Золотой век римской литературы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

“Золотой век римской поэзии”
Вергилий, Гораций, Овидий

Главными поэтами Золотого века римской поэзии считают Вергилия, Горация и Овидия. Все они издавна были признаны величайшими, все представлялись порождениями благодатного века, способствовавшего процветанию словесности.
Введение
Овидий Вергилий
Гораций

Ovidius Naso Publius
Овидий родился 20 марта 43 г. до н. э. в г. Сульмоне. Род его издавна принадлежал к всадническому сословию; отец поэта был человеком состоятельным и дал своим сыновьям блестящее образование. Посещая в Риме школы знаменитых учителей, Овидий не чувствовал никакого влечения к ораторскому искусству, а с самых ранних лет обнаруживал страсть к поэзии. По желанию отца Овидий вступил на государственную службу, но, прошедши лишь несколько низших должностей, отказался от неё, предпочитая всему занятия поэзией. Рано, также по желанию отца, женившись, он скоро должен был развестись с своей женой; только третья жена его, из рода Фабиев, осталась с ним связанной навсегда. Вероятно, она и одарила его дочерью Периллой, которая также писала стихи. Дополнив своё образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературном поприще, Овидий сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция. В 8 году нашей эры Август по неясной причине сослал Овидия в город Томы. На девятом году ссылки Овидий скончался.

Изречения Овидия.
Artes molliunt mores - искусства смягчают нравы.

Parva leves capiunt animos - мелочи прельщают легкомысленных.

Leve fit, quod bene fertur onus - груз становится легким, когда несешь его с покорностью.

Amor non est medicabilis herbis - нет лекарства от любви

Nitinur in vetitum semper, cupimusque negata - мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного

Овидий
Овидий не был похож на Горация и Вергилия: те умели быть важными и строгими, а Овидий был изящным и легкомысленным, те умерли почти что в звании придворных певцов, а Овидий – опальным изгнанником.
Не “безнравственным малым”, а “святым стариком” назвала его, в лице Пушкина, народная память

Изречения Горация
Dulce et decorum est pro patria mori — красиво и сладко умереть за отечество (часто использовавшийся в газетах Первой Мировой войны лозунг).

Carpe diem - лови мгновение!

Expertus metuit - умудренный опытом остерегается.

Non eadem est aetas, non mens - не те уж годы, да и настроение не то.

Sapere aude — решись быть мудрым (изречение было воспринято Иммануилом Кантом и стало своеобразным лозунгом Эпохи Просвещения).

Publius Vergilius Maro
Публий Вергилий Марон (лат. Publius Vergilius Maro) (15 октября 70 до н. э.— 21 сентября 19 год до н. э.) — один из наиболее значительных древнеримских поэтов. Создал новый тип эпической поэмы.

Краткая биография.
Вергилий родился 15 октября 70 до н.э. близ Мантуи, в деревне Анды, но неизвестно, где именно находилась эта деревня. Он получил хорошее образование, до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). Примерно в возрасте 19 лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике, в те времена непременной части высшего образования, необходимого для политической карьеры. Пробыв в Риме около года, он обосновался в Неаполе, присоединившись к основанному Филодемом кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь изредка посещал Рим, бывал на Сицилии и в Таренте, однажды посетил Грецию. В 19 до н.э. Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, Вергилий встретился здесь с Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле болезнь еще усилилась, и вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 до н.э.

Произведения Вергилия
Вергилий написал три больших поэтических произведения, все гекзаметрическим (или "героическим") стихом - Буколики или Эклоги, 42-39 (или 37) до н.э.; Георгики (примерно в 36-30 до н.э.) и Энеиду, в 29-19 до н.э. В античности Вергилию приписывалось еще нескольких небольших поэм, все они или почти все датируются более ранними годами, чем Эклоги. Обычно эти стихотворения фигурируют под собирательным названием Appendix Vergiliana (лат. Вергилиево приложение). Большинство из них, в том числе три наиболее длинных, заведомо не являются подлинными. Это Ciris (Чайка), любовная история, завершающаяся превращением персонажей в птиц; Этна, посвященная описанию известного вулкана, и Комар - история о пастухе, которого во сне укусил комар, чтобы его разбудить и спасти от змеи; пастух, не разобравшись, убивает дружелюбное насекомое, которое переселяется в загробный мир.

Заключение
Несомненно, и Вергилий, и Гораций, и Овидий внесли неоценимый вклад в становление и развитие древнеримской поэзии и культуры. Их имена известны и по сей день, их цитируют, им подражают. Спустя тысячелетия их изречения не утратили своего смысла и остаются актуальными и в XXI веке.

Nam sine doctrina vita est quasi mortis imago
(Ибо без науки жизнь есть подобие смерти)

Выходец из средней семьи, но получил неплохое юридическое образование. Боялся людей.

Тит Лукреций Карр живет только в период гражданских войн. Он решил нравственно помочь гражданам, опирается на философию эпикуров. Развивает теорию Демокрита гекзаметрами. Пытается доказать, что жизнь вечна. Он говорил, что в принципе Земля умирает, а человечество прогрессирует.

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней очень много глаголов. Отбор деталей. На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна.




· Век Августа и раннее творчество Вергилия.

Выходец из средней семьи, но получил неплохое юридическое образование. Боялся людей.

Тит Лукреций Карр живет только в период гражданских войн. Он решил нравственно помочь гражданам, опирается на философию эпикуров. Развивает теорию Демокрита гекзаметрами. Пытается доказать, что жизнь вечна. Он говорил, что в принципе Земля умирает, а человечество прогрессирует.

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней очень много глаголов. Отбор деталей. На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна.

Невий, в пьесах которого было много выпадов против римской знати, первым из римских литераторов пострадал за свои сочинения: его подвергли суду и изгнали из Италии. Энний – современник Плавта – написал историю Рима в стихах, положив начало искусству стихосложения на латыни.

Статуя Цезаря в Риме

Последнее столетие существования республики и первый век империи стали временем расцвета римской литературы. Сказалось и то влияние, которое оказывала греческая литература, и высокий уровень образования, характерный для Рима, и долгий предшествующий период развития латыни.

Римская поэзия вступила в пору своего расцвета в I в. до н.э. Первым из плеяды великих стихотворцев был Катулл. Известность у римлян он заслужил язвительными эпиграммами (короткими стихами злободневного содержания) в адрес Цезаря. Однако истинную славу Катуллу принесли лирические стихи, полные глубоких чувств.


Жан-Жозеф Тейясон. Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии. 1787

Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Особым жанром латинской литературы было ораторское искусство. Владение словом было необходимо всякому римскому политику, а о силе их воздействия на слушателей свидетельствует множество фактов. Своими речами Катон добился гибели Карфагена, а Цицерон не раз разрушал замыслы своих врагов. Цицерон не просто был талантливым оратором, ему принадлежала заслуга создания литературной латыни и масса теоретических работ об ораторском искусстве.

Золотой век (правление Августа 44 год до н.э. - 14 год н.э.)

Римская литература, как и произведения любого другого региона, была органической частью средиземноморской культуры, С ранних этапов своего развития испытывавшая сильное влияние литературы других народов, в особенности греческой и эллинистической. Тем не менее, доминирующую роль здесь играли римско-италийские основы. Заимствуя и перерабатывая литературные традиции народов, населявших огромную империю, она отражала господствующее мировоззрение, формировала новые картины мира, выражала религиозные чаяния общества. Культурная и общественная жизнь многонациональной империи на протяжении всего своего развития не стояла на месте, а прошла три этапа, что получило отражение в эволюции литературного творчества.

Правление Октавиана Августа ознаменовалось временем формирования имперских общественно-экономических и политических структур, основной мировоззренческой системы, новой государственной морали. Общество, пережившее разруху, страшную гражданскую войну, подорвавшую основы республиканских ценностей, нуждалось в новых морально-нравственных ориентирах. Однако новые культурные традиции должны были преодолеть ожесточенную схватку со старыми ценностями. В эту острую борьбу старого и нового была вовлечена и литература. Август, понимая важность данного вида искусства в установлении имперской идеологии, проводил целенаправленно политику соблюдения интересов существующей власти. По счастливому стечению обстоятельств, интересы власти и общества в данный временной отрезок абсолютно совпадали, благодаря чему установилась благоприятная идеологическая и психологическая атмосфера для литературного творчества.

Именно поэтому, в правление Августа литература достигает своего наивысшего расцвета, создав произведения, пополнившие мировую сокровищницу. Успех был достигнут благодаря творчеству трех гигантов: Вергилия, Горация и Овидия, а также автора фундаментального исторического труда своего времени Тита Ливия, сумевшего наиболее полно отразить страдания и чаяния своей непростой эпохи.

Главный герой Эней бежит из города и ищет пристанища в Средиземноморском районе. По ходу действия он переживает много приключений, и боги, в конце концов, приводят его в Наций. Там он совершает множество подвигов, завоевывает уважение латинян и италийцев, Царь выдает за него замуж свою дочь Лавинию. Эней основывает новый город Альбу -Лонгу, который становится столицей царства. У него рождается сын, а затем и внуки Ромул и Рем - основатели Рима. К его же роду принадлежит семья Юлиев, основателем которой был Цезарь, а продолжателем - Август. Несмотря на то, что события поэмы разворачиваются в далеком прошлом, Энеида оказывается одним из самых злободневных литературных произведений. Основой успеха послужила концепция становления нового героя в послевоенную эпоху, несущего как раз те самые новые ценности, на которые и уповало общество.

Эней ревностно выполнял свои обязанности, почитал Богов и семью, вел чистую и трудолюбивую жизнь, был храбрым воином. Вергилий развил традицию образа героя, в качестве связующего звена мира богов и людей, таким образом, создавая единый космос. В то же время поэма обосновывает законность вступления на трон Октавиана и присвоения ему титула императора. Основная концепция Энеиды оказалась очень близка политическому вектору Августа, а в сущности, всей империи. В то же время, религиозность поэта и апелляция к общечеловеческим ценностям стали созвучны заповедям зарождающегося христианства, что и обеспечило, в конечном счете, его широкую популярность.

В своих стихах Гораций подвергал резкой критике старую республиканскую мораль и систему нравов и прославлял зародившиеся нормы имперских ценностей и морали. Эта система включала честность, трудолюбие, отказ от политической активности и передача этого права императору, сосредоточение на внутреннем мире индивидуума.

Однако его творчество не исчерпывается разработкой моральных норм, восхваляя и общечеловеческие ценности - доброжелательность, порядочность, милосердие. Главное сосредоточение делает на внутреннем мире простого человека.

Идея единения человека с богом была абсолютно нова для античного общества и предвосхитила концепцию христианской любви.

Готовые работы на аналогичную тему

Серебряный век (Правление дома Юлиев-Клавдиев и Флавиев I век)

Если при Августе происходило становление монархических порядков, то династия Юлиев-Клавдиев и Флавиев закрепила основные имперские институты, утвердившиеся в общественном сознании. Художественная литература, являясь зеркалом общественно-политических процессов, отразила главные черты эпохи. В I веке н.э. в римской империи возрастает грамотность жителей, а следовательно и усиливается роль литературы.

В них блестяще отражена картина нравов римского общества, как в Италии, так и в провинциях. Великолепный язык, тонко проработанные образы главных героев, приключенческий характер произведений свидетельствовал о зрелости романа как литературного жанра. Образцом малого прозаического жанра стал сборник писем Плиния Младшего. Направленные конкретным адресатам. Однако автор издал не подлинные письма, а их литературную обработку, превратив каждое в небольшую сюжетную зарисовку. Сборник наиболее полно отразил жизнь высшего сословия.

Средиземноморскую литературу второго периода невозможно представить без Плутарха, перу которого принадлежало $227$ произведений, из которых до наших дней дошло более $150$. Большую часть своей жизни писатель провел в родном греческом городе Херонеи, хотя не раз бывал в Риме и пользовался расположением императора Траяна и Адриана. В преклонном возрасте был удостоен звания консуляра и назначен прокуратором провинции Ахайи. Плутарх был в курсе основных событий и проблем римского государства, что и отражал в своих произведениях.

Бронзовый век (II век)

Одним из главных представителей средиземноморской культуры был Лукиан ($120 - 180$ гг). Он родился в сирийском городе Самосаты, в семье бедного ремесленника, в молодые годы переселился в Ионию, где сумел получить прекрасное риторическое и философское образование, непродолжительное время жил в Риме, Галлии и Афинах. Занимал значительную должность в канцелярии египетского наместника, выступал с публичными чтениями в Греции и Малой Азии. Творчество Лукиана является слиянием различных литературных, философских и религиозных традиций, которое позволило ему стать одним из ярких представителей средиземноморского мира.

Лукиан оставил внушительное наследие, состоящее из более 80 произведений, большая часть из которых диалоги и памфлеты. Основным их содержанием является риторическое и критическое описание различных религиозных течений, суеверий, философских и риторических школ. Главной идеей произведений стала нехитрая мудрость о жизни простых людей как высшем благе. Скептические настроения Лукиана отражали нарастающий кризис внутри римского общества.

2. Писатели эпохи принципата.

Сила поэтического дарования Горация является на одинаковой высоте как в сатирах (и письмах), так и в многочисленных произведениях лирической поэзии, называемых в изданиях одами: только в первых он является чисто национальным поэтом, а в лирике он находится под влиянием греческой мелики, в лице её наиболее чистых представителей Алкея, Сапфо и Анакреонта, в противоположность поэтам предшествующего периода, увлекавшимся александрийской поэзией.

В век Августа была достигнута наибольшая высота и элегией, которая не причислялась древними к чисто лирической поэзии, примыкая по стихотворной форме своей (двустишию из гекзаметра с пентаметром, то есть сокращенным гекзаметром) к эпосу. Важнейшие представители элегии, которая была по преимуществу любовной, — Альбий Тибулл, Секст Проперций и Публий Овидий Назон. В произведениях этих пяти поэтов выразился цвет века Августа, выше которого римская поэзия никогда не поднималась. В прозе к этому веку принадлежит огромное историческое произведение Тита Ливия, из 142 книг которого до нас дошли едва 35. Важнейшими представителями ораторского искусства в веке Августа является Гай Азиний Поллион (умер в 6 году н. э.), действовавший на разных литературных поприщах даровитый писатель, и Мессала (умер ок. 4 года н. э.), один из деятельнейших сподвижников Августа; оба были покровителями молодых поэтов. Но красноречие времени Августа было красноречие укрощенное; поэтому судьба ораторов, забывавших о том, что времена переменились, не была завидна. Тит Лабиен и Кассий Север, хотя и не прямо за свои речи, подверглись гонениям, и первый из них кончил жизнь самоубийством, второй — в изгнании.

Кратко об Энеиде.

Энеи́да — эпическое произведение на латинском языке, автором которого является Вергилий. Написана между 29 и 19 г. до н. э., и посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, переселившегося в Италию с остатками своего народа, который объединился с латинами и основал город Лавиний, а сын его Асканий (Юл) основал город Альба Лонга.


(лат. Aeneis),
национальный римский эпос, созданный Вергилием в период 29-19 до н.э. Поэма описывает странствия троянцев во главе с Энеем, их прибытие в Италию и победу над местными народами - латинами и рутулами. Закулисная божественная механика сюжета, которая управляет поступками людей, сводится главным образом к враждебности к Энею Юноны и помощи, оказываемой ему матерью Венерой. Повествование помещает нас непосредственно в гущу событий: в I песни описывается буря, разметавшая корабли троянцев у побережья Карфагена, и гостеприимство, оказанное им карфагенской царицей Дидоной. Во II-III песнях сам Эней излагает на пиру историю гибели Трои и свои приключения по пути на запад, вплоть до смерти его отца Анхиза на Сицилии. В IV песни автор вновь возвращается к событиям в Карфагане: любовь Дидоны и Энея, вынужденный отъезд героя, обязанного осуществить свою миссию, и трагическое самоубийство Дидоны. Остановившись на Сицилии, где Эней отметил годовщину смерти своего отца погребальными играми (песнь V), троянцы достигают Италии, и в Кумах Эней посещает подземное царство, чтобы узнать от Анхиза будущее. Здесь (песнь VI) он видит души многих еще не родившихся героев будущего Рима. Вторая половина Энеиды излагает события после прибытия Энея в Лаций. Основной движущий момент действия - соперничество Энея и Турна, вождя рутулов, за руку Лавинии, дочери царя Латина. Несмотря на завершившиеся успехом мирные переговоры с Латином, в песни VII разгорается война. В песни VIII описывается посещение Энеем Этрурии в поисках союзников; оказывается он и на том месте, где впоследствии будет построен Рим; Турн в отсутствие Энея нападает на лагерь троянцев (песнь IX). Возвращение Энея с союзниками приводит к первому большому сражению (песнь Х), где гибнут Паллант, Лавз, Мезенций и многие другие герои. Последовавшая конная битва (песнь XI) памятна в особенности гибелью девы-воительницы Камиллы. В песни XII, композиционно одной из лучших в поэме, все события - приготовления к поединку Энея и Турна, нарушение перемирия, рана и чудесное исцеление Энея - служат лишь отсрочкой и достигают кульминации в конечной победе Энея над Турном. Надо сказать, Эней пощадил бы своего врага, если бы тот не убил Палланта: увидев на Турне снятую с Палланта перевязь, Эней забывает о жалости. Смерть Турна устраняет последнее препятствие к браку Энея и Лавинии, после чего троянцы и латины сливаются в один народ, чтобы стать предками римлян.

Двенадцать эпических песен Вергилия, посвященных грандиозной истории Рима с момента легендарного начала до благоденственной эпохи императора Августа. "Энеида" повествует о направленном роком путешествии Энея после падения Трои, о высадке в Карфагене и любви к царице Дидоне, о погребальных играх на могиле отца на Сицилии, о нисхождении в царство мертвых к духу отца, о прибытии в устье Тибра, о войне с латинами и союзе с ними против племени рутулов, о победе Энея над их вождем Турном, тоже претендующим на руку царевны латинов, Лавинии; о браке Энея и Лавинии, объединившего оба народа. Моделью Вергилию послужил эпос Гомера. Хотя Вергилий не успел довести "Энеиду" до полной отделки (и якобы даже собирался уничтожить ее), его произведение является не только высоким достижением поэтического мастерства, но, может быть, самым глубоким из всех эпических сказаний, облеченных в литературную форму.

"Энеида" оказала влияние на таких поэтов, как Стаций, Данте, Спенсер, Тассо, Мильтон. Сюжет о любви Энея и Дидоны использовали Рубенс, Тинторетто, Пуссен.

Читайте также: