Елена фабиановна гнесина биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ученики

Елена Фабиановна развивала лучшие традиции русской пианистической школы. Её известными учениками были пианист Л. Н. Оборин, композитор А. И. Хачатурян, дирижёр Е.Ф. Светланов.

Награды

Награждена двумя орденами Ленина, а также медалями. В 1970 году был организован Музей-квартира Е.Ф.Гнесиной [3] .

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 30 мая
  • Родившиеся в 1874 году
  • Умершие 4 июня
  • Умершие в 1967 году
  • Умершие в Москве
  • Кавалеры ордена Ленина

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гнесина, Елена Фабиановна" в других словарях:

ГНЕСИНА Елена Фабиановна — (1874 1967) российский пианист педагог, заслуженный деятель искусств России (1935). Сестра М. Ф. Гнесина. Основатель (1895; с сестрами Евгенией и Марией) музыкальной школы, директор музыкального училища (с 1936), с 1944 Музыкально педагогического … Большой Энциклопедический словарь

Гнесина Елена Фабиановна — (1872 1967), пианистка педагог, заслуженная артистка Республики (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Сестра М. Ф. Гнесина. Основатель (1895; с сёстрами Евгенией и Марией) музыкальной школы, директор музыкального училища (с 1936), с… … Энциклопедический словарь

Гнесина, Елена Фабиановна — (1874 1967) пианист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сестра композитора М.Ф. Гнесина. Одна из основателей (1895; вместе с сёстрами Евгенией и Марией) музыкальной школы, директор музыкального училища (с 1936; с 1944 Музыкально… … Педагогический терминологический словарь

Гнесина, Елена Фабиановна — род. 18 (30) мая 1874 в Ростове на Дону, ум. 4 июня 1967 в Москве. Пианистка и композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1935). В 1893 окончила Моск. конс. по кл. ф п. В. И. Сафонова, ранее училась в кл. Ф. Бузони и П. Ю. Шлецера. С 1893 концертировала … Большая биографическая энциклопедия

Гнесина, Ольга Фабиановна — Ольга Фабиановна Гнесина Сёстры Гнесины, Ольга Фабиановна крайняя слева Дата рождения: 188 … Википедия

Гнесина — еврейская фамилия, женская форма фамилии Гнесин. Известные носители: Гнесина, Евгения Фабиановна (1871 1940) пианистка, педагог, музыкально общественный деятель, заслуженная артистка Республики Гнесина, Елена Фабиановна (1874 1967) советская… … Википедия

ГНЕСИНА — Елена Фабиановна (1874 1967), пианистка педагог, заслуженная артистка Республики (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Сестра М. Ф. Гне сина. Основатель (1895, совместно с сестрами Евгенией и Марией) и директор (с 1936) музыкально… … Русская история

Гнесина Е. Ф. — Елена Фабиановна (18 (30) V 1874, Ростов на Дону 4 VI 1967, Москва) сов. пианистка педагог, муз. обществ. деятель. Засл. деят. иск в РСФСР (1935). Сестра М. Ф. Гнесина. В 1893 окончила Моск. консерваторию по классу фп. В. И. Сафонова… … Музыкальная энциклопедия

Елена Фабиановна Гнесина (18 мая 1874, Ростов-на-Дону, Российская империя — 4 июня 1967 Москва, СССР) — советская пианистка—педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 год). Одна из сестёр Гнесиных, основавших музыкальное училище (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных).
Вот, что горит о семье Гнесиных Тихон Хренников: "Я преклоняюсь перед семьёй Гнесиных, их общественная и преподавательская деятельность имеет огромнейшее значение для развития русской музыкальной культуры. Они сделали не меньше, чем семья евреев Рубинштейнов. Их влияние колоссально, они по сути дела определили развитие музыкальной культуры России, музыкального образования в нашей стране."
Сёстры Гнесины: Евгения, Елена, Мария, Елизавета, Ольга - родились в Ростове-на-Дону в семье Фабиана Осиповича Гнесина, казённого раввина, и Беллы Исаевны Флетзингер -Гнесиной.
В семье Гнесиных постоянно звучала музыка. Старшую дочь, Евгению, отправили в Московскую консерваторию едва ей исполнилось 14 лет. Затем настала очередь второй дочери, Елены.
Среди преподавателей Елены и Евгении были знаменитые композиторы А. С. Аренский и С. И. Танеев.
Вслед за Еленой и Евгенией вскоре поступили в консерваторию и младшие сёстры: Мария и Елизавета. Рядом с ними в консерватории обучались высокоодарённые музыканты, ставшие впоследствии гордостью русского искусства: А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов, многие знаменитые русские пианисты и композиторы.
После окончания консерватории (с серебряной медалью) Елена начала концертировать как солирующая пианистка, ансамблистка и аккомпаниатор (а выступала в этом качестве она с Л. В. Собиновым и П. А. Хохловым).
Сестра Евгения была тесно связана с кружком любителей литературы и искусства, которым руководил молодой купеческий сын Константин Алексеев - в будущем К. С. Станиславский.
И вот, у старших сестёр возникла идея объединить свои усилия в области педагогики, и было решено создать своё музыкальное учебное заведение, как только третья сестра, Мария, завершит консерваторский курс.
Сёстры сначала организовали музыкальную школу. Пока школа располагала только одним роялем (на приобретение второго просто не было средств).
И вот, в начале февраля 1895 в Москве открылось "Училище сестёр Е. и М. Гнесиных" (под "Е" подразумевались Евгения и Елена, под "М" - Мария). Все организационные дела по училищу взяла на себя Елена.
Сначала педагогический коллектив состоял только из трёх сестёр Гнесиных. Но уже в 1901, окончив консерваторию, в этот коллектив влилась четвёртая сестра, Елизавета, и появился класс скрипки.
Одной из первых выпускниц училища была самая младшая сестра Ольга (она обучалась у Елены Фабиановны), которая тоже стала преподавать в училище.
Сёстры не только вели специальные классы игры на фортепиано и скрипке, но и теоретические, хоровые, ансамблевые, причём этим дисциплинам придавалось очень большое значение, чем училище Гнесиных существенно отличалось от других частных учебных заведений Москвы.

Елена преподавала методику игры на фортепиано, вела она и хоровой класс, в котором объединялись все учащиеся.
Евгения преподавала как фортепиано, так и детское сольфеджио, а Елизавета вела классы скрипки, камерного ансамбля, а затем и сольфеджио.
Вскоре училище молодых сестёр получило такую известность, что в него стали поступать взрослые ученики, готовившиеся к дальнейшей учёбе в консерваториях - Московской, Петербургской, Лейпцигской.
Сёстры стали привлекать для преподавания музыкантов, в чьей квалификации и добросовестности они были уверены. Такими преподавателями стали выдающиеся композиторы Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов, известная пианистка Е. А. Бекман-Щербина.
В 1902 был снят небольшой деревянный особнячок на Собачьей площадке, 5. В этом доме семья Гнесиных и их учебное заведение прожили более полувека.
Ольга, кроме музыки, серьёзно занималась живописью.
Произошло знакомство Луначарского с Еленой Фабиановной, что впоследствии немало помогло сохранению и развитию училища (после революции).
Среди учеников были будущие пианисты мирового масштаба - Н. А. Орлов, Л. Н. Оборин.
Вскоре после революции Гнесины понесли первую чувствительную утрату: 11 октября 1918 скончалась Мария Фабиановна.
В 1919 по решению Луначарского, училищу был придан статус Государственной музыкальной школы, которая в 1925 была преобразована в Государственный музыкальный техникум имени Гнесиных.
В 1936 техникум был преобразован в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных.
В училище стал преподавать ещё один Гнесин - композитор Михаил Фабианович, ученик Н. Римского-Корсакова и А. К Лядова.
Среди учеников М. Ф. Гнесина - композиторы В. Л. Клюзнер, А. С. Леман, А. И. Хачатурян.
С 1929 по 1932 в техникуме обучался Т. Н. Хренников, который впоследствии посещал занятия у М. Ф. Гнесина.
6 апреля 1940 умерла Евгения Фабиановна - старшая сестра и многолетний соратник Елены Фабиановны.
После начала Великой Отечественной войны шла подготовка концертных бригад для армии и госпиталей.
В марте 1944 вышло постановление правительства о создании в Москве Музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
Появилось отделение народных инструментов, было организовано заочное отделение, было создано отделение музыкальных театров.
Елена Фабиановна стала передавать руководство учебными заведениями в руки своих учеников.
29 апреля 1953 скончалась Елизавета Гнесина.
9 марта 1963 умерла Ольга Фабиановна, самая младшая, воспитанница и ученица Елены Фабиановны.
Из всей большой семьи Гнесиных Елена Фабиановна осталась одна.
31 мая 1967 Елене Фабиановне Гнесиной исполнилось 93 года, и на следующий день она скончалась.
Прах её захоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами сестёр и брата.

Бессменным руководителем института до конца жизни была Елена Фабиановна Гнесина (1872–1967). В 1944-53 г. она занимала пост директора, а в 1953-67 — художественного руководителя, (в 1944-58 также заведовала кафедрой специального фортепиано). Она являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она сумела сплотить вокруг себя музыкантов нескольких поколений.

Всего за годы существования вуз окончили более 14 тысяч специалистов. Одни из самых знаменитых выпускников института являются Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е.Кисин, Ю.Казаков, И.Кобзон, Н.Некрасов, А.Рудин, В.Дашкевич, Д.Тухманов и многие другие. Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей и современных исполнителей вышло из студенческих коллективов института-академии — такие, как Московский государственный камерный хор под управлением В.Минина, Фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского и другие.
В 1969 был основан Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной. В музее полностью сохранены прижизненная мемориальная обстановка квартиры, архив и библиотека Ел.Ф. Гнесиной (1874-1967). Представлены материалы за столетний период: о деятельности легендарного музыканта и педагога Ел.Ф. Гнесиной, о семье Гнесиных — выдающихся музыкантах, создавших уникальную российскую систему музыкального образования; об истории учебных заведений им. Гнесиных и их выдающихся представителях; о круге общения Гнесиных, включавшем множество крупнейших деятелей культуры.

Российская пианистка. Педагог. Одна из сестер, основавших Московскую городскую детскую музыкальную школу имени Гнесиных, Музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Елена Гнесина родился 30 мая 1874 года в городе Ростов-на-Дону. Росла в семье казенного раввина Фабиана Осиповича Гнесина и певицы Бейлы Исаевны Флетзингер-Гнесиной. Окончив гимназию в Ростове, в 1885 году поступила в Московскую консерваторию, где училась ее старшая сестра Евгения. В первые годы пребывания в Москве участвовала в детском оркестре А.А. Эрарского. На младшем отделении обучалась у Э. Л. Лангера.

Услышав в ее исполнение Концерт ре минор Моцарта, Василий Сафонов в 1888 году взял Елену ее в свой класс сразу на старшее отделение, а в 1890 году девушка перешла в класс к приглашенному в консерваторию Ферруччо Бузони, который считал Гнесину единственной своей талантливой ученицей и, уезжая в 1891 году из Москвы в Америку, настоятельно звал пианистку ехать за границу, предсказывая большую пианистическую карьеру.

После его отъезда Гнесина занималась у П. Ю. Шлецера. В последний период обучения в консерватории начала преподавать фортепиано в Интернате гимназии Арсеньевых. В 1893 году окончила консерваторию с малой серебряной медалью.

Елена Фабиановна вместе с сестрами 15 февраля 1895 года открыла Училище Е. и М. Гнесиных. С самого начала стала главой учебных заведений, вела все административные и организационные дела, являлась совладельцем учебного заведения. С 1899 года организовала и возглавила обязательный хоровой класс, подготовила множество выступлений хора на различных концертах.

Начиная с первого выпуска отсюда выходят многие отличные музыканты. Председателем выпускной экзаменационной комиссии неизменно являлся А. Б. Гольденвейзер.

Концертная деятельность Елены Гнесиной продолжалась двадцать пять лет. Выступала в многочисленных благотворительных концертах, просветительских мероприятиях, концертах различных художественных обществ. Выступления бывали и сольными, но еще чаще - ансамблевыми. Постоянными партнерами являлись певцы Хохлов, Собинов, Книппер, выступала с братьями Пресс, виолончелистами Букиником, Крейном, своей сестрой - скрипачкой Елизаветой Гнесиной, с коллективом Московской симфонической капеллы под руководством Булычева.

Невероятные воля, упорство, энергия Елены Фабиановны сделали возможным тот уникальный факт, что после революции возглавляемое ею учебное заведение не было ликвидировано, осталось фактически в неприкосновенности, выжило в труднейшие годы разрухи и получило поддержку государства в своих начинаниях и дальнейшем широком развитии. В 1919 году по ее настоянию и при помощи Луначарского школа национализируется, а она стала заведующей.

Гнесина активно включилась в деятельность Московского отдела народного образования, Музыкального отдела Наркомпроса, отдела художественного образования при Профобре и других подобных организаций. В 1919 году преподавала в трудовых колониях Луначарской, в 1921 - в Первой Кремлевской школе ВЦИК. Также являлась одной из основателей художественного профсоюза музыкантов-педагогов, заместителем председателя объединенного месткома музыкальных школ, заведующей хозяйственной частью Культпросветкомиссии Месткома Музыкального отдела. Активно разрабатывала учебные планы, шефские программы, оказывала помощь открывающимся школам.

В 1925 году Техникуму официально присвоено имя Гнесиных, Елене Фабиановне - звание Заслуженной артистки республики. Однако в 1929 году началась кампания Российской ассоциации пролетарских музыкантов против Гнесиных. После смещения с поста директора пианистка два года являлась заведующей учебной частью, но травля, политика выживания усиливались, и в 1931 году вынуждена уйти и с этого поста.

Борясь за свое детище, Гнесина одновременно отстаивала и само существование музыкальных школ, которые объявлены ненужными. С ликвидацией Российской ассоциации пролетарских музыкантов в 1932 году преследования прекращаются, Елена Фабиановна вновь становится директором, и учебные заведения успешно развиваются дальше при поддержке властей. В конце 1930-х годов добилась начала строительства нового здания для училища на улице Поварской, одновременно хлопотала об организации нового вуза на базе училища, имеющего в то время блестящий состав педагогов, многие из которых также работают в консерватории, и высокий уровень подготовки выпускников, нередко принимавшихся сразу на II-III курсы.

Во время войны Елена Гнесина лишь три месяца находилась в эвакуации, работая в Казани. Вернувшись в Москву в январе 1942 года, организовала активную работу училища, и множество мероприятий в помощь фронту, добилась продолжения строительства здания, и - в конце концов - открытия нового вуза - Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в 1944 году. Стала его директором и заведующей фортепианной кафедрой.

В 1948 году Елена Гнесина оставляет руководство детской школой-семилеткой, в 1949 году - училища и руководит только институтом, при этом имея учеников в других Гнесинских учебных заведениях и так или иначе являясь главным авторитетом в их учебной деятельности.

Педагогическая работа Гнесиной теснейшим образом связана и с ее композиторским творчеством, представляющим собой огромный вклад в создание детского учебного репертуара. Многие сочинения многократно переиздавались, в том числе за границей.​

Елена Гнесина являлась членом Союза композиторов СССР, а также Союза работников искусств.

Елена Фабиановна Гнесина умерла 4 июня 1967 года в возрасте девяноста трех лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.


Выдающаяся пианистка-педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 г.). Одна из основательниц, директор, художественный руководитель и профессор музыкального училища (с 1895 г.) и Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1944 г.). Сыграла выдающуюся роль в музыкальной жизни Москвы. Как педагог, Гнесина развивала лучшие традиции русской пианистической школы. Награждена орденами и медалями, в числе которых два ордена Ленина.

Во главе большой семьи Гнесиных стояли Фабиан Осипович, человек образованный, горячо любящий музыку, и Белла Исаевна, яркая певица, ученица С. Монюшко. До переезда в Москву супруги Гнесины жили в Ростове-на-Дону. Там в 1870 г. появилась на свет их старшая дочь Евгения, а спустя четыре года в счастливом семействе вновь родилась девочка – Елена. Старшие сестры Гнесины начали свое музыкальное образование в Ростове-на-Дону, а затем поступили в Московскую консерваторию. С тех пор жизнь неутомимых сестер неразрывно связана с Москвой, ставшей для них родным городом – городом, где они начали великое и новое дело.

В начале 1940-х встал вопрос о постройке нового здания для училища (так стал называться техникум). Тогда же возникла идея открыть на его базе музыкальный вуз. Этот проект был одобрен в правительстве благодаря инициативности Елены Фабиановны Гнесиной. Но война помешала осуществиться этим планам. С ее началом Елена Фабиановна была эвакуирована в Казань, где продолжала преподавать. Военное время было лихим и тяжелым. Но и тогда по инициативе заместителя Елены Фабиановны занятия проводились на общественных началах. И ученики, и педагоги помогали фронту: чинили белье, шили рукавицы для солдат, работали в госпиталях. В 1942 г. Елена Гнесина получила разрешение на возвращение в Москву. Ехала она одна и, несмотря на страшный мороз, от Казанского вокзала прошла пешком до Собачьей площадки. С присущим ей энтузиазмом сразу взялась она за работу. Будучи депутатом Моссовета, она добилась, чтобы в зданиях были поставлены печурки, появились дрова, педагоги были прикреплены к столовым и обеспечивались необходимыми вещами. Весной 1942 г. состоялись выпускные экзамены. Среди 20 выпускников был будущий известный композитор Б. Чайковский (окончивший училище как пианист по классу Елены Фабиановны). Свыше 1000 концертов дало училище за годы войны. 15 февраля 1945 г. училище отпраздновало свой пятидесятилетний юбилей. В многочисленных поздравлениях многие отмечали, что история развития советской музыкальной культуры немыслима без училища им. Гнесиных, и, как сказал Т. Хренников, за пятьдесят лет в техникуме имени Гнесиных созданы такие великолепные традиции, что необходимо, чтобы они передавались из поколения в поколение…

В тяжелые послевоенные годы, преодолевая трудности, училище не только продолжало работать, но и расширило свою деятельность. К концу 1960-х гг. оно настолько разрослось, что стало слишком тесно в здании, которое оно делило с институтом. И тогда Елена Фабиановна, несмотря на свой преклонный возраст и прикованность к инвалидной коляске, стала бороться за строительство нового здания. Оно велось не один год. Только благодаря многократным и настойчивым обращениям в правительственные инстанции Елене Фабиановне удалось добиться постройки и нового здания училища, и общежития для учащихся и студентов, и Концертного зала, и жилого дома для педагогов. Сама она продолжала жить в маленькой квартирке, размещавшейся в здании института. 1974 учебный год училище начало в новом здании, и вот уже более 30 лет оно живет и продолжает славные традиции в доме, за который так боролась Елена Фабиановна Гнесина. Увы, новоселья любимого детища замечательная энтузиастка не дождалась. Она ушла из жизни в 1967 г. Удивительной женщине и на склоне лет была присуща вечная неутомимость. До последних дней она живо интересовалась жизнью своих учебных заведений, жадно искала новые дружеские связи, так как редели ряды сверстников. В веселом поэтическом экспромте, посвященном Дому творчества в Рузе, в свои 90 лет (в 1964 г.) Елена Фабиановна писала:

Мне 90 лет! Но я, как прошлый год, мечтаю:

Прожить бы мне еще хоть пару лет…

Хоть не могу я быть вполне счастливой —

Ведь волею судеб я целый день сижу.

Не вижу леса я, ни речки милой,

Но вижу жизнь на лицах (проходящих мимо).

Я жизнь люблю! – привыкла долго жить.

Да, Елена Фабиановна прожила долгую жизнь, жизнь напряженную и прекрасную, отданную служению любимому делу. О знаменитой пианистке-педагоге с благодарностью вспоминают потомки как о человеке, который сделал невероятно много для процветания музыкального образования в России и через всю жизнь пронес неугасимую любовь к музыке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Реформа 1874 года

Реформа 1874 года Указом от 1874 года рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью независимо от сословия. От несения службы освобождались только духовенство и учителя. По новому закону в армию призывались молодые люди, достигшие 21 года. Правительство

Елена

Елена (греч.) — дочь Зевса и Леды, супруги Тиндарея, сестра Диоскуров и Клитемнестры, считавшаяся прекраснейшей из женщин.В юности Е. была похищена Тесеем и Перифоем и досталась по жребию Тесею. Пока Тесей спускался в Аид за Персефоной, братья освободили Е. и вернули в

Елена

Елена Елена (Elenh) – дочь Зевса и Леды, жены древнейшего лаконского царя Тиндарея, сестра Клитемнестры, знаменитая в греческом эпосе своею красотою. Е., первоначально несомненно богиня (самое имя от sel – светлая), в гомеровских поэмах является смертной женщиной, женою

ЕЛЕНА ФАНАЙЛОВА

ЕЛЕНА ФАНАЙЛОВА Фанайлова Елена Николаевна родилась 19 декабря 1962 года в Воронеже в семье врача и учительницы. Окончила Воронежский медицинский институт (1985) и Воронежский университет (1985). Работала врачом в Воронежской областной больнице (1985–1992), преподавала в

ЕЛЕНА ШВАРЦ

ЕЛЕНА ШВАРЦ Елена Андреевна Шварц родилась 17 мая 1948 года в Ленинграде. Ее мать долгие годы была завлитом Большого драматического театра. Окончила заочно театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кино (1971).Стихи Шварц с конца 1960-х годов

*Св. Константин и Елена

*Св. Константин и Елена Старейший курорт Болгарии, *Свети Константин и Елена (7), начинается непосредственно на северной границе Варны и спускается вниз к морю по пологому склону, усаженному высокими старыми деревьями. Уже в XVIII веке здесь была сооружена небольшая церковь с


Елена Фабиановна Гнесина – пианистка, основатель и бессменный глава комплекса учебных заведений имени Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), профессор (1943).

Окончив гимназию в Ростове, в 1885 году Гнесина поступает в Московскую консерваторию, где училась её старшая сестра Евгения. В первые годы пребывания в Москве участвует в детском оркестре А. А. Эрарского. На младшем отделении обучается у Э. Л. Лангера. Однако, услышав исполнение Еленой Концерта ре минор Моцарта, В. И. Сафонов в 1888 г. берёт её в свой класс сразу на старшее отделение, а в 1890 году передаёт в класс к приглашённому в консерваторию Ферруччо Бузони, который считает Гнесину единственной своей талантливой ученицей ("все русские были лентяи, но Гнесина по настоящему талантлива", - вспоминает он впоследствии) и, уезжая в 1891 году из Москвы в Америку, настоятельно зовёт её ехать за границу, предсказывая большую пианистическую карьеру. После его отъезда Гнесина занимается у П. Ю. Шлёцера, по классу которого и заканчивает консерваторию в 1893 году с малой серебряной медалью. В числе самых дорогих друзей, с которыми Елена училась в консерватории, были С. В. Рахманинов (его она боготворила всю жизнь) и А. Н. Скрябин. Можно также назвать И. А. Левина, Л. В. Николаева, Г. Н. Беклемишева, А. Б. Гольденвейзера, К. Н. Игумнова и других соучеников, с которыми она сблизилась в консерватории. Гнесина пробовала также заниматься композицией и вокалом (это ей советовали педагоги консерватории, в том числе А. С. Аренский и С. И. Танеев), активно участвовала в жизни консерватории, во всех ученических концертах.

В последний период обучения в консерватории начинает преподавать фортепиано в Интернате гимназии Арсеньевых. Педагогическая деятельность Гнесиной продолжалась 75 лет (из них более 70 – в созданных ею учебных заведениях имени Гнесиных). В 1898 году Сенат жалует ей личное почётное гражданство. Гнесина обладала прекрасными пианистическими данными, великолепной памятью. Её концертная деятельность продолжалась 25 лет. Она выступала в многочисленных благотворительных концертах, просветительских мероприятиях, концертах различных художественных обществ. Выступления бывали и сольными (самая ранняя сохранившаяся в её архиве рецензия – на исполнение "Детских сцен" Шумана – написана, очевидно, С.Кругликовым в 1898 году), но ещё чаще – ансамблевыми. Постоянными партнерами Гнесиной были певцы П. А. Хохлов, Л. В. Собинов, А. И. Книппер, она выступала с братьями И. И. и М. И. Пресс (скрипач и виолончелист), виолончелистами М. Е. Букиником, А. А. Крейном, своей сестрой – скрипачкой Елизаветой Гнесиной, с коллективом Московской симфонической капеллы под руководством В. А. Булычева (участие в исполнении "Реквиема" Моцарта – партия органа, 1906) и др. Ей довелось играть и с Пабло Казальсом (московская премьера Сонаты-баллады М. Гнесина). Концерты, в которых участвовала Елена Гнесина – это и "Кружок любителей русской музыки" А. М. и М. С. Керзиных, и "Общество по распространению камерной музыки", лекции-концерты Народной консерватории (так, она "обеспечивала" музыкальные иллюстрации к лекциям Ю. Д. Энгеля), и благотворительные концерты в пользу самых разных организаций (детских, женских, фондов помощи, студенческих землячеств; ею был организован концерт в пользу студентов-калужан и ельчан в Малом зале консерватории в 1907 году).

Активнейшей творческой и общественной деятельности Гнесиной способствовали и её тесное общение со многими выдающимися деятелями искусства (О. Л. Книппер-Чехова, Д. Д. и В. К. Гончаровы, Р. М. Глиэр, М. А. Бихтер, Ю. Д. Энгель, Л. О. Пастернак, М. О. Штейнберг и многие другие), и участие в различных объединениях – общество "Музыкально-теоретическая библиотека", "Общество свободной эстетики".

В 1895 году Елена Фабиановна вместе с сёстрами открывает Училище Е. и М. Гнесиных. С самого начала становится главой учебных заведений, ведёт все административные и организационные дела, является совладельцем учебного заведения. Её фортепианный класс огромен (в отдельные годы дореволюционного периода численность учеников достигала 36 человек). С 1899 года она организует и обязательный хоровой класс в училище (женский хор, затем смешанный), которым руководит до 1927 года, готовит множество выступлений хора на различных концертах. Гнесина вводит и курс методики преподавания (и педагогическую практику учащихся) – одной из первых – этот курс ею разрабатывается и ведётся также много лет. Училище Е. и М. Гнесиных быстро завоевывает славу высокопрофессионального музыкального учебного заведения, с замечательной творческой постановкой дела и привлекательной тёплой, домашней атмосферой. Благодаря энтузиазму и серьёзнейшей работе училище становится одним из самых лучших частных учебных заведений. Начиная с первого выпуска (1901) отсюда выходят многие отличные музыканты; председателем выпускной экзаменационной комиссии неизменно является А. Б. Гольденвейзер (вплоть до 1937 года). Выпускники класса Гнесиной поступают в различные учебные заведения: Лейпцигскую (С. В. Клумова-Ганнушкина) и Венскую (О. Н. Корзлинская) консерватории, но, главным образом, в Московскую консерваторию. Её самые лучшие ученики, окончившие в 1920-е годы, поступили в класс К. Н. Игумнова; многих она отдала А. Б. Гольденвейзеру (уже "второй очередью" были классы А. В. Шацкеса и С. Е. Фейнберга), позднее – и в класс Г. Г. Нейгауза. Когда самый выдающийся ученик Гнесиной за все годы её работы, Л. Н. Оборин, стал преподавать в консерватории, то многие направлялись в его класс.

Невероятные воля, упорство, энергия Елены Фабиановны сделали возможным тот уникальный факт, что после революции возглавляемое ею учебное заведение не было ликвидировано, осталось фактически в неприкосновенности, выжило в труднейшие годы разрухи и получило поддержку государства в своих начинаниях и дальнейшем широком развитии. В 1919 году по настоянию Гнесиной и при помощи А. В. Луначарского школа национализируется, а она сама становится заведующей (в 1919-1925 годах учебные заведения проходят целый ряд преобразований и переименований, с 1920 года имея двухступенную структуру: детская школа и техникум; Ел. Ф. Гнесина являлась директором техникума и школы при нём). С этого времени, в тяжелейших условиях, учебные заведения быстро и существенно расширяются, приобретая всесоюзное значение. Гнесина активно включается в деятельность МОНО (Московский отдел народного образования), МУЗО (Музыкального отдела) Наркомпроса, ОХОБРа (отдел художественного образования) при Профобре и других подобных организаций. В 1919 году она преподаёт в трудовых колониях А. А. Луначарской, в 1921 – в Первой Кремлевской школе ВЦИК; также была одной из основателей художественного профсоюза музыкантов-педагогов, зам. председателя объединенного месткома музыкальных школ, зав. хозяйственной частью Культпросветкомиссии Месткома МУЗО; активно разрабатывает учебные планы, шефские программы, оказывает помощь открывающимся школам.

Во второй половине 1920-х годов у Гнесиной – блестящий класс. В 1925 году Техникуму официально присвоено имя Гнесиных, Елене Фабиановне – звание Заслуженной артистки республики. Однако в 1929 году начинается кампания РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) против Гнесиных. Елена была смещена с поста директора Техникума. Два года она была заведующей учебной частью, но травля, политика выживания усиливались, и в 1931 году она вынуждена уйти и с этого поста. Борясь за своё детище, Гнесина одновременно отстаивает и само существование музыкальных школ, которые объявлены ненужными. В этой борьбе ею одержана победа: с ликвидацией РАПМа в 1932 году преследования прекращаются, Гнесина вновь становится директором, и учебные заведения успешно развиваются дальше при поддержке властей. В конце 1930-х годов она добивается начала строительства нового здания для училища на улице Воровского (ныне Поварской), одновременно хлопочет об организации нового вуза на базе училища, имеющего в то время блестящий состав педагогов, многие из которых также работают в консерватории, и высокий уровень подготовки выпускников, нередко принимавшихся сразу на II-III курсы. Этому вначале было оказано противодействие со стороны Комитета по делам искусств, чему способствовала и позиция А. Б. Гольденвейзера, тогдашнего ректора консерватории.

Во время войны Гнесина лишь три месяца находится в эвакуации, работая в Казани. Вернувшись в Москву в январе 1942 года, она организует и активную работу училища (не прерывавшего своей деятельности всю войну), и множество мероприятий в помощь фронту, и добивается продолжения строительства здания, и – в конце концов – открытия нового вуза – Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных – в 1944 году. Она становится его директором и заведующей фортепианной кафедрой. Огромная работа проводится ею по разработке учебных планов и по подбору кадров (первый состав педагогов – абсолютно блистательный; многие одновременно работали в консерватории, Большом театре). В 1946 году строительство первой очереди нового здания на улице Воровского завершено, и переезд позволяет открыть ещё одно учебное заведение – спецшколу-десятилетку, что окончательно сформировало комплекс учебных заведений имени Гнесиных, состоящий (как и подобные консерваторские комплексы) из четырёх звеньев. Гнесина остёется директором всего "музыкального комбината". В 1948 году она оставляет руководство детской школой-семилеткой, в 1949 году – училища и руководит только институтом, при этом имея учеников в других Гнесинских учебных заведениях и так или иначе являясь главным авторитетом в их учебной деятельности.

В 1948 году начинается новая кампания против Института имени Гнесиных, инспирированная "борьбой против формализма и космополитизма". Из этой тяжелейшей борьбы за существование института и его кадров Гнесина вновь вышла победительницей. В 1953 году, сразу после смерти Сталина, она добивается назначения на пост директора Ю. В. Муромцева, давно намеченного ею в преемники. Для самой Елены Фабиановны учреждён пост художественного руководителя, который она занимала до конца жизни. В 1958 году она оставляет заведование кафедрой, но занимается со студентами и аспирантами до 1965 года. Ел. Ф. Гнесина продолжает добиваться реализации новых строительных проектов, и результаты её деятельности грандиозны: в 1950-е годы выстроены вторая очередь здания института и Концертный зал, в 1960-е – общежитие для студентов и кооперативный дом для педагогов-гнесинцев; новые здания получают обе школы, начато строительство 13-этажного здания училища. Столь поразительные результаты – следствие необыкновенных организаторских талантов Гнесиной, её упорства и дипломатически продуманных шагов в отношениях с властями всех уровней. Свидетельство тому – сохранившиеся в её архиве многочисленные письма "наверх", включающие почти все известные "руководящие" фамилии.

Количество учеников, воспитанных Гнесиной, не поддаётся подсчёту, так как множество из них учились в школе, в училище, не получая дипломов. Окончивших же училище с дипломом – 100 человек, институт – 25, были ученики, окончившие и спецшколу, и аспирантуру. Среди этих воспитанников такие пианисты, композиторы и педагоги как Л. Н. Оборин, А. А. Чичкин, М. В. Мильман, Б. А. Чайковский, А. А. Бабаджанян; дирижёрами стали Г. Н. Рождественский, Е. А. Акулов, хормейстером – К. П. Виноградов, музыковедами – С. С. Скребков, а также Л. Л. Рыцлин, Б. С. Ионин, О. Б. Степанов и другие. Гнесина была педагогом, дававшим учащимся прекрасную профессиональную базу, воспитывая их музыкантами широкого кругозора и часто предугадывая их будущие специализации.

Ведущие профессора Академии имени Гнесиных – Л. Б. Булатова, В. Е. Зверева, А. В. Малинковская, педагоги училища и школ (в их числе – первая выпускница Елены Фабиановны, ее сестра О. Ф. Александрова-Гнесина, а также Т. С. Герасимович, С. В. Девенишская, И. С. Родзевич и другие) – представители её школы, безусловно, базировавшейся на принципах Сафонова. Интересно, что среди лучших учеников Гнесиной были и её преемники по руководству учебными заведениями, успешно подготовленные ею к этой деятельности – Ю. В. Муромцев, З. И. Финкельштейн, Е. В. Давыдова.

Педагогическая работа Г. теснейшим образом связана и с её композиторским творчеством, представляющим собой огромный вклад в создание детского учебного репертуара. Многие сочинения многократно переиздавались, в том числе за границей.

Ел. Ф. Гнесина всегда общалась с самыми выдающимися людьми своей эпохи, привлекая своей творческой энергией, отзывчивостью, добротой и юмором в сочетании со строгой принципиальностью. В их числе – В. И. Духовская, И. П. Яунзем, А. А. Яблочкина, С. Т. Рихтер, К. А. Эрдели, Е. А. Бекман-Щербина, М. В. Юдина, И. С. Козловский. К ней бесконечно приходили за помощью, и она неизменно обращалась с ходатайствами и добивалась решений по самым разным нуждам для людей самого разного положения. Активной была деятельность Гнесиноq как депутата Моссовета (1940-1948), что, впрочем, было естественно для её постоянной общественной активности. Также была членом Союза композиторов СССР (с 1932), ЦК РАБИС (1934-1940), награждена орденами Ленина (1945, 1954), Трудового Красного Знамени (1937, 1964).

В 1969 г. в квартире Ел. Ф. Гнесиной при Институте имени Гнесиных был создан мемориальный музей, где полностью сохранена прижизненная обстановка. В музее находятся нотная и книжная библиотеки Гнесиной и её большой архив с материалами за 90-летний период (письма, нотные и литературные рукописи, фотографии, концертные программы, юбилейные и другие материалы). Имеются магнитофонные записи бесед Гнесиной с П. В. Лобановым, вырезки из газет.

В 2004 году перед входом в Концертный зал РАМ имени Гнесиных в Малом Ржевском переулке установлен памятник Ел. Ф. Гнесиной (работа А. Н. Бурганова).

Масштаб деятельности Гнесиной как создателя системы музыкального образования в России сопоставим только с деятельностью А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов.

Читайте также: