Талгат бегельдинов подвиг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бегельдинов Талгат Якубекович – заместитель командира авиаэскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 5 августа 1922 года в окрестностях озера Майбалык Акмолинского уезда Акмолинской губернии Киргизской АССР (ныне территория района Есиль города Нур-Султан – столицы Республики Казахстан). Казах. Настоящие фамилия, имя и отчество – Бегельдинов Талгат Тусулбекович, усыновлён своим дядей – Якубеком Бегельдиновым. Детство и юность провёл в городе Пишпек (с 1926 года – город Фрунзе, ныне Бишкек, Кыргызстан). В 1939 году окончил Фрунзенский аэроклуб, в 1940 году – 10 классов школы. В 1939 году работал массовиком в Доме пионеров, в 1939–1940 годах – лётчиком-инструктором Фрунзенского аэроклуба.

В армии с апреля 1940 года. До сентября 1941 года обучался в Саратовской военной авиационной школе пилотов, в июне 1942 года окончил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, в августе 1942 года – 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (ныне город Оренбург). В августе 1942 – январе 1943 – лётчик 34-го запасного авиационного полка (в Московском военном округе; город Ижевск, Удмуртия).

Участник Великой Отечественной войны: в январе 1943 – мае 1945 – лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 800-го (с февраля 1944 года – 144-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском (январь – март 1943), Воронежском (март – июль 1943), Степном (июль – октябрь 1943), 2-м Украинском (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м Украинском (июль 1944 – май 1945) фронтах.

Участвовал в Великолукской и Демянской операциях, Курской битве, Белгородско-Харьковской, Полтавско-Кременчугской, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.

6 мая 1943 года его Ил-2 был сбит истребителями противника, лётчик был ранен в левую ногу и левое плечо. Приземлившись на парашютах вместе с воздушным стрелком сержантом П.В. Яковенко на вражеской территории, несколько дней пробирался к своим. 9 мая 1943 года при попытке перехода линии фронта Пётр Васильевич Яковенко погиб, а Т.Я. Бегельдинов переплыл реку Северский Донец и вышел к своим. Был направлен в тыловой госпиталь, но во время следования туда сбежал в свой полк.

6 июня 1943 года участвовал в штурмовке Харьковского аэродрома и лично уничтожил при этом на земле Ме-110 и два Ме-109, повредил несколько самолётов противника. Отличился при уничтожении переправы через Днепр 24 сентября 1943 года в районе города Кременчуг (Полтавская область, Украина). Командуя в воздухе ведомым звеном в группе капитана С.Д. Пошивальникова, он подавил огонь зенитной батареи крупного калибра, точно сбросил бомбы по переправе и повредил её. При выходе из атаки штурмовики были атакованы истребителями противника, несмотря на полученные при заходах на переправу повреждения, точной очередью из пушек Т.Я. Бегельдинов сумел поразить истребитель противника.

За время войны совершил 305 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника, в воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы 2 вражеских самолёта.

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Служил заместителем командира штурмового авиационного полка по лётной подготовке (в Киевском военном округе). В марте – августе 1956 – начальник штаба Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС. С августа 1956 года подполковник Т.Я. Бегельдинов – в отставке.

В 1957–1968 годах работал заместителем начальника Казахского управления ГВФ по капитальному строительству. Под его руководством на территории Казахстана было построено 20 новых взлётно-посадочных полос в аэропортах. В 1968 году заочно окончил Московский инженерно-строительный институт.

В 1984–1985 – директор Дома творчества Казахского отделения Литературного Фонда СССР. В 1985–1992 – директор и мастер-методист Объединённой автошколы, главный консультант Союза водителей Казахстана.

Депутат Верховного Совета СССР 2–3-го созывов (в 1946–1954 годах), народный депутат СССР в 1989–1991 годах.

Жил в городе Алма-Ата (Казахстан). Умер 10 ноября 2014 года, последним из дважды Героев Советского Союза – фронтовиков. Похоронен в Алма-Ате на Кенсайском кладбище.

Почётный гражданин городов Целиноград (ныне Нур-Султан, Казахстан; 04.07.1980) и Алма-Ата (Казахстан).

Бронзовый бюст Т.Я. Бегельдинова установлен в городе Бишкек (Кыргызстан), памятник – в городе Нур-Султан (Казахстан). Бюсты установлены также в городах Актюбинск и Кокшетау (Казахстан). В Алма-Ате на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его именем названы улица в городе Нур-Султан, Военный институт Сил воздушной обороны в Актюбинске и Республиканская военная школа-интернат в Караганде.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 155 боевых вылетов (на 27 июня 1944 года);
2) Награждён за выполнение 275 боевых вылетов (на 15 марта 1945 года).

Воинские звания:
сержант (1942)
младший лейтенант (05.1943)
лейтенант
старший лейтенант (06.1944)
капитан (1945)
майор
подполковник (14.12.1953)
полковник запаса (15.04.1975)
генерал-майор авиации (Казахстан, 1992)

Подвиг героя. Бегельдинов, Талгат Якубекович

Родители были казахские крестьяне. Родная мать Хадия. Родного отца Талгата Бегельдинова звали Тусупбек, но воспитывался он с 6-летнего возраста в бездетной семье младшего брата отца Якубека, куда его по существовавшей казахской традиции отдали, после чего он переехал в город Пишпек. Родных родителей Талгата не стало рано. Семья жила очень тяжело

В 1938 году Талгат поступает в аэроклуб в городе Фрунзе. В 1940 году поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, затем переведён в Чкаловское военное авиационное училище (город Оренбург), которое окончил в 1942 году

Подвиг героя. Бегельдинов, Талгат Якубекович

младший лейтенант Талгат Бегельдинов

На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. В том же году вступил в ВКП(б)/КПСС. Сражался на самолёте Ил-2. Летал в эскадрилье Героя Советского Союза С. П. Пошивальникова. Вскоре стал его заместителем.

В сентябре 1943 года в воздушных боях за Днепр Бегельдинов доказал, что штурмовик может быть хорошим воздушным бойцом. Когда под прикрытием группы истребителей своего земляка будущего дважды Героя Советского Союза С.

Луганского были уничтожены 6 из 13 бомбардировщиков противника, штурмовик Бегельдинова обрушился на наземную боевую технику врага. На шоссе сплошной вереницей двигались танки, автомашины, бензоцистерны с горючим, бронетранспортеры с пехотой. Аэрофотосъемочные аппараты точно засняли эту операцию.

Подвиг героя. Бегельдинов, Талгат Якубекович

26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Бегельдинову Талгату Якубековичу за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолёта присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенью 1944 года гвардии капитан Бегельдинов — командир эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт).

Подвиг героя. Бегельдинов, Талгат Якубекович

Участник Парада Победы 24 июня 1945 года. Именно его шурмовик был первым Ил-2, пролетевшим над Берлином.

За два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника, в воздушных боях сбил 7 самолётов. Сам был сбит.

Подвиг героя. Бегельдинов, Талгат Якубекович

После войны, в 1950 году окончил Военно-воздушную академию и до 1956 года продолжал службу в Военно-Воздушных силах СССР. С 1957 по 1970 год — на работе в гражданской авиации. Работал заместителем председателя управления Гражданской авиации Казахской ССР.

Руководил работой по созданию взлетно-посадочных полос в Алма-Ате, Актюбинске, Караганде, Костанае, Жамбыле, Усть-Каменогорске и других областных центрах. В 1968 году Талгат Бегельдинов заочно окончил Московский инженерно-строительный институт, после чего работал на руководящих должностях в системе Госстроя Казахской ССР.

Подвиг героя. Бегельдинов, Талгат Якубекович

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Счастливое число Талгата Бегельдинова

Талгат Бегельдинов не просто единственный казах-дважды Герой Советского Союза, он — единственный дважды Герой Советского Востока. Всю войну он провел за штурвалом Ил-2, который его не единожды спасал.

Талгат Якупбекович Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в семье крестьянина. По одной из существующих версий, он родился в селе Майбалык Акмолинской области, по другой, он выходец из Пишпека (современный Бишкек, Киргизия). А вот то, что Талгат Бегельдинов был потомком славного Басыгара батыра, одного из полководцев хана Кенесары, отличившегося и геройски погибшего в 1837 году при штурме крепости Акмола, известно доподлинно.

«Родился я, — писал в одной из своих книг Талгат Бегельдинов, — отнюдь не в каком-то там роддоме, в окружении врачей, акушерок, даже не в доме с повивальной бабкой. Произвела меня мать на свет божий в высокой двухколесной арбе, запряженной верблюдом, в общем, в обычной кочевке, которую по необходимости казахского образа жизни мои родичи, как и большинство казахов-скотоводов, совершали по степи от одного пастбища к другому.

В данном случае кочевка была вызвана и другой причиной. Известный на всю Акмолинскую округу бай Галибай, спасая от конфискации скот, поручил моему отцу Тусупбеку и некоторым его близким из рода моего прадеда Бигельды, среди которых была и моя мать Хадия, перегнать его к Алатауским горам. Кочевка была немалой. Только скота бая Галибая в ней шло до пятнадцати тысяч голов, в том числе более тысячи коней.

Мать, беременная, до последнего момента ехала верхом на верблюде, как и все женщины в кочевке, — на нем и удобнее, и мягче. Только когда подошли роды, ее перенесли в двухколесную арбу, запряженную тем же верблюдом. Тут она и родила под открытым небом будущего летчика-штурмовика. Случилось это на второй или третий день кочевки, еще совсем недалеко от нашего аула, под Акмолой, у озера Майбалык.

Талгат Якупбекович объясняет путаницу, которая вышла с местом его рождения. Оказывается, родного отца Талгата Бегельдинова звали Тусупбек, но воспитывался мальчик в бездетной семье младшего брата отца Якубека, куда его по существовавшей казахской традиции отдали. Родных родителей Талгата не стало рано. Семья жила очень тяжело.

В 1938 году Талгат поступает в аэроклуб в городе Фрунзе, в который его из-за небольшого роста и детского лица (ему было 16 лет, а комиссия давала 14) еще думали брать или не брать. В 1940 году он едет учиться в Балашовскую военную авиационную школу, затем переводится в Чкаловское авиационное училище в Оренбурге, которое оканчивает в 1942 году.

Не на жизнь, а на смерть

На фронтах Великой Отечественной войны Талгат Бегельдинов начинает сражаться с января 1943 года. После всего 11 часов налета на ИЛ-2 он садится за его штурвал и совершает по 4-6 боевых вылетов в день.


В 22 года, 26 октября 1944 года, старшему лейтенанту Бегельдинову за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета присвоено звание Героя Советского Союза.

070fede6c02cd814e72c1ceee4bae873.jpg

Ведущие летчики 144 ГШАП, второй слева Т.Я. Бегельдинов, 1944 год

Дважды Героем капитан Бегельдинов стал 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурме скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (ныне Ополе), Катовице, Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлин. В июне 1945 года он принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.

Талгат Бегельдинов участвовал в самых тяжелых боях, защищал Москву, Киев, страны Европы, брал Берлин. Он единственный Дважды Герой во всей Средней Азии и Казахстане.

Жизнь на земле

Когда наступило мирное время, Талгат Якупбекович продолжил службу в Вооруженных силах СССР, вплоть до 1970 года работал в гражданской авиации. Окончил Московский инженерно-строительный институт, работал на руководящих должностях в системе Госстроя Казахской ССР. Являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-3-го и 12-го созывов. Был президентом благотворительного фонда, оказывающего помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам.


В 2012 году после смерти маршала авиации Александра Ефимова Талгат Бегельдинов стал единственным из ныне живущих дважды Героев Советского Союза. В последние годы Талгат Бегельдинов сильно болел. 10 ноября 2014 года земля, которую так отважно защищал легендарный летчик, проснулась и узнала, что его не стало. Он вновь оказался в небе.

Человек-легенда, человек-подвиг, человек-пример. Так хочется верить, что Талгат Бегельдинов будет с нами вечно, ведь пока жива память — жив человек.

Талгат Бегельдинов

Пятого августа исполнится девяносто два года последнему оставшемуся в живых дважды Герою Советского Союза, получившему это высокое звание во время Великой Отечественной Войны - Талгату Якубековичу Бегельдинову.
Лётчику, Воину, Строителю.

Талгат Бегельдинов

Человек, который бредил Небом. Который, для исполнения своей мечты, сумел, практически не зная русского языка, самостоятельно перевестись в русскоязычную школу - и упорно учиться, несмотря на все трудности - в тринадцать лет.
В шестнадцать он поступает в аэроклуб - и тоже не без преград. Не хотели брать из-за маленького роста, пытались прицепиться к происхождению - но юный Талгат добился своего - стал летать!
В 1940 году он поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, учился летать на истребителях, прошел почти полный курс обучения, но его переводят в Оренбург - учиться летать на бомбардировщиках. Освоен бомбардировщик СБ, прошел выпуск, но вместо фронта - снова учёба, на этот раз на Ил-2. Взлетел и на "Ильюшине". Теперь всё - на фронт! Его хотели оставить в училище инструктором, но сержант Бегельдинов своего добился - в декабре 1942 года он направляется в действующую армию.

Талгат Бегельдинов

Талгат Бегельдинов

Талгат Бегельдинов

Рано утром меня разбудил посыльный из штаба. Быстро оделся и через несколько минут уже стоял перед Митрофановым.
— Звонили из дивизии. Приказали немедленно явиться.
— А в чем дело?
— Понятия не имею. О вчерашнем дне я доложил. Наверное, подробностями интересуются. Иди, расскажешь начальству. Можешь не торопиться: вылетов наверняка сегодня не будет.
По заснеженному полю, затем лесом, через болото пошел в Андриаполь. Видно, в штабе дивизии меня уже ждали. Возле адъютанта сидело несколько штатских. Когда я доложил о прибытии, они с интересом посмотрели на меня. Адъютант тут же предложил пройти в кабинет комдива.
Вхожу, вижу Каманина.
— Сержант Бегельдинов явился по вашему вызову.
— Хорошо. Садитесь, — командир указал на стул. — Садитесь, садитесь.
Сел, снял шапку-ушанку. С опаской смотрю на унты: от них текут ручейки по полу.
— Расскажите о вчерашнем бое.
Начинаю по порядку с момента взлета, стараюсь не упустить даже мелочи.
— Это мне известно, — перебил Каманин. — Я спрашиваю о бое с истребителем. Кстати, почему не доложили командиру полка?
Я растерянно замолчал.
— Ваш бой с истребителем видели артиллеристы. Летчика они задержали. Мне звонили из артполка.
Сбивчиво рассказываю о бое. Каманин подходит к двери, приглашает штатских. Оказалось, что это корреспонденты газет. Меня буквально засыпали вопросами. Командир дивизии разъяснил, что это был первый в истории авиации бой штурмовика с истребителем с таким исходом.
Он рассказал, что сбил я матерого волка. Немец в звании майора имел на счету сто восемь сбитых самолетов. Он пиратствовал еще в Бельгии и во Франции, летал на Балканах. Фашист ни за что не хотел верить, что его сбил сержант, имеющий всего восемь боевых вылетов.
Каманин шутя сказал, что должен извиниться передо мной: немец просил познакомить его с русским асом, но свидание это не состоялось.

Талгат Бегельдинов

За два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовике наземных войск противника, в воздушных боях сбил 7 самолётов."

Талгат Бегельдинов

Именно его шурмовик был первым Ил-2, пролетевшим над Берлином.

После войны была Военно-воздушная Академия, командовние штурмовым авиаполком и прощание с армией - в 1956 году полковник Бегельдинов увольняется из рядов СА "по состоянию здоровья".

И с 1957 года практически до развала СССР - строил. Строил аэродромы - именно под руководством Талгата Якубековича строилась аэродромная сеть Казахстана.

Талгат Бегельдинов

Сейчас он на пенсии, в звании генерал-майор авиации Казахстана. Без дела не сидит, для души - пасека, а для дела - Международный благотворительный фонд, помогающий ветеранам и детям-сиротам.

И, я надеюсь, ещё не один год пятого августа он соберет за столом всю свою многочисленную семью. Здоровья Вам, Талгат Якубекович!

Читайте также: