Борьба за живучесть судна кратко

Обновлено: 30.06.2024

ГОСТ Р 56024-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОВ

Требования к организации обеспечения живучести судна

Inland navigation transport. Safety management system of the ship. Requirements for the organization of ensuring survivability of vessels

Дата введения 2015-01-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис") и Обществом с ограниченной ответственностью "Аскорус Консалтинг" (ООО "Аскорус Консалтинг")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт разработан в целях исполнения положений статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта [1], введенной в действие с 1 января 2013 года, предусматривающей установление обязанности судовладельцев судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - СУБ), а также положений и раздела III Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта [2], содержащего требования по организации безопасной эксплуатации судов.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению и содержанию СУБ, а также общие требования к разработке, внедрению и применению СУБ.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к готовности судовладельца (далее - компании) к идентификации, выявлению потенциально возможных нештатных ситуаций и аварий, которые могут оказывать воздействие на безопасность судна, экипажа, пассажиров, груза и окружающую среду, и к действиям в таких ситуациях.

Настоящий стандарт распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, в навигационном ремонте или на отстое с экипажем на борту. Издание официальное

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55506-2013 Внутренний водный транспорт. Термины и определения

ГОСТ Р 55531-2013 Внутренний водный транспорт. Суда. Требования безопасности. Общие требования

ГОСТ Р 55631-2013 Внутренний водный транспорт. Суда. Требования безопасности. Требования по типам судов и условиям эксплуатации

ГОСТ Р 56023-2014 Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Общие требования

ГОСТ 19439.3-74 Судовые эксплуатационные документы. Типовая номенклатура документов для морских судов и судов внутреннего плавания

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 живучесть судна: Способность судна в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои навигационные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза при аварийных обстоятельствах. Живучесть судна обеспечивается: запасом плавучести и остойчивости, пожарной безопасностью, живучестью судовой техники, подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна и действиями по ее поддержанию и восстановлению.

3.2 пожарная безопасность судна: Способность судна противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров, а также их воздействию на судно и груз.

3.3 живучесть судовой техники: Способность судовой техники сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных обстоятельствах и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению.

3.4 готовность экипажа к борьбе за живучесть: Знание и умение экипажа выполнять организованные, решительные и квалифицированные действия, направленные на ликвидацию аварийных обстоятельств или уменьшение их опасного влияния на судно и людей.

3.5 борьба за живучесть судна: Организованные, энергичные и квалифицированные действия экипажа при возникновении аварийных обстоятельств в целях ликвидации или уменьшения их отрицательного влияния на безопасность судна, людей и сохранность груза.

3.6 аварийное снабжение: Аварийный инвентарь, аварийные материалы и переносные водоотливные средства (мотонасосы, погружные электронасосы, водоструйные эжекторы и т.п.).

3.7 противопожарное снабжение: Переносные средства борьбы с пожарами, пожарный инвентарь и материалы, предназначенные для тушения пожара.

3.8 спасательные средства: Спасательные шлюпки и плоты с их оборудованием и снабжением, плавучие приборы, спасательные жилеты или нагрудники, спасательные круги, спасательные костюмы-комбинезоны и т.д.

3.9 водонепроницаемые переборки: Поперечные и продольные переборки, разделяющие корпус судна на водонепроницаемые отсеки, чтобы обеспечить непотопляемость судна при затоплении одного отсека или части отсеков забортной водой, а также для отделения пиков и машинно-котельного отделения от других отсеков судна.

3.10 водотечность судна: Проникновение воды в корпус судна из-за повреждений наружной обшивки судна.

3.11 командный состав: Администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах).

3.12 рядовой состав: Члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.

3.13 отстой судна: Период, когда судно временно выведено из эксплуатации.

3.14 автономность плавания: По условиям экологической безопасности - длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора и других отходов.

3.16 плавучесть: Способность судна находиться на плаву в заданном положении относительно поверхности воды.

3.17 остойчивость: Способность судна, выведенного из положения равновесия под воздействием внешних сил, снова к нему возвращаться по прекращении этого воздействия.

4 Общие положения

4.1 Организация обеспечения живучести судна должна включать:

а) идентификацию (выявление) и описание потенциально возможных аварийных ситуаций, которые могут возникнуть на судах;

б) разработку планов (порядка) действий берегового и судового персонала в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях;

в) составление программ обучения и тренировок по отработке береговым и судовым персоналом действий в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях, по предотвращению аварий, локализации и сведения к минимуму их последствий.

4.2 Потенциально возможные аварийные ситуации, которые могут возникнуть на судне, зависят от назначения судна, технико-эксплуатационных параметров и условий его использования. Идентификация (выявление) этих ситуаций осуществляется компанией с привлечением квалифицированного, компетентного и профессионально подготовленного берегового и судового персонала на основе:

а) собственного опыта компании по эксплуатации судов;

б) практики эксплуатации судов, близких по назначению, технико-эксплуатационным параметрам и условиям использования.

4.3 При идентификации (выявлении) потенциально возможных аварийных ситуаций выделяются (но этим не ограничиваются):

а) пожар на судне;

б) аварийная эвакуация и оставление судна;

в) операции с вертолетом;

г) поиск и спасание;

д) штормовая погода;

е) повреждение судна в штормовую погоду;

и) обесточивание судна;

к) неисправность главного двигателя;

л) неисправность рулевого устройства;

м) посадка на мель (на грунт);

н) затопление отсеков;

о) смещение груза;

п) загрязнение окружающей среды;

р) тяжелые болезни, травмы, смерть;

с) человек за бортом;

т) терроризм и пиратство;

у) потеря и порча груза;

ф) плавание во льдах;

х) плавание при ограниченной видимости;

ц) информация о взрывном устройстве.

4.4 Составным элементом идентификации (выявления) потенциально возможных аварийных ситуаций являются постоянно проводимые компанией учет и анализ аварийности - первопричин, последствий и предупредительных (превентивных) действий.

4.5 Для подготовки и обеспечения постоянной готовности береговых подразделений и судов к аварийным ситуациям создаются:

а) в компании - оперативный штаб по аварийным ситуациям;

б) на судне - судовой комитет безопасности в составе капитана, старшего помощника капитана и старшего механика.

4.6 Оперативный штаб и судовой комитет осуществляют контроль состояния и готовности берегового и судового планов действий в аварийных ситуациях и обеспечивают взаимодействие судов с берегом при возникновении аварий на судах.

Назначение, задачи и порядок действий оперативного штаба компании по аварийным ситуациям и судового комитета безопасности отражаются во взаимосопряженных береговом и судовом планах действий при потенциально возможных аварийных ситуациях на судах.

5 Береговой план действий

5.1 Для заблаговременной подготовки компании к действиям в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях создается береговой план действий в аварийных ситуациях. Назначение и задачи плана состоят в обеспечении постоянной готовности берегового персонала:

а) к выполнению действий в идентифицированных (выявленных) и иных непредвиденных потенциально возможных аварийных ситуациях;

б) к осуществлению быстрых, активных и энергичных действий по оказанию эффективной береговой поддержки аварийным судам, ликвидации и сведению к минимуму последствий аварий, выявлению первопричин и разработке мер по их предупреждению и предотвращению;

в) организации, если необходимо, поиска и спасания терпящих бедствие людей, судов и оказанию неотложной медицинской помощи судовому персоналу.

Живучесть судна - это способность судна противостоять аварийным повреждениям, сохраняя, поддерживая или восстанавливая при этом в возможной мере мореходные качества.
Основные виды аварийных повреждений, как правило, связаны с поступлениями воды в корпус, с пожарами и повреждениями технических средств.
Живучесть судна обеспечивается конструктивными элементами, организационно-техническими мероприятиями, осуществляемыми при эксплуатации, и борьбой за живучесть судна, проводимой экипажем при аварии.
Конструктивные мероприятия проводятся проектными и судостроительными организациями на стадии проектирования и постройки судна с целью обеспечения его живучести.
Организационно-технические мероприятия проводятся экипажем с целью предотвращения поступления воды, возникновения пожаров и аварий технических средств, а также поддержания в исправности и готовности средств, предназначенных для борьбы за живучесть судна.
В момент аварии успех борьбы за живучесть судна в основном определяется высоким моральным духом, хорошей подготовленностью и четкими действиями членов экипажа.
Борьба за непотопляемость судна
Повреждения корпуса судна различаются по размерам (малые - до 0,05 м 2, средние - до 0,2 м 2 и большие - от 0,2 до 2 м 2), по характеру (отверстия от вывалившихся заклепок и болтов, разошедшиеся швы, трещины и пробоины) и по расположению в корпусе (надводные, подводные и на ватерлинии).
Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок (рис. 297).
Клинья изготавливаются из сосны или дуба с острыми и тупыми концами. Иногда торцы клиньев окантовываются кровельным железом или тонкой полосовой сталью.
Пробки изготавливаются из сосны и применяются для заделки иллюминаторов, круглых небольших пробоин, отверстий от вылетевших заклепок и заглушки трубопроводов.
При самостоятельном изготовлении клиньев и пробок не следует делать слишком большой угол заоострения, т.к. это приводит к плохой посадке клина (пробел) в местах повреждения. Хранятся клинья и пробки в сухом месте.
Разошедшийся шов или длинную трещину следует заделывать несколькими клиньями, при этом заделку вертикальной трещины нужно начинать снизу, чтобы последний клин забивать при меньшем напоре воды. Перед непосредственной заделкой пробоины клин (пробку) рекомендуется обернуть смоляной паклей, которая заполнит места неплотного прилегания клина (пробки) к краю пробоины или трещины.

http://www.boatyard.ru/html/4-5_files/image006.jpg

Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, полужестких и жестких).
К мягким пластырям относятся парусиновый, шпигованный и кольчужный. Для прогулочных катеров и яхт рекомендуется иметь парусиновый пластырь (рис. 298), изготовление которого не представляет труда.
Этот пластырь состоит из двух-трех слоев водоупорной парусины, полотнища которой расположены накрест и прошиты насквозь по квадратам нитками для машинной работы. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната. По углам в ликтрос бензелями заделаны коуши для крепления подкильных концов и оттяжек. В середине верхней шкаторины заделан кренгельс, к которому кре­пится промаркированный контрольный штерт (на малом судне, маркировку можно сделать через 10-20 см) для определения положения пластыря по борту судна. Размеры пластыря могут быть различными, в зависимости от типа и размерений судна.

http://www.boatyard.ru/html/4-5_files/image008.jpg

Техника постановки мягкого пластыря на пробоину (рис. 299) заключается в проведении следующих операций:
1) Заводка подкильных концов осуществляется, как правило, с носа. При неработающем двигателе концы можно заводить одновременно с носа и кормы.
Подкильные концы проводятся одновременно вдоль бортов к пробоине и располагаются так, чтобы пробоина оказалась между ними. Чтобы уменьшить вероятность попадания подкильных концов на винт или их зацепления за бортовые кили, рекомендуется в средней части носового и кормового концов закрепить грузы на расстоянии друг от друга, несколько превышающем ширину судна.
Длина подкильного конца равна двойной длине шкота, и может быть рассчитана по формуле:
l = 3,2 (Н + 0,5В),
где l - длина подкильного конца, м;
Н - высота борта от киля до верхней открытой палубы с учетом высоты фальшборта, м;
В - наибольшая ширина судна, м.
Подкильные концы имеют вплесненные в них коуши для крепления их с коушами на нижней шкаторине не пластыря при помощи соединительных скоб.
2) Подготовка пластыря к постановке производится одновременно с заводкой подкильных концов. Пластырь с его снаряжением (за исключением подкильных концов) подносится к району пробоины,
расчехляется и разворачивается на свободном месте палубы. Затем к нему крепятся шкоты, контрольный штерт и после заводки - два подкильных конца.
3) Постановка пластыря производится при отсутствии хода судна. Постановка начинается сразу же после подсоединения с помощью скоб к коушам пластыря подкильных концов. Пластырь постепенно опус-кается за борт и одновременно, по мере его опускания, с другого борта обтягиваются подкильные концы. Когда пластырь опущен на заданную глубину (определяется по маркам контрольного штерта) - на центр пробоины, то закрепляются шкоты и втугую обтягиваются подкильные концы. При обтяжке пласт плотно прижимается к поверхности корпуса. На больших катерах и яхтах обтяжку можно проводить с мощью талей, либо, используя канифас-блок, с помощью судовой лебедки (шпиля, брашпиля). На не6ольших судах обтяжка проводится вручную. Обтянутые концы крепятся на кнехты и другие устройства.
Для предохранения подкильных концов от повреждений рекомендуется подкладывать под них углы палубного стрингера, планширя фальшборта и т.п. деревянные брусья или доски.
Наибольшую трудность представляет собой постановка пластыря в оконечностях судна. Это связано с тем, что форма корпуса в этих местах имеет явную кривизну, затрудняющую обеспечение плотности прилегация пластыря к корпусу, либо приводящую к вдавливанию пластыря водой внутрь судна.
Прилегание пластыря к корпусу считается удовлетворительным, если после начала откачки воды уровень в отсеке начинает снижаться.
Устройство и постановка других пластырей (мягких и полужестких) в данном пособии не рассматриваются, т.к. они на маломерных судах используются крайне редко. Хотя для судоводителей больших прогулочных катеров и яхт, выходящих в морское плавание, следует иметь на борту более надежные виды пластырей и уметь их применять в аварийных случаях.
Жесткие пластыри применяются для заделки пробоин как снаружи, так и (при малых размерах). Жесткий деревянный пластырь с мягкими бортами (рис. 300) может применяться на современных прогулочных судах и яхтах для заделки пробоин на плоских участках корпуса, а также для заделки дверей, люков, горловин, иллюминаторов.

Этот пластырь состоит из деревянного щита, обшитого по периметру парусиной, образующей с завернутой в нее паклей подушку. Размер пластыря должен быть таким, чтобы пробоина со всех сторон перекрывалась на 150-300 мм. Тонкие доски подгоняют одна к другой и они образуют внутренний щит пластыря. На этот щит накладывается парусина так, чтобы остались края для мягких бортов. На парусину поперек первого слоя укладываются толстые доски вплотную одна к другой. Доски пробиваются, тонкими гвоздями. Последующие слои толстых досок располагаются параллельно доскам второго слоя так, чтобы пазы накладываемого слоя находились посредине доски предыдущего слоя. Каждый слой прибивается гвоздями к предыдущему. Расстояние между гвоздями 100-150 мм подлине и 30-40 мм по ширине досок.
После закрепления досок пластырь переворачивается, загибаются концы гвоздей и по краям делается подушка - мягкие борта из пакли, закрываемые слоями парусины.
Парусина прибивается к доскам гвоздями. Отношение высоты подушки к ширине составляет 1 : 2 или 1 : 3, а высота подушки должна соответствовать суммарной толщине досок пластыря.
При заделке малых пробоин и трещин в качестве уплотняющих прокладок применяются подушки с куделью. Эти подушки изготовляются из парусинового чехла с укладкой ровного слоя просмоленной кудели из пеньки или очесов льна. Толщина подушки составляет до 30 мм.
Схема постановки жесткого пластыря снаружи показана на рис. 301.
При постановке пластырей изнутри применяются средства подкрепления. К ним относятся металлические раздвижные упоры (рис. 303) различных размерений, аварийные брусья, деревянные и металлические шаблоны, аварийные струбцины.
На рис. 302 изображены некоторые способы использования средств подкрепления при постановке жестких пластырей изнутри корпуса.
При заделке деревянных корпусов пользоваться клиньями не рекомендуется, так как это может привести к расширению пазов или расколоть обшивку. Применение мягкого пластыря на деревянных судах эфективно: парусина под давлением воды заходит в пазы и играет роль конопатки. При небольшом напоре или неширокой пробоине ее удобно заделать фанерой или кровельным железом с помощью гвоздей. По фанеру (железо) кладется промазанная суриком или солидолом парусина.

Заделку разошедшихся пазов обшивки деревянного судна эффективно производить с использованием опилок, которые в мешках подтягиваются на концах к месту водотечности и выбрасываются в воду. Фильтрующейся водой опилки затягиваются в пазы, где разбухают и плотно закупоривают места водотечности.
Судоводителям маломерных судов, при подготовке к плаванию необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, средств и инструментов, предназначенных для борьбы за живучесть судна. Получение пробоины, трещины или другого повреждения, связанного с поступлением воды в корпус катера (моторной лодки, парусного судна), является серьезной опасностью для судна и экипажа, особенно при значительном удалении от берега и неблагоприятных метеоусловиях. Только наличие аварийных средств и умение их правильно использовать может предотвратить гибель людей, находящихся на борту аварийного судна.
Тушение пожаров на судах
Основными причинами пожаров на маломерных судах являются: неосторожное и небрежное обращение с открытым огнем; воспламенение и взрывы топлива; неисправность электрооборудования и нарушение правил его эксплуатации. Нередко причиной пожара служит брошенная спичка, непотушенный окурок, оставленный без присмотра огонь.
Решающим фактором спасения судна при возникновении пожара является немедленное тушение очага возгорания.
Выбор способа тушения пожара зависит от характера пожара и имеющихся средств его тушения.
Если пожар возник в помещении, то для ограждения притока воздуха помещение необходимо герметизировать и после этого применять средства тушения.
Существует два основных способа тушения: поверхностный и объемный.
Поверхностный способ тушения предусматривает действие огнегасительных веществ на поверхности горючего материала.
При объемном способе огнегасительные вещества вводятся в герметизируемое помещение, в котором возник или может возникнуть пожар.

Размещение на данном сайте информации персонального характера произведено в соответствии с требованиями ст.9 Федерального Закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".

– его способность выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости.
Пожаробезопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров и их воздействию на судно и на груз.
Плавучесть – способность судна поддерживать вертикальное равновесие в заданном положении относительно поверхности воды.
Остойчивость – способность судна, выведенного из положения равновесия воздействием внешних сил, снова к нему возвращаться по прекращении этого воздействия.

Борьба за живучесть судна включает в себя такие разделы:

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна проводиться в соответствии с положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море , Устава службы на судах, Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и НБЖС.

Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться в комплексе с технической учебой и морской подготовкой по СУБ компании(судна).

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна проводится непрерывно в соответствии с годовым и месячным планами по технической учебе и морской подготовке, которые составляются старшим помощником капитана совместно со старшим (главным) механиком и утверждаются капитаном судна.

Цель обучения — достижение профессиональной подготовки и натренированности экипажа, обеспечение должной организации, слаженности, а также точности и быстроты действий по квалифицированному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложной аварийной обстановке.

Основой обучения экипажа методам борьбы за живучесть судна является практическая отработка приемов по эффективному использованию имеющихся на судне средств борьбы с водой, пожаром, дымом, газом, паром в приближенных к аварийным условиям.

Сроки проведения занятий, тренировок и учений устанавливаются в зависимости от уровня натренированности экипажа.

Контроль и учет выполнения планируемых мероприятий по подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна возлагаются на старшего помощника капитана.

Занятия, тренировки и частные учения с экипажем по борьбе за живучесть судна проводятся командным составом по подчиненности, а также командирами аварийных партий (групп) со своими партиями (группами) под руководством старшего помощника капитана и старшего механика.

Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению взрывопожаробезопасности и к борьбе с пожаром являются изучение конструктивных особенностей судна, рекомендаций и инструкций завода-строителя по эксплуатации судовых систем, устройств и механизмов, выполнение предупредительных мероприятий по предотвращению возникновения взрывов и пожаров, отработка практических навыков по:

  • применению первичных средств пожаротушения в целях ликвидации пожара в начальный момент после его возникновения;
  • разведке пожара;
  • эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;
  • выбору огнегасительных средств и способов их подачи к местам пожара;
  • предотвращению распространения пожара по судну (герметизация и изоляция помещений, охваченных пожаром, орошение палуб и переборок, смежных с горящим помещением, и т.д.);
  • использованию различных средств пожаротушения; предупреждению возможных взрывов при пожаре;
  • поддержанию в готовности, приготовлению к пуску и включению в действие стационарных средств борьбы с пожаром;
  • отработке действий экипажа по борьбе с пожаром в соответствии с судовым Расписанием по тревогам (в том числе стояночным) и оперативным планом по борьбе с пожаром.

Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению водонепроницаемости корпуса судна и к борьбе за непотопляемость являются:

  • изучение конструктивных особенностей судна, рекомендаций и инструкций по эксплуатации корпуса, судовых систем, закрытий и предупредительных мероприятий по обеспечению непотопляемости (обеспечение водонепроницаемости корпуса, остойчивости и плавучести судна);
  • практическая отработка навыков по поддержанию в готовности, приготовлению к пуску, включению и обеспечению работы имеющихся на судне водоотливных средств, приемов использования аварийного снабжения по прекращению поступления воды внутрь судна и ее распространения по судну;
  • отработка действий экипажа в соответствии с судовым расписанием и оперативным планом по борьбе с водой.

Основными формами подготовки экипажа к использованию судовых спасательных средств и спасению человека, упавшего за борт, являются:

Основными элементами подготовки экипажа к борьбе за живучесть технических средств являются:

  • изучение возможностей технических средств судна и их взаимозаменяемости, изучение методов и способов по исправлению поврежденных механизмов, систем и магистралей и судовых устройств, бесперебойному обеспечению потребителей электроэнергией и т.д.;
  • отработка практических навыков по управлению техническими средствами при различной аварийной обстановке, а также по обеспечению надежности их работы;
  • отработка всеми лицами машинного командного состава умения пустить, обслужить и остановить дизель-генератор, турбогенератор, мотопомпу, пожарный насос, средства водоотлива, осушения, затопления, стационарные системы пожаротушения и прочие аварийные противопожарные и спасательные средства судна;
  • отработка со всеми лицами штурманского состав умения пустить в действие стационарные системы объемного пожаротушения.

Методика подготовки экипажа

Основными методами подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна являются:

  • практические занятия;
  • тренировки;
  • частные и общесудовые учения;
  • самостоятельная подготовка.

Практические занятия с командным и рядовым составом производятся с целью:

  • изучения устройства судна, его оборудования, средств и методов борьбы за живучесть судна;
  • освоения предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;
  • отработки организации использования спасательных средств и спасения человека, упавшего за борт;
  • подготовки командного состава к руководству подчиненными ему подразделениями;

Занятия проводятся согласно методике по заранее составленному плану и начинаются с объяснения темы и учебной цели, показа изучаемого объекта и его действия. Объяснение должно быть кратким, последовательным, конкретным, доходчивым. Для практического освоения темы рекомендуется каждому обучаемому произвести действия по управлению объектом под наблюдением руководителя занятий.

В конце занятия необходимо дать оценку подготовки слушателей (обучаемых) к занятию и усвоению темы.

Тренировки проводятся с командным и рядовым составом с целью закрепления полученных на практических занятиях знаний и практического усвоения каждым членом экипажа обязанностей по тревогам и по обслуживанию систем, устройств и механизмов и т.д.

На тренировках должны отрабатываться следующие вопросы:

  • первичные мероприятия по борьбе за живучесть судна;
  • организация руководства с ГКП (главный командный пункт) по борьбе за живучесть судна;
  • отработка действий групп разведки пожара, разведки водотечности корпуса и легководолазной группы (если имеется);
  • отработка действий аварийных партий (групп) по тушению пожаров, ликвидации повреждений корпуса и борьбе за живучесть технических средств;
  • отработка связи, должной организации и слаженности действий внутри аварийной партии (группы) и на судовых постах;
  • отработка взаимозаменяемости членов аварийной партии, групп, постов в обслуживании технических средств, а также в использовании аварийного и противопожарного снабжения;
  • отработка действий поста медицинской помощи (ПМП);
  • отработка действий поста санитарной обработки (ПСО);
  • отработка действий группы подготовки спасательных средств коллективного пользования;
  • отработка действий партии (группы) охраны порядка, безопасности и эвакуации.

В ходе тренировки каждое неверное действие должно быть исправлено руководителем. Тренировка заканчивается коротким разбором.

Частные учения проводятся в составе аварийных партий, групп, партии охраны порядка и безопасности, ПМП, ПСО. На частных учениях должны отрабатываться следующие вопросы:

  • отработка взаимодействия групп аварийной партии (группы) по борьбе с пожаром, водой, борьбы за живучесть технических средств;
  • отработка действий членов партии охраны порядка и безопасности по приготовлению спасательных средств к спуску на воду, герметизации помещений судна по общесудовой тревоге, выходу и посадке в спасательные средства пассажиров по шлюпочной тревоге;
  • отработка действий ПСО по организации развертывания и проведения санитарной обработки, определения годности продовольствия и воды для употребления экипажем.

Частные учения проводятся командирами аварийных партий (групп), командиром партии охраны порядка и безопасности и командиром ПСО по планам, утвержденным старшим помощником капитана и старшим механиком.

Частные учения могут проводиться как по общесудовой тревоге, так и без объявления ее.

В конце учения руководитель проводит разбор.

Общесудовые учения проводятся со всем экипажем судна под руководством капитана судна.

Планы общесудовых учений разрабатываются старшим помощником капитана с участием старшего (главного) механика, старшего электромеханика и помощника капитана по пожарной части (при наличии его в штате) и утверждаются капитаном судна.

В зависимости от уровня подготовки экипажа общесудовое учение может проводиться в простых или сложных условиях (темное время суток, задымление помещений, штормовая погода, выход из строя судовой громкоговорящей связи и т.д.).

Применение в качестве имитационных средств задымления и взрывов на танкерах (газовозах) может быть допущено только на дегазированном судне.

О проведении учений с использованием средств имитации в российском порту должен быть поставлен в известность капитан порта.

При проведении общесудового учения необходимо руководствоваться разработанным планом учения, а также Папкой руководящих документов по борьбе за живучесть судна.

После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав обязан в ходе учения внимательно наблюдать за действиями экипажа. Проведение таких разборов является обязательным, так как от их полноты и качества зависит приобретение необходимых знаний и практических навыков экипажами судов. Порядок разбора:

  • первым выступает капитан (руководитель учения), объявляет тему и учебные цели учения;
  • затем командиры партий (групп), постов, начиная с младших, выступают с краткими докладами, в которых рассматриваются действия личного состава по сигналу тревоги, по полученным вводным, по командам с ГКП; указываются допущенные ошибки, даются рекомендации, как следовало действовать в данной обстановке, дается оценка действиям своей партии (группе), посту;
  • затем выступают последовательно старший (главный) механик, старший помощник капитана, посредники;
  • заключение и выводы после докладов делает капитан, который дает оценку действиям экипажа и определяет при необходимости сроки устранения недостатков.

Результаты разбора записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). Разбор может производиться как со всем экипажем, так и раздельно с рядовым и командным составом.

О проведении учений (особенно о спуске на воду спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром — также в пожарно-контрольном формуляре.

Вахтенный помощник капитана фиксирует в судовом журнале действия в процессе учений.

Если учение, предусмотренное план-календарем, не было проведено, необходимо записать в судовом журнале объяснение причин.

Общесудовые учения по своему назначению подразделяются на показательные, подготовительные и зачетные.

Показательные учения проводятся с целью обучения и демонстрации правильных действий экипажа судна.

Подготовительные учения проводятся с целью дать практику экипажу в подготовке к зачетному учению.

Зачетные учения проводятся с целью проверки подготовки экипажа судна к борьбе за живучесть судна и спасению людей.

Первичные мероприятия по борьбе за живучесть являются основой подготовки экипажа, на которой в дальнейшем строятся борьба за живучесть судна и спасение экипажа и пассажиров, и имеют целью обучить и дать практику экипажу судна в борьбе с водой, пожаром, газом, дымом, паром, борьбе за живучесть технических средств, использования спасательных средств.

Методики отработки первичных мероприятий по борьбе за живучесть разрабатываются службами мореплавания и судового хозяйства судовладельца, согласно СУБ компании.

Первичные мероприятия по борьбе за живучесть должны быть отработаны с командным составом судна: под руководством старшего помощника капитана — со штурманским составом, пассажирскими помощниками, судовым врачом и помощником капитана по хозяйственной части; старшим (главным) механиком - с механиками и электромеханиками судна.

На пассажирских судах (в соответствии с требованиями СОЛАС-74) сборы экипажа для шлюпочного учения и- учения по борьбе с пожаром должны проводиться еженедельно, а сбор пассажиров проводится не позднее чем через 24 ч после выхода из порта.

На грузовых судах сбор экипажа для шлюпочного учения, учения по борьбе с пожаром производится не реже одного раза в месяц. Если в порту отхода более 25 % экипажа было заменено, то сбор экипажа для шлюпочного учения и учения по борьбе с пожаром производится не позднее чем через 24 ч после выхода из этого порта.

Во время учебного сбора экипажа организуется проверка комплектности шлюпочного снабжения.

При шлюпочных учениях поочередно используются различные группы спасательных шлюпок, причем каждая шлюпка должна быть вывалена за борт и, если это практически возможно, спущена на воду по меньшей мере 1 раз в три месяца. Учения и проверка знаний проводятся таким образом, чтобы экипаж вполне усвоил возложенные на него обязанности и натренировался в выполнении их, включая инструкции по управлению и эксплуатации спасательных плотов.

Каждый член аварийной партии судна должен пройти подготовку на стационарном тренажере (полигоне) живучести с получением соответствующего сертификата.

Во время проверки может быть проведено короткое внезапное учение с целью контроля:


Подлодки
Корабли
Карта присутствия ВМФ
Рейтинг ВМФ России и США
Военная ипотека условия

КМЗ как многопрофильное предприятие

Как новое оборудование
увеличивает выручку
оборонного предприятия

Читайте также: