Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях кратко

Обновлено: 08.07.2024

Человек, который находится в трудной ситуации, должен получать информацию о её различных элементах. К числу данных элементов можно отнести следующие:

  • внешние условия;
  • внутреннее состояние субъекта;
  • результаты действий субъекта.

Человек обрабатывает данную информацию путем познавательных эмоциональных процессов. От того, как лицо обработало данную информацию, зависит его поведение в трудной ситуации, переживаемые им эмоции.

Эмоции являются важным компонентом деятельности и поведения человека, в том числе и в трудной ситуации. Во всех случаях эмоции появляются на основании субъективной оценки человеком возникшей ситуации, а также с учетом требований своих внутренних ресурсов.

По мнению ряда конфликтологов, породить трудную ситуацию могут только объективные обстоятельства. Однако в некотором случае субъективные условия также способны повлиять на возникновение трудной ситуации и конфликта:

  • Ошибка. В случае, когда объективная угроза отсутствует, а человек ошибается и воспринимает её как реальную, может произойти конфликт. Подобная ситуация может сложиться в силу неподготовленности человека к трудной ситуации, например, при нападении преступника. Угроза смертью, опасностью аварии и иные угрозы могут реально и объективно существовать, однако если человек не знает существовании данных факторов и не воспринимает их как реальные, возникает ошибка. В качестве примера можно привести привычный ритм жизнедеятельности населения в городе Припять на момент аварии на Чернобыльской АЭС.
  • Проблема с осознанием и оценкой трудной ситуации. Человек может попасть в трудную ситуацию и осознавать все необходимые последствия, однако оценивать ее как незначительную для себя. Незначительная ситуация оценивается лишь на объективном уровне, например, когда человеку кажется, что перед ним стоит неразрешимая задача, хотя на самом деле она имеет решение.
  • Значимость характера проблемы. Проблема может иметь серьезный характер, однако человек использует психологические приемы защиты и закрывается от ситуации, уходит, потеряв веру в её разрешение и выход из неё. Таким образом, активируется механизм психологической защиты.
  • Сложная ситуация оценивается субъектом как простая. Ситуация является объективно сложной, однако в силу психологических особенностей субъекта она преодолевается им легко. Например, в боевой обстановке специалисты способны действовать быстро и зачастую неосознанно, в то время как новичок может растеряться.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, личность будет реагировать на ситуацию исходя из ее опыта, знаний, а также восприятия данной ситуации, оценки ее значения для себя.

Специфика восприятия человеком трудной ситуации

Специалисты в области конфликтологии обоснованно указывают на непринятие проблемной ситуации человеком за счет определенных свойств его нервной системы. Именно нервная система задействована в определении его поведения, в том числе и при возникающих сложностях. Например, в экстремальных ситуациях у человека могут появиться небывалые способности, обнажится определённые свойства характера и психики, которые были ранее закрыты и неведомы ему, также редактируется способ поведения, который человек выбирал ранее в похожей ситуации.

Одним из признаков, характеризующих трудную ситуацию, является психологическая напряженность. Под психологической напряженностью понимают состояние личности в трудной ситуации, с помощью которой человек осуществляет переход от одного психологического уровня на другой, пытается адекватно отреагировать на сложившуюся обстановку.

При возникновении психической напряженности психический процесс активно перестраивается и интегрируется, также меняются мотивационные эмоциональные компоненты. Напряженность может иметь следующие формы в зависимости от влияния на психические функции человека:

  • перцептивная (затруднение в восприятии)
  • интеллектуальная (трудность с решением задачи);
  • эмоциональная (возникновение эмоций, которые дезорганизуют поведение и деятельность);
  • волевая (неспособность человека управлять собой);
  • мотивационная (борьба мотивов и целей).

При психологической напряженности у человека повышается уровень адреналина, так как в напряженной ситуации возникает необходимость активно действовать. Нередко у человека ухудшается самочувствие, наблюдаются психические и интеллектуальные нарушения в случае возникновения критических ситуаций. Психическая напряженность также может повлиять на отложенные сдвиги в настроении, повышение утомляемости, перемену мотивов и целей.

Критическая напряженность – это максимальный уровень психологической напряженности, который способен вынести человек. Разные по устойчивости люди могут ввести себя в сложных ситуациях по-разному.

Особенности функционирования нервной системы в случае психической напряженности. Активное и пассивное поведение человека в трудных ситуациях

Физическая напряженность характеризуется повышенной активностью и значительными затратами нервно-психической энергии. Как правило, критическая ситуация сказывается на интеллекте человека, его способностях, в том числе, физических. Так, изучение поведения детей указывает на возникновение тревожности, которая позволяет преодолеть стрессовую ситуацию. Детям сложнее переживать трудности, так как они сложно переживают стрессовые ситуации, возникающие угрозы. Нередко у них наблюдается острая реакция на стресс, дезорганизованное поведение, наступают негативные последствия от переживаний.

Умение переживать трудные жизненные ситуации зависит не только от тактики действий, но и от уровня эгоцентризма, наличия длительных дружеских родственных отношений, четко сформулированных целей и задач. Сложность трудной ситуации может ознаменоваться тем, что человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может сделать неправильные выводы, у него может проявиться авторитарная агрессивность, которая может приводить к негативным инцидентам. При длительном контакте между людьми конфликт неизбежен, однако регулярно конфликтующих людей не принимают коллективы.

Рисунок 1. Поведение человека в трудных ситуациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В экстремальных ситуациях человек способен ввести себя активно и пассивно, что зависит от его навыков, состояния здоровья и иных причин. Стиль поведения зависит от разных факторов: характер, темперамент, состояние здоровья, уровень психического развития. Стили поведения предполагают следующие акценты:

Способы и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях рассматривается исследователями в связи с классификацией его стратегий и способов.

Выделяется три основных критерия, по которым строятся классификации способов поведения в трудных ситуациях (Малкина-Пых И.Г., 2004. с. 29):

1. Эмоционально-фокусированные способы поведения - направлены на урегулирование эмоциональной реакции.

1. Способы, ведущие к успешному разрешению трудной ситуации - используются конструктивные способы и стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

2. Способы, ведущие к неуспешному разрешению трудной ситуации - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению стресса.

- Стратегия противостоящего совладания заключается в том, что личность пытается агрессивным способом изменить ситуацию, испытывает неприязнь и гнев в отношении стрессора.

- Стратегия дистанцирования - личность отделяет себя от трудности, старается забыть о ней.

- Стратегия самоконтроля - саморегуляция чувств и поступков.

- Стратегия поиска социальной поддержки - обращение за помощью различного рода.

- Стратегия принятия ответственности - стремление не повторять совершенных ошибок и признание своего участия в возникшей трудности.

- Стратегия избегания - действия личности, приводящие к избеганию трудности.

- Стратегия планового решения проблемы - выработка пошагового решения проблемы и следования ему.

- Стратегия позитивной переоценки - усилия человека придать позитивное значение происходящему, интерпретация происходящего в позитивных терминах.

В основном эти стратегии исключают, но иногда могут и дополнять друг друга. Исследования показывают: многие люди, оказавшиеся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания.

К.Муздыбаев (1998), анализируя зарубежные источники, посвященные стратегиям поведения в трудных жизненных ситуациях, приходит к выводу, что многие из стратегий таят в себе не только возможность преодоления, но и ухода от него.

Биллингс и Моос (1984) просили своих испытуемых припомнить одну из последних эмоционально трудных ситуаций и оценить свой способ реагирования на него по 19 бинарным шкалам. Результаты анализа корреляций шкал позволил выделить этим авторам три базовых категории способов совладания: активно-поведенческое, совладание посредством избегания (сюда включается и самообман) и активно-когнитивное совладание.

P.Vitaliano (1990), классифицируя способы поведения в трудной жизненной ситуации, выделяет три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления. Во-первых, это самообвинение, выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; во-вторых, избегание, при котором человек продолжает себя вести так, как если бы ничего не произошло; в-третьих, предпочитаемое истолкование - призрачные надежды, когда человек надеется на чудо.

Репертуар способов поведения в трудных (стрессовых) ситуациях, предложенный H.Weber (1992) выглядит следующим образом: реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; поиск социальной поддержки; перетолковывание ситуации в свою пользу; защита и отвержение проблем; уклонение и избегание; сострадание к самому себе; понижение самооценки; эмоциональная экспрессия.

Уиллс и Шифман (1985) выделяют в процессе использования способов поведения в трудных жизненных ситуациях три стадии:

- Предупреждающая. Усилия, прилагаемые на этом этапе, помогают человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений.

- Овладевающая. Здесь осуществляются конкретные когнитивные и поведенческие шаги для решения определенных задач.

- Восстанавливающая. Человек имеет дело с последствиями трудной жизненной ситуации. Цель данного этапа - ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние.

Как любое поведение, поведение в трудной жизненной ситуации имеет свои задачи. В случае поведения в трудной ситуации они адаптивные. Моссом и Шефером (1986) было сформулировано пять видов таких задач:

Во-первых, человек в трудной жизненной ситуации должен для себя установить её смысл и значение. После того, как человек пришел в себя от потрясения, он постепенно начинает понимать то, что с ним произошло. Начинает происходить оценивание ситуации, предвосхищаться возможные последствия и т.д.

Во-вторых, трудная жизненная ситуация предъявляет определенные требования, которым человек должен соответствовать. Поэтому важна не только его реакция на возникшие требования, но и возможность жить в соответствии с этими новыми условиями.

В-третьих, для многих людей становится особенно важной задача поддержания родственных и дружеских отношений, для оказания и принятия возможной помощи в трудной жизненной ситуации.

В-четвертых, необходимой оказывается задача сохранения эмоционального баланса, избегания эмоциональных крайностей, умения адекватно эмоционально реагировать в трудной жизненной ситуации.

Выделяют (Муздыбаев К., 1998) специфические стратегии поведения в трудной жизненной ситуации:

- Стратегия, сфокусированная на оценке. Личность, использующая эту стратегию, определяет для себя значение и суть происходящего, пытается оценить последствия, с которыми ей придется столкнуться. Основные способы сводятся к логическому анализу, когнитивной подготовке, выделению позитивных моментов и т.д., возможно использование и защитных механизмов: отрицание или приуменьшение угрозы и пр.

- Стратегия, сфокусированная на проблеме. Личность стремится непосредственно иметь дело с трудной ситуацией и предполагает решительно противостоять стрессорам и их последствиям. Вначале должна быть получена максимально надежная и полная информация относительно возникшей ситуации, также поиск социальной поддержки. Главным является принятие решения и реализация конкретных действий.

- Стратегия, сфокусированая на эмоциях. Личность пытается сохранить эмоциональное равновесие и управлять своими чувствами. Способы, относящиеся к данной стратегии таковы: обретение надежды на изменение ситуации, размышления о позитивной перспективе, следование нормам морали, научение терпимости.

Перлин и Шулер (1978, с. 12) разработали подобную классификацию стратегий поведения в трудной ситуации. По их представлениям человек справляется с трудной жизненной ситуацией:

- посредством устранения или изменения условий, породивших проблему (стратегия изменения проблемы);

- путем перцептивного управления смыслом переживаний таким образом, чтобы нейтрализовать их проблемный характер (стратегия изменения способа видения проблемы);

- посредством удержания эмоциональных последствий возникшей проблемы в разумных границах (стратегия управления эмоциональным дистрессом).

Виноградова Л.В. (1999) анализирует классификацию способов, разработанную А.Стоуном и М.Пилом. Эти исследователи выделяют следующие совладающие категории: 1) дистракция (отвлечение внимания от проблемы, переключение на обдумывание других событий; 2) переопределение ситуации (попытка увидеть проблему в другом свете, что делает ее более терпимой; 3) прямое действие (размышления о возможных решениях проблемы, сбор информации о ней или реальные действия, которые помогут ее решить); 4) катарсис (выражение чувств в ответ на проблему для снижения напряжения; 5) принятие (принятие того, что проблема имеет место, но ничего нельзя сделать для ее разрешения); 6) поиск социальной поддержки (поиск эмоциональной поддержки у друзей, близких людей); 7) релаксация (действия, имеющие своей целью достичь расслабления).

С.К.Нартова-Бочавер (1997), считая, что создание удовлетворительной системной классификации видов психологического преодоления - дело будущего, предлагает в качестве ее возможных оснований следующие признаки coping: 1) ориентированность, или локус копинг-поведения (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) ситуации, провоцирующие копинг-поведение (кризисные или повседневные).

Три разновидности направленности личности - на других на предмет (дело) и на себя (В.Н.Мясшцев, Л.И.Божович, М.С.Неймарк) - послужили основанием для дифференциации векторов направленности защитных и совладающих стратегий в классификации Е.В.Либиной (2003): стратегии, направленные на разрешение актуальной затруднительной ситуации, считаются совпадающими. К защитным относятся стратегии, направляющие усилия в сторону от разрешения актуальной ситуации, вызывающей затруднение. Как защитные, так и совладающие стратегии, могут направлять усилия в сторону от разрешения актуальной ситуации, вызывавшей затруднение. Как защитные, так и совладеющие стратегии взаимодействия человека со сложными ситуациями в этой классификации рассматриваются в контексте трех модальностей - эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Совладеющие и защитные стратегии любой из трех модальностей могут проявляться как в пассивной, так и активной форме.

Надежным критерием эффективного совладающего поведения является повышение стресс-резистентности и уменьшение чувства уязвимости по отношению к стрессам (Conway V.I., Terry D.J., 1992).

Несмотря на то, что вопрос об эффективности-неэффективности предпочитаемых способов и стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях остается дискуссионным, ряд авторов полагает, что есть стратегии и способы поведения в трудных жизненных ситуациях неэффективные для совладения: избегание и самообвинение, занижение своих возможностей. (Weber Н., 1992).

Обоснованное обращение к стратегии поиска социальной поддержки безусловно признается наиболее эффективным средством совладания с трудной жизненной ситуацией.

Способы же и стратегии, относящиеся к защитным формам поведения в трудных жизненных ситуациях, получили у исследователей разную оценку. Исследователь Н.Хаан (1977) полагает, что подобные формы поведения являются неприемлемыми для эффективного совладания, т.к. мешают адекватному восприятию действительности и дезадаптируют личность. Однако другие ученые считают, что ослабление стресса, пусть и иллюзорное, отвлекаясь таким образом от ситуации помогает ему, мобилизоваться и сконцентрировать усилия на реальном преодолении жизненной трудности (П.Беккер и К.Кавер, 1989).

Безусловно, эффективность совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях зависит не только от верного выбора способа поведения, но и от индивидуальных особенностей личности. Ведь в трудной жизненной ситуации возраст, пол, интеллектуальные возможности, черты характера, уровень развития самосознания, индивидуально-типологические особенности и пр. тоже выступают в качестве важного условия эффективного совладания с трудной жизненной ситуацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегии поведения в тжс.doc

Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации.

1) трудные жизненные ситуации;

2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;

3) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием [37].

Ф. Е. Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.

По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации К. Муздыбаев:

- по величине потери или угрозы,

- по длительности (хронические, краткосрочные),

- по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые),

- по уровню влияния [31].

К. Флейк-Хобсон рассматривает трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска,

1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:

· враждебная, жестокая семья;

· эмоционально отвергающая семья;

· не обеспечивающая надзора и ухода семья;

· негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);

· чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);

· появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);

· противоречивое воспитание или смена типа;

· чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

· помещение в чужую семью;

· направление в детское учреждение;

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Фрустрация [лат. frustratio ― обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов], психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции;

в) агрессия и деструкция;

г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

д) регрессия, которая понимается либо "как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида", либо как "примитивизация" поведения или падение "качества исполнения".

По Ф. Е. Василюку, человек преодолевает критическую ситуацию посредством переживания как формы деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия. Можно рассматривать переживание как один из внутренних механизмов стратегий поведения.

В понимании психологической защиты на сегодняшний день в литературе отсутствует единое мнение. Психологическая защита может быть нормальной, или, в случае значительной ее выраженности, патологической, дезадаптивной, т.к. не позволяет адекватно оценивать действительность.

X. Лей и М. Рейфлер (Н. Leigb, М. Reifler) выделяют защитные механизмы, в функционировании которых участвуют:

2. проекция, интроекция, ограничение тревоги;

В. Е. Рожнов рассматривает различные виды психологической защиты с клинической точки зрения как форму реагирования на психическую травму в связи с особенностями личности:

1. Ощущение нереальности происходящего (чаще наблюдается у психастеников (возбудимы, чувствительны, но быстро устают и утомляются,самокритичны и надёжны, у них обычно ровное настроение без резких перемен)).

2. Вытеснение травмирующих моментов.

3. Выразительные движения (характерны для циклоидов (Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. )).

4. Злобно-агрессивная (дисфорическая) защита (у эпилептоидов (Сдержан, но взрывчат. Любит порядок )).

5. Астенический вариант защиты (пассивно-оборонительный уход с признанием несостоятельности) (у астеников (Основные черты: быстро устают, низкая самооценка, болезненное самолюбие, тщеславие. Робость, неуверенность, мнительность - и одновременно крайняя нетерпеливость из-за той же самой неуверенности в себе. Мелкие обиды копятся, потом прорываются в вспышках гнева и раздражения на близких. Потом - раскаивается )).

По степени активности противодействия стрессу механи змы психологической защиты делятся на три группы (Ташлыков В. А.):

2. Вытеснение, отрицание, интеллектуализация, проекция (механизмы малоосознанны, протекают автоматически).

3. Рационализация, бегство в болезнь, фантазии (особо пассивное поведение манипулятивного типа).

Позже В. А. Ташлыков представил еще одну классификацию защитных механизмов: механизмы, характеризующиеся отказом от продуктивного разрешения ситуации (вытеснение, перцептивная защита, подавление, блокирование, отрицание), механизмы преобразования значения содержания мыслей, чувств, поведения (рационализация, интеллектуализация, проекция, идентификация и др.), механизмы разрядки эмоционального напряжения (соматизация, алкоголизация, агрессия, суицид), защитные механизмы манипулятивного типа (регрессия, фантазии, уход в болезнь).

Наряду с классификациями психологических защит существуют и классификации реагирования на конфликтные ситуации, более широко понимаемые. Так, согласно конфликтологической теории X. Киндлера, выделяются следующие типы стратегий поведения:

Н. Пезешкиан приводит следующую классификацию реагирования на проблемы, называя их формами переработки конфликта:

1. Ответ с помощью своего тела (физическая активность, сон, еда, секс, нарушение телесных функций и психосоматические реакции).

2. Ответ своей деятельностью (бегство в работу, бегство от требований достижений).

3. Ответ обращением к другим за помощью (контакты, бегство в болезнь или избегание общения).

4. Ответ в воображении (представление желаемого в воображении, злоупотребление наркотиками и алкоголем, отрицание, религия, философско-мировоззренческие системы, художественная и творческая деятельность).

Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой, в отличие от простого приспособления, с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью. Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности.

Поведение зависит от функций личности и социальной ситуации (как фрагмента социальной среды). Вместе с тем, поведение принадлежит человеку в целом. Организм человека также активно участвует в поведении. Особенно ярко это проявляется в ситуациях, связанных со здоровьем и болезнью. Тем не менее, и в сугубо социальных ситуациях человек может воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему его соматическая организация.

Психическое здоровье как регулятор поведения в жизненных ситуациях. Психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. По Э. Фромму, психически здоровый человек - это зрелый, продуктивный человек; по А. Маслоу, нормальное развитие происходит у самоактуализирующихся людей, характеризующихся спонтанностью, естественностью, принятием себя; они свободны от стереотипов, не зависят от мнения других людей и, следовательно, не боятся их и не испытывают враждебности; по Г. Оллпорту, здоровой личности присуща активная позиция по отношению к действительности, доступность опыта сознанию, самопознание, способность к абстракции, постоянный процесс индивидуализации.

Мы охарактеризовали основные стратегии поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Теперь перейдем к рассмотрению техник поведения, которые люди наиболее часто используют в трудных ситуациях. Основные техники и приемы можно объединить по выделенным нами стратегиям преобразования трудных жизненных ситуаций: защиты, совладание (преодоление и приспособление)
и переживание. Приемы защиты чаще всего включают в особую группу неадаптивных реакций на трудности: безропотное смирение, подавленность, депрессия, а также избегание тяжелых ситуаций, подавление мыслей
об источнике трудности. Именно защиты лежат в основе самопоражающего поведения — наркомании, алкоголизма, суицида, депрессии. Однако депрессия, подавленность или употребление транквилизаторов
не могут считаться приемами преодоления трудностей, так как все они способствуют сохранению прежней ситуации.

Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей. Активно преобразуя любую трудную ситуацию, личность значительно изменяется, но изменения эти обычно непреднамеренны и неосознаваемы. Однако порой жизнь ставит личность в такие ситуации, когда только намеренное изменение ею своих особенностей может привести к благополучию. В этом случае изменение собственных характеристик и отношений к ситуации становится основной стратегией или входит составной частью в иные стратегии. Изменить себя, не изменяя себе, — задача трудная, и человек вряд ли справился бы с ней, если бы у него мотивация приспособления была менее мощной, чем побуждение изменить мир.

Приспособление к институционным аспектам ситуации (социальным нормам, общественным установкам, правилам деловых отношений и т. д.). Овладев этой техникой, человек легко входит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях эта техника, несомненно, является предпосылкой успешности. К примеру, она помогает при адаптации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями мужа или жены и т. п. Однако техника имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в ситуации социальных потрясений, когда резко изменяется образ жизни страны (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).

Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации социальных потрясений. Исследования показали, что данной техникой чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно ее используют те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна техника приспособления — забота об установлении и поддержании социальных контактов. Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею. Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные свойства (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т. д.).

Антиципирующее (от лат. anticipate — предвосхищение, предугадываниесобытий, заранее составленное представление) совладание и предвосхищающая печаль — это прием, которым пользуются люди,
имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступления трудной ситуации (к примеру, смерти безнадежно больного родственника, собственной серьезной операции и др.). Эта техника имеет адаптивное значение: она позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы. Как и любой другой способ совладания с трудностями, антиципирующее совладание может быть как продуктивным, так и непродуктивным — в зависимости от особенностей жизненной ситуации.

Пример продуктивного использования антиципирующего совладания — широко используемый в ряде зарубежных клиник опыт подготовки детей к предстоящей операции. Медсестры под руководством психолога организуют специальные ролевые игры, где имитируется вся ситуация операции (от предоперационной подготовки до возвращения маленьких пациентов в палату, окончательного выздоровления и выписки домой). Такая предварительная психологическая подготовка позволяет снизить предоперационную тревогу детей и значительно ускорить их выздоровление.

Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К этим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по службе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становятся у людей, переживших много разочарований и неудач, личностной особенностью).

Техники, применяемые в случае неудачи

Говоря о ситуационно-специфических техниках, рассмотрим те из них, которые человек применяет в тех случаях, когда, несмотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной, и человек вынужден признать, что потерпел неудачу. Ведь если человек поставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был
преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

Коррекции своих ожиданий и надежд. Поскольку неудача — это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от ценности, ради которой были мобилизованы все силы, человек может прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это приобретает форму минимизации потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.

Обе эти техники выступают как формы психологической переработки жизненной ситуации. Размышляя о них, Л. И. Анцыферова иронично заметила, что остается загадкой, почему люди не сравнивают свое бедственное положение с положением людей, находящихся в несравненно лучших условиях. Она предполагает, что убеждение в невозможности что-либо изменить резко снижает масштаб изменений и масштаб эталонов и делает изменение ситуации невозможным.

Образ мира личности и поведение в трудной жизненной ситуации

В принципе, весь период проживания и преобразования трудной жизненной ситуации первого типа можно рассматривать как много-ступенчатый процесс формирования у человека компетентности. Он
состоит из четырех фаз.

1. Фаза бессознательной компетентности характерна для привычных, само собой разумеющихся ситуаций обыденной жизни. Образ мира человека в таких ситуациях устойчивый, определенный, хорошо интегрированный (связанный). Человек адаптирован к условиям своей жизни: он освоил свои основные роли в каждом из пространств жизни (знает область функционирования, способы достижения целей в ней, возможные препятствия и ресурсы для их преодоления). В этой области действует сложившийся опыт, не требующий коррекции для достижения успеха; здесь определены необходимые стимулы и ответные реакции, а также существует четкий алгоритм их взаимосвязи.

3. Фаза сознательной некомпетентности. Внутренний мир в этой фазе сверхнеустойчивый, изменяемый. Здесь происходят поиск и накопление недостающих ресурсов (освоение новой информации, апробирование новых способов деятельности и поведения). Когда переработка новой информации приводит к формированию адекватных альтернатив, человек переходит к следующей фазе.

4. Фаза сознательной компетентности — сбалансированный расширенный вариант мира бессознательной компетентности. Решение уже найдено, обретены новые способы поведения, но у человека отсутствует автоматизм исполнения, беден контекст целесообразных форм поведения и нет тренировки. Последовательное и рефлексивное применение найденных решений опять приводит к фазе бессознательной компетентности, но уже в отношении более широкого круга явлений. Специалисту, осуществляющему психологическую помощь на всех фазах обретения компетентности, важно понимать, на какой фазе обратился к нему человек, видеть границы перехода между фазами и обеспечить четкое и осознанное его прохождение по всем ступеням процесса.

При этом не следует забывать, что на разных фазах компетентности от клиента требуются различные интеллектуальные и эмоциональные усилия, а от специалиста — умение подобрать и применить соответствующие психотехники. Изменение сознания в процессе прохождения через период нарушения
адаптации в ситуациях первого типа (от некомпетентности — к обретению новой компетентности) происходит как бы по спирали:

  • устойчивый, определенный, хорошо связанный внутренний мир бессознательной компетентности;
  • сверхустойчивый, поляризованный, ригидный мир бессознательной некомпетентности;
  • сверхнеустойчивый, изменяемый мир сознательной некомпетентности;
  • устойчивый гибкий мир сознательной компетентности;
  • сбалансированный расширенный вариант мира новой бессознательной компетентности.

Рассмотрим этот цикл прохождения через трудную ситуацию (адаптационный цикл) на примере военнослужащих, увольняемых с военной службы. В привычных рамках военнослужащему хорошо известны условия его профессионального и бытового функционирования. Он легко прогнозирует последствия своих действий и адекватно определяет ресурсы, необходимые для решения поставленных задач.

Известие об увольнении заставляет его прогнозировать свою жизнь вне армии в условиях дефицита информации. Неизбежно возникает тревога, следствием которой становятся агрессивные или депрессивные тенденции поведения, причем следует различать враждебность и инструментальную агрессию.

Инструментальная агрессия — это причинение вреда для достижения других целей (конструктивных с точки зрения личности!). Она нередко сопровождает активное социальное поведение по защите своих прав и достоинства, т. е. она более конструктивна, чем враждебность. Инструментальная агрессия встречается на всех фазах компетентности, а вот враждебное поведение — явный признак фазы бессознательной некомпетентности.

Исследования показывают, что непродуктивная враждебность чаще всего возникает тогда, когда люди предполагают, что фрустрирующие воздействия являются проявлениями чьей-то злой воли, а не следствием непреодолимых обстоятельств. Депрессия преувеличения проблем чаще возникает у тех, кто слабо информирован о возможных путях решения своих проблем, обладает чувством повышенной ответственности за судьбу своих близких и предполагает, что подобное могло случиться только с ними и ни с кем другим.

Когда переход к фазе сознательной некомпетентности проходит благополучно, военнослужащий понимает, что он еще не вполне подготовлен к гражданской жизни, но он с разумным оптимизмом смотрит в будущее и готов приобретать новые навыки и знания. В этом случае задача социальных работников и психологов-консультантов — поддержать военнослужащего и членов его семьи в ходе адаптации к новым обстоятельствам жизни и работы. Здесь на первое место выходят обучение новым профессиям и переквалификация, а также предоставление информации о гражданских правах и социальных гарантиях. Но
главным в работе психолога-консультанта становится помощь клиенту в самопроектировании и создании позитивного образа своего Я.

После того как уволенный в отставку военнослужащий принял необходимые решения, освоил новые способы поведения и создал новую целостную картину мира, можно приступать к исполнению задуманного. Здесь можно было бы завершить процесс социальной адаптации военнослужащих, уволенных из армии, но все-таки психологам и социальным работникам следует избегать излишнего оптимизма. Им нужно учитывать, что уволенные в запас или отставку кадровые военнослужащие, адаптируясь к гражданской жизни, сталкиваются с самыми различными проблемами: психологическими стрессами, необходимостью переподготовки, сложностями трудоустройства, бытовыми трудностями и семейными разногласиями. Кроме того, нельзя забывать, что к жизни невозможно адаптироваться раз и навсегда.

Действуя в новых условиях, военнослужащий и члены его семьи неизбежно столкнутся с необходимостью не раз пересматривать уже выработанные решения, осваивать новые сферы деятельности и отношений, собирать информацию, выбирать альтернативы и рассчитывать ресурсы. В большой адаптивный цикл будут входить малые, аналогичные по структуре и задачам. Важно, чтобы человек правильно оценивал собственные силы и мог сам себя психологически поддерживать. Тогда ему лишь в экстремальных условиях потребуется социально-психологическая помощь. И еще об одном следует помнить: полноценная адаптация достаточно длительна: она может продолжаться от 1,5 до 3 лет.

Трудные жизненные ситуации появляются или в случае неуравновешенности в системе отношений личности, и тем, что ее окружает, или если происходит несоответствие между целями, стремлениями и возможностями их реализации, и качествами данной личности. Похожие ситуации предъявляют высокие требования к возможностям и способностям человека, к его личностному потенциалу, а так же, стимулирует его активность. Можно сказать, что составной частью процессов социализации являются трудные жизненные ситуации, потому, что они в целом обыденны, они не всегда травмируют личность, благоприятствуют развитию. Трудную ситуацию можно охарактеризовать как дисбаланс между тем, что человеку хочется (создать, достичь, сделать и т.п.), и тем, что он может, когда он оказывается в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него личными возможностями. Такой подход препятствует достижению первоначально поставленной цели, и это влечет за собой появление отрицательных эмоций, которые служат важным показателем трудности той или иной ситуации для личности.

1) Изначально совершается "первоначальная оценка" ситуации, включающая эмоциональные и когнитивные элементы.

2) Второй этап - оценивание собственных возможностей, которая включает в себя поддержку со стороны окружающих людей. Таким образом, можно сказать, что осуществляется расширенная оценка. Этот этап характеризуется развитием новых стратегий преодоления трудностей.

3) На третьем этапе на основание уже пережитых неудач или новой информации возможен переход к третичной оценке проблемы, которая включает в себя новую постановку задачи и новые альтернативы поведения. Если исход благоприятный, происходит овладение ситуацией, что благоприятно отразится на нервной системе, человека.

Оценки последующие ей не должны быть независимыми друг от друга. Они могут взаимно влиять друг на друга или переходить одна в другую. С. Хобфолл, занимающийся изучением стратегий преодоления трудностей, в рамках индивидуального жизненного пути, предложил 9 стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций:

1. Активация - асесертивные действия, это способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

2. Просоцильная - вступление в социальный контакт, это поиск поддержки во взаимодействии с социумом.

3. Просоциальная - поиск социальной поддержки, это поиск поддержки от социального окружения человека.

4. Пассивная - Осторожные действия, уход от решения проблем.

5. Прямая - импульсивные действия это действия, совершаемые под влиянием аффекта, например, в порыве гнева или острой жалости, в нерациональности которых несколько позже индивиду нередко приходится раскаиваться

6. Пассивная - избегание, это прямой уход от конфликта.

7. Непрямая - манипулятивные действия, это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

8. Асоциальная - асоциальные действия, это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

9. Асоциальная - агрессивные действия, любые формы поведения, предполагающие причинение кому-либо или чему-либо физического или психологического ущерба.

Л.И. Анцыферова в своих трудах считает основными стратегиями совладания с жизненными трудностями: стратегии приспособления и преобразующие (изменения индивидом собственных данных и отношения к происходящей ситуации).

В трудных ситуациях и несчастных случаев к вспомогательным приемам самосохранения относятся "техники" борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными непреодолимыми, с точки зрения человека, негативными событиями. Это можно назвать уходом или бегством из трудной ситуации, которое может осуществляться не только в практической, но и в психологической форме, путем подавления мыслей о произошедшей ситуации или внутреннего отчуждения от нее. Данные приемы можно назвать неконструктивными в том смысле, что они не устраняют трудную проблему. И все же они адаптивны, так как помогают облегчить психическое состояние.




Так как каждый человек индивидуален, это делает неоднозначным влияние на него трудных ситуаций, но учет типологических особенностей обеспечивает возможность создания предпосылок для предсказания переживаний и поведения в ситуациях преодоления. Основываясь на анализе работ зарубежных психологов, Л.И. Анцыферова полагает, что успешность преодоления трудных жизненных ситуаций и выбор стратегии в наибольшей степени зависит от такого качества личности, как склонность человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.

Варианты преодоления кризисов. Саморегуляция эмоциональных реакций как центральное звено в преодолении кризиса. Подавление и отвлечение как основные приемы преодоления эмоционального беспокойства.

Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:

бессознательная эмоциональная саморегуляция

сознательная волевая эмоциональная саморегуляция

сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.

Эти уровни являются онтогенетическими этапами становления системы механизмов эмоциональной саморегуляции личности. Доминирование того или другого уровня можно рассматривать как показатель развития эмоционально-интегративных функций сознания человека.

Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Это особенная форма переработки травмирующей информации, система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведения к минимуму отрицательных эмоций (тревоги, угрызений совести). Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.

Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).

Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, описанных в литературе, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства – подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.

На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими, а не этиологическими, поскольку в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции. Существенное отличие между ними состоит лишь в том, что одна осуществляется на сознательном уровне, а другая на подсознательном. Но, жесткой границы между этими двумя уровнями нет, так как волевые регулятивные действия, которые вначале осуществляются с участием сознания, автоматизируясь, могут переходить на подсознательный уровень осуществления.

Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития.

Трудные жизненные ситуации появляются или в случае неуравновешенности в системе отношений личности, и тем, что ее окружает, или если происходит несоответствие между целями, стремлениями и возможностями их реализации, и качествами данной личности. Похожие ситуации предъявляют высокие требования к возможностям и способностям человека, к его личностному потенциалу, а так же, стимулирует его активность. Можно сказать, что составной частью процессов социализации являются трудные жизненные ситуации, потому, что они в целом обыденны, они не всегда травмируют личность, благоприятствуют развитию. Трудную ситуацию можно охарактеризовать как дисбаланс между тем, что человеку хочется (создать, достичь, сделать и т.п.), и тем, что он может, когда он оказывается в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него личными возможностями. Такой подход препятствует достижению первоначально поставленной цели, и это влечет за собой появление отрицательных эмоций, которые служат важным показателем трудности той или иной ситуации для личности.

1) Изначально совершается "первоначальная оценка" ситуации, включающая эмоциональные и когнитивные элементы.

2) Второй этап - оценивание собственных возможностей, которая включает в себя поддержку со стороны окружающих людей. Таким образом, можно сказать, что осуществляется расширенная оценка. Этот этап характеризуется развитием новых стратегий преодоления трудностей.

3) На третьем этапе на основание уже пережитых неудач или новой информации возможен переход к третичной оценке проблемы, которая включает в себя новую постановку задачи и новые альтернативы поведения. Если исход благоприятный, происходит овладение ситуацией, что благоприятно отразится на нервной системе, человека.

Оценки последующие ей не должны быть независимыми друг от друга. Они могут взаимно влиять друг на друга или переходить одна в другую. С. Хобфолл, занимающийся изучением стратегий преодоления трудностей, в рамках индивидуального жизненного пути, предложил 9 стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций:

1. Активация - асесертивные действия, это способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

2. Просоцильная - вступление в социальный контакт, это поиск поддержки во взаимодействии с социумом.

3. Просоциальная - поиск социальной поддержки, это поиск поддержки от социального окружения человека.

4. Пассивная - Осторожные действия, уход от решения проблем.

5. Прямая - импульсивные действия это действия, совершаемые под влиянием аффекта, например, в порыве гнева или острой жалости, в нерациональности которых несколько позже индивиду нередко приходится раскаиваться

6. Пассивная - избегание, это прямой уход от конфликта.

7. Непрямая - манипулятивные действия, это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

8. Асоциальная - асоциальные действия, это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

9. Асоциальная - агрессивные действия, любые формы поведения, предполагающие причинение кому-либо или чему-либо физического или психологического ущерба.

Л.И. Анцыферова в своих трудах считает основными стратегиями совладания с жизненными трудностями: стратегии приспособления и преобразующие (изменения индивидом собственных данных и отношения к происходящей ситуации).

В трудных ситуациях и несчастных случаев к вспомогательным приемам самосохранения относятся "техники" борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными непреодолимыми, с точки зрения человека, негативными событиями. Это можно назвать уходом или бегством из трудной ситуации, которое может осуществляться не только в практической, но и в психологической форме, путем подавления мыслей о произошедшей ситуации или внутреннего отчуждения от нее. Данные приемы можно назвать неконструктивными в том смысле, что они не устраняют трудную проблему. И все же они адаптивны, так как помогают облегчить психическое состояние.

Так как каждый человек индивидуален, это делает неоднозначным влияние на него трудных ситуаций, но учет типологических особенностей обеспечивает возможность создания предпосылок для предсказания переживаний и поведения в ситуациях преодоления. Основываясь на анализе работ зарубежных психологов, Л.И. Анцыферова полагает, что успешность преодоления трудных жизненных ситуаций и выбор стратегии в наибольшей степени зависит от такого качества личности, как склонность человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.

Варианты преодоления кризисов. Саморегуляция эмоциональных реакций как центральное звено в преодолении кризиса. Подавление и отвлечение как основные приемы преодоления эмоционального беспокойства.

Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:

бессознательная эмоциональная саморегуляция

сознательная волевая эмоциональная саморегуляция

сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.

Эти уровни являются онтогенетическими этапами становления системы механизмов эмоциональной саморегуляции личности. Доминирование того или другого уровня можно рассматривать как показатель развития эмоционально-интегративных функций сознания человека.

Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Это особенная форма переработки травмирующей информации, система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведения к минимуму отрицательных эмоций (тревоги, угрызений совести). Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.

Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).

Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, описанных в литературе, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства – подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.

На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими, а не этиологическими, поскольку в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции. Существенное отличие между ними состоит лишь в том, что одна осуществляется на сознательном уровне, а другая на подсознательном. Но, жесткой границы между этими двумя уровнями нет, так как волевые регулятивные действия, которые вначале осуществляются с участием сознания, автоматизируясь, могут переходить на подсознательный уровень осуществления.

Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития.

Читайте также: