Структурное реформирование железнодорожной отрасли кратко

Обновлено: 07.07.2024

С начала 2000-х годов в России осуществляется масштабная реформа железнодорожного транспорта.

Главной задачей реформы является создание развитого конкурентного рынка грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. [1]

Содержание

Необходимость реформирования железнодорожного транспорта была вызвана рядом фактов: [2]

18 мая 2001 года постановлением правительства России № 384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Этот день в отрасли принято считать отправной точкой преобразований. К их началу в железных дорогах шло активное старение основных фондов. Чтобы не допустить полной деградации и привлечь в отрасль масштабные инвестиции, в том числе — частные, было решено провести либерализацию этого вида транспорта. По сути, речь шла о том, чтобы отделить от стратегического его элемента — инфраструктуры — сегменты, которые мог бы поддерживать и развивать частный бизнес. [3] [4]

При этом, как ожидалось, конкуренция в различных сегментах отрасли удешевит и стоимость услуг при перевозках. За счет этого можно было бы снижать и нагрузку на бюджет: оплачивать услуги могли бы сами компании и граждане страны. Естественно, от дотаций отказываться никто не собирался, но их объем должен был быть ограничен лишь значимыми проектами или социальными нуждами. Да и в целом ассигнования стали бы адресными и прозрачными — и, соответственно, понятными для ведомств, причастных к формированию федерального бюджета (в этой связи разделение функций потребовало и ликвидации перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых). [6]

Реформа железнодорожного транспорта, согласно Программе структурной реформы, должна была быть проведена в 3 этапа: 2001—2002 годы — 1-й этап; 2003—2005 годы — 2-й этап; 2006—2010 годы — 3-й этап. Фактически мероприятия 1-го и 2-го этапов проведены с некоторым опозданием от ранее намеченных сроков. [7]

В рамках первого этапа структурной реформы проведены следующие мероприятия: [8]

На втором этапе структурной реформы: [9]

В ходе первого и второго этапов реформы железнодорожного транспорта России произошли значительные перемены качественного состояния Российских железных дорог и рынка железнодорожных услуг в целом. [10]

На третьем этапе структурной реформы: [11]

В 2008 году говорилось, что благодаря реформе железнодорожного транспорта, распределение грузовых вагонов — 48 % у РЖД, а 52 % — у частных операторов. Таким образом, возник рынок подвижного состава, который позволяет грузовладельцам оперировать подвижным составом. В итоге сегодня нет ни одного российского региона, в котором ситуация с доставкой энергоносителей носила бы хоть сколько-нибудь критический характер. [20]

К началу 2010 года более 66 % грузовых вагонов принадлежат частным компаниям-операторам, при этом всего действуют более 2500 компаний собственников вагонов, из них 12 обладают парком, превышающим 5 тыс. вагонов. [21]

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

* повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

* формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

* снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

* удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию следующих задач и принципов:

* разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

* сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

* поэтапное прекращение перекрёстного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками;

* совершенствование тарифной политики;

* дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
* обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;

* выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;

*обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учёта;

*осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

*повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

Выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта России осуществлялся с учётом существующего состояния железнодорожного транспорта России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.

Реформирование железнодорожного транспорта проводится в три этапа:

первый этап – 2001-2002 годы;

второй этап – 2003-2005 годы;

третий этап – 2006-2010 годы.

Первый этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:

а) разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте;

б) развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом;

в) создание условий для не дискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте;

г) инвентаризацию имущества предприятий железнодорожного транспорта;

е) вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор;

Второй этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:

б) поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;

в) создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок;

г) переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах;

д) создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов;

е) привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта;

Принципиальными для успешной реализации выбранной организационной модели являются следующие основные положения:

постепенность процесса реформирования и минимизация риска необратимых действий;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;

разделение основных и не основных видов деятельности;

переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному;

формирование организационной структуры по основным видам деятельности;

сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);

Постепенность ( поэтапность ) реформирования системы железнодорожного транспорта определяется необходимостью обеспечить:

устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы железнодорожного транспорта.

По мере создания необходимых условий, начиная со второго этапа реформ, будет развиваться частная собственность на локомотивы (за счёт покупки новых грузовыми операторскими и пассажирскими компаниями, а не продажи существующего локомотивного парка владельца инфраструктуры). Постепенное увеличение доли парка грузовых вагонов, находящегося в частной собственности, целесообразно по следующим причинам:

· будет повышен уровень конкуренции в грузовых перевозках, стимулирующий рост их эффективности и качества;

· будут привлекаться частные инвестиции и обеспечиваться доступ к финансовым ресурсам третьих сторон;

· за счёт принадлежащей владельцу инфраструктуры необходимой части вагонного парка будут обеспечиваться перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки (эти перевозки могут при необходимости осуществляться и частными компаниями).

Основные условия, необходимые для развития частной собственности на подвижной состав, в настоящее время фактически созданы, поскольку значительное количество вагонов, прежде всего специализированных, уже принадлежит частным владельцам.

устойчивость и управляемость системы железнодорожного транспорта в период реформирования, в частности, сведение к минимуму риска необратимых действий, способных привести к потере экономической и/или технологической устойчивости;

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Представительство интересов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также федеральными органами исполнительной власти, организациями, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

* повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

* формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

* снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

* удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию следующих задач и принципов:

* разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

* сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

* поэтапное прекращение перекрёстного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками;

* совершенствование тарифной политики;

* дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
* обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;

* выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;

*обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учёта;

*осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

*повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

Выбор оптимальной модели организации железнодорожного транспорта России осуществлялся с учётом существующего состояния железнодорожного транспорта России, а также опыта реформирования железных дорог за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.

Реформирование железнодорожного транспорта проводится в три этапа:

первый этап – 2001-2002 годы;

второй этап – 2003-2005 годы;

третий этап – 2006-2010 годы.

Первый этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:

а) разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте;

б) развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом;

в) создание условий для не дискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте;

г) инвентаризацию имущества предприятий железнодорожного транспорта;

е) вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ и входящих в потенциально конкурентный сектор;

Второй этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя:

б) поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;

в) создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок;

г) переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах;

д) создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов;

е) привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта;

Принципиальными для успешной реализации выбранной организационной модели являются следующие основные положения:

постепенность процесса реформирования и минимизация риска необратимых действий;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;

разделение основных и не основных видов деятельности;

переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному;

формирование организационной структуры по основным видам деятельности;

сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);

Постепенность ( поэтапность ) реформирования системы железнодорожного транспорта определяется необходимостью обеспечить:

устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы железнодорожного транспорта.

По мере создания необходимых условий, начиная со второго этапа реформ, будет развиваться частная собственность на локомотивы (за счёт покупки новых грузовыми операторскими и пассажирскими компаниями, а не продажи существующего локомотивного парка владельца инфраструктуры). Постепенное увеличение доли парка грузовых вагонов, находящегося в частной собственности, целесообразно по следующим причинам:

· будет повышен уровень конкуренции в грузовых перевозках, стимулирующий рост их эффективности и качества;

· будут привлекаться частные инвестиции и обеспечиваться доступ к финансовым ресурсам третьих сторон;

· за счёт принадлежащей владельцу инфраструктуры необходимой части вагонного парка будут обеспечиваться перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки (эти перевозки могут при необходимости осуществляться и частными компаниями).

Основные условия, необходимые для развития частной собственности на подвижной состав, в настоящее время фактически созданы, поскольку значительное количество вагонов, прежде всего специализированных, уже принадлежит частным владельцам.

устойчивость и управляемость системы железнодорожного транспорта в период реформирования, в частности, сведение к минимуму риска необратимых действий, способных привести к потере экономической и/или технологической устойчивости;

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Представительство интересов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также федеральными органами исполнительной власти, организациями, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

На рубеже XX и XXI вв. в России начался процесс реформирования железнодорожного транспорта в целях повышения качества и эффективности его работы и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

В Программе исходя из анализа работы железнодорожного транспорта России и зарубежных стран обоснована необходимость реформирования отрасли, определены цели, задачи и этапность реализации реформы.

В соответствии с Программой целями структурной реформы являются:

• повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

• формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

• снижение совокупных затрат на перевозку грузов железнодорожным транспортом;

• удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Для реализации структурной реформы и достижения ее целей Программой предусмотрены:

• постепенное, поэтапное реформирование и минимизация риска необратимых процессов;

• разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;

• переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному для повышения эффективности и качества транспортных услуг;

• разделение основных и неосновных видов деятельности*;

• формирование организационной структуры по основным видам деятельности (грузовые, пассажирские, пригородные перевозки и т.п.);

• сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);

• сохранение за владельцем инфраструктуры части грузовых перевозок, по меньшей мере в течение первых лет реформирования, с поэтапным увеличением доли подвижного состава, принадлежащего независимым компаниям-операторам.

На третьем этапе (2006—2010 гг.) предполагается создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

Особенность структурной реформы железнодорожного транспорта состоит в том, что она проводится одновременно с административной реформой, в ходе которой создаются три уровня федеральных органов исполнительной власти: министерства с правоустанавливающими функциями, федеральные службы с функциями надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов и федеральные агентства с правоприменительными функциями.

На железнодорожном транспорте предусмотрены следующие федеральные органы исполнительной власти:

• Министерство транспорта Российской Федерации, в состав которого входят десять департаментов. Его задачей является выработ

* Согласно Программе виды деятельности, непосредственно не связанные с перевозками, должны быть обособлены с последующим их исключением из системы железнодорожного транспорта.

ка государственной политики и нормативно-правовое регулирование по видам транспорта: железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному, автомобильному, городскому, в том числе метро, и промышленному;

• Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, включающая в себя десять управлений. Она осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти действующего законодательства, выдает лицензии на определенные виды деятельности и участвует в расследовании происшествий на транспорте;

• Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, к ведению которого относится проведение государственной политики на железнодорожном транспорте исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, а также потребностей населения.

Федеральное агентство наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества и государственного заказчика по организации и исполнению целевых программ в сфере железнодорожного транспорта, организации перевозок опасных грузов, сертификации продукции, работ и услуг и др. В его состав входят пять управлений: по вопросам инфраструктуры и перевозок, экономики и финансов, кадров и учебных заведений, правовое управление и управление делами Агентства.

Федеральному агентству железнодорожного транспорта подчинены территориальные органы в семи федеральных округах, связанные с конкретными железными дорогами и реализующие государственную политику на местах.

Контрольные вопросы 1. Когда и кем в России построена первая железная дорога с паровой тягой?

2. Когда построена в России первая железная дорога общего пользования?

3. Когда и кем построена первая в России двухпутная железнодорожная магистраль? Каково ее значение для развития сети железных дорог?

4. Когда построена Великая Сибирская магистраль? Каково ее значение для страны?




Вагонное хозяйство- отрасль железнодорожного транспорта, обеспечивающая перевозочный процесс исправными вагонами при гарантированном обеспечении безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Вагонное хозяйство решает две основные задачи. Во-первых, это создание вагонного парка, отвечающего требованиям времени.Во-вторых, это поддержание вагонного парка в исправном состоянии путем качественного технического обслуживания и ремонта вагонов.

Объем котла равен 140-160 кубаметров. Осевая нагрузка 23.5 т/с Габарит Т Без рамная Котел опирается непосредственно на тележку

Подготовка пассажирских составов в рейс

Технологический процесс подготовки пассажирских составов в рейс в пунктах формирования и оборота предусматривает организацию осмотра, текущего ремонта и экипировки пассажирских вагонов, обеспечивающую безопасность движения поездов, проследование их по графику при создании необходимых комфортных условий для проезда пассажиров. Время на технический осмотр, текущий ремонт и экипировку вагонов принимается в зависимости от категорий поездов, продолжительности рейса, а также типа пункта – основного или оборотного. Обработка пассажирских составов на железнодорожной станции, где расположен пункт формирования поездов, предусматривает три группы основных технологических операций: - операции, производимые с составом до его переформирования: удаление из вагона мусора и котельного шлака проводниками и сдача ими вагонов; очистка ходовых частей от грязи, льда и снега; наружный и внутренний осмотры вагонов, осмотр автотормозов и электропроводки; запись неисправностей, требующих текущего ремонта, в специальную книгу и выдача наряда на его выполнение; санитарный осмотр и выдача наряда на дезинфекцию; сдача использованного белья прибывшими проводниками; снабжение вагонов топливом и водой; пропуск состава через вагономоечный комплекс; - переформирование состава: отцепка почтовых и багажных вагонов, вагонов-ресторанов, вагонов, требующих отцепочного ремонта, а также дезинфекции, вагонов в резерв, в связи с изменением схемы поезда; прицепка вагонов из резерва; - подготовка состава в рейс: внутренний ремонт, начинающийся после получения наряда; наружный ремонт, производимый после переформирования состава; опробование тормозов от воздухопроводных колонок; ремонт электроосвещения; подзарядка аккумуляторов, выполняемая с момента поступления состава на техническую станцию и до подачи его под посадку; внутренняя уборка вагонов; снабжение вагонов съемным инвентарем и постельными принадлежностями.

Подготовка пассажирских вагонов к летним и зимним перевозкам.

В пунктах подготовки пассажирских вагонов в рейс проводятся следующие виды обработок: - дезинфекционная обработка туалетов, мусоросборников в каждом вагоне пассажирского состава по прибытии в пункт формирования и оборота; - дезинсекционная обработка вагонов (уничтожение насекомых, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний) – не реже одного раза в месяц (в зависимости от применяемых инсектицидов). Вагоны, предназначенные для перевозки организованных контингентов, должны подвергаться дезинфекции, дезинсекции и дератизации (истребление грызунов) до и после указанных перевозок. Внеплановая дезинфекция, дезинсекция и дератизация в вагонах по эпидпоказаниям, а также по заявке начальника поезда. Уборка внутренних помещений вагонов должна производиться после проведения дезобработки и выполнения внутренних ремонт- ных работ. После дезинфекционной и дезинсекционной обработки вагонов ремонт и уборка могут начинаться только после проветривания со- гласно инструкциям по применению препаратов

основные этапы и итоги реализации Программы структурной реформы железнодорожного транспорта.

Читайте также: