Религия в индии в 18 веке кратко
Обновлено: 30.06.2024
Система варн служит фундаментом кастовой структуры - сложнейшей сети изолированных социальных ячеек, зависящих от профессии, этноса, традиций, брачных связей. Рождение человека в той или иной касте предопределяет его социальный статус, жизненный путь и принадлежность к той или иной ветви индуизма. Религия практически совпадает с образом жизни человека, а боги служат ему помощниками в успешном совершении ритуалов, сопровождающих индуиста от момента зачатия до костра, на котором по древнему обычаю сжигают тело после смерти, пуская пепел и недогоревшие останки по течению реки.
В такой скреплённой обычаем системе главной религиозной целью человека (не всегда им осознаваемой) является поддержание заведённого порядка вещей, стабильности общества. Опорой этой системы оказывается фигура домохозяина, дхарма которого состоит в исполнении своего долга, состоящего прежде всего в почитании предков, обретении потомства и неукоснительном отправлении ритуалов. Однако индуизм ставит перед человеком и задачу спасения индивидуальной души (джива), которая, согласно учению большинства направлений индуизма, есть мировой дух, Брахман, временно обретший телесное воплощение. После смерти человека джива переходит в новое рождающееся тело в соответствии с законом кармы, по которому деяния человека в одном рождении определяют характер его существования в следующем рождении. Цепь перерождений (сансара) оценивается в индуизме, как правило, негативно, как неудовлетворительное, омрачённое бытие (духкха), поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение сансары, выход из колеса перерождений, освобождение (мокша, или мукти), которое осмысляется в разных школах индуизма по-разному: как единение с богом, осознание изначальной тождественности с Брахманом, как достижение высшего блаженства и т. п. Соответственно, и пути к освобождению предлагаются разнообразные, главнейшие из них: карма-марга (путь деяний) - исполнение дхармы, ритуалов, почитание богов и предков, выполнение долга без привязанности к результатам действий; джняна-марга (путь знания) - поиск и понимание истины, осознание единства Атмана (высший индивидуальный принцип, подлинное Я) и Брахмана; бхакти-марга (путь преданности) - любовь к богу, бескорыстное служение ему, упование на его милость. Есть учения, предлагающие и другие способы освобождения, например йога и тантризм, делающие акцент на практике полного подчинения воле человека его тела, эмоций и состояний ума.
Становление индуизма.
Индуизм в основных своих чертах сформировался к середине I тясячелетия нашей эры, впитав в себя многочисленные элементы религий различных народов на территории Индии (смотри Индийцы) и пройдя длительный путь развития, прослеживаемый от религии индской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы в III-II тысячелетиях до нашей эры через ведийскую религию (середина II - середина I тысячелетия до нашей эры) и брахманизм (VII век до нашей эры - IV век до нашей эры).
Описанное в Упанишадах представление о Брахмане как о безличном духовном начале было слишком абстрактным, труднопостижимым и не давало возможности проявления религиозных чувств. Выдвинувшийся на первый план в эпоху брахманизма Праджапати (Повелитель существ) почитался в основном брахманами и понимался ими также довольно абстрактно, как воплощение вселенской жертвы. Такой бог не мог породить полноценного массового культа. Кроме того, усилия брахманов по созданию жёстко структурированной социальной системы и по закреплению в ней своей монополии на истину вызвали в обществе протест, в особенности среди кшатриев. В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии усилилось умственное брожение, появилось множество школ, странствующих проповедников, учителей. Идеалы и концепции брахманов стали подвергаться сомнению, предлагались иные пути постижения истины и освобождения от сансары. Смысл Вед, за которыми в индуизме закрепилось место высшей истины и ценности, постепенно утрачивался, а их авторитет стал отвергаться религиями, возникшими в этот период в кшатрийской среде - буддизмом и джайнизмом; возникло противостояние учений, признающих и не признающих значение Вед (астика-настика).
Формирование основных направлений индуизма.
Другие реформаторы (Махатма Ганди, Ауробиндо Гхош) вели борьбу за уничтожение отживших религиозных и социальных институтов, связывая в то же время религию с идеологией антиколониального протеста и используя принципы индуизма в политической борьбе. После обретения независимости в 1947 году Индия была провозглашена светским государством, однако и в начале XXI века позиции индуизма в ней очень сильны, он остаётся системообразующим элементом культуры, во многом определяя политическую жизнь, юридические нормы, социальную стратификацию, идентичность, менталитет и образ жизни большинства индийцев.
Представления о божестве в индуизме.
Индуизм производит впечатление громадного аморфного комплекса религиозных представлений и культов, распадающегося на множество ветвей, школ, толков, нередко основанных на взаимоисключающих идеях и практиках. Монотеизм и представление о высшем духовном начале, не требующем воплощения в образах или храмах, соседствуют в индуизме с идолопоклонством. В индуизме нет ни одного единого для всех бога; нет основателя религии, но есть сильно развитый культ основоположников отдельных учений и духовных наставников - гуру; нет единого священного писания, но авторитет признаваемых каждым направлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры или общепризнанной доктрины, но все направления индуизма тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, дополняют друг друга, пользуются общими или сходными представлениями и образами. Чужеродные элементы, как правило, не изгонялись из индуизма, а перерабатывались им и усваивались как собственные (например, в результате контакта с буддизмом, исламом или христианством). В индуизме нет ничего подобного привычной Западу церковной организации или иерархии, но есть свои внутренние скрепы, самой мощной из которых является освящаемая им кастовая структура (впрочем, и она отвергается частью индуистов, и значение её не везде и не всегда одинаково). Изменчивость и многоликость индуизма вынуждает некоторых исследователей утверждать, что индуизм - не единая религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (шиваизм, вишнуизм, классический брахманизм и т. д.) или видов религии (храмовый, домашний, жреческий; сельский, или народный; племенной индуизм и т. п.). Направления и течения индуизма разделяются, в свою очередь, на множество религиозных групп с индивидуальными характеристиками - сампрадаи (определяющим для каждой общины обычно является наличие гуру-первопроходца). Главным течениями внутри вишнуизма считаются кришнаизм и рамаизм. В шиваизме наиболее известны община пашупатов на севере Индии, община вирашайвов (лингаятов) на юге и северо-западе Индии, тамильский шиваизм (шайва-сиддханта) и кашмирский шиваизм.
Преклонение индуистов перед живой природой получило воплощение в практике ахимсы и в обожествлении животных. С древности известны культы коровы, слона, обезьяны, змей. Почитание коровы особенно характерно для индуистского общества: корова священна как мать, дающая пищу, охрану и благоденствие. Священными считаются и продукты, производимые коровой: молоко, масло, даже моча и навоз, которым приписывают очистительные и лечебные свойства. Убийство коровы - один из самых страшных грехов.
Хотя в мифологии индуизма преобладают мужские персонажи, немалую роль в ней играют и женские фигуры. Некоторые богини неразрывно связаны с глвными богами, образуя с ними семейный союз, но имеют и самостоятельное значение. Женой Вишну стала богиня счастья и удачи Лакшми, или Шри. Брахма взял в жёны Сарасвати, покровительствующую мудрости и учёности. Парвати, или Ума, дочь божественного царя Гималаев и жена Шивы, имеет много обликов, в том числе достаточно устрашающих. В таком виде она носит имена Дурги, Кали и др. и обретает самостоятельный статус великой богини Деви. Этот образ связан с почитанием женского начала, возникшим на основе древнейших культов богини-матери, и является воплощением Шакти, женской энергии, понимаемой как творческая энергия Шивы. Поклонение ей выделяется в качестве отдельного направления индуизма - шактизма, близкого шиваизму и распространённого в Индии повсеместно. В период борьбы за независимость индийское общество наделило образ матери-Индии чертами Кали, уничтожающей врагов, и шактизм стал своеобразной религией патриотов Индии. Близок шактизму тантризм, разработавший особый путь достижения освобождения с помощью ритуальных оргиастических практик единения с богиней - тантры. Несомненна связь этих течений с древними верованиями и культами аборигенных племён.
Религиозная практика
индуиста состоит прежде всего в исполнении пуджи - церемоний, направленных на слияние души с богом, которого принимают как дорогого, знатного гостя. Верующий предлагает божеству цветочные гирлянды, еду, воду для омовения, благовония, читает молитвы перед изображением бога, поклоняется ему и его символам, кормит и касается его, зажигает перед ним огонь и т. д. Пища, которую предлагают богу, поднося к его изображению, частью как бы поглощается им, а частью возвращается адепту в освящённом виде (прасад). Церемония нередко проводится дома, для чего устраиваются маленькие молельные комнаты или алтари. Важную роль в жизни индуиста играют обряды перехода между стадиями жизненного цикла - санскары (наречение имени, начало изучения Вед, свадьба и т. п.), которые проводятся дома, обычно в присутствии приглашённых и с помощью брахмана. Существует и множество других домашних обрядов, совершаемых с целью устранения влияния вредоносных сил и привлечения богов на свою сторону. Среди современных индуистов лишь немногие выполняют все предписания и обряды (только для утренних обрядов нужно не менее трёх часов), в основном это старые брахманы и брахманские вдовы.
Чрезвычайно подробно разработана система правил и запретов относительно пищи. Для членов высших каст, в особенности брахманов, важно, кто участвует в трапезе, где она происходит, кем приготовлена пища и из чего она состоит. Доминирующим видом пищи в индуистском обществе является вегетарианская, хотя в древности, судя по ведийским, эпическим и др. текстам, индийцы употребляли в пищу мясо, даже говядину. По мере того как в индуизме вызревала идея ахимсы, происходил переход к растительной пище; поглощение мяса считается оскверняющим и невозможным для большинства брахманских каст, но по мере понижения кастового статуса пищевые, равно как и другие, запреты становятся менее строгими.
Важными религиозными событиями являются многочисленные праздники, на которые стекаются толпы народа. Праздники связаны с мифологическими сюжетами, чаще всего они посвящены победе светлых божественных сил над тёмными демоническими. Время проведения праздников исчисляется по лунному календарю. Очень популярны Дивали - праздник огней, длящийся 5 дней и знаменующий окончание сезона дождей и начало зимы, весенний трёхдневный кришнаитский праздник Холи (участники которого поливают и посыпают друг друга краской), праздники Понгаль, Дасера, Наваратри, Шиваратри и др. Праздники включают шествия, богослужения, ритуалы, песни и танцы, театрализованные представления. Центральным событием многих праздников является выезд бога на колеснице.
Широчайшее отражение индуизм нашёл в традиционной песенно-инструментальной музыке регионов Индостана, приуроченной к религиозным фестивалям, а также в региональных танцевальных и театральных традициях (классическая танцевальная традиция бхаратнатьям, южноиндийский театр катхакали, североиндийские танцевальные формы одисси, манипури, кучипуди и др.).
Дополнительная литература:
Renou L. Hinduism. N. Y., 1962;
Zimmer H. Myths and symbols in Indian art and civilization. N. Y., 1962;
Индия в древности. М., 1964;
Zaehner R.C. Hinduism. Oxf., 1966;
Moor E. The Hindu pantheon. Varanasi, 1968;
Боги, брахманы, люди. М., 1969;
Joshi L. M. Brahmanism, Вuddhism and Hinduism: An essays on their origins and interactions. Kandy, 1970;
Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы Древней Индии. М., 1975;
Эрман В.Г., Темкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М., 1976;
Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977; она же. Познакомимся с индуизмом. М., 1999;
Creel A.B. Dharma in Hindu ethics. Calcutta, 1977;
Stutley M., Stutley J. Dictionary of Hinduism. L., 1977;
Bhandarkar R.G. Vaisnavism, Saivism, and minor religious systems. N. Y.; L., 1980;
Tahtinen U. Indian traditional values. New Delhi, 1983;
Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983;
Banerjea J.N. The development of Hindu iconography. New Delhi, 1985;
Kinsley D. Hindu goddesses. Berk., 1986;
Biardeau M. Hinduism. The anthropology of a civilization. Oxf., 1989;
Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989;
Sharma D. Hindu belief and practice. L., 1989;
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). 2-е изд. М., 1990;
Bhattacharyya N.N. A glossary of Indian religious terms and concepts. New Delhi, 1990;
Brockington J.L. The sacred thread: a short history of Hinduism. Delhi, 1992;
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993;
Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М., 1994; она же. Индия: беспредельная мудрость. 2-е изд. М., 2005; она же. Индуизм: главная религия Индии. СПб., 2006;
Hardy F. The religious culture of India: power, love and wisdom. Camb.; New Delhi, 1995;
Radhakrishnan S. Religion and society. New Delhi, 1995;
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996;
Chaudhuri N.C. Hinduism: a religion to live by. Delhi; Oxf., 1996;
Chandra S. Encyclopaedia of Hindu gods and goddesses. New Delhi, 1998;
Древо индуизма. М., 1999;
Глушкова И.П. Индийское паломничество. М., 2000; она же. Из индийской корзины. М., 2003;
Томас П. Легенды, мифы и эпос древней Индии. СПб., 2000;
Дюмон Л. Homo hierarchicus. Опыт описания системы каст. СПб., 2001;
Кнотт К. Индуизм. М., 2001;
Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., 2002;
Nath S. Dictionary of Vedanta. New Delhi, 2002.
Иллюстрации:
Странствующий аскет (Непал). Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Садху в сопровождении чхела (ученика). Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Рогатый бог в окружении животных, найденный в Мохенджо-Даро, вероятный прототип Шивы. Национальный музей (Нью-Дели). Архив БРЭ;
Боги на свадьбе Рамы и Ситы. Индра восседаетна белом слоне. Фреска 18 в. из Бунди (штат Раджастхан). Архив БРЭ;
Молодой брахман во время совершения пуджи. Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Статуя Шивы в пещерном храмена о. Элефанта. Три головы олицетворяют функции создателя, хранителяи разрушителя Вселенной. 6–10 вв. Архив БРЭ;
Молитвенное обращениек священным коровам в индуистском храме (Индия). Фото. Нач. 21 в. Архив БРЭ;
Вишну. Эпоха поздней Чолы. 12 в. Южная Индия. Национальный музей (Нью-Дели). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;
Деви. 15 в. Южная Индия. Национальный музей (Нью-Дели). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;
Храм Муктешвара (ок. 950) в городе Бхубанешвар (штат Орисса). Архив БРЭ;
Кульминация Кумбха Мелы. 1992. Омовениев реке Сипра (город Удджайн, штат Мадхья-Прадеш). Архив БРЭ.
- Современные вероисповедания Индии
- Предшествующий ведизм
- Информация о брахманизме
- Сведения о джайнизме
- Понятие об индуизме
- Принципы шиваизма
- Роль высшей касты в социуме
- География религий
Современные вероисповедания Индии
Сейчас в Индии распространено несколько религиозных течений.
Местные люди исповедуют такие учения, как:
- Индуизм.
- Христианство.
- Ислам.
- Джайнизм.
- Буддизм.
- Сикхизм.
Четыре из этих течений являются национальными и образовались в самой Индии. Это индуизм, сикхизм, буддизм и джайнизм.
Основная религия страны — индуизм, который исповедуют 80% местного населения, на втором месте располагается ислам — 13% жителей Индии — мусульмане. 2% индийцев — христиане, 1,9% — представители сикхизма, 0,8% — буддисты и 0,4% — носители джайнизма.
В Индии лояльно относятся ко всем вероисповеданиям, межрелигиозных распрей практически не возникает. Местные жители уважают друг друга и не навязывают никому своего мнения по тому или ином вопросу. Это относится и к буддизму. Представителям этого религиозного течения предписано не пропагандировать другим свою веру.
В стране можно встретить изображения Будды или его статуи, однако туристы не встретят шествие буддистов на улице. У представителей индуизма немного другой подход, они с большим рвением стремятся выполнять все религиозные ритуалы и иногда устраивают грандиозные, шумные мероприятия. Например, в 2013 году на известном фестивале Маха Кумбха Мела в Аллахабаде присутствовало около 70 млн человек. На этом торжестве совершают омовения в водах Ганга, считается, что данный ритуал позволяет воссоединиться с Брахманом — священным духом.
Предшествующий ведизм
Основу религии Древней Индии заложили арийские племена во втором тысячелетии до нашей эры. Ученые все еще не могут твердо утверждать, из какого места пришли эти туземцы и куда именно они ушли. Но то, что они повлияли на становление индийской цивилизации — неоспоримый факт. Арии обладали европейской наружностью, у них были голубые глаза и светлые волосы. Их смешивание с темнокожим населением дало начало новым местным племенам.
Вероисповедание ариев состояло из множества аспектов. Они считали, что животные, растения, камни и деревья имеют божественную сущность. Ключевыми обрядами в их вероисповедании были жертвоприношения, в том числе и человеческие. Арии оставили после себя — Веды (тексты, состоящие из священных букв, в четырех частях), в них входили Ригведа, Атхарваведа, Сама-веда и Яджурведа. Позже ведическая мудрость была дополнена брахманами, которые пытались дать объяснение законам мироздания.
В ведизме существовал большой пантеон богов. Арии были кочевниками, условия для жизни им давало скотоводство, поэтому царем богов, стоящим в центре пантеона, считался Индра — повелитель дождя и грозы.
Также в состав пантеона входили и другие ведийские боги, например, Дьяус — бог небес, Агни — бог огня, Митра — бог порядка, Притхиви — богиня плодородия. Более того, арии почитали своих предков и часто обожествляли умерших людей.
Информация о брахманизме
Благодаря брахманизму, в Древней Индии произошло возникновение каст. Основой для их определения послужил миф о Пуруше, который самостоятельно принес себя в жертву для того, чтобы населить земной шар. Эта история дала понимание того, что каждый человек имеет свое место в социуме. Представители каст изначально неравнозначны, ведь все слои общества происходили из различных частей тела Пуруша.
Согласно таблице, выделяют следующую классификацию:
Именно в брахманизме появилось понятие Сансары — колеса вечной жизни. Если человек вел себя грешно, он будет наказан по закону всемирной справедливости. Тогда же появилось учение о реинкарнации и карме, смысл которого заключался в том, что душа бессмертна и по мере развития она воплощается в разные тела. Весь этот путь протекает в попытке достичь духовного совершенства. Однако не все принимали жесткое кастовое разделение, поэтому стали возникать новые, более демократичные направления этого вероисповедания.
Сведения о джайнизме
В основном этого направления придерживались монахи-мудрецы — джаймы, которые жили очень обособленно, предпочитали находиться в одиночестве и принимали различного рода аскезы.
Они не обладали никаким личным имуществом, долгое время не находились в одном и том же месте, не употребляли в пищу мяса и вообще ели максимум два раза в сутки в небольшом количестве.
Джайнисты иногда принимали очень строгие и жесткие аскезы, например, несколько лет не произносили ни слова, голодали длительное время, доводили себя до физического истощения и т. д. Существовало два дхармических направления — одетые в белое и одетые светом. Первые прикрывали свое тело тканью, а вторые всегда находились нагими, поскольку считали, что их окутывает солнечный свет. Далеко не все могли выдерживать жесткие требования этой религии, поэтому джайнизм никогда не был очень популярным.
Понятие об индуизме
Сложно подобрать краткое описание религии индуизма, поскольку это не только вероисповедание, но и целая философия со своими нравственными нормами и правилами. В основу этого течения легли знания, пришедшие из ведизма и брахманизма, более того, понятие о кастах также заложило основу для индуистской религии.
Ключевыми божествами индуизма являются Брахма — главный бог, сотворивший мир, Шива — тот, кто его оберегает, и Вишну — сущность, которая разрушит этот мир, после того как главная его миссия будет выполнена. Конечно же, в любом вероисповедании есть свой женский идеал. В данной религии это богиня Лакшми, которая оберегает семейное счастье, заботится о домашнем очаге и покровительствует пашне и сельскому хозяйству.
Одна из известных идей индуизма — почитание Кришны. Индусская культура похожа на брахманизм, однако в ней не существует таких жестких традиций в плане аскетизма, а также деления по кастам. По этой причине это вероисповедание обрело такое количество почитателей по всем мире.
Принципы шиваизма
Шиваизм можно назвать еще одним направлением индуизма.
Носители этого вероисповедания стремятся поклоняться Шиве — богу-разрушителю, повелителю молнии и дождя. Он способен в одно мгновение убрать с лица земли любой город и наслать на провинившихся людей всевозможные заболевания и беды. В древний период времени Шива считался символом разрушительной природной силы, которая в одно мгновение могла сменить милость на злость.
Хотя Шива считается жестоким богом, он любит и бережет свою семью. Его супруга Парвати — богиня плодородия и покровительница женского начала. Ее храмы постоянно посещают представительницы прекрасного пола, мечтающие иметь детей. Сын Шивы и Парвати — Ганеша — бог богатства финансового благополучия, доблести и славы. Одно из воплощений Парвати — многорукое божество Кали, покровительствующая магии и сексуальности.
Роль высшей касты в социуме
Как уже было отмечено, брахманы — это высшая индийская каста, представители которой пользуются всеобщим уважением. У брахманов нет своего жилья, они обычно живут в храмах, однако могут попросить о приюте любого человека, и никто не может отказать предоставить брахману кров и пищу до того момента, пока он сам не пожелает покинуть этот дом.
Кроме брахманов, существуют маги, способные проводить ритуалы и решать проблемы разного рода. Особую красоту индуизму придают разнообразные праздники. В мероприятиях участвует множество людей, торжество сопровождается распеванием традиционных песнопений и танцами.
В брахманизме есть такая традиция — предавать огню тела умерших людей, а пепел развеивать над рекой Ганг. После этого близкие держат траур в течение 10 дней. Раньше существовал древний обычай сати, который заключался в том, что супруга покойного совершала самосожжение на погребальном костре умершего мужа в знак исключительной преданности. Однако он был распространен не во всех общинах и его давно запретили.
География религий
В Индии исповедуют многие религии. В следующем списке указано, какое вероисповедание наиболее часто встречается в конкретном регионе:
- Ислам распространился в Индии со времен арабских завоеваний. Большинство представителей этой религии живут в Уттар-Прадеше, на Западе Бенгалии, в Керале, в штате Кашмир и Бихаре.
- Некоторые жители исповедуют христианство, изучают Библию и используют иную символику этой религии. Это вероисповедание распространено на Юге Индии. В штате Гоа находится много католических храмов. Данное религиозное течение смогло зародиться благодаря приходу апостола Фомы в 1 веке до нашей эры и средневековой португальской колонизации. Большинство христиан-индийцев — католики, а другие — протестанты.
- Сикхизм распространён в Пенджабе, на северо-западе Индии и Харьяне. Если кратко, то сикхи почитают единого Бога и верят в любовь ко всему сущему. Представители этого течения стараются относиться с добром ко всему и видеть божественную сущность в повседневных вещах.
- Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, рожденный в Индии. Однажды он стал просветленным и превратился в Будду (в кроссвордах редко упоминается его настоящее имя, в сканворд его обычно не вносят). Соответственно, буддизм появился в Индии, однако его последователей больше за пределами Индии, нежели в самой стране. Больше всего буддистов в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Камбодже и Бутане.
Главная религия Индии — индуизм, она претерпела множество изменений в процессе своего формирования. Сейчас ее исповедуют более 80 процентов населения страны. Однако существуют и другие течения, которые не теряют своей популярности с годами.
В Китае - как тогда, так и сейчас - таковых три религии - Буддизм, Конфуцианство и Даоизм.
В Индии - в равной степени две религии - Индуизм и Буддизм.
В Японии - основная регилия - Синтоизм, Буддизм распространен намного менее.
Китай-Буддизм и Конфуцианство
Индия- Индуизм и Буддизм
Япония-Синтоизм и Буддизм.
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
В Индии основная масса людей исповедует Индуизм . Это около 75% населения.
Также, Индия является родиной трёх других религий - это Джайнизм, Сикхизм и Буддизм.
Помимо этого, весьма сильны позиции Ислама , таким образом количество мусульман насчитывается 15% от всего населения.
На юге страны многие исповедуют христианство .
Поговорим вкратце о каждой религии отдельно.
Написать статью меня вдохновила жизнь в Индии, мне хотелось глубже окунуться в эту страну. Я прочла много интересной литературы, статей в интернете, нашла много нового и интересного для себя. Хочу вкратце поделиться найденной информацией. Может именно для Вас моя подача и найденные материалы покажутся более понятными и полезными. Спасибо за лайк! 👍🏻
ИНДУИЗМ
На самом деле, индуизм считается достаточно запутанной религией.
Главных Богов три: Шива, Вишну и Брахма.
Хоть в этом описании Шива является уничтожителем, но его деятельность нужна, чтобы не настал конец света.
Например, за пределами Индии, Вишну (его аватары) имеют наибольшую известность под именем Кришна.
Храмы в Индии в основном посвящены Шиве и Вишну, а вот храмы Брахмы можно пересчитать на пальцах рук.
В Индуизме есть также сильные женские культы:
Лакшми - Богиня Изобилия, Процветания и богатства.
Индийцы очень любят называть свой бизнес именем Богини Лакшми. Поэтому вокруг одни Laxmi supermarket, Laxmi hotel или Laxmi family shop.
Лакшми является старшей супругой Вишну.
Поэтому Лакшми - жена Вишну, а также её имя Сита (жена Рамы), Радха (жена Кришны) и т.д.
У Шивы также есть супруга. В Индуизме её зовут Парвати (ударение на первый слог). Она тоже имеет множество имён: Шакти, Сати, Дурга, Кали, Минашки (это только самые популярные).
Сама Парвати представляет светлую женскую сторону
а Кали - темную (но в то же время она разрушает невежество), такая вот истребительница демонов.
Дурга , изображённая с десятью руками символизирует стабильность.
У Брахмы тоже есть помощница Сарасвати , но она сильно уступает по популярности вышеперечисленным богиням. Она является богиней знаний и мудрости.
Следующими по значимости, но более второстепенными являются следующие персонажи:
Ганеша - слоноподобный Бог благополучия (сын Шивы и Парвати).
Муруган (он же Скандал и Карттикея) - бог войны, тоже сын Шивы и Парвати.
Кама - Бог любви, сын Лакшми и Вишну.
Следующая ступень - божества и полубожества животного происхождения.
Выделяют три главных персонажа:
Хануман (Бог обезьян) - помогал Раме в борьбе с демоном Раваной.
Бык Нанди , на котором ездил Шива.
Птица Гаруда - на которой передвигался Вишну.
Есть также боги различных аспектов, как: Сурья (Бог Солнца), Яма (Бог смерти), Агни (Бог огня), Сома (Бог Луны), Ваю (Бог ветра).
НЕОИНДУИЗМ
В период с 19 по 21 век начали возникать множество новых культов. Зачастую это были попытки соединить индуизм с другим решениями и философиями.
Вы о них безусловно слышали. Например, наиболее известные неоиндуистические секты:
- йога - самая известная духовно-физическая практика из тех, что существуют в Индии;
Знатоки йоги могут встретиться где угодно по всей Индии, но все-таки существуют две неофициально признанные столицы йогов. Это Ришикеш и Мунгер.
- Аюрведа - движение, популяризующее альтернативную индийскую медицину.
- Хиромантия - искусство предсказаний по ладоням рук. Движение возникло на севере Индии в незапамятные времена. Однако места, где было бы сконцентрировано нечто подобное, отсутствует.
СИКХИЗМ
Сикхизм - монотеистическая религия, в отличие от индуизма, потому что сикхи верят в Единого Бога , Всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.
Сикхи поклоняются своему Богу в форме медитации. Они считают, что никакие духи, демоны или другие Божества недостойны поклонения.
Всем мальчикам при рождении дают отчество Сингх, а всем девочкам - Каур. Развод между мужем и женой в таких религиях запрещён.
Сикхизм был основан гуру Нанаком (1469-1539).
Сикхи в основном сосредоточены на северо-западе Индии, в штате Пенджаб (Punjab), где их количество достигает всего около 14 млн.чел.*
ДЖАЙНИЗМ
Эта религия возникла в 4-6 веках до н.э. и насчитывает 24 тиртхана (духовных учителей).
Последний духовный учитель Махавира, живший в период 599-527 до н.э. на территории царства Магадха почти одновременно с Буддой.
На данный момент джайнов по индийским масштабам совсем немного (около 6 млн.чел.)* и они не привязаны к конкретной территории, а рассредоточены по всей стране и в основном живут в городах.
БУДДИЗМ
Индия является родиной буддизма, но как ни странно эта религия обосновалась где угодно, но только не здесь.
Буддизм возник в 6 веке до н.э. благодаря одному из местных князей на территории нынешнего штата Бихар. Юного деятеля звали Гаутам Будда. На этот счёт есть интересные истории о юноше, который отказался от имеющегося у него благосостояния и покинул родной дом для изучения запретного для него мира. Этого юношу позже прозвали Буддой. Рекомендую к прочтению, если ещё не читали!
Укрепление буддистов на общем индийском уровне связано с тем, что на престол в 3 веке до н.э. пришёл царь Ашок, который принял буддизм и стал насаждать его по всей стране.
Но индуизм оказался сильнее, и вскоре вытеснит буддизм.
Последнее возрождение буддизма произошло благодаря англичанам, которые предпринимали массу усилий по раскопкам древних индийских ступ.
Сейчас буддизм распространён в Южной Азии, Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке (Корея, Китай, Тайвань), а также в некоторых районах России (Тыва, Алтай, Калмыкия, Бурят-Монголия), в странах Европы (Эстония, Германия, Италия) и США.
Основная цель философского учения в буддизме является направление человека на поиск истины, выхода из колеса Сансары, а также осознание и видение вещей такими, какие они есть.
ЗОРОАСТРИЗМ
Родина зороастризма - Иран, однако из-за мусульманских притеснений зороастризцы стали массово покидать страну. Основной базой общины стало западное побережье Индии.
Это одна из первых мировых религий, которая носила дуалистический характер: всё в мире подчиняется добру (свету) или злу (тьме).
Свет ассоциируется с душой, а тьма с телом.
Зороастризцы считают, что спасение заключается в освобождении души пришедшей из царства света и которая была заточена в теле против своей воли.
Борьба со злом является одной из главных целей.
Зороастризцы, они же парсы, живут в изолированных и обнесённых стеной, кварталах городов.
В основном занимаются престижным бизнесом (типа огранки алмазов).
ИСЛАМ
Ислам-вторая по распространённости религия после индуизма в Индии.
Следущая волна пришла с утоплением тюрков в 8 веке и образованием Делийского султана.
Есть города, где мусульмане составляют почти половину населения или вообще относительное большинство (Лакнау, Хайдерабад).
Джамму и Кашмир - штаты в Индии, где мусульмане преобладают.
ХРИСТИАНСТВО
Христианство в Индии, согласно преданиям, было занесено ещё в 1 веке апостолом Фомой.
Он принял мучительную смерть от брахманов, в черте нынешнего города Ченнаи.
Вторая волна христианского миссионерства была связана с португальской колонизацией прибрежных районов в 16 веке.
И ведь действительно, когда едешь по Ассагао или Парре, есть ощущение, что ты находишься в Португалии. Чисто, красиво, ухоженно.
Что отличает индийские дома и участки от португальских?
Это всё, конечно, интересно, но вернёмся к нашей теме.
Значительное количество католиков есть в Керале и Тамилнаде.
В Керале также есть православные христиане - потомки сирийцев-эмигрантов и обращённых ими в местных жителей.
Наконец, уже англичане в 19-20 вв. предприняли усилия в обращение в христианство тех народов, которые не входили в индуистскую кастовую систему.
Когда говорят, что Индия самая колоритная страна, то вам не лгут. Колорит есть не только в уровне жизни населения, еде, музыке, природе, нарядах, а также в религии.
На одной территории с огромных количеством жителей помещается столько большое разнообразие религий и все они пытаются ужиться вместе на одной земле.
Для меня самой удивительной религией показался Джайнизм. Мне сложно представить, что люди даже комара прихлопнуть не могут, когда они им докучают. А какая религия на территории Индии показалась вам самой интересной?
Религии Индии в наше время
Какая религия была в Древней Индии
География индийских религий
Индия — очень религиозная страна. Согласно последней переписи населения, менее 0,1% населения назвали себя атеистами или не определившимися. Остальные жители уважают, чтут и соблюдают законы самых разных религий в Индии.
Большинство населения Индии верующие и принадлежат к какой-то религии
Религия в Индии в наше время
В Индии на данное время исповедуют такие религии:
- Индуизм;
- Ислам;
- Христианство;
- Сикхизм;
- Буддизм;
- Джайнизм.
Четыре из этих религий возникли в самой Индии: индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм.
В этой таблице видим процентное соотношение по количеству верующих в каждой из религий Индии
Основной религией в Индии является индуизм. Его исповедуют 80% населения страны, это более 800 миллионов человек. На втором месте находится ислам — 13% или более 130 миллионов человек. Далее, христианство — 2%, 24 миллиона индийцев. Представителей религии сикхизма в Индии — 1,9%, буддизма — 0,8%, джайнизма — 0,4%.
На этой карте видно преобладание религий в зависимости от штата Индии
Конституция Индии лояльно относится к религиозным чувствам индийцев и официально в Индии признаются все религии. Этот мудрый политический шаг позволяет избежать межрелигиозных распрей. Как результат, индийцы в своем большинстве уважают веру других людей, и нечасто навязывают собственные убеждения.
В Индии лояльны к любой религии, поэтому у них очень много самых разных красивейших храмов
Это касается и буддизма. В постулатах этой религии Индии сказано не пропагандировать и не навязывать веру. Так и происходит: вы можете увидеть изображение или статую Будды, но вряд ли встретите шествие буддистов по центральной улице города. В индуизме иначе: индийцы регулярно соблюдают религиозные праздники и выполняют ритуалы с большим усердием и удовольствием. Часто эти мероприятия превращаются в грандиозные празднества.
Кумбха Мела — один из самых массовых религиозных фестивалей в Индии
В легендарном фестивале Маха Кумбха Мела, который прошел в 2013 году в Аллахабаде, приняли участие 70 миллионов человек. Совершить религиозное омовение в священных водах Ганги на этом празднике равноценно воссоединению с абсолютным духом, Брахманом.
Какая религия была в Древней Индии
Религией, которая предшествовала индуизму и главенствовала в Древней Индии, считается ведизм. Это первая форма индуизма, некоторые ритуалы и законы которой переняла современная религия Индии. Ведизм — это система вероисповедания, а точнее сборник практик, которые пришли из Вед, древних священных писаний. Несмотря на отсутствие сформированной иерархии богов, их пантеон сохранился и был перенят индуизмом. Здесь он структурировался, и ведизм трансформировался в брахманизм. Так он стал прародителем ныне существующей религии Индии.
В религии Древней Индии был большой пантеон богов, он сохранился и по сей день
Индуизм имеет множество течений, основные из которых это — вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм. Великая троица богов, Брахма, Вишну и Шива считаются главенствующими богами, создателями мира. Однако, хранителю мира Вишну и разрушителю Шиве поклоняются, а создателю Брахме — нет. Древняя легенда гласит, что однажды Брахма решил найти начало и конец священного Лингама, за что был проклят Шивой. С тех пор никто не поклоняется ему, и на всей территории Индии не найти больше нескольких храмов, посвященных Брахме.
География религий Индии
Во времена арабских завоеваний ислам проник на территорию Индии и прочно здесь укрепился. Больше всего мусульман проживает в штате Кашмир, Ассам, в Западной Бенгалии, в Керале, Бихаре и Уттар-Прадеше.
Ислам, как религия, очень широко распространен в Индии
Христианство распространено в Южной Индии. Штат Гоа усеян католическими церквями, распятиями и иконами Божьей Матери. Эта религия в Индии закрепилась благодаря двум событиям: приходу Апостола Фомы в 1 веке н.э. и португальской колонизации в 15 веке. Штат Гоа напоминает португальские курортные городки. Среди христиан-индийцев большая часть — католики, остальные — протестанты.
Религия христианства распространена в основном на юге страны
Религия Индии сикхизм популярна в Пенджабе, Харьяне и северо-западной части страны. Сикхи верят в Единого Бога, в Любовь, как цель и причину творения всего сущего. Для них не существует понятий о рае, аде, о карме или грехах. Эта религия Индии призывает любить всё, относится с добром ко всем живым существам и видеть Бога в самых обыденных вещах. Тогда наступает счастье и уходит волнение.
Сикхизм - религия любви, несмотря на то, что сихки — каста воинов
Сиддхартха Гаутама родился в Индии. В Бодхгайе (Индия) он обрел просветление и стал Буддой. В нынешнем городе Варанаси он прочел свою первую лекцию, после чего отправился проповедовать вдоль реки Ганги.
Буддизм, как религия, тоже зародился в Индии
Следовательно, буддизм зародился в Индии, но последователей этой религии в рамках страны не так много, как за ее пределами. Бутан, Бирма, Камбоджа, Шри Ланка и Таиланд — лидеры по количеству буддистов.
Индуизм — сложная загадка или простая сказка?
У религии Индии нет общего символа веры. Нет никаких данных о ее основателе. То, что наши учителя называли странным и предосудительным словом “язычество”, то есть политеизм, является основой религии Индии. Тогда нам никто не говорил, что на земле этих самых язычников — больше миллиарда человек.
Индуизм — яркая политеистическая религия с целой сонмой богов и богинь
На первый взгляд, индийская религия может показаться мистической, экзотической и даже варварской. Но никто не поспорит, что более разнообразной, необычной, красочной, богатой историей и легендами, чем религия Индии, в мире нет. Воспроизведение обликов божеств, понятным и простым способом для индийцев, стало культурным достоянием всего мира. А философию реинкарнаций стали все чаще и чаще перенимать новые религиозные и эзотерические школы. Если еще 30-50 лет назад фраза “в прошлой жизни” произносилась с сарказмом, то сегодня над ней уже никто не смеется.
IndiaStyle
Читайте также: