Суверенные права союзных республик в составе ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

Союз Советских Социалистических Республик является суверенным социалистическим федеративным государством. Союз ССР обладает полномочиями, которые субъектами федерации совместно отнесены к ведению Союза ССР.

Союзные республики — суверенные советские социалистические государства, добровольно, на основе свободного самоопределения народов и равноправия объединившиеся в Союз Советских Социалистических Республик. Союзные республики обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза ССР.

Автономные республики — советские социалистические государства, являющиеся субъектами федерации — Союза ССР. Автономные республики, автономные образования входят в состав союзных республик на основе свободного самоопределения народов, обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза ССР и союзных республик.

Отношения автономных республик, автономных образований с союзными республиками, в состав которых они входят, определяются соглашениями и договорами, заключаемыми в рамках Конституции СССР, конституций союзных и автономных республик и настоящего Закона.

За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР. Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путём референдума (народного голосования).

Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, определяется Законом СССР.

Территория союзной, автономной республики, автономного образования не может быть изменена без их согласия.

Границы между союзными республиками могут изменяться по их взаимному соглашению, которое подлежит утверждению Союзом ССР.

Территориальные споры между союзными республиками, между союзными и автономными республиками, автономными образованиями, по которым соглашение между ними не было достигнуто, могут передаваться по взаимному согласию для решения Совету Национальностей Верховного Совета СССР.

Союзная, автономная республика, автономная область, автономный округ самостоятельно решают вопросы размещения производственных и хозяйственных объектов, обеспечивают комплексное экономическое и социально-культурное развитие на своей территории с учётом интересов всех проживающих в них народов. По вопросам использования трудовых ресурсов и охраны среды обитания республики определяют условия деятельности предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих Союзу ССР и другим союзным, автономным республикам, в соответствии с законодательными актами Союза ССР, союзной и автономной республики.

В области экономического и социально-культурного строительства на своей территории автономная республика имеет те же права, что и союзная республика, за исключением тех, которые по соглашению между ними относятся к ведению союзной республики.

Союзные, автономные республики, автономные образования могут вступать между собой в экономическое и социально-культурное сотрудничество и заключать необходимые для этого двусторонние и многосторонние соглашения, которые не должны противоречить интересам Союза ССР, других союзных, автономных республик, автономных образований.

Союзная республика имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, осуществлять внешнеэкономические связи и участвовать в деятельности международных организаций.

Осуществление этого права союзной республики не может противоречить законам СССР и международным обязательствам СССР.

К исключительному ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления относится:

1) принятие Конституции СССР, внесение в неё изменений и дополнений, принятие решений о проведении референдумов по вопросам, отнесённым к полномочиям Союза ССР;

2) принятие в состав СССР новых союзных республик, утверждение образования новых и изменения статуса существующих автономных республик, автономных областей и автономных округов;

3) разрешение споров между союзными республиками, между союзными и автономными республиками, автономными образованиями в случае их обращения по этому вопросу к органам Союза ССР;

4) определение Государственной границы СССР и её режима;

5) организация и регулирование деятельности органов государственной власти и управления Союза ССР;

6) составление, утверждение и исполнение союзного бюджета, установление системы государственных банков СССР, единой денежной системы, общесоюзных налогов и сборов;

7) разработка перспектив социально-экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных программ;

8) предоставление Союзом ССР государственных займов и экономической помощи иностранным государствам, заключение соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых Союзом ССР из иностранных источников;

9) управление железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом, оборонными объектами, космическими исследованиями, Единой энергетической системой СССР, общесоюзными системами связи и информации, а также объектами, относящимися к общесоюзной государственной собственности в соответствии с законодательством Союза ССР и соглашениями Союза ССР и союзных республик; регулирование производства, хранения и использования расщепляющихся материалов;

10) определение внешней политики СССР и заключение международных договоров СССР, представительство СССР в международных отношениях;

11) вопросы мира и войны, защита суверенитета и территориальной целостности СССР, охрана Государственной границы СССР, установление принципов организации таможенного дела на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов;

12) организация обороны, руководство Вооружёнными Силами СССР, пограничными, внутренними и железнодорожными войсками, обеспечение государственной безопасности СССР;

13) образование судов Союза ССР, установление единой системы прокурорского надзора в СССР.

Полномочия Союза ССР, предусмотренные статьёй 6 настоящего Закона, не могут быть расширены без согласия субъектов федерации.

В сферах совместного ведения Союза ССР и союзных республик высшим органам государственной власти и управления Союза ССР передаётся:

1) установление основ правового положения советских граждан и их общественных объединений, защита прав и свобод граждан СССР независимо от места их проживания;

2) установление общих начал правового положения автономных республик, автономных образований, а также национальных административно-территориальных единиц; разграничение полномочий между союзными и автономными республиками, автономными образованиями; определение общих начал местного самоуправления и организации местного хозяйства;

3) установление основ гражданского, земельного, лесного, водного, горного, уголовного, уголовно-исполнительного, финансового, трудового законодательства, законодательства о социальном обеспечении, о народном образовании, о здравоохранении, об охране окружающей среды, об административных правонарушениях, о судоустройстве и судопроизводстве;

4) установление правовых основ, обеспечивающих функционирование общесоюзного рынка и его защиту в интересах всех республик;

5) определение общей финансово-кредитной политики и основ ценообразования;

6) установление общих начал политики в области использования трудовых ресурсов, оплаты и охраны труда;

7) направление, координация и стимулирование развития культуры и образования, научных исследований и научно-технического прогресса;

8) общее руководство охраной общественного порядка и борьбой с преступностью;

9) установление общего порядка взаимоотношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями, общее руководство внешнеэкономической деятельностью;

10) установление правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в СССР;

11) обеспечение соблюдения Конституции СССР на всей территории СССР.

Союз ССР может путём заключения соглашения с союзной республикой передать ей осуществление отдельных полномочий СССР на её территории.

Союзная республика может путём заключения соглашения с Союзом ССР передать в его компетенцию отдельные принадлежащие ей полномочия.

В тех случаях, когда тот или иной вопрос, относящийся к сфере совместного ведения Союза ССР и союзных республик, не решён законом СССР, союзная республика имеет право самостоятельно осуществлять законодательное регулирование отношений в соответствующей области. При этом вопросы ведения автономных республик и автономных образований регулируются по согласованию с ними.

Конституция СССР, законы СССР, другие акты высших органов государственной власти и управления СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР. В случае противоречия конституции союзной, автономной республики Конституции СССР действует Конституция СССР. В случае противоречия законов и других актов высших органов государственной власти союзных, автономных республик Конституции СССР, законам СССР и другим актам высших органов государственной власти СССР действуют акты, изданные соответствующими органами Союза ССР.

Законы СССР и другие акты органов СССР издаются лишь в пределах полномочий Союза ССР и не должны нарушать права союзных, автономных республик.

Разногласия между высшими органами государственной власти и управления СССР и союзных, автономных республик по поводу законности их актов рассматриваются в порядке, установленном Конституцией СССР и Законом о конституционном надзоре в СССР.

Высшие органы государственной власти союзных, автономных республик вправе опротестовывать постановления и распоряжения Совета Министров СССР, если они нарушают права союзной, автономной республики. Спорный вопрос решается Верховным Советом СССР.

Высшие органы государственной власти и управления союзных, автономных республик вправе приостанавливать действие на своей территории актов министерств, государственных комитетов и ведомств СССР в случае нарушения ими законодательства СССР или соответствующей союзной, автономной республики с уведомлением об этом Совета Министров СССР. Спорный вопрос решает Верховный Совет СССР в случае, если действие акта соответствующего органа СССР приостановлено Верховным Советом союзной, автономной республики, либо Совет Министров СССР — в случае, если действие акта соответствующего органа СССР приостановлено Советом Министров союзной, автономной республики.

Конституция СССР 1924 г. содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения права Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающие, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3 Основного закона (Конституции СССР 1924 г.) гласила: "Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно".

Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции РСФСР, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое заверило, что ни одна республика не хочет отделиться от Союза.

Исходя из важности права выхода, Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящие в состав Союза.

Суверенным правом союзных республик также было право на гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Светского Союза. Статьей 7, Конституции, каждому гражданину страны, обеспечивалось право посещения любой республики находящейся в составе СССР.

Система государственных органов, исходила из идеи максимального совмещения интересов союзных государств, с интересами каждого его гражданина. Так же, следует отметить преемственность принципов и идей, связывающую Конституцию СССР с основными законами объединившихся республик и по этой линии. При создании высших органов власти и управления Союза ССР был использован опыт государственного строительства независимых советских республик.

Конституция СССР признает за союзными республиками право иметь свои основные законы (ст. 5), ибо конституция - необходимый атрибут современного государства, тем более - суверенного. Вместе с тем основные законы, уже имевшиеся в объединившихся республиках, теперь должны быть изменены исходя из факта образования СССР, приведены в соответствие с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.

Совершенствование основных законов, в конечном счете свелось к созданию новых законов, так как необходимо было идти "в ногу со временем" и это требовало постоянных преобразований, государственного устроительства, на основе полученного опыта в прошлом. Требовалась более тщательная автономизация союзных республик.

Первой приняла свою новую конституцию ЗСФСР. В апреле 1925 г. III Закавказский съезд Советов утвердил проект Основного закона ЗСФСР. В том же году издала новую Конституцию РСФСР. В 1927 г. была принята новая Конституция БССР. Несколько по-иному, как бы в два этапа, изменила свою Конституцию УССР. Сначала создали измененную редакцию старого Основного закона в 1924 г., а потом уже окончательный текст новой Конституции 15 мая 1929 г. был единогласно утвержден XI Всеукраинским съездом Советов. Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. - Ч. 2. Учебник. Изд. 3. - М.: Юрист, 2003. - С. 187-191.

Время высветило социально-политическое значение создания СССР для многонациональной семьи населявших его народов. Сразу же была решена двуединая историческая задача: сохранить и использовать преимущества веками сложившегося крупного государства и единого экономического пространства, предоставить нациям и народностям право создавать и развивать свою государственность. Государственный суверенитет, как присущее государству верховенство на своей территории обеспечивает, прежде всего, независимость, обособленность, в международных отношениях.

Последующий опыт межнациональных отношений показал, что именно добровольное сложение усилий, дружба народов, входивших в Союз, позволили им в небывало короткие сроки преодолеть былую вековую технико-экономическую и культурную отсталость и выйти на рубежи современной цивилизации. И прежде всего, русский народ отдавал свои знания и энергию для развития экономики и культуры республик бывшего СССР.

Только благодаря Союзу ССР республики сумели защитить свою национальную независимость и нанести решающее поражение фашистской Германии и ее сателлитам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

При всех трудностях, деформациях и просчетах, допущенных политическим руководством в прошлом, СССР выдержал проверку временем и являлся великой державой. Его распад в декабре 1991 г. произошел вопреки воле народов и отбросил республики далеко назад, повлек за собой тяжелые, ничем не оправданные материальные, социальные и нравственные потери для всех наций и народностей. Потеряв "общий дом", сегодня большинство людей, а также многие политики на печальном опыте осознали необходимость возрождения сотрудничества в рамках СНГ, учитывающего взаимные интересы субъектов интеграции и необходимость объединения усилий для устойчивого социального прогресса веками живших вместе народов.

Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территорий. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро потребовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками на протяжений десятилетий не был предметом неразрешимых споров. Он всегда решался на основе принципа интернационализма.

Таким образом, цели Конституции были чисты. В основном они преследовали идеи разграничения суверенных прав республик.

Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособие для вузов. В 2 т. Т.-2. М.: ВЛАДОС, 1995. стр. 196-208.

Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. - 236 с.

Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 1996. - 526 с

История Государства и права России: Учебник для вузов/. Под ред. С.А. Чибиряева - 1998 - 405 c.

История Отечества: Учебник для 11-го класса сред. шк. Островский В.П., Старцев В.И., Старков Б.А., Смирнов Г.М. - М.: Изд. Просвещение, 1992. - 458 с.

Соколов А.К. Курс советской истории: 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997.

Хрестоматия по истории русского права. Составил М. Владимирский-Буданов. Выпуск третий, издание третье. 1888 г. 196 с.

В феврале 1917 года начался распад российской державы по национальному и территориальному признакам. Имеются основания говорить о том, что этот распад поддерживался Временным правительство Керенского, выполнявшего волю Запада.

Национальный вопрос: как Сталин гарантировал равные права всем народам СССР

В феврале 1917 года начался распад российской державы по национальному и территориальному признакам. Имеются основания говорить о том, что этот распад поддерживался Временным правительство Керенского, выполнявшего волю Запада.

Но уже в 1918 – 1921 годах были поставлены вопросы о вхождении республик и автономных областей в состав РСФСР, заключении двусторонних договоров между республиками и РСФСР.

А 12 марта 1918 года столица РСФСР из Петрограда была перенесена в Москву, где она и находилась до царствования Петра I, который перенес столицу российской державы из Москвы в Санкт-Петербург, присвоил России наименование Российская империя, а себе – титул императора.

Москва со временем стала столицей всех граждан Советского Союза, что способствовало объединению страны. Перенос столицы российского государства также указывал на выбор Россией своего, отличного от Запада пути и укреплял безопасность государства, так как столица перемещалась на восток, подальше от агрессивного Запада.

Программные положения по национальному вопросу определяли равноправие всех наций и народностей, право наций на самоопределение вплоть до отделения, областную (территориальную) автономию для народов, не пожелавших отделяться, пролетарский интернационализм.

Положения выполнялись практически: получили независимость Финляндия, Польша, Латвия, Литва и Эстония, которые входили в состав царской Российской империи. Остальные российские территории объединялись по взаимному согласию в соответствии с вышеуказанными положениями. Объединению способствовали существовавшие общие хозяйственные и культурные связи и стремление к обеспечению общей внешней безопасности.

В 1920 – 1922 годы все советские республики, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи (РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, а также Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики), заключили между собой соглашения о военном, экономическом и дипломатическом союзе.

В марте 1922 года возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан. На повестку дня встал вопрос о том, на какой основе объединяться республикам. По данному вопросу мнения И. В. Сталина и В. И. Ленина не совпали: первый опасался, что союз республик не выдержит испытания временем, а второй – что возвращение к фактически унитарному государству приведет к этническим войнам. Было утверждено предложение Ленина, с которым согласился и Сталин.

Надо признать, что при возрождении российского государства в виде СССР удалось избежать самых кровопролитных этнических и религиозных войн на территории бывшей Российской империи. Проект договора об образовании СССР был обсужден и одобрен на всех уровнях республиканского руководства, а также на съездах Советов.

И 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял Декларацию об образовании СССР. Договор заключили четыре республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР (Грузия, Армения, Азербайджан). Документы провозглашали добровольность объединения, равноправие республик в Союзе, право выхода из Союза и право доступа в него других республик.

В 1924 году была принята Конституция СССР, которая не противоречила Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года, но законодательно оформляла добровольное объединение равноправных советских социалистических республик в Союз СССР. Введение в действие Конституции Союза ССР – основного закона советского социалистического многонационального государства – являлось событием большой важности.

В разработке конституции активно участвовали представители всех союзных республик. Проекты конституции обсуждались в республиканских партийных организациях и на сессиях Центральных исполнительных комитетов. Конституция СССР явилась результатом коллективного творчества представителей союзных республик.

Высшим верховным государственным органом Союза ССР являлся Всесоюзный съезд Советов, а высшим исполнительным и законодательным органом в промежутках между съездами Советов – Центральный исполнительный комитет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Народных Комиссаров СССР избирался ЦИК СССР и был ответственен перед ним в своей работе.

Конституция первого в мире социалистического многонационального государства явилась документом большого значения. И 31 января 1924 года II съезд Советов СССР окончательно утвердил текст конституции, завершив оформление Советского государства. Сотрудничеству советских республик был придан еще более тесный, планомерный и постоянный характер. Конституция способствовала борьбе с межнациональной рознью, великодержавным шовинизмом и национализмом. Объединение советских республик в единое союзное государство имело огромное значение для успешного развития и обеспечения безопасности народов СССР.

Резюмируя сказанное выше, необходимо подчеркнуть, что конституция 1924 года содержала раздел о национально-государственном устройстве СССР. Конституция установила государственный герб, флаг, гимн, столицу СССР.

По конституции 1924 года Союз ССР представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из Союза. Вместе с тем надо заметить, что государственная власть концентрировалась в структурах компартии, жестко управляемых из единого центра. Компартия стягивала воедино пространства и народы огромной многонациональной державы. Государственное устройство СССР определялось задачами построения сильного социалистического государства, создания эффективной системы управления в стране, масштабными целями экономического развития, увеличения обороноспособности и конкуренции с ведущими капиталистическими странами.

Через 12 лет была принята новая конституции 1936 года, которая с небольшими отличиями сохраняла национально-государственное устройство СССР, определенное конституцией 1924 года. Принятие указанного основного закона страны являлось одним из главных событий довоенного времени.

ЦИК СССР осенью 1935 года создал Конституционную комиссию и 12 подкомиссий. А 12 июня 1936 года проект конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих шести месяцев на всех уровнях. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысяч предложений, поправок, дополнений.

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов, должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма.

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

Картинка

Сталин выделил три признака, которые дают основание для перевода автономных республик в разряд союзных республик.

«Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной, неокруженной со всех сторон территорией СССР. Почему? Потому что если за союзной республикой сохраняется право выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, ставшая союзной, имела возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР. А такой вопрос может поставить только такая республика, которая, скажем, граничит с каким-либо иностранным государством и, стало быть, не окружена со всех сторон территорией СССР.

Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например, Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.

Картинка

Конституция СССР от 5 декабря 1936 года утвердила существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Она указывала, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности – государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, конституцией допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народно-хозяйственным планом.

Конституция обязывает государство обеспечить рабочим местом каждого трудоспособного гражданина страны. Надо отметить, что действительно с начала 1930-х годов до 1991 года (год ликвидации СССР) безработица в СССР отсутствовала. Каждая союзная республика также имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР.

Картинка

Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты Верховного Совета СССР – Совет Союза и Совет Национальностей – были равноправны.

Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он был наделен большим кругом полномочий и прав. Например, отменять постановления СНК (Совета народных комиссаров, то есть Совета министров), производить референдум по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик, назначать наркомов (министров) СССР, осуществлять помилование, назначать и сменять высшее командование Вооруженных Сил СССР и множество других прав. Депутат Верховного Совета СССР не мог быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР.

Министерства СССР являлись или общесоюзными, или союзно-республиканскими. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В состав Верховного Суда СССР входили председатели Верховных Судов союзных республик по должности.

Картинка

Согласно конституции народные суды избирались гражданами района сроком на три года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на пять лет. Конституция закрепила важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ознакомление с материалами дела через переводчика, а также право выступать в суде на родном языке.

Высший надзор за точным исполнением законов наркоматами (министерствами) и учреждениями, должностными лицами и гражданами конституция возлагала на прокурора СССР.

Конституция СССР закрепляла основные права и свободы граждан СССР, а конституции союзных республик – граждан союзных республик. Граждане всех республик СССР имели право: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование и другие права.

Картинка

В конституции подчеркивалось, что равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или освенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Конституцией гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

Наряду с правами конституция содержала и обязанности по соблюдению конституции, исполнению закона, соблюдению дисциплины труда, службе в Вооруженных Силах СССР и другие.

Конституция переименовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Картинка

Отдельные авторы пишут, что для своего времени конституция СССР 1936 года была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике – другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным конституцией 1936 года – в рамках именно того типа общества, каким был СССР.

В течение 1937 года на основе Конституции СССР 1936 года были приняты конституции союзных республик. Конституция РСФСР была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года закрепила административно-территориальное деление республики. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывавшую ее особенности и соответствующую Конституциям РСФСР и СССР, – это положение стало основой не только для конституции 1977 года, но и современной Конституции Российской Федерации.

Картинка

К 1940 году в состав СССР входили 16 союзных республик: Узбекская, Туркменкская (1923 – 1924), Таджикская (1931), Грузинская, Армянская, Азербайджанская (1936), Киргизская, Казахстанская (1936), Литовская, Эстонская, Латвийская, Молдавская (1939), Украинская, Белорусская, Российская, Карело-Финская (1940), которая в 1956 году была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР. Учреждались и новые автономные образования в самих союзных республиках. В конституции 1977 года равенства и права республик были подтверждены. Таким образом, можно однозначно утверждать, что равенство советских республик было законодательно закреплено Конституцией СССР.

К сожалению, история СССР базируется не на фактах, а на вымышленных там, за океаном образах, подкрепленных всевозможными фальшивками. А вот конституции 1924, 1936 и 1977 годов являются фактами, которые приводят к выводу, что не могут такие конституции родиться в стране, в которой царил произвол и проводилась колонизаторская политика. Созданный на Западе образ такого СССР разбивается о статьи конституций.

Данная норма, неизменно присутствовавшая во всех трёх конституциях СССР в 1922-1991 гг., восходит к спорам о принципах объединения советских республик, происходивших в 1922-1923 гг.

В ходе гражданской войны большевики учредили несколько советских республик в тех провинциях бывшей империи, которые в 1917-1918 гг. провозгласили свою независимость и где у власти первоначально находились буржуазно-националистические правительства. Большевики отступили только перед силой, когда пытались провести советизацию Финляндии, Польши, республик Прибалтики и в 1920 году признали их независимость и нерушимость границ. В Закавказье и Средней Азии, где противодействие большевикам оказалось меньше, уже в 1920-1921 гг. была повсеместно провозглашена советская власть.

К 1922 году сложилось такое положение. Некоторые республики (Крым, Татария, Башкирия, Якутия, Карелия) уже были явочным порядком включены в РСФСР, и точно такая же участь готовилась Дальневосточной республике (ДВР). Украина, Белоруссия. Азербайджан, Армения, Грузия, Бухара, Хорезм оставались формально независимыми, но местные большевики в них поддерживали идею объединения республик. Вопрос был в том, на каких основаниях оно состоится.

Каменев – автор формулировки

На следующий день Ленин встретился с грузинским коммунистом Буду Мдивани, председателем Союзного Совета Закавказской федерации, сторонником независимости советских республик. Тогда он пришёл к окончательному убеждению, что Советский Союз необходимо строить в форме федерации равноправных республик. РСФСР должна была вступить в эту федерацию наряду с Украиной, Белоруссией и Закавказьем. Вопрос о том, будет ли ЗСФСР единым членом этого союза или её республики – Грузия, Армения, Азербайджан – вступят туда по отдельности, пока остался открытым.

Для внешней привлекательности

Право союзных республик на выход из СССР было внешне привлекательной вывеской на фасаде унитарной коммунистической державы. Оно неизменно кочевало из одной редакции конституции СССР в другую потому, что никто в партийном руководстве до конца 80-х годов даже в страшном сне не мог представить, чтобы на это право кто-то мог сослаться и попытаться реально им воспользоваться.

Читайте также: