Сша в 18 веке кратко 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

США возникли в итоге войны 1775-1783 гг. североамериканских английских колоний за независимость, первые их которых были основаны в начале XVII в. Верховная власть в колониях (штатах - "государствах") принадлежала королю и парламенту, исполнительная власть - губернатору, из тринадцати штатов в восьми он назначался, в трех - утверждался королем и только в двух - избирался колонистами. Колонисты могли принимать любые законы, если они не противоречили законам метрополии. Законодательная власть принадлежала двум палатам - цензовой нижней и верхней - фактический совет при губернаторе. Судей назначал король непосредственно или по представлению губернатора.

Основная масса переселенцев была протестантами, среди которых процветал культ трудолюбия и предприимчивости. Им, привыкшим полагаться на самих себя, особенно импонировали труды представителей естественно-договорной школы: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.

Борьба колоний за свою независимость началась с 60-х годов XVIII в. В то время теоретическое обоснование ее было в русле уравнивания прав колоний с метрополией, но уже в начале 70-х годов требования радикализуются. Основываясь на идеях Просвещения, идеях естественно-правовой доктрины, которые к тому времени проникают и в колонии Северной Америки, колонисты заявляют, что их "права и свободы" не могут быть отняты или ограничены без их согласия (Декларация I Континентального конгресса 1774 г.).

Конфликт между колониями и метрополией назревал постепенно. Камнем преткновения стали расхождения по аграрному вопросу и налогообложению. И если колониальная администрация находила общий язык с законосовещательными собраниями колоний, то по-иному обстояло дело с массовыми сходками поселенцев. На них порой принимались весьма радикальные резолюции, например, "Никаких налогов без представительства в парламенте!". Попытки правительства Англии сдерживать стремление колоний к полной независимости, к ликвидации господства метрополии наталкивались на решительное сопротивление американского народа.

Начало открытому столкновению между колонистами и метрополией положило так называемое "Бостонское чаепитие" 1773 г., когда возмущенные английскими пошлинами на чай бостонцы, переодетые индейцами, выбросили тонны чая в воду. В ответ Лондон принял карательные меры, а колонисты стали формировать вооруженные отряды для борьбы за независимость. Религиозная и этническая разобщенность привела к тому, что страна раскололась на два лагеря: противников и сторонников английского короля. 19 апреля 1775 г. между колонистами и английскими войсками начались открытые военные действия. 10 мая в Филадельфии открылся II Континентальный конгресс, который в силу чрезвычайных обстоятельств превратился из консультативного органа в полномочное собрание представителей всех колоний и стал выполнять функции федерального представительства. Полковник Дж. Вашингтон был назначен главнокомандующим. В июне было объявлено о создании регулярной армии. В ответ на это король объявил колонии в состоянии мятежа.

Самым важным в работе II Континентального конгресса стало принятие 4 июля 1776 г. Декларации независимости США, выразившей коренные чаяния американского народа о свободе и демократии:

Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди равны по рождению, что они наделены Творцом определенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых.

Декларация независимости знаменовала рождение нового государства. В 1775-1783 гг. были приняты конституции штатов. Важным конституционным актом Континентального конгресса 1777 г. стали "Статьи Конфедерации" - фактически первая конституция Соединенных Штатов, вступившая в силу 1 марта 1781 г. По существу это договор о союзе и сотрудничестве между 13 независимыми государствами (штатами), в котором каждый из штатов сохранял свой суверенитет. Общие вопросы союза предполагалось решать ежегодно созываемым однопалатным конгрессом, где каждый штат имел один голос.




17 сентября 1787г. Конвент одобрил проект Конституции и после ее ратификации тремя четвертями штатов конституция США вступила в силу.

После окончания Семилетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились этому и выдвинули ряд аргументов конституционно-правового характера. В обоснование своих прав и свобод американцы использовали естественно-правовые идеи С. Пуфен-дорфа и Дж. Локка.

Аргумент о том, что жители колоний наделены всеми "врожденными правами и свободами англичан" и потому вправе иметь своих представителей в законодательных собраниях, первым выдвинул Дж. Дикинсон. Позднее эти идеи развил Т. Джефферсон. Своеобразную позицию занял Б. Франклин, который на основе концепции гомруля (самоуправления) доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и конституцией Англии и, следовательно, колонисты уже не могли считаться британскими подданными и потому не должны подчиняться решениям британского парламента.

Апелляция к "естественным и неотчуждаемым правам человека" усилилась в Америке с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского парламента пойти на уступки. В 1776 г. с появлением "Вирджинского билля о правах" ситуация о понимании свободы резко меняется. Если ранее предоставление прав и свобод происходило сверху от наследного правителя и они не включались в контекст правосознания общества, то теперь они были приняты "представителями доброго народа Вирджинии", т.е. были обязаны своим существованием суверенному народу и гарантированы каждому человеку. В результате идея прав человека одержала убедительную победу, по крайней мере на уровне конституций.

Декларация независимости, принятая единогласно всеми 13 штатами, также воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека и на этой основе формулирует и провозглашает конституционный принцип народного суверенитета и права народа на политическое самоопределение и независимое существование.

Однако впоследствии лагерь революционеров раскололся на федералистов и республиканцеВ.
Основным проводником просветительских идей в колониальной Америке XVIII в. были газеты. Первая американская газета вышла в 1704 г. в Бостоне. Вторая газета стала издаваться в начале 20-х годов в Филадельфии. К началу революции в колониях издавалось уже около пятидесяти газет. Наряду с газетами популярной литературой светского характера (основной книгой для семейного чтения оставалась Библия) являлись альманахи и календари, которые также использовались американскими просветителями для пропаганды новых идей.

В XVIII в. в Америке возникают университеты. К середине века их уже насчитывалось восемь, в том числе Гарвардский (близ Бостона, основан в 1636 г.), Йельский (в Нью-Хэвене, штат Массачусетс, основан в 1701 г.), Филадельфийский (основанный Франклином в 1740 г.), Принстонский (в штате Нью-Джерси, основан в 1746 г.), Колумбийский (в штате Нью-Йорк, основан в 1754 г.).

Американское Просвещение имело возможность опереться на опыт, накопленный передовой мыслью колоний XVII в.,- на труды Хукера, Роджера Уильямса и Уайза. Кроме того, просветительская мысль в США питалась идеями европейского Просвещения. В колониях читали Локка и Шефтсбери, Дефо и Свифта, сюда проникали труды Монтескье и Вольтера.

Американским просветителям, подобно их европейским собратьям, приходилось вести ожесточенную борьбу против церкви. Американские просветители вели пропаганду рационализма и деизма. Деизм становится характерной чертой мировоззрения просветителей США, которые в отдельных случаях (Томас Пейн) выходили за рамки деизма, приближаясь к атеизму.

Но главной задачей американского Просвещения была проповедь республиканских идей, решительное осуждение монархии, защита народного суверенитета. При этом в отличие от европейских просветителей, которым было дано лишь подготовить умы к революции, деятели американского Просвещения смогли принять непосредственное участие в революции - они стали ее идеологами, ее политическими вождями.

США возникли в итоге войны 1775-1783 гг. североамериканских английских колоний за независимость, первые их которых были основаны в начале XVII в. Верховная власть в колониях (штатах - "государствах") принадлежала королю и парламенту, исполнительная власть - губернатору, из тринадцати штатов в восьми он назначался, в трех - утверждался королем и только в двух - избирался колонистами. Колонисты могли принимать любые законы, если они не противоречили законам метрополии. Законодательная власть принадлежала двум палатам - цензовой нижней и верхней - фактический совет при губернаторе. Судей назначал король непосредственно или по представлению губернатора.

Основная масса переселенцев была протестантами, среди которых процветал культ трудолюбия и предприимчивости. Им, привыкшим полагаться на самих себя, особенно импонировали труды представителей естественно-договорной школы: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.

Борьба колоний за свою независимость началась с 60-х годов XVIII в. В то время теоретическое обоснование ее было в русле уравнивания прав колоний с метрополией, но уже в начале 70-х годов требования радикализуются. Основываясь на идеях Просвещения, идеях естественно-правовой доктрины, которые к тому времени проникают и в колонии Северной Америки, колонисты заявляют, что их "права и свободы" не могут быть отняты или ограничены без их согласия (Декларация I Континентального конгресса 1774 г.).

Конфликт между колониями и метрополией назревал постепенно. Камнем преткновения стали расхождения по аграрному вопросу и налогообложению. И если колониальная администрация находила общий язык с законосовещательными собраниями колоний, то по-иному обстояло дело с массовыми сходками поселенцев. На них порой принимались весьма радикальные резолюции, например, "Никаких налогов без представительства в парламенте!". Попытки правительства Англии сдерживать стремление колоний к полной независимости, к ликвидации господства метрополии наталкивались на решительное сопротивление американского народа.

Начало открытому столкновению между колонистами и метрополией положило так называемое "Бостонское чаепитие" 1773 г., когда возмущенные английскими пошлинами на чай бостонцы, переодетые индейцами, выбросили тонны чая в воду. В ответ Лондон принял карательные меры, а колонисты стали формировать вооруженные отряды для борьбы за независимость. Религиозная и этническая разобщенность привела к тому, что страна раскололась на два лагеря: противников и сторонников английского короля. 19 апреля 1775 г. между колонистами и английскими войсками начались открытые военные действия. 10 мая в Филадельфии открылся II Континентальный конгресс, который в силу чрезвычайных обстоятельств превратился из консультативного органа в полномочное собрание представителей всех колоний и стал выполнять функции федерального представительства. Полковник Дж. Вашингтон был назначен главнокомандующим. В июне было объявлено о создании регулярной армии. В ответ на это король объявил колонии в состоянии мятежа.

Самым важным в работе II Континентального конгресса стало принятие 4 июля 1776 г. Декларации независимости США, выразившей коренные чаяния американского народа о свободе и демократии:

Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди равны по рождению, что они наделены Творцом определенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых.

Декларация независимости знаменовала рождение нового государства. В 1775-1783 гг. были приняты конституции штатов. Важным конституционным актом Континентального конгресса 1777 г. стали "Статьи Конфедерации" - фактически первая конституция Соединенных Штатов, вступившая в силу 1 марта 1781 г. По существу это договор о союзе и сотрудничестве между 13 независимыми государствами (штатами), в котором каждый из штатов сохранял свой суверенитет. Общие вопросы союза предполагалось решать ежегодно созываемым однопалатным конгрессом, где каждый штат имел один голос.

17 сентября 1787г. Конвент одобрил проект Конституции и после ее ратификации тремя четвертями штатов конституция США вступила в силу.

После окончания Семилетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились этому и выдвинули ряд аргументов конституционно-правового характера. В обоснование своих прав и свобод американцы использовали естественно-правовые идеи С. Пуфен-дорфа и Дж. Локка.

Аргумент о том, что жители колоний наделены всеми "врожденными правами и свободами англичан" и потому вправе иметь своих представителей в законодательных собраниях, первым выдвинул Дж. Дикинсон. Позднее эти идеи развил Т. Джефферсон. Своеобразную позицию занял Б. Франклин, который на основе концепции гомруля (самоуправления) доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и конституцией Англии и, следовательно, колонисты уже не могли считаться британскими подданными и потому не должны подчиняться решениям британского парламента.

Апелляция к "естественным и неотчуждаемым правам человека" усилилась в Америке с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского парламента пойти на уступки. В 1776 г. с появлением "Вирджинского билля о правах" ситуация о понимании свободы резко меняется. Если ранее предоставление прав и свобод происходило сверху от наследного правителя и они не включались в контекст правосознания общества, то теперь они были приняты "представителями доброго народа Вирджинии", т.е. были обязаны своим существованием суверенному народу и гарантированы каждому человеку. В результате идея прав человека одержала убедительную победу, по крайней мере на уровне конституций.

Декларация независимости, принятая единогласно всеми 13 штатами, также воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека и на этой основе формулирует и провозглашает конституционный принцип народного суверенитета и права народа на политическое самоопределение и независимое существование.

Однако впоследствии лагерь революционеров раскололся на федералистов и республиканцеВ.
Основным проводником просветительских идей в колониальной Америке XVIII в. были газеты. Первая американская газета вышла в 1704 г. в Бостоне. Вторая газета стала издаваться в начале 20-х годов в Филадельфии. К началу революции в колониях издавалось уже около пятидесяти газет. Наряду с газетами популярной литературой светского характера (основной книгой для семейного чтения оставалась Библия) являлись альманахи и календари, которые также использовались американскими просветителями для пропаганды новых идей.

В XVIII в. в Америке возникают университеты. К середине века их уже насчитывалось восемь, в том числе Гарвардский (близ Бостона, основан в 1636 г.), Йельский (в Нью-Хэвене, штат Массачусетс, основан в 1701 г.), Филадельфийский (основанный Франклином в 1740 г.), Принстонский (в штате Нью-Джерси, основан в 1746 г.), Колумбийский (в штате Нью-Йорк, основан в 1754 г.).

Американское Просвещение имело возможность опереться на опыт, накопленный передовой мыслью колоний XVII в.,- на труды Хукера, Роджера Уильямса и Уайза. Кроме того, просветительская мысль в США питалась идеями европейского Просвещения. В колониях читали Локка и Шефтсбери, Дефо и Свифта, сюда проникали труды Монтескье и Вольтера.

Американским просветителям, подобно их европейским собратьям, приходилось вести ожесточенную борьбу против церкви. Американские просветители вели пропаганду рационализма и деизма. Деизм становится характерной чертой мировоззрения просветителей США, которые в отдельных случаях (Томас Пейн) выходили за рамки деизма, приближаясь к атеизму.

Но главной задачей американского Просвещения была проповедь республиканских идей, решительное осуждение монархии, защита народного суверенитета. При этом в отличие от европейских просветителей, которым было дано лишь подготовить умы к революции, деятели американского Просвещения смогли принять непосредственное участие в революции - они стали ее идеологами, ее политическими вождями.

В южной части новых земель преобладали большие плантации – крупные земельные участки, занятые той или иной сельскохозяйственной культурой. На них использовался труд негров-рабов. Такие же плантации давно существовали и в колониях американского Юга, теперь ставших штатами. Рабовладельцы-плантаторы, в сущности, были типичными капиталистическими хозяевами. Но эксплуатировали они не наёмных рабочих, а исключительно дешёвый (почти бесплатный) труд негров-рабов. Против рабства выступали многие белые американцы.


Реклама, призывающая переселяться в Калифорнию


В чём состояла особенность развития американского Юга? В чём заключалось противоречие между Югом и Севером?

Промышленный переворот в США

Молодая страна стремилась встать в ряды передовых держав мира, а потому промышленный переворот в США осуществлялся исключительно быстрыми темпами. Вначале американцы использовали английские изобретения, затем появились и свои, американские. В 1793 г. Э?ли Уи?тни сконструировал хлопкоочистительную машину. Она позволила увеличить производительность труда в сотни раз! По мере внедрения машины (а также возраставшей эксплуатации дешёвого труда негров-рабов) производство хлопка стремительно росло.


Рабы на хлопковой плантации. Художник В. Уокер


Использование хлопкоочистительной машины


Объявление об открытии железной дороги

С 1840-х гг. по всей стране развернулось активное строительство железных дорог. Это способствовало как укреплению внутреннего рынка, так и продвижению переселенцев в западные области.


Какие успехи в промышленном развитии делали США? Чем можно объяснить быстрое экономическое развитие этой страны?

Внешняя политика США и расширение территории страны

В начале XIX в. англоамериканские отношения вновь обострились. В июне 1812 г. началась новая война. Англичане, перебросив через океан мощные подкрепления, нанесли американцам ряд чувствительных ударов. В августе 1814 г. английский десант даже захватил на два дня столицу США Вашингтон, успев за это время сжечь или разрушить главные здания города.


Территория США постоянно расширялась. В 1803 г. у Франции была выкуплена Луизиана. В течение 1810-х гг. американцы завладели испанской Флоридой. Затем началось стремительное продвижение на Запад, к Тихому океану.


Индейцев насильно вывозят в резервации – на специально отведённые для них территории. Художник Р. Линде

По мирному договору (февраль 1848 г.) Мексика потеряла примерно 55 % своей территории (включая Техас).

В 1867 г. Соединённые Штаты Америки приобрели у России огромный северный полуостров Аляска. Североамериканская держава превратилась в трансконтинентальную (т. е. пересекающую континент от океана до океана).

В течение первой половины XIX в. численность чёрных рабов в США постоянно росла. К середине столетия она превысила 3 млн. человек. Плантаторам рабство приносило огромные прибыли, между тем на американском Севере и Западе ширился протест против рабства. Борцов против рабовладения стали называть аболиционистами (т. е. упразднителями). В их числе были фермеры и ремесленники, чиновники и священники, рабочие и представители интеллигенции. В стране возникали общества аболиционистов.


Отправка негров-рабов из Африки в Америку

В октябре 1859 г. белый фермер Джон Бра?ун, возглавлявший отряд аболиционистов, попытался поднять восстание рабов в Вирги?нии. Но Брауна и его сторонников не поддержали ни местные негры-рабы, ни тем более белые виргинцы. В перестрелке с прибывшими войсками часть восставших погибли, остальные, включая Брауна, оказались в плену. По приговору суда Браун и несколько повстанцев были повешены.


Начало Гражданской войны

В ноябре 1860 г. на президентских выборах победил республиканец Авраа?м Линко?льн, умеренный противник рабства. До этого у власти долгое время находились демократы, выступавшие за невмешательство в решение вопроса о рабстве и постоянно делавшие уступки рабовладельцам.


Четыре года президентства Линкольна поставили его в ряды ведущих политиков Нового времени. Линкольн не был аболиционистом, он даже заявлял, что неграм нельзя предоставлять избирательные права. Но будущий президент, как и его партия, выступал за ограничение рабства и его постепенную отмену.

Победа Линкольна на выборах послужила для рабовладельцев сигналом к действию. Руководители южных штатов договорились о совместном выходе из состава США и создании своего государства. Не дожидаясь вступления Линкольна на пост президента, 20 декабря 1860 г. об отделении от США объявила Южная Кароли?на, а затем ещё 10 штатов. 4 февраля 1861 г. отделившиеся штаты образовали рабовладельческое государство – Конфедеративные Штаты Америки (или Конфедерацию) со столицей в Ри?чмонде (Виргиния). Её президентом стал крупный плантатор Дже?фферсон Дэ?вис. Раскол страны стал фактом, и это, по сути, означало объявление войны федеральному правительству.

12—13 апреля войска Южной Каролины обстреляли и захватили находившийся на территории штата форт Са?мтер, оставшийся верным Союзу – так в обиходе именовали в те годы США без отделившихся южных штатов. Началась Гражданская война – самая страшная национальная трагедия в истории США.

Экономический и людской потенциал Союза был значительно большим, чем у Конфедерации. К началу войны на Севере и Западе жили 22 млн. человек, а на Юге – только 9 млн. человек, из которых 3,5 млн. составляли негры-рабы.


Почему инициаторами раскола США и начала Гражданской войны стали южане, обладавшие явно меньшим потенциалом?

Тем не менее начало боевых действий сложилось для северян неудачно. На восточном театре войны они потерпели несколько поражений из-за нерешительных, пассивных действий командования. Успешнее для северян пели дела на западных фронтах, где особенно отличились войска во главе с генералами Ули?ссом Гра?нтом и Уи?льямом Ше?рманом.


Улисс Грант. Фотография


Сражение при Геттисберге

С лета 1863 г. материальное превосходство Севера всё сильнее влияло на ход войны. 1–3 июля произошло крупное сражение при Ге?ттисберге (Пенсильва?ния). Там сошлись сильнейшая армия северян и войска мятежников во главе с их лучшим полководцем Робертом Ли. Конфедераты были разбиты, и остатки их войск отступили на юг.


Солдат армии южан

Победы северян обозначили окончательный перелом в войне. Попытки южан изменить положение в свою пользу ни к чему не привели. Наступал завершающий этап войны.

Гражданская война в США



Пользуясь картой, назовите штаты, воевавшие на стороне Союза и на на стороне Конфедерации. Каковы были основные действия войск северян? Назовите важнейшие сражения Гражданской войны в США.

Завершение Гражданской войны

В марте 1864 г. главнокомандующим войск Союза был назначен генерал Улисс Грант, отлично проявивший себя в ходе войны. Он разработал единый стратегический план разгрома противника. Весь военно-экономический потенциал Союза был мобилизован для борьбы с южанами. После тяжёлых кровопролитных боёв войска Роберта Ли удалось оттеснить к двум основным виргинским городам – Ричмонду и Пи?терсбергу. С ходу захватить эти города не удалось. Началась их длительная осада, затянувшаяся почти на год.

Из других операций, задуманных Грантом, наиболее важным был рейд трёх армий во главе с Уильямом Шерманом через штат Джорджия к Атлантическому океану. Преодолев отчаянное сопротивление мятежников, армии Шермана к началу декабря прорвались к побережью Атлантики. Осадив крупный порт Саванна, войска северян 21 декабря взяли его. В результате Конфедерация, как и планировалось, оказалась разделённой надвое.

В боях в Виргинии, начиная с осени 1864 г., особенно отличились войска генерала Фи?липа Ше?ридана. Глубокие рейды его кавалеристов в тыл мятежников поднимали панику в их рядах. В начале апреля 1865 г. войска Гранта наконец прорвали фронт мятежников. Ричмонд и Питерсберг были заняты северянами.


Генерал Роберт Ли подписывает акт о перемирии с северянами

Остатки войск южан отступили к местечку Аппома?ттокс, где 9 апреля генералы Грант и Ли подписали перемирие. Мятежников отпустили по домам, взяв с офицеров подписку о верности правительству США. Фактически война была окончена. Вскоре капитулировали и остальные армии южан, последняя из них сдалась 26 мая.

Один из самых трагических выстрелов этой войны прозвучал вечером 14 апреля в вашингтонском театре Форда. Актёр Бутс, фанатик-южанин, выстрелом в затылок смертельно ранил Авраама Линкольна. 15 апреля Президент США скончался. Но это, разумеется, уже ничем не могло помочь поверженной Конфедерации.

В ходе Гражданской войны было ликвидировано негритянское рабство и крупное плантационное хозяйство американского Юга. Наряду с демократическим решением земельного вопроса (Закон о гомстедах) это окончательно устранило препятствия, тормозившие развитие капитализма в США.


Доктрина – изложение (обычно довольно краткое) политических, философских, экономических или иных взглядов.


• 1812, июнь – 1815, январь – Англо-американская война.

• 1823, декабрь – провозглашение доктрины Монро.

• 1846–1848 – Американо-мексиканская война.

• 1859, октябрь – восстание Джона Брауна.

• 1861, 4 февраля – создание Конфедеративных Штатов Америки – рабовладельческого государства на юге США.

• 1861, апрель – 1865, май – Гражданская война в США.

• 1863,1 января – вступление в силу Декларации об отмене рабства в мятежных штатах Юга.

(Записка Джона Брауна, переданная им на волю накануне казни. 2 декабря 1859 г.)

1. Что привлекало в Северную Америку переселенцев из Европы? Почему после завоевания Штатами независимости число переселенцев в США значительно возросло?

2. За счёт чего, по-вашему, США удалось довольно быстро (за полвека) в несколько раз увеличить свою территорию? Какие факторы сыграли в этом решающую роль?

3. Какие события и действия оказали наибольшее влияние на перелом в ходе Гражданской войны? Обоснуйте свой ответ.

4. Было ли неизбежно поражение Конфедерации – объединения рабовладельческих штатов США? Имело ли плантационное рабство в США перспективу успешного развития?

Вспомните, в чём состояло сходство положения американских и европейских рабочих. Чем его можно объяснить?

Дайте оценку этому высказыванию. Как и почему могли родиться такие взгляды, несовместимые с представлениями о демократических правах и свободах (закреплённых в Конституции США и в Декларации независимости США)?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 26. МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО В КОНЦЕ XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА

§ 26. МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО В КОНЦЕ XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА Княжение великого князя Василия I. Сын Дмитрия Донского Василий I княжил с 1389 по 1425 год. Он получил от ордынского хана ярлык на великое княжение во Владимире. Затем купил в Орде ярлык на Нижегородское

§ 3. Политический строй русских земель в конце XIV — первой половине XV в. Феодальная война

§ 3. Политический строй русских земель в конце XIV — первой половине XV в. Феодальная война В главных своих чертах политический строй русских земель в конце XIV — первой половине XV в. не отличался от того, что мы наблюдаем во второй половине XIV в. Как и раньше, первым и главным

2. Российская империя в конце XVIII — первой половине XIX в.

2. Российская империя в конце XVIII — первой половине XIX в. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся

Упадок морского разбоя в конце XVII — первой половине XVIII века

Упадок морского разбоя в конце XVII — первой половине XVIII века Конец XVII столетия оказался для североафриканских пиратов временем относительного покоя. С 1689 по 1714 год европейские державы были вовлечены в многочисленные конфликты, что привело к увеличению присутствия

Картлийское и Кахетское царства в первой половине XVIII века

Картлийское и Кахетское царства в первой половине XVIII века 1. Картлийское царство в период правления Вахтанга VI. Назначенный джанишином (правителем) Картли Вахтанг VI сначала же провел энергичные меры по укреплению царской власти. Он сместил с должности назначенных

Россия и мир в конце XVIII – первой половине XIX в.

Россия и мир в конце XVIII – первой половине XIX в. 1796–1801 Царствование Павла I Он родился в 1754 г. в семье наследника престола, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Отношения

VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века

VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века 33. Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I Свержение королевской власти во Франции. В конце XVIII века в Западной Европе произошли большие события, которые отразились на жизни всех стран, в

ГЛАВА ПЕРВАЯ СОСТОЯНИЕ ЗАПАДНОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XVI И В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА

ГЛАВА ПЕРВАЯ СОСТОЯНИЕ ЗАПАДНОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XVI И В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА Значение религиозной борьбы в Восточной Европе. – Мысль об унии. – Иезуиты: Скарга и Поссевин. – Западнорусские архиереи, аристократия, братства. – Поведение архиереев во Владимире, Луцке,

Глава первая Состояние западной России в конце XVI и в первой половине XVII века

Глава первая Состояние западной России в конце XVI и в первой половине XVII века Значение религиозной борьбы в Восточной Европе. – Мысль об унии. – Иезуиты: Скарга и Поссевин. – Западнорусские архиереи, аристократия, братства. – Поведение архиереев во Владимире, Луцке,

§ 7. Великобритания в конце XVIII – первой половине XIX века

§ 7. Великобритания в конце XVIII – первой половине XIX века Эволюционный путь развития обществаВ Новое время рост капиталистической экономики, как правило, опережал развитие политического устройства, поэтому монархии и сословное неравенство в ряде стран Европы

§ 7. Англия в конце XVIII – первой половине XIX века

§ 7. Англия в конце XVIII – первой половине XIX века Эволюционный путь развития обществаИз первой части учебника вы узнали, что течения социально-политической мысли и многие процессы в истории общества делятся на эволюционные и революционные. В Новое время в ряде стран

§ 14. США в конце XVIII – первой половине XIX века

§ 14. США в конце XVIII – первой половине XIX века Развитие США в первые десятилетия независимостиИз первой части учебника вы знаете, что буржуазный уклад начал утверждаться в Северной Америке еще в период колониальной зависимости от Англии. На этапе самостоятельного

Н. Г. Шевченко СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУБАНИ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Н. Г. Шевченко СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУБАНИ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Особенности социально–экономического развития Кубани в конце XVIII — ив первой половине XIX в. во многом определялись условиями, в которых происходило это развитие.В период

Колониальная Америка в 17-18 веках

Соединённые Штаты Америки берут своё начало от 13 северо-американских колоний Великобритании, узкой полосой протянувшихся вдоль побережья Атлантического океана. Интерес к освоению Северной Америки англичане проявили ещё в 1497 году. Спустя 5 лет после открытия Колумбом Америки Джон Кабот, генуэзец, состоявший на английской службе, исследовал побережье Ньюфаундленда и Лабрадор. Однако прошло 90 лет, прежде чем началось планомерное освоение северо-американского побережья.

Начало истории США

Идейным вдохновителем проекта колонизации был сэр Уолтер Рэли, пират и флотоводец, придворный, фаворит королевы Елизаветы Первой. Первая колония была названа Виргиния – в честь королевы-девственницы Елизаветы, а первое поселение возникло на острове Роанок в 1585 году. Однако судьба этой колонии сложилась трагически, что с ней произошло – до конца не выяснено.

Первый успех к англичанам пришел в 1607 году, когда в той же Виргинии была основана колония Джеймстаун. Однако гораздо большую известность имеет другая колония Великобритании, которая возникла спустя 13 лет в Новой Англии – на корабле “Мэйфлауэр” в Америку прибыли пилигримы, основавшие Плимутскую колонию.

Начало было положено. Одна за другой в Северной Америке возникают колонии – Массачусетс, Коннектикут, Дэлавэр. Однако не только англичане осознали все прелести колонизации Северной Америки, их первыми главными конкурентами стали голландцы, основавшие на острове Манхэттен город Новый Амстердам. Лишь в 1667 году англичане смогли захватить эту колонию, которая разрезала их владения на две части, и сегодня мы знаем этот город под гораздо более привычным названием – Нью Йорк.

До войны за независимость какого-либо колониального единства в административном плане не существовало. Однако колонистов объединяли гораздо более важные фундаментальные черты. Единство заключалось не в административном устройстве, а в тех фундаментальных чертах истории и культуры, которые и позволили в дальнейшем создать единую американскую нацию.

Колонии чётко разделялись на три группы: самые северные (Новая Англия), среднеатлантические и южные. В Новую Англию прибывали пуритане в поисках религиозной свободы с целью создания идеального общества, свободного от пороков Старого Света. Этот суровый край станет оплотом торговли и предпринимательства. В южные штаты колонисты ехали с целью обогащения и улучшения своего социально-экономического положения. Здесь главенствующее место займет плантационное хозяйство и возникнет негритянское рабство. Наконец, среднеатлантические колонии, унаследованные от голландцев, привлекали колонистов со всех стран Европы и стали тем образцом мультикультурного синтеза, который позволил всем дать возможность достижения успеха на выбранной ниве и стал образцом дальнейшего создания американского “плавильного котла”.

Империя Великобритании в Новом Свете не ограничивалась колониями в Северной Америке, а протягивалась до Карибского бассейна и побережья Гвианы. Хватало в Америке и представителей других европейских государств, однако ни одной колонии не было суждено добиться того успеха, который выпал на долю Соединённых Штатов.

В чём причина такого успеха? Эти причины следует искать в колониальном периоде. Англичане, в отличие от европейцев, сбрасывали в Новый Свет так называемые пассионарные элементы, а также активно привлекали представителей других европейских стран. Обилие земли и нехватка рабочих рук повышали ценность труда, а вместе с ним и ценность человеческой жизни.

За полтора века британские владения в Северной Америке превращаются в наиболее динамичную часть империи. При помощи колонистов англичане одержали победу над французами в Семилетней войне и лишили своих новых главных конкурентов всех их владений в Северной Америке. Для англичан открывалась дорога к безраздельному господству над миром.

Однако победив своих иностранных конкурентов при помощи колонистов, англичане неожиданно получили мощный удар от своих переселенцев. Жители Северной Америки начинали все больше тяготиться мелочными предписаниями, которые исходили из Лондона, различными поборами и неуважением их традиционных прав и свобод. Осознание своей силы и стремление в максимальной степени раскрыть свой потенциал вдохновили американцев на борьбу. Ставкой в этой борьбе стали жизнь, свобода и стремление к счастью – основополагающие принципы для любого человека, которые легли в основу будущего американского государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- выяснить причины быстрого экономического развития США, выявить препятствие для дальнейшего развития капитализма . Рассмотреть причины, ход и итоги гражданской войны 1861-1865 гг.;

- продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, решать познавательные задачи.

Задачи урока: 1) рассмотреть и проанализировать различия между северными и южными штатами, проследить за ходом гражданской войны 2) формировать умение рассуждать логически, сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение на основе анализа делать выводы, осуществлять связь с современностью, развивать историческое мышление; 3)воспитывать отрицательное отношение к эксплуатации, неравенству.

Тип урока: изучение нового материала Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Технология проблемного обучения.

Ход урока. 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (Работа с заполнением пропусков в тексте)

Изучение новой темы.

Актуализация знаний: - Вспомните, о каких ведущих странах Запада мы говорили на прошлых уроках?

- По каким признакам были выделены эти страны? (Англия, Франция, Германия, Италия. - По уровню модернизации).

- Сегодня нам предстоит изучить страну, которая в ХIХ веке смогла выделиться как мировая держава и оставаться таковой до сегодняшнего дня. Что это за страна? (США).

Создаем проблему: - Прочитайте документ стр. 133. Что нам сегодня предстоит выяснить? Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы?

Экономическое развитие США в пер. пол. XIX в.

Территориальные изменения США в XIX в.

Гражданская война 1861-1865 гг.

1. Работа над новой темой. - Уже к 1861 г. США вышли на 4 место в мире по объему промышленного производства. Работа с учебником и тетрадью. С.134, абз. 3, с. 135.

- Что позволило США выйти на уровень технического развития ведущих государств Европы?

- Определите причины быстрого экономического развития США и запишите их в тетрадь.

2. Почему южные штаты отставали в экономическом развитии от северных? (Развитие капитализма тормозило рабство)

2. Внешняя политика США Территориальная экспансия США органически вытекала из экономического уклада страны и стремления крупных собственников увеличить земельные владения для получения прибыли.

Работа с учебником. С. 136-137. - Какие территории и каким образом были присоединены к США? (у Франции куплена Луизиана , у Испании - Флорида. В 40-х гг.. США после войны с Мексикой отняли у нее Техас и Калифорнию, в 1867 г. купила у России Аляску. )

3. Гражданская война

1) Рассказ учителя

Тем временем, уже в нач. XIX в. между югом, где господствовали рабовладельческие отношения, севером и западом с фермерскими хозяйствами, наметилось жесткое противостояние.

Плантационное хозяйство Юга поставляло хлопок в основном на европейские предприятия. Особенно английские рынки, откуда на Юг поступала большая часть машин и оборудования. Это подрывало целостность внутреннего рынка США, ущемляло интересы предпринимателей Севера.

Противоречия стали обостряться с присоединением новых штатов к США. Южане стремились расширить территорию распространения рабовладения и плантационного хозяйства. Это вызывало сопротивление, как на Севере, так и в фермерских штатах Запада.

Тем временем в 1828 г. создается Демократическая партия, а в 1854 г. в США была создана Республиканская партия , объединившая сторонников ограничения рабства. Республиканская партия быстро приобрела большое влияние в северных штатах и уже в 1860 г. В качестве своего кандидата в президенты выдвинула Авраама Линкольна , который, одержав победу, стал 16-м президентом США. Возможность реализации этих мер пугал южан-плантаторов, они не хотели мириться с избранием на пост президента противника рабства.

В ответ юные рабовладельческие штаты объявили о том, что выходят из состава США и образуют свое государство - Конфедерацию со столицей в г. Ричмонде. Своим президентом был избран Джефферсон Дэвис.

2) Работа с историческим источником. (Приложение)

Угроза целостности США стала реальностью. Так началась гражданская война, которая длилась с 1861 по 1865 год.

- Сформулируйте причины Гражданской войны. 3) Запись в тетради

Причины Гражданской войны:

1. Рабство мешало развитию капитализма

2. Борьба за западные земли между фермерами и плантаторами

3.Борьба за власть между буржуазией Севера и плантаторами Юга

4. Выход из состава США южных штатов

- Какие вопросы были главными в Гражданской войне?

( Уничтожение рабства, дальнейшая судьба западных земель, сохранение единства США)

Каждая сторона рассчитывала на молниеносный ход войны. Но жизнь распорядилась иначе, и война приняла затяжной характер. В этих условиях правительство Линкольна перешло к решительным мерам.

4) Работа с картой с. 143

5) Работа с учебником

- Какие меры были предприняты правительством Линкольна? В чем их значении?

С.141, абз.5, с. 142, абз.1.

Принятые меры позволили добиться северянам перелома в ходе военных действий. В апреле 1865 г. Пал последний оплот южан – г. Ричмонд.

Так четырехлетняя кровопролитная война закончилась победой северян. Но американцы очень дорого заплатили за сохранение единства страны и отмену рабства. Эта война унесла жизни более 600 тысяч человек, около 1 млн. человек были ранены. Война разделила семьи. Американцы воевали с американцами.

6) Запись в тетради Значение Гражданской войны: 1. Сохранение целостности страны 2. Отмена рабства 3. Решение аграрного вопроса законом о гомстедах 4. Создание условий для дальнейшей модернизации страны

Итог урока. - Какой был проблемный вопрос? ( Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы? В результате войны в США ускорилась модернизация во всех сферах жизни общества. Быстрое развитие экономики привело к тому, что США становятся мировым лидером).

Работа с тестом.

Домашнее задание.

Параграф 15, выписать даты и определения, составить кроссворд.

Приложение 1.

Образование Германской империи ___________________________ . К середине 19 в. уровень развития германских государств не был одинаковым. Наиболее развитые из них _________________ и _________________ . На ____________________ конгрессе была предпринята попытка объединить Германию. В 1834 г. по инициативе Пруссии был создан ______________ _________, который объединил ___ государств. Вскоре Пруссия взяла решительный курс на объединение ________________ . Этот курс был разработан выдающимся немецким политиком ________________________________ . В __________ году провозглашена Германская империя.

Приложение 2.

Дайте оценку этому высказыванию. Как и почему могли родиться такие взгляды, несовместимые с представлениями о демократических правах и свободах, закрепленных в Конституции США и в Декларации независимости?

Читайте также: