Гатчинский воспитательный дом кратко

Обновлено: 02.07.2024

В середине 50-х годов XIX в. К.Д. Ушинский, тогда мало еще кому известный, наткнулся в подвале Гатчинского сиротского института на два больших шкафа, простоявших опечатанными в течение полутора десятков лет. Без дозволения администрации сняв печати со створок, Ушинский обнаружил бумаги и книги по педагогике, принадлежавшие его предшественнику — в свое время отстраненному от работы и ошельмованному инспектору института Егору Осиповичу Гугелю.

Содержание материала

  • Педагог Егор Осипович Гугель
  • Гнездо пеликана — символ сиротства
  • Сельский воспитательный дом — школа для малолетних
  • Педагогический журнал
  • Гатчинский Николаевский сиротский институт
  • Все страницы

Гатчинский Николаевский сиротский институт

В институте воспитывались больше полутысячи сирот, дети здесь носили одинаковую военизированную форму: китель с погончиками, на пуговицах изображено гнездо пеликана.

Состав воспитанников

На протяжении второй половины XIX столетия в воспитательный институт принимали детей обоего пола не младше 7 лет, уделяя особое внимание физическому развитию; при этом им прививали основы православного нравственного воспитания.

В Сиротском институте учились: шахматист М.И. Чигорин, библиограф В.И. Межов, художник Ф.А. Васильев, физик И.В. Обреимов, математик Б.А. Венков и многие другие.

Распорядок дня

Администрация установила распорядок дня, сходный с другими подобного рода домами для воспитания сирот. Подъем для воспитанников всех возрастов - в 6 часов утра, в 7 часов начинались занятия по строевой подготовке (в конце XIX в. появилась гимнастика), в 7.30 - утренняя молитва. Затем дети строем шли в столовую пить чай с белым хлебом или булочками. (Заметим, что 90% населения страны, т.е. крестьянство, редко могли видеть такую роскошь и вкушали белый хлеб лишь по большим престольным праздникам.)

У старших в 8 утра начинались учебные занятия, три урока с переменами по 10 минут. Завтрак начинался в 11.30 и длился час. После прогулки, игр на свежем воздухе с 13.00 до 14.50 вновь следовали уроки. В 15 часов - обед, а до 17 часов - отдых: игры, пение, ручной труд, фехтование, музыка.

В 8 часов вечера воспитанники пили чай с белым хлебом или булочками. Затем располагали временем для досуга, проводя его в рекреационных залах, или занимались музыкой. Духовые оркестры в те времена непременно звучали в садах и парках, для многих воспитанников эта громкозвучная музыка становилась любимым занятием.

Получасовая вечерняя молитва начиналась в 9 часов вечера, а в 10 часов воспитанники отправлялись в дортуар (спальню). В праздничные и воскресные дни они присутствовали на обедне в домовой церкви института. По таким дням воспитанникам, не имевшим замечаний, полагалась увольнительная для посещения родственников.

Дальнейшая судьба института

Выпускники были обязаны прослужить шесть лет писарями и ремесленниками в ведомствах, в которые получат назначение. Только единицы из окончивших институт попадали в другие учебные заведения, что не оправдывало финансовых затрат.

Никакие высочайшие резолюции, никакие перемены целей института не давали результатов - бюрократический контроль за деятельностью образовательного учреждения оказывался неэффективным.

В 1847 г. царь написал записку о несоответствии малых успехов Гатчинского сиротского института издержкам на его содержание.

Власти подвергли Гатчинский институт очередной реорганизации, что выразилось в отказе от элементарного воспитания. Чиновничество попросту проигнорировало накопленный опыт. Обвинив Е.О. Гугеля ни много ни мало в чрезмерном увлечении теорией педагогики (а чему должен посвящать себя воспитатель? Строевой подготовке?), его начинают целенаправленно и методично оттеснять от работы, подвергая различного рода глумлениям и травле.

Столь безжалостное и целенаправленное уничтожение всех его начинаний спровоцировало проявление у тонкого и ранимого Гугеля душевного недуга. Проявив заурядную черствость и мстительность, администрация института, как ей казалось, предала забвению ценное педагогическое наследие Е.О. Гугеля, бумаги и собрание книг по классической европейской педагогике на пятнадцать лет оказались упрятаны в подвале института, где их обнаружил К.Д. Ушинский.

В 1918 г. институт закрыли, спустя некоторое время здесь заново создали детский дом, а затем школу. После Великой Отечественной войны пострадавшее здание пришлось восстанавливать, в нем вновь открыли среднюю школу, а в настоящее время здесь Муниципальная гимназия имени К.Д. Ушинского. На стенах здания помещено несколько мемориальных досок, однако доски в память о Егоре Осиповиче Гугеле, насколько мне известно, пока нет.

Рекомендуемая литература

2. Гурьев П.С. Очерк истории Гатчинского сиротского института. СПб, 1854.

3. Гурьев П.С. Воспоминания об Е.О. Гугеле // Русский педагогический вестник. 1859. № 3.

4. Евстафиев П.В. Историческая заметка о преобразованиях Гатчинского института с 1806 по 1878 год. СПб, 1881.

5. Князев Е.А. Россия: от Смуты к реформам (XVII - середина XIX в.). М., 2009.

6. Князев Е.А. Русское образование: персоналия (IX-XX вв.). Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

8. Одоевский В.Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей // Отечественные записки. 1845. № 12.

9. Черных О.Б. Императорский Гатчинский Николаевский сиротский институт // История Петербурга. 2007. № 3 (37).

Е. КНЯЗЕВ,
доктор педагогических наук, профессор, МГПУ

Князев Е. Егор Гугель и гнездо пеликана // Дошкольное воспитание, 2013. № 1. С. 104-112.


Сиро́тский институ́т — учебное заведение в Гатчине, действовавшее до 1917 года.

Был основан в 1803 году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны как Сельский воспитательный дом в здании бывшего Скотного двора. В него принимали детей с 7 лет, всего могло обучаться до 600 детей обоего пола. Им давали элементарные знания и ремесленные навыки. Этот дом составлял как бы приготовительное отделение Петербургского воспитательного дома, из которого способнейшие воспитанники поступали в высшие учебные заведения, а девицы — гувернантками в семейства. В 1823 году воспитательный дом был расширен, было построено новое здание по проекту архитектора Д. И. Квадри.

В 1834 году Воспитательный дом был преобразован в восьмиклассную мужскую гимназию для детей-сирот, а в 1837 году — в гатчинский Сиротский институт. В него принимали только сирот из дворянских семей с 10-12 лет, готовили домашних учителей. В 1848 году он получил юридическое направление, готовил канцелярских чиновников.

В 1855 году Гатчинский сиротский институт назван Николаевским в память основателя, императора Николая I. С 1878 года в 4-х младших классах Гатчинского института введен курс прогимназий министерства народного просвещения, а в трех старших учебный курс расположен согласно с программой трех старших классов военных гимназий. Состоя в ведомстве учреждений императрицы Марии, Гатчинский институт располагал неприкосновенным капиталом в 4803770 руб. В 1848 году при Гатчинском институте для детей служащих в нем лиц учрежден был женский пансион, который в 1867 году преобразован в женскую гимназию.

В настоящее время в здании сиротского института располагается школа-интернат.

Содержание

Известные преподаватели

Известные ученики




Н. Н. Агапитов, П. Н. Буриот, В. Н. Буриот, И. И. Добровольский, П. И. Добровольский, А. И. Сердюков, Е. Е. Суратов

По вечерам с Большого Устьинского моста в Москве, который начинается почти у подножья высотки на Котельнической набережной, можно увидеть не только завораживающие виды Кремля и потоки машин, к видам стремящихся. Посмотрев направо, наблюдатель увидит неосвещенную громадину бежевого цвета — самое крупное дореволюционное здание столицы, Московский императорский воспитательный дом.


История Московского императорского воспитательного дома начинается с человека, который на собственном опыте познал трудности жизни незаконнорожденного ребенка. Князь Иван Юрьевич Трубецкой был советником Петра I и последним в русской истории боярином. За свой долгий век — князь прожил 82 года — он успел прижить всего одного сына, притом вне брака. Иван Иванович, родившийся в 1704 году, получил фамилию Бецкой. Не будь мальчик сыном знатного вельможи, судьба его, вероятно, оказалась бы незавидной.

В начале XVIII века в России заботу о брошенных детях обычно брала на себя церковь. Ребенка могли принести в монастырь тайно или открыто — церковнослужители принимали каждого. В 1706 году митрополит Иов открыл первый в стране полноценный приют для осиротевших детей при Холмово-Успенском монастыре, а затем в 1714 году в недавно отстроенном Санкт-Петербурге появилась городская богадельня. Но этого было мало.

Повзрослев, Иван Иванович Бецкой стал личным секретарем Екатерины II, почти сразу после того, как она взошла на престол. Не вмешиваясь в политику, Бецкой предпочел заниматься вопросами воспитания. Тем более что он вполне разделял просвещенческий восторг и пафос императрицы.


Последователь идеалов Руссо, Бецкой был убежден, что корень всех людских бед — воспитание, а вернее, его недостаток.

Тогда Иван Иванович предложил императрице создать Московский императорский воспитательный дом. Целью его стало бы появление третьего сословия — мещанства. Воспитанники дома, по задумке Бецкого, должны были заниматься торговлей, промышленностью и ремеслом.

Архитектор Карл Бланк предложил Екатерине по-настоящему грандиозный проект, здание из трех корпусов — четырехэтажный главный и два корпуса-каре по бокам, образующие просторный внутренний двор. Правда, в первые годы строительства закончили только западный корпус для мальчиков, центральную часть сдали через 15 лет после первого квадрата, а окончательно достроили здание только после Второй мировой войны.


Первых младенцев принесли к Воспитательному дому 21 апреля 1764 года — в день закладки фундамента и прямо ко дню рождения императрицы Екатерины II. Строительство западного корпуса закончилось только в 1767 году, поэтому 19 детей пришлось срочно пристраивать в приемные семьи; двое из них, нареченные в честь покровителей учреждения Екатериной и Павлом, вскоре умерли.

Пять копеек с колоды

Сдать ребенка в Московский воспитательный императорский дом мог кто угодно. Принимали всех, от любых родителей. Правда, задавали два вопроса: крещен ли ребенок и какое имя ему дано.

Желающих было много. Ребенку, принятому в Воспитательный дом, обещалась свободная жизнь: сделать из выпускников крепостных никто не мог. Впоследствии воспитанники стали получать паспорта, которые позволяли им вступать в купеческое сословие и открывать предприятия.

Детей несли буквально со всей страны, за доставку ребенка в Воспитательном доме платили два рубля. Это был не просто приют, но настоящая теплица для призренных самой императрицей Екатериной II и имперскими меценатами.


Московский воспитательный дом существовал на пожертвования и управлялся Опекунским советом. Сначала сама Екатерина II пожертвовала на строительство 100 000 рублей, пообещав ежегодно жертвовать половину от этой суммы.

К императрице присоединился Прокофий Акинфиевич Демидов: на 205 000 рублей, пожертвованные уральским промышленником, при Воспитательном доме была открыта театральная студия антрепренера Меддокса и Демидовское коммерческое училище, которое располагалось в одном из зданий Андреевского монастыря.

Кроме прочего, Воспитательный дом получал процент с некоторых государственных налогов

Так, в бюджет учреждения отчислялся особый налог на клеймение игральных карт (клеймо на картах — что-то вроде акцизной марки, государственный способ контроля производства). Этот налог был введен специально для содержания Воспитательного дома, который получал по 5 копеек с каждой российской колоды и по 10 — с заграничной. В 1803 году это принесло учреждению 140 000 рублей дохода.


По достижении определенного возраста воспитанники поступали в открывающиеся при Воспитательном доме учебные заведения. Они обучались грамоте, алгебре, тригонометрии, механике, физике, химии и черчению, истории и иностранным языкам, а повзрослев, осваивали ремесла. Девочки тоже получали образование, которое, правда, сосредотачивалось на тонкостях ведения хозяйства.

Впрочем, большинство воспитанников выходили в жизнь людьми без высшего образования, зато с одеждой и одним рублем капитала. Воспитательный дом не забывал своих питомцев: в течение еще шести лет выпускники получали небольшое пособие, а в старости могли вернуться туда, где они выросли.

В 1795 году Иван Иванович Бецкой скончался, оставив после себя недвижимое наследство, которое новый император Павел I решил передать своей жене императрице Марии Федоровне.

Радости и горести Марии Федоровны

Наследство, доставшееся императрице, лишь на бумагах выглядело достойным высокой похвалы. На деле же Ивану Ивановичу Бецкому постоянно приходилось решать проблемы: финансирования не хватало, дети умирали. Планы по развитию Воспитательного дома были настолько масштабными, что денег меценатов не хватило даже на то, чтобы достроить здание.

К моменту передачи учреждения в ведение Марии Федоровны оно также содержало два банка — Вдовью и Сохранную казну. У дома были большие финансовые обороты, администрация подписывала новые контракты и в какой-то момент прочно увязла в коррупции.

За 33 года существования Воспитательного дома из 40 000 принятых младенцев умерло 87%

Несмотря на то что при учреждении содержался большой штат врачей, детская смертность была невероятно высокой. Из 100 воспитанников до 20 лет доживали только 13.

Многие младенцы погибали еще в первые месяцы после поступления: в учреждении не хватало кормилиц, а потому порой к детям пускали обученных коз.

Некоторых воспитанников передавали в крестьянские семьи, с тем чтобы забрать их по достижении 3 лет. Правда, из 5000 младенцев, отданных в деревни в 1775 году, в Воспитательный дом вернулось меньше половины. Остальные, вероятно, умерли.

Интерьеры воспитательного года. Начало XX века

В управление Марии Федоровны смертность удалось уменьшить: императрица ограничила прием детей, стала направлять их в приемные семьи, а еще расселила воспитанников по более просторным комнатам.

Мария Федоровна стала направлять питомцев на мануфактуры и в госпитали для помощи местным управлениям. Она же открыла при Воспитательном доме ремесленное училище, в котором воспитанники проходили трехлетнюю практику и становились подмастерьями или учеными мастерами.

На базе этого училища появился Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

При императрице открылись латинские и архитектурные классы, а еще институт для обучения чиновников и военнослужащих. Мария Федоровна даже создала своеобразный прототип целевого обучения: ожидалось, что воспитанники будут работать шесть лет в самом Воспитательном доме, покрывая траты на свое обучение.


Институт был открыт и для девочек. Впоследствии он стал сначала Александринским, а позднее Николаевским сиротским институтом, выпускавшим домашних учительниц с дипломом Московского университета.

Крушение проекта


Как Екатерина II заботилась о народном просвещении


Сиротский институт, фактически бывший приютом, принимал сирот и полусирот, лишившихся родителей из-за холеры. Дети, поступавшие в учреждение, получали начальное образование и обучались ремеслам, а на большее рассчитывать не могли.

Дом народов и Военная академия ракетных войск

Вместе с революцией кончилась и история здания Московского императорского воспитательного дома в качестве приюта.

Огромность помещений — и это при недостроенном восточном квадрате, который завершили только в 60-е — позволяла профсоюзам соседствовать с НИИ педиатрии. В 1938 году в здание заехала Академия РВСН, которой в итоге отошло все здание.

Когда здание откроется (и откроется ли вообще), до сих пор неизвестно. Процесс реставрации скрыт от посторонних глаз, а значит, гуляя по мосту с видом на Кремль, горожанину остается только воображать себе, что происходит или происходило в Московском императорском воспитательном доме.



portret

Гатчинская школа-интернат была открыта в 1960 году в здании бывшего Гатчинского сиротского института имени императора Николая I и является преемницей его в отношении детей, нуждающихся в государственной защите.

С 1806 года был проведен ряд преобразований заключающихся в постепенном усложнении учебных программ, изменении штатов и расширении помещений.


25 июня 1873 года, Указом императора Николая I, Сельский Воспитательный дом реорганизован в Гатчинский Сиротский институт. Единственный в Российской Империи мужской институт, давший приют, воспитание и среднее образование своим воспитанникам-сиротам из семей офицеров и гражданских чиновников. Во-знаменовании 100-летия со дня рождения его основателя в 1896 году, Институт был переименован в Гатчинский Сиротский Институт имени императора Николая I.

C 1890 – 1917 года институт давал образование по программе реального училища. Кроме учебных предметов реального курса, воспитанники обучались гимнастике, фехтованию, строевому учению, маршировке, ручному труду, танцам и музыке.

С историей института связаны имена ряда замечательных людей. Здесь с 1854 – 1859 годы трудился великий педагог К.Д.Ушинский. С 1859 – 1902 года воспитывался и работал основатель русской шахматной школы М.И.Чигорин, обучались – известный ученый-электронщик Доливо – Добровольский, архитектор И.С.Богомолов и многие другие.

Воспитанниками института были Герой Советского Союза генерал-майор авиации В. А. Сандалов; летчик, авиаконструктор, зачинатель безмоторной авиации полковник В. Г. Грибоевский; участник гражданской войны, громивший банды Антонова, ныне инженер-полковник Г. П. Козьмин; руководитель кафедры в Военно-транспортной академии, участник гражданской войны, полковник И. В. Никонов; профессор Военно-медицинской академии Б. А. Овчинников; член-корреспондент АН СССР, директор института мерзлотоведения П. И. Мельников и другие.

foto
foto

Во время войны здание было взорвано, но стены устояли.

С 1960 года, после восстановительных работ, в здании начала работу Гатчинская школа-интернат, продолжая традиции Гатчинского сиротского института: поддержка детей-сирот и детей из многодетных и малообеспеченных семей, воспитание их добросовестными тружениками, воспитание достойных граждан, способных защитить свою отчизну и приумножить богатство Родины.

В 2014 году школа получила новое название: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11", сокращенное название: МБОУ "Гатчинская СОШ №11".

Читайте также: