Неомарксизм в социологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Источники идей представителей Франкфуртской школы. Неомарксизм школы и взгляды его представителей (Э. Фромм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Гуссерль Э. как основоположник феноменологической социологии. Феноменологическая социология А. Щюца.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 25.09.2018
Размер файла 56,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На тему: "Франкфуртская школа. Неомарксизм в социологии XX в. Феноменологическая социология"

1. Франкфуртская школа (30-70 гг. XX в.). Неомарксизм Франкфуртской школы

2. Источники идей представителей франкфуртской школы

3. Основные идеи теоретиков франкфуртской школы

4. Неомарксизм Франкфуртской школы и взгляды его представителей: Э. Фромм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе

5. Гуссерль Э. - основоположник феноменологической социологии и его теоретические взгляды

6. Феноменологическая социология А. Щюца

7. Феноменологическая социология знания П. Бергера и Т. Лукмана

8. Гарфинкель Г. о сущности взаимодействия (культурных моделях взаимодействия) в феноменологической социологии

1. Франкфуртская школа (30-70 гг. XX в.). Неомарксизм Франкфуртской школы

Франкфуртская школа в немецкой философии и социологии возникла в начале 30-х гг. XX века. Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшего в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Она была создана на базе Центра - Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. С приходом Гитлера в 1933 г. к власти этот институт был распущен, а его члены разъехались по миру (в 1934 - 1939 гг. в Женеву и Париж, в 1939 - 1946 гг. в США).

Главные представители этой школы: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60 - х гг. - Ю. Хабермас. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг. XX в.

Главными особенностями этой школы были:

- неомарксизм, т.е. франкфуртцы стремились применить теорию К. Маркса к современным условиям;

- леворадикализм, т.е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях.

Франкфуртская школа занимает в истории социологической мысли видное место. Нередко концепции представителей Франкфуртской школы причисляют к социальной философии. Такой подход выходит за рамки социологии: представители этого направления тяготеют скорее к междисциплинарным исследованиям. Тем не менее, трудно представить себе историю социологии без работ классиков Франкфуртской школы. Они внесли огромный вклад в развитие этой науки, подвергнув глубокой критике традиционную социологическую теорию. Специфичен язык, которым написаны работы франкфуртцев. Продолжая традиции К. Маркса, они используют яркие выражения, не характерные для академических работ.

Франкфуртская школа всегда оставалась независимой от каких бы то ни было политических партий. К Франкфуртской школе в разное время примыкали М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин, Л. Левенталь, Ф. Вайль, К.А. Виттфогель, Ф. Поллок, К. Корш, Х. Арендт. Последователями франкфуртцев можно считать Ч. Р. Миллса в американской социологии и Ю. Хабермаса в немецкой. В данном курсе изучаются воззрения самых ярких представителей школы: М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, а также Э. Фромма.

2. Источники идей представителей франкфуртской школы

Понятие отчуждения К. Маркса было адаптировано ими к критике современного общества. Отчуждение - одна из важных методологических категорий К. Маркса:

· отчуждение создается в процессе принудительного труда;

· отчуждается родовая сущность человека, превращаясь в чуждую ему сущность;

· человек отчуждается от других людей и от самого себя;

· преодоление отчуждения возможно только через освобождение труда.

Теоретиками Франкфуртской школы использовались идеи З. Фрейда:

· представление о структуре человеческой психики;

· некоторые положения психопатологии, позволяющие обрисовать негативное влияние современного общества на человека и трудности на пути развития революционного сознания;

· представление о возможностях психического освобождения.

Теорию формальной рациональности М. Вебера также можно считать одним из интеллектуальных источников работ Франкфуртской школы. Теория включает следующие положения:

· одним из основных процессов современного общества является процесс рационализации социального действия - вытеснения ценностно-рационального, традиционного и аффективного действия;

· рациональность выступает как самоцель - это судьба западной цивилизации и путь всемирно-исторического процесса;

· развитие науки представляет собой чистое воплощение принципа рациональности;

· основными механизмами процесса рационализации являются формализация и калькулируемость;

· способы ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей рационализируются;

3. Основные идеи теоретиков франкфуртской школы

· расщепление изначальной целостности природы на субъект и объект;

· разделение социальных отношений на отношения господства и подчинения;

· саморасщепление индивида: подавление чувственных переживаний абстрактными представлениями о себе. В результате этих процессов происходит полное отчуждение человека от природы, общества, других людей и самого себя.

3. Рациональность и разум в концепциях теоретиков франкфуртской школы. Под рациональностью здесь имеется в виду процесс рационализации и формализации, характерный для западной цивилизации и понятый в веберовском духе. Под разумом - позитивная рациональность, гуманистическая разумность, изначально присущая человеческой цивилизации, принципами которой надо руководствоваться, чтобы противостоять негативным тенденциям технократической капиталистической культуры. Формальная рациональность выступает как апогей развития технократического мышления.

8. Франкфуртцы не принимали позитивизм главным образом потому, что считали невозможным вынести человеческие ценности за рамки научного исследования. А также потому, что позитивизм претендует на бытие единственным эталоном достоверности и точности для всех научных дисциплин. Позитивизм, по мнению франкфуртцев, способствует:

· невниманию к роли действующих субъектов;

· овеществлению социального мира (абсолютизации фактов);

· идеологическому консерватизму (он не в состоянии бросить вызов существующей системе, а зачастую и поддерживает существующий социальный порядок);

· пассивности индивида и социального ученого.

По мнению мыслителей Франкфуртской школы, необходимо сфокусировать свое внимание, прежде всего на человеческой деятельности, ее воздействии на социальные структуры.

4. Неомарксизм Франкфуртской школы и взгляды его представителей: Э. Фромм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе

Валлерстайн Иммануил (р. 1930) - американский социолог, представитель неомарксистского направления в исторической социологии. В 60-е годы занимался изучением экономических проблем развивающихся стран Африки. С начала 70-х годов работает над своей теорией мировой системы, не получившей окончательного завершения. Объектом исследования выступает для него мировая капиталистическая экономика. В своих работах И. Валлерстайн прослеживает формирование капиталистического рыночного хозяйства в XVI столетии и его последующее превращение в глобальную систему. В рамках этой системы он выделяет ядро, состоящее из экономически развитых государств, и периферийные регионы, находящиеся в зависимом положении. Теория мировой системы И. Валлерстайна завоевала прочные позиции в американской социологии, а ее автор в 1994 г. был избран президентом Международной социологической ассоциации.

5. Гуссерль Э. - основоположник феноменологической социологии и его теоретические взгляды

Человеком, который создал предпосылки феноменологической социологии, считается Э. Гуссерль. Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859 - 1938). После защиты диссертации по математике, он начал свою научную деятельность в качестве ассистента выдающегося математика конца XIX в. К.Т.В. Вейерштрасса. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользу философии. Э. Гуссерль работал в первой половине XIX века, когда наука стала отходить от реальности, и, соответственно, возник реакционный посыл возвращения к реальности. Основной позицией философии Э. Гуссерля была установка на то, что жизненный мир (повседневность) предшествует научному миру. Эту установку дальше приняли ученик Э. Гуссерля, А. Шюц, который стал известным продолжателем феноменологического подхода в социологии, и Э. Гарфинкель - основатель этнометодологии.

Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в. Особую роль в формировании его взглядов сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 - 1848) и Франца Брентано (1838 - 1917). Первый критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Этот взгляд, будучи воспринятым Э. Гуссерлем, содействовал его стремлению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцанию сущностей (идеация). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов - сущностей, значений.

Феноменологическая установка реализуется с помощью метода редукции. На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, т. е. перешагивающего, выходящего за пределы конечного эмпирического мира, способного иметь доопытное знание.

В этот период, что характерно и для Европы в XX в., вместо единой живой философии, отмечает Э. Гуссерль, мы имеем выходящий из берегов, но почти бессвязный поток философской литературы: вместо серьезной полемики противоборствующих теорий, которые в споре обнаруживают свое внутреннее единство, свое согласие в основных убеждениях и непоколебимую веру в истинную философию, мы имеем лишь видимость научных выступлений и видимость критики, одну лишь видимость серьезного философского общения друг с другом и друг для друга. Это менее всего свидетельствует об исполненных сознания ответственности совместных научных занятиях в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты. Объективно значимые, т. е. именно очищенные во всесторонней критики и устоявшие перед всякой критикой результаты. Да и как были бы возможны подлинно научные занятия и действительное сотрудничество там, где так много философов и почти столько же различных философий.

1). Материю (ядро, предметный смысл);

2). Качество (характеристика);

Эволюция философских взглядов Гуссерля на этапе феноменологии интерпретируется по-разному. Существует подход, прослеживающий во втором её периоде влияние неокантианства, а в третьем - историзма. Другой подход, наиболее распространённый сегодня, предлагает смотреть на этапы развития феноменологии как на последовательные шаги, переводящие её на всё более глубокие уровни рассмотрения.

Э. Гуссерль считал, что феноменологическая философия строится на анализе поля мнения феноменов сознания и черпает из них знание, которое призвано сложить философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

Феноменологическая редукция в целом - совокупность различных редукций: феноменолого - психологической, эйдетической и трансцендентальной. Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить поворот от восприятия мира в естественной установке к сосредоточению на самих переживаниях сознания, а затем и перейти от рассмотрения переживаний в их индивидуальности к усмотрению их сущностей. Далее трансцендентальная редукция открывает чистое сознание: эмпирические компоненты сознания выносятся за скобки, существование эмпирического субъекта и феномены его психической жизни перестают быть предметом внимания. Обнаруживается ноэтико-ноэматическая структура сознания.

Философское и социологическое течение неомарксизма зародилось в ХХ веке. Оно характеризовалось разнородностью и противоречивостью. Сторонники неомарксизма стремились приспособить марксизм к современным реалиям.

Некогда известная франкфуртская школа зачастую причисляется к данному течению. В состав группы школы неомарксистов входили Макс Хоркхаймер (1895–1973), Герберт Маркузе (1898–1979), Теодор Адорно (1903–1969). Неомарксизм развивался, и некоторые деятели науки и культуры соединяли его в единое течение с неофрейдизмом (Э. Фромм (1900–1980), В. Райх), со стороны некоторых писателей и философов неомарксизм дополнялся идеями экзистенциализма (Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти); французский философ и социолог Л. Гольдманом попытался соединить марксизм со структурализмом; немецкий философ и социолог Ю. Хабермас видел связь неомарксизма с философской герменевтикой.

Ранний неомарксизм

К раннему периоду развития неомарксизма относится конец 30-х гг. ХХ века. В следствие этому философское и социологическое течения в этих временных рамках принято называть ранним неомарксизмом. Поздний неомарксизм начался с окончания раннего периода и продлился до конца 70-х гг.

Начало ХХ века для марксизма уже отличалось тем, что в данном движении появляются два разрозненных истолкования марксизма. В это время образуется социал-демократическое и коммунистическое течении марксизма. Социал-демократический марксизм отличался тем, что отходил от выдвинутых марксизмом элементов диалектики. Для сторонников марксизма данные элементы входили в универсальную теорию развития природы, общества и мышления. Марксизм интерпретировался в духе позитивизма или неокантианства.

Развитие социал-демократического марксизма в результате дало толчок к возникновению современной социал-демократии. В последней нельзя найти никаких отсылок к диалектики, пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Несмотря на то, что данное положение в своей основе имеет идеи марксизма, социал-демократы современности в своих программных документх исключили любые ссылки на основоположника течения, Карла Маркса.

В результате того, что марксизм интерпретировался со стороны коммунистов, движение подверглось значительным изменениям. В результате этого в России появилась новая концепция – марксизм-ленинизм. Что же касается судьбы марксизма в других странах, то, например, в Китае он превратился в маоизм, а в Северной Корее в доктрину "чучхе". Пройдя через коммунистическое видение, марксизм и диалектика Маркса сводятся к диктатуре единственной в стране правящей коммунистической партии.

Учение Маркса также характеризовало будущее мировой революции, но российская социалистическая революция опровергла его. Согласному этому учению мировая революция разгорится во всех развитых капиталистических странах одновременно. Согласно теории Маркса, концепция движения может быть применима в таких странах, но на деле оказалось то, что марксизм находит свое место именно в странах формирующегося капитализма.

Различия социал-демократического и коммунистического неомарксизма

Немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850–1932) выделил самые уязвимые моменты марксизма. В своих работах он отчетливо разделяет социал-демократический и коммунистический неомарксизм. Карл Маркс предсказал, что ситуация в экономике всех капиталистических стран будет стремительно ухудшаться. Этот процесс приведет к обеднению пролетариата, а вследствие этого начнется пролетарская революция.

Но прогноз К. Маркса был не верен, так как были заметны очевидные улучшения экономического положения рабочего класса. Также не сбылась пролетаризация среднего слоя населения, как и появление жестких классовых разногласий и частых экономических кризисов.

Немецкий публицист и политический деятель Э. Бернштейн утверждал, что диалектика является наиболее опасным элементом марксизма. По его мнению, деятельность сторонников марксизма привела к смешению моральных факторов с экономическими и социальными факторами. В результате природа государства понималась неверно. Согласно работам Маркса, государство является одновременно и репрессивным органом, где действия выполняют собственники, и чудотворной силой, сконцентрированной в руках пролетариата.

Э. Бернштейн предлагал произвести ревизию марксизма, так как движение не было совместимо с новыми историческими фактами. Борьба должна быть направлена за государственные реформы, принятие которых будет способствовать реобразованию существующего общества.

По мнению Э. Бернштейна, демократия может считаться как началом, так и концом. Она также является средством. С помощью демократии ведется социализм и формы его реализации. Стоит отметить, что Энгельс именно ему поручил отредактировать и опубликовать свои работы после смерти.

Немецкий экономист и историк К. Каутский был сторонником классического марксизма, но отличался меньшей радикальностью. Социал-демократ К. Каутский утверждал, что диалектика требует нового истолкования, он также критиковал экономический детерминизм Маркса. Им было предложено добавить элементы социал-дарвинизма в марксизм. Критикуя Маркса, он подчеркивал, что нельзя пренебрегать ни духовной активностью, ни экономическими, материальными предпосылками. Все эти элементы взаимно обусловлены и переплетены. По словам К. Каутского, революция большевиков в России не является социалистической.

Согласно мнению итальянского философа, журналиста А. Грамши, Октябрьская революция свершилась несмотря на прогнозирование Маркса. Более того, эта революция была против "Капитала". Марксизм должен истолковываться поэтому не как спекулятивная доктрина, а как философия практики, и прежде всего как философия революционной практики, говорящая о борьбе за власть класса подчиненного и класса руководящего.

Поздний неомарксизм

В 50–60-е гг. ХХ века особую популярность неомарксизм получил во Франции.
Французский социолог и философ А. Лефевр считает, что течение неомарксизма способно изменить природу рабочего класса. В этой связи рабочий класс лишается его революционных потенций, как результат, этот класс становится потребительским, его интерес направлен только на мнимое благосостояние.

Французский философ-неомарксист Л. Альтюссер разграничил науку и идеологию. В конечном итоге, по его мнению наука являлась описанием реальности, в то время как идеология характеризовалась им как воля, ностальгия или надежда. Марксизм стал ассоциироваться с антигуманизмом, и антиисторизмом, так как Карл Маркс говорит о науке в тех случаях, когда перестает рассуждать о сущности человека. Сам по себе гуманизм является идеологией, так как его предмет направлен на изучение человека воображаемого. Теоретический антигуманизм уничтожает философский миф о человеке. Как итог, появляется возможность научного познания человеческого мира и путей его трансформации.

Французский философ и писатель Жан-Поль Сартр предложил обновить марксистское истолкование истории с помощью экзистенциалистского обоснования. Марксистское истолкование истории он видел в попытке рассмотреть исторический процесс во всеобщности.

Немецкий неомарксизм представляла франкфуртская школа. Она повлияла на интеллектуальную атмосферу Западной Европы, просуществовав сорок лет. Свои последние десять лет франкфуртская школа стремилась к американскому прагматизму.

В самой Америке неомарксизм не нашел сторонников, поэтому движение не имело никакого влияния на штаты. Все приверженцы течения были потеряны еще в 70-е гг. ХХ века в Западной Европе. Неомарксизм отдалялся все дальше из-за распада коммунистических режимов в социалистических странах.

Хотя ярые сторонники неомарксизма утверждали, что верны "аутентичному Марксу", на деле осуществляли те же действия, что и противники марксизма. Обе стороны демонстрируют рассогласованность внутри концепции Маркса. Согласно данной концепции капитализм неизбежно должен преобразоваться в коммунизм.

Конец ХХ века обнажил реально существующую ситуацию, где социальная история подчеркивает не только утопичность марксизма, но и его неприспособленность к современной социальной реальности.

НЕОМАРКСИЗМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

В ходе международной дискуссии перед 1-й мировой войной наиболее выдающимся представителям неомарксизма удалось уточнить эпистемологическую специфику Марксова исторического материализма, реконструировать его методологию в терминах трансценденталистской (неокантианской и отчасти феноменологической) теории и логики познания. Рецепция теоретического наследия Маркса Максом Вебером стала отправным пунктом интеллектуальной деятельности послевоенного поколения неомарксистов, и прежде всего Георга (Дьердя) Лукача, ученика Вебера, члена узкого круга его друзей и единомышленников.

Внутренней логикой своей концепции Лукач был принужден к принципиальному размежеванию с ортодоксальным марксизмом эпохи II Интернационала, в т.ч. в его Энгельсовой редакции:

1. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском. СПб., 1901;

2. Кроче Б. Исторический материализм и марксистская экономия. Критические очерки. СПб., 1902;

3. Паннекук А. Этика и социализм. СПб., 1907;

4. Он же. Социал-демократия и коммунизм. М., 1923;

5. Сорель Ж. Социальные очерки современной экономии. М., 1908;

7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990;

8. Он же. Избранное. Образ общества. М., 1994;

9. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. М.–Л., 1929;

10. Он же. Тюремные рукописи, т. 1–2. М., 1998;

11. Грамши А. Искусство и политика, т. 1–2. М., 1981;

12. Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей. М., 1990;

13. Лифшиц М.А. Вопросы искусства и философии. М., 1936;

14. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.– М., 1997;

15. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994;

16. Хоркмаймер М., Адорно Т.В.Диалектика Просвещения. СПб., 1997;

17. Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса. – Он же. Душа человека. М., 1998;

18. Банфи А. Избранное. М., 1965;

19. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972;

20. Черрони У. Кризис марксизма? М., 1979;

21. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977;

22. Lukacs G. Schriften zur Ideologie und Politik. Neuwied–В., 1967;

23. Grossman H. Das Akkumulations- und Zusammenbruchgesetz des kapitalistischen Systems (zugleicn eine Krisentheorie). Lpz., 1929;

25. Sartre J.-P. Marxisme et existentialisme. P., 1962;

26. Hobsbawn Ε.J. Industry and empire. An economic history of Britain since 1750. L., 1968;

27. Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Fr./M., 1968;

28. Kolakowski L. Marxismus – Utopie und AntiUtopie. Stuttg., 1974;

29. Idem. Hauptströmungen des Marxismus, Bd. 1–3. Münch., 1977–79.


Марксизм и неомарксизм – два связанных между собой философских движения, привлекающих внимание общественности в разных уголках мира. Так сложилось, что события прошлого столетия, когда распался СССР, когда капитализм начал реставрироваться во многих державах, прежде его отвергавших, сопровождались утерей марксизмом своего авторитета и востребованности. Впрочем, несмотря на некоторое понижение статуса, и по сей день идеология, заложенная трудами Маркса, все еще актуальна и важна для многих людей, сообществ, стран.

марксизм и неомарксизм

Актуальность вопроса

Марксизм и неомарксизм традиционно считаются особенно значимыми для людей, обитающих в постсоциалистическом пространстве. В силу перипетий в истории таких держав люди, живущие здесь, вынуждены были столкнуться с исключительными сложностями. Многие из тех, кто смог выдержать непростые испытания, не отказывались от учений Маркса даже в наиболее мрачные моменты, а когда жизнь стала легче, нашли в нем новые источники силы. И сегодня многие рассматривают идеологию, заложенную Марксом, как универсальное и единственное верное учение, которое позволит рано или поздно решить проблемы общества и наладить жизнь основных масс населения.

Лица, поддерживающие идеи Маркса, а также их ключевые противники – вот те люди, благодаря которым идеология и по сей день жива и актуальна. Некоторые критически оценивают возможность создания социалистического строя, другие убеждены, что любая новая попытка приведет к ленинизму. Впрочем, можно заключить, оценив происходящее в обществе и описав его кратко: неомарксизм – это направление, сформированное из исходного учения Маркса с поправкой на текущие реалии жизни. Именно оно в последнее время становится все более востребованным, популярным, сильным. Основная идея такого учения – исходить из трудов Маркса, не обращая внимания на его последователей, и лишь несколько переформулировать их, отталкиваясь от требований нашей эпохи.

неомарксизм в международных отношениях

Философия техники

Сегодня неомарксизм – это во многом философия техники. Таким термином обозначают направление, посвятившее себя разнородным сложностям и проблемам. Направление занимается взаимоотношениями представителей социума с техническим миром, взаимодействием природы с техникой. Идеологи этого учения анализируют, каково место техники в быту, в социокультурной сфере, в экономике, психологии, социологии. Их внимание привлекают итоги технического развития, влияние прогресса на мир. Среди прочих ключевых объемов исследования – попытка сформулировать, что же такое представляет собой техника. В наше время термин имеет много вариантов трактовки, и сформировать общие дефиниции крайне сложно. Как считают многие идеологи, не нужно искать, что такое техника, а важно лишь определить, что в это слово вкладывали люди, жившие в разные времена и эпохи. То есть периодизация технического развития выступает на первый план как одна из ключевых задач направления.

Современный вариант неомарксизма – это направление, для которого важны труды Мамфорда. Американский ученый занимался технической историософией, выпустил несколько важных, значимых трудов на эту тему. Он изучил происхождение явления, начав свои изыскания в источниках, отражающих жизнь людей в начале второго тысячелетия. Им разработаны и сформулированы связи между техническими эпохами и энергетическими источниками. Именно он первым разделил все эпохи на эо-, палео-, неотехнические.

Нео-, постучение

Некоторое время назад представители неомарксизма пользовались в обществе уважением, а их идеи – интересом. Спустя время увлеченность этой идеологией утихла, но в наши дни она снова актуальна, причем некоторые ученые считают, что гораздо корректнее называть текущее учение постмарксизмом. Это обусловлено особенностями жизни современного человека, окруженного техническими средствами. Как говорят специалисты, наш век корректнее всего назвать техногенным. Соответственно, философия техники привлекает все более широкий круг слушателей. Эти идеологические направления хорошо сочетаются с нео-, постмарксизмом. Основная цель людей, придерживающихся таких идей – найти оптимальное решение сложностей, актуальных для повседневной общественной жизни.

Как можно заключить, проанализировав специализированные издания, посвященные политике и идеологии, теория неомарксизма неоднородна, а само это направление мысли содержит более чем достаточно противоречий. Впервые еще в тридцатых годах прошлого столетия активисты призывали отказаться от текущих учений, дабы вернуться к истокам – работам Маркса. Впервые указали на несостоятельность выбранного направления развития активисты из Франкфурта. Особенно существенным считаются вклады Адаржо, Хоркхаймара. В последующие тридцать лет идея активно продвигалась Фроммом, Маркузе.

представители неомарксизм

Традиции и истина

Стоит признать, что неомарксизм в философии выступил в качестве важного противника советского варианта трактования учения Маркса. Основные обвинения указывали на ревизионизм, обусловленный возможностью общественного познания, не связанного с классовой заинтересованностью. Представители неотечения считают такое познание нереализуемым. Они убеждены, что необходимо ориентироваться на критическое сознание, которому присуща универсальность. Таковым обладает поздний капитализм. Не меньшего внимания, как считают последователи рассматриваемой идеологии, заслуживает госсоциализм. Критическое сознание, как считают последователи неотечения, открывает социуму глаза на отчуждение, угнетение человечности. Сознание извращается, наполняется ложью, становится иллюзорным – именно на этом сконцентрировано внимание идеологов.

Правые и левые

Современный неомарксизм предлагает видеть ключевую возможность двигаться вперед в социальных изменениях, борьбе политиков. При этом основные задачи возлагаются на критическую интеллигенцию. В качестве такой социальной прослойки следует рассматривать склонную бунтовать молодежь, студентов. Не менее важно свойственное многим странам третьего мира социальное общественное движение. Как считают последователи рассматриваемой идеологии, такие лица, все свои силы тратящие на обеспечение обществу свободы, являются ключом к изменению мира.

неомарксизм это

Имена и идеи

Исходя из описанных общественных настроений, заложилась франкфуртская школа неомарксизма. Теория во многом создавалась благодаря усилиям Фромма. Кроме него и Маркузе, значимым считается Хабермас, чей вклад нельзя недооценивать. Все эти лица, а также их сподвижники, были тесно связаны издававшимся в те времена локальным журналом.

Основные идеи неомарксизма вскоре стали пользоваться популярностью студенческих кругов. Востребованность идеологии в этой среде наблюдается с начала 60-х. Во многом это обусловлено тем, что именно студенческие слои оказались особенно массово привлечены к общедемократическому движению. Многие выступали против вьетнамских боевых действий, другие протестовали, дабы добиться у властей наделения чернокожих равными с прочими правами. Не меньшее внимание студентов привлекало ущемление прав меньшинств. В те времена много говорили о необходимости реформировать систему высшего образования. Тогда же в развитых державах проводились митинги, направленные в пику апартеиду в ЮАР. Первоначально это было движением интеллектуалов, но расширение вовлеченных масс стало причиной трансформации идеологии в практическую борьбу, призванную добиться определенных нововведений в политической сфере.

Революция: нужно ли насилие

Развитие философского, политического, идеологического направления неомарксизму принесло как обилие последователей, так и переформулировку определенных идей. В частности, новые левые обозначили необходимость абсолютного насилия и высказались на тему терроризма как средства достижения интересов. Среди героев того времени особенно выделяется Дебре, активно говоривший о горящем очаге партизан. Не менее важен вклад Фанона, который проповедовал политнасилие. Наконец, тогда же начал формулировать свои идеи, привлекшие внимание миллионов людей, Мао Цзэдун, который вдохновил соотечественников на культурную революцию. В те же движения новых левых вписывались троцкисты, неоанархисты. Приблизительно в семидесятых сложившийся разброд нравов и идей стал причиной кризиса философии. Он затянулся на долгое время, затронул и организационные стороны, и идеологию движений.

В этот период социалистицизм проживал глубокий кризис. Капитализм оказался на пике внимания, началась реставрация этой идеологии в странах, ранее посвятивших себя социализму. И критикующие марксизм, и придерживающиеся этого учения деятели оказались в ситуации, когда единственным вариантом было смириться с признанием предыдущего режима командно-бюрократическим. Начали активно обсуждать, насколько это можно было назвать попыткой на практике воплотить учение Маркса или же такие слова были не более чем красивой ширмой, не имевшей ничего общего с реальными стремлениями лидеров и жизнью общественности. Лица, занявшиеся этим вопросом, обозначили себя приверженцами постмарксизма.

неомарксизм кратко

Социал-демократы и учение Маркса

Актуальность неомарксизма в теории международных отношений стала очевидна уже в 30-х годах прошлого столетия. Движение, которое было актуально в те годы, именовалось ранним. В начале прошлого столетия были два направления понимания марксизма: социал-демократы, коммунисты. Социал-демократы отрицали коммунистическую диалектику. Чтобы понять суть марксизма, в тот момент говорили об универсальном пути совершенствования мыслительных процессов, природы, социума. Чтобы вникнуть в это, идеологи движения размышляли как позитивисты, поддерживали идеи неокантианства.

Поскольку социал-демократы привлекли внимание общественности, развитие такой идеологии стало фундаментом для появления нового движения – тех социал-демократов, которые известны современному миру. Тут уже нет связей с пролетарской диктатурой или революцией пролетариата. Хотя социал-демократическое направление базируется на марксизме, программные документы не содержат упоминаний о Марксе как первоисточнике идей.

Страны и теории

Поскольку марксизм, неомарксизм – это направления идеологии, развивавшиеся в разных странах, то можно говорить о разнообразных вариантах прогресса, обусловленных особенностями конкретной социальной обстановки и национальных ожиданий, требований, условий. В России первоначальное учение трансформировалось в ленинизм, одновременно довольно сильно изменив концепцию. Продвижение идеи в китайских землях сопряжено с появлением маоизма. Северокорейцы стали подчинять свои жизни идеологии чучхе.

неомарксизм в философии

О тонкостях

Ранний неомарксизм – это направление, во многом обусловленное трудами Бернштейна. Этот идеолог принадлежал к классу социал-демократов, посвятил себя определению уязвимых аспектов марксизма. Именно он принадлежит к числу тех, кто в своих трудах акцентирует внимание на отличии неомарксизма социал-демократического толка и того, который был актуален для коммунистов. Из работ Маркса можно видеть, что капиталистические державы постепенно будут жить все хуже, однако практика показала несущественность этих выкладок, на что обратил внимание немецкий ученый, анализировавший труды Маркса. Еще одним отклонением его предположений от реальности было отсутствие пролетаризации среднего класса. Не наблюдалось и частых кризисов экономики, предсказанных Марксом.

Бернштейн сделал вывод: диалектика – наиболее агрессивный марксистский элемент, сопряженный с максимумом опасностей. Как посчитал ученый, сторонники марксизма вели такую работу, из-за которой мораль, социум и экономика смешались, а это стало причиной неправильного понимания сути государства. У Маркса оно является органом репрессии, в котором собственник отвечает за реальные действия, и неким источником чуда из-за пролетариата. Бернштейн считал, что необходима ревизия этой теории, дабы привести ее в соответствие с реальной историей. Необходимо бороться за реформы стран, который бы позволили изменить существующий социум.

неомарксизм идеи

Отношения между странами

Свою роль сыграл неомарксизм и в международных отношениях. Это особенно заметно при изучении критической теории. Так назвали исследовательский метод, который направлен на особенности формирования, развития отношений на международном уровне. Такой появился приблизительно в 70-е годы прошлого столетия, вскоре стал исключительно влиятельным. Наиболее известные идеологи этого движения – Линклейтер, Кокс. Кроме неомарксизма, в базу этой теории положены выкладки базового марксизма. Впрочем, неомарксизм в международных отношениях стал особенно важным благодаря идеям, сформулированным и доказанным уже упомянутыми выше Маркузе и Хоркхаймером. В целом как видно из программных документов, для критической теории работы франкфуртских мыслителей были исключительно важны. Учитывались труды Хабермаса, во многом авторы новой теории исходили из идей Адорно, Беньямина. Впрочем, наравне с немцами важный вклад внесли труды итальянцев, преимущественно Грамши, посвятившегося себя гегемонии как социальной проблеме.

Критическая теория оказалась научным направлением, представители которого пересмотрели методологию неомарксизма, расширили возможности применения пафоса идеологии, учтя при этом особенности экономической жизни общества и нюансы социальной обстановки, политической ситуации. Если ранее акцент был на исследовании конкретного социума или державы, новая теория предложила анализировать процессы международного масштаба, глобальные события.

Читайте также: