Габриэль форе биография и творчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ученик Сен-Санса и Гюстава Лефевра в École Niedermeyer в Париже , он был первым часовщиком в церкви Мадлен в Париже . Позже он взял на себя функции органиста , держателя большого органа. Затем он был назначен профессором композиции Парижской консерватории , а затем директором учреждения с 1905 по 1920 год .

Это один из величайших французских композиторов конца XIX - го и в начале XX - го века.

Резюме

биография

Габриэль Форе - сын Туссен-Оноре Форе, учителя в Памье, а затем директора нормальной школы для учителей в Фуа в Монгози и Мари-Антуанетт-Элен Лален-Лапрад. Его поместили к няне, а затем, в 1854 году, он покинул семейный дом в Фуа ( Арьеж ) и уехал в Париж, чтобы учиться в École Niedermeyer , школе классической и религиозной музыки, которая затем готовила церковных органистов, хор. постановщики и хормейстеры . Он изучал одиннадцать лет и он получает 1 - й приз фортепьяно, 1 - й приз состава и 2 й приз Гармонии. Его мастерами станут несколько ведущих музыкантов, в том числе Камиль Сен-Санс, который познакомил его с музыкой современных композиторов того времени ( Роберт Шуман , Ференц Лист ), и его директор Гюстав Лефевр . Он был первым органистом в церкви Сен-Совер в Ренне с 1865 года.

В 1870 году Форе вступил в армию и участвовал в боевых действиях, чтобы снять осаду Парижа во время франко-прусской войны . Во время Парижской Коммуны он жил в Рамбуйе и в Швейцарии , где преподавал в переведенной туда школе Нидермейера. Он вернулся в Париж в октябре 1871 года и стал хоровым органистом церкви Сен-Сюльпис , регулярно участвуя в салоне Сен-Санса и знаменитой певицы Полины Гарсиа-Виардо . Там он встретил главных парижских музыкантов того времени и вместе с ними основал Национальное музыкальное общество .

В 1883 году Форе женился на Мари Фремье (1856-1926) (дочери скульптора Эммануэля Фремье ), от которой у него было двое сыновей . Чтобы удовлетворить нужды своей семьи, он предоставляет ежедневные услуги церкви Мадлен и дает уроки игры на фортепиано и гармонии. Только летом он находит время, чтобы сочинять. Он мало зарабатывает на своих композициях. В этот период он написал несколько важных произведений, много фортепианных пьес и мелодий , но в основном уничтожил их после нескольких презентаций и сохранил лишь несколько элементов для повторного использования мотивов.

В 1885 году он выиграл Шартье премию от Академии изящных искусств для его камерной музыки производства .

В 1896 году он был назначен главным органистом церкви Мадлен и сменил Жюля Массне на посту профессора композиции в Парижской консерватории . Затем он обучал таких великих композиторов, как Жорж Энеско и Морис Равель , или даже Нади Буланже . Его финансовое положение улучшилось, и его репутация композитора была утверждена. В 1899 году, вероятно, в проекте написания Prométhée для театра Арены , обязательно в Безье, чтобы понять условия представления произведений, Габриэль Форе второй Камиль Сен-Санс для возрождения Дежанира (созданный в 1898 году) и будет призвал провести второй спектакль 1899 г.

Эрнест Лоран , Портрет Габриэля Форе (около 1900 г.), источник не указан и местонахождение не найдено.

С 1903 по 1921 год Форе был критиком в Le Figaro .


Габриэль Форе умер в Париже от пневмонии. 4 ноября 1924 г. . В церкви Мадлен проходят государственные похороны . Похоронен на кладбище Пасси в Париже. Памятная доска была установлена ​​на его доме по адресу 32 rue des Vignes ( 16- й округ Парижа ), где он жил с 1911 года до своей смерти.

Он был одним из музыкантов, которых подробно изучал философ Владимир Янкелевич (1903–1985).

Музыка

Произведения Форе отличаются тонкостью мелодии и сбалансированностью композиции. Гармонический язык Габриэля Форе до сих пор изучается в консерваториях. Это самостоятельный стиль письма, в котором представлено множество оригинальных идей. Если Габриэль Форе известен своим гармоническим гением ( Анри Чаллан даже посвящает ему несколько упражнений в своих знаменитых 380 басах и песнях ), он также считается мастером французской мелодии .

Работа интерьера

Габриэля Форе, очевидно, больше интересует музыкальная идея, чем оркестровка. Таким образом, он оставляет около сотни мелодий и солидный репертуар в плане камерной музыки и музыки для гостиной. Но только около десяти пьес для оркестра, в основном предназначенных для театра и вообще оркестрованных другими композиторами. Они добились больших успехов ( Pelléas et Mélisande в оркестровке Чарльза Кёхлина ), но их оркестровка остается довольно классической, и, в целом, формации, принятые Габриэлем Форе, не вносят больших изменений в тембр (он почти никогда не использует духовые инструменты в своей камерной музыке. , Например).

Из-за этого очевидного классицизма оригинальность послания Фора иногда могла быть неправильно понята.

Влияния


Его работы варьируются от чистого классицизма - когда в начале своей карьеры, он имитирует стиль Гайдна и Мендельсона - в романтику , кульминацией эстетическим из XX - го века. Они основаны на глубоком усвоении гармонических структур, которым он научился в школе Нидермейера у своего учителя Гюстава Лефевра , который в 1889 году написал Договор о гармонии . В этой работе представлена ​​теория гармонии, существенно отличающаяся от классической теории Жана-Филиппа Рамо : седьмой и девятый аккорды больше не считаются диссонирующими, а пятый можно изменять без изменения режима. Таким образом, еще до того, как открыть для себя романтическую музыку своего времени, молодой Габриэль Форе сначала учился в школе Нидермейера, которая оставила большое место религиозной музыке и церковным стилям. Это существенное влияние вносит свой вклад в оригинальность письма Фора по отношению к композиторам своего времени и проявляется во всей его работе, как за счет использования модальных гармонических последовательностей, так и за счет написания мелодических строк слева. перерывы в интервалах, которые обозначают влияние григорианского пения, особенно в его мелодиях или даже в его втором квинтете для струнных и фортепиано. В отличие от его очень новаторского гармонического и мелодичного стиля в то время, тонкие ритмические паттерны повторяются с модуляциями, подобными тем, которые встречаются в музыке Брамса . Таким образом, Форе часто подкрепляет свою мелодическую линию непрерывным потоком, который делит свои работы на большие динамические кривые. Особенно это заметно в его мелодиях или произведениях для фортепиано (Ноктюрны и Баркаролы).

В последних используются арпеджио и переплетенная мелодия двух рук с заменой аппликатуры, естественной для органиста, но интерпретация которой иногда бывает трудной для пианиста. Его пианистическое творчество в целом напоминает произведения Листа , Шумана или Шопена , композиторов, которых Камиль Сен-Санс представил молодому Габриэлю Форе.

Эволюции

Мы часто описываем эволюцию Габриэля Форе, выделяя в его творчестве три периода (или манеры ).

Третий период включает в себя циклы мелодий конца жизни Форе ( La Chanson d've (1910), Mirages (1919) и L'Horizon chimérique (1921), а также его второй квинтет до минор (1921)). или его последние два замечательных произведения, Фортепианное трио и опус 120 (1922-1923) и Струнный квартет ми минор, опус 121 (1923-1924). Этот период современных проблем глухоты, затрагивающих Габриэля Форе, Мы часто объясняли таким образом эволюция музыки Форе, характерная для этого третьего пути, в сторону большего отстранения, большей статичности, до такой степени, что иногда она становится как бы несущественной.

Форе часто называют французским Шуманом. Среди современных ему композиторов он с наибольшей тонкостью и пониманием представлял камерную инструментальную музыку.

Музыкальная одаренность Форе обнаружилась случайно — Габриель питал страсть к импровизациям на фисгармонии. Обучение в Парижской консерватории для родителей Форе было не по средствам, поэтому Габриель поступил в бесплатную школу классической и религиозной музыки в Париже, где проучился одиннадцать лет.

Габриель Форе (портрет Дж. Сарджента, 1889)

Знаменательным для Габриеля событием был приход в школу на место преподавателя фортепиано двадцатипятилетнего Камиля Сен-Санса. «Мне выпало бесценное счастье быть в числе его учеников, — вспоминал Габриель. — Он садился за фортепиано и показывал нам мастеров, от которых нас держал в отдалении строгий классицизм наших школьных программ и которых в эти далекие годы не знал никто, кроме некоторых любителей.

Окончив школу с первыми премиями по композиции и фортепиано, Форе едет работать в Бретань. Совмещает служебные обязанности в церкви с музицированием в светском обществе, где он пользуется большим успехом. Форе вскоре по оплошности теряет свое место и возвращается в Париж. Здесь Сен-Санс помогает ему устроиться органистом в небольшой церквушке. Значительную роль в судьбе Форе сыграл салон знаменитой певицы Полины Виардо. Позже композитор писал ее сыну "Я был встречен в доме твоей матери с доброжелательностью и приветливостью, которых никогда не забуду. Я сохранил. воспоминание о дивных часах; они так драгоценны одобрением твоей матери и твоим вниманием, горячей симпатией Тургенева. "

Общение с Тургеневым положило начало связям с деятелями русского искусства. Позже у него завязались знакомства с Танеевым, Чайковским, Глазуновым, в 1909 году Форе приезжал в Россию и выступал с концертами в Петербурге и Москве. В салоне Виардо нередко звучали новые произведения Форе.

Музыка скрипичной сонаты изысканна, утонченна. В ней сказалось влияние стиля Сен-Санса. В первой части сонаты развиваются две темы порывистая, энергичная и напевная лирическая. Вторая часть — мягкая, баркарольная — подводит к заключительной скерцозной части.

Развивая традиции листовского исполнения, Форе создает произведение с выразительной мелодикой и почти импрессионистской гармонией красок. Женитьба на дочери скульптора Фремье (1883) и успокоение в семье сделало жизнь Форе более счастливой. Это отразилось и в музыке. В фортепианных произведениях и романсах этих лет композитор достигает удивительного изящества, тонкости, созерцательного удовлетворения.

Bcnjhbz ;bpyb Габриэля Урбана Форе

Форе жил с женой в Париже, где с 1877 по 1891 год возглавлял хоровую капеллу, а с 1896 года был органистом церкви Ла-Мадлен. В 1892 году его назначили правительственным инспектором провинциальных консерваторий. С 1896 года Форе стал профессором по классу композиции Парижской консерватории. В это же время он начал выступать в периодической печати.

Огромное значение для развития французской музыки имела общественная деятельность композитора. Он принимал активное участие в деятельности Национального общества, призванного пропагандировать музыкальное искусство Франции. В 1905 году Форе занял пост директора Парижской консерватории. За короткое время Форе сделал консерваторию одним из передовых музыкальных учреждений в Западной Европе. С огромной энергией Форе осуществлял свои планы. Даже враждебно настроенные к нему профессора прозвали его Робеспьером.

Форе в 1910 году стал президентом нового — Независимого музыкального общества, организованного непринятыми в Национальное общество молодыми музыкантами, среди которых было немало учеников Форе. Он воспитал плеяду видных композиторов, среди которых М. Равель, Ш. Кеклен, Ж. Роже-Дюкас, Ф. Шмитт, Н. Буланже, Дж. Энеску, Л. Обер и другие. В 1917 году Форе добился объединения французских музыкантов путем введения независимых в Национальное общество, что оздоровило атмосферу концертной жизни.

В 1919 году в связи с обострившейся глухотой Форе вынужден был оставить пост директора консерватории и прекратить педагогическую работу. В последние годы жизни Форе развившийся недуг привел к тому, что в его сочинениях светлые лирические тона сменились мрачными и даже трагическими. Форе скончался 4 ноября 1924 года в Париже.

Габриэль Урбен Форе́ (фр. Gabriel Urbain Fauré , 12 мая 1845, Памье, Франция — 4 ноября 1924, Париж, Франция) — французский композитор и педагог.

Содержание

Биография

Родился в семье школьного учителя. В девятилетнем возрасте поступил учиться в школу при Институте церковной музыки, которым руководил Луи Нидермейер, — здесь готовили органистов и хормейстеров для нужд католической церкви; среди учителей Форе в этом учебном заведении был Камиль Сен-Санс. В дальнейшем Форе некоторое время преподавал там же.

В 1870 году с началом Франко-прусской войны Форе был призван в армию и участвовал в обороне Парижа. Затем вместе с Институтом церковной музыки (Школой Нидермейера) Форе уехал в Швейцарию. Вернувшись после подавления Парижской коммуны, Форе занял должность помощника органиста и хормейстера в церкви Сен-Сюльпис, а в 1874 году перешёл на работу в церковь святой Магдалины, где был помощником Сен-Санса; в 1877 году Сен-Санс вышел в отставку, и Форе занял место хормейстера в этом знаменитом парижском соборе.

После длившегося несколько лет неудачного романа с Марианной Виардо, Форе в 1883 году женился на Мари Фремье, дочери скульптора Эмманюэля Фремье. У них родилось двое сыновей, из которых старший, Эмманюэль, стал известным специалистом по биологии моря, а младший, Филипп Форе— известным писателем.

В 1898 году Форе посетил Лондон, где дирижировал своей музыкой к пьесе Мориса Метерлинка Пеллеас и Мелисанда в спектакле, поставленном Форбс-Робертсоном. В 1896 году Форе стал профессором композиции в Парижской консерватории (после Жюля Массне), а в 1905 году — её директором. К концу жизни Форе потерял слух; он ушёл с поста директора в 1920 году и жил на скромную пенсию, посвятив себя исключительно композиции.

Творчество

Габриель Форе появился на свет в Памье – на юге Франции, недалеко от Пиренеев. Он был шестым ребенком в семье школьного учителя математики. Габриель был мечтательным мальчиком, предпочитавшим общению со сверстниками наслаждение красотой природы. Любимым занятием для него были прогулки, во время которых он с наслаждением прислушивался к звукам фисгармонии, доносившимся из церкви. Со временем Габриель стал заходить туда, чтобы послушать музыку, а однажды священник разрешил ему поиграть на фисгармонии. На неумелую, но отмеченную печатью одаренности импровизацию ребенка обратила внимание одна прихожанка и рассказала об этом его родителям. Габриеля начали учить фортепианной игре, и успехи были столь велики, что родители задумались о полноценном музыкальном образовании, когда ему было девять лет.

Оплатить учебу Форе в Парижской консерватории семья была не в состоянии, и его отправили в открытую незадолго до того Школу классической и религиозной музыки, где можно было учиться за государственный счет. В этой школе давалось всесторонне образование – наряду с музыкальными предметами преподавались латынь, литература, история, география. В области музыки большое внимание уделялось доклассическому периоду, начиная с григорианского хорала. Одним из наставников Форе был Камиль Сен-Санс. Дружеские отношения с ним композитор сохранил на всю жизнь, а в период обучения именно Сен-Сансу Форе был обязан знакомством с творчеством немецких композиторов, в то время не особенно известных во Франции – Рихарда Вагнера, Ференца Листа, Роберта Шумана. Творчество последнего оказало наибольшее влияние на Форе.

Окончив школу в 1865 году с первой премией по композиции, Форе стал органистом в церкви Сен-Савёр в бретонском городе Ренне, где провел пять лет. В свободное время он давал уроки фортепианной игры благородным девицам, посещал артистические салоны, где большим успехом пользовались его романсы, выступал как пианист на светских балах. Возвращаясь с одного из них, он не успел зайти домой переодеться и явился в церковь к утренней мессе одетый как светский щеголь – в белом галстуке и лакированных туфлях, из-за чего лишился работы. Он возвратился в Париж, где при содействии Сен-Санса стал органистом в Нотр-дам-де-Клиньянкур.

Но в скором времени Форе был призван в армию – ведь шла Франко-прусская война. Он был участником обороны Парижа, но прослужил недолго: после пересечения линии фронта с фальшивым паспортом Форе отправился в Рамбуйе, а позднее – в школу, которую окончил несколько лет назад (она в то время находилась в Швейцарии). В Париж он возвратился вскоре после подавления Парижской коммуны и стал вторым органистом в церкви Сен-Сюльпис (первым был Шарль Мари Видор). С 1974 года Форе был помощником Сен-Санса в церкви св. Мадлен, а после отставки Сен-Санса в 1877 г. стал там хормейстером.

Наряду с сочинением музыки Форе занимался общественной деятельностью в рамках Национального общества, пропагандировавшего французское искусство. В 1905 году он возглавил Парижскую консерваторию. Пост ее директора он занимал до 1920 года, за это время консерватория стала одним из самых передовых учебных заведений Европы. С 1910 года Форе руководил Независимым музыкальным обществом. Эта организация объединила молодых композиторов, отвергнутых Национальным обществом. Были среди них и ученики Форе – например, Морис Равель.

Габриель Форе скончался в 1924 году. Отпевание его состоялась в церкви св. Мадлен, при этом звучал его собственный Реквием.

Читайте также: