Закат античной цивилизации кратко

Обновлено: 02.07.2024

"В античности поражает ещё одна вещь. Это высокая цивилизация с явно утерянными звеньями. Многие античные вещи фиксируются, но люди долго не понимают их функционального предназначения. Или понимают, но не могут воспроизвести. Это говорит о том, что с античностью произошла Катастрофа." - Д. Галковский

Я почти убежден, что Средиземноморская цивилизация, сиречь Древний Рим и прочая, приказала долго жить не в результате набега неких диких варваров, а по причине природного катаклизма, в одночасье разрушившего всю инфраструктуру античного мира, не говоря уже о бесчисленных человеческих жертвах. Землетрясения? Да, безусловно. Но одним или несколькими, пусть даже очень сильными, землетрясениями не объяснить практически полное исчезновение целой цивилизации. И не только в физическом плане, но и в духовном, культурном и технологическом. Учитывая тот факт, что Средиземноморская цивилизация была вне всякх сомнений прибрежной, то главной причиной ее уничтожения может являться ЦУНАМИ.

Так же, как и в свое время Римский форум, Остия Антика была покрыта наносами, что свидетельствует о некоем природном катаклизме в тех местах, пришедшем со стороны моря. Таким катаклизмом может быть гигантское цунами. Только оно могло значительно изменить береговую линию. В подтверждение этому можно привести и находку 16 древнеримских кораблей под песком на глубине 5 метров в центре Пизы, вперемешку и в живописном беспорядке, но погибшие, скорей всего, одновременно. Пиза, как и Остия раньше была портовым городом, что так же нашло отражение на карте Певтингера, весьма похожим на Венецию (Пизанская башня потому и наклонилась, что построили ее прямо над одним из бывших каналов). Сегодня Пиза находится на расстоянии более 5 км от моря.

Волна цунами как наносит грунт на берег, так и стягивает его с берега, когда отхлынывает. В каких пропорциях, неизвестно. Но в результате гигантского цунами береговая линия, возможно, отступает в море.

Цунами в Японии. Местность до и после.

Но какова причина, вызвавшее такое гигантское цунами? В качестве рабочей версии - прорыв Гибралтара, Дарданел и Босфора.

Здесь я хотел бы собрать косвенные свидетельства заката той же Римской империи в результате именно природного катаклизма, а не постепенного упадка, как это принято в истории.

Рим, Остия, Портус Траяна, Пиза - безусловно. Нужно пройтись по всем городам - бывшим центрам цивилизации Средиземного моря.
Вот, например, Цезарея (Кесария). Английская Вики:

Also, studies of seabed deposits at Caesarea have shown that a tsunami struck the area sometime between the 1st and 2nd centuries AD.[16] Although it is unknown if this tsunami simply damaged or completely destroyed the harbor, it is known that by the 6th century AD the harbor was unusable and today the moles rest over 5 meters underwater.

Reinhardt, E., Goodman, B., Boyce, J., Lopez, G., Hengstum, P., Rink, W., Mart, Y., Raban, A. 2006. “The Tsunami of 13 December A.D. 115 and the Destruction of Herod the Great’s Harbor at Caesarea Maritima, Israel.” Geology 34:1061-1064.

Raban, A., 1992, Sebastos: the royal harbour at Caesarea Maritima - a short-lived giant, International Journal of Nautical Archaeology 21: 111-124

У меня есть также подозрения, что не только Везувий - причина гибели Помпей и Геркуланума, а также Байи, Кумы, Путеоли и Мизенской базы римского флота.

Что касается Кесарии.

Как пишут авторы статьи

Reinhardt, E., Goodman, B., Boyce, J., Lopez, G., Hengstum, P., Rink, W., Mart, Y., Raban, A. 2006. “The Tsunami of 13 December A.D. 115 and the Destruction of Herod the Great’s Harbor at Caesarea Maritima, Israel.” Geology 34:1061-1064.

В талмудических источниках есть записи о цунами, обрушившемся 13 декабря 115 н.э.на Кесарию и Яффу. Цунами, вероятно, было вызвано землетрясением, которое разрушило Антиохию. Радиоуглеродный анализ сочленений ракушек Глицимериса и термолюминисцентный анализ, ограничивает возраст депозита между первым веком до н.э. и вторым веком нашей эры, и указывают на цунами AD 115 н.э. в качестве наиболее вероятного кандидата на события, и вероятной причиной разрушения гавани.

На мой взгляд такая исключительно точная датировка этого события просто притянута за уши к Талмуду и к иудейскому царю Ироду.
Ну, это как обычно. Неважно. Важно, что это цунами оставила свои следы на 900 м вглубь побережья. То есть почти на целый километр!

Следующий кандидат - сильнейшее землетрясение на Крите 365 г. н.э.

Предполагается, что данное землетрясение было подводным с эпицентром около острова Крит. Сила землетрясения была выше, чем 8 баллов по шкале Рихтера, что вызвало массовые разрушения в центральной и южной Греции, Северной Ливии, Египте, на Кипре и Сицилии. Землетрясение сопровождалось цунами, погибли тысячи людей, суда были выброшены на берег почти в двух милях от моря. Считается, что это землетрясение было самым крупным из всех проявлений сейсмической активности в восточном Средиземноморье с 4 по 6 века нашей эры. То есть это событие совсем близко к дате/периоду заката Римской империи (Здесь и далее датировки приводятся по ТИ и, разумеется, условны).

Землетрясение 365 г. н.э. было одним из самых катастрофических событий в древнем мире и наложило неизгладимое впечатление на людей, пострадавших от него, и такое же неизгладимое последствие на Крит. В результате остров поднялся из моря на высоту до 10 метров, полностью поменялся его рельеф, были уничтожены все его города. Последствия этой катастрофы были настолько разрушительными, что в египетской Александрии годовщина землетрясения, даже еще в конце 6-го века,по-прежнему отмечалась как "день ужаса". Аммиан Марцеллин, римский историк, пишет о землетрясении и описывает цунами, накрывшее Александрию утром 21 июля, 365 г.н.э. Хотя к этому источнику следует относится с определенной долей скептицизма, так как он был явлен миру все теми же гуманистами Поджо Браччолини, Николо Николли и пр., так же как и к Либанию, во всяком случае частично. Правда есть еще церковный историк Созомен.

Предполагается, что было не одно, а целая серия землетрясений на протяжении нескольких лет. Так много различных свидетельств и упоминаний в источниках того времени. Либо, что все они описывают одно и то же событие и неверно привязаны друг к другу и ошибочно датированы.

См. Stiros, S.C. (2010). "The 8.5+ magnitude, AD365 earthquake in Crete: Coastal uplift, topography changes, archaeological and historical signature". Quaternary International 216 (1-2).

Итак, неполный список утраченного:

Крит - практически полностью уничтожен (более 100 городов и весей);
Кипр - полностью разрушены города Пафос, Курион;
Ливия - Киренаика (Пятиградье), Аполлония прекратила свое существование (землетрясение, цунами). Несколько "меньше" пострадала западная Ливия - Триполи (Карфаген разрушен?);
Континентальная Греция - очень мало письменных свидетельств. Как минимум был уничтожен Коринф и Кенхреи, расположенные на Истмийском перешейке;
Сицилия - аналогичная ситуация с информацией, как и в Греции;
Адриатика - предположительно исчез с лица земли Эпидавр (Цавтат), мало информации;
Египет - разрушена Александрия, от цунами пострадала большая часть дельты Нила.

Палестина, Анатолия, Ливан. Скитополис был полностью разрушен в 749 году при страшном землетрясении и больше не возрождался. Такая же участь постигла и другие (минимум 6) города Леванта.

Письменных источников очень мало. Вернее их довольно много, но в них мало конкретики. Stathis C. Stiros, автор исследования, сетует на историков, что дескать несмотря на археологические свидетельства, практически одновременной, гибели городов восточного Средиземноморья они упираются, например Лепелли утверждает, что так как ни одно землетрясение не отмечено в религиозных сочинениях Северной Африки за период 2-6 вв.н.э., то возможность сейсмического уничтожения в Ливии должна быть отвергнута.

См. Lepelley, C., 1984. L'Afrique du Nord et le seisme du 21 juillet 365:
remarques methodologiques et critiques. Tremblements de terre,
histoire et archeologie. IVemes rencontres internationales d'archeologie
et d'histoire d'Antibes. Association pour la promotion et la diffusion
des connaissances archeologiques, Valbonne, pp. 199-206.

Фильм по теме от ВВС

В общем, если верить ТИ, Карфаген растоптали неистовые берберы стадами своих верблюдов, а Рим расколупали по кирпичику пьяные варвары.

Повышение уровня моря в басейне Средизмного моря, а также и Черного моря, могло быть лишь следствием некоего природного катаклизма. Если остров Крит поднялся на 10 метров, а именно это поднятие могло быть причиной внезапного катастрофического цунами, то почему бы аналогичное поднятие не произошло, в частности, в Остии или в любом другом уголке Средиземноморья? Байский залив у Неаполя или же Путеоли безусловно отразились в источниках, как "прыгающие" вверх и вниз даже в течение последних столетий. То их Неаполитанский залив затопляет, то их осушает. А мыс Мизено в древности вообще упоминается как остров. Сегодня это полуостров с песчаной, не вызывающей доверия, но обжитой, косой.

Прорыв Гибралтара, безусловно, не мог сам по себе быть катастрофичным. Ну, прибыла вода на пару метров за неделю, ну и что? Нет, важна сейсмичность происшествия. То есть не прорвало Гибралтар, как естественное препятствие, а "вздрогнул" риф, вверх или вниз, создавая невиданную ранее волну в несколько десятков метров в высоту. Разве такое невозможно? А такой волны вполне достаточно, чтобы накрыть все побережье Средиземного моря от Майорки до Палестины. Хорошо накрыть.

Я ведь исхожу из того, что видел сам. Да, я пока не был в античном Карфагене и на всем побережье северной Африки не бывал (стреляют сейчас там козлобородые "несуны демократии в массы"), но в Италии, в Греции (в том числе и на островах), в Адриатике я побывал почти везде. Я видел бывшие города с "колизеями", амфитеатрами на многие тысячи посадочных мест, расположенных в сегодняшних захолустьях. Я видел срезы археологических раскопов, где 4-5 метров над т.н. римскими мостовыми составляют залежи галечника, песка и ракушек. Что же еще историкам нужно, чтобы принять версию одномоментной катастрофы античного мира? Игнорируя археологические свидетельства и, опираясь исключительно на невызывающие доверия письменные источникии эпохи возрождения, они сами загоняют себя в угол. Например продолжают заниматься подгонкой изменения уровня "средиземки" за последние 100 лет к традиционной хронологии Древнего Рима ". while the uncertainties in this estimate remain large. ". Что ничего не объясняет и ни о чем не говорит.

Олимпия, святилище Зевса и место проведения Олимпийских игр в Древней Греции было, вероятно, разрушены цунами, которое проникло далеко в глубь страны, а не как считалось ранее, в результате землетрясений и разлива рек.

Это последняя теории, выдвинутая д-р Андреасом Воттом, профессором института географии университета Иоганна Гутенберга в Майнце (JGU). Вотт изучал изменения, которые произошли за последние 11000 лет вдоль побережья восточной части Средиземного моря. Гипотеза о цунами была выдвинута в связи с осадками найдеными в окрестностях Олимпии, которые были погребены под 8 метров толстым слоем песка и другого мусора.

Результаты показывают, что область попадала несколько раз в крупные катастрофические наводнения и была покрыта осадками в прошлом. Мидии и раковин улиток, а также остатки фораминифер (морских простейших) ясно указывают на морское происхождения осадочного материала. Олимпия располагается на высоте около 33 метров над уровнем моря и в настоящее время находится в 22 км от моря.

Исследователи исключили землетрясение как причину разрушений, указав примером упавший барабан колонны храма Зевса, который на самом деле "плавает" в осадке, состоящим из морских отложений, включающем раковины и фораминиферы.

Версии о причинах столь масштабной катастрофы и что могло вызвать столь грандиозное движение вод не выдвигаются. Но по времени это приблизительно совпадает с потопом, описанном в древних источниках.

Послойный анализ отложений показывает, что местность, где располагалась Олимпия, страдала от цунами несколько раз в течение последних семи тысяч лет. Последнее событие относится как раз к VI веку н. э., когда Олимпия была окончательно разрушена и погребена под песками.

Гипотеза о цунами подтверждается тем, что аналогичные отложения найдены в долине Альфейоса на склонах холмов, обращенных к морю, и они идентичны пескам, под которыми похоронена Олимпия.

На этой фотографии из Афинского метро можно видеть стратиграфию античных Афин, срез которой закрепили и закрыли стеклом для всеобщего обозрения, как в Париже на ст. метро Площадь Бастилии представлен фундамент и кусок стены этой самой Бастилии, больше не существующей.

Видно, что культурный слой в Афинах - наносной а не накопленый тысячелетиями. Разница в составе. Как правило накопленный содержит органику, а наносной - лесовый и т.п. Слоев органики, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности человека, здесь не наблюдается. Скорее похоже на селевые отложения. Но в Афинах им неоткуда взяться, гор таких нет. Зато есть Средиземное море и бывают цунами. Было бы хорошо, если бы кто-нибудь провел исследование этих наносов на наличие морских организмов, в частности скелетов морских ежей. Они очень хорошо сохраняются. Не знаю, делал ли кто-либо такие исследования.

О Босфоре

А если все проще? Была река не река, так себе. Если учесть, что приток воды из рек, впадающих в нынешнее Мраморное море невелик, то так оно и было. Быков вброд через нее и перегоняли. И местные еще помнили, что течение реки было в сторону Черного моря.

На дне Черного моря британцы нашли древнее русло реки, стекавшей в Черное море от Босфора. Оно и сейчас в действии. По нему в Черное море стекает соленая и более тяжелая вода из Мраморного моря.

Возможна такая последовательность событий:
1. Прорыв Гибралтара и повышение уровня Средиземного моря
2. Прорыв не Босфора, но Дарданелл и затопление Мраморного моря, и только затем и черноморского озера морской водой
3. Вследствие этого произошло снижение уровня Средиземного моря

В частности на более высокий уровень Средиземного моря в античности указывает и то, что Пиза была портовым городом, как и Остия (Порт Рима), а сегодня они оба находятся далеко от берега.

И такая ситуация с Азовским морем сохранялась еще и в 17 веке!

Утверждают, что в то время, когда древний Киев находился в апогее своего величия, морской пролив идущий мимо Константинополя, не был еще открыт. Есть предположение, осмелюсь даже сказать, точные доказательства тому, что равнины по другую (левую) сторону Борисфенеса, простирающиеся до самой Московии, были некогда сплошь покрыты водой; подтверждением чему служат якори, найденные несколько лет тому назад на реке Суле, в окрестностях Лохвицы, и некоторые другие указания. Кроме того, все города, которые расположены на этих равнинах, кажется, не особенно давнего происхождения и выстроены несколько сот лет тому назад. Я поинтересовался сделать разысканья в истории руссов, чтобы узнать что-либо о древности поселений в этой стране, но тщетно. Я расспрашивал лучших из их ученых, от которых только и узнал, что большие и продолжительные войны, опустошавшие страну из конца в конец, не пощадили их библиотек, которые прежде всего предавались огню; что они припоминали старинное предание, по которому море покрывало никогда все эти равнины, как мы говорили об этом, и что это было приблизительно за 2000 лет до настоящего времени; что около 900 лет назад древний Киев был совершенно разрушен, за исключением двух храмов, о которых мы уже говорили раньше. Далее, в доказательство того, что море простиралось до Московии, приводят еще один весьма солидный довод, а именно, что все развалины старинных замков и древних городов, встречаемые в этих местах, всегда находятся на возвышенных местах и на самых высоких горах, и нет ни одного, расположенного на равнине. Это обстоятельство заставляет предполагать, что в древности равнина была затоплена. Прибавьте к этому, что в некоторых из этих развалин найдены погреба, наполненные медными монетами с таким изображением.

Как бы там ни было, скажу только, что вся равнина, которая простирается от Днепра до Московии и еще дальше, представляет собой страну очень низменную и песчаную, за исключением берегов реки Сулы на cевеpе, и берегов рек Ворсклы и Псла, как это можно лучше заметить на карте. Вы должны [8] еще при этом обратить внимание, что сила течения этих рек почти незаметна, как будто бы это стоячие воды; если же вы сопоставите все эти доводы с быстрым и стремительным течением того пролива Черного моря, который, проходя мимо Константинополя, впадает затем в Белое (Т. е. Мраморное море.) море, то легко убедитесь в том, что эти места были некогда покрыты водой

Возвращаясь к Балларду :

И вот на глубине 130 метров, на удалении от берега 20 километров камеры зафиксировали на дне остатки дома: несущие балки, аккуратно оббитые камни фундамента и черепицу, которой 7500 лет! Баллард считает, что на этом месте находится целое поселение.

Не было недостатка в оплакивании Рима философами, историками, беллетристами. И все сходились на том, что римлян погубила утрата римских добродетелей, римлян погубила распущенность. На самом деле распущенность была следствием, а причина была этнологической. Лучше всего закат виден, когда обращаешь внимание на изменения в римской армии.

Эволюция римской армии

Армия стала большой. В эпоху Гражданских войн появились наемники, в том числе из римских граждан. В итоге военных реформ Гая Мария в легионы начали брать пролетариев (неимущих), чего раньше не было, но качество войска от этого нисколько не ухудшилось, и римляне оставались солдатами непревзойденными. А далее ситуация меняется довольно заметно.

Уже Август впервые размещает войско в Риме, в городе. Это — преторианская гвардия. Иными словами, появляется то, что всегда является угрозой гражданскому обществу, — внутренние войска. В свободных странах у свободных людей внутренних войск не бывает. Внутренние войска всегда содержат в себе угрозу полицейского режима . Римляне допустили ошибку — они создали подобное войско.

По мере роста политической распущенности в армии, становятся хуже ее боевые качества. В условиях начинающейся обскурации, т. е. в условиях утраты внутриэтнической солидарности главным врагом солдата становится не варвар, не галл, не германец, а порядочный офицер, который по долгу службы обязан заботиться о поддержании дисциплины и воинской выучке своих солдат. Но теперь он рискует получить за то стрелу в затылок при первом удобном случае.

Кроме того, легионеры начинают облегчать себе армейскую жизнь. Сначала им надоедает носить колья для устройства римского лагеря. От лагеря не отказываются, но начинают все возить в обозе, что, естественно, снижает маневренность армии. Потом солдатам надоедает маршировать в панцире. Он, правда, не очень тяжелый (кожаный), но все равно пусть лучше его везет повозка. А без панциря маршировать было одно удовольствие, потому что обувь у римских солдат (калиги) была замечательна — в ней ноги не уставали. Обоз еще больше увеличился, маневренность армии еще упала. А кончилось это тем, что доблестный Одиннадцатый легион, выступив против врага, вообще оставил доспехи на зимних квартирах и весь был уничтожен. Так эволюционировала армии. А как эволюционировало римское общество?

Эволюция римского общества

Самым тяжким образом на римлянах сказалась изменившаяся римская сельскохозяйственная добродетель. Уже говорилось, что римлянину всегда было приличным кормиться своим трудом, своей familias, включая рабов, а не быть наемным рабочим. Однако римляне обезземеливались. Процесс обезземеливания начался еще в Пунические войны. Его следствием стало захудание плебейских хозяйств. Со временем сельский плебс все более сокращается, а городской растет. Но плебеи, теряя землю, по-прежнему ощущают себя римскими гражданами, которым не пристало становиться наемными рабочими. Потому их огромное число превращается просто в бездельников (благо, у римлян такая возможность была), хотя часть их и поступает на гражданскую службу, что не составляло труда, ибо в провинции было много всякой работы. Этот процесс деклассации в Римской империи тянулся веками.

История показывает, что в любом обществе образуются социальные низы — некий слой людей, которые не хотят работать. Например, социализм по-шведски поставил перед шведами (старым народом) очень тяжелую проблему: у них сейчас чудовищно растут социальные низы, потому что гарантированное социальное пособие позволяет шведу, ничего не делая, не только не голодать, но даже прилично одеваться. И хотя жить на пособие непрестижно, все большее число шведов начинает престижем пренебрегать, что было бы для них непредставимо еще в XIX веке.

Их среда обитания была ужасна. Они жили в 5-6-этажных домах — инсулах, с удобствами во дворе. Причем качество постройки было дурным, инсулы иногда разваливались. Так жили и карфагеняне, пока римляне не разрушили Карфаген, но достойные римляне обычно так не жили (как не пристало жить в 16-этажных железобетонных бараках и нам, русским; достойная среда обитания — собственные дома, пусть и скромные). Питались римляне крайне не изысканно, но, с другой стороны, в Италии дивный климат, там росла масса бобовых культур, очень питательных. Чеснок и приправы у них были, они все заправляли оливковым маслом, и копеечного вина, страшно кислого, у них было сколько угодно (они пили его целый день, правда, разводя водой, потому что ничего больше не пили).

Рим, где доминировало подобное население, уже не годился в качестве столицы. Потому чем дальше, тем больше императоры выбирают местом своего пребывания не Рим, а другие города. Последний реформатор-язычник Диоклетиан, пытаясь восстановить во всей мощи здание Римской империи, установил тетрархию — систему, в которой четыре императора (два — первого ранга, а два — второго, т. е. два августа и два цезаря) правят каждый своей частью империи. Диоклетиан надеялся, что система будет работать безупречно. Отслужив положенный самому себе императорский срок, он уговорил своего соправителя (второго августа) сложить полномочия и стать частным лицом, после чего цезари наследовали правление в качестве августов и назначили новых цезарей. Но система все равно развалилась. И Диоклетиану все равно пришлось закончить жизнь самоубийством, хоть он был уже частным лицом и жил на своей громадной вилле в Салоне в Далмации (в нынешнем хорватском Сплите). Позднее император Константин Великий основывает Новый Рим — будущий Константинополь.

Надо заметить, в наше время тоже начинают раздаваться голоса, что восстановителям России придется переносить столицу, ибо в Москве появилось чересчур много того отстоя, который погубил когда-то Рим. Думаю, и Санкт-Петербург тоже не лучшее место для столицы. Версий лучшего для нее места много, например, Ярославль. Так или иначе у нас нынешних есть некая параллель с Римом.

Идеологические направления позднего Рима

В этом мире было необычайно много храмов, религиозных кружков, сект. Казалось бы, у римлян было все для духовной жизни. Римляне, как настоящий имперский народ, очень терпимо относились к чужим богам, но не ко всем. Империя дозволяла повсеместно, в том числе в Риме, возводить храмы, посвященные не только греческим богам, большинство которых было отождествлено с римскими, но и сирийским, и египетским божествам. Даже одну кельтскую (галльскую) богиню римляне охотно инкорпорировали в свой пантеон, почитали, ставили статуи и возводили ей храмы. Это Эпона — богиня коневодства, покровительница лошадей. Религиозный плюрализм, конечно, оставлял для каждого человека возможность замыкаться в значительной степени в собственном кругу, пребывать в окружении симпатичных ему людей. Однако что представляли собою идеологические направления позднего языческого Рима?

Во-первых, то были не вполне религиозные, но религиозно-философские системы, оплакивающие прошлое.

Это поздний стоицизм. Уже такой знаменитый философ-стоик, как император Марк Аврелий, глубокий пессимист, но еще с достоинством римлянина. Произведения Марка Аврелия — интересная литература, но литература некой безнадежности. Таков Аврелий был и в жизни. Он исполнял свой долг, потому что был римлянин и император, но категорически не надеялся на успех, хотя Рим еще был крепким. Далее стоицизм становится все более пессимистичным.

Это также неоплатонизм, давший в III веке н. э. великого философа Плотина. Неоплатонизм, несомненно, не антисистема. Он — продолжение великолепной философской традиции, идущей от Платона. Неоплатонизм близок к единобожию, правда, к богу неперсонифицированному, неличному, наподобие божества гностиков. Неоплатонизм этичен, его нельзя назвать безнравственным. И тем не менее неоплатоники (а тогда ими было чуть ли не большинство) — это люди, которые в сопоставлении этого мира с загробным уже представляли себе, что тут плохо и там будет плохо. Поздний стоический и неоплатонический мир (а это все хоть сколько-нибудь образованные люди) — это мир людей, которые были убеждены, что тут плохо, в загробном мире будет хуже, а если тому противодействовать, то будет еще хуже.

Повторяю, это системы, оплакивали прошлое.

Во-вторых, в Позднем Риме было немало откровенных антисистем. Различные школы гностиков были широко распространены по всей империи, а в III веке н. э. начинают распространяться общины манихеев. Это уже не система, оплакивающая прошлое, а система, ненавидящая мироздание.

Но были в этом мире и системы, обращенные к будущему, системы, которые не оплакивали, а утверждали. Потому мир не был безнадежен. Правда, их было всего две: христианство и его достойный конкурент — митраизм, т. е. почитание Митры.

Митраизм

Митраизм уходит корнями в авестийскую древность и даже еще глубже — если не в общеарийский миф, то по крайней мере в слой общих верований ранних иранцев и индоариев. Почитание Митры — бога договора — сохранил Заратуштра, и митраизм, таким образом, прошел зороастрийскую обработку. Но тот митраизм, что попал в Римскую империю, уже не зороастризм, а его западное ответвление, вобравшее в себя очень много античного, но сохранившее зороастрийскую основу.

Митраизм сохранил дуализм зороастризма, никуда от него деваться не мог, злое начало у митраистов не персонифицировано. Для них быть с Митрой и служить Митре непобедимому значит быть со светом и отвергать тьму. Основное достоинство зороастризма, хранителем которого в Иране был Митра, сохранили также митраисты Рима: они не лгали, что естественно, ибо Митра — бог договора. Митраисты полагали, что человек, единожды солгав, тем самым отторгает себя от света, от служения непобедимому Митре и уже принадлежит тьме. Потому митраизм необычайно, непоколебимо этичен, хоть и примитивно этичен. Христианская этика неизмеримо тоньше. Христианин мог принести покаяние, а митраист нет — совершенный им грех с ним оставался навсегда. Заметим, что христианство и пацифизм не одно и то же. Наоборот, христианство, в первую очередь, воинская религия. Христиане были лучшими солдатами, потому что не предавали в мире, где все предавали всех. Точно так же не предавали и митраисты. То, что они не лгали, не означало, что они не могли применять воинские хитрости. Не лгать означало не обмануть доверившегося, не предать. А в обиходной жизни митраисты не могли лгать даже по мелочам по крайней мере своим родным и единоверцам. Таким образом, митраизм был религией, утверждающей благородство поведение, нравственные основы жизни. И тем не менее он был обречен.

Для человека даже немного религиозного не нужны рациональные объяснения победы христианства. Гилберт Честертон был прав, когда писал, что христианство — великая религия не потому, что всех устраивает, а потому, что всех вмещает . Помимо того, что христианство находится в исключительном положении как религия богоустановленная (Будда не называл себя Брахмой), есть также рациональное объяснение торжества христианства над митраизмом. Христианство не было никогда религией рабов (это выдумки социалистов) . Напротив, большинство адептов раннего христианства принадлежало к средним слоям общества. Но христианство было вероисповеданием и рабов. Христианство многое давало на одном социальном полюсе утонченнейшему интеллектуалу (а таковые были уже среди первых христиан — тот же апостол и евангелист Лука был живописцем и врачом, т. е. носителем высокой культуры); а на другом полюсе — полному маргиналу (человеку неимущему или даже рабу).

Митраизм подобного предложить не мог. С одной стороны, интеллектуалу митраизм давал очень мало, так как эта религиозная система проста, и на ней мощной религиозной философии не построишь; а с другой стороны, он отвергал рабов (раб не мог быть членом общины митраистов, ибо они были общинами свободных людей). Кроме того, по специфике культа общины митраистов были общинами чисто мужскими, и одно это уже обрекало митраизм на проигрыш! И все же, повторяю, он был системой утверждающей.

Таким, вкратце, был этот уходящий мир, у которого были свои достоинства и который очень многое нам оставил. Внутренние причины его разрушения мы рассмотрели, а далее рассмотрим внешние угрозы ему.


— Только вот в V веке, — заметил Археолог, — многие стены и храмы этого Вечного города превратились в руины, а дороги, ведущие к нему из разных концов империи, стали зарастать травой!

Сравни оценки Антошки и факты, приведённые Археологом. Какое наблюдается противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 279).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Объясни значение слов: цивилизация, государство, народ. (Словарь)

• Раздели историю Римской империи на этапы, дай им названия.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Рим и варвары.

• Перечисли, чем были опасны племена варваров для жителей древних цивилизаций.

Племена, жившие к северу от границ древних цивилизаций, уже не были полностью первобытными. Кочевники, от которых Китай отгородился Великой стеной, уже к началу новой эры строили укреплённые поселения, сами делали превосходное железное оружие и доспехи, приказы их вождей записывались знаками китайской письменности. На другой стороне Евразии, в лесах вдоль римских границ, обитали племена земледельцев - германцев. Они многому научились у римлян. Наиболее сильное германское племя готов переселилось в Причерноморье, где захватило часть античных городов, объединило местные племена в раннее государство. Некоторые готы даже приняли христианство и создали свою письменность. В родовых и соседских общинах варваров все свободные были во многом равны друг другу и каждый мужчина был воином ополчения.

• По карте на втором обороте обложки определи, какие племена постепенно были вовлечены в Великое переселение народов.

К востоку от германцев, в восточноевропейских лесах, стояли полуземлянки славян-земледельцев, а по степям — от Дуная до Центральной Азии — перегоняли скот ираноязычные племена (аланов, сарматов). Дальше, от Алтая до Великой Китайской стены, степи принадлежали кочевникам тюркских и монгольских племён. Все эти полупервобытные народы в первые века новой эры пришли в движение, названное Великим переселением народов. О его причинах учёные спорят до сих пор. По анализу окаменевших растений той эпохи удалось установить, что в Европе климат стал более холодным и дождливым. Посевы гибли, и первобытные земледельцы двинулись на поиски лучших земель. В азиатских степях, наоборот — засухи уничтожали траву. В III— IV веках союз кочевых племён — гуннов — смещался по Великой Степи от Китая к Европе. В поисках добычи двигались сотни тысяч всадников, за которыми тянулись повозки с женщинами и детьми, стада животных. В 375 году гунны перешли Дон, разгромили ополчение готов и ринулись дальше. Они грабили деревни и прибрежные города, нагружая свои повозки зерном и вином, золотыми украшениями и тончайшими тканями.

2. Раздел империи.

• На твой взгляд, действия Феодосия и его наследников ослабили или укрепили империю?

• Сделай вывод, почему погибла Римская империя?

Новому императору Феодосию (379-395 гг.) большую часть правления пришлось договариваться с варварами и бороться с претендентами на императорский престол. Они призывали возродить древний римский дух, отречься от христианства и поклоняться только языческим богам. С большим трудом Феодосий собрал новые налоги и пополнил армию. Он победил своих врагов и объявил христианство единственной признаваемой верой. По всем городам начали рушить храмы и статуи Юпитера, Марса, Венеры. Легионеры разогнали школы античных философов и запретили проводить игры в честь олимпийских богов.

После смерти Феодосия в 395 году империя была окончательно разделена между его сыновьями на Западную Римскую империю с центром в Италии и Восточную Римскую империю со столицей в Константинополе. На Востоке города меньше страдали от варварских набегов, платили больше налогов и позволяли содержать крепкую армию и послушных чиновников.


Император - избранник Бога. V в.

3. Падение Рима.

• Каковы причины поражений римлян? Сделай вывод по проблеме.



Нашествие готов вождя Алариха на Рим, 410 г. Соврем. рисунок

Западные готы ушли из Италии и обосновались в Испании. Африканские провинции захватили вандалы, Галлию — бургунды и франки, Британию - англы и саксы. В 451 году на западные провинции двинулись ополчения гуннского вождя Аттилы. Германцы и римляне на время объединились и разгромили гуннов. Однако уже в 455 году флот вандалов подошёл к Риму и захватил беззащитный город. Вандалы резали жителей, тащили на корабли деньги и одежду, отдирали драгоценные покрытия с храмов, переплавляли в золотые слитки изысканные украшения, жгли дворцы и парки, разбивали статуи, которые не могли увезти с собой.

Западноримское правительство уже не имело своих войск и нанимало за плату отряды варваров. В 476 году вождь такого отряда Одоакр решил сам стать правителем Италии. Он сверг последнего западноримского императора Ромула Августула, а ненужную императорскую корону отослал в Константинополь.

СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ

Западная Римская империя пала под ударами варваров.

Ключевые даты: 395 г., 410 г., 476 г.

ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ (ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКОВ)

Введение 1. Зачем нужна наука история?

Введение 2. Можно ли узнать правду о прошлом?

§ 1. Как и с какого события началась история человечества?

§ 3. Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

§ 4. Почему в разных современных языках многие слова очень похожи?

§ 5. Почему появилось множество народов, говоривших на разных языках?

§ 6. Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира?

§ 8. Почему египтяне боялись погребения на чужбине?

§ 9. Почему египтяне тратили столько сил ради одного фараона?

§ 10. Почему в Египте редки упоминания о восстаниях бедных и низших слоёв против высших?

§ 11. Почему именно XVI-XI века до н.э. называют эпохой расцвета Древнего Египта?

§ 12. Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?

§ 13. Почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет?

§ 14. Почему разные народы проклинали ассирийцев? Почему ассирийцы создали ненавистное людям государство?

§ 16. Почему персам в отличие от ассирийцев удалось создать долговечную мировую державу?

§ 17. Почему учение Будды нашло столько сторонников?

§ 19. Отличается ли цивилизация Греции от цивилизаций Востока?

§ 20. Почему греки так почитали поэмы Гомера?

§ 21. Что такое древнегреческий полис?

§ 22. Почему греки часто спорили с богами? Почему греческие боги не похожи на Бога Библии?

§ 23. Почему Афины и Спарта часто враждовали?

§ 24. Зачем греки соревновались?

§ 25. Почему многие греки покидали родину?

§ 26. Почему греки смогли победить в Г реко-персидских войнах?

§ 27. Почему свободные греки пользовались трудом рабов?

§ 28. Почему именно Афины считаются культурной столицей Древней Греции?

§ 29. Почему народ часто не принимал своих мудрецов?

§ 30. Почему Македонии удалось покорить греков?

§ 31. Почему Александр Македонский завоевал полмира?

§ 33. Древний Рим - это особая цивилизация или часть древнегреческой?

§ 34. Почему римляне смогли объединить всю Италию?

§ 35. Почему Рим победил Карфаген?

§ 36. Являлись ли римляне завоевателями? Почему римляне продолжали завоевания?

§ 37. Завоевания принесли римским гражданам радость или горе?

§ 38. Почему жители Римской державы воевали друг с другом?

§ 39. Почему римские граждане уничтожили республику?

§ 40. Римская империя - это государство Запада или Востока?

§ 41. Почему античная культура может считаться достаточно современной?

§ 43. Почему христианство смогло распространиться среди римских граждан?

§ 44. Почему римские императоры приняли христианство?

§ 45. Почему погибла Римская империя?

Пути развития древних цивилизаций


Знаешь ли ты эпоху Древнего мира?


Какие достижения этой эпохи существуют и в наши дни?

Общий взгляд

на первобытность и древность

(материал для урока-обобщения)

- Вспомни, какой вопрос возник у нас в начале учебника (с. 4). Как ты теперь можешь ответить - зачем нужна история?

- По схеме на с. 280-281 определи, какую часть древней истории ты изучил.

- По таблице на с. 184 проверь, помнишь ли ты обязательные понятия, события, имена, готов ли ты применить эти знания в проверочной работе.

Опираясь на данные схемы на с. 280—281, определи:

1. Какие достижения культуры оставили нам в наследство древние цивилизации? Где и как они используются в современном мире?

2. Какие из этих достижений созданы на Древнем Востоке, а какие - на античном Западе?

3. Какие важнейшие изменения в жизни людей разных стран произошли: около 3000 года до н.э.; в середине II тысячелетия до н.э.; в VII—V веках до н.э.; в IV— III веках до н.э.; на рубеже эр; в IV-V веках.

4. Раздели на этапы всю историю Древнего мира, дай названия этапам и рубежам.

Роль. Ученик класса.

Задача. Согласиться или опровергнуть высказанное мнение, попытаться найти в окружающем тебя мире (городе, селе) наследие античной культуры.

Важнейшим достижением эпохи раннего средневековья считается широкое использование лошади. Жизнь крестьянина без неё стала немыслимой.

Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне – ведь раньше пахали на быках. Запряжённые лошадьми телеги и кареты стали главным средством транспорта.


В III–V вв. на Востоке было создано и вошло в повсеместное употребление изобретение, которое привело к разрушению античной цивилизации. Фундаментальным открытием кочевников стало стремя. Металлическим стременам предшествовали мягкие ременные петли. В V в. стремена изготовлялись из прочного кричного железа (лишь иногда употреблялись бронзовые).

Изобретение стремени привело к широкому распространению верховой езды. Оно сделало всадника устойчивым в седле и позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадник обрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар, в который вкладывал всю массу своего тела. Следствием применения новой тактики ведения боя стала волна нашествий, которая погубила цивилизацию Древнего мира.

Хозяевами Европы стали потомки завоевателей-варваров. Это были всадники-рыцари c тяжёлым вооружением. Владение рыцаря называлось феодом, поэтому социальную систему тех времен историки называют феодализмом; таким образом, фундаментальное открытие – изобретение стремени породило рыцарей, феодализм и новый хронологический период в развитии цивилизации – средневековье.

Читайте также: