Композиция публичного выступления кратко

Обновлено: 02.07.2024

Предыдущие лекции были посвящены работе с аудиторией и целям публичных выступлений. В этом материале — о структуре идеального публичного выступления.

Русский язык. Риторика.10-11кл. Учебник
Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования и включен в Федеральный перечень учебников (предмет по выбору). На завершающем этапе школьной гуманитарной подготовки риторика даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Изучение риторики позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике. Риторика знакомит учащихся с основами знаний о речевом общении, причинах и признаках его успеха или неудачи, дает возможность учащимся освоить методы и способы работы над своей речью, помогает формировать эффективное речевое поведение в различных ситуациях общения, способствует пониманию у школьников важности национально-культурных различий в речевом поведении. Теоретический материал сопровождается практическими знаниями, что дает возможность полнее овладеть искусством красноречия.

Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

Основная часть. Задача — разъяснить тему, доказать аргументами, подвести слушателей к необходимым выводам. Принципы работы: экономия времени, усилий и речевых средств; принцип развития рассуждения идет от очевидного к менее очевидному и усилению значимости аргументов к концу. Виды аргументов: рациональные и иррациональные; сильные и спорные. Какие и когда озвучивать, говорящий решает сам, по ситуации в аудитории. Надо иметь и запасные аргументы.

Заключение. Задача — суммирование сказанного, подчеркивание значения, призыв к дальнейшим действиям. Как закончить выступление? Привести цитату или крылатое выражение. Дать иллюстрацию. Сделать комплимент аудитории. Поблагодарить за внимание.

Притом надо хорошо понимать, что письменная речь, будучи воспроизведенной в качестве устной, срабатывает плохо. Поэтому выступающему даже по готовому тексту следует помнить: для устной речи характерны спонтанные переходы, комментарии о порядке хода речи и о самой речи, повторы и возвращения, РЕКАПИТУЛЯЦИИ (мы снова возвращаемся к тезису).

Итак, слагаемые успеха выступающего: голос, энергетика, сверхзадача, диалогизация, естественность.

Записала Людмила Кожурина

Составляющие композиции публичного выступления

В последнее время многие люди сталкиваются с необходимостью публичных выступлений. Это участие в тренингах, семинарах, различного рода конференциях, публичные обучения. В таком случае обязательно потребуется композиция устного публичного выступления. Данное понятие тесно связано со структурой, планом, взаимосвязью пунктов речи между собой. О том, как правильно подготовиться к публичному выступлению, общению с большим количеством людей и что для этого потребуется, пойдет речь ниже.

Ораторское искусство – одно из самых сложных. Именно поэтому речь одного выступающего слушать приятно, а от другого неудержимо клонит в сон. Очень важно соблюдать размеры частей в докладе, их определенное соотношение. На этот параметр накладывается идея автора и тема, а все вместе образует композицию публичного выступления. Как свидетельствует печальный опыт начинающих авторов, речь, не имеющая под собой четкой основы, обладает рядом существенных недостатков:

  • не выдерживается темп – докладчику тяжело уложиться в регламент;
  • отсутствует четко продуманная последовательность, слитность.

В результате вышесказанного оратор легко может быть сбит с толку, теряет нить своего повествования и проваливает его.

Важно. Допустимо обойтись без планирования, но для этого, во-первых, необходим солидный опыт, а во-вторых, такая практика больше подходит для кратких, лаконичных речей.

Композиция публичного выступления

Как правильно составить композицию

Прежде всего, нужно начать с того, о чем будет говориться в докладе. Это и ляжет в основу выступления. Потом можно начать подбирать литературу или разыскивать материал в интернете, попутно набрасывая основные тезисы. Не беда, если в процессе сбора информации план будет серьезно изменен: от этого он станет только лучше.

Более того, углубленная проработка тезисов, вычитка и исправление помогут серьезным образом усовершенствовать речь, сделать ее понятнее и лаконичнее. Обязательно нужно акцентировать внимание на ключевых моментах: цифрах, важных фактах, выводах. Текст должен иметь четко выраженный причинно-следственный характер, а не выглядеть, как изложение школьника на тему проведенного лета.

Следует избегать излишне патетических и напыщенных выражений, концентрируясь на сути вопроса. Четкое, грамотное изложение, подкрепленное логичными выводами, вызовет больше поддержки и понимания, чем переполненный эмоциями монолог о проблемах менеджмента или развитии малого бизнеса.

Неплохо бы подготовить для слушателей краткое изложение статьи с основными разделами: так им будет легче следить за докладом, комментировать или задавать вопросы.

Внимание. Последние 2 момента важны, если это открытое обсуждение, речь на научном совете или семинар – на подобных мероприятиях последующая краткая полемика с автором не менее ценна, чем само его выступление.

Планирование выступления

В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы – простые и сложные. Первый обычно включает основные позиции, связанные с тематикой доклада. Трансформировать его во второй вид достаточно легко: нужно расширить изложение, добавив подпункты. Сложный план обязательно содержит 3 раздела:

  • вступление;
  • основной;
  • заключение.

Это основные требования, но они не исключают импровизацию. Не существует 2 одинаковых, схожих до мелочей докладов, даже на одинаковую тематику. Плавные переходы от одного раздела к другому, логика – приветствуются. Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор.

Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства.

Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты. И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением.

Основы планирования

Правила составления композиции

Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений, призванных повысить восприятие материала слушателями.

  1. Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему. Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе – обзор обстановки по всей стране.
  2. Дедукция. Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям. То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту.
  3. Аналогия. Другими словами – сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными.
  4. Концентрация. В центре излагаемой речи находится цель доклада. Докладчик последовательно преподносит материал, сосредотачиваясь на корне проблемы.
  5. Ступенчатое изложение. Вся речь пронизана четкой причинно-следственной связью: пункты следуют один за другим, не повторяясь.
  6. Хронологический (исторический) метод. Основан на строгом датировании событий и явлений.

Почему важно соблюдать композицию выступления

Слитное, логичное изложение материала в соответствии с составленным планом – практически залог успеха. В качестве памятки композиции публичного выступления можно использовать краткие заметки или тезисы. В самом тексте уместны тонкие, легкие шутки, не отвлекающие внимания от самой тематики и использование цитат (выдержек из известных книг). Они помогают установить устойчивую связь между докладчиком и аудиторией.

Внимание. Немаловажно то, как докладчик говорит. Вялая, косноязычная, заторможенная речь к успеху не приведет.

Точно так же, как и излишне яркая, вычурная, пересыпаемая остротами: ничто не должно отвлекать слушателей от тематики доклада. Каждая шутка, любой экспромт должны быть уместны и вписаны в канву выступления. Чтение по напечатанному тексту – категорически недопустимо, периодически сверяться со своими заметками, не выделяя этого голосом – совсем другое дело.

В заключение

Предыдущие лекции были посвящены работе с аудиторией и целям публичных выступлений. В этом материале — о структуре идеального публичного выступления.

Русский язык. Риторика.10-11кл. Учебник
Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования и включен в Федеральный перечень учебников (предмет по выбору). На завершающем этапе школьной гуманитарной подготовки риторика даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Изучение риторики позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике. Риторика знакомит учащихся с основами знаний о речевом общении, причинах и признаках его успеха или неудачи, дает возможность учащимся освоить методы и способы работы над своей речью, помогает формировать эффективное речевое поведение в различных ситуациях общения, способствует пониманию у школьников важности национально-культурных различий в речевом поведении. Теоретический материал сопровождается практическими знаниями, что дает возможность полнее овладеть искусством красноречия.

Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

Основная часть. Задача — разъяснить тему, доказать аргументами, подвести слушателей к необходимым выводам. Принципы работы: экономия времени, усилий и речевых средств; принцип развития рассуждения идет от очевидного к менее очевидному и усилению значимости аргументов к концу. Виды аргументов: рациональные и иррациональные; сильные и спорные. Какие и когда озвучивать, говорящий решает сам, по ситуации в аудитории. Надо иметь и запасные аргументы.

Заключение. Задача — суммирование сказанного, подчеркивание значения, призыв к дальнейшим действиям. Как закончить выступление? Привести цитату или крылатое выражение. Дать иллюстрацию. Сделать комплимент аудитории. Поблагодарить за внимание.

Притом надо хорошо понимать, что письменная речь, будучи воспроизведенной в качестве устной, срабатывает плохо. Поэтому выступающему даже по готовому тексту следует помнить: для устной речи характерны спонтанные переходы, комментарии о порядке хода речи и о самой речи, повторы и возвращения, РЕКАПИТУЛЯЦИИ (мы снова возвращаемся к тезису).

Итак, слагаемые успеха выступающего: голос, энергетика, сверхзадача, диалогизация, естественность.

Записала Людмила Кожурина

Структура пукбличного выступления: основы и план создания

Прежде чем мы отправимся изучать правила составления структуры публичного выступления, мне хотелось бы немного погрузить вас в понимание этого процессса.

Вспомните вашу последнюю прочитанную книгу или музыкальное произведение. Что между ними общего?

Подскажу: они создаются по законам композиции.

  1. Вступление – примерно 20%.
  2. Основная часть – 60%.
  3. Кульминация входит в основную часть, находится перед заключением.
  4. Заключение – 20%.

Те же законы работают в спорте, сексе, образовательном процессе. Везде. Не остался в стороне и бизнес.

Переговоры с клиентами или партнерами мы тоже ведем по законам композиции: знакомство, основная часть переговоров, кульминация, когда кто-нибудь резко решил передумать и заключение в виде подписания соглашения.

При создании структуры публичного выступления также крайне важны законы органичной композиции.

У каждого из этапов спича есть свои задача и объем. Если где-то “пережать”, то другая часть выступления будет излишне коротка или, наоборот, затянута.

Чтобы все было органично и правильно, нам нужно знать основы подготовки публичного выступления. Его структура следующая:

  • Вступление и заключение схожи, им уделяется по 20% от времени выступления. Они не предполагают изложения сути, скорее, проходят на эмоциональном уровне для установления с аудиторией контакта и выхода из него.
  • Основная часть и кульминация составляют 60% вашего публичного выступления и основываются преимущественно на фактах и аргументах.

Но знание объемов – это только начало. Чтобы написать хороший текст публичного выступления и затем реализовать его, нам важно также изучить правила разработки структуры спича. Именно их мы и будем рассматривать далее.

Правила структуры публичного выступления

Часть 1. Вступление: 20 % всего времени

Именно первые минуты определяют успех всего выступления. Чтобы сходу получить первый лимит симпатии и доверия, публике лучше всего сделать комплемент.

Дополнительно во вводный блок можно добавить:

Вопрос или цепочка вопросов. Задавайте вопросы, не требующие ответа.

Интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом перед аудиторией. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления.

Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением.

Шутка или анекдот отлично ваписываются в структуру публичного выступления. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления.

Скажите искренне о ваших чувствах. Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе.

Самопрезентация. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие.

Какие комплименты можно делать аудитории? Темой для них могут служить внешний вид, молодость собравшихся, зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность:

А еще профессиональные признаки, пол, комплекция… В общем, все что угодно.

Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении к основной речи поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество, страну или, на худой конец, город.

Рассказ о своих чувствах и любое взывание к чувствам собравшихся – это беспроигрышный ход.

Помните, что при планировании сценария публичного выступления очень важно проработать именно вступление. Вам могут простить снижение темпа и качества в середине спича, но если вы сразу не получите четкую связь с аудиторией, вы ее потеряете.

Часть 2. Основная: примерно 60% всего выступления

В основной части мы поднимаем и актуализируем тему нашего выступления. Поскольку негативная информация вызывает больший интерес и заставляет сопереживать (вспомните анонс вечерних новостей), в основной части мы говорим именно о проблемах.

Другими словами, вводить аудиторию то в отрицательные эмоции, то в положительные.

Убедитесь в том, как сильно действует этот прием, и перенесите его на практику ваших выступлений перед публикой.

Структура публичного выступления. эффект маятника

Как проверить, что план усиления эмоциональности вашего публичного выступления реально работает?

Это можно ощутить по аудитории. Если вы чувствуете, что слушатели уже приняли проблему и эмоционально в ней участвуют, значит, структура спича проработана верно.

Теперь у нас остался предпоследний этап публичного выступления. Пришло время дать решение проблемы в виде предложения. Нас ожидает кульминация. Помните, что кульминация входит в 60% общего времени, выделенного на основную часть.

Часть 3. Кульминация выступления

Что же такое кульминация? При создании структуры выступления на публике ей нужно уделять особое место. Это прима. Это то, ради чего мы создавали весь план выступления и долго готовились. От принятия кульминации слушателями зависит очень многое.

В кульминации аудиторию следует призвать к конкретному действию, которого вы от них добиваетесь. Ваше предложение надо сделать в четкой форме.

И помните про одно из основных правил публичного выступления: в момент произнесения призыва к действию публика должна быть на пике позитива. Это увеличит вероятность принятия слушателями нужного вам решения.

Часть 4. Заключение в публичном выступлении

Чтобы максимально усилить концовку, следует грамотно проработать единство структуры выступления. Заключение должно быть продолжением общей темой, вытекать из нее и усиливать. Вам нужен всплеск.

Нужно поставить финальную точку так, чтобы слушателям рефлекторно захотелось зааплодировать.

Как этого можно добиться? Рекомендую самый действенный план финала успешного спича:

  1. Вы кратко пробегаете еще раз по ключевым моментам выступления. Акцентируете внимание на основной мысли. Еще раз отмечаете, какое отношение к теме имеете лично вы. Напоминаете регламент.
  2. Делаете комплимент вниманию / сдержанности / вдумчивости / злобности / ехидству / пунктуальности / чувству юмора сидящих в зале.
  3. Еще раз напоминаете о том, что вас роднит с ними. Даете рекомендации, обозначаете ближайшие шаги, подводите итоги.
  4. Шутите, если нет повода поплакать.Разряжаете обстановку и настраиваете слушателей на максимально позитивную волну.

НО при всем этом обязательно помните, что лучшее заключение чаще всего получается, если последние фразы перекликаются с первыми и все ваше выступление таким образом как бы замыкается.

Читайте также: