недостаток многих этнографических концепций состоит в том, что они анализируются только на уровень сознания и игнорируется бессознательный уровень (который не может быть воспринят прямо, непосредственно).

Лакан, формулирует идею тождества, аналогии структур языка и механизмов проявления бессознательного. Изучая языковые структуры (которые выражают определенное значение и проявляются символически), мы можем проникнуть в тайны бессознательного. Бессознательное проявляется символически в языке, деятельности, творчестве. Символика абсолютно доминирует над реальным и воображаемым, поскольку реальность как таковая нам не дана, а воображаемое является субъективным и иллюзорным. Бессознательное есть необходимое условие объективного изучения сознания, бессознательное есть то, что находится за пределами сознания и дает доступ к сознанию.

В '70 – '80 гг. ХХ века во Франции и США возникает новое течение – постструктурализм, который пытается критиковать и преодолеть недостатки структурализма: абсолютизация структуры, неисторический характер и лингвистический редукционизм.

В античности герменевтика была мастерством объяснения, интерпретации и перевода текстов. В средневековье – методом интерпретации библейских текстов. Современная герменевтика имеет свои корни в феноменологии Гуссерля, экзистенциализм Хайдеггера, логический позитивизм Виттгенштейна. Эти философы не раз подчеркивали, что многие псевдопроблемы возникают в результате того, что ученые не понимают друг друга, что реальность, мир предстают перед нами как различные смыслы и значения. Для решения этих проблем (понимания и выражения) логический позитивизм предлагает совершенствовать язык, сформулировать совершенный с точки зрения логики язык.

Дильтей утверждал, что существует принципиальное различие между естественными науками, основанными на внешнем опыте и наук о человеке, основанных на внутреннем опыте. Науки о человеке имеют дело с человеческим духом, который не может быть познан рационально, а только понят. Понимание есть иррациональная процедура, есть воспроизведение духовной жизни прошлого, зашифрованной в текстах. Понимание предполагает логические моменты, но не сводится к ним. Мы понимаем больше, чем знаем. Герменевтический метод должен ответить на следующие вопросы:

Что сказал автор в соответствующем тексте?

Что имел в виду автор, написав этот текст?

Адекватно ли то, что думал автор и что написал?

Гадамер утверждал, что интерпретатор смотрит на прошлое с позиции современности, он как бы рассматривает себя в зеркале прошлого и хочет не хочет видит в текстах прошлого возможность лучше понять проблемы современности. Толкователь не столько понимает, сколько интерпретирует, не проникает в глубину чужих мыслей, а дает им собственное толкование. Оказалось, что понимание социо-культурных феноменов есть не реконструкция, а конструкция. Мы не проникаем в чужие культуры, а конструируем свои, исходя из императивов современности. Не существует никакого объективного смысла, смысл всегда создается и воссоздается вновь. Из этих соображений представители герменевтики подчеркивают, что текст нужно понимать исходя из него самого, без подмены его содержания различными социально-экономическими и культурно-историческими условиями и причинами. Герменевтика получила сегодня широкое применение в биоэтике.

Вместе с тем герменевтика не является альтернативой науки. Напротив, она подчеркивает роль науки в изучение современной духовности, учитывая и другие способы познания смысла. Опыт накопленный искусством, философией, историей превосходит научный опыт, но не исключает его. Герменевтика способствовала не только расширению проблематики и содержания философии, но и сформулировала важные уточнения относительно её взаимоотношения с другими формами духовности: искусством, моралью, религией, политикой, наукой. Все больше проникает герменевтика в медицине – интерпретация и понимание симптомов и синдромов, патологического процесса.

Читайте также: