Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России

В конце XIX — начале XX в. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступила в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в послереформенный период. По степени концентрации и централизации промышленного производства Россия в начале XX в. достигла первого места в мире. Она пыталась вывозить капитал в другие страны (Индия, Иран), вступила в борьбу за рынки и сферы влияния. Но экономическое развитие страны было противоречивым. Наряду с высоким уровнем развития капиталистических отношений в промышленности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. В стране 30 тыс. помещиков владели 70 млн. десятин земли, а 10,5 млн. крестьянских хозяйств — 75 млн. десятин. Поэтому в 1901-1904 гг. крестьянские выступления охватили 80% губерний.

Сочетание капиталистических противоречий с не устраненными до конца феодальными противоречиями привело к революции 1905-1907 гг., буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим силам.

Революция должна была решить следующие основные задачи: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация помещичьего землевладения, введение восьмичасового рабочего дня, проведение демократических преобразований (установление выборности государственных органов, обеспечение прав и свобод граждан и т.д.).

В ответ на события 9 января 1905 г. началась волна забастовок, демонстраций и вооруженных выступлений по всей стране. Пиком революции стали всеобщая политическая стачка в октябре и Московское вооруженное восстание в декабре 1905 г.

В ходе революции 1905-1907 гг. возникла новая форма организации трудящихся — Советы . Возникшие как органы руководства стачкой и вооруженными выступлениями, они постепенно стали прибирать к рукам и государственные функции: Советы рабочих депутатов явочным порядком вводили восьмичасовой рабочий день на предприятиях, проводили изъятия денежных средств на нужды революции, создавали отряды рабочей милиции, решали различные государственные и хозяйственные вопросы на контролируемой ими территории.

Важное место в первой российской революции занимал крестьянский вопрос — вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения и остатков крепостничества.

Полиция и жандармские органы в местностях, объявленных на военном положении, были подчинены военным властям. 29 ноября 1905 г. на основании царского указа местным властям было предоставлено право самим вводить на подведомственной им территории положение чрезвычайной или усиленной охраны, что существенно расширило полномочия полиции.

Однако размах революционного движения заставил правительство пойти на целый ряд уступок, в результате которых Россия сделала важные шаги вперед по пути превращения феодальной монархии в монархию буржуазную, конституционную.

Манифесты и указы 1905-1906 гг. Революционная волна заставила и царя пойти на уступки. 18 февраля 1905 г. был опубликован царский Манифест , объявивший о намерении создать законосовещательную Государственную думу. Министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект закона о создании Государственной думы.

6 августа 1905 г. царь подписал Манифест об учреждении Государственной думы. Учреждение Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу.

Выборы в думу должны были проходить по трем куриям — уездных землевладельцев, городских жителей, крестьян-домохозяев. Для первых двух курий был установлен высокий имущественный ценз. Выборы должны были быть многоступенчатыми. При этом съезд уездных землевладельцев избирал 34% выборщиков, съезд городских жителей — 24%, съезд уполномоченных от волостей и станиц — 42%. Таким образом, явное преимущество предоставлялось помещикам и крупной буржуазии.

Дума создавалась в качестве законосовещательного органа (в дополнение к Государственному совету): она должна была предварительно разрабатывать и обсуждать законодательные предположения, передавая их через Государственный совет на утверждение императору; она имела право законодательной инициативы (исключая Основные законы государства). По указу императора Дума могла быть распущена досрочно.

Выборы в булыгинскую Думу не состоялись, так как их бойкотировало подавляющее большинство населения.

Рост революционных выступлений, всеобщая политическая стачка заставили царя пойти на более существенные уступки.

19 октября 1905 г. был опубликован Манифест о преобразовании Совета министров: из совещательного органа при императоре Совет министров превратился в первый в истории России правительственный орган. Правда, в Манифесте подчеркивалось, что председатель Совета Министров, министры назначаются и увольняются в отставку императором без учета мнения парламентского большинства.

11 декабря 1905 г., в разгар Московского вооруженного восстания, был опубликован указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу . По этому указу предусматривалось создание не трех, а четырех избирательных курий — землевладельцы, городское население, крестьяне, рабочие. Для землевладельческой и городской курий устанавливался имущественный ценз. Крестьянская курия не имела существенных ограничений. В рабочую же курию получали доступ только рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола. Женщины избирательных прав по-прежнему не имели. Для всех курий выборы были многоступенчатыми.

Сложная система выборов способствовала тому, что по существу один голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

По декабрьскому указу 1905 г. были избраны 1-я и 2-я Государственные думы.

20 февраля 1906 г. было принято повое Положение о Государственной думе, призванное реализовать обещания Манифеста от 17 октября 1905 г. Согласно этому Положению Дума наделялась законодательными нравами, но принятые ею законопроекты подлежали утверждению Государственным советом и императором. По этому Положению Дума получала право запроса к министрам.

Государственный совет получил в области законодательства права, одинаковые с Думой. Председатель Государственного совета назначался императором. Была утверждена новая структура Государственного совета.

Основные законы Российской империи. Итогом изменений в государственном строе явилось утверждение императором 23 апреля 1906 г. Основных государственных законов (Основных законов Российской империи), которые стали юридической базой для текущего законодательства, зафиксировав важнейшие принципы общественного и государственного устройства Российской империи, права и обязанности граждан.

  1. право законодательной инициативы;
  2. право утверждения законов;
  3. право верховного управления;
  4. право руководства всей внешней политикой и всеми внешними сношениями;
  5. право объявления войны и заключения мира;
  6. право объявления местностей на военном или исключительном положении;
  7. право верховного командования всеми сухопутными и морскими вооруженными силами;
  8. право помилования, право прекращения судебного преследования и освобождение от суда и наказания.

Законодательную власть царь должен был осуществлять совместно с Государственным советом и Государственной думой: никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственного совета и Государственной думы и без утверждения императора.

Государственный совет и Государственная дума пользовались равными правами в области законодательства. Но к их компетенции не относились: (1) право законодательной инициативы в отношении Основных государственных законов; (2) обсуждение кредитов на расходы Министерства императорского двора (в суммах, не превышающих ассигнований на 1906 г.); утверждение чрезвычайных сверхсметных кредитов на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне.

Ведению Государственной думы подлежали следующие вопросы:

  1. государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств;
  2. отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;
  3. дела о постройке государственных железных дорог;
  4. дела, вносимые на рассмотрение Думы царем, и др.

Законопроекты, представляемые на обсуждение Думы, вносились министрами, Государственным советом или комиссиями, образованными из членов Думы. Также если не менее 30 членов Думы подписали заявление о необходимости принятия нового закона, это заявление рассматривалось Государственной думой. Решения в Государственной думе принимались большинством голосов (при равенстве голосов перевес отдавался голосу председателя Думы); постановления Думы об отмене выборов в Думу должны были приниматься 2/3 голосов.

Одобренные Думой законопроекты передавались в Государственный совет.

Общая тенденция на построение конституционной монархии не могла не сказаться на всем государственном аппарате: в 1912 г. был восстановлен институт мировых судей (упраздненный в 1889 г.), а земские начальники были лишены права выполнять судебные функции, городские судьи стали упраздняться. Но это делалось не повсеместно: к 1917 г. мировые судьи существовали в 20 из 97 губерний.

Основой работы сыскных отделений стал принцип специализации по основным категориям преступлений. Учет преступлений велся по трем основным категориям: (1) убийства, разбои, грабежи и поджоги, (2) кражи, (3) мошенничество, подлог, обман, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

В работе сыскных отделений успешно применялись научные методы борьбы с общеуголовной преступностью: антропометрия, дактилоскопия, учет (регистрация) преступников, фотографирование.

26 июня 1913 г. был созван 1 съезд начальников сыскных отделений, который положил начало организации профессионального обучения сотрудников уголовного сыска.

В связи с обострением социальной напряженности в деревне и крестьянскими выступлениями в 1903 г. была проведена частичная реорганизация сельской полиции: вместо выборных от крестьянства сотских, несших вспомогательную полицейскую службу в порядке повинности под руководством урядников, были учреждены штатные должности сельских стражников (не более одного на 2500 душ населения), которые являлись низшими чинами полиции. Из сельских стражников в случае необходимости могли быть сформированы отряды сельской стражи, составлявшие вооруженный резерв в распоряжении уездных исправников. Эта мера объяснялась ненадежностью сотских, многие из которых сами участвовали в крестьянских выступлениях.

Сразу же после подавления революции начался поиск мер по усилению политической полиции. Прежде всего, в 1902 г. для борьбы с революционным движением были учреждены розыскные отделения, которые были прикомандированы к губернским жандармским управлениям. Также была расширена сеть охранных отделений.

Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.

Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.

Парламентское право – особая система юридических принципов и норм, регулирующих внутреннее устройство парламента и связанные с ними, организационные отношения, процесс парламентской деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами власти, избирательным корпусом

Перед Россией на рубеже XIX—XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками.

Возникли и получили развитие монополии в промышленной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капиталах. Крупнейшие монополистические объединения действовали при участии англо-французских финансовых кругов.

Также следует отметить сильное отставание социально-экономического развития деревни. Сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации крестьян, непомерно высокие платежи и т. д.

Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.

К началу XX в. в России обострились национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, происходили крупные крестьянские выступления. Поражение России в русско-японской войне 1904—1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

Основные законы Устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.

Сделанные правительством Конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, А не воздействием либеральных идей и программ.

Основные государственные законы Были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Основные законы закрепляли такие Гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.

Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете.

Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представления об истоках парламентаризма в России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Понятия для актуализации: парламентаризм, гражданское общество, кадеты, эсеры, октябристы, большевики, меньшевики, черносотенцы.

Персоналии: Гучков А.И., Милюков П.Н., Мартов Ю.О., Ленин В.И., Чернов В.М.

Важнейшие даты: 17 октября 1905 г.; 1906 г.; 1907 г.

Задания по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из программы партии

1. Какой партии принадлежит эта программа? Почему вы так решили?

2. Какие цели (отдалённые и ближайшие) поставлены в ней? Назовите не менее двух положений.

3. К какой части политического спектра принадлежала эта партия?

Задания по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным

от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

1. Укажите, кем и в ходе каких событий был принят этот документ. Какое название в истории получил этот документ?

2. Используя текст, укажите основные принципы политической реформы, утверждаемой данным документом.

3. Какими были последствия принятия данного документа? Укажите не менее трёх последствий.

Практическое занятие № 22

Становление конституционной монархии

и элементов гражданского общества

Понятия для актуализации:

Парламентаризм - система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной. ри парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Гражданское общество — это один из гарантов соблюдения прав человека, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром.

Кадеты - члены Партии конституционных демократов (лидер - П.Н. Милюков); либеральная; выступала за конституционную монархию; центристы.

Эсеры - члены Партии социалистов-революционеров; представляли интересы крестьянства; использовали террор (лидер - Чернов В.М.); левые.

Октябристы - члены Партии "Союз 17 октября" (лидер - Гучков А.И.); партия крупных землевладельцев, предпринимателей и чиновников (крупной буржуазии); умеренно правые либералы.

Меньшевики - умеренное крыло Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), противники большевиков внутри партии; выступали за легальные формы борьбы и против жесткого централизма внутри партии; умеренно левые (лидер - Ю.О. Мартов).

Милюков П.Н. - лидер партии кадетов

Мартов Ю.О. - лидер меньшевиков

Ленин В.И. - лидер большевиков

Чернов В.М. - лидер партии эсеров

Важнейшие даты:

1906 г. - I Государственная Дума

1907 г. - II Государственная Дума

Задания по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Какой партии принадлежит эта программа? Почему вы так решили?

Может быть указано:

1) название — Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП);

2) в документе есть прямое указание на характерные идеи, принадлежащие РСДРП (положение о необходимости социальной революции пролетариата, которая уничтожит деление общества на классы и освободит всё человечество от угнетения).

Какие цели (отдалённые и ближайшие) поставлены в ней? Назовите не менее двух положений.

Может быть указано, что:

1) к ближайшим целям, поставленным в программе, можно отнести социальную революцию, в результате которой произойдёт замена частной собственности на средства производства общественной и введение планомерной организации производства;

2) конечная цель — уничтожение классового общества, освобождение всего угнетённого человечества, т.е. установление социализма.

К какой части политического спектра принадлежала эта партия?

Может быть указано, что определение конечных программных целей партии позволяет отнести РСДРП к левой части политического спектра.

Задания по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Укажите, кем и в ходе каких событий был принят этот документ. Какое название в истории получил этот документ?

Может быть указано, что:

1) документ принят императором Николаем II в ходе революции 1905—1907 гг. (Первая русская революция);

2) название документа — Манифест 17 октября.

Используя текст, укажите основные принципы политической реформы, утверждаемой данным документом.

Могут быть указаны следующие принципы:

1) дарование гражданских свобод;

2) создание высшего органа народного представительства;

3) наделение Думы законодательными полномочиями.

3. Какими были последствия принятия данного документа? Укажите не менее трёх последствий.


В работе предложен вариант практического занятия с разноуровневыми заданиями по истории для студентов 1 курса СПО.

Цель: закрепление знаний об общественно-политическом развитии России начала XX века; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления.

Порядок выполнения работы:

Ниже приведены две точки зрения на процесс становления конституционной монархии в России. Изучите предложенный материал (Таблица3), ответьте на вопросы и сделайте вывод: стала ли Россия конституционной монархией после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года?

1 уровень — базовый (оценка 3–4)

Обратитесь к таблице № 3

2 уровень (оценка 4–5)

  1. В чём проявилась кризисность ситуации, сложившейся в стране в канун революции 1905–1907?
  2. Прочитайте документы и определите, какие варианты выхода из революции предлагала власть?

Государственное устройство Российской империи до революции 1905–1907 гг.

Император

Назначались императором

Государственный Совет- законосовещательный орган.

Собственная Его Императорского Величества.

Правительствующий Сенат — высший орган суда и надзора

Святейший Синод — высший орган управления православной церковью

Государственное устройство Российской империи февраль 1906- февраль 1917 гг

Император

Собственная Его Императорского Величества Канцелярия

  1. Почему после роспуска Первой Государственной думы избирательный закон сохранился в прежнем виде, а после роспуска Второй Государственной думы был изменен?
  2. Почему по признанию современников, от революционеров до черносотенцев, 3 июня 1907 г. был совершен государственный переворот?

3 уровень (оценка 5)

Законы

Изменения взаконодательстве

Россия, переживавшая системный кризис, походила на готовый взорваться вулкан: нерешенность аграрного вопроса и господство помещичьего землевладения; разразившийся экономический кризис; обострившиеся национальные проблемы; полное политическое бесправие населения и отсутствие в правящих кругах серьезных намерений к последовательным реформам в политическом строе — все это создало социальную напряженность в обществе, почву для социального взрыва

реформы Святополк — Мирского

Ввести в Государственный Совет выборных представителей от населения, расширить права печати, ликвидировать общину, облегчить положение старообрядцев и евреев, признать политическими преступниками лишь террористов, не преследовать рабочих за сходки, расширить самостоятельность земского и городского самоуправления.

Апрель1905 г Земский съезд

Фёдор Фёдорович Кокошкин

Русский правовед, политический деятель, один из основателей Конституционно-демократической партии. Депутат Государственной Думы I созыва.

Высочайший рескрипт, данный на имя министра внутренних дел (18 февраля 1905)

Дума должна стать совещательным органом. Она получила право обсуждать законопроекты, государственные доходы и расходы, дела о постройке железных дорог и т. д., не имела право голоса по вопросам бюджета.Решение по всем вопросам оставалось за монархом. Дума могла распускаться досрочно по указу царя. Устанавливался порядок выборов в Думу. Избиратели делились на три курии: землевладельческую, городскую и крестьянскую. От выборов в Думу устранялись рабочие и бедное крестьянство (на основании имущественного ценза), женщины, военнослужащие и учащаяся (студенческая) молодежь. Для крестьян устанавливались 4-х ступенчатые, для дворян и буржуазии — 2-ступенчатые выборы.

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу… привлечь к участию в Думе. те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку 3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и, чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей. …

Указ от 19 октября 1905 года

Указ об учреждении объединенного, постоянно действующего правительственного органа — Совета министров воглаве с премьер-министром.

1905г..Оформились политические партии. В 1906 в стране было около 50 партий

май 1905 г создан Всероссийский крестьянский союз (ВКС).

К осени 1905 г. численность Союза достигла 200 тыс. чел., его организации были созданы в 111 волостях и 360 селах. Программа Союза требовала безвозмездной передачи всех земель крестьянам и созыва Учредительного собрания. Руководящую роль в нем играли эсеры во главе с В. М. Черновым

Создание Советов рабочих депутатов.

Декабрьское вооруженное восстание в Москве7 (20)—18 (31) декабря1905года.

Избиратели делились на четыре курии: землевладельческая (помещики), городская (буржуазия), крестьянская, рабочая. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Понижен имущественный ценз. Право голоса лишались женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25-ти лет, кочевые народы.

Государственный Совет становился верхней законодательной палатой и получал право утверждать или отклонять принятые Думой законы. Монарх назначал 1/2 членов Государственного Совета, а остальных избирали губернские земства, дворянские и купеческие общества, биржевые комитеты, православное духовенство и университеты. Дума наделялась законодательными правами. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

I Государственная Дума 27 апреля по 8 июля 1906 г. работала 72 дня. 9 июля Дума распущена

II Государственная Дума работала 103 дня —

20 февраля по 2 июня 1907 г

518 депутатов: 65 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов, 104 трудовика, 98 кадетов, 54 правых и октябристов, 76 автономистов, 50 беспартийных, 17 из казачьей группы. Трудовики выступили за полную отмену столыпинского аграрного законодательства, за национализацию всей земли и передачу ее крестьянам фактически без выкупа, требовали создания местных земельных комитетов на основе всеобщего избирательного права. 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена царём. Предлогом для разгона парламента стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 3 июня все члены этой фракции были арестованы и преданы суду.

3 июня 1907.Манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона

Задание 2

  1. Проанализируйте материал о гражданском обществе (Приложение1), обратитесь к таблице 3, определите субъекты гражданского общества Российской империи в период революции 1905–1907 гг., заполните таблицу4
  2. Охарактеризуйте политические и социальные силы, ставшие активными участниками революции. Каковы были их требования?

Приложение 1

‒ Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов.

‒ Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и их добровольных объединений, ограждённых законами от произвола со стороны государственной власти

Важнейшим элементом гражданского общества является система самоуправления.

Критерии существования вРоссийской империи гражданских институтов

Институциональный (сеть общественных организаций)

Правовой (система публичных прав и правовых гарантий, возможности свободной самореализации индивида и коллектива)

Практический (наличие конкретных результатов их деятельности);

Идеологический (признание обществом роли объединения людей, как фактора развития социума, способа решения проблем населения, реализации его прав).

Основные термины (генерируются автоматически): Государственная Дума, Россия, гражданское общество, Государственный Совет, Дума, народное представительство, конституционная монархия, Учредительное собрание, государственная власть, Российская империя.

Похожие статьи

Создание Государственной Думы Российской империи как.

С далеких времен, стремясь к народному представительному управлению, под звуки набата жители крупных городов Древней Руси собирались на Народное вече. Вечевые собрания решали все значимые вопросы.

Шаги к демократии: была ли возможность у Российской Империи.

российская Империя, Россия, III, конституционная монархия, император, Государственная дума, начало, Манифест, Российская действительность, абсолютная монархия.

Деятельность владимирских депутатов в Государственной Думе.

Государственная дума, Государственный совет, Дума, Россия, выбор, законодательный орган, Российская Империя. Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета.

Изменение в самодержавной структуре власти по инициативе.

Государственная дума, Государственный совет, Дума, Россия, выбор, законодательный орган, Российская Империя, верхняя палата, высшее государственное управление, самодержавная власть.

россия, Государственная дума, манифест, октябрь, Государственный совет, неприкосновенность личности, российский конституционализм, народное представительство, государственный порядок.

Размышления о Конституционном Собрании, или На пути к.

Конституционное Собрание, Российская Федерация, Конституция, мнение, Президент РФ, пересмотр Конституции, государственная власть, Государственная Дума, единственный источник власти, РФ.

Противоречивость в политике П. А. Столыпина и оценка его.

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета. Государственная Дума, Государственный Совет, III, согласительная комиссия, Дума, проект, законопроект, бюджетная комиссия, политическая система, Россия.

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального.

Ключевые слова: парламент, государство, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Верховный Совет, Конституция, Государственное управление, государственный строй.

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета.

Государственная Дума, Государственный Совет, III, согласительная комиссия, Дума, проект, законопроект, бюджетная комиссия, политическая система, Россия.

Читайте также: