Сакское искусство звериного стиля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главным компонентом в искусстве саков был "звериный стиль". В оформлении жилищ знатных людей широко использовались элементы с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами, снежными барсами, архарами, лошадьми, а также изображения гор, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы.

Для создания предметов с изображениями декоративного изобразительного искусства использовались все доступные тогда технологии, а для создания особо ценных предметов использовалось золото, серебро, драгоценные камни и т. д.

Лепнина в Cакском стиле позволит прикоснуться к великому культурному наследию предков. Гипсовая лепнина в Сакском стиле - это фризы с изображениями животных, кереге, могучие всадники на быстрых конях, стилизованные архары и т д. Она позволяет придавать интерьеру неповторимую красоту, роскошь и оригинальность. Сегодня лепнина в Сакском стиле - это еще и верность традициям и стремление к нестареющей красоте.

Искусство и мифология

Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой 8 .

Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современно­го Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в искусстве.

В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов. После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительно­го творчества.

При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находил­ся сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана. Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.

Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.

В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц.

Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.

Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Поря­док в космосе представлялся понятием арта, который ассоцииро­вался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива

Прикрепленные файлы: 1 файл

zver_stil.ppt

АО “Медицинский университет Астана”
Кафедра Истории Казахстана

Роль звериного стиля

в сакских племенах.

Принял: Айсабеков Дулат Талгатбекович.

Роль звериного стиля в сакских племенах

Ворошилина Олесия Ералиевна

Первобытное искусство Саков

А Кто Же Такие Саки?

В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии,

Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия

и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство

Ахамейидов. Основателем его явился Кир (второй), который в 550 г. до н. э. создал огромную державу. В состав Ахаменидского государства в промежутке 530 —522 гг. до н. э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария.

Письменные источники делят саков на:

  • Но не все саки были кочевниками, среди них многие вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Саки были прекрасными наездниками. Они первыми в мире научились стрелять из лука на полном скаку.
  • Именно скифский всадник явился прообразом неустрашимого кентавра-получеловека, полуконя. Быстрые отряды степных всадников из горных и степных районов Евразии, и прежде всего из Казахстана, в 7 веке до нашей эры вторглись в районы Передней Азии.
  • Ассирийский царь Ассаргадон (680-669 гг. до н.э.), обеспокоенный их успехами, искал с ними союза и вынужден был отдать скифскому предводителю Партатуа в жены свою дочь. Конница саков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась к Египту. Именно саки разрушили урартскую крепость Тейшебаини.
  • Саки имели свою неповторимую культуру, письменность, мифологические сказания. Выдающееся ювелирное мастерство саков вошло в мировую сокровищницу под условным названием "искусство звериного стиля".

влиянием южных традиций, с которыми саки

познакомились во время походов в Переднюю Азию и

Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва,

местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

  • Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты.

Коньковая шумящая
подвеска X-XX.

Коньковая подвеска
VIII-IX вв.

Птицевидная подвеска.
VI-VIII вв.

  • Памятники дреней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш – Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки – это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники стрел, относящиеся к V - IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения – застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.
  • Город Бабиш – Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик – Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОБРАЗЫ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ саков ?

Божественный барс- атрибут царской власти, но и символ высшей божественной силы и справедливости, каковую власть и олицетворяла. Царь-воин-барс был в культуре иранских народов символом защиты миропорядка, гарантом стабильности мироздания - Мирового древа. В обрядово-ритуальной символике грандиозных иранских новогодних празднеств инсценировались победа царя над представителем хтонического мира и освобождение Мировых вод, как восстановление прерванных процессов циркуляции мировых энергий Древа жизни.

Повсюду в степи можно встретить, заметные глазу издалека, огромные земляные насыпи, уже давно заросшие травой. Это курга́ны - древние погребения, которые появились на бескрайних просторах Великой степи, во времена ранних кочевников. Они являются самыми распространёнными и характерными памятниками архитектуры скифо-сакской эпохи. (О том, кто такие скифы или саки, и каковы особенности их культуры, я писала в предыдущей статье )

Что же представляли собой курганы и как были устроены? Само тело умершего человека помещалось в специальную погребальную камеру . Она могла быть земляной, выложенной камнями, изготовленной в виде деревянного сруба и т. д. Такой своеобразный саркофаг (гробница) сверху засыпался камнями и землёй, при этом образовывался холм - курган. Часто в погребальную камеру оставляли ведущий снаружи узкий вход – коридор, называемый дро́мос .

Ансамбли курганов зачастую представляли собой целые погребальные комплексы, включающие в себя каменные ограды, кольцевые каменные выкладки и менгиры , которые рассматриваются учеными, как надгробные памятники сакской эпохи.

Здесь археологи обнаруживают керамику, ювелирные изделия, предметы вооружения, части погребальных костюмов и доспехов. Всё это дает представление об уровне культуры, социальной структуре скифского общества, нравах, обычаях и традициях древних жителей Степи.

Все это говорит о том, что оленные камни можно рассматривать и как образ мифологического героя-воина. Возможно, что в совокупности с изображениями оленей или (редко) других животных мы имеем дело со слиянием тотемизма и культа предков . Тогда оленные камни можно рассматривать как образ культурного героя-прародителя .

Интересный факт. Ряд исследователей культуры ранних кочевников считают, что название кочевых народов - "саки" происходит от скифского слова " saka" — "олень".

Что же характерно для изделий декоративно-прикладного искусства, выполненных в таком стиле?

1. В основном это изделия из золота, реже из других металлов и материалов. Это объясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов - оно отождествлялось с огнем, солнцем и вечной жизнью. Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

2. Как правило, такие предметы выполняли роль декоративных накладок на части оружия, одежды, или были нательными украшениями.

3. Основной образ , воспроизводимый в них – животное .

  • оленей с подогнутыми ногами и стилизованными рогами-кружевами, лежащими на спине;

Мелкие детали тела зверей передавались с помощью вводимых в общий контур рельефных геометрических фигур, линий, точек, скобок, спиралей.

Но не только золото хранят скифские курганы. Сенсационные открытия, относящиеся к скифо-сакской культуре, были сделаны археологами в Горном Алтае. В урочище Пазырык, в середине 20-го века были найдены курганы, где были обнаружены предметы, относящиеся к скифо-сакской культуре, аналогов которым нет больше нигде в мире.

Дело в том, что эти захоронения размещались в " искусственном холодильнике " - специально созданной камере, где образовались условия вечной мерзлоты. Благодаря этому, в них хорошо сохранились изделия из дерева, кожи, и тканей.

Уникальной находкой можно назвать хорошо сохранившийся ковёр, которому не меньше 2300 лет. Он признан древнейшим ковром в мире.

Также здесь были обнаружены фигуры птиц и зверей, сделанных из войлока.

По счастливой случайности, к тому моменту, когда учёные начали его раскопки (конец 60-х – начало 70-х гг. 20 века), он оказался не разграбленным, в отличие от многих других подобных захоронений, и его содержимое стало достоянием науки.

На теле умершего сохранились ювелирные изделия, а рядом были найдены оружие из золота и бронзы, статуэтки и керамические изделия. "Золотой человек" стал одним из символов Казахстана и известен во всем мире.

Отметим, что подобные сенсационные находки случаются и по сей день. Возможно нас ещё ждут потрясающие открытия

Золотой человек

Щелкните по нужной вам строчке содержания и вы перейдете на соответствующую главу.

Содержание

Берельские Курганы Алтая В. Радлов

Надо сказать, открытия первых курганов на территории Казахстана началась еще в середине XIX века. Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов . Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф . Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции. Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.

Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю. Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия. Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками.

Берельские курганы

Потом в 1929 году экспедицией академика С. И. Руденко были обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. А Пазырык это тоже на Алтае, недалеко от Береля. Сегодня предметы из алтайских могильников находятся в Эрмитаже.

Курганы Казахстана

С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. Всемирно известным комплекс захоронений на Алтае близ села Берел стал в 1999-99 годах, когда археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали Б ерельский курган №11 . Чем удивительны алтайские курганы? Люди, жившие там в 5-4 веках до н.э., умели в могилах искусственно создавать вечную мерзлоту, поэтому предметы, найденные там, очень хорошо сохранились, причем, не только металлические, но и деревянные. Так, до нас дошли позолоченные рога из дерева, которым были украшены головы лошадей. В некоторых могилах сохранились не только кости скелета, но и фрагменты кожи. Ученые даже смогли понять, чем питались кони. Они восстановили их внешний вид.

Курган №11 Берел

В витрине мы видим фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Есть изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве. Кстати, по более поздним, уже тюркским преданиям, дерево это растет на самой высокой горе Алтая.

В кургане № 11 обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы. По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.

Казахстен Курганы

Могила была частично разграблена, но сохранились деревянные таблички с рисунками, войлочная ткань и останки тринадцати рыжих коней со сбруей. Среди изображений — загадочные тигрогрифоны с птичьим клювом, рогами, туловищем зверя. Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину.

Шиликтинская (Чиликтинская) долина

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская (Чиликтинская) долина, известная своими курганами. Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.

Звериный стиль

Могила 17- летнего сакского царевича Елеке сазы

царевич из кургана Елеке-Сазы

Все эти предметы свидетельствуют о высоком положении юноши, который скорее всего принадлежал к царскому роду. По черепу установили, что он имел в основном европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности. Как и могила Золотого человека из кургана Иссык, захоронение 17-летнего царевича из кургана Елеке Сазы не подверглось разграблению. Предметы лежат вдоль тела так, как они располагались сначала, так что можно довольно точно судить о том, как он был одет. Если Золотой человек из кургана Иссык был убит, то юноша из Елеке Сазы умер не насильственгой смертью. Ученые считают, что после смерти его подвергли мумификации, очевидно, чтоб все могли с ним проститься. Так как кости хорошо сохранились, стало возможным сделать анализ ДНК.

Курган Иссык. Золотой человек.

К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками.

Курган Иссык

Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР. Кстати, экспедиция под его руководством работала и в окрестностях Степногорска. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке. Но возле Иссыка вел раскопки начальник иссыкского археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.

Золотой человек

У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры. Каждый предмет имел символическое значение. Это было важно, т. к. юноша, скорее всего, был царского рода, и в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним. После завершения раскопок К. Акишев и реставратор В. И. Садомсков задумали из разрозненных фрагментов восстановить костюм юноши. То есть сначала им просто надоело все время вытаскивать и показывать свои находки, да и не полезно это для древних предметов. Решили сделать их копии.

Одна из них выставлялась в ЮНЕСКО. Где сегодня находится Золотой человек? В интернете пишут по-разному. Говорят, сначала его хранили в Академии Наук, потом создали Музей драгоценных металлов, одно время он даже был во Дворце Независимости. Но сейчас, вроде, хранится в Национальном музее РК в Нур-Султане. По крайней мере, там под стеклом лежат позолоченные детали его одежды и головного убора.

Звериный стиль. Символика сакских узоров

Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот. Сзади шапку украшает дерево и птица на нем.

Мировое дерево — Байтерек, занимало важное место в символике степных народов. На нем жила птица, Самрук, а внизу- дракон, который поднимался по стволу и съедал птенцов. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей. Одно из любимых изображений — олень. Полагали, что это животное — тотем саков. По отворотам — головы тигров.

Хищник и травоядное животное в фигурках звериного стиля часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти. Где находятся подлинные фрагменты костюма золотого человека? Одни пишут, что в Музее Искусства РК, другие — что в Государственном музее золота и драгоценных металлов.

Курганы Аралтобе, Таксай.

Могильник Аралтобе представлял собой круглое помещение, в центре — очаг , можно судить, что в нем было мощное пламя. Это не случайно, ведь сарматы поклонялись огню, верили в его очистительную силу. Могила несколько раз была ограблена. Но археологам все же досталось более 300 золотых бляшек, наконечники стрел, фрагменты железного посоха. Сохранился и скелет беркута, полагают, он был священной птицей племени. По итогам раскопок восстановили образ мужчины. Реконструкция вождя из Аралтобе находится в Атырауском историко-краеведческом музее.

Курганы Талды, Аралтобе

А в 2012 году нашли и женское захоронение. У археологов это называется могильник Таксай. Кроме обычных украшений там было бронзовое зеркало, ученые полагают, что оно имело ритуальный характер, а женщина была жрицей. Облик женщины реконструировали.

Больше иллюстраций о курганах вы можете посмотреть в презентации, пройдя по ссылке:

Читайте также: