Советская наука и культура в 50 х начале 90 х годов 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный режиссер Ю. П. Любимов.

Образование и наука

В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятом пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.

Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л. И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.

В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В. А. Котельников), термодинамики (В. А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А. Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П. Л. Капица.

В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.

Литература и искусство

Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись перестроечные процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.

Культурная жизнь в России 90-х годов

Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.

Исчез идеологический диктат, была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культурной сферы. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось значительно меньше средств.

Во всех сферах культурной жизни прочно утвердилось частное предпринимательство.

В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Действовали наряду с государственными негосударственные гимназии, лицеи, колледжи. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы обучения, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались учебные пособия по общественным наукам. Увеличивалась сеть негосударственных высших учебных заведений. К концу 90-х годов в системе высшего образования они составляли свыше 30% общего числа действующих вузов. В них обучалось 5,5% всех студентов.

Новшества в системе высшего и среднего образования имели противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных педагогов в негосударственных учебных заведениях приводила к падению образовательной подготовки у части выпускников школ и вузов.

В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Российская АН — преемница бывшей АН СССР — испытывала острую нехватку средств, необходимых для поддержания фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук и научными учреждениями бывших соцстран. В такой обстановке российскими учеными были разработаны и начали осуществляться несколько десятков федеральных программ в области науки и культуры.

Особенно широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве, столице РФ. Был реставрирован Гостиный двор — памятник архитектуры конца XIX —- начала XX в., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. К концу 90-х годов завершились работы по реставрации Большого Кремлевского дворца — резиденции российского президента. Для реставрации памятников прошлого широко привлекались средства частных инвесторов.

Начался перевод на рыночные отношения жилищного строительства. Это привело к появлению в российских городах офисно-деловых, торговых и банковских зданий. По индивидуальным проектам строились малоэтажные жилые дома и коттеджи.

Новые моменты появились в художественной культуре. Демократизация общества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко в художественное творчество проникала культура повседневности, что снижало и обедняло уровень создаваемых произведений. Новым явлением в искусстве стало создание художественных произведений при финансовой поддержке зарубежных инвесторов (например, кинофильмы Н. Михалкова и П. Лунгина).

В 1999 г. — начале 2000 г. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. В разных уголках страны широко отмечалось 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Участились зарубежные турне ведущих театральных коллективов, отдельных мастеров сцены — певцов, музыкантов. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников; большой интерес у зрителей вызвала, например, выставка графики из собрания Музея современного искусства (Нью-Йоркская школа).

Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учрежде­ний и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В 1957 г. возле Новосибирска был основан Академгородок.

Под руководством С.П.Королева шла разработка ракетной техники. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические ап­параты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю.А.Гагарин.

^ Развитие образования.

С 1954 г. в школах было восстановле­но совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отме­нена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обяза­тельное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа пере­водилась на 11-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. После отставки Н. С. Хрущева многие его нововведения были отменены, в частности вернулись к 10-летней школе.

В 70-х гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. С 1970 по 1985 г. число людей, имев­ших такое образование, выросло почти втрое. В 1984 г. было вве­дено 11-летнее образование и понижен возраст поступления де­тей в школу с 7 до 6 лет. Тогда же повысили оплату труда учи­телей. Расширилась сеть высших учебных заведений. В начале 80-х гг. они выпускали каждый год более 1 млн специалистов.

^ Культура в годы застоя.

О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г.А.Товстоногова, А.В.Эфроса, М.А.Захарова, О.Н.Ефремова, Г.Б.Волчек, Т.Е.Абуладзе, актеров Е.А.Лебеде­ва, К.Ю.Лаврова, О.В.Басилашвили, С.Ю.Юрского, Т.В.Доро­ниной, Р.Я.Плятта, В.В.Тихонова, И.О.Горбачева, М.А.Улья­нова, Н.В.Мордюковой и др.

Творчество композиторов Д.Д.Шостаковича и А.И.Хачату­ряна приобрело всемирную известность.

Советское балетное искусство (М.М. Плисецкая, Н.И. Бессмерт­нова, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев, Е.С. Максимова, Н.В. Павлова, В.М. Гордеев, А. Б. Годунов, М. Н. Барышников и др.) продолжа­ло триумфальное шествие по миру. Опера была представлена творчеством И.К. Архиповой, В.А. Атлантова, 3.Л.Соткилавы, Е.В.Образцовой, Т.И.Синявской, Е.Е.Нестеренко, Б.Т. Штоко­лова, А.А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И.С. Глазунова и А.М. Шилова, творивших в реа­листической манере.

^ Культура в годы перестройки.

Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полу­подполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Развитие образования Увеличение количества учебных заведений Совместное обучение мальчиков и девочек, отменена плата за обучение в старших классах и студенты обучались бесплатно.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Совтеская наука и культура в 50-х – начале 90-х гг. XX в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывающая: воспитывать у учащихся гуманизм, уважительное отношение к окружающим, способствовать формированию у них духовности, толерантности, интереса к мировой культуре.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).

I. Организационная часть

-подготовка учащихся к восприятию нового материала;

-целевая установка на занятие

II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)

Вопросы на повторение материала

1. Каковы были цели реформ, начатых М. С. Горбачевым? - С каких мероприятий началась перестройка?

2. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? - Каковы были результаты реформ?

3. Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки?

4. Как национальные конфликты и национальные движения повлияли на события времен перестройки?

5. Что такое политика гласности? Какие последствия она имела?

6. Как распался СССР?

7. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР? - Свое мнение аргументируйте фактами.

III. Изложение нового программного материал.

1. Развитие культуры в послевоенные годы

3.Культура в годы застоя.

4.Развитие науки и техники.

5.Развитие образования.

IV. Закрепление пройденного материала.

1. Каковы были условия развития и основные достижения советской культуры в послевоенное время?

2. Сравните развитие культуры и назовите ее главные достижения в период правления Н. С. Хрущева и в период правления JI. И. Брежнева.

3. Каковы были особенности развития культуры в период пере- стройки?

5. Как развивалась система образования в СССР в 1945 —1991 гг.?

Выучить тему и ответить на вопросы

VI1.Отметки за урок_____________________________________________

Тема: § 98. Развитие советской культуры (1945 — 1991 гг.).

1. Развитие культуры в послевоенные годы

3.Культура в годы застоя.

4.Развитие науки и техники.

5.Развитие образования.

1.Развитие культуры в послевоенные годы. Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. А. Шолоховым, К. Г. Паустовским, М. М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э. Г. Казакевич, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова и др.

О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юрский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова, В. М. Гордеев, А. Б. Годунов, М. Н. Барышников и др.)- Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и A. М. Шилова, творившего в реалистической манере.

Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.

4.Развитие науки и техники. После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учреждений и научных работников. В 1957 г. возле Новосибирска был основан Академгородок.

Под руководством С. П. Королева шла разработка ракетной техники. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю. А.Гагарин.

5.Развитие образования. С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. После отставки Н. С. Хрущева многие его нововведения были отменены, в частности вернулись к 10-летней школе.

В 70-х гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. С 1970 по 1985 г. число людей, имевших такое образование, выросло почти втрое. В 1984 г. было введено 11-летнее образование и понижен возраст поступления детей в школу с 7 до 6 лет. Тогда же повысили оплату труда учителей. Расширилась сеть высших учебных заведений. В начале 80-х гг. они выпускали каждый год более 1 млн. специалистов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы были условия развития и основные достижения советской культуры в послевоенное время?

2. Сравните развитие культуры и назовите ее главные достижения в период правления Н. С. Хрущева и в период правления JI. И. Брежнева.

Читайте также: