Античные государства кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Государства античного мира (Древнего Запада) составляют вторую группу рабовладельческих государств. К ним относятся, в первую очередь, греческие Спарта и Афины, а также Древний Рим.
Античное общество отличалось от древневосточного более высокими темпами разложения первобытнообщинного строя и сельской общины, бурным развитием частной собственности.

В античном обществе рабский труд становится основой производства, рабовладение приобретает классические формы.
ДЛЯ общественного строя характерно деление на две группы: свободных и рабов. Свободное население различалось по имущественному признаку. Имелось также деление на граждан, обладающих политическими правами, и свободных, лишенных политических прав. К последней категории относились метэки в Афинах, периэки в Спарте и перегрины в Древнем Риме. Рабы в античном обществе, в отличие от стран Древнего Востока, рассмат-ривались только в качестве вещи, объектов права. Аристотель писал: "Раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб".
Для античного государства наиболее характерной была республиканская форма: демократическая форма (Афины) и аристократическая республика (Спарта и первый период в истории Древнего Рима) с выборностью должностных лиц и наличием народного собрания.
Такого рода самой общей характеристики, разумеется, еще недостаточно, чтобы уяснить сущность и закономерности развития античного общества. Необходимо провести внутреннюю систематизацию. И тогда окажется, что Спарта, Афины и Рим являются последовательными ступенями в развитии античной истории государства и права.
С точки зрения общественно-экономического развития Спарта - это самый ранний этап античности. Здесь зарождающееся гражданское общество еще не разрушило полностью первобытнообщинный строй. В итоге образовался своеобразный сплав классовых институтов и пережитков, сохранявшихся элементов родового устройства. Этим и объяс-няется, что главным занятием спартиатов - полноправных членов спартанской общины считалось военное дело, что различного рода мерами среди них поддерживалось социальное равенство и т.п. Землю обрабатывали принадлежавшие всей спартанской общине, т.е. государству, рабы - илоты. Они имели семью, собственный двор и семейный участок (надел). Своим господам илоты отдавали половину собранного урожая.
Афины знаменовали собой расцвет античного способа производства. Родовой строй был полностью сокрушен и восторжествовало гражданское общество. Господствующее положение в Афинах занимали полноправные граждане. Рабство приобретает свои классические черты. Раб - это только вещь, которую можно купить, продать, отдать в наем и т.д.
И, наконец, Рим - это завершающий этап античности, ее последний взлет (во времена Республики) и окончательное крушение (в период империи).
В период Республики (VI-I вв. до н.э.) краеугольным камнем римского общественного строя было правило: люди не равны друг другу. Отсюда политическое и гражданское полноправие было присуще только римским гражданам. Основным работником в Риме становится раб - "говорящее орудие", вещь, которой собственник мог распоряжаться по своему усмотрению, вплоть до ее уничтожения. У раба не было семьи, все, что он приобретал (находкой, дарением и т. п.), считалось собственностью его господина.
Во времена империи (I в. до н. э. - V в. н. э.) в Древнем Риме отчетливо проявился кризис рабовладения. Экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда, хозяева стали предоставлять рабам земельные участки - пекулий, а также возможность участвовать в хозяйственном обороте. Одновременно шел другой процесс - превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика, так называемого колона.
Подобные ступени развития можно обнаружить и в государственном строе античного мира.
Первой из этих ступеней была Спарта - аристократическая республика, где отчетливо были заметны многие черты первобытнообщинной эпохи.
3. Полис в понимании античного мира

Полис был особой формой государственного устройства – городом-государством, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу (как, например, Юпитер – Риму, Афина Паллада – Афинам), где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от произвола.

Полис как общественная форма наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность каждого гражданина.

В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала народному собранию всех граждан с правом издания законов, выбора высших должностных лиц. К несомненным достижениям античной демократии следует отнести равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, запрет порабощения собственных граждан.

Формирование античной демократии и так называемого гражданского общества проходило в острой политической борьбе народа (демоса) с родовой аристократией. В тех городах-государствах, где победу одерживал демос, устанавливалась демократия (власть народа), но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии.

Солон объявил все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретил сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла значительную часть греческих граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в Афинах (V в. до н.э.).

Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому государству в Греции. Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.

Вместе с тем афинская политическая система была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие элементарных гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах переселенцы, чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом – землей и домами, они работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а жили в наемных помещениях.

Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики было таковым, что в повседневной жизни, бесспорно, существовали и развивались социальный антагонизм верхов и низов, подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.

Так, знаменитый философ Сократ, обвиненный в антидемократизме, принял яд; Перикл провел последние годы жизни под следствием; величайший скульптор античной эпохи Фидий кончил свою жизнь в тюрьме.

Не только греческий полис, но и Римская республика нередко становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути аристократической, и только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные должности (магистратуры) и места в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать).

Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась между императорами и сенатской оппозицией.

Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного устройства и реальной жизнью приводило к тому, что человек начинал чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень важно.

Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.

Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.

Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в республиканском и императорском Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества.

Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

Античная цивилизация

  • разделение физического труда и умственного;
  • письменность;
  • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

  • античная;
  • древнеегипетская;
  • китайская;
  • исламская.

Возникновение античных цивилизаций

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

Античная цивилизация кратко

VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

Античная цивилизация Древний Рим

В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

  • упадок римского духа;
  • кризис античной культуры;
  • военное ослабление;
  • экономический упадок;
  • кризис рабовладельческого строя и пр.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.

Упадок античной цивилизации

Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.

• Античная Греция: крито-микенский период; Темные века; классический период.

• Античный Рим: царский период; период Республики; период Империи.

История античных государств – это история Древней Греции и Древнего Рима.

Древнегреческую историю специалисты делят на несколько условных периодов:

- крито-микенский период и Темные века (3000-1100 гг. до н.э. – 1100-800 гг. до н.э.);

- период архаики 800-500 гг. до н.э.;

- классический период (500-336 гг. до н.э.);

- эпоха эллинизма (336-30 гг. до н.э.).

Историю Древнего Рима можно разделить на следующие периоды:

- царский период – 753-510 гг. до н.э.;

- период Республики – 510-31 гг. до н.э.;

- период Империи – 31 г. до н.э. 476 г. н.э.

Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.

Древний Рим

Периоды Античности

Ранняя Античность (VIII—IV вв. до н. э.) — расцвет греческих полисов, возникновение Римского государства.

Классическая Античность (IV в. до н. э. — II в. н. э) — время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия).

Поздняя Античность (конец II/III —V/VI в.) — упадок Римской империи (до падения Римской империи (476 г.) и закрытия Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.)). Распад западной части Римской империи ознаменовал собой начало новой эпохи — Средневековья.

Уникальное явление

Начиная с эпохи Возрождения развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в период Великих географических открытий. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени. В Новейшее время античный мир также сохранил значение в самых разных сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

Читайте также: