Периодизация первобытнообщинного строя кратко

Обновлено: 04.07.2024

Начало истории человечества начинается с первобытнообщинного строя. Этот период занимает большую часть всей истории, охватывая временной промежуток не менее 2 млн. лет (датировка первых обнаруженных в Восточной Африке костей предков человека), с момента появления дальних предков современного человека и вплоть до появления первых протогородских поселений и усложнения социальной структуры общества.

Этот процесс происходил в различных регионах с разными темпами, но в целом относится к IV тыс. до н.э. Периодизация этой эпохи традиционно базируется на эволюции материалов для изготовления основных орудий труда и техникеихобработки. Основным источником для изучения первобытнообщинного строя выступают данные археологии и отчасти этнографии, изучающий современные нам общества, сохранившие социальную организацию и образ жизни близкий к первобытнообщинному строю.

Периодизация первобытнообщинного строя:

каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.) подразделяется на палеолит, мезолит, неолит и энеолит (переход к бронзе),

бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н.э.),

железный век (с I тыс. до н.э.).

Возможна периодизация на основе комплексной оценки свойств орудий труда, материалов из которых они изготавливались, качества жилья (переход от приспособления естественных укрытий к строительству жилищ) и питания (переход к термической обработке пищи), организации ведения хозяйства (переход от присваивающего хозяйства к производящему). В этом случае она включает периоды предыстории (приспособление людей к окружающей среде сходно с животным миром), примитивное присваивающее хозяйство (соотносится с большей частью палеолита), развитое присваивающее хозяйство (завершающие периоды палеолита и начало мезолита), зарождение производящего хозяйства (поздний мезолит – ранний неолит), эпоха производящего хозяйства.

Первобытную эпоху в истории человечества характеризуют крайне низкие темпы роста уровня производительных сил, за несколько миллионов лет человечество прошло путь, который следующие поколения проходили за века и тысячелетия.

Соответственно неизменными оставались и социальные формы организации общества, носившие крайне примитивный характер.

Однако весьма важным элементом этого развития стала биологическая эволюция человека, включившая в себя следующие этапы:

Большое влияние на эволюцию человека оказывали природные условия.по мере расселения человечества территории пригодные для ведения хозяйства основанногона собирательстве сокращались, что стимулировало переход к новым приемам добычи пищи. Принципиально важное влияние на развитие человека оказало великое оледенение, изменившее среду его обитания. Важными этапами на этом пути стало овладение огнем, совершенствование навыков коллективной загонной охоты на стадных животных, появление составных орудий охоты (лук, копьеметалка, гарпуны), переход к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию с соответствующим отделением их друг от друга), начало использования металлов (меди и бронзы), возникновение новой родоплеменной организации общества. В этот период проявляется географическая неравномерность в развитии человеческих обществ, темпы их развития, связанные прежде всего с природными услвиями начинают все больше и больше различаться. Человек активно осваивает новое пространство, в период палеолита заселяется Сибирь, по мосту, соединявшемуматерики на месте Берингова пролива человек проникает на американский континент.

Появляются первые проторелигилзные верования. К ним относятся тотемизм, фетишизм, магия, анимизм (одушевление природы), шаманизм.

В эпоху неолита происходит важнейшее событие первобытной истории человечества – неолитическая революция (переход от присваивающего к производящему хозяйству, разделение скотоводства и земледелия) а так же выделение ремесла из сельского хозяйства. Все это способствовало индивидуализации труда, что в свою очередь создавало основу для возникновения семьи, как самодостаточного элемента экономической системы.

Первые центры земледелия найдены на территоии Египта, Ирана, Ирака Палестины. Появляются первыепримитивные ирригационные системы. Возникают первыемассовыепоселения, численность населения которых оценивается современными исследователями в несколько тысяч человек.

В период перехода от каменного к железному веку возникает тип ведения хозяйственной деятельности, характерные для будущего общества основанного на традиционной экономике, носящий смешанный характер земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Он просуществовал на большнстве территории Европы вплоть до эпохи капитализма и перехода к машинной цивилизации.

В религиозных верованиях земледельческих обществ появляются элементы культа плодородия, земли и т.п.

С появлением новых материалов, значительно увеличававших производительность труда, ускорялись темпы развития производительных сил,менялся уровень жизни человека, происходила дифференциация человеческих обществ не только по географическому признаку, но и внутри общины. Возникает межплеменной обмен, появлется внутриродовое имущественное неравенство, в отдельную функцию выделяется общественное управление.

По мере увеличения экономической эффективности скотоводства и земледелия основанного на использовании плуга (сохи) возрастала роль мужчины в обеспечении продовольственной безопасности общества.

Матриархат сменяется эпохой патриархата, при котором родство учитывается по отцовской линии. Экономические самостоятельной ячейкой вместо рода становится большая патриархальная семья возглавляемая мужчиной, передающего имущество по наследству, что закладывало основы частной собственности.

Разложение первобытнообщинного строя в различных регионах шло различными темпами. Неодинаковы были и формы перехода к новым формам общественной организации. Целый ряд народов миновали рабовладение (по крайней мере как экономически значимую стадию развития), ряд регионов (Америка, Австралия, Океания) оставшихся на стадии первобытного общества оказались впоследствии в контакте с обществом эпохи капитализма.

Развитие производительных сил обеспечило основу для укрепления нового типа связей между новыми социальными элементами, развития системы дарообменных (реципрокных) отношений в обществе. Семья укрепляется и обособляется в рамках общины, ее собственность дополняется личной, ослабляется экономическая основа коллективных связей в общине, возникают условия для появления классового общества и государства.

Первобытно-общинный строй это наиболее длительный этап в истории человечества, которую прошли все народы в начале своего исторического пути. За это время человечество прошло путь длительной биологической эволюции, которая привела к возникновению современного типа человека. Одновременно эволюционировал и тип взаимоотношений человека с природой, возникла и развивалась, с постоянно ускоряющимся темпом, орудийная деятельность человека, создававшаявокруг него новую искусственную среду обитания. Развитие экономической основы жизнедеятельности привело к усложнению и изменению социальных форм организации жизни человеческого коллектива. В этот период появились в своей основе элементы следующего этапа общественного развития, характеризующегося возникновением государственности, появление и эволюцией института частной собственности и т.д.

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

Первобытнообщинный строй (общиннородовой, первобытно-коммунистический) — первая в истории человеческого общества общественно-экономическая формация. Он охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеческого общества до становления классовых отношений, археологически — в основном эпохи палеолита, мезолита и неолита.

В отличие от последующих классовых формаций, первобытнообщинный строй характеризуется тем, что уровень развития производительных сил был крайне низок, орудия труда были примитивными, недостаточно развитыми и совершенными, труд людей носил коллективный характер, собственность выступала в форме общинной собственности, производство было по своему характеру и форме натуральным, господствовало уравнительное распределение продуктов, не существовало социального деления общества.

Периодизация первобытнообщинного строя

История первобытнообщинного строя восстанавливается главным образом по археологическим, антропологическим и этнографическим источникам. Археология и антропология представляют прямые, но ограниченные по значению данные: они, например, мало что говорят об общественной организации первобытных людей. Данные этнографии шире, но они, как правило, относятся не к подлинно первобытным, а к отсталым народам нового времени и тем самым имеют лишь косвенное значение. В наших представлениях о первобытнообщинном строе, наряду с твёрдо установленными основными положениями, есть ещё много пробелов, гипотез и спорных моментов. Марксистская наука строит периодизацию первобытнообщинного строя на материалистической основе, исходя из уровня развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

Большинство современных исследователей подразделяют эту эпоху на 3 основных периода:

Роль труда в становлении и формировании человеческого общества

Возникновение человека явилось важнейшим поворотным пунктом в развитии жизни на Земле. Вместе с человеком возникает и формируется человеческое общество. Начинается история общественно-экономического развития, осуществляющегося в соответствии с объективными законами.

«Вместе с человеком, — говорит Ф. Энгельс, — мы вступаем в область истории. И животные имеют историю, именно историю своего происхождения и постепенного развития до своего теперешнего состояния. Но они являются пассивными объектами этой истории; а поскольку они сами принимают в ней участие, это проис

История СССР В 2 томах Издательство: М.: Госполитиздат

История СССР В 2 томах Издательство: М.: Госполитиздат

ред. Нечкина, М.В.; Рыбаков, Б. А; Сидоров, А.Л. и др.История СССРВ 2 томах Издательство: М.: Госполитиздат; СоцэкгизПереплет: твердый; 1664 страниц; 1956 - 1959

Институт истории АН СССР. Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
Допущено Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для исторических факультетов государственных университетов и педагогических институтов.

ТОМ I (Госполитиздат, 1956). С древнейших времен до 1861 г.: Первобытнообщинный и рабовладельческий строй. Период феодализма.
Под редакцией члена-корреспондента АН СССР М. В. Нечкиной, члена-корреспондента АН СССР Б. А. Рыбакова, докторов исторических наук А. А. Новосельского, А. В. Фадеева и Л. В. Черепнина (ответственный редактор), профессора В. И. Лебедева.

Основные черты первобытно-общинного строя. При первобытно-общинном строе, когда уровень развития производительных сил был очень низок, люди не имели возможности в отдельности бороться с природой и с хищными животными. Люди должны были работать совместно, а общий труд приводил к общей собственности на средства производства. В это время еще не было классов и эксплуатации человека человеком.

Периодизация первобытно-общинного строя. Первобытно-общинный строй — самая длительная из всех общественно-экономических формаций прошлого. Его начальная дата определяется временем появления человека (свыше полумиллиона лет тому назад). Конечная дата первобытно-общинного строя (время возникновения классов и государства) у разных народов различна.

Археологи, исходя из наблюдений за изменениями орудий труда, выделяют три больших периода: каменный век, бронзовый век и железный век. Каменный век подразделяют еще на два периода — палеолит и неолит, гранью между которыми является конец ледникового периода. Промежуточное время между неолитом и бронзовым веком археологи называют энеолитом (меднокаменным веком). Все подразделения каменного века безусловно относятся к первобытно-общинной формации. В течение же бронзового века в ряде стран (Египет, Мессопотамия, Закавказье, Средняя Азия, Индия, Китай) сложилось рабовладельческое общество.

Наблюдения за изменениями общественных отношений позволяют наметить следующие периоды в истории первобытно-общинного строя.

1.Период первобытного стада.

2.Период родового строя:

а)господство матриархата (материнского рода);

б)господство патриархата (отцовского рода).

3.Переходное к классовому обществу время военной демократии.

Правда недостаточность наших знаний не всегда позволяет выяснить точные хронологические рубежи между отдельными стадиями общественного развития.

В результате распада первобытно-общинных отношений возникли антагонистические классовые отношения: или рабовладельческие, или феодальные.

На обширной территории нашей родины наблюдается весьма неравномерное развитие общества в отдельных ее частях. Длительность существования первобытно-общинных отношений была различна в разных областях СССР. Эту неравномерность следует учитывать при изучении каждого исторического периода. Так, ряд народностей царской России сохранил пережитки первобытно-общинной формации вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

Читайте также: