Спортивная теория происхождения государства кратко

Обновлено: 30.06.2024

Суть теории. В первобытном обществе были распространены охотничьи танцы, когда люди перед отправлением на охоту изо­бражал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться, и наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Совершая эти магические действия, человек в то же время закалял свою волю, вы­рабатывал точность глаза и меткость руки и т.п. Военные походы также требовали от своих участников физической силы и воинских навыков, что могло быть достигнуто путем долгих и изнурительных тренировок.

Проведение обряда инициации у юношей, также сопровождались различными соревнованиями и играми (бег, борьба, стрельба из лука, метание копья, скачки на лошадях, плавание и др.).

Естественно, что проведение тренировок, военных и спортивных состязаний требовало тщательной организации и контроля со стороны старейшин племен, жрецов, опытных воинов, формировавших специальные коллегии, которые впоследствии стали выполнять не только военно-спортивные, но и политические функции (например, проведение олимпийских игр, внешние сношения с другими племенами, решение вопросов войны и мира, руководство военными отрядами и др.), Что постепенно приводит к перерождению этих коллегий (собраний, советов) в государственные институты.

Несомненно, подтверждение этой теории мы можем найти в существовании античных государств (Древняя Греция, Древний Рим), где существовал культ здорового и физически развитого человеческого тела, мужчины как спортсмена-атлета и физически сильного, выносливого воина. Спортивные и военные состязания носили религиозный (сакральный) характер, победители олимпийских игр приравнивались к полубогам (героям), их образ запечатлевался в скульптурах, а они нередко становились вождями (царями) своих племен (народов).

Однако, Древняя Греция и Рим – это отдельно взятые государства, зарождение большинства государств в Европе, Азии, Африке, Южной Америке шло по совершенно иному пути (например, строительство гигантских ирригационных, религиозных, военных сооружений у египтян, китайцев, майя, ацтеков; развитие торгово-денежных отношений в Европе, Азии; религиозный фактор в Индии, Вавилоне и т.д.). Кроме того, у большинства даже современных народов (народы Крайнего Севера, индейцы в Амазонской сельве, аборигены в Австралии, бушмены или пигмеи в Африке), несмотря на имеющиеся охотничьи обряды, спортивные состязания и т.п., государственность так и не наступила.

Органическая теория происхождения государства.

Кроме того, научной и учебной литературе по теории государства и права мы встречаем упоминание о волюнтаристской теории происхождения государства (Суть теории: возникновение госу­дарства является последствием волевых усилий конкретной личности, например в государствах африканского континента. Основатель: Дж. Ф. Мейтленд-Джонс) и функциональной теории происхождения государства (возникновение государства объясняется как удовлетворение потребности в выполнении ряда функций, возникших на определенном этапе развития общества и не имеющих своего субъекта. Представитель: А. Н. Соколов 21 ).

Спортивная теория происхождения государства, ее плюсы и минусы

Спортивная теория возникновения государства принадлежит Хосе Ортега-и-Гассету, испанскому философу. По его мнению, само явление государство образовалось, благодаря концентрации членов первобытного общества на собственной физической силе. Например, в первобытных общинах существовала традиция, по которой мальчики и молодые мужчины были обязаны проходить через физические испытания, чтобы доказать право существовать в этом обществе – провалив их, они обрекали себя на позор до конца своих дней.

Теория обладает как сильными, так и слабыми местами.

Сильные места

  • Действительное значение физической силы. Первобытные жители всё ещё могли стать жертвами естественного отбора, так как жили с ещё не прирученными дикими животными и были вынуждены изобретать новые способы бороться с ними. До возникновения общин слабый мужчина не мог уничтожить крупное животное, которое прокормило бы его семью, обрекая их на голодное существование. Таким образом, сильные представители мужского пола выдвигались на передний план и имели право брать лидерство в свои руки, защищая менее способных членов племени.
  • Историческая обусловленность. Если брать в оборот образование, например, древней Греции, теория действительно имеет право быть. Стоит вспомнить, что именно там взяли начало Олимпийские Игры, в основу которых и легло стремление первобытных людей к соревновательности.
  • Объяснено возникновение социальных институтов. По мере того, как развивалось первобытное общество, появлялись определённые органы, проводившие контроль над определёнными общественными ритуалами, будь это отбор в охотники или внешние сношения с другими племенами. Именно они, углубляя и усложняя свою структуру, со временем стали тем, что в современности известно под названием социальных институтов.
  • Вожди являлись хранителями социальных норм. По мнению Ортега-и-Гассета, понятие права проистекает из свода правил, разработанного для Олимпийских игр. Ими занимались мудрейшие из древних греков, старейшины, накопившие жизненный опыт и понимавшие, что справедливо, а что нет. Это доказывает появление такого аспекта государства, как полноценный правовой аппарат.
  • Сакральное значение Олимпийских игр. Не стоит забывать и о том, что Олимпийские игры напрямую связаны с пантеоном греческих богов, на Олимпе проживавших. Несмотря на то, что они, по понятным причинам, не принимали участия в оценке спортсменов и даже организации состязаний, игры фактически носили связанное с ними имя. Те участники игр, которым удавалось одержать победу, становились для греков героями, едва ли не приближенным к Богам. Это объясняет совершенствование и обновление института религии.

Олимпийские игры в древности

Слабые места

  • Не учитывает материальное производство. Одним из важнейших факторов, повлиявших на развитие человечества и сыгравших свою роль в становлении государства, является материальное производство. Оно было необходимо даже для создания спортивного оборудования, следовательно, существовало задолго до появления Олимпийских игр. Тем не менее, спортивная теория его не учитывает, останавливаясь на единственном интересующем аспекте.
  • Не учитывает экономики. Следом за учётом материального производства идёт экономика, развивающаяся через установление отношений обмена и приобретения. Военные состязания могли влиять на границы территориальных образований, на построение иерархии внутри и даже на демографию, так как более сильные мужчины из соседних племён приглашались для заключения браков, но вот торговлю они никак не развивали. Следовательно, важный фактор экономической мощи, имеющий место в современных государствах, появился из ниоткуда?
  • Не покрывает всей мировой географии. Да, действительно, в древней Греции зародились Олимпийские игры, в Спарте слабых мальчиков убивали в маленьком возрасте, но мир не заканчивается на двух этих странах. В древнем мире существовало гораздо больше государств, и хотя в каждом из них физическая сила имела важное значение, оно не было главенствующим. Следовательно, физическая сила не могла быть движущей силой образования государства, и не может считаться его полноправной причиной.
  • Не учитывает определённых факторов. Существуют определённые народы – даже в современности – в культуре которых также присутствует почитание физической силы и отношение к обладателям оной с преувеличенным уважением. Так, например, бушмены, австралийские аборигены и амазонские индейцы обладают охотничьими обрядами, которые – по мнению Ортеги-и-Гассета – были прообразом физических упражнений, но ни о каком государстве речи даже не идёт.
  • Не приводит к объединению. Древняя Греция, на примере которой Ортега-и-Гассет во многом строил свою теорию, фактически не являлась целостным государством. Действительно, на географической карте существовало множество полисов, независимых друг от друга и имевших чёткие границы. Тем не менее, если верить испанскому политологу, Олимпийские игры послужили символом образования государства, но полисы вовсе не стремились к объединению. Другими словами, физическое превосходство привело к организации Олимпийских Игр – при желании, их можно связать с политическими причинами, но единого централизованного государства они так и не образовали.

Атлеты бегут

Вывод

Хосе Ортеге-и-Гассету, несомненно, принадлежит заслуга в подчёркивании важности физической силы и её роли в выживании человечества. Тем не менее, это только один аспект обширной и многогранной картины, которая могла иметь значение в Древней Греции и Древнем Риме, но не действовала в других частях света. Физическое превосходство сыграло свою роль в выживании – сначала наравне с животными, затем – наравне с людьми, посягавшими на занятую территорию. Однако это не единственный фактор, жизненно необходимый для появления и развития государства, поэтому считать теорию Ортеги-и-Гассета единственно верной не стоит.

Краткое содержание

Сущность теории

Х. Ортега-и-Гассет связывает процесс возникновения государства с развитием спорта в первобытном обществе, физической и военной подготовкой подрастающего поколения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Автор отмечает, что физическое воспитание влияло на разные стороны жизни первобытных людей, в частности, способствовало подготовке членов племени к труду и военному делу. Он обращает внимание на физкультурно-тренировочный характер охотничьих и военных танцев в древности, исполнявшихся перед отправлением на охоту или в поход.

Автор также упоминает о существовании в первобытном обществе огромного количества военных и физических ритуалов, испытаний, состязаний, в которых требовалось выбрать победителей — например, обряда инициации (посвящения), необходимого для перехода на следующую ступень взросления, приема в род или племя.

Юношей к этому обряду готовили наиболее авторитетные и опытные члены общины (старейшины), для чего создавались специальные органы со структурой и функциями, аналогичными государственным, то есть являлись прообразом государства.

Эти же органы готовили масштабные спортивные игры, например, Олимпийские игры в Древней Греции. Для их проведения требовались физически сильные мужчины и постоянно действующий специализированный аппарат управления, переросший в дальнейшем в органы государства.

В подтверждение своего мнения Х. Ортега-и-Гассет приводит в пример систему физического воспитания в Спарте, на основе которой была создана сильная армия, способствовавшая возникновению государства в Греции.

Также физическая подготовка позволяла активно участвовать в жизни общества. Менее успешные в спорте рядовые члены первобытной общины постепенно отсеивались в результате физических состязаний, отстранялись от участия в общественной жизни, физических упражнениях, играх, и составляли класс людей, занимающихся тяжелым физическим трудом и обслуживанием аристократии.

Наиболее же физически развитые и успешные в испытаниях мужчины-лидеры отделились от более слабых и вошли в класс военной аристократии.

Именно так, по мнению испанского философа, общество разделилось на два основных класса: управляющие и управляемые. Таким образом, родовая и военная аристократия тоже появились благодаря военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях.

С точки зрения автора понятие права проистекает из свода правил, разработанного для участников олимпийских игр мудрейшими греками, старейшинами, накопившими достаточный жизненный опыт. Верно замечено, что они схожи с вождями, которые помимо управленческих функций выполняли роль хранителей социальных норм.

Плюсы и минусы спортивной теории

Теория обладает рядом достоинств, так как опирается на такие достоверные факты, как:

  • огромное значение в древние времена физического превосходства, силы и ловкости, их влияние на образование государственных институтов;
  • систему физического воспитания в Спарте, способствующую созданию сильной армии и древнегреческого государства в дальнейшем;
  • существование в древние времена обряда инициации и сопровождающие его состязания, соревнования и т. п.;
  • зародившуюся еще в Древней Греции традицию проведения олимпийских игр, обладающих религиозным (сакральным характером). Их победители нередко становились вождями (царями) своих племен (народов);
  • установление почтенными и мудрыми людьми правил проведения, поведения участников и оценки результатов инициаций, спортивных игр, которые можно считать зачатками права, в частности, судебных прецедентов, законов.

Недостатки спортивной теории:

  1. Отсутствует сущностный анализ процессов, так как автор не объясняет глубинных процессов образования государства, рассматривая только одну сторону жизни человека — физическое воспитание (превосходство), совсем не затрагивая экономику, материальное производство, торговлю, отношения обмена и потребления.
  2. Автор не учитывает разнообразные пути образования государств в других частях света кроме Древней Греции. Зарождение многих государств в Азии, Южной Америке, Европе, Африке происходило по совершенно другому пути — например, в связи со строительством ирригационных, военных сооружений у египтян, китайцев, ацтеков; развитием торгово-денежных отношений в Европе, Азии или под влиянием религиозных факторов в Вавилоне, Индии и т. д. Кроме того, у многих современных народов, например, у аборигенов Австралии, несмотря на традиции проведения различных обрядов, государственность так и не появилась.
  3. Обряд инициации вряд ли мог послужить причиной возникновения государственности, так как в первобытном обществе существовало много разных обрядов, включая и этот, но они не приводили к появлению государства.
  4. Физическое превосходство способствовало организации Олимпийских игр, которые при этом так и не привели к централизации государства.

Что мы узнали

Итак, данная теория базируется на проверенных исторических фактах об обрядах инициации, опыте проведения масштабных спортивных игр в Древней Греции. Действительно в древние времена физическое превосходство, выносливость играли решающую роль в борьбе за выживание, но данную теорию можно применить только к истории зарождения древнегреческого государства, а не в мировом масштабе.

К тому же, физическая сила — недостаточное основание для создания и развития государства. Создатель теории не рассматривает другие важные причины возникновения государственности, не учитывает экономический фактор, различные важные условия жизни людей, в том числе материальные, поэтому его теория не может считаться достаточно обоснованной.

Суть теории. Возникновение государства автор напрямую свя­зывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом'. Познакомимся с основными положениями этой теории подробнее.

Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привели к усложнению воспитания людей вообще и появлению фи­зического воспитания. Это облегчало первобытным людям ведение тяжелой борьбы за свое существование. Наряду с земледелием и скотоводством и этих условиях все большую роль начинает играть военная организация племен. Физическое воспитание в этих усло­виях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятель­ности, но и к военному делу.

У многих первобытных народов существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью — инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т.д. Готовясь к посвяще-

1 Орни-га X. iimrm. Сиортиниос происхождение государства // Философскаяи социологическая мысль. Клен, НИ.Н). j\9 (i.

нию, юноши усиленно тренировались, закалялись, принимали учас­тие в охоте и др. В инициациях широко использовались физические упражнения и игры (бег, прыжки, метание копья, разные виды борь­бы и пр.). К инициациям молодежь готовили специально выделенные старейшины, члены рода, которые имели большую физическую силу и опыт обучения, а также опыт проведения таких испытаний. Так созда­валась специальная организация, в которую входили: организаторы инициации, люди, имеющие опыт их проведения, люди, обучающие молодежь, а также почетные члены рода, которые следили за правиль­ностью проведения инициации. Возможно, что существовали специ­альные органы, которые применяли санкции к не прошедшим испыта­ния. И кто попробует возразить, что это — не спорт, или не его зарож­дение? Появляется и специальная организация со своей структурой, где каждый ее член имеет свои функции. Отсюда — автор проводит параллель со структурой государства.

Спорт связан и с другой стороной жизни первобытных людей. Из-за частых стихийных бедствий, стычек между соседними племе­нами, а также примитивной формы охоты, на которой погибали лучшие мужчины, род нес потери в мужской части населения. Слу­чалось, что племена лишались большей части мужчин, что грозило им вымиранием. Для того чтобы этого не случалось, старейшины приглашали других мужчин из других племен и между ними устраи­вали состязания. Победивших в них мужчин оставляли и делали полноправными членами рода. Так восстанавливался нужный ба­ланс между мужчинами и женщинами в роде. И опять для проведе­ния таких состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя выполнение и других общественных функций.

Таким образом, родовая и военная аристократия своим появлени­ем обязана военно-физической подготовке и необходимости опреде­лять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин. Постепен­но рядовые члены племени все больше отстраняются от участия в об­щественной жизни, занятий физическими упражнениями и играми. Их уделом становится тяжелый физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь между физическим воспитанием и трудом утрачивается все больше и больше. Однако общество диф­ференцируется на две группы: управляющие и управляемые.




В подтверждение выдвинутой идеи автор приводит систему фи­зического воспитания в Спарте, с помощью которой была создана сильная армия, позволившая создать государство в Греции. Олим­пийские игры стоят в том же ряду: они способствовали объедине­нию греческих полисов и образованию единого греческого государства. Для их проведения требовались структуры, намного превосхо­дящие по количеству людей органы, создаваемые для проведения инициации в первобытном обществе. В Древней Греции и были со­зданы именно такие органы, которые впоследствии переросли в ор­ганы государства.

Оценка теории. Оценивая эту теорию, нельзя сказать, что она создана на пустом месте. Напротив, она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олим­пийских игр, традиция организации которых жива и поныне. Прав ее создатель и в том, что сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. Он также справедливо под­черкивает, что организаторы инициации, Олимпийских игр — это люди почтенного возраста, имеющие большой жизненный опыт, отличающиеся мудростью. С позиции прожитых лет они и оценива­ли состязания. Да, мы согласны и в том, что вожди — организаторы жизни людей в протогосударгтвенном образовании, в вождестве, были людьми отнюдь не юного возраста. Вожди, помимо осущест­вления ими управленческих функций, являлись также хранителями социальных правил сообщества людей, которыми они правили. Вот почему им не в диковинку было и разрабатывать правила проведе­ния спортивных состязаний, правила оценки результатов соревно­ваний, а именно из них и состояли коллегии судей на тех же Олим­пийских играх. Кстати, резонно поэтому считать эти правила зачат­ками права, и в частности судебных прецедентов, законов, которые всегда есть творение государственной власти.

И все же. Греция — не единственный регион, где возникла госу­дарственность. В других же частях Земли мы не наблюдаем столь мас­штабных спортивных состязаний, как Олимпийские игры, хотя ини­циации встречаются повсеместно. Поэтому данная теория, даже если априорно признать ее правильность, не объясняет процесс возникно­вения государства во всех регионах земного шара. Это во-первых.

Во-вторых, спортивная теория не объясняет глубинных процес­сов образования государства. Это результат того, что ее сторонники берут для рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о проис­хождении государства) всего лишь одну сторону жизни человечест­ва — воспроизведение самого человека. По, как известно, не менее, а возможно и более важное значение имеет материальное производ­ство. Именно здесь произошел прорыв человека, выведший его на совершенно новый круг бытия и оторвавший от мира животных. Материальные условия жизни люден авторами данной теории ос­тавляются за скобками.

Одним словом., спортивная теория, как говорится, имеет право быть, поскольку иллюстрирует один из немаловажных фрагментов жизни человечества.

Автор этой теории Ортега X. Гассет.

Суть теории. Возникновение государства автор напрямую свя­зывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом'. Познакомимся с основными положениями этой теории подробнее.

Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привели к усложнению воспитания людей вообще и появлению фи­зического воспитания. Это облегчало первобытным людям ведение тяжелой борьбы за свое существование. Наряду с земледелием и скотоводством и этих условиях все большую роль начинает играть военная организация племен. Физическое воспитание в этих усло­виях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятель­ности, но и к военному делу.

У многих первобытных народов существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью — инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т.д. Готовясь к посвяще-

1 Орни-га X. iimrm. Сиортиниос происхождение государства // Философскаяи социологическая мысль. Клен, НИ.Н). j\9 (i.

нию, юноши усиленно тренировались, закалялись, принимали учас­тие в охоте и др. В инициациях широко использовались физические упражнения и игры (бег, прыжки, метание копья, разные виды борь­бы и пр.). К инициациям молодежь готовили специально выделенные старейшины, члены рода, которые имели большую физическую силу и опыт обучения, а также опыт проведения таких испытаний. Так созда­валась специальная организация, в которую входили: организаторы инициации, люди, имеющие опыт их проведения, люди, обучающие молодежь, а также почетные члены рода, которые следили за правиль­ностью проведения инициации. Возможно, что существовали специ­альные органы, которые применяли санкции к не прошедшим испыта­ния. И кто попробует возразить, что это — не спорт, или не его зарож­дение? Появляется и специальная организация со своей структурой, где каждый ее член имеет свои функции. Отсюда — автор проводит параллель со структурой государства.

Спорт связан и с другой стороной жизни первобытных людей. Из-за частых стихийных бедствий, стычек между соседними племе­нами, а также примитивной формы охоты, на которой погибали лучшие мужчины, род нес потери в мужской части населения. Слу­чалось, что племена лишались большей части мужчин, что грозило им вымиранием. Для того чтобы этого не случалось, старейшины приглашали других мужчин из других племен и между ними устраи­вали состязания. Победивших в них мужчин оставляли и делали полноправными членами рода. Так восстанавливался нужный ба­ланс между мужчинами и женщинами в роде. И опять для проведе­ния таких состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя выполнение и других общественных функций.

Таким образом, родовая и военная аристократия своим появлени­ем обязана военно-физической подготовке и необходимости опреде­лять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин. Постепен­но рядовые члены племени все больше отстраняются от участия в об­щественной жизни, занятий физическими упражнениями и играми. Их уделом становится тяжелый физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь между физическим воспитанием и трудом утрачивается все больше и больше. Однако общество диф­ференцируется на две группы: управляющие и управляемые.

В подтверждение выдвинутой идеи автор приводит систему фи­зического воспитания в Спарте, с помощью которой была создана сильная армия, позволившая создать государство в Греции. Олим­пийские игры стоят в том же ряду: они способствовали объедине­нию греческих полисов и образованию единого греческого государства. Для их проведения требовались структуры, намного превосхо­дящие по количеству людей органы, создаваемые для проведения инициации в первобытном обществе. В Древней Греции и были со­зданы именно такие органы, которые впоследствии переросли в ор­ганы государства.

Оценка теории. Оценивая эту теорию, нельзя сказать, что она создана на пустом месте. Напротив, она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олим­пийских игр, традиция организации которых жива и поныне. Прав ее создатель и в том, что сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. Он также справедливо под­черкивает, что организаторы инициации, Олимпийских игр — это люди почтенного возраста, имеющие большой жизненный опыт, отличающиеся мудростью. С позиции прожитых лет они и оценива­ли состязания. Да, мы согласны и в том, что вожди — организаторы жизни людей в протогосударгтвенном образовании, в вождестве, были людьми отнюдь не юного возраста. Вожди, помимо осущест­вления ими управленческих функций, являлись также хранителями социальных правил сообщества людей, которыми они правили. Вот почему им не в диковинку было и разрабатывать правила проведе­ния спортивных состязаний, правила оценки результатов соревно­ваний, а именно из них и состояли коллегии судей на тех же Олим­пийских играх. Кстати, резонно поэтому считать эти правила зачат­ками права, и в частности судебных прецедентов, законов, которые всегда есть творение государственной власти.

И все же. Греция — не единственный регион, где возникла госу­дарственность. В других же частях Земли мы не наблюдаем столь мас­штабных спортивных состязаний, как Олимпийские игры, хотя ини­циации встречаются повсеместно. Поэтому данная теория, даже если априорно признать ее правильность, не объясняет процесс возникно­вения государства во всех регионах земного шара. Это во-первых.

Во-вторых, спортивная теория не объясняет глубинных процес­сов образования государства. Это результат того, что ее сторонники берут для рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о проис­хождении государства) всего лишь одну сторону жизни человечест­ва — воспроизведение самого человека. По, как известно, не менее, а возможно и более важное значение имеет материальное производ­ство. Именно здесь произошел прорыв человека, выведший его на совершенно новый круг бытия и оторвавший от мира животных. Материальные условия жизни люден авторами данной теории ос­тавляются за скобками.

Одним словом., спортивная теория, как говорится, имеет право быть, поскольку иллюстрирует один из немаловажных фрагментов жизни человечества.

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

Теологическая (религиозная) теория господ­ствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть:

- вечны, незыблемы и святы;- их возникновение и упразднение не зависит от человека; - являются выразителями воли Бога на земле.

Современным вариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

Договорная (естественно-правовая) теория: Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами и сторонниками в разное время являлись: = Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;= Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; = Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители;= А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер и др.

Органическая теория: Эта теория была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономер­ности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, ес­тественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Суть органической теории возникновения госу­дарства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

= люди образуют государство, как клетки - живой организм; = государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.; = между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отбрасывается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т. д.). Недостатками органической теории является: • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; • сильное влияние дарвинизма; • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Психологическая теория: Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. Данная теория утверждает, что возникновение государства связано со свойствами психи­ки человека: ♦ желание быть защищенными и подчиняться более сильным; ♦ желание сильных повелевать другими людьми; ♦ способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие и подчинить своей воле других; ♦ желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. Недостатки психологической теории: данная тео­рия не учитывает другие факторы (социальные, экономические, по­литические и др.), благодаря которым возникло государство.

Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством: • сбор дани дружинниками; • расширение подвластных королю (феодалу) территорий; • огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий); • иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ. В пользу теории насилия говорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Ирригационная (гидравлическая) теория: Ирригационная (водная) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация). Крестьянин-индивидуалист не могли использовать са­мостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходи­ма была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет при­чину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе: ♦ произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля); ♦ возник прибавочный продукт; ♦ в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров; ♦ появились частная собственность и публичная власть. ♦ для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Инцестная (половая) теория: Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)

Спортивная теория: Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

Диффузная теория: Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

Теория специализации: Государство - это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) (Т. В. Кашанина)

Читайте также: