Религия в индии в 18 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сис­те­ма варн слу­жит фун­да­мен­том кас­то­вой струк­ту­ры - слож­ней­шей се­ти изо­ли­рованных со­ци­аль­ных яче­ек, за­ви­ся­щих от про­фес­сии, эт­но­са, тра­ди­ций, брач­ных свя­зей. Ро­ж­де­ние че­ло­ве­ка в той или иной кас­те пре­до­пре­де­ля­ет его со­ци­аль­ный ста­тус, жиз­нен­ный путь и при­над­леж­ность к той или иной вет­ви индуизма. Ре­ли­гия прак­ти­че­ски сов­па­да­ет с об­ра­зом жиз­ни че­ло­ве­ка, а бо­ги слу­жат ему по­мощ­ни­ка­ми в ус­пеш­ном со­вер­ше­нии ри­туа­лов, со­про­во­ж­даю­щих ин­дуи­ста от мо­мен­та за­ча­тия до ко­ст­ра, на ко­то­ром по древ­не­му обы­чаю сжи­га­ют те­ло по­сле смер­ти, пус­кая пе­пел и не­до­го­рев­шие ос­тан­ки по те­че­нию ре­ки.

В та­кой скре­п­лён­ной обы­ча­ем сис­те­ме главной ре­лигиозной це­лью че­ло­ве­ка (не все­гда им осоз­на­вае­мой) яв­ля­ет­ся под­дер­жа­ние за­ве­дён­но­го по­ряд­ка ве­щей, ста­биль­но­сти об­ще­ст­ва. Опо­рой этой сис­те­мы ока­зы­ва­ет­ся фи­гу­ра до­мо­хо­зяи­на, дхар­ма ко­то­ро­го со­сто­ит в ис­пол­не­нии сво­его дол­га, со­стоя­ще­го пре­ж­де все­го в по­чи­та­нии пред­ков, об­ре­те­нии по­том­ст­ва и не­укос­ни­тель­ном от­прав­ле­нии ри­туа­лов. Од­на­ко индуизм ста­вит пе­ред че­ло­ве­ком и за­да­чу спа­се­ния ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши (джи­ва), ко­то­рая, со­глас­но уче­нию боль­шин­ст­ва на­прав­ле­ний индуизма, есть ми­ро­вой дух, Брах­ман, вре­мен­но об­рет­ший те­лес­ное во­пло­ще­ние. По­сле смер­ти че­ло­ве­ка джи­ва пе­ре­хо­дит в но­вое ро­ж­даю­щее­ся те­ло в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном кар­мы, по ко­то­ро­му дея­ния че­ло­ве­ка в од­ном ро­ж­де­нии оп­ре­де­ля­ют ха­рак­тер его су­ще­ст­во­ва­ния в сле­дую­щем рож­де­нии. Цепь пе­ре­ро­ж­де­ний (сан­са­ра) оце­ни­ва­ет­ся в индуизме, как пра­ви­ло, не­га­тив­но, как не­удов­ле­тво­ри­тель­ное, ом­ра­чён­ное бы­тие (дух­кха), по­это­му идеа­лом и ко­неч­ной це­лью ин­дуи­ста долж­но быть пре­кра­ще­ние сан­са­ры, вы­ход из ко­ле­са пе­ре­ро­ж­де­ний, ос­во­бо­ж­де­ние (мок­ша, или мук­ти), ко­то­рое ос­мыс­ля­ет­ся в раз­ных шко­лах индуизма по-раз­но­му: как еди­не­ние с бо­гом, осо­зна­ние из­на­чаль­ной то­ж­де­ст­вен­но­сти с Брах­ма­ном, как дос­ти­же­ние выс­ше­го бла­жен­ст­ва и т. п. Со­от­вет­ст­вен­но, и пу­ти к ос­во­бо­ж­де­нию пред­ла­га­ют­ся раз­но­об­раз­ные, глав­ней­шие из них: кар­ма-мар­га (путь дея­ний) - ис­пол­не­ние дхар­мы, ри­туа­лов, по­чи­та­ние бо­гов и пред­ков, вы­пол­не­ние дол­га без при­вя­зан­но­сти к ре­зуль­та­там дей­ст­вий; джня­на-мар­га (путь зна­ния) - по­иск и по­ни­ма­ние ис­ти­ны, осоз­на­ние един­ст­ва Ат­ма­на (выс­ший ин­ди­ви­ду­аль­ный прин­цип, под­лин­ное Я) и Брах­ма­на; бхак­ти-мар­га (путь пре­дан­но­сти) - лю­бовь к бо­гу, бес­ко­ры­ст­ное слу­же­ние ему, упо­ва­ние на его ми­лость. Есть уче­ния, пред­ла­гаю­щие и другие спо­со­бы ос­во­бо­ж­де­ния, например йо­га и тан­тризм, де­лаю­щие ак­цент на прак­ти­ке пол­но­го под­чи­не­ния во­ле че­ло­ве­ка его те­ла, эмо­ций и со­стоя­ний ума.

Ста­нов­ле­ние ин­ду­из­ма.

Индуизм в основных сво­их чер­тах сфор­ми­ро­вал­ся к середине I тясячелетия нашей эры, впи­тав в се­бя мно­го­численные эле­мен­ты ре­ли­гий различных на­ро­дов на тер­ри­то­рии Ин­дии (смотри Ин­дий­цы) и прой­дя дли­тель­ный путь раз­ви­тия, про­сле­жи­вае­мый от ре­ли­гии ин­д­ской ци­ви­ли­за­ции Мо­хен­джо-Да­ро и Ха­рап­пы в III-II тысячелетиях до нашей эры че­рез ве­дий­скую ре­ли­гию (середина II - середина I тысячелетия до нашей эры) и брах­ма­низм (VII век до нашей эры - IV век до нашей эры).

Опи­сан­ное в Упа­ни­ша­дах пред­став­ле­ние о Брах­ма­не как о без­лич­ном ду­хов­ном на­ча­ле бы­ло слиш­ком аб­ст­ракт­ным, труд­но­по­сти­жи­мым и не да­ва­ло воз­мож­но­сти про­яв­ле­ния ре­лигиозных чувств. Вы­дви­нув­ший­ся на пер­вый план в эпо­ху брах­ма­низ­ма Прад­жа­па­ти (По­ве­ли­тель су­ществ) по­чи­тал­ся в основном брах­ма­на­ми и по­ни­мал­ся ими так­же до­воль­но аб­ст­ракт­но, как во­пло­ще­ние все­лен­ской жерт­вы. Та­кой бог не мог по­ро­дить пол­но­цен­но­го мас­со­во­го куль­та. Кро­ме то­го, уси­лия брах­ма­нов по соз­да­нию жё­ст­ко струк­ту­ри­ро­ван­ной со­ци­аль­ной сис­те­мы и по за­кре­п­ле­нию в ней сво­ей мо­но­по­лии на ис­ти­ну вы­зва­ли в об­ще­ст­ве про­тест, в осо­бен­но­сти сре­ди кшат­ри­ев. В середине I тысячелетия до нашей эры в Ин­дии уси­ли­лось ум­ст­вен­ное бро­же­ние, по­яви­лось мно­же­ст­во школ, стран­ст­вую­щих про­по­вед­ни­ков, учи­те­лей. Идеа­лы и кон­цеп­ции брах­ма­нов ста­ли под­вер­гать­ся со­мне­нию, пред­ла­га­лись иные пу­ти по­сти­же­ния ис­ти­ны и ос­во­бо­ж­де­ния от сан­са­ры. Смысл Вед, за ко­то­ры­ми в индуизме за­кре­пи­лось ме­сто выс­шей ис­ти­ны и цен­но­сти, по­сте­пен­но ут­ра­чи­вал­ся, а их ав­то­ри­тет стал от­вер­гать­ся ре­ли­гия­ми, воз­ник­ши­ми в этот пе­ри­од в кшат­рий­ской сре­де - буд­диз­мом и джай­низ­мом; воз­ник­ло про­ти­во­стоя­ние уче­ний, при­знаю­щих и не при­знаю­щих зна­че­ние Вед (ас­ти­ка-на­сти­ка).

Фор­ми­ро­ва­ние ос­нов­ных на­прав­ле­ний ин­ду­из­ма.

Другие ре­фор­ма­то­ры (Ма­хат­ма Ган­ди, Ау­ро­бин­до Гхош) ве­ли борь­бу за унич­то­же­ние от­жив­ших ре­лигиозных и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, свя­зы­вая в то же вре­мя ре­ли­гию с идео­ло­ги­ей ан­ти­ко­ло­ни­аль­но­го про­тес­та и ис­поль­зуя прин­ци­пы индуизма в по­ли­тической борь­бе. По­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти в 1947 году Ин­дия бы­ла про­воз­гла­ше­на свет­ским го­су­дар­ст­вом, од­на­ко и в начале XXI века по­зи­ции индуизма в ней очень силь­ны, он ос­та­ёт­ся сис­те­мо­об­ра­зую­щим эле­мен­том куль­ту­ры, во мно­гом оп­ре­де­ляя по­ли­тическую жизнь, юри­дические нор­мы, со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию, иден­тич­ность, мен­та­ли­тет и об­раз жиз­ни боль­шин­ст­ва ин­дий­цев.

Пред­став­ле­ния о бо­же­ст­ве в ин­ду­из­ме.

Индуизм про­из­во­дит впе­чат­ле­ние гро­мад­но­го аморф­но­го ком­плек­са ре­лигиозных пред­став­ле­ний и куль­тов, рас­па­даю­ще­го­ся на мно­же­ст­во вет­вей, школ, тол­ков, не­ред­ко ос­но­ван­ных на взаи­мо­ис­клю­чаю­щих иде­ях и прак­ти­ках. Мо­но­те­изм и пред­став­ле­ние о выс­шем ду­хов­ном на­ча­ле, не тре­бую­щем во­пло­ще­ния в об­ра­зах или хра­мах, со­сед­ст­ву­ют в индуизме с идо­ло­по­клон­ст­вом. В индуизме нет ни од­но­го еди­но­го для всех бо­га; нет ос­но­ва­те­ля ре­ли­гии, но есть силь­но раз­ви­тый культ ос­но­во­по­лож­ни­ков отдельных уче­ний и ду­хов­ных на­став­ни­ков - гу­ру; нет еди­но­го свя­щен­но­го пи­са­ния, но ав­то­ри­тет при­зна­вае­мых ка­ж­дым на­прав­ле­ни­ем основных тек­стов и пре­да­ний чрез­вы­чай­но вы­сок; нет сим­во­ла ве­ры или об­ще­при­знан­ной док­три­ны, но все на­прав­ле­ния индуизма тес­но свя­за­ны ме­ж­ду со­бой, по­сто­ян­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют, до­пол­ня­ют друг дру­га, поль­зу­ют­ся об­щи­ми или сход­ны­ми пред­став­ле­ния­ми и об­раз­ами. Чу­же­род­ные эле­мен­ты, как пра­ви­ло, не из­го­ня­лись из индуизма, а пе­ре­ра­ба­ты­ва­лись им и ус­ваи­ва­лись как соб­ст­вен­ные (например, в ре­зуль­та­те кон­так­та с буд­диз­мом, ис­ла­мом или хри­сти­ан­ст­вом). В индуизме нет ни­че­го по­доб­но­го при­выч­ной За­па­ду цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции или ие­рар­хии, но есть свои внутренние скре­пы, са­мой мощ­ной из ко­то­рых яв­ля­ет­ся ос­вя­щае­мая им кас­то­вая струк­ту­ра (впро­чем, и она от­вер­га­ет­ся ча­стью ин­дуи­стов, и зна­че­ние её не вез­де и не все­гда оди­на­ко­во). Из­мен­чи­вость и мно­го­ли­кость индуизма вы­ну­ж­да­ет не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей ут­вер­ждать, что индуизм - не еди­ная ре­ли­гия, а со­че­та­ние от­дель­ных, хо­тя и близ­ких друг дру­гу ре­ли­гий (ши­ва­изм, виш­ну­изм, клас­сический брах­ма­низм и т. д.) или ви­дов ре­ли­гии (хра­мо­вый, до­маш­ний, жре­че­ский; сель­ский, или на­род­ный; пле­мен­ной индуизм и т. п.). На­прав­ле­ния и те­че­ния индуизма раз­де­ля­ют­ся, в свою оче­редь, на мно­же­ст­во ре­лигиозных групп с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми - сам­пра­даи (оп­ре­де­ляю­щим для ка­ж­дой об­щи­ны обыч­но яв­ля­ет­ся на­ли­чие гу­ру-пер­во­про­ход­ца). Главным те­че­ния­ми внут­ри виш­ну­из­ма счи­та­ют­ся криш­на­изм и ра­ма­изм. В ши­ва­из­ме наи­бо­лее из­вест­ны об­щи­на па­шу­па­тов на се­ве­ре Ин­дии, об­щи­на ви­ра­шай­вов (лин­гая­тов) на юге и се­ве­ро-за­па­де Ин­дии, та­миль­ский ши­ва­изм (шай­ва-сидд­хан­та) и каш­мир­ский ши­ва­изм.

Пре­кло­не­ние ин­дуи­стов пе­ред жи­вой при­ро­дой по­лу­чи­ло во­пло­ще­ние в прак­ти­ке ахим­сы и в обо­же­ст­в­ле­нии жи­вот­ных. С древ­но­сти из­вест­ны куль­ты ко­ро­вы, сло­на, обезь­я­ны, змей. По­чи­та­ние ко­ро­вы осо­бен­но ха­рак­тер­но для ин­ду­и­ст­ско­го об­ще­ст­ва: ко­ро­ва свя­щен­на как мать, даю­щая пи­щу, ох­ра­ну и бла­го­денст­вие. Свя­щен­ны­ми счи­та­ют­ся и про­дук­ты, про­из­во­ди­мые ко­ро­вой: мо­ло­ко, мас­ло, да­же мо­ча и на­воз, ко­то­рым при­пи­сы­ва­ют очи­сти­тель­ные и ле­чеб­ные свой­ст­ва. Убий­ст­во ко­ро­вы - один из са­мых страш­ных гре­хов.

Хо­тя в ми­фо­ло­гии индуизма пре­об­ла­да­ют муж­ские пер­со­на­жи, не­ма­лую роль в ней иг­ра­ют и жен­ские фи­гу­ры. Не­ко­то­рые бо­ги­ни не­раз­рыв­но свя­за­ны с глвными бо­га­ми, об­ра­зуя с ни­ми се­мей­ный со­юз, но име­ют и са­мо­сто­ятельное зна­че­ние. Же­ной Виш­ну ста­ла бо­ги­ня сча­стья и уда­чи Лак­шми, или Шри. Брах­ма взял в жёны Са­рас­ва­ти, по­кро­ви­тель­ст­вую­щую муд­ро­сти и учё­но­сти. Пар­ва­ти, или Ума, дочь бо­жест­вен­но­го ца­ря Ги­ма­ла­ев и же­на Ши­вы, име­ет мно­го об­ли­ков, в том числе до­ста­точ­но уст­ра­шаю­щих. В та­ком ви­де она но­сит име­на Дур­ги, Ка­ли и др. и об­ре­та­ет са­мо­сто­ятельный ста­тус ве­ли­кой бо­ги­ни Де­ви. Этот об­раз связан с по­чи­та­ни­ем жен­ско­го на­ча­ла, воз­ник­шим на ос­но­ве древ­ней­ших куль­тов бо­ги­ни-ма­те­ри, и яв­ля­ет­ся во­пло­ще­ни­ем Шак­ти, жен­ской энер­гии, по­ни­мае­мой как творческая энер­гия Ши­вы. По­кло­не­ние ей вы­де­ля­ет­ся в ка­че­ст­ве отдельного на­прав­ле­ния индуизма - шак­тиз­ма, близ­ко­го ши­ва­из­му и рас­про­стра­нён­но­го в Ин­дии по­все­ме­ст­но. В пе­ри­од борь­бы за не­за­ви­си­мость индийское об­ще­ст­во на­де­ли­ло об­раз ма­те­ри-Ин­дии чер­та­ми Ка­ли, унич­то­жаю­щей вра­гов, и шак­тизм стал свое­об­раз­ной ре­ли­ги­ей пат­рио­тов Ин­дии. Бли­зок шак­тиз­му тан­тризм, раз­ра­бо­тав­ший осо­бый путь до­сти­же­ния ос­во­бо­ж­де­ния с по­мо­щью ри­ту­аль­ных ор­гиа­сти­ческих прак­тик еди­не­ния с бо­ги­ней - тан­тры. Не­со­мнен­на связь этих те­че­ний с древ­ни­ми ве­ро­ва­ния­ми и куль­та­ми або­ри­ген­ных пле­мён.

Ре­ли­ги­оз­ная прак­ти­ка

ин­дуи­ста со­сто­ит пре­ж­де все­го в ис­пол­не­нии пу­джи - це­ре­мо­ний, на­прав­лен­ных на слия­ние ду­ши с бо­гом, ко­то­ро­го при­ни­ма­ют как до­ро­го­го, знат­но­го гос­тя. Ве­рую­щий пред­ла­га­ет бо­же­ст­ву цве­точ­ные гир­лян­ды, еду, во­ду для омо­ве­ния, бла­го­во­ния, чи­та­ет мо­лит­вы пе­ред изо­бра­же­ни­ем бо­га, по­кло­ня­ет­ся ему и его сим­во­лам, кор­мит и ка­са­ет­ся его, за­жи­га­ет пе­ред ним огонь и т. д. Пи­ща, ко­то­рую пред­ла­га­ют бо­гу, под­но­ся к его изо­бра­же­нию, ча­стью как бы по­гло­ща­ет­ся им, а ча­стью воз­вра­ща­ет­ся адеп­ту в ос­вя­щён­ном ви­де (пра­сад). Це­ре­мо­ния не­ред­ко про­во­дит­ся до­ма, для че­го уст­раи­ва­ют­ся ма­лень­кие мо­лель­ные ком­на­ты или ал­та­ри. Важ­ную роль в жиз­ни ин­дуи­ста иг­ра­ют об­ря­ды пе­ре­хо­да ме­ж­ду ста­дия­ми жиз­нен­но­го цик­ла - сан­ска­ры (на­ре­че­ние име­ни, на­ча­ло изу­че­ния Вед, свадь­ба и т. п.), ко­то­рые про­во­дят­ся до­ма, обыч­но в при­сут­ст­вии при­гла­шён­ных и с по­мо­щью брах­ма­на. Су­ще­ст­ву­ет и мно­же­ст­во других до­маш­них об­ря­дов, со­вер­шае­мых с це­лью уст­ра­не­ния влия­ния вре­до­нос­ных сил и при­вле­че­ния бо­гов на свою сто­ро­ну. Сре­ди современных ин­дуи­стов лишь не­мно­гие вы­пол­ня­ют все пред­пи­са­ния и об­ря­ды (толь­ко для ут­рен­них об­ря­дов нуж­но не ме­нее трёх ча­сов), в основном это ста­рые брах­ма­ны и брах­ман­ские вдо­вы.

Чрез­вы­чай­но под­роб­но раз­ра­бо­та­на сис­те­ма пра­вил и за­пре­тов от­но­си­тель­но пи­щи. Для чле­нов выс­ших каст, в осо­бен­но­сти брах­ма­нов, важ­но, кто уча­ст­ву­ет в тра­пе­зе, где она про­ис­хо­дит, кем при­го­тов­ле­на пи­ща и из че­го она со­сто­ит. До­ми­ни­рую­щим ви­дом пи­щи в ин­дуи­ст­ском об­ще­ст­ве яв­ля­ет­ся ве­ге­та­ри­ан­ская, хо­тя в древ­но­сти, су­дя по ве­дий­ским, эпическим и др. тек­стам, ин­дий­цы упот­реб­ля­ли в пи­щу мя­со, да­же го­вя­ди­ну. По ме­ре то­го как в индуизме вы­зре­ва­ла идея ахим­сы, про­ис­хо­дил пе­ре­ход к рас­тительной пи­ще; по­гло­ще­ние мя­са счи­та­ет­ся ос­к­вер­няю­щим и не­воз­мож­ным для боль­шин­ст­ва брах­ман­ских каст, но по ме­ре по­ни­же­ния кас­то­во­го ста­ту­са пи­ще­вые, рав­но как и дру­гие, за­пре­ты ста­но­вят­ся ме­нее стро­ги­ми.

Важ­ны­ми ре­лигиозными со­бы­тия­ми яв­ля­ют­ся мно­го­численные празд­ни­ки, на ко­то­рые сте­ка­ют­ся тол­пы на­ро­да. Празд­ни­ки свя­за­ны с ми­фо­ло­гическими сю­же­та­ми, ча­ще все­го они по­свя­ще­ны по­бе­де свет­лых бо­же­ст­вен­ных сил над тём­ны­ми де­мо­ни­че­ски­ми. Вре­мя про­ве­де­ния празд­ни­ков ис­чис­ля­ет­ся по лун­но­му ка­лен­да­рю. Очень по­пу­ляр­ны Ди­ва­ли - празд­ник ог­ней, для­щий­ся 5 дней и зна­ме­ную­щий окон­ча­ние се­зо­на до­ж­дей и на­ча­ло зи­мы, ве­сен­ний трёх­днев­ный криш­на­ит­ский празд­ник Хо­ли (участ­ни­ки ко­то­ро­го по­ли­ва­ют и по­сы­па­ют друг дру­га крас­кой), празд­ни­ки Пон­галь, Да­се­ра, На­ва­рат­ри, Ши­ва­рат­ри и др. Празд­ни­ки вклю­ча­ют ше­ст­вия, бо­го­слу­же­ния, ри­туа­лы, пес­ни и тан­цы, те­ат­ра­ли­зованные пред­став­ле­ния. Центральным со­бы­ти­ем мно­гих празд­ни­ков яв­ля­ет­ся вы­езд бо­га на ко­лес­ни­це.

Ши­ро­чай­шее от­ра­же­ние индуизм на­шёл в тра­диционной пе­сен­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке ре­гио­нов Ин­до­ста­на, при­уро­чен­ной к ре­лигиозным фес­ти­ва­лям, а так­же в ре­гио­наль­ных тан­це­валь­ных и те­ат­раль­ных тра­ди­ци­ях (клас­сическая тан­це­валь­ная тра­ди­ция бха­рат­нать­ям, южноиндийский те­атр кат­ха­ка­ли, североиндийские тан­це­валь­ные фор­мы одис­си, ма­ни­пу­ри, ку­чи­пу­ди и др.).

Дополнительная литература:

Renou L. Hinduism. N. Y., 1962;

Zim­mer H. Myths and symbols in Indian art and civilization. N. Y., 1962;

Ин­дия в древ­но­сти. М., 1964;

Zaehner R.C. Hinduism. Oxf., 1966;

Moor E. The Hindu pantheon. Varanasi, 1968;

Бо­ги, брах­ма­ны, лю­ди. М., 1969;

Joshi L. M. Brahmanism, Вuddhism and Hinduism: An essays on their origins and interactions. Kandy, 1970;

Бон­гард-Ле­вин Г.М., Ге­ра­си­мов А. В. Муд­ре­цы и фи­ло­со­фы Древ­ней Ин­дии. М., 1975;

Эр­ман В.Г., Тем­кин Э.Н. Ми­фы Древ­ней Ин­дии. М., 1976;

Гу­се­ва Н.Р. Ин­ду­изм: Ис­то­рия фор­ми­ро­ва­ния. Куль­то­вая прак­ти­ка. М., 1977; она же. По­зна­ко­мим­ся с ин­ду­из­мом. М., 1999;

Creel A.B. Dharma in Hindu ethics. Calcutta, 1977;

Stutley M., Stutley J. Dictio­nary of Hinduism. L., 1977;

Bhandarkar R.G. Vaisnavism, Saivism, and minor religious sys­tems. N. Y.; L., 1980;

Tahtinen U. Indian tra­ditional values. New Delhi, 1983;

Кос­тю­чен­ко В.С. Клас­си­че­ская ве­дан­та и не­ове­дан­тизм. М., 1983;

Banerjea J.N. The development of Hindu iconography. New Delhi, 1985;

Kin­sley D. Hindu goddesses. Berk., 1986;

Biar­deau M. Hinduism. The anthropology of a ci­vi­lization. Oxf., 1989;

Тка­че­ва А.А. Ин­дуи­ст­ские мис­ти­че­ские ор­га­ни­за­ции и диа­лог куль­тур. М., 1989;

Sharma D. Hindu belief and practice. L., 1989;

Пан­дей Р.Б. Древ­не­ин­дий­ские до­маш­ние об­ря­ды (обы­чаи). 2-е изд. М., 1990;

Bhattacharyya N.N. A glossary of Indian religious terms and concepts. New Delhi, 1990;

Brockington J.L. The sacred thread: a short history of Hinduism. Delhi, 1992;

Бон­гард-Ле­вин Г.М. Древ­не­ин­дий­ская ци­ви­ли­за­ция. М., 1993;

Аль­бе­диль М.Ф. Про­то­ин­дий­ская ци­ви­ли­за­ция: Очер­ки куль­ту­ры. М., 1994; она же. Ин­дия: бес­пре­дель­ная муд­рость. 2-е изд. М., 2005; она же. Ин­ду­изм: глав­ная ре­ли­гия Ин­дии. СПб., 2006;

Hardy F. The re­ligious culture of India: power, love and wis­dom. Camb.; New Delhi, 1995;

Radha­kri­shnan S. Religion and society. New Delhi, 1995;

Ин­ду­изм. Джай­низм. Сик­хизм. Сло­варь. М., 1996;

Chaudhuri N.C. Hinduism: a religion to live by. Delhi; Oxf., 1996;

Chandra S. Encyclo­pae­dia of Hindu gods and goddesses. New Delhi, 1998;

Дре­во ин­ду­из­ма. М., 1999;

Глуш­ко­ва И.П. Ин­дий­ское па­лом­ни­че­ст­во. М., 2000; она же. Из ин­дий­ской кор­зи­ны. М., 2003;

То­мас П. Ле­ген­ды, ми­фы и эпос древ­ней Ин­дии. СПб., 2000;

Дю­мон Л. Homo hierar­chi­cus. Опыт опи­са­ния сис­те­мы каст. СПб., 2001;

Кнотт К. Ин­ду­изм. М., 2001;

Дан­де­кар Р.Н. От вед к ин­ду­из­му. М., 2002;

Nath S. Dictio­nary of Vedanta. New Delhi, 2002.

Иллюстрации:

Стран­ст­вую­щий ас­кет (Не­пал). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Сад­ху в со­про­во­ж­де­нии чхе­ла (уче­ни­ка). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Ро­га­тый бог в ок­ру­же­нии жи­вот­ных, най­ден­ный в Мо­хенд­жо-Да­ро, ве­ро­ят­ный про­то­тип Ши­вы. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Архив БРЭ;

Бо­ги на свадь­бе Ра­мы и Си­ты. Ин­д­ра вос­се­да­етна бе­лом сло­не. Фре­ска 18 в. из Бун­ди (штат Рад­жа­ст­хан). Архив БРЭ;

Мо­ло­дой брах­ман во вре­мя со­вер­ше­ния пуд­жи. Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Ста­туя Ши­вы в пе­щер­ном хра­мена о. Эле­фан­та. Три го­ло­вы оли­це­тво­ря­ют функ­ции соз­да­те­ля, хра­ни­те­ляи раз­ру­ши­те­ля Все­лен­ной. 6–10 вв. Архив БРЭ;

Мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ниек свя­щен­ным ко­ро­вам в ин­дуи­ст­ском хра­ме (Ин­дия). Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Виш­ну. Эпо­ха позд­ней Чо­лы. 12 в. Юж­ная Ин­дия. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;

Де­ви. 15 в. Юж­ная Ин­дия. На­цио­наль­ный му­зей (Нью-Де­ли). Фото Namit Arora. Архив БРЭ;

Храм Мук­теш­ва­ра (ок. 950) в го­ро­де Бху­ба­неш­вар (штат Орис­са). Архив БРЭ;

Куль­ми­на­ция Кумб­ха Ме­лы. 1992. Омо­ве­ниев ре­ке Сип­ра (го­род Удд­жайн, штат Мад­хья-Пра­деш). Архив БРЭ.

  • Современные вероисповедания Индии
  • Предшествующий ведизм
  • Информация о брахманизме
  • Сведения о джайнизме
  • Понятие об индуизме
  • Принципы шиваизма
  • Роль высшей касты в социуме
  • География религий

Религия индии

Современные вероисповедания Индии

Сейчас в Индии распространено несколько религиозных течений.

Местные люди исповедуют такие учения, как:

  1. Индуизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  4. Джайнизм.
  5. Буддизм.
  6. Сикхизм.

Четыре из этих течений являются национальными и образовались в самой Индии. Это индуизм, сикхизм, буддизм и джайнизм.

 индийские божества

Основная религия страны — индуизм, который исповедуют 80% местного населения, на втором месте располагается ислам — 13% жителей Индии — мусульмане. 2% индийцев — христиане, 1,9% — представители сикхизма, 0,8% — буддисты и 0,4% — носители джайнизма.

В Индии лояльно относятся ко всем вероисповеданиям, межрелигиозных распрей практически не возникает. Местные жители уважают друг друга и не навязывают никому своего мнения по тому или ином вопросу. Это относится и к буддизму. Представителям этого религиозного течения предписано не пропагандировать другим свою веру.

В стране можно встретить изображения Будды или его статуи, однако туристы не встретят шествие буддистов на улице. У представителей индуизма немного другой подход, они с большим рвением стремятся выполнять все религиозные ритуалы и иногда устраивают грандиозные, шумные мероприятия. Например, в 2013 году на известном фестивале Маха Кумбха Мела в Аллахабаде присутствовало около 70 млн человек. На этом торжестве совершают омовения в водах Ганга, считается, что данный ритуал позволяет воссоединиться с Брахманом — священным духом.

Предшествующий ведизм

Основу религии Древней Индии заложили арийские племена во втором тысячелетии до нашей эры. Ученые все еще не могут твердо утверждать, из какого места пришли эти туземцы и куда именно они ушли. Но то, что они повлияли на становление индийской цивилизации — неоспоримый факт. Арии обладали европейской наружностью, у них были голубые глаза и светлые волосы. Их смешивание с темнокожим населением дало начало новым местным племенам.

 какая религия в индии

Вероисповедание ариев состояло из множества аспектов. Они считали, что животные, растения, камни и деревья имеют божественную сущность. Ключевыми обрядами в их вероисповедании были жертвоприношения, в том числе и человеческие. Арии оставили после себя — Веды (тексты, состоящие из священных букв, в четырех частях), в них входили Ригведа, Атхарваведа, Сама-веда и Яджурведа. Позже ведическая мудрость была дополнена брахманами, которые пытались дать объяснение законам мироздания.

В ведизме существовал большой пантеон богов. Арии были кочевниками, условия для жизни им давало скотоводство, поэтому царем богов, стоящим в центре пантеона, считался Индра — повелитель дождя и грозы.

Также в состав пантеона входили и другие ведийские боги, например, Дьяус — бог небес, Агни — бог огня, Митра — бог порядка, Притхиви — богиня плодородия. Более того, арии почитали своих предков и часто обожествляли умерших людей.

Информация о брахманизме

Благодаря брахманизму, в Древней Индии произошло возникновение каст. Основой для их определения послужил миф о Пуруше, который самостоятельно принес себя в жертву для того, чтобы населить земной шар. Эта история дала понимание того, что каждый человек имеет свое место в социуме. Представители каст изначально неравнозначны, ведь все слои общества происходили из различных частей тела Пуруша.

Согласно таблице, выделяют следующую классификацию:

Индуизм краткое описание религии

Именно в брахманизме появилось понятие Сансары — колеса вечной жизни. Если человек вел себя грешно, он будет наказан по закону всемирной справедливости. Тогда же появилось учение о реинкарнации и карме, смысл которого заключался в том, что душа бессмертна и по мере развития она воплощается в разные тела. Весь этот путь протекает в попытке достичь духовного совершенства. Однако не все принимали жесткое кастовое разделение, поэтому стали возникать новые, более демократичные направления этого вероисповедания.

Сведения о джайнизме

В основном этого направления придерживались монахи-мудрецы — джаймы, которые жили очень обособленно, предпочитали находиться в одиночестве и принимали различного рода аскезы.

Религия древней индии

Они не обладали никаким личным имуществом, долгое время не находились в одном и том же месте, не употребляли в пищу мяса и вообще ели максимум два раза в сутки в небольшом количестве.

Джайнисты иногда принимали очень строгие и жесткие аскезы, например, несколько лет не произносили ни слова, голодали длительное время, доводили себя до физического истощения и т. д. Существовало два дхармических направления — одетые в белое и одетые светом. Первые прикрывали свое тело тканью, а вторые всегда находились нагими, поскольку считали, что их окутывает солнечный свет. Далеко не все могли выдерживать жесткие требования этой религии, поэтому джайнизм никогда не был очень популярным.

Понятие об индуизме

Сложно подобрать краткое описание религии индуизма, поскольку это не только вероисповедание, но и целая философия со своими нравственными нормами и правилами. В основу этого течения легли знания, пришедшие из ведизма и брахманизма, более того, понятие о кастах также заложило основу для индуистской религии.

Ключевыми божествами индуизма являются Брахма — главный бог, сотворивший мир, Шива — тот, кто его оберегает, и Вишну — сущность, которая разрушит этот мир, после того как главная его миссия будет выполнена. Конечно же, в любом вероисповедании есть свой женский идеал. В данной религии это богиня Лакшми, которая оберегает семейное счастье, заботится о домашнем очаге и покровительствует пашне и сельскому хозяйству.

Одна из известных идей индуизма — почитание Кришны. Индусская культура похожа на брахманизм, однако в ней не существует таких жестких традиций в плане аскетизма, а также деления по кастам. По этой причине это вероисповедание обрело такое количество почитателей по всем мире.

Принципы шиваизма

Шиваизм можно назвать еще одним направлением индуизма.

Индуисты

Носители этого вероисповедания стремятся поклоняться Шиве — богу-разрушителю, повелителю молнии и дождя. Он способен в одно мгновение убрать с лица земли любой город и наслать на провинившихся людей всевозможные заболевания и беды. В древний период времени Шива считался символом разрушительной природной силы, которая в одно мгновение могла сменить милость на злость.

Хотя Шива считается жестоким богом, он любит и бережет свою семью. Его супруга Парвати — богиня плодородия и покровительница женского начала. Ее храмы постоянно посещают представительницы прекрасного пола, мечтающие иметь детей. Сын Шивы и Парвати — Ганеша — бог богатства финансового благополучия, доблести и славы. Одно из воплощений Парвати — многорукое божество Кали, покровительствующая магии и сексуальности.

Роль высшей касты в социуме

Как уже было отмечено, брахманы — это высшая индийская каста, представители которой пользуются всеобщим уважением. У брахманов нет своего жилья, они обычно живут в храмах, однако могут попросить о приюте любого человека, и никто не может отказать предоставить брахману кров и пищу до того момента, пока он сам не пожелает покинуть этот дом.

 вера в индии

Кроме брахманов, существуют маги, способные проводить ритуалы и решать проблемы разного рода. Особую красоту индуизму придают разнообразные праздники. В мероприятиях участвует множество людей, торжество сопровождается распеванием традиционных песнопений и танцами.

В брахманизме есть такая традиция — предавать огню тела умерших людей, а пепел развеивать над рекой Ганг. После этого близкие держат траур в течение 10 дней. Раньше существовал древний обычай сати, который заключался в том, что супруга покойного совершала самосожжение на погребальном костре умершего мужа в знак исключительной преданности. Однако он был распространен не во всех общинах и его давно запретили.

География религий

В Индии исповедуют многие религии. В следующем списке указано, какое вероисповедание наиболее часто встречается в конкретном регионе:

 индуизм кратко

  1. Ислам распространился в Индии со времен арабских завоеваний. Большинство представителей этой религии живут в Уттар-Прадеше, на Западе Бенгалии, в Керале, в штате Кашмир и Бихаре.
  2. Некоторые жители исповедуют христианство, изучают Библию и используют иную символику этой религии. Это вероисповедание распространено на Юге Индии. В штате Гоа находится много католических храмов. Данное религиозное течение смогло зародиться благодаря приходу апостола Фомы в 1 веке до нашей эры и средневековой португальской колонизации. Большинство христиан-индийцев — католики, а другие — протестанты.
  3. Сикхизм распространён в Пенджабе, на северо-западе Индии и Харьяне. Если кратко, то сикхи почитают единого Бога и верят в любовь ко всему сущему. Представители этого течения стараются относиться с добром ко всему и видеть божественную сущность в повседневных вещах.
  4. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, рожденный в Индии. Однажды он стал просветленным и превратился в Будду (в кроссвордах редко упоминается его настоящее имя, в сканворд его обычно не вносят). Соответственно, буддизм появился в Индии, однако его последователей больше за пределами Индии, нежели в самой стране. Больше всего буддистов в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Камбодже и Бутане.

Главная религия Индии — индуизм, она претерпела множество изменений в процессе своего формирования. Сейчас ее исповедуют более 80 процентов населения страны. Однако существуют и другие течения, которые не теряют своей популярности с годами.

В Китае - как тогда, так и сейчас - таковых три религии - Буддизм, Конфуцианство и Даоизм.
В Индии - в равной степени две религии - Индуизм и Буддизм.
В Японии - основная регилия - Синтоизм, Буддизм распространен намного менее.

Китай-Буддизм и Конфуцианство
Индия- Индуизм и Буддизм
Япония-Синтоизм и Буддизм.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

В Индии основная масса людей исповедует Индуизм . Это около 75% населения.

Также, Индия является родиной трёх других религий - это Джайнизм, Сикхизм и Буддизм.

Помимо этого, весьма сильны позиции Ислама , таким образом количество мусульман насчитывается 15% от всего населения.

На юге страны многие исповедуют христианство .

Поговорим вкратце о каждой религии отдельно.

Написать статью меня вдохновила жизнь в Индии, мне хотелось глубже окунуться в эту страну. Я прочла много интересной литературы, статей в интернете, нашла много нового и интересного для себя. Хочу вкратце поделиться найденной информацией. Может именно для Вас моя подача и найденные материалы покажутся более понятными и полезными. Спасибо за лайк! 👍🏻

ИНДУИЗМ

На самом деле, индуизм считается достаточно запутанной религией.

Главных Богов три: Шива, Вишну и Брахма.

Хоть в этом описании Шива является уничтожителем, но его деятельность нужна, чтобы не настал конец света.

Например, за пределами Индии, Вишну (его аватары) имеют наибольшую известность под именем Кришна.

Храмы в Индии в основном посвящены Шиве и Вишну, а вот храмы Брахмы можно пересчитать на пальцах рук.

В Индуизме есть также сильные женские культы:

Лакшми - Богиня Изобилия, Процветания и богатства.

Индийцы очень любят называть свой бизнес именем Богини Лакшми. Поэтому вокруг одни Laxmi supermarket, Laxmi hotel или Laxmi family shop.

Лакшми является старшей супругой Вишну.

Поэтому Лакшми - жена Вишну, а также её имя Сита (жена Рамы), Радха (жена Кришны) и т.д.

У Шивы также есть супруга. В Индуизме её зовут Парвати (ударение на первый слог). Она тоже имеет множество имён: Шакти, Сати, Дурга, Кали, Минашки (это только самые популярные).

Сама Парвати представляет светлую женскую сторону

а Кали - темную (но в то же время она разрушает невежество), такая вот истребительница демонов.

Дурга , изображённая с десятью руками символизирует стабильность.

У Брахмы тоже есть помощница Сарасвати , но она сильно уступает по популярности вышеперечисленным богиням. Она является богиней знаний и мудрости.

Следующими по значимости, но более второстепенными являются следующие персонажи:

Ганеша - слоноподобный Бог благополучия (сын Шивы и Парвати).

Муруган (он же Скандал и Карттикея) - бог войны, тоже сын Шивы и Парвати.

Кама - Бог любви, сын Лакшми и Вишну.

Следующая ступень - божества и полубожества животного происхождения.

Выделяют три главных персонажа:

Хануман (Бог обезьян) - помогал Раме в борьбе с демоном Раваной.

Бык Нанди , на котором ездил Шива.

Птица Гаруда - на которой передвигался Вишну.

Есть также боги различных аспектов, как: Сурья (Бог Солнца), Яма (Бог смерти), Агни (Бог огня), Сома (Бог Луны), Ваю (Бог ветра).

НЕОИНДУИЗМ

В период с 19 по 21 век начали возникать множество новых культов. Зачастую это были попытки соединить индуизм с другим решениями и философиями.

Вы о них безусловно слышали. Например, наиболее известные неоиндуистические секты:

  • йога - самая известная духовно-физическая практика из тех, что существуют в Индии;

Знатоки йоги могут встретиться где угодно по всей Индии, но все-таки существуют две неофициально признанные столицы йогов. Это Ришикеш и Мунгер.

  • Аюрведа - движение, популяризующее альтернативную индийскую медицину.
  • Хиромантия - искусство предсказаний по ладоням рук. Движение возникло на севере Индии в незапамятные времена. Однако места, где было бы сконцентрировано нечто подобное, отсутствует.

СИКХИЗМ

Сикхизм - монотеистическая религия, в отличие от индуизма, потому что сикхи верят в Единого Бога , Всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Сикхи поклоняются своему Богу в форме медитации. Они считают, что никакие духи, демоны или другие Божества недостойны поклонения.

Всем мальчикам при рождении дают отчество Сингх, а всем девочкам - Каур. Развод между мужем и женой в таких религиях запрещён.

Сикхизм был основан гуру Нанаком (1469-1539).

Сикхи в основном сосредоточены на северо-западе Индии, в штате Пенджаб (Punjab), где их количество достигает всего около 14 млн.чел.*

ДЖАЙНИЗМ

Эта религия возникла в 4-6 веках до н.э. и насчитывает 24 тиртхана (духовных учителей).

Последний духовный учитель Махавира, живший в период 599-527 до н.э. на территории царства Магадха почти одновременно с Буддой.

На данный момент джайнов по индийским масштабам совсем немного (около 6 млн.чел.)* и они не привязаны к конкретной территории, а рассредоточены по всей стране и в основном живут в городах.

БУДДИЗМ

Индия является родиной буддизма, но как ни странно эта религия обосновалась где угодно, но только не здесь.

Буддизм возник в 6 веке до н.э. благодаря одному из местных князей на территории нынешнего штата Бихар. Юного деятеля звали Гаутам Будда. На этот счёт есть интересные истории о юноше, который отказался от имеющегося у него благосостояния и покинул родной дом для изучения запретного для него мира. Этого юношу позже прозвали Буддой. Рекомендую к прочтению, если ещё не читали!

Укрепление буддистов на общем индийском уровне связано с тем, что на престол в 3 веке до н.э. пришёл царь Ашок, который принял буддизм и стал насаждать его по всей стране.

Но индуизм оказался сильнее, и вскоре вытеснит буддизм.

Последнее возрождение буддизма произошло благодаря англичанам, которые предпринимали массу усилий по раскопкам древних индийских ступ.

Сейчас буддизм распространён в Южной Азии, Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке (Корея, Китай, Тайвань), а также в некоторых районах России (Тыва, Алтай, Калмыкия, Бурят-Монголия), в странах Европы (Эстония, Германия, Италия) и США.

Основная цель философского учения в буддизме является направление человека на поиск истины, выхода из колеса Сансары, а также осознание и видение вещей такими, какие они есть.

ЗОРОАСТРИЗМ

Родина зороастризма - Иран, однако из-за мусульманских притеснений зороастризцы стали массово покидать страну. Основной базой общины стало западное побережье Индии.

Это одна из первых мировых религий, которая носила дуалистический характер: всё в мире подчиняется добру (свету) или злу (тьме).

Свет ассоциируется с душой, а тьма с телом.

Зороастризцы считают, что спасение заключается в освобождении души пришедшей из царства света и которая была заточена в теле против своей воли.

Борьба со злом является одной из главных целей.

Зороастризцы, они же парсы, живут в изолированных и обнесённых стеной, кварталах городов.

В основном занимаются престижным бизнесом (типа огранки алмазов).

ИСЛАМ

Ислам-вторая по распространённости религия после индуизма в Индии.

Следущая волна пришла с утоплением тюрков в 8 веке и образованием Делийского султана.

Есть города, где мусульмане составляют почти половину населения или вообще относительное большинство (Лакнау, Хайдерабад).

Джамму и Кашмир - штаты в Индии, где мусульмане преобладают.

ХРИСТИАНСТВО

Христианство в Индии, согласно преданиям, было занесено ещё в 1 веке апостолом Фомой.

Он принял мучительную смерть от брахманов, в черте нынешнего города Ченнаи.

Вторая волна христианского миссионерства была связана с португальской колонизацией прибрежных районов в 16 веке.

И ведь действительно, когда едешь по Ассагао или Парре, есть ощущение, что ты находишься в Португалии. Чисто, красиво, ухоженно.

Что отличает индийские дома и участки от португальских?

Это всё, конечно, интересно, но вернёмся к нашей теме.

Значительное количество католиков есть в Керале и Тамилнаде.

В Керале также есть православные христиане - потомки сирийцев-эмигрантов и обращённых ими в местных жителей.

Наконец, уже англичане в 19-20 вв. предприняли усилия в обращение в христианство тех народов, которые не входили в индуистскую кастовую систему.

Когда говорят, что Индия самая колоритная страна, то вам не лгут. Колорит есть не только в уровне жизни населения, еде, музыке, природе, нарядах, а также в религии.

На одной территории с огромных количеством жителей помещается столько большое разнообразие религий и все они пытаются ужиться вместе на одной земле.

Для меня самой удивительной религией показался Джайнизм. Мне сложно представить, что люди даже комара прихлопнуть не могут, когда они им докучают. А какая религия на территории Индии показалась вам самой интересной?

Какая все таки религия в Индии

Религии Индии в наше время

Какая религия была в Древней Индии

География индийских религий

Индия — очень религиозная страна. Согласно последней переписи населения, менее 0,1% населения назвали себя атеистами или не определившимися. Остальные жители уважают, чтут и соблюдают законы самых разных религий в Индии.

Религиозные индусы

Большинство населения Индии верующие и принадлежат к какой-то религии

Религия в Индии в наше время

В Индии на данное время исповедуют такие религии:

  • Индуизм;
  • Ислам;
  • Христианство;
  • Сикхизм;
  • Буддизм;
  • Джайнизм.

Четыре из этих религий возникли в самой Индии: индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм.

Религии Индии — процентное соотношение

В этой таблице видим процентное соотношение по количеству верующих в каждой из религий Индии

Основной религией в Индии является индуизм. Его исповедуют 80% населения страны, это более 800 миллионов человек. На втором месте находится ислам — 13% или более 130 миллионов человек. Далее, христианство — 2%, 24 миллиона индийцев. Представителей религии сикхизма в Индии — 1,9%, буддизма — 0,8%, джайнизма — 0,4%.

Карта религий Индии

На этой карте видно преобладание религий в зависимости от штата Индии

Конституция Индии лояльно относится к религиозным чувствам индийцев и официально в Индии признаются все религии. Этот мудрый политический шаг позволяет избежать межрелигиозных распрей. Как результат, индийцы в своем большинстве уважают веру других людей, и нечасто навязывают собственные убеждения.

Разнообразие индийских религий

В Индии лояльны к любой религии, поэтому у них очень много самых разных красивейших храмов

Это касается и буддизма. В постулатах этой религии Индии сказано не пропагандировать и не навязывать веру. Так и происходит: вы можете увидеть изображение или статую Будды, но вряд ли встретите шествие буддистов по центральной улице города. В индуизме иначе: индийцы регулярно соблюдают религиозные праздники и выполняют ритуалы с большим усердием и удовольствием. Часто эти мероприятия превращаются в грандиозные празднества.

Религиозный индийский фестиваль Кумбха Мела

Кумбха Мела — один из самых массовых религиозных фестивалей в Индии

В легендарном фестивале Маха Кумбха Мела, который прошел в 2013 году в Аллахабаде, приняли участие 70 миллионов человек. Совершить религиозное омовение в священных водах Ганги на этом празднике равноценно воссоединению с абсолютным духом, Брахманом.

Какая религия была в Древней Индии

Религией, которая предшествовала индуизму и главенствовала в Древней Индии, считается ведизм. Это первая форма индуизма, некоторые ритуалы и законы которой переняла современная религия Индии. Ведизм — это система вероисповедания, а точнее сборник практик, которые пришли из Вед, древних священных писаний. Несмотря на отсутствие сформированной иерархии богов, их пантеон сохранился и был перенят индуизмом. Здесь он структурировался, и ведизм трансформировался в брахманизм. Так он стал прародителем ныне существующей религии Индии.

Пантеон богов индийской религии

В религии Древней Индии был большой пантеон богов, он сохранился и по сей день

Индуизм имеет множество течений, основные из которых это — вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм. Великая троица богов, Брахма, Вишну и Шива считаются главенствующими богами, создателями мира. Однако, хранителю мира Вишну и разрушителю Шиве поклоняются, а создателю Брахме — нет. Древняя легенда гласит, что однажды Брахма решил найти начало и конец священного Лингама, за что был проклят Шивой. С тех пор никто не поклоняется ему, и на всей территории Индии не найти больше нескольких храмов, посвященных Брахме.

География религий Индии

Во времена арабских завоеваний ислам проник на территорию Индии и прочно здесь укрепился. Больше всего мусульман проживает в штате Кашмир, Ассам, в Западной Бенгалии, в Керале, Бихаре и Уттар-Прадеше.

Мусульманский дворец в Индии

Ислам, как религия, очень широко распространен в Индии

Христианство распространено в Южной Индии. Штат Гоа усеян католическими церквями, распятиями и иконами Божьей Матери. Эта религия в Индии закрепилась благодаря двум событиям: приходу Апостола Фомы в 1 веке н.э. и португальской колонизации в 15 веке. Штат Гоа напоминает португальские курортные городки. Среди христиан-индийцев большая часть — католики, остальные — протестанты.

Христианский религиозный ход в Индии

Религия христианства распространена в основном на юге страны

Религия Индии сикхизм популярна в Пенджабе, Харьяне и северо-западной части страны. Сикхи верят в Единого Бога, в Любовь, как цель и причину творения всего сущего. Для них не существует понятий о рае, аде, о карме или грехах. Эта религия Индии призывает любить всё, относится с добром ко всем живым существам и видеть Бога в самых обыденных вещах. Тогда наступает счастье и уходит волнение.

Сикхийский храм в Индии

Сикхизм - религия любви, несмотря на то, что сихки — каста воинов

Сиддхартха Гаутама родился в Индии. В Бодхгайе (Индия) он обрел просветление и стал Буддой. В нынешнем городе Варанаси он прочел свою первую лекцию, после чего отправился проповедовать вдоль реки Ганги.

Буддизм как религия Индии

Буддизм, как религия, тоже зародился в Индии

Следовательно, буддизм зародился в Индии, но последователей этой религии в рамках страны не так много, как за ее пределами. Бутан, Бирма, Камбоджа, Шри Ланка и Таиланд — лидеры по количеству буддистов.

Индуизм — сложная загадка или простая сказка?

У религии Индии нет общего символа веры. Нет никаких данных о ее основателе. То, что наши учителя называли странным и предосудительным словом “язычество”, то есть политеизм, является основой религии Индии. Тогда нам никто не говорил, что на земле этих самых язычников — больше миллиарда человек.

Индуизм — основная религия в Индии

Индуизм — яркая политеистическая религия с целой сонмой богов и богинь

На первый взгляд, индийская религия может показаться мистической, экзотической и даже варварской. Но никто не поспорит, что более разнообразной, необычной, красочной, богатой историей и легендами, чем религия Индии, в мире нет. Воспроизведение обликов божеств, понятным и простым способом для индийцев, стало культурным достоянием всего мира. А философию реинкарнаций стали все чаще и чаще перенимать новые религиозные и эзотерические школы. Если еще 30-50 лет назад фраза “в прошлой жизни” произносилась с сарказмом, то сегодня над ней уже никто не смеется.

Аватар автора поста

IndiaStyle

Читайте также: