Школа сад эпикура кратко

Обновлено: 30.06.2024

Так в постоянных трудах, занятиях и беседах Эпикур подходил к своему тридцатипятилетию. К этому времени у него окончательно созревает решение переехать в Афины и открыть там настоящую философскую школу, чтобы наконец полностью и без помех отдаться главному делу своей жизни - спасению людей, врачеванию их душ. Он решает навсегда поселится рядом с афинянами - своим народом. Его решению переехать в Афины способствовало и то немаловажное обстоятельство, что к этому времени происходят, по-видимому, какие-то благоприятные изменения в материальном положении Эпикура, относительно которых мы можем только догадываться. Так, судя по сохранившимся фрагментам из писем, речь идет о какой-то пенсии (может быть он получил наследство?), которую он и просит высылать кого-то из своих корреспондентов регулярно и без задержки. Вместе с Эпикуром решили переехать в Афины Метродор, Полиэн и Гермарх - самые преданные его последователи, а также, вероятно, и трое младших братьев Эпикура (Неокл, Хайридем и Аристобул), которые тоже начали заниматься философией по его убеждению.

Весной 306 года до н. э. Эпикур со своими учениками прибыл в Афины, вернувшись на землю своих прадедов, с тем, чтобы никогда больше её не покинуть. За восемьдесят мин он купил дом с садом, где и решил открыть свою философскую школу. На воротах сада было написано: "Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо". Возможно, это сразу же дало повод для недоброжелательных толков соседей, отнюдь не философски мыслящих и не стремящихся к пониманию эпикуровой мудрости. В этом доме и саду и прошла в трудах, размышлениях и беседах вторая половина жизни Эпикура.

Свое учение Эпикур излагал в многочисленных сочинениях, письмах и беседах с друзьями и учениками. Из всего этого до нас дошла лишь ничтожная часть. По свидетельству Диогена Лаэртского (не путать с Диогеном Синопским - известным философом-киником), писателем Эпикур был изобильным и множеством книг своих превзошел всех: они составляют около 300 свитков. В них нет ни единой выписки со стороны, а всюду звучит голос самого Эпикура - и это весьма отличало его работы от трудов современных ему платоников и перипатетиков, занимавшихся в основном бесконечным комментированием великих основателей своих школ. Лучшими сочинениями Эпикура считаются: "Об атомах и пустоте", "Краткое возражение против физиков", "Сомнения", "О предпочтении и избегании", "О конечной цели", "О богах", "О благости", "Об образе жизни", "О любви", "Метродор", "Главные мысли". Его основной труд "О природе" состоял из 37 книг, - как говорил сам Эпикур, что даже не всем его ученикам оказалось под силу полностью изучить эту книгу.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) исследовал критерии нравственного и безнравственного, на основе которого можно оценивать поведение человека.

Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считал преодоление страха страданий, главным образом страха перед смерть, загробной жизнью. С его точки зрения не страх перед наказанием, но собственный разум, собственная воля должна удерживать человека от дурных поступков. Страх не может привести человека к нравственности, так как в его основе лежит страдание. Следовательно любой страх (перед учителем ли, перед Богом, перед правителем) тормозит развитие личности. (Боги не вмешиваются в жизнь людей). Анализируя причину страха перед смертью, Эпикур пришел к мысли, что это не страх перед наказанием, а страх перед неизвестностью. Счастье состоит в атраксии – состоянии душевной невозмутимости. Атраксия достигается воспитанием, размышлениями. Только уединение и размышления с близкими людьми дают настоящее наслаждение и приводят к открытию истины. Эпикурейцы обосновывали отчуждение от общества тем, что общественная жизнь является источником тревог, зависти, жестокости, конформизма. Нравственная жизнь – это жизнь личная, в кругу книг и близких. Цель такой жизни - самосовершенствование и познание.

Уязвимые места в концепции Эпикура:

1.отсутствие четких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного поведения.

Если нравственно то, что приятно конкретному человеку, то придется признать нравственным то, что приносит боль другому, а это уже не может считаться добродетелью.

3. Эпикур делал нравственный критерий внутренним, связывал его с пользой для конкретного человека. Эта позиция лишает человека возможности объективной оценки своего поведения.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) исследовал критерии нравственного и безнравственного, на основе которого можно оценивать поведение человека.




Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считал преодоление страха страданий, главным образом страха перед смерть, загробной жизнью. С его точки зрения не страх перед наказанием, но собственный разум, собственная воля должна удерживать человека от дурных поступков. Страх не может привести человека к нравственности, так как в его основе лежит страдание. Следовательно любой страх (перед учителем ли, перед Богом, перед правителем) тормозит развитие личности. (Боги не вмешиваются в жизнь людей). Анализируя причину страха перед смертью, Эпикур пришел к мысли, что это не страх перед наказанием, а страх перед неизвестностью. Счастье состоит в атраксии – состоянии душевной невозмутимости. Атраксия достигается воспитанием, размышлениями. Только уединение и размышления с близкими людьми дают настоящее наслаждение и приводят к открытию истины. Эпикурейцы обосновывали отчуждение от общества тем, что общественная жизнь является источником тревог, зависти, жестокости, конформизма. Нравственная жизнь – это жизнь личная, в кругу книг и близких. Цель такой жизни - самосовершенствование и познание.

Уязвимые места в концепции Эпикура:

1.отсутствие четких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного поведения.

Если нравственно то, что приятно конкретному человеку, то придется признать нравственным то, что приносит боль другому, а это уже не может считаться добродетелью.

3. Эпикур делал нравственный критерий внутренним, связывал его с пользой для конкретного человека. Эта позиция лишает человека возможности объективной оценки своего поведения.

Философия Эпикура - учение древнегреческого философа о счастье, наслаждениях и страданиях. Эпикурейство: учение о познании, мироустройстве и этике. Кратко. Эпикуреизм в философии - это.

Фото Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

Эпикур - древнегреческий философ, живший в IV-III вв. до н.э. Мыслитель пытался понять, что такое счастье, и указать людям путь к нему.

Эпикуреизм или эпикурейство - учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение. Удовольствие и спокойствие - это благо, страдание и боль - это зло.

Но наслаждение - это не бездумная погоня за удовольствиями, учил Эпикур. Удовольствие - это отсутствие страданий: физической боли, тревог, страха перед смертью. Избавление от страхов и тревог дает человеку истинную свободу, полагал он.

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

Философию эпикура обычно называют гедонизмом - учением об удовольствии как о высшей цели человека. Однако в действительности оно ближе к эвдемонизму - учению о счастье как о главной цели.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур родился и вырос на острове Самос, рассказывает Диоген Лаэртский. К 14 годам он заинтересовался философией - попросил учителя объяснить, откуда взялся первозданный хаос. В 18 лет Эпикур переехал в Афины.

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

Философия Эпикура: познание и истина

Главным критерием истины Эпикур считал ощущения, данные нам жизнью. Разум лишь следует за ощущениями, считал он - и в этом спорил с Платоном и Аристотелем. Чувственное познание дает достоверную информацию, а ошибки возникают уже из ошибочных суждений, полагал Эпикур.

Учение Эпикура о природе

Вселенная бесконечна, считал Эпикур. Она - результат столкновения и разъединения атомов. Ато­мы и пустота веч­ны и неиз­мен­ны, меняются лишь сложенные из них тела. Атомы движутся гармонично, поэтому гармония, спокойствие и радость бытия - естественное состояние.

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Идеал человека для Эпикура - это мудрец, освободившийся от страхов и предрассудков. Мудрец не боится смерти и не ориентируется на мнение толпы.

Залог счастливой жизни - удовольствие. Все живые существа стремятся к удовольствию и избегают страданий. Однако удовольствия бывают естественными (хорошими), а бывают пустыми (плохими).

Кроме того, за удовольствием может последовать страдание - поэтому мудрец должен быть осмотрителен в их выборе. Разумная мысль - обя­за­тель­ное усло­вие счаст­ли­вой жиз­ни.

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.

Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.

Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

Бояться богов не нужно - им нет дела до людей

Человек не может ощутить собственную смерть, и ее тоже не нужно страшиться

Подлинное благо достигается легко

Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Смерть ничто для нас, ибо покуда мы есть, нет смер­ти, а когда есть смерть - нет нас.

Эпикур

Эпикур о человеке и обществе

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Мудрецу очевидна польза такого договора, а желания его невелики - поэтому нарушать законы общества он не станет. Законы и наказания нужны лишь для того, чтобы сдерживать глупцов, желающих причинить вред другим людям.

Законы и обычаи должны служить людям, приносить им пользу, а потому законы можно менять - по сути это идея о возможности пересматривать общественный договор с течением времени.

Эпикуреизм – одна из философских школ античности. Философсские школы Древней Греции пополнились новым учением в IV веке до н. э., ярким представителем и создателем которого является Эпикур. В своих философских учениях Эпикур, как и его последователи после него, пропагандировали жизнь в наслаждении, без тревог и боли, страх перед смертью и богами – говорили они – должен исчезнуть. Наслаждение жизнью – высшее благо.

Философсские школы Древней Греции пополнились еще одним учением в IV веке до н. э. Эпикур организовал свою школу, когда ему было 32 года. У христианских авторов и философов эпикурейцы и их учение в общем превратилось в учение абсолютно безбожное и призывающее к духовной смерти, и эту смерть пропагандирующее.

Античный эпикуреизм

Эпикур

  • Древний Сад
  • Средний Сад
  • Поздний Сад

Древний Сад (или ранний) — конец VI — начало III веков до н. э. имеет отношение к деятельности самого Эпикура. Представители эпикуреизма и его ученики: Метродора из Лампсака, Полнена, Гермарха, Леонтея, Идоменея, Колота и др.
Средний Сад — II — середина I в. до н. э. относится к деятельности Филонида, Аполлодора Афинского, Зенои из Силона, Деметрия из Лаконии, Диогена из Тарса.

Римский эпикуреизм

Поздний Сад — это и есть римский эпикуреизм. Этот этап, к сожалению, связан с вульгаризацией эпикуреизма, что повлекло за собой даже гонения. Представители римской школы Алкей и Филиск были изгнаны за проповедь о распущенности в 155 до н. э. Последователь римской школы Гай Амафиний примитивизировал пикурейскую этику, написав трактат на латинском языке, в котором свел ее к удовлетворению потребностей плоти.

Четыре основных учения философии эпикуреизма

  • Не бойся богов
  • Не беспокойся о смерти
  • Благо легко достижимо
  • Зло легко преодолимо

Атомистическая философия

Эпикур в своем учении о природе утверждал, что вселенная бесконечна и беспредельна, так же, говорил о существовании множества иных миров. Эпикурейцы переняли учение об атомах с философии Демокрита, дополнив его концепцией о свободном отклонении атомов. Не смотря на присущий этой школе статус материалистов, эпикурейцы верили в богов, которые обитают в пространстве между мирами — метакосмии.

Смерть представлялась эпикурейцам, как распад на атомы. Эпикур так же учил полагаться в своих действиях и брать за побуждающие к чему бы то ни было факторы свои желания. То есть делать свои естественные желания основой обыденной жизни.

В рамках обыденной жизни эпикуреизм воспринимается как гедонизм, а цель жизни эпикурейца — получение чувственных удовольствий и наслаждений. Еще при своей жизни Эпикур застал начало вульгаризации своего учения. Многие философы, (даже Л.А. Сенека) в разные времена пытались заступиться за этику эллинистической философии эпикуреизма, но в общественном сознании прочно укрепился образ эпикуреизма, как культуры наслаждений.

Читайте также: