Механизмы прерывания контакта кратко

Обновлено: 04.07.2024

В статье приводится результаты пересмотра традиционных представлений о механизмах прерывания цикла-контакта в теории и методологии Гештальта. Согласно представленной авторской точке зрения, не все традиционно представленные в литературе по Гештальту механизмы прерывания цикла-контакта являются таковыми. Обосновывается мнение, что такие механизмы как ретрофлексия и дефлексия не могут являться механизмами именно прерывания цикла контакта, но сами являются следствием прерывания цикла-контакта другими механизмами. Отсюда, выделение ретрофлексии и дефлексии в качестве механизмов прерывания цикла-контакта является логически необоснованным и неправомерным. С другой стороны, в статье представлена позиция, которая рассматривает новый – поскольку он не представлен ни в одной теоретической работе по Гештальту – механизм срыва цикла-контакта, а именно – генерализация опыта.

Ключевые слова: потребности, механизмы срыва цикла-контакта, прерывания движения энергии, ретрофлексия, генерализация

Во всех делах очень полезно

периодически ставить знак вопроса

к тому, что вы с давних пор считали

не требующим доказательств".

Введение

Также в литературе порой недостаточно полно и подробно рассмотрены некоторые аспекты теории Гештальта, в частности, касающиеся механизмов прерывания цикла-контакта. Так, представленные в литературе механизмы цикла-контакта, – на наш взгляд, – во-первых, принадлежат к разным порядкам, и логически и эмпирически не все являются механизмами именно прерывания цикла-контакта; во-вторых, список механизмов является не полным. Нам представляется, что он не включает такого механизма, как генерализация опыта. Этот механизм не подпадает ни под один из представленных в литературе по Гештальту механизмов срыва цикла-контакта.

Таким образом, в отличии от существующей в литературе точке зрения на механизмы прерывания цикла-контакта, авторская позиция рассматривает такие феномены, как ретрофлексия и дефлексия, не относящимся к механизмам прерывания цикла-контакта. С другой стороны, список механизмов прерывания цикла-контакта, представленный в литературе по Гештальту, дополнен новым механизмом – генерализацией опыта. Рассмотрим это подробнее.

Отличие ретрофлексии и дефлексии от механизмов прерывания цикла-контакта

В литературе по Гештальту авторами рассматривается следующие способы – или механизмы – прерывания цикла-контакта (сопротивления): 1) конфлюенция (слияние); 2) интроекция; 3) проекция; 4) ретрофлексия; 5) дефлексия; 6) эготизм.

Кратко рассмотрим, что из себя представляют традиционно описываемые механизмы (по Ж-М. Робину):

- Конфлюенция (слияние):

- Интроекция:

- Проекция:

Проекция – это механизм, по направлению противоположный интроекции: что-то, принадлежащее в действительности субъекту, будет приписано окружающей среде. Обычно субъект переводит вовне то, за что не может сам отвечать, за что не берет ответственности, в особенности, за свои эмоции и аффекты. При таком механизме человек может считать кого-то другого очень встревоженным, очень беспокойным или очень агрессивным, потому что не может принять то, что он сам агрессивен и беспокоен.

- Ретрофлексия:

Ретрофлексия – механизм, при котором энергия, направленная на контакт со средой, возвращается к самому организму, т.е., субъект делает себе то, что было предназначено окружающей среде: вместо того, чтобы нападать, например, он будет бить себя по руке; вместо того, чтобы укусить, он будет грызть ногти и т.п. Самые яркие примеры ретрофлексии – психосоматические заболевания и суицид. Субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении их истинных объектов, и он обращает их против своего организма, как будто бы его собственный организм является окружающей средой. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство, при которой субъект убивает себя самого, вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать.

- Дефлексия:

- Эготизм:

Эготизм – особая форма ретрофлексии, которая проявляется в том, что субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное.

Таковы механизмы прерывания цикла-контакта, описанные в литературе по Гештальту. Согласно представляемой здесь авторской теоретической позиции, такие механизмы, как ретрофлексия и дефлексия, не могут относиться к механизмам прерывания цикла-контакта, поскольку по своей сути принципиально принадлежит к другому классу механизмов. Рассмотрим подробнее.

Таким образом, не ретрофлексия как особый механизм срыва цикла-контакта прервала контакт организма со средой, но сама ретрофлексия есть результат срыва цикла-контакта по каким-то иным механизмам. Она является как раз следствием срыва цикла-контакта с окружающей средой.

Интроекция и проекция как причины ретрофлексии и дефлексии

Представления об интроектах как причине ретрофлексии имплицитно содержаться в словах Польстеров: «При ретрофлексии человек подобен гермафродиту – он направляет против себя то, что хотел бы сделать другому, или делает сам для себя то, что хотел бы получить от другого…. Система "должен" (интроективный механизм – В.П.), претендующая на то, что лучше самого ребенка знает, что ему нужно, причиняет страдание и сковывает. Боль от осуждения самого себя (ретрофлексия – В.П.) пронизывает всю его жизнь… Вспышки, горячность, крики или драки последовательно искореняются. Снова появляется интроекция: "Я не должен злиться на них", которая позволяет создать ретрофлективную оборону. Он поворачивает свою злость на себя самого (Польстер, Польстер, 1996).

В этих словах показана роль интроекции в создании ретрофлексии. Другими словами, именно интроекция прерывает цикл-контакт опыта, после которого – прерывания – энергия ретрофлексируется.

Таким образом, опираясь на все, сказанное выше, следует вывод, что конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия – явления разных порядков. Ретрофлексия не является каким-либо отдельным специфическим механизмом-способом прерывания цикла-контакта опыта, взаимодействия с окружающей средой, но является следствием прерывания цикла-контакта по механизмам интроекции или проекции. Отсюда, выделение в гештальтистской литературе ретрофлексии как отдельного механизма прерывания цикла контакта является неправомерным и логически необоснованным.

Генерализация опыта

К существующим механизмам срыва цикла-контакта, описанным в литературе (без ретрофлексии, дефлексии и эготизма), можно добавить такой механизм, как генерализация опыта. Его суть мы видим в том, что некий опыт (говоря в оценочных категориях – положительный или отрицательный), полученный личностью, обобщается, принимая в сознании и подсознании человека абсолютный или почти абсолютный характер, догму, закон.

Возможна ситуация, когда для подобных умозаключений повторяемость опыта необязательна. Это может произойти в том случае, если какой-либо полученный человеком опыт, оцененный им как негативный, совпадает с иррациональной установкой, полученной посредством интроекта. В этом случае интроективная установка находит подтверждение в опыте.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было обнаружено, что не все феномены, называемые в литературе по Гештальту механизмами срыва цикла-контакта, являются таковыми. Было показано, что традиционное включение ретрофлексии и дефлексии в категорию механизмов срыва цикла-контакта является логически неправомерным и необоснованным – они являются самостоятельными механизмами. С другой стороны, в статье был представлен такой механизм срыва цикла-контакта, как генерализация опыта, который не фигурирует в традиционной классификации в литературе, но который имеет место быть в психике человека.

The mechanisms of interruption of the cycle of contact in Gestalt theory: a revision of traditional ideas

Annotation

The article presents the results of the revision of traditional ideas about the mechanisms of interruption of the cycle-contact in the theory and methodology of Gestalt. According to the author's point of view not all mechanisms of interruption of the cycle-contact traditionally presented in the literature on Gestalt are such ones. Retroflexion and deflection can not be the mechanisms that interrupts the cycle of contact because it are the result of the interruption of the cycle-contact by other mechanism. Hence the allocation of retroflexion and deflection as mechanisms to interrupt the cycle of contact is logically unwarranted and unjustified. Author presents the generalization of experience as new mechanism of failure of the cycle-contact.

Keywords: needs, mechanisms of disruption of the cycle-contact, interrupting the movement of energy, retroflexion, generalization.


Гештальт-терапия базируется на теории контакта.

Эта теория объясняет взаимодействие человека со средой в процессе реализации его потребности.

Человек в состоянии регулировать свои взаимоотношения с окружающей средой, регулировать границу контакта. От этого зависит, насколько эффективно человек будет удовлетворять свои потребности.

Психологические трудности возникают при прерывании контакта, нарушениях, подвижках контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. Механизм прерывания контакта это нарушенный способ контакта организма и среды.

Выделяют максимально 8 вариантов механизмов прерывания контакта (Перлз -5). Каждый из них возникает на определенном этапе цикла-контакта.

Механизм прерывания контакта
1 Слияние (Конфлюэнция)
2 Интроекция.
3 Проекция
4 Ретрофлексия.
5 Дефлексия
6 Профлексия
7 Эготизм
8 Обесценивание (Девалидация)

Слияние

В состоянии слияния человеку трудно сформировать свои потребности и понять, что для него лично актуально в данный момент. Сложно выделить какое-либо свое переживание как главное и важное.

Символический образ слияния: сиамские близнецы, двое влюбленных.

Вербальные индикаторы: Я заменяется на МЫ.

Невербальные индикаторы: синхронизация поз, сокращение дистанции.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Уровень возбуждения низкий, т.к. есть иллюзия что контакт происходит

Действия терапевта: эксперименты с осознанием своих и чужих границ. Эксперименты с расстоянием. Свобода в движениях и позах.

Адаптационный смысл слияния:Экономия, восстановление энергии. Усиливается чувство защищенности.

Механизм 2.

Интроекция

Отсюда возникают верования и убеждения. Интроекты звучат как приказ:

Примеры интроективных отношений в семье(из лекции Анны Федосовой):

Там должен быть кормящий. Куколки лол: у каждой есть питомец, которого она кормит. В мультиках старшая куколка лол всеми командует, а ее слушается и малышка, и питомец.

Символический образ интроекции: инородное тело внутри.

Вербальные индикаторы: табуирующие слова: обязан, должен, всегда, никогда.

Невербальные индикаторы: изменение в поведении человека, копирование другого.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Вместо себя предъявляю интроект думая что это мое, что способствует снижению возбуждения

Адаптационный смысл интроекции: Обеспечение безопасности до поры осознания, переживания.

Проекция


Проекция – человек склонен приписывать свои ощущения, эмоции, проблемы, мысли окружающей среде.

Символический смысл проекции: «Вместо тебя я вижу другого/себя.

Символический образ проекции: Экран кинотеатра, зеркало.

Невербальные индикаторы проекции: Избегание визуального контакта. Жесты. обращенные на другого.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Источник возбуждения приписывается другому.

Примеры проективных отношений (из лекции Анны Федосовой): Такие отношения возникают там, где есть 2 и более людей, один из которых действует быстрее и ведет себя активнее. Ему скучно ждать и он решает за остальных, что они будут делать. Другой ленивым способом, не переваривая, хочет ли он это делать, соглашается, чтобы избежать скандала.


Например, один хочет бросить курить, и договаривает с другим о том, что они оба бросают. А потом обнаруживает другого тихонько курящим за углом.

В проективных системах кажется, что жив только один. Он эффективный, деятельный, а другие, как зомби, за ним влачатся. Все идут в кино, хотя кто-то хотел остаться дома. Потом такие люди вырастают, приходят к терапевту и жалуются, что они утратили собственные желания и не могут их распознать.

Ретрофлексия


Ретрофлексия — тенденция делать себе самому то, что хотелось бы сделать другим, или получить от других.

Человек не позволяет себе удовлетворить свои настоящие потребности. Так, вместо того, чтобы ударить другого, начинает бить себя, либо, например, грызть ногти.

Тот, кто хотел бы получить помощь от других, не просит ее, а справляется сам.

Результатом ретрофлексии являются соматические болезни. Как крайнюю форму направления злости, агрессии на самого себя рассматривают самоубийство. Это происходит в случае, когда человек не может или не хочет осознать причины, источник и объект своих истинных переживаний.

Примеры ретрофлексивной семьи (из лекции Анны Федосовой):

Там живут очень самостоятельные и независимые люди, их независимость -предмет общей гордости, они мало друг с другом беседуют. У них нет места нежности, теплу, там почти нет телесного контакта. Иногда они свои чувства отдают дневникам, читают сами, в основном. Могут пить. Вместо них говорит симптом. Симптом является регулятором и стабилизатором семейной системы. (Как говорит Л.Л.Третьяк «Если ты определишь, что делает симптом, то ты сделай это вместо него).

Символический смысл ретрофлексии: Я делаю с собой то, что хочу сделать с тобой.

Символический образ ретрофлексии: змея, кусающая себя за хвост.

Невербальные индикаторы ретрофлексии: Движения, телесная напряженность направлены на себя. Скука, как сдерживаемое раздражение.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение обращается на себя.

Адаптационный смысл: самонаказание, самоконтроль.

Дефлексия


Дефлексия – механизм защиты, избегания контакта, при котором энергия рассеивается на посторонние разговоры о погоде и природе, шутки, банальные общие фразы, перемещение разговора в другое русло.

Это по сути уход от контакта. Отношения похожи на формальные, в них не проявляются эмоции. Так, сотрудник молча сносит нападки начальника, а вернувшись домой, может поругаться с женой или наказать сына.


Примеры дефлексивной семьи (из лекции Анны Федосовой): Сын приезжает к родителям, его два года не было дома. Он приходит к маме и говорит: Мама, я очень скучал. Мама недавно выписалась из больницы. Она смотрит на него и спрашивает: А что у тебя с прической?

Любая тема, вызывающая тревогу, всегда должна быть размыта. Люди перебивают друг друга, говорят одновременно, кажется, что они не могут говорить о важном, не слышат друг друга. Они гроссмейстерски переводят тему, на погоду, они хотят спокойствия, как и любой человек. А то, что это спокойствие может поколебать, должно быть отвергнуто.

Символический смысл дефлексии: Я игнорирую тебя и себя.

Символический образ дефлексии: туман.

Вербальные индикаторы дефлексии: Речь запутана, личные местоимения отсутствуют.

Невербальные индикаторы дефлексии: телесная вялость, отсутствует возбуждение, энергия.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение меняет свое направление, пока его энергия не иссякнет.

Действия терапевта: Возвращение к эмоционально значимым переживаниям. Усиление телесной вялости, возникающих вслед за ней напряжения и движений. Творчество.

Профлексия


Профлексия — когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя. Синтез проекции и ретрофлексии.

Человек начинает помогать другому, в надежде, что помогут ему. Но наталкивается на непонимание, так как потребности у всех разные.

В детско-родительских отношениях профлексия тоже очень ясно проявляется. Замёрзнув, мамы и бабушки кутают не себя, а своих детей, хотя те сильно возмущаются, доказывая, что им не холодно.

Друзья дарят на день рождения имениннику то, что хотели бы получить сами.

Профлексия ведет к конфликтам. Например, когда партнер в браке не чувствует себя счастливым и обвиняет в этом супруга, устраивая скандалы из-за того, что его усилия были не приняты.

Профлексия возникает в ситуации, когда в родительской семье не принято было просить о чем-то напрямую, а так же кажется, что ты знаешь партнера, как самого себя (и даже лучше, чем он сам себя знает) и точно знаешь, что ему нужно. Обычно такая ситуация заканчивается обидами, и при обсуждении партнер понимает, что в отношениях не было контакта и не было никаких четких договоренностей – все было построено на фантазиях, домыслах, иллюзиях.

Терапия. Работа с профлексией состоит в присвоении и осознании желания сделать кому либо то, в чем остро нуждаешься сам. Это и анализ желания советовать и поддерживать участников группы, и осознание поведения заботы вне сессии. В индивидуальной работе это анализ и отражение различных беспокойств и заботливого участия по отношению к самому терапевту. (Л.Л.Третьяк)

Эготизм


Эготизм – в ходе этого механизма прерывания также нарушается контакт со средой, ведь человек в таком случае не позволяет своим чувствам, мыслям, своей энергии выйти наружу.

Человек поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой.

Эготизм рассматривается как искусственная гипертрофия ego-функции, которая ведет к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, содействующая развитию автономии.Человек ощущает полную самодостаточность и отстраненность.Он охраняет свои границы и не может полностью окунуться в происходящее. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)

Символический смысл эготизма: Недовкладывание себя. Контроль контакта.

Символический образ эготизма: кран с водой.

Вербальные индикаторы эготизма: Придание словам бОльшей значимости, чем ситуация.

Невербальные индикаторы эготизма: Нет спонтанности, контролируемые движения.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Управляемое и дозируемое возбуждение.

Действия терапевта: Обеспечение безопасности. Открытые позы, зрительный контакт. Создание условий для спонтанности.

Обесценивание


Девалидизация или обесценивание — когда человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них.

Возникает в 4 стадии цикла контакта, когда задача- ассимиллировать опыт. Так, женщина после развода может обесценивать всю свою семейную жизнь.


Резюме:


Цикл удовлетворения потребностей


Одним из основных принципов гештальт-терапии является контакт организма с окружающей средой.

Контакт – форма взаимодействия, соприкосновения человека с другим, отличным от него.

Контакт предполагает выделение из фона, некоторую фигуру (желание, потребность, интерес) и ее удовлетворение. В процессе контакта человек получает из среды то, что ему нужно и отдает то, что не нужно и делится тем, что нужно другому.

Контакт является творческим приспособлением к окружающей среде и ее изменениям, проблемы начинают возникать в тот момент, когда контакт перестал быть творческим приспособлением и не отвечает на потребности организма, следуя стереотипному способу поведения.

Механизм прерывания контакта это особенность поведения, которая мешает человеку осознавать свои потребности или ее реализовывать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004) т.е мешает полноценному контакту.

Принято выделять пять основных механизмов прерывания контакта: 1) конфлюэнцию (слияние), 2) интроекцию, 3) проекцию, 4) ретрофлексию, 5) дифлексию.(И. Польстер, М. Польстер, 1996)

Слияние (конфлюенция).

Человек, у которого наблюдается данный механизм прерывания контакта не различает разницы между Я и не Я, не переносит различий, не чувствует границы между собой и окружающей средой.

Конфлуирующий индивидуум нуждается в постоянном принятии, одобрении со стороны других, он не выражает своих чувств, т.к. боится возможного конфликта.

Слияние считается патологичным, если оно стереотипно используется для предотвращения контакта (Перлз, Хефферлин, Гудмен,1993).

При слиянии размывается граница контакта, не учитывается разница между людьми.

Слияние прерывает контакт в предконтакте, так что все остается в фоне. Выделить фигуру невозможно, так как возбуждение заблокировано.

Интроекция.

Интроекция – это процесс, при котором мы принимаем в себя внешнее: нормы, установки, способы действия и мышления, которые не являются нашими собственными и не подвергаются критике.

Интроекция прерывает контакт в фазе формировании фигуры желания (преконтакт), подменяя собственную потребность интроектом (И. Польстер, М. Польстер, 1996).

Здоровым использованием интроекции является законопослушность, обучение правилам безопасности, этическим нормам поведения.

Проекция.

При проекции качества, поведение, чувства, приписываются другим людям или предметам.

Ж.-М. Робин описывает три формы проекции:

1. Зеркальная: человек видит в образе другого черты, которые он рассматривает как свои или хочет иметь

2. Катарсиса: приписывание другому те качества, от которых индивидуум хочет отказаться или не признает

3. Дополнительная: человек приписываются другому те черты, которые оправдывают его собственные.

Проекция прерывает контакт в фазе контактирования, соприкосновения с окружающей средой.
Здоровое использование: возможность сопереживать другому человеку

Ретрофлексия.

При ретрофлексии человек не удовлетворяет свои желания путем блокировки действий и возврата чувств против себя.

Ретрофлексия содержит два типа процесса:

1. Человек делает себе то, что хотел бы сделать другим

2. Рефлектор делает себе то, что он хотел бы, чтобы ему сделали другие.

Ретрофлексия прерывает контакт в фазе действия, блокируя соединение с объектом, к которому направлено желание.

Здоровое использование ретрофлексии проявляется в сознательной адаптации к социальным нормам, самодисциплине, способностью к самоподдержке и самоконтролю.

Терапевтическая помощь при ретрофлексии это соблюдение баланса фрустрации – побуждению к действию и поддержки – преодоление настороженности клиента (Дыхне Е.А, 2007).

Дефлексия

Дефлексия– это уклонение от прямого контакта с другим человеком. Способ снятия напряжение актуального контакта.

Интенсивность снижается за счет высмеивания, избегания прямого взгляда на собеседника, долгих разглагольствований (И. Польстер, М. Польстер, 1996).

Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитым в прошлом.

Здоровое применение дефлексии это уменьшение напряжения переговорного процесса, чрезмерного для человека напряжения.

Дефлексия приводит к тому, что переход к фазе мобилизации становится невозможным и неполным (Булюбаш И Д., 2011).

Хороший контакт — это своевременный контакт. Например, находясь во власти интроекта о том, что надо помогать людям, мы помогаем подняться упавшему пешеходу, хотя, на самом деле, опаздываем на важную встречу. Мы прибегаем к ретрофлексии и выбираем не реагировать на злобное замечание, потому что наша реакция может породить множество проблем. Мы находимся в слиянии с любимым человеком. Мы пользуемся проекцией, чтобы понять, что чувствует другой человек. Мы постоянно модифицируем контакты, в которые вступаем. Главное, чтобы это делалось сознательно, и мы могли свободно передвигаться по континууму от полярности к полярности, адаптируясь к любым изменениям в поле (Джойс Ф., Силлс Ш., 2010)

Cертифицированный и аккредитованный гештальт-терапевт

Основатель Гештальт Клуба. Помогаю с кризисами, отношениями, бизнесом. Скайп: a.shiko

гештальт терапевт, юнгианский аналитик, консультация по скайпу

Аккредитованный терапевт, супервизор и ассоциированный тренер ВОПП ГП

Мероприятия

Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии

Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии

Контакт предполагает выделение из фона, некоторую фигуру (желание, потребность, интерес) и ее удовлетворение. В процессе контакта человек получает из среды то, что ему нужно и отдает то, что не нужно и делится тем, что нужно другому.

Контакт является творческим приспособлением к окружающей среде и ее изменениям, проблемы начинают возникать в тот момент, когда контакт перестал быть творческим приспособлением и не отвечает на потребности организма, следуя стереотипному способу поведения.

Механизм прерывания контакта это особенность поведения, которая мешает человеку осознавать свои потребности или ее реализовывать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004) т.е мешает полноценному контакту.

Принято выделять пять основных механизмов прерывания контакта: 1) конфлюэнцию (слияние), 2) интроекцию, 3) проекцию, 4) ретрофлексию, 5) дифлексию.(И. Польстер, М. Польстер, 1996)

Человек, у которого наблюдается данный механизм прерывания контакта не различает разницы между Я и не Я, не переносит различий, не чувствует границы между собой и окружающей средой.

Конфлуирующий индивидуум нуждается в постоянном принятии, одобрении со стороны других, он не выражает своих чувств, т.к. боится возможного конфликта.

Слияние считается патологичным, если оно стереотипно используется для предотвращения контакта (Перлз, Хефферлин, Гудмен,1993).

Слияние прерывает контакт в предконтакте, так что все остается в фоне. Выделить фигуру невозможно, так как возбуждение заблокировано.

Интроекция – это процесс, при котором мы принимаем в себя внешнее: нормы, установки, способы действия и мышления, которые не являются нашими собственными и не подвергаются критике.

Интроекция прерывает контакт в фазе формировании фигуры желания (преконтакт), подменяя собственную потребность интроектом (И. Польстер, М. Польстер, 1996).

Здоровым использованием интроекции является законопослушность, обучение правилам безопасности, этическим нормам поведения.

1. Зеркальная: человек видит в образе другого черты, которые он рассматривает как свои или хочет иметь

2. Катарсиса: приписывание другому те качества, от которых индивидуум хочет отказаться или не признает

Проекция прерывает контакт в фазе контактирования, соприкосновения с окружающей средой.
Здоровое использование: возможность сопереживать другому человеку

При ретрофлексии человек не удовлетворяет свои желания путем блокировки действий и возврата чувств против себя.

Ретрофлексия прерывает контакт в фазе действия, блокируя соединение с объектом, к которому направлено желание.

Здоровое использование ретрофлексии проявляется в сознательной адаптации к социальным нормам, самодисциплине, способностью к самоподдержке и самоконтролю.

Терапевтическая помощь при ретрофлексии это соблюдение баланса фрустрации – побуждению к действию и поддержки – преодоление настороженности клиента (Дыхне Е.А, 2007).

Дефлексия– это уклонение от прямого контакта с другим человеком. Способ снятия напряжения актуального контакта.

Интенсивность снижается за счет высмеивания, избегания прямого взгляда на собеседника, долгих разглагольствований (И. Польстер, М. Польстер, 1996).

Здоровое применение дефлексии это уменьшение напряжения переговорного процесса, чрезмерного для человека напряжения.

Дефлексия приводит к тому, что переход к фазе мобилизации становится невозможным и неполным (Булюбаш И Д., 2011).

Хороший контакт - это своевременный контакт. Например, находясь во власти интроекта о том, что надо помогать людям, мы помогаем подняться упавшему пешеходу, хотя, на самом деле, опаздываем на важную встречу. Мы прибегаем к ретрофлексии и выбираем не реагировать на злобное замечание, потому что наша реакция может породить множество проблем. Мы находимся в слиянии с любимым человеком. Мы пользуемся проекцией, чтобы понять, что чувствует другой человек. Мы постоянно модифицируем контакты, в которые вступаем. Главное, чтобы это делалось сознательно, и мы могли свободно передвигаться по континууму от полярности к полярности, адаптируясь к любым изменениям в поле (Джойс Ф., Силлс Ш., 2010)

Читайте также: