Вклад ломоносова в педиатрию кратко

Обновлено: 02.07.2024

18 век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права. Но в то же время для этого периода русской истории характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств. В 1756 году в столице Российской Империи появился первый театр. Конец 18 века - расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, Владимира Лукича Боровиковского, скульптора Федота Шубина.

Содержание

Введение
Краткая биография М.В. Ломоносова
Роль М.В. Ломоносова в развитии медицины
Письмо Ломоносова к Шувалову по поводу учреждения в Москве Университета
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

История медицины.docx

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омская государственная медицинская академия кафедра «Общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины.

д.м.н. профессор О.П. Голева

Выполнила студентка 1 курса

Лечебного факультета 107 группы

Быкова Софья Владимировна.

Проверила: к.м.н. Иванова Л.А.

  1. Введение
  2. Краткая биография М.В. Ломоносова
  3. Роль М.В. Ломоносова в развитии медицины
  4. Письмо Ломоносова к Шувалову по поводу учреждения в Москве Университета
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

Краткая характеристика 18 века.

18 век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права. Но в то же время для этого периода русской истории характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств. В 1756 году в столице Российской Империи появился первый театр. Конец 18 века - расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, Владимира Лукича Боровиковского, скульптора Федота Шубина.

Петровские реформы (конец XVII века — 1-я четверть XVIII века) оказали значительное влияние на социально-экономическое и культурное развитие страны.

Победа в Великой Северной войне дала выход России к Балтийскому морю. Были вновь захвачены Карелия и Ингерманла ндия. В устье Невы с 1703 года строится город-порт Санкт-Петербург, куда в 1712 годупереносится столица России.

В 1714 году был издан "Указ о единонаследии", приравнявший дворянское поместье к боярской вотчине. Боярская дума перестала созываться, высшим исполнительно-распорядительным органом становился Сенат, в который могли входить как бояре, так и дворяне. Центральными исполнительно- распорядительными органами вместо приказов становились коллегии, территория России была разделена на губернии во главе с губернаторами, губернии — на провинции во главе с воеводами, управление в городах вместо земских изб стали осуществлять магистраты.

В 1785 году была издана Жалованная грамота дворянству, согласно которой необходимость службы для дворян отменялась. В губерниях и уездах создавались выборные дворянами дворянские собрания. Судебными органами в уездах становились земские суды, избираемые дворянами и государственными крестьянами. В том же году была издана Жалованная грамота городам, согласно которой создавались выборные купцами и фабрикантами городские думы, магистраты стали судебными органами городов.

В царствование Екатерины II Россия, вытеснив Османскую империю из Причерноморья, успешно решила задачу по выходу к Чёрному морю.

1773—1775 годы: Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

Краткая биография М.В. Ломоносова

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (8/19.11.1711-4/15.04.1765), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки.
Отец Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров), черносошный крестьянин, имел землю и суда для промысла по Мурманскому берегу; Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом на промыслы и нередко подвергался опасностям. Грамоте Ломоносов научился сравнительно рано. Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов в 1731 ушел с обозом в Москву, где был принят в “Спасские школы”. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, “несказанная бедность”, насмешки школьников. Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург для учения при Академии наук. В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739. Здесь он получил обширное и основательное образование. В 1738 студент Ломоносов послал в Академию донесение на немецком языке о прослушанных лекциях и приобретенных книгах, рассуждение на латинском языке по физике и стихотворный перевод оды Фенелона, воспевающей счастье уединенной сельской жизни. Из Марбурга студенты были отправлены во Фрейберг к “горному советнику” Генкелю, причем содержание их было уменьшено наполовину и Генкелю было поручено держать студентов построже, объявить в городе, чтобы никто не верил им в долг. А так как Академия неисправно высылала деньги, то студенты очень нуждались, отсюда просьбы к Генкелю, неудовольствие на него. Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии в 1740. Странствуя по Германии, Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх. По некоторым источникам, по дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля. После странствий Ломоносов прибыл согласно приказанию Академии, в 1741. В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике, в 1745, по отъезде проф. Гмелина за границу, профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал в блестящей общедоступной форме. В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова — усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка. Ломоносов написал грамматику русского языка (1755) и первую риторику на русском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах. Ещё осенью 1748 года у 36-летнего Ломоносов появились первые признаки болезни. Поэтому он много недель не мог работать. Но во второй половине 1762 года болезнь отступила, и Ломоносов принялся за работу. В 1765 года Ломоносов снова заболел.4 апреля 1765 года в 5часв вечера на 54 году жизни умер, в последствии простуды которую он получил.

Роль М.В.Ломоносова в развитии медицины

Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.

Великий ученый, поражающий своей разносторонностью даже среди ученых-энциклопедистов XVIII века, М. В. Ломоносов не был чужд и медицине.

Интерес к этой крупнейшей отрасли естествознания, в которой находили практическое приложение его философские взгляды и теоретические воззрения, был присущ М. В. Ломоносову на протяжении всей его жизни.

Будучи горячим поборником естественнонаучной пропаганды, в широком смысле слова, популяризации науки, превращения ее в общенародное достояние, М. В. Ломоносов был одним из основоположников санитарного просвещения в России.

Борясь с невежеством и суевериями, с “вороженьем и шептаниями”, М. В. Ломоносов вместе с тем высоко ценил народную мудрость. Он знал и понимал, что во многих народных приемах врачевания кроется рациональное зерно, что многие обычаи так называемой народной медицины являются плодом многовековых наблюдений, коллективного опыта. Он твердо верил в то, что нужно не только учить народ, но и учиться у народа. Рекомендуя составить популярное руководство по акушерству, М. В. Ломоносов советовал не ограничиваться в качестве ее источников “хорошими книжками о повивальном искусстве”. К ним “необходимо должно присовокупить добрые приемы российских повивальных искусных бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих, спросить каждую особливо и всех вообще и, что за благо принято будет, внести в оную книжицу”.

В 1761 г. об этом мог говорить только М. В. Ломоносов, твердо верящий в мудрость и творческие силы своего народа.

В 1723 г. по указу Петра I была учреждена Академия наук и всяческих искусств. Открытие этой академии состоялось в 1725 г. Столпом академии был М. В. Ломоносов (несмотря на большое количество иностранных медиков) и его ученики, известные врачи того периода (А. П. Протасов, С. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович, Д. С. Самойлович и т. д.).

Статья вполне соответствует состоянию медицинской науки того времени и содержит ряд целесообразных ги­гиенических советов и прогрессивных мыслей по многим вопросам. Что в статье принадлежит автору, а что – переводчику, сказать трудно. Но многое (на этом мы специально остановимся ниже) позволяет пред­положить творческий характер участия М. В. Ломоносова в создании указанной статьи.

Милостивый государь Иван Иванович.

Разбирая свои сочинения, нашел я старые записки моих мыслей, простирающихся к приращению общей пользы. По рассмотрении рассудилось мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить их вашему высокопревосходительству яко истинному рачителю о всяком добре любезного отечества в уповании, может быть, найдется в них что-нибудь, к действительному поправлению российского света служащее, что вашим проницательством и рачением разобрано, расположено и к подлинному исполнению приведено быть может. Все оные по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут, как мне кажется, под следующие главы:

  1. О размножении и сохранении российского народа
  2. О истреблении праздности
  3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении
  4. О исправлении земледелия
  5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств
  6. О лучших пользах купечества
  7. О лучшей государственной экономии
  8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира

Сии толь важные главы требуют глубокого рассуждения, долговременного в государственных делах искусства к изъяснению и предосторожной силы к произведению в действо. Итак, м. г., извините мою дерзость, что, не имея к тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени только из усердия, которое мне не позволяет ничего (хотя бы только и повидимому) полезного обществу оставить под спудом. Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей. Божественное дело и милосердыя и человеколюбивыя нашея монархини кроткого сердца достойное дело - избавлять подданных от смерти, хотя бы иные по законам и достойны были. Сие помилование есть явное и прямо зависящее от ея материнския высочайшия воли и повеления. Но много есть человекоубивства и еще самоубивства, народ умаляющего, коего непосредственно указами, без исправления или совершенного истребления некоторых обычаев и еще некоторых, под именем узаконений вкоренившихся, истребить невозможно.

Помимо этих двух произведений, отдельные теорети­ческие положения, гигиенические советы, медицинские наблюдения разбросаны по многим сочинениям М. В. Ломоносова, даже весьма далеким от медицины.

Великий ученый, поражающий своей разносторонно­стью даже среди ученых-энциклопедистов XVIII века, М. В. Ломоносов не был чужд и медицине.

Интерес к этой крупнейшей отрасли естествознания, в которой находили практическое приложение его фило­софские взгляды и теоретические воззрения, был присущ М. В. Ломоносову на протяжении всей его жизни.

Ю. Г. Дуисинг – не только химик, но и врач. Ему принадлежит ряд работ специально медицинского ха­рактера. Он сумел привить своему ученику любовь и интерес к медицине.

По окончании Марбургского университета М. В. Ло­моносов получил звание кандидата медицины. Во Фрейбурге, куда переехал Ломоносов для изучения горного дела, его руководителем был И. Ф. Генкель, который также был врачом. Так впервые встретился М. В. Ломо­носов с медициной. В дальнейшем он обращался к ней неоднократно.

Занимался ли М. В. Ломоносов сам врачебной дея­тельностью? Если и занимался, то лишь урывками и случайно, вероятнее всего, при исключительных обстоя­тельствах.

Статья вполне соответствует состоянию медицинской науки того времени и содержит ряд целесообразных ги­гиенических советов и прогрессивных мыслей по многим вопросам. Что в статье принадлежит автору, а что – переводчику, сказать трудно. Но многое (на этом мы специально остановимся ниже) позволяет пред­положить творческий характер участия М. В. Ломоносо­ва в создании указанной статьи.

Помимо этих двух произведений, отдельные теорети­ческие положения, гигиенические советы, медицинские наблюдения разбросаны по многим сочинениям М. В. Ломоносова, даже весьма далеким от медицины.




Русские врачи порой именовали медицину наукой, порой искусством, причем нередко оба эти названия встречались буквально в одной фразе.

Поскольку под физикой в то время понималось естествознание в широком смысле слова, определение М. В. Ломоносова вводило медицину в широкий круг естественных наук.

Предлагая, сообразно этому, иметь в академическом собрании три класса – математический, физический и исторический, М. В. Ломоносов относил к первому классу академиков по высшей математике, астрономии и ме­ханике, ко второму – физика, медика и химика, к треть­ему – анатома-зоолога, ботаника и металлурга (X, 65, 73).

Считая медицину частью физики в широком смысле слова, т. е. естествознания, М. В. Ломоносов подчерки­вал ее тесную связь с другими отраслями естествозна­ния, в частности с химией и физикой в узком смысле.

Признание связи наук между собой, необходимость ученому не замыкаться в рамки узкой дисциплины неоднократно звучит в высказываниях М. В. Ломоно­сова.

Сохраняя в своем материализме немалый элемент ме­ханицизма, М. В. Ломоносов был склонен строение и функции тела, а также причину отдельных заболева­ний истолковывать по законам физики.

Как известно, для химии М. В. Ломоносов сделал чрезвычайно много. Одним из первых важных начинаний нового профессора химии явилась постройка в 1748 г. химической лаборатории Академии на Васильевском острове. Одноэтажное здание занимало, площадь около 150 квадратных метров при высоте в 5 метров; в нём М. В. Ломо­носов развернул, по тем временам огромную, исследовательскую и тех­ническую работу. А одним из важнейших его результатов было основание осо­бой науки – физической химии, с точки зрения которой “химия первая предводительница будет в раскрытии внутренних чертогов тел, первая проникнет во внутренние тайники тел, первая позволит познакомиться с частичками”. Большое значение имеет разделение М. В. Ломоносовым рас­творов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Он исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления, широко используемые в современной фармации и аптечном деле.

Великий ученый, поражающий своей разносторонно­стью даже среди ученых-энциклопедистов XVIII века, М. В. Ломоносов не был чужд и медицине.

Интерес к этой крупнейшей отрасли естествознания, в которой находили практическое приложение его фило­софские взгляды и теоретические воззрения, был присущ М. В. Ломоносову на протяжении всей его жизни.

Ю. Г. Дуисинг – не только химик, но и врач. Ему принадлежит ряд работ специально медицинского ха­рактера. Он сумел привить своему ученику любовь и интерес к медицине.

По окончании Марбургского университета М. В. Ло­моносов получил звание кандидата медицины. Во Фрейбурге, куда переехал Ломоносов для изучения горного дела, его руководителем был И. Ф. Генкель, который также был врачом. Так впервые встретился М. В. Ломо­носов с медициной. В дальнейшем он обращался к ней неоднократно.

Занимался ли М. В. Ломоносов сам врачебной дея­тельностью? Если и занимался, то лишь урывками и случайно, вероятнее всего, при исключительных обстоя­тельствах.

Статья вполне соответствует состоянию медицинской науки того времени и содержит ряд целесообразных ги­гиенических советов и прогрессивных мыслей по многим вопросам. Что в статье принадлежит автору, а что – переводчику, сказать трудно. Но многое (на этом мы специально остановимся ниже) позволяет пред­положить творческий характер участия М. В. Ломоносо­ва в создании указанной статьи.

Помимо этих двух произведений, отдельные теорети­ческие положения, гигиенические советы, медицинские наблюдения разбросаны по многим сочинениям М. В. Ломоносова, даже весьма далеким от медицины.

Русские врачи порой именовали медицину наукой, порой искусством, причем нередко оба эти названия встречались буквально в одной фразе.

Поскольку под физикой в то время понималось естествознание в широком смысле слова, определение М. В. Ломоносова вводило медицину в широкий круг естественных наук.

Предлагая, сообразно этому, иметь в академическом собрании три класса – математический, физический и исторический, М. В. Ломоносов относил к первому классу академиков по высшей математике, астрономии и ме­ханике, ко второму – физика, медика и химика, к треть­ему – анатома-зоолога, ботаника и металлурга (X, 65, 73).

Считая медицину частью физики в широком смысле слова, т. е. естествознания, М. В. Ломоносов подчерки­вал ее тесную связь с другими отраслями естествозна­ния, в частности с химией и физикой в узком смысле.

Признание связи наук между собой, необходимость ученому не замыкаться в рамки узкой дисциплины неоднократно звучит в высказываниях М. В. Ломоно­сова.

Сохраняя в своем материализме немалый элемент ме­ханицизма, М. В. Ломоносов был склонен строение и функции тела, а также причину отдельных заболева­ний истолковывать по законам физики.

Как известно, для химии М. В. Ломоносов сделал чрезвычайно много. Одним из первых важных начинаний нового профессора химии явилась постройка в 1748 г. химической лаборатории Академии на Васильевском острове. Одноэтажное здание занимало, площадь около 150 квадратных метров при высоте в 5 метров; в нём М. В. Ломо­носов развернул, по тем временам огромную, исследовательскую и тех­ническую работу. А одним из важнейших его результатов было основание осо­бой науки – физической химии, с точки зрения которой “химия первая предводительница будет в раскрытии внутренних чертогов тел, первая проникнет во внутренние тайники тел, первая позволит познакомиться с частичками”. Большое значение имеет разделение М. В. Ломоносовым рас­творов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Он исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления, широко используемые в современной фармации и аптечном деле.

В научном творчестве Ломоносова важное место занимают самые разные вопросы, связанные с областью медицины. Это – и проблемы этиологии болезней и сохранения здоровья населения, рассмотренные с различных позиций (демографических, безопасности труда, экстремальных условий и др.), и обеспечение страны медицинской помощью, и развитие медицинского образования в России. Труды Ломоносова, затрагивающие медицинские проблемы, были полны свежих идей и оригинальных подходов к решению задач.

Во многих своих трудах великий естествоиспытатель касался этиологии болезней и, усматривая в них материальную причину, в отличие от господствующих в середине XVIII века взглядов, обращал внимание на влияние различных климатических факторов на возникновение нарушений в человеческом организме.

Обобщая опыт предшественников и свой личный, Ломоносов стремился найти средства, помогающие сохранить здоровье людей в экстремальных условиях. Так, в инструкции для членов экспедиции, посланной на поиски Северного морского пути, Ломоносов говорит о необходимости снабдить экспедицию запасами продуктов для предупреждения цинги, напоминая о таких проверенных опытом противоцинготных средствах, как северные ягоды (морошка) и свежее мясо.

Не случайно медицинский был одним из трёх факультетов (наряду с философским и юридическим), с которых, по проекту Ломоносова, и начался Московский университет.

Статья студентки факультета фундаментальной медицины Е.Н. Каширской "Ломоносов и медицина", опубликованная в газете "Московский университет", № 26, 2010 год.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ломоносов и медицинское дело Московская область Г.О. Химки Муниципальное образовательное учреждение Лицей № 12 Руководитель: Макарова Ирина Петровна Подготовил: Ученик 10 ”А” класса Косинец Андрей Исполнен слабостьми наш краткий в мире век: Нередко впадает в болезни человек! Он ищет помощи, хотя спастись от муки, И жизнь свою продлить, врачам дается в руки. Нередко нам они отраду могут дать, Умев приличные лекарства предписать.

Цели: Узнать, какие идеи высказывал столь разносторонний ученый. Что сделал М.В. Ломоносов в области медицинского дела и как его идеи реализуются в наше время? Задачи: 1) Изучить идеи М.В. Ломоносова, в области медицинского дела и посмотреть как они реализуются в настоящее время 2) Изучить историю вопроса, чтобы понять современную политику государства в области медицины. 3) Расширить собственный кругозор в области медицины.

Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Великий ученый, поражающий своей разносторонностью даже среди ученых-энциклопедистов XVIII века, М. В. Ломоносов не был чужд и медицине. Будучи горячим поборником естественнонаучной пропаганды, в широком смысле слова, популяризации науки, превращения ее в общенародное достояние, М. В. Ломоносов был одним из основоположников санитарного просвещения в России.

Ломоносов, как известно, не был практикующим врачом, но были случаи в его жизни, когда ему приходилось исполнять эту роль. К примеру, он часто лечил свою дочь, опираясь на труды Фридриха Гофмана, занимавшегося среди прочего болезнями детей. В письме к И.И. Шувалову от 26 июля 1753 года ученый описывает произошедшее с его коллегой Рихманом. Профессора Рихмана убило молнией в тех же точно обстоятельствах, в которых Ломоносов был в то же самое время. Ломоносов пытался реанимировать Рихмана, но, к сожалению, голова его была повреждена, и шансов не оставалось. Хочу отметить, что Ломоносов признал как факт летального исхода смерть мозга, а не остановку сердца (он пытался восстановить движение крови по сосудам).

Ломоносова очень волновала проблема рождения, здоровья, а также высокая смертность младенцев в первые три года жизни. Он пишет, что ребенок, едва родившись, порой лишается жизни из-за родовых травм. Особенно часто случались повреждения головы во время родов из-за неопытности повивальной бабки. Облегчить это можно только искусностью повитухи и осторожностью беременной. Если ребенок выживал, то мог умереть от прорезывания зубов, пупочных грыж, оспы, глистов и т. д. Во избежание вышеперечисленного Ломоносов советовал сделать следующее: — выбрать хорошие книги о повивальном искусстве и, лучшую положив за основу, написать наставление на русском языке; — в книге необходимо учесть приемы российских искусных повивальных бабок.

Ломоносов уделил санитарно-гигиеническим проблемам немало внимания потому, что считал их одной из главных причин возникновения болезней. Он утверждал, что нельзя строить жилища на низких берегах рек. Не только из-за загрязнения водоемов отходами человека и животных, которые с водой и рыбой попадали в организм человека и скота, вызывая эпидемии. Но и потому, что во время разлива рек крестьянские жилища вместе с сеном, скотом, людьми смывало талыми водами, нанося ущерб и унося жизни.

Ученый говорил и о том, что многие неизвестные болезни лечат простые безграмотные мужики и бабы наугад, соединяя часто лечение с ворожением и нашептыванием, и тем не придают никакой силы лекарству, а только укрепляют в людях суеверие. Ломоносов понимал, насколько сложно было получить в России образование, тем более медицинское. Поэтому пытался изменить систему образования, предлагая не дешевые, но эффективные способы решения проблем: — послать большое число студентов в зарубежные вузы для обучения медицин; — учреждаемым в России университетам дать право обучать медицине и выпускать врачей; — в военных полках выделить место военным врачам и санитарам; — позволить лучшему из медиков написать книгу для медицинского факультета и распространить ее по всему государству.

Во многих произведениях М. В. Ломоносова нашли отражение его мысли о болезнях и их причинах. Здесь нужно отметить, прежде всего, что если в медицине того времени были широко распространены идеалистические представления о природе болезней, о том, что болезни – результат побуждения души, то М. В. Ломоносов безоговорочно занял другую позицию. Следуя распространенным взглядам своей эпохи, непосредственную причину болезни М. В. Ломоносов видел в “повреждении” соков организма, “жидких материй к содержанию жизни человеческой нужных, обращающихся в теле нашем”. Причину же этого “повреждения” он искал не в мистических “движениях души”, а в конкретных явлениях внешней среды. Уже в 1741 г. на вопрос “Что за подлинные начала и причины всех болезней признать надлежит?” ответ был сформулирован.

Стремясь к увеличению числа врачей, М. В. Ломоносов требовал открыть доступ в науку разночинцам. Он прекрасно понимал, что дворянские дети стремятся к чинам и знатности – к тому, чего врачебная и научная деятельность в то время не давала. “Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний”. Трезво оценивая возможности России в 60-х годах XVIII столетия, М. В. Ломоносов понимал, что обучение врачей и повивальных бабок еще очень нескоро удовлетворит огромную потребность в медицинской помощи. Поэтому он считал необходимым вооружить все население, во всяком случае, грамотное, элементарными знаниями о лечении болезней, в первую очередь детских, и о простейших лекарственных средствах.

Широкий ум М. В. Ломоносова охватывал почти все стороны государственного строя России, и в своих раздумьях об улучшении общественного устройства родины М. В. Ломоносов неизбежно сталкивался и с вопросами организации медицинской помощи населению. Он понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное средство в борьбе со знахарством и шарлатанством. М. В. Ломоносову не пришлось увидеть полностью осуществленным свой план Московского университета. На медицинском факультете до 1759 г. не было ни одного профессора, в 1759 г. весь факультет олицетворял один профессор Керстенс, читавший минералогию. В 1764 г. к нему присоединился профессор Эразмус, читавший анатомию и акушерство. Лишь с 1765 г. начали читать “все части медицины теоретической".

Поскольку медицина — это совокупность многих наук: химии, физики, математики, биологии (физиологии), она требует к себе неординарного подхода. Такой подход демонстрировал Ломоносов, потому его труды относительно медицины были полны свежих идей и оригинальных мыслей. Без преувеличения о Ломоносове можно говорить как о реформаторе российской медицины XVIII века.

Идеи М.В.Ломоносова в области организации медицинского дела в России успешно реализованы и продолжают развиваться в настоящее время: - Принципы реанимации продолжают совершенствоваться, в Москве успешно работает институт скорой медицинской помощи им. Склифосовского, где спасено множество человеческих жизней, по городам курсируют реанемобили. - В России развивается сеть родильных домов, имеющих современное оборудование, помогающее решить практически самые серьезные проблемы, связанные с деторождением. Удалось до минимума сократить детскую смертность. Здоровые дети – здоровая Россия. - Пропаганда здорового образа жизни, здорового питания – задача не только медиков, но и всего общества. Чем и занимаются сейчас все средства массовой информации. - Санитарно-гигиенические нормы в нашем государстве ведены в ранг закона. Благодаря этому в стране практически нет вспышек страшных инфекционных заболеваний, эпидемий, возросла средняя продолжительность жизни. - Расширение сети высших и среднеспециальных медицинских учебных заведений, в которых готовят квалифицированные кадры. Сегодня любой желающий стать медиком ученик имеет на это право и реальную возможность. Идеи М.В. Ломоносова в области организации медицинского дела верны, выдержали испытания временем, успешно претворены в жизнь, а значит ВЕЧНЫ.

История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперёд, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов - ученый, философ, поэт - будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

Читайте также: