Секуляризация сознания это в истории кратко

Обновлено: 28.06.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

К обществу, свободному от религии. Процесс С. в условиях социалистич. общества, Сб. ст., М., 1970 ; Угринович Д. М., Введение в теоретич. религиоведение, М., 1973 ; Кpженек Ф., О марксистском понимании процесса С., в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 26, М., 1980 ; Munbу D. L., The idea of a secular society and its significance for Christians, N. Y.— L., 1963 ; Martin D., The religious and the secular; studies in secularization, N. Y.— L., 1969.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии.

8 самом широком смысле слова секуляризация начинается с разграничения сакрального и профанного, т. e. с десакрализации каких-то областей жизни: сакральная трапеза совершается не для насыщения, а для приобщения к святыне, является не произвольным, а ритуальным актом. Действия, явления, вещи становятся профанными, когда в них перестает проявляться святое и они становятся частью повседневной жизни, в которой едят, чтобы насытиться, поют или танцуют просто ради удовольствия; это действия секулярные, т. e. не имеющие магического или религиозного смысла.

В античном мире, в философско-рационалистической критике сакральных институтов и мифологии обосновывалась жизненная позиция “самостоянья” человека в пределах обычной жизни: не следует человеку просить у богов то, чтоон может доставить себе сам. В Европе уже с 11—12 вв. прослеживается тенденция к деклерикализации общественной жизни: благотворительность, образование, здравоохранение, судопроизводство постепенно все больше переходят из ведения церкви, духовенства в руки светских властей. Становится возможной и практика секуляризации церковных земель и имущества (в России Петром I и Екатериной II). Мощный стимул разграничению функций государства и церкви в Западной Европе дала Реформация. Утверждение самодержавия в России было сопряжено с признанием первенства светской власти; “царство” выше “священства”.

В современном понимании секуляризация — процесс сужения сферы воздействия религии и церкви, ослабления их влияния практически на все области жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни большого числа людей. Утверждающийся светский стиль жизни затрагивает также религиозную сферу, влечет за собой обмирщение религии, трансформацию религиозного сознания, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Все труднее становится “включать” бога, в его традиционном понимании, “в игру”, в жизнь современных людей, все более излишним представляется для них обращение к богу для решения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т. e. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного общества: государство и законодательство, экономика с ее рыночными механизмами, естественные науки и техника, социальные и гуманитарные науки, искусство.

Вытесненная в качестве универсальной культурной матрицы, религия превратилась в один из секторов социума, наряду с другими — экономикой, политикой, духовной жизнью. Хотя религия взаимодействует с ними, но уже не определяет их. В экономике и политике она присутствует в лучшем случае в качестве мотивации участников — но не решающей, и притом диапазон выбора ориентации оказывается весьма широким как внутри религиозных влияний (религиозный плюрализм), так и за их пределами. В искусстве религиозная традиция сохраняется преимущественно в качестве составной части культурного наследия прошлого (и даже если художник отдает предпочтение именно ей, то только в силу своих индивидуальных склонностей: он волен не следовать религиозному канону, больше того — это как бы подразумевается, кажется само собойразумеющимся). Что касается полученных с помощью научных методов знаний о мире, то они лишают религиозную картину мира прежнего значения в качестве объяснения действительности. Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют собой автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. Описываемое с помощью понятия секуляризации сознание представлено разными вариантами и имеет разные степени интенсивности в зависимости от конкретных обстоятельств и культурно-исторических предпосылок. Об этой дифференциации свидетельствуют данные относительно уровня секуляризации в разных обществах,-социальных слоях и средах.

Секуляризация не является одномерным процессом “преодоления религии”. В противоположность упрощенным оценкам, преимущественно в позитивистском мышлении, секуляризация — сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э.Дюркгечма, Э. Трёльча, М. Вебера, а позднее П. Сорокина, Бергера, X. Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслима'вне преемственной связи с ней. Так, Вебер указал на истоки секуляризации в самой иудео-христианской традиции: пророки Израиля отвергли идолопоклонство и тем проложили путь к десакрализации природы и истории. В эпоху Реформации, в протестантизме процесс “раскоддования мира” достигает своего апогея; в учении о “мирском призвании” профессиональная деятельность обретает религиозную ценность. Светское, профанное становится доминирующим, однако не вытесняет полностью сакральное. К. Левит в книге (Meaningin History, 1949) показывает, что на смену библейской эсхатологии приходят политические и социальные утопии, в других областях современной жизни можно также обнаружить аналоги сакральных образцов, светские эквиваленты религии.

Больше того, развитие новых религиозных движений и укрепление позиций ряда традиционных религий в кон. 20 в. (преимущественно в обществах, переживающих период модернизации) дают основание для постановки вопроса о “возрождении религии”, об устойчивом значении этого феномена и его перспективе. Очевидно, он выявляет антиномии процесса секуляризации, отражает потребность выхода за пределы сложившегося секулярного мира. Есть основания полагать, что все же не “поворот к религии” определяет направления движения в будущее: во многих отношениях сознание проявляющей тягу к религии массы остается секулярным (отсюда религиозная эклектика, актуализация мифа и пр.) — все это возможно лишь в рамках мировоззренческого плюрализма секулярного общества, т. е. базовые структуры секулярного сознания даже при наличии симптомов “религиозного возрождения” все же сохраняются, они не выводят за пределы секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит также широко распространившаяся в современном обществе “функционализация религии”, т. е. ее использование в нерелигиозных по своему существу целях (политических, психотерапевтических и др.).

Оценка секуляризации религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием ее в качестве легитимного развития импульсов, заложенных в самой религии (Ф. Гогартен, “теология родительном падежа”>, и неприятием секуляризации и в целом современного мира как синонима отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей (фундаментализм). Очевидно, ни в одну упрощенно-одностороннюю схему отношение религии к современному миру не укладывается: религия в той или иной степени оказывается вынужденной все же признать автономию секулярного мира, а секулярный мир в поисках ориентиров, в первую очередь нравственных, не может сбрасывать со счетов религию. Секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается.

Лит.: КоксХ. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте, пер. с англ. М., 1995; Kamiah W. Der Mensch in der Profanität. Mannheim, 1949; Olmstedt Th. The Secularity of Secular Institutes. Rom, 1949; Ru U. Säkularisierung als Interpretationskategorie. Rom, 1949; 2 Aufl. Freiburg, 1980; Leeuwen Th. van. Christentum in der Weltgeschichte. Heil und die Secularisation. Kreuz, 1966; LubbeH. Säkularisierung. Freiburg in Br.—Münch., 1975; Schrey H. H. (Hrsg.), Säkularisierung. Darmstadt, 1982.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Значение слова Секуляризация

Всем известно, что исторический процесс не стоит на месте. То, что имело огромное значение для общества несколько веков назад, сегодня воспринимается, как социальный рудимент. Религию и другие формы сознания общества эта тенденция не обошла стороной.

Значение слова секуляризация в научных дисциплинах

Секуляризация (от латинского saecularis – светский, мирской), с точки зрения историков, это обращение собственности церкви в гражданское владение, то есть переход от религиозной собственности к светской.

Значение слова saecularis

В социологической науке секуляризацией называется всеобщее уменьшение значения религии в духовной жизни общества. А также перевод общественной системы, которая регулировалась религиозными традициями, на рациональные распорядки.

Относительно католического права, секуляризация ― это выход из ордена монахов с освобождением от должности и возвращение в простые христиане или переход в христианские священнослужители.

Процесс перехода социума на новую модель общественного строя имеет различные ответвления:

Отделение церковной земли

Конфискация церковного имущества в государственную пользу или во владение коронованного монарха происходила с момента зачина исторической секуляризации.

Карл Мартелл

Правитель Франкии, Карл Мартелл, проводил секуляризацию для награждения своих военно-политических союзников церковными землями. Сугубо политический акт перераспределения собственности со временем приобрёл юридическую упорядоченность и обоснованность.

Позиция религии во внутренней европейской политике

Реформационный период XVI-XVII веков в Европе ознаменовался потерей церковью того влияния, которое было у неё испокон веков.

В Германии крестьянство открыто проявляло недовольство религиозными поборами, в Дании монастыри были обложены налогами, в Швеции монастырское имущество конфисковалось в королевскую пользу. Подобным образом большая часть Европы постепенно отходила от церковного авторитета.

Образование

Открытие светских школ и университетов без влияния религии на образовательный процесс принесло свои плоды. Вместо подготовки доминирующего количества церковнослужителей, ролью образования становится обучение специалистов разных профилей и специальностей.

Образование

В светских учебных заведениях среднего и высшего образования не проводились служения, церемонии и религиозные обряды. Началось привыкание общества к светскому образу мысли.

Контроль над наукой и культурой

Светское образование растёт и продолжает развиваться. Церковь перестаёт иметь первичное значение в научной и культурной сферах. Происходит становление естественных наук.

Судебная система

Задачи, которые решались религиозным судом, были делегированы светскому суду. В основном это были брачные, семейные и наследственные споры.

Как секуляризация влияет на сознание людей

Утрата церковью своих позиций оказала заметное влияние на сознание людей, а также на их моральные ценности и традиционные устои.

Вследствие секуляризации началось становление самостоятельной, независимой культуры.

Максимализм индивидуального достигает своего пика, самоутверждение личности становится во главу угла. Церковный аскетизм, который не позволял людям в полной мере удовлетворять потребности, потерял своё значение.

Человек становится свободной личностью, имеющей свои желания и возможности для их осуществления. Он свободен от божественного авторитета, старательно выставляемого церковью в качестве недостижимого идеала.

Новое общество

Происходит кардинальная смена моральных ценностей. Вместо непоколебимой веры в бога приходит осознание несовершенства социума и человека, необходимости их изменения. Это приводит к дезориентации и утрате жизненного ориентира.

Последствия

Исходом секуляризации стало то, что религия перестала иметь преобладающее влияние на все сферы жизни общества.

Культура, которая стала свободной от влияния главенства церкви, активно развивается в различных направлениях. Естественные и гуманитарные науки, психология, искусство – все эти сферы получают отмашку на развитие и распространение в обществе.

Заключение

Без оглядки на религию появляются литературные, музыкальные, художественные произведения.

Религия ― часть культуры общества. Появление агрессивного атеизма привело к тому, что на религию и верующих начались гонения на почве идеологии.

Из-за этого общество, в котором прошла секуляризация, рискует потерять значительную часть своей внутренней истории, связанной с религией. Также появляются благоприятные условия для развития социальных конфликтов на почве веры.

Свобода от религии

Абсолютно каждый человек хочет развиваться, узнавать для себя что-то новое. Это действительно помогает любому становиться умнее. Но к сожалению, многие бывают слишком сильно зациклены на том, чтобы совершенствоваться только в той сфере, в которой они лучше всего ориентируются. Что, большинство современных ученых считает совершенно не правильным, так как каждому человеку просто необходимо разноплановое развитие. Во время одного из социологических опросов было выявлено то, что большинство опрашиваемых даже не знали о секуляризации, а ведь это действительно важный термин, который нужно понимать каждому. Эта статья поможет лучше разобраться, что же он все-таки обозначает.

Понятие секуляризации

Данное слово произошло от латинского saecularis, что в переводе на современный русский язык обозначает мирный, светский, а также - интересно, вековой. В первую очередь безусловно следует заметить, что у такого слова, как секуляризация есть 2 различных определения:

  • Секуляризация (история) — это изъятие из церковного и монастырского ведения собственности и передача ее светскому ведению.
  • Секуляризация (философия) — это процесс снижения роли религии в жизни общества либо даже освобождение от нее во всех сферах. Если до этого люди на определенной территории абсолютно полностью были зависимы от различных религиозных устоев и правил, то после этого социум начинает придерживаться рациональных норм.

Секуляризация - светскость

Что такое секуляризация в историческом плане? Данная эпоха происходила в западной части европейского материка в XVI–XVII веках. Для тех стран это был период Реформации, так принято называть общественно-политическое, а также религиозное движение того времени. Его главной целью считают реформирование католического христианства. Кроме этого секуляризации была подвержена и Россия в XVIII веке, то есть еще до прихода к власти коммунистической партии и свержения императора.

Также, для того чтобы понять лучше это определение необходимо знать и слова секулярный, то есть свободный от влияния религии.

Если у человека получиться запомнить эти достаточно легкие, но при этом, конечно же, важные определения таких слов, как секуляризация и секулярный, то ему будет намного проще разбираться в исторических текстах. Безусловно, каждый согласится с тем, что знать прошлое не только своей страны, но всего мира в целом просто необходимо любому человеку, так как это действительно помогает развить не только свой кругозор, но и понять предпосылки для тех или иных событий, произошедших в давние времена.

Но хотелось бы заметить и тот немаловажный факт, что это только обобщающие сведения об этих определениях. Тем людям, которым хочется еще больше углубиться в эти термины просто необходимо прочесть данную статью до самого ее конца.

Для самых любознательных

Секулярная теология — это течение в современной протестантской теологии, исходным пунктом которого является выдвинутая Дитрихом Бонхеффером (1906–1945), немецким пастором и богословом, он был приговорен к казни нацистами во время Второй мировой войны, идея создания секулярного, также называемого безрелигиозным, христианства. Сторонники данной теории считают, что христианство либо должно вовсе исчезнуть, либо принять совершенно иное обличие, отличное оттого, которое есть на данный момент.

  • Секулярные игры — это празднество у древних римлян, которое было учреждено в 249 году до нашей эры, оно посвящено случившимся в том году небесным знамениям.

Подведение итогов

Эта статья действительно поможет лучше понять и структурировать свои знания в таком важном термине, как секуляризация в философии и истории. А также, после ее прочтения сразу станет понятно, что секулярный это тот, кто свободен от религии.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Секуляриза́ция (позднелат. saecularis — мирской, светский):

Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.

СЕКУЛЯРИЗА'ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.

секуляриза́ция

1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.

2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.

3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав

4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: церемонность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: