Каковы особенности композиции романа герой нашего времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

Действия в романе идут не последовательно, то есть, сюжет не отражает хронологическую последовательность событий. Действие произведения начинается с тех событий, которые произошли позже, а то, что происходило до них, перечисляется во второй части. Завершается роман отдельным эпизодом из жизни героя, который выражает отношение героя к жизни.

Автор использует прием кольцевой композиции. В первой главе герой появляется в той же крепости, что и в последней.

М. Ю Лермонтов в своем романе создал новую композицию, так как новый жанр требовал нового исполнения.

Особенности

Такой принцип стали позже использовать в кино. История героя предстаёт в нескольких временных планах. События то уходят в прошлое, то забегают вперёд от момента начала повествования.

У такого композиционного решения существовало много причин. Не на последнем месте был мотив занимательности чтения. Читатель с первой главы оказывался в плену интриги относительно личности героя, причин службы утончённого аристократа в захолустной крепости.

В то же время таким построением произведения автор отдал дань романтизму, усилив впечатление о загадочности, таинственности героя. Хотя в целом роман относится к реалистической прозе, которая с 30 – 40-ых годов 19 века уже заявила о себе, например, в повестях Пушкина, но элементы романтизма читательской публике были необходимы. Она ещё долго выбирала для досуга романы об исключительных благородных героях.

Но не только соображения занимательности сюжета лежат в основе необычной композиции романа. Она служит главной цели – раскрытию характера центрального героя. Его жизненный финал, то есть смерть, по авторскому замыслу перенесён в середину повествования.

Лермонтов разделил роман на две части: I часть включает первые четыре главы; II часть объединяет две последние. Первая часть отражает черты характера героя, которые раскрываются в его отношениях с миром простых людей; вторая – с представителями дворянства, к которому он принадлежит.

Если следовать хронологии жизни героя, последовательная цепь событий его биографии требовала бы иного порядка глав:

Размышляя над авторским решением исключить героя из жизни на 1/3 пути до финала романа, многие исследователи увидели в этом трагизм фигуры героя, предопределённость судьбы лишнего человека. В литературе последекабристского периода такой тип стал ключевым в литературе.

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Популярные сочинения

Тарас Бульба - народный герой. При размышлении на данную тему, невольно задаешься вопросом, является ли это утверждение верным или образ Тараса в одноименном произведении представлен Н.В. Гоголем

Здравствуй, дорогой ветеран! Я очень рад, что пишу Вам, герою, спасшему нашу страну от великой беды.

Сам автор уже после публикации своего романа в законченном виде признавался, что ни одно слово, ни одна строчка в нем не возникли случайно, все написанное было подчинено одной главной цели – показать читателям их современника – человека с благородными и дурными наклонностями, который, повинуясь чувству себялюбия, смог реализовать в жизни только свои пороки, а его достоинства так и остались лишь благими желаниями.

Когда роман только вышел в свет у критиков и у простых читателей возникло множество вопросов, которые касались композиционного членения этого произведения. Постараемся рассмотреть основные из этих вопросов.

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Как соотносятся сюжет и фабула в романе?

Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?

Особенность композиции заключается в непоследовательности описания. Первая часть повествует о том, как Печорин украл Бэлу и в последствии потерял интерес к ней. А вторая - повествует о времени, когда после смерти девушки уже прошло несколько лет. В этой же части имеются описания жизни главного героя до встречи с Бэлой. А заканчивается "Фаталистом" - просто один из эпизодов жизни Печорина.

По поводу подобной хронологии несколько версий. По одной из них - автор хотел так наиболее полно раскрыть характер героя и его философию.

да это ж мой вопрос на вступительных экзаменах!! ! сдала на 5 между прочим, так что слушай. композиция подчинена цели раскрытия образа Печорина. Хронологическая последовательность событий (одним словом, фабула) отличается от сюжетной последовательности. если главы расставить в хронологическом порядке, то получится следующее: "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", Бэла, Максим Максимыч, предисловие к журналу Печорина. зачем же автору нужно было нарушать хронологию? чтобы постепенно раскрыть образ гл. героя, дать читателю проникнуться идеей романа. сначала он пишет от лица доброжелательного, но чужого и чуждого Печорина человека о Бэеле, затем, в главе "ММ", Печорину дается психол. портрет от лица рассказчика - человека одного с Печориным поколения и круга, читатель понимает, что героя настигла душевная катастрофа. ну и наконец, Журнал Печорина - дневник героя, в котором он рефлексирует, анализирует свои мысли и поступки и открывает, почему так трагично сложилась его жизнь. эта подчеркнутая разорванность событий, смена рассказчиков не только раскрывают образ лишнего человека, но и все больше оправдывают Печорина.

Роман состоит из 5 частей, которые расположены не в хронологическом порядке. Сначала мы узнаем о герое со слов других, затем знакомимся с ним, наконец, читаем журнал самого Печорина, который анализирует свои поступки. Вообще, главы должны идти таким образом: "Тамань","Княжна Мэри", "Фаталист", "Бэла","Максим Максимыч" .

1 ОСОБЕННОСТЬ: Особенность построения этого произведения состоит в том, что Лермонтов нарушил хронологическую последовательность событий, о которых рассказывается в романе. В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.
2 ОСОБЕННОСТЬ Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. Роман имеет “кольцевую композицию”: сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина (“Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”), затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя (“Тамань”, “Княжна Мери”)
3 ОСОБЕННОСТЬ: “кольцевой композиции” заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней завершается. Мотив “тюрьмы”, “монастыря”, “узничества” — один из главных в творчестве Лермонтова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Таким образом, писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки.
Роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным,

Каковы особенности композиции романа герой нашего времени

Специфика построения текста

Согласно теории литературы, в структуре любого произведения лежат несколько компонентов. Это завязка, экспозиция и развязка. Сначала читатель знакомится с персонажами, местом действия. Затем с ними происходят какие-то события. Наконец, в развязке становится понятно, к каким итогам пришли действующие лица.

Особенности композиции романа герой нашего времени

Каковы же основные черты такого построения произведения:

  1. Сюжетная канва не совпадает с фабулой текста.
  2. За счет нестандартного построения читатель сосредоточен не на восприятии жизненных событий героя, а на анализе его внутреннего мира, переживания.
  3. Своеобразие изложения дала возможность Лермонтову показать Печорина в моменты, наиболее важные для его личностного становления, отказавшись от нудного перечисления большого числа событий.

Правильное расположение частей

Роман изучается в двух плоскостях — так, как главы расположил автор и так, как они должны следовать согласно верной хронологии. Нарушая последовательность событий, Лермонтов создает реалистичный облик своего непростого человека. Сначала Печорин кажется откровенным подлецом, для которого нет ничего святого. Однако постепенно его образ меняется в восприятии читателя, становясь сложным, неоднозначным.

Композиция романа герой нашего времени

Композиция герой нашего времени

Лермонтов сознательно отказался от линейного изложения. Сначала он показывает Печорина глазами других людей и только после этого дает персонажу возможность высказаться самому. При написании сочинений по тексту это важно учитывать. Нарушенная хронология — это смелый авторский шаг в классической литературе.

Значение путаницы

Композиция романа герой нашего времени

Для чего же Лермонтов выбрал столь оригинальную манеру изложения, для чего нарушил линейность? Основное назначение кольцевого построения сюжета — более детальное, глубокое и объективное раскрытие образа главного героя. В первой главе его облик почти отталкивающий. Печорин лишь по своей прихоти похищает Бэлу, восточную красавицу, у ее отца. Он не собирается жениться на ней, черкешенка интересна ему лишь очень непродолжительное время. Сделав ее любовницей, разлучив с семьей, заставив нарушить все традиции гордых жителей Кавказа, герой быстро утрачивает свой интерес к простой девушке.

Судьба Бэлы трагична: вырванная с корнем из своей привычной среды, она познала горечь несчастливой любви и одиночество. Мучения девушки прервал выстрел влюбленного в нее Казбича.

Новые черты в главном герое

Композиция герой нашего времени

Оказывается, Печорин смел, не побоялся вступить в конфликт с контрабандистами. Он умен, устал от окружающего его светского общества, поэтому и оказался столь жесток с Мэри и Грушницким. Жизнь постепенно убивала в нем искренние чувства, однако рассказ о взаимоотношениях с Верой заставляет даже посочувствовать герою.

Прописывая каждую строчку своего дневника, Печорин обнажает свою душу. Самому себе он не врет. Образ отрицательного героя, подлеца и соблазнителя меняется в сознании читателя на облик жертвы обстоятельств. Этот человек не мог поступить иначе, поскольку к определенным деяниям толкала его сама жизнь.

Чтение дневника помогает понять характер героя, его двойственность, противоречивость. Он одинок, не сумел найти родственную душу, именно поэтому огрубел, стал циничным и безжалостным. Он хотел любить, но мир не был готов принять его любовь, оттого он научился ненавидеть.

Трагедия Печорина

Композиция герой нашего времени лермонтов

Конечно, даже краткий анализ личности говорит о том, что Печорин — это однозначно не положительный герой. Он сделал слишком много зла, совершил достаточно дурных поступков и неспособен даже раскаяться в них. Он искренне переживает смерть Бэлы, но считает виновным в ней Казбича, а отнюдь не самого себя.

В доверительном разговоре с Мэри он говорит о том, что общество превратило его в нравственного калеку. Но каким-то образом помешать этому он не пожелал. Герой состоит на военной службе, он смел, но не сумел найти в себе достаточной отваги для того, чтобы вырваться за рамки своего окружения и пойти собственным путем. Именно поэтому он достоин одновременно и порицания, и сочувствия.

Читайте также: