Сравнение архитектуры древней греции и древнего рима кратко

Обновлено: 04.07.2024

Греческая против римской архитектуры

Некоторым может показаться, что разницы между греческой и римской архитектурой не существует, потому что они очень похожи. Однако это не означает, что между двумя стилями нет никакой разницы. Простое объяснение столь частого появления - это. Греческие архитекторы со своей цивилизацией возникли до римской цивилизации. Поэтому, когда пришло их время, римская цивилизация позаимствовала аспекты из греческой архитектуры. Тем не менее, есть и уникальный стиль для римской архитектуры. Обо всем этом и пойдет речь в этой статье, чтобы вы имели представление о разнице между греческой и римской архитектурой.

Подробнее о греческой архитектуре

Архитектурный центр греческой цивилизации почти исчез с конца микенского периода примерно с 1200 г. до н.э. до 700 г. до н.э. Это было время, когда жизнь и процветание плебеев достигли точки восстановления, когда можно было строить общественные здания. Однако большинство зданий в период с 8 века до нашей эры по 6 век до нашей эры состояли в основном из дерева, глины или глиняных кирпичей. Из этих построек остались лишь немногие, у которых есть какие-то планы. Кроме того, нет доступных письменных источников о ранней архитектуре. Более того, археологам не удалось найти никаких описаний существования этих построек. Материалы, которые использовались архитекторами при создании этих зданий и основных частей греческой архитектуры, включают дерево, необожженный кирпич, известняк, мрамор, терракоту, гипс и бронзу. Дерево использовалось в опорах для зданий, а также в балках крыш. Гипс был еще одним важным материалом для изготовления раковин и ванн. Необожженные кирпичи были замечены в древнегреческих постройках; в большинстве случаев они использовались для изготовления стен в частных домах. Мрамор и известняк были замечены в стенах, верхних частях и колоннах общественных зданий. Черепица и украшения сделаны из терракоты. Среди металлов бронза была материалом, который использовался для украшения. Этот вид архитектуры был замечен в религиозных, погребальных, бытовых, общественных и рекреационных типах зданий.

Парфенон

Подробнее о римской архитектуре

Древний Рим не имел особой архитектуры. Большинство архитектур, которые были замечены в римской цивилизации, имеют следы греческой архитектуры. Большинство римских архитекторов переняли греческую архитектуру для своих целей, благодаря чему они создали уникальный архитектурный стиль. На римскую архитектуру во многом повлияла греческая архитектура. Примером этого может служить использование и введение Triclinium в качестве места для обедов, чего не было в ранних зданиях Рима. Подобно этому, римляне воспользовались помощью этрусской цивилизации, откуда они получили большое количество знаний, которые помогли им в постройках, которые они готовили в будущем. Использование полученных знаний очевидно при строительстве арок, а также при использовании гидравлики. Во время правления Пакс Романа архитектура процветала.

Колизей

В чем разница между греческой и римской архитектурой?

Греческая и римская архитектура, хотя и произошла от одного и того же источника, все же имеет несколько различий.

• Греческая архитектура в основном состоит из трех разных стилей: дорического, ионического и коринфского.

• Римская империя, с другой стороны, состоит из различных типов базилик, храмов и других зданий, таких как мосты и т. Д., Которые являются утилитарными и имеют значение для объединения людей империи. Со строительством дорог и мостов общение между людьми во всей огромной империи улучшилось.

• Римская архитектура произошла от греческой архитектуры, но она была отредактирована с учетом их идей из их культуры, которые отличают ее от греческой архитектуры.

• Римская архитектура включает в себя факторы в своих зданиях, которые демонстрируют силу, которой они обладают. Кроме того, их архитектура служит цели объединения людей, что отражено в их зданиях. Греческие постройки были спроектированы в тех или иных политических целях. В большинстве случаев этими политическими целями были такие вещи, как празднование гражданской власти и гордости, или их заставляли выражать благодарность руководству города за их успех в войне.

Часто Древний Рим считают наследником культуры Древней Греции, но это не совсем так.

Действительно, римляне многое позаимствовали у греков, а что-то из предметов искусства просто заказывали у греческих мастеров, которые привносили в них своё видение.

Это же касается архитектуры: многие древнеримские храмы напоминали древнегреческие образцы. Но есть минимум два нововведения римлян — это арка и бетон.

Арку использовали как несущую конструкцию (примером может служить Колизей), а также как отдельностоящий объект, служивший статусными или ритуальным целям (триумфальные арки).

Есть и менее заметные различия. Например, греки знали только три вида ордера — дорический, ионический и коринфский. Римляне использовали также тосканский и композитный ордер.

Есть и принципиально новые типы зданий, к которым относятся, например, базилики.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Смотря о каком периоде времени идет речь.
Рим. Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков. Ранняя греческая колонизация Апеннин оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии.
Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Римляне переняли греческие колонны.
Обогащение за счет колоний вызвало тягу аристократии к роскоши и обращению к эллинистической культуре. В Риме изучается греческий язык, философия, богатые дома наполняются произведениями греческого искусства. Планировка богатой усадьбы включает в себя и римско - этрусский атриум, и греческий перистиль.
Интенсивная застройка Рима привела к освоению неудобных холмистых территорий. Перед строительством рельеф обрабатывался террасами; террасные дома и храмы приобретают регулярные осевые композиции в отличие от греческих принципов свободной расстановки зданий на рельефе.

греческая архитектура фокусировалась на эстетическом облике зданий, в основном храмов. их цель была ублажить богов. внешнему облику здания придавалось больше значения, чем внутреннему, предназначенному только для жрецов. вообще можно сказать, что греги строили не для людей, а для богов. наиболее ярко выраженный элемент греческих храмов это колонны.

римская архитектура изначально базировалась на греческой, но она развивалась параллельно с технологиями тех времен. римлян одинаково интересовала как внешняя, так и внутренняя сторона здания. римские религиозные зндания схожи с греческими, но публичные здания более утилитанры. римляне ввели в арихтектуру арки и куполы, это отличительная черта их архитектуры

Можно сказать что римляне своей собственной архитектуры почти не имели, все здания и элементы были взяты из провинций, например тех же греков или этрусков. Следовательно можно предположить, что элементы, полученные римлянами из провинций помимо греческой и есть различия.
Кроме того, захватывая новые земли, римляне захватывали и, присоединяли себе и культуру захваченных земель, что сказывалось на традициях строения храмов или зданий, их предназначения.
Как мне кажется ещё одной характерной чертой различия, является строительство городов, римские города, как правило строились в духе "правильного города" (прямоугольный в плане город, со строго перпендикулярными и параллельными друг другу улицами) .
Можно заметить разницу в строении театров, как известно театры в плане имели форму полукруга с прямоугольной сценой. Однако, полукруг в римской архитектуре изменился, он стал ближе к сцене. Греческие театры строились на склонах, на которых располагались зрительские места, а римские театры строились на ровной поверхности, зрительские места на разных уровнях поддерживались стенами (пример - Театр Марцелла).

Рим:
Архитектура: арки, триумфальные арки, купол, отличались маштабностью, величия. Появляются не только храмы, но и общественные соц. здания : Колизей, Пантеон ( храм всех богов)
Скульптуры: более подвижные, динамичная, многофигурная, появились портретные статуи
Живопись: известно мало. В основном настенная живопись, украшались храмы и жилые дома, фрески.
Греция:
Архитектура: колонны
Скульптуры: малоподвижные ( буквально нога чуть вперёд), один объект
Живопись : .
СХОДСТВА:
Афина ( у Римлян) богиня любви, но стерва, разлучница
Афродита ( у Греков) богиня люби, но помогает, ангелочек божий так сказать.
Стелла

Читайте также: