Суд в древней спарте кратко

Обновлено: 06.07.2024

Доминирующей формой судебного процесса в Древней Индии на первых этапах становления государства являлось состязание истца и ответчика, берущее свое начало из родовых традиций. Возбуждались дела (прежде всего гражданские) по инициативе заинтересованного лица (потерпевшего или его родственников). После этого в суд вызывался ответчик.

Состязательный процесс отличался формализмом: наличие определенных моментов могло привести к проигрышу дела (изменение показаний, разговор со свидетелем в не установленном месте, приглашение свидетелей, которые не владеют правдивой информацией по существу дела и т.д.). Работа судей и судебные издержки оплачивались проигравшей стороной.

Основными видами доказательств являлись: свидетельское показание не менее трех человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Основным средством получения доказательств была пытка.

Государства древней греции.

Самыми крупными государствами Древней Греции были Спарта и Афины. Государства Древней Греции формировались в виде полиса или город-государство. Античный полис представлял собой город и близлежащие поселения, зависимые от него. По количеству населения это были небольшие государства.

Спарта.

Спартанское государство возникло в 9 веке до нашей эры и представляло собой один из самых своеобразных вариантов полисного строя.

В 9 веке до.н.э на полуостров Пелопоннес вторгаются племена дорийцев. Они оказались в положении господствующего сословия среди не истребленной части покоренного населения. В результате, военно-лагерные черты пронизывают всю социально–экономическую и политическую жизнь спартиатов. Завоеватели основали город Спарта, который стал центром государства Лакедемон. Во 2 веке до.н.э Спарта была включена в состав Римской республики.

Общественный строй.

В Спарте была создана стабильная система землевладения, которая основывалась на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Земля была разделена приблизительно на 9 тысяч равных по доходности наделов, которые были розданы спартиатам. Правительство строго следило, чтобы величина наделов оставалась неизменной и они не переходили из рук в руки в результате дарения, продажи и завещания. Спартиаты заботились о сохранении солидарности в своей среде и стремились предотвратить имущественное расслоение. Спартиатам запрещалось заниматься торговлей, были изъяты из обращения деньги из цветных металлов. В результате, спартанский демос превратился в замкнутое сословие воинов.

Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины.

Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на:

Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы.

Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни.

К середине 3 века до нашей эры полноправных граждан, то есть спартиатов было около 700 человек.

Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Периэки занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства.

Образовавшийся в Спарте в результате завоевания дорянами Лаконии и Мессении социальный и государственный строй отличался крайней отсталостью. Одна часть покоренного населения — илоты — считалась собственностью государства и была прикреплена к -земле, участки которой — клеры — раздавались завоевателям — спартиатам. Илоты облагались в их пользу натуральным оброком и различными повинностями. Хозяин спартиат мог убить илота, а также с разрешения государства продать другому спартиату «ли освободить его. Фактически илоты являлись рабами, только их труд использовался не в мастерских или домашнем хозяйстве, как в Афинах, а в сельском хозяйстве .

Другая часть покоренного населения Лаконии — периэки — пользовалась личной свободой, занималась ремеслами и торговлей и даже призывалась к военной службе, но не пользовалась политическими правами.

Господствующая группа населения — спартиаты — жила в условиях, полных пережитков родового строя и выросшей из него военной демократии.

Спартиаты, подобно членам родоплеменных групп, делились на возрастные классы; переход из одного класса в другой был обусловлен определенными правилами; даже оставление в живых новорожденного спартиата зависело от разрешения эфоров; считалось, что только здоровые новорожденные, могущие стать в будущем воинами, должны оставаться в живых.

С семилетнего возраста они отдавались в государственные общежития, где воспитывались под руководством специальных пайдономов. С 14 лет переходили в группу помощников пайдо- номов и проходили военную муштру. С этого времени они присутствовали при общественных трапезах взрослых мужчин (сис- ситиях). В 20 лет молодые спартиаты получали оружие, вступали в одну из сисситий и до 60 лет вели непрерывную лагерную жизнь. Только в 30 лет спартиатам разрешалось жениться, но и после этого вся их жизнь была подчинена военному режиму с суровой дисциплиной и обязательным участием в общественных трапезах. От этой обязанности не были избавлены даже цари. Это былЪ несомненным пережитком мужских домов, распространенных в родовых обществах.

Спартиаты выполняли по отношению к илотам ту же функцию террористической расправы для закрепления их рабского положения, которую в доклассовом обществе выполняли мужские союзы, превращавшиеся постепенно в тайные общества В Спарте этот террор, как будет указано ниже, принял уже форму государственного подавления, направляемого эфорами, но самый характер криптий гораздо более походил на расправу тайных обществ с представителями низших социальных групп, чем на административно-судебную процедуру наказания рабов, как, например, в Афинах

Сохранившееся от IX—VIII вв. и приписываемое легендарному законодателю Ликургу государственное устройство Спарты отличалось примитивностью форм. Спартиаты, начиная с тридцатилетнего возраста, составляли народное собрание — апеллу, которое номинально обладало всей полнотой власти, фактически же имело лишь право принимать или отвергать предложения, которые вносились на его рассмотрение советом тридцати геронтов (старейшин) — герусией. В состав герусии входили избираемые из определенных, лучших родов спартиаты, достигшие возраста в 60 лет. Герусия, несомненно, корнями своими уходит в родовой быт.

Во главе Спарты стояли два царя, принадлежавшие к двум аристократическим родам Агиатов и Эврипонтидов. Спартанское государство образовалось из слияния двух племен, каждое из которых имело своего родоплеменного вождя. Сохранение двух царей из соперничавших родов препятствовало образованию сильной царской власти.

Цари являлись главными жрецами и, кроме того, в мирное время осуществляли судебные функции по вопросам об усыновлении и выдаче замуж наследниц, что имело значение для судьбы земельных наделов. Власть царей значительно возрастала в военное время, когда им как военным вождям принадлежало право жизни и смерти в отношении всех граждан.

Наибольшей реальной властью в стране пользовалась коллегия эфоров, состоявшая из пяти представителей новых пяти фил, на которые разделились епартиаты после завоевания Лаконии. Сперва эфоры лишь заменяли царя в решении гражданских дел, но став выборным органом народного собрания, они постепенно захватили в свои руки контроль над всем государственным управлением.

Эфоры избирались каждый год и решали все дела под председательством первого эфора по большинству голосов.

Высшего могущества коллегия эфоров достигла в середине V в. Весь народ был подчинен дисциплинарной власти эфоров, следивших не только за соблюдением законов, но и за чистотой нравов спартиатов, вся жизнь которых являлась подготовкой к войне. Цари также были подчинены надзору эфоров, которые могли отрешать их от должности и даже во время войны два эфора сопровождали царей для контроля за ними.

Эфоры созывали и распускали народные собрания и геру- сию, ставили вопрос о войне и мире, вели переговоры с другими государствами.

Отправление правосудия по уголовным делам считалось функцией герусии, однако фактически оно было захвачено эфорами. С одной стороны, они возбуждали уголовное преследование против должностных лиц и даже царей, а с другой — сами руководили разбирательством этих дел в герусии. Частных лиц каждый эфор мог судить и наказывать единолично.

Так как в Спарте не было писаных законов, устанавливавших наказания за отдельные преступления, судебная власть эфоров была неограниченной и произвольной

К спартиатам могли применяться три вида тяжких наказаний: изгнание, атимия (бесчестие) за трусость и смертная казнь. Тюремного заключения не существовало.

Для рассмотрения самых тяжких политических преступлений (покушение на захват тиранической власти, военное поражение и другие преступления против государства) соединялись все три органа власти — эфоры, герусия и апелла, хотя иногда эта последняя не приглашалась для решения этих дел. Характерно, что если три органа не приходили к единому решению, то обращались к воле богов, испрашивая ее через оракула. Это по существу означало, что решение дела опять-таки переходило в руки эфоров

Необходимо еще отметить государственно-организованную в Спарте террористическую расправу с илотами. Как указывают источники, вновь избранные эфоры ежегодно объявляли илотам войну, что должно было служить правовым основанием периодически проводимого тайного уничтожения определенной части илотов (криптии).

Ожесточенная борьба с илотами характеризует всю историю Спарты, особенно в конце V и первой половине IV вв. до н. э. Так, восстание илотов 464 года некоторыми историками называется даже третьей мессенской войной.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление своеобразных общественных порядков и государственного строя Спарты приписывается полулегендарному царю и законодателю Ликургу (VIII в. до н.э.), который, по преданию, издал большинство РЕТР (основных законов Спарты).

В целом, Спарта является образцом военно-аристократической организации республики. Для нее характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военной организации общества.

Особенности:

1) Спартанская республика: одновременно 2 царя на протяжении нескольких столетий (т.к. 2 племени: дорийцы и ахейцы).

В Спарте не было монархического строя. Власть царей была сильно ограничена (см. эфόры).

2) В Спарте – режим военного лагеря (аскетизм во всем; постоянные физические упражнения; постоянная подготовка к военным действиям).

3) Сохранение множества пережитков первобытнообщинного строя:

- в семейном укладе,

- в имущественных отношениях,

- в суде и судебном процессе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Внешне напоминает систему Афин (но только внешне).

1. ГЕРУСИЯ – Совет старейшин (данный институт возникает примерно в IX в. до н.э.).

В него входили 30 геронтов (28 + 2 царя).

ФУНКЦИИ ГЕРУСИИ:

1. Герусия готовила внешнеполитические решения,

2. Руководила деятельностью должностных лиц,

3. Была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам,

4. Решала вопросы гражданства.

5. Герусия даже могла судить царей (. )

Сама Герусия ни перед кем не несла ответственности.

2. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (функции иные, нежели в Афинах) –АПÉЛЛА.

В нем принимали участие все мужчины старше 30 лет.

3.Примерно с VII в. до н.э. – новый государственный орган – КОЛЛЕГИЯ ЭФОРОВ.

Всего было 5 эфóров.

1-й – ЭФОР ЭПОНИМ – председательствовал в общих собраниях Апеллы и Герусии.

ФУНКЦИИ ЭФОРОВ:

1) Эфоры могли собирать народные собрания и предлагать законопроекты,

2) Эфоры объявляли военную мобилизацию,

3) Эфоры принимали и отправляли послов,

4) Решали вопросы войны и мира (. ),

5) Только эфоры могли возбудить дело против царей.

Каждые 8 лет эфоры должны были обращаться к оракулу по вопросу о соответствии царей занимаемой должности. Если оракул говорил, что царь (цари) не соответствовал, эфоры начинали уголовное преследование царей (. ) Т.о. цари не являлись высшими должностными лицами.

6) Эфоры обладали широкими судебными полномочиями:

- уголовные дела (кроме умышленных убийств → Герусия),

- все дела, касающиеся илотов и периэков.

7) Эфорам принадлежала и полицейская власть.

8) Эфоры контролировали государственные финансы.

4. ЦАРИ (их было 2).

Вначале они избирались. С VI в. до н.э. власть стала наследственной.

1) Цари – военные вожди (основная функция, как базилевс).

2) Возглавляли армию во время военных походов (иногда по очереди). В поход они брали 10 геронтов

3) Цари также выполняли сакральные функции (отправление религии).

4) Решали вопросы о приданом дочерей-наследниц.

5) Некоторые судебные полномочия

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Установление своеобразных общественных порядков и государственного строя Спарты приписывается полулегендарному царю и законодателю Ликургу (VIII в. до н.э.), который, по преданию, издал большинство РЕТР (основных законов Спарты).

В целом, Спарта является образцом военно-аристократической организации республики. Для нее характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военной организации общества.

Особенности:




1) Спартанская республика: одновременно 2 царя на протяжении нескольких столетий (т.к. 2 племени: дорийцы и ахейцы).

В Спарте не было монархического строя. Власть царей была сильно ограничена (см. эфόры).

2) В Спарте – режим военного лагеря (аскетизм во всем; постоянные физические упражнения; постоянная подготовка к военным действиям).

3) Сохранение множества пережитков первобытнообщинного строя:

- в семейном укладе,

- в имущественных отношениях,

- в суде и судебном процессе.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Внешне напоминает систему Афин (но только внешне).

1. ГЕРУСИЯ – Совет старейшин (данный институт возникает примерно в IX в. до н.э.).

В него входили 30 геронтов (28 + 2 царя).

ФУНКЦИИ ГЕРУСИИ:

1. Герусия готовила внешнеполитические решения,

2. Руководила деятельностью должностных лиц,

3. Была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам,

4. Решала вопросы гражданства.

5. Герусия даже могла судить царей (. )

Сама Герусия ни перед кем не несла ответственности.

2. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (функции иные, нежели в Афинах) –АПÉЛЛА.

В нем принимали участие все мужчины старше 30 лет.

3.Примерно с VII в. до н.э. – новый государственный орган – КОЛЛЕГИЯ ЭФОРОВ.

Всего было 5 эфóров.

1-й – ЭФОР ЭПОНИМ – председательствовал в общих собраниях Апеллы и Герусии.

ФУНКЦИИ ЭФОРОВ:

1) Эфоры могли собирать народные собрания и предлагать законопроекты,

2) Эфоры объявляли военную мобилизацию,

3) Эфоры принимали и отправляли послов,

4) Решали вопросы войны и мира (. ),

5) Только эфоры могли возбудить дело против царей.

Каждые 8 лет эфоры должны были обращаться к оракулу по вопросу о соответствии царей занимаемой должности. Если оракул говорил, что царь (цари) не соответствовал, эфоры начинали уголовное преследование царей (. ) Т.о. цари не являлись высшими должностными лицами.

6) Эфоры обладали широкими судебными полномочиями:

- уголовные дела (кроме умышленных убийств → Герусия),

- все дела, касающиеся илотов и периэков.

7) Эфорам принадлежала и полицейская власть.

8) Эфоры контролировали государственные финансы.

4. ЦАРИ (их было 2).

Вначале они избирались. С VI в. до н.э. власть стала наследственной.

1) Цари – военные вожди (основная функция, как базилевс).

2) Возглавляли армию во время военных походов (иногда по очереди). В поход они брали 10 геронтов

Образовавшийся в Спарте в результате завоевания доря- нами Лаконии и Мессении социальный и государственный строй отличался крайней отсталостью. Одна часть покоренного населения — илоты — считалась собственностью государства и была прикреплена к земле, участки которой — клеры — раздавались завоевателям—спартиатам.

Илоты облагались в их пользу натуральным оброком и различными повинностями. Хозяин спартиат мог убить илота, а также с разрешения государства продать другому спартиату -или освободить его. Фактически илоты являлись рабами, только их труд использовался не в мастерских или домашнем хозяйстве, как в Афинах, а в сельском хозяйстве112. Другая часть покоренного населения Лаконии — периэки — пользовалась личной свободой, занималась ремеслами и торговлей и даже призывалась к военной службе, но не пользовалась политическими правами 113. Господствующая группа населения — спартиаты — жила в условиях, полных пережитков родового строя и выросшей из него военной демократии. Спартиаты, подобно членам родоплеменных групп, делились на возрастные классы; переход из одного класса в другой был обусловлен определенными правилами; даже оставление в живых новорожденного спартиата зависело от разрешения эфоров; считалось, что только здоровые новорожденные, могущие стать в будущем воинами, должны оставаться в живых. С семилетнего возраста они отдавались в государственные общежития, где воспитывались под руководством специальных пайдономов. С 14 лет переходили в группу помощников пайдо- номов и проходили военную муштру. С этого времени они присутствовали при общественных трапезах взрослых мужчин (сис- ситиях). В 20 лет молодые спартиаты получали оружие, вступали в одну из сисситий и до 60 лет вели непрерывную лагерную жизнь. Только в 30 лет спартиатам разрешалось жениться, но и после этого вся их жизнь была подчинена военному режиму с суровой дисциплиной и обязательным участием в общественных трапезах.

От этой обязанности не были избавлены даже цари. Это былЪ несомненным пережитком мужских домов, распространенных в родовых обществах. Спартиаты выполняли по отношению к илотам ту же функцию террористической расправы для закрепления их рабского положения, которую в доклассовом обществе выполняли мужские союзы, превращавшиеся постепенно в тайные общества В Спарте этот террор, как будет указано ниже, принял уже форму государственного подавления, направляемого эфорами, но самый характер криптий гораздо более походил на расправу тайных обществ с представителями низших социальных групп, чем на административно-судебную процедуру наказания рабов, как, например, в Афинах 114. Сохранившееся от IX—VIII вв. и приписываемое легендарному законодателю Ликургу государственное устройство Спарты отличалось примитивностью форм. Спартиаты, начиная с тридцатилетнего возраста, составляли народное собрание — апеллу, которое номинально обладало всей полнотой власти, фактически же имело лишь право принимать или отвергать предложения, которые вносились на его рассмотрение советом тридцати геронтов (старейшин) — герусией. В состав герусии входили избираемые из определенных, лучших родов спартиаты, достигшие возраста в 60 лет. Герусия, несомненно, корнями своими уходит в родовой быт. Во главе Спарты стояли два царя, принадлежавшие к двум аристократическим родам Агиатов и Эврипонтидов. Спартанское государство образовалось из СЛИЯНИЙ двух племен, каждое из которых имело своего родоплеменного вождя. Сохранение двух царей из соперничавших родов препятствовало образованию сильной царской власти. Цари являлись главными жрецами и, кроме того, в мирное время осуществляли судебные функции по вопросам об усыновлении и выдаче замуж наследниц, что имело значение для судьбы земельных наделов. Власть царей значительно возрастала в военное время, когда им как военным вождям принадлежало право жизни и смерти в отношении всех граждан. Наибольшей реальной властью в стране пользовалась коллегия эфоров, состоявшая из пяти представителей новых пяти фил, на которые разделились спартиаты после завоевания Лаконии.

Сперва эфоры лишь заменяли царя в решении гражданских дел, но став выборным органом народного собрания, они постепенно захватили в свои руки контроль над всем государственным управлением. Эфоры избирались каждый год и решали все дела под председательством первого эфора по большинству голосов. Высшего могущества коллегия эфоров достигла в середине V в. Весь народ был подчинен дисциплинарной власти эфоров, следивших не только за соблюдением законов, но и за чистотой нравов спартиатов, вся жизнь которых являлась подготовкой к войне. Цари также были подчинены надзору эфоров, которые могли отрешать их от должности и даже во время войны два эфора сопровождали царей для контроля за ними. Эфоры созывали и распускали народные собрания и геру- сию, ставили вопрос о войне и мире, вели переговоры с другими государствами. Отправление правосудия по уголовным делам считалось функцией герусии, однако фактически оно было захвачено эфорами. С одной стороны, они возбуждали уголовное преследование против должностных лиц и даже царей, а с другой — сами руководили разбирательством этих дел в герусии. Частных лиц каждый эфор мог судить « наказывать единолично. Так как в Спарте не было писаных законов, устанавливавших наказания за отдельные преступления, судебная власть эфоров была неограниченной и произвольной 115. К спартиатам могли применяться три вида тяжких наказаний: изгнание, атимия (бесчестие) за трусость и смертная казнь. Тюремного заключения не существовало. Для рассмотрения самых тяжких политических преступлений (покушение на захват тиранической власти, военное поражение и другие преступления против государства) соединялись все три органа власти — эфоры, герусия и апелла, хотя иногда эта последняя не приглашалась для решения этих дел. Характерно, что если три органа не приходили к единому решению, то обращались к воле богов, испрашивая ее через оракула. Это по существу означало, что решение дела опять-таки переходило в руки эфоров К Необходимо еще отметить государственно-организованную в Спарте террористическую расправу с илотами.

Об исторически значимом городе-государстве Древняя Спарта знает практически каждый человек. Одно название страны отождествляется с невероятным мужеством, силой и гордостью людей, ее населявших. Ученые на протяжении нескольких тысячелетий изучают культуру и историю Спарты, пытаются выяснить причины падения, казалось бы, непобедимой и могучей державы.

  • Особенности географического положения
  • Основание страны
  • Законы в древней державе
  • Семейная жизнь
  • Аскетизм как принцип жизни
  • Государственное устройство
  • Герусия и народные собрания
  • Могущество эфоров
  • Суть древнегреческой империи
  • Спартанские крестьяне
  • Отношение к культуре

Древняя Спарта

Особенности географического положения

Рассматривая успешное политическое, экономическое и социальное положение Спарты со своим флагом и языком, нельзя оставить без внимания ее выгодное местонахождение на современной карте мира. Она располагалась в южной части Пелопоннесского полуострова, а именно в области Лакония (Греция).

Географическое положение

Государство омывалось Ионическим и Егейским морями, которые и открыли легкие пути спартанцам для совершения военных походов и переправы на родину добытых богатств. В период расцвета территория могучей державы охватывала около 8 000 кв. км. Она считалась непобедимой и могучей в те времена, сохраняя подобное звание на протяжении нескольких веков. Удивительно, но побережья не были укреплены оборонительными стенами, настолько спартанцы были уверены в своей неуязвимости.

Основание страны

Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты. В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.

Афины

Законы в древней державе

Правовая система империи связана с именем общественного деятеля Ликурга. Его жизнь мало описана, но законы, им изданные в древности, обговариваются и сегодня. Именно они были положены в основу правового спартанского института. Законами выступали ретры — это правовые короткие изречения, которые изучались наизусть и передавались из уст в уста. Всего известна 1 большая ретра и 3 малых.

Законы

В одной из последних говорилось про запрет создания письменных законов. Таким способом правящая аристократия уходила от рамочных ограничений прописанного текста. Ретры Ликурга контролировали всю жизнь спартанцев. Ограничения заключались в том, что воинам запрещалось пользоваться денежной единицей. Любая материальная сделка предполагала проведение обмена.

Недопустимо было осуществление коммерческих операций, связанных с земельными участками. Чтобы спартанцы не сошли с пути истинного, ретры запрещали им пользоваться предметами роскоши, украшениями, заниматься изготовлением таких вещей.

Семейная жизнь

История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:

Семейная жизнь

  • плохое питание;
  • выдача одного хитона на протяжении года;
  • по окончании школы сдача экзамена на выносливость.

Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.

В брачно-семейном праве Спарты имело место понятие развода. Но его мог затребовать только мужчина, уличив жену в измене, или если она являлась бесплодной.

Аскетизм как принцип жизни

Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.

Принцип жизни

Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.

Государственное устройство

История Спарты указывает на то, что создание управленческой лестницы также принадлежит Ликургу. Многие историки называют воинов малограмотными. Несмотря на это, государственная форма их державы была намного более продвинутая в сравнении с другими.

Во главе находилось 2 царя, это были представители отдельных династий, к которым подданные проявляли уважение. Владыки совместно управляли действующим войском, однако на сражения отправлялся только один монарх — архегат. Обязанностью второго из них — басилея — являлось:

Государственное устройство

  • управление мирной жизнью города;
  • обеспечение провизией в достаточном количестве всего тыла;
  • подготовка оружейных запасов в случае необходимости подкрепления армии.

Правители были членами собрания старейшин — герусии, на котором интересующие проблемы государственной важности обсуждались совместно. Цари, представляющие враждующие семейства, с течением времени на фоне постоянных ссор утратили доверие подданных. Их обязанности преобразовались в представительную монархию, реальная же власть находилась у эфоров. Тем не менее спартанские цари всегда оставались в почете и получали определенные доходы от населения в виде:

Земельный налог

  • благотворительных денег;
  • жертвенной пищи;
  • земельных налогов.

Герусия и народные собрания

Управление государства было особенным. Герусия состояла из 28 мужчин возрастом старше 60 лет. В их обязанности входило обсуждение государственных проблем. В отдельные периоды старейшины наделялись правом наложения вето на указы царя и пользовались этим.

Народное собрание

Постепенно такой законодательный орган утратил силу воздействия на политическую систему, плотно занявшись судебной практикой. Совет занимался определением уголовных дел, вел обсуждения относительно наказания для виновного, выносил приговоры. С особой жестокостью наказывались изменники родины.

Имели свою силу и апеллы, так назывались народные собрания. Они состояли из мужчин старше 30 лет, которые были выходцами из аристократических семей. Характерной чертой являлось то, что на подобных собраниях избирались эфоры, при отсутствии престолонаследника решался вопрос о том, какой из царей останется на месте, а какой отправится на сражение. Здесь же принимались окончательные решения относительно изменников, которых лишали гражданства.

Апеллы имели право присваивать человеку звание спартанца при условии, если он изъявил такое желание. Но голосования проходили не совсем честно. Прав оказывался тот, кто крикнет или переманит на свою сторону других представителей собрания. Честное голосование отсутствовало.

Могущество эфоров

Эти представители власти в количестве 5 человек избирались на 8 лет. Чтобы эфоры были прославлены на века, апеллы называли календарные годы их именами. Правители имели контроль над всеми представителями власти и контролировали любой вид деятельности.

Могущество эфоров

Когда назревало военное сражение, эфоры сопровождали царя, который мог нажиться на военных делах или проявить трусость во время боя. Нередко из таких управленцев выходили настоящие диктаторы, чувствующие безнаказанность за свои действия из-за отсутствия письменных законов. Эфоры наделялись правом изгнания царя, чем и пользовались, чтобы не выполнять его приказы.

Суть древнегреческой империи

Войны Спарты — то, чем она прославилась на весь мир. Здесь впервые была разработана и задействована на практике схема по тактическому размещению солдат, которая часто решала исход битвы. Только появившись на свет, спартанцы воспитывались для войны. В зрелом возрасте на сражение они отправлялись с венком на голове. Погибнув, они подвергались погребению с достоинством. Отважным бойцам чужда была слабодухость, трусость, безразличное отношение к стране.

Древнегреческая империя

Дезертиры подвергались гонениям, но им сохраняли жизнь, чтобы они мучились из-за содеянного, а именно из-за предательства родины. Отличительным признаком предателей являлись специальные прически, повязки, и с такими людьми никто даже не разговаривал.

Что касается детей дезертиров, они автоматически приравнивались к изменникам Спарты, не имели права заводить семьи. Удивительно, но обычные люди, проявляющие интерес к искусству или книгам, считались трусами, изгоями. Наверное, по этой причине из известного древнегреческого государства не вышел ни один философ или художник.

Спартанские крестьяне

Илоты — так принято называть местное население, плененное завоевателями еще в период образования государства. Спартанцы постоянно увлекались военными походами, сражениями. Основное же занятие крестьян заключалось в работе на государевых землях, они растили и собирали урожай. Однако они отдавали в государство только часть сборов, которая была строго фиксированной. Не сохранились точные сведения про размер так называемого налога. Илотам оставалась часть сборов, которая не давала им умереть с голода.

Спартанские крестьяне

Крестьянами управлял хозяин, что касается прав и обязанностей таких людей, они регламентировались на государственном уровне. Илот отличался от раба тем, что ему позволено было заводить семью, он мог копить деньги для своих нужд. В собственности мог быть дом, передающийся по наследству.

Что касается уголовного права, в этой сфере с аграриями не церемонились. Он мог быть высечен, казнен, за малейшую оплошность следовала ампутация части тела. Спартанцы относились к пахарям как к внутренним врагам, поэтому контролировали их численность, которая никогда не превышала полумиллиона.

Отношение к культуре

В Древней Спарте скудным было развитие той или иной сферы деятельности. Люди, по каким-либо причинам не способные заниматься боевыми искусствами, высмеивались. Презиралось увлечение письмом, искусством, философией.

Культура Древней Спарты

Спартанцы отличались малограмотностью, хотя в военных школах будущим воинам преподавалось письмо с чтением. Но они часто пропускали уроки из-за оттачивания навыков для будущих походов и укрепления физических сил. Основной культурный элемент заключался в патриотических песнях. Однако их исполняли далеко не все. В каждой фразе песни прослеживалась поддержка человека, идущего в бой.

Немаловажный культурный атрибут — религия. В Спарте существовала вера в древнегреческих богов. Каждый поход, любая битва сопровождались особенным культом. Богам подавались жертвоприношения, считалось, что так они будут охранять бойцов в сражениях. Каким бы ни был итог схватки, обязательно воспевалась хвала богам.

Государство и традиции Древней Спарты прошли нелегкий путь, залитый кровью. Но благодаря этому, мир увидел неповторимое достижение человечества — бесстрашных и сильных духом воинов, которые с честью погибали за свою родину.

Чтобы понять, кто такие спартанцы, стоит побывать на месте некогда процветавшего города-государства, соприкоснуться с историей их родной земли, осмотреть руины, оставшиеся на месте поселения.

Читайте также: