Сонатное творчество моцарта кратко

Обновлено: 30.06.2024

Моцарт вместе с Гайдном создал классический сонатно-симфонический цикл, связанный с такими жанрами, как симфония, соната, концерт, квартет, квинтет и др. Вместе с тем, его сонатно-симфонический цикл представляет новую ступень в развитии этой структуры, что наиболее ярко проявляется в симфоническом творчестве.

Большая часть симфоний написана Моцартом до венского периода. В первых симфониях ощущается связь с ранним симфонизмом Гайдна, композиторами мангеймской школы. Однако уже в этих симфониях сказывается индивидуальность стиля Моцарта. К наиболее интересным произведениям этого жанра относятся семь последних симфоний, созданных в Вене. В целом, симфонии Моцарта представляют более поздний тип симфонизма по сравнению с Гайдном. Их тонус более напряженный, взволнованный, драматичный, что отражается и на форме произведений. Моцарт усиливает контраст между темами, особенно между главной и побочной партиями. Побочные партии, как правило, строятся на новом тематическом материале. Но темы, несмотря на контраст, дополняют друг друга. Композитор нередко вводит и внутритематический контраст, т.е. контраст между разными элементами одной темы.

Симфонии Моцарта богаты тематизмом, в одной партии может быть несколько тем. Разработки – кратки, лаконичны. Приемы развития – самые различные: дробление, вариационность, полифонические приемы и др. В репризах присутствует много новшеств по сравнению с экспозицией.

В симфониях Моцарта улавливается связь с оперным творчеством:1) некоторые темы близки буффонным; 2) многие темы строятся по принципу оперного диалога.

СИМФОНИЯ № 40.

Симфония состоит из 4-х частей, ее тональность – соль минор.

Первая часть – сонатное Allegro, соль минор. Главная партия – одновременно певучая и взволнованная, содержит секундовый мотив, движение на м.6 вверх с последующим нисходящим поступенным заполнением. Тональность – главная. Побочная партия – более изящна, что связано с хроматическим интонациям. Тональность Си-бемоль мажор. Разработка строится только на теме главной партии, которая благодаря приемам вычленения и полифонии, а также тональной неустойчивости приобретает более напряженный и драматичный характер. В репризе существенными отличиями от экспозиции являются, во-первых, более широкое развитие связующей партии, во-вторых, проведение побочной партии в главной тональности, что придает ей более меланхолический оттенок.

Вторая часть – Andante, Ми-бемоль мажор. Форма – сонатная. Характер – светлый, спокойный, главная и побочная партии мало контрастны. В главной партии – звуковые повторы и типичные для Моцарта восходящие задержания, в побочной – нисходящие квартовые мотивы.

Третья часть – Менуэт, соль минор. Форма – 3-х частная с трио. Крайние части представляют собой не столько танец, сколько внутреннее психологическое состояние с оттенком драматизма. В конце первой темы звучит хроматический нисходящий ход, который присутствовал в побочной партии первой части. Средняя часть – более традиционна, носит танцевальный характер.

Четвертая часть – финал, соль минор. Форма – сонатная. Главная партия состоит из двух контрастных элементов: первый исполняется одними струнными на piano и строится по звукам тонического трезвучия, второй – всем оркестром на forte и включает опевание. Побочная партия близка побочной партии первой части, она также изящна, благодаря хроматическим ходам, также написана в параллельном мажоре, а в репризе – в главной тональности, которая придает ей тот же меланхолический оттенок.

КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЦАРТА.

Клавирное творчество Моцарта представлено различными жанрами: сонатами, вариациями, фантазиями, рондо и др. В этих произведениях композитор, с одной стороны, продолжил традиции Иоганна Себастьяна Баха, его сына Филиппа Эммануила, а также Гайдна, с другой – проявил к ним новаторское отношение.

СОНАТА ЛЯ МАЖОР.

Соната Ля мажор состоит из 3-х частей. Ее необычность состоит в том, что ни одна часть не написана в сонатной форме.

Первая часть – тема с вариациями, Ля мажор. Тема излагается в жанре сицилианы. Характер – светлый, лирический, напевный. Фактура – прозрачная, форма – 2-х частная репризная. Вариации – классические, т.к. в них сохраняются основные особенности темы: лад, тональность, темп, размер, форма, гармонический план. Вместе с тем, в каждой вариации появляются новые элементы: в первой вариации – синкопированный бас, хроматические задержания, во второй – триоли в сопровождении и изящные мелизмы в верхнем голосе, в третьей – мажор сменяется минором, появляются ровные шестнадцатые длительности, в четвертой – перекрещивание рук, в пятой – темп становится более медленным (Adagio вместо Andante), а длительности более мелкими (тридцатьвторые), в последней шестой вариации темп становится более быстрым (Allegro), меняется размер (4/4 вместо 6/8).

Вторая часть – Менуэт, Ля мажор, форма – 3-х частная с трио, она продолжает танцевальный характер первой части.

Третья часть – рондо в турецком стиле, ля минор. Форма – 3-х частная с добавочным рефреном, который излагается в Ля мажоре и имитирует некоторые особенности маршей янычар. Средняя часть звучит в тональности фа-диез минор. Завершается финальная часть кодой в Ля мажоре.

СОНАТА ДО МИНОР.

Соната уникальна тем, что начинается большим вступлением – Фантазией. Фантазия состоит из 6 разделов, построенных по принципу контрастного чередования. Чередуются неустойчивые разделы с устойчивыми, медленные с быстрыми, мажорные с минорными.

1 раздел, до минор – неустойчивый, напряженный, драматичный с контрастной темой; 2 раздел, Ре мажор – светлый лиричный; 3 раздел – быстрый, драматичный, с контрастной сменой тональностей и тематизма; 4 раздел, Си-бемоль мажор, напоминает 2-ой; 5 раздел включает кварто-квинтовую секвенцию, быстрый, напряженный; в 6-ом разделе повторяется материал 1-го раздела, что придает всей части единство и завершенность.

Первая часть, сонатное Allegro, до минор. Главная партия – драматична, контрастна, ее контраст вытекает из первой темы Фантазии. Связующая партия включает новую промежуточную тему, которая предвосхищает побочную. Побочная партия содержит новый, более светлый и лирический образ по отношению к главной партии, ее тональность – Ми-бемоль мажор. Разработка – краткая, включает 25 тактов, развивает главную и промежуточную темы. Реприза значительно изменена, в ней промежуточная тема экспозиции заменена новой, побочная излагается в главной тональности. Завершается первая часть кодой, которая строится на первом элементе главной партии.




Вторая часть, Adagio, Ми-бемоль мажор, форма – 3-х частная. Характер – спокойный, повествовательный, тема расцвечивается изящными узорами.

Третья часть, Assai allegro, до минор, форма – рондо-соната. Главная и побочная партии контрастны: беспокойному, взволнованному характеру главной партии противостоит светлая мажорная побочная партия.

В. А. МОЦАРТ. РЕКВИЕМ.

В произведениях на духовные тексты Моцарт проповедовал идеи Просвещения, призывал к всечеловеческому братству и любви.

Уже сам жанр мессы предполагает наличие полифонии. Моцарт подробно изучал искусство И.С. Баха, широко использовал полифонические приемы в своем творчестве.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770 – 1827).

Музыка французской революции.Французская буржуазная революция 1789 г. явилась началом очень важного этапа в развитии истории. Она оказала огромное влияние на разные стороны жизни, в том числе и на музыку. В эпоху французской революции музыка приобрела массовый демократический характер. Именно в это время была создана Парижская консерватория. На улицах и площадях разыгрывались театрализованные представления, проводились массовые праздники.

Новое время потребовало обновление стиля. На первый план выдвигается плакатное, предельно обобщенное искусство. В музыкальных произведениях господствуют ритмика походов, маршей, простые формы сопровождения.

Улицы и площади требовали больших оркестров с мощным звучанием, поэтому значительно расширилась группа медных духовых инструментов.

Характеристика творчества Бетховена.Французская революция, несмотря на значимость всей культуры в целом, не выдвинула не одного выдающегося французского композитора, который бы отразил ее идеи. Таким композитором стал гениальный представитель немецкой музыки Людвиг Ван Бетховен, искусство которого выходит далеко за пределы своего времени. С творчеством Бетховена связана деятельность всех романтиков, русских музыкантов, композиторов ХХ века.

Бетховен был современником мощных революционных движений рубежа 18 – 19 веков, и его творчество было связано как с идеями французской революции, так и с революционным движением в Германии и других европейскихстранах.

3) богатейшая немецкая музыкальная культура, творчество выдающихся ее представителей – Баха, Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта.

Новая тематика породила и новые выразительные средства, в том числе новую трактовку сонатно-симфонического цикла:

1) ведущая роль отводится пафосным, героическим, драматическим образам;

2) произведения наполнены непрерывным развитием. Развитие преобладает над экспозиционностью;

3) между темами наблюдается не просто контраст, а конфликт, особенно, между темами главной и побочной партий;

4) используется принцип производного контраста, т. е. контраст соединяется с единством тем, что проявляется в общности интонаций между главной и побочной партиями (темы самостоятельные, интонации общие);

5) героические темы часто строятся по звукам трезвучий и включают маршеобразные ритмы.

Над фортепианными сонатами Бетховен работал на протяжении всей жизни. Будучи крупнейшим виртуозом, он показал неисчерпаемые выразительные возможности еще не совершенного тогда инструмента. Если симфония была для Бетховена сферой монументальных замыслов, то в сонатах он передавал внутреннюю жизнь человека, мир его переживаний и чувств. Бетховен написал 32 сонаты для фортепиано, и уже в первой фа минорной сонате обнаруживаются яркие индивидуальные черты, отличные от Гайдна и Моцарта. Бетховен смело ломает традиционные формы и по-новому решает проблему сонатного жанра, подобно тому, как Бах разрушил устои строгой полифонии и создал свободный полифонический стиль.

Сонаты Бетховена демонстрируют эволюцию этого жанра в творчестве композитора. В ранних сонатах цикл колеблется от 3 до 4 частей, в средний период преобладает 3-х частность, появляется тенденция к сжатию цикла, возникают 2-х частные сонаты (19, 20). В поздних сонатах индивидуальна каждая композиция.

ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ БЕТХОВЕНА.

Первая часть начинается с медленного вступления (Интродукция, Grave), в котором содержится основной образ произведения – драматический, напряженный. Это смысловой центр содержания сонаты, что свидетельствует о новаторстве Бетховена и намечает пути к созданию лейтмотивной музыки. Начальная интонация представляет собой поступенное восходящее движение, оканчивающееся нисходящей секундой. Драматический характер темы связан с гармонией уменьшенного септаккорда, пунктирным ритмом, резко очерченными интонациями. Во вступлении присутствует контраст и противопоставление двух образов – драматического и лирического. Столкновение и чередование противоречивых начал составляет суть Интродукции. В дальнейшем развитии начальная интонация переходит в мажорный лад (Ми-бемоль мажор) и звучит piano, а последующие грозные аккорды – forte. Т.о., создается не только образный, но и динамический контраст.

Главная партия излагается в главной тональности (до минор). Необычным для нее является то, что она строится на тоническом органном пункте и содержит отклонение в S, что более характерно для заключительных разделов. Побочная партия состоит из двух тем. Первая тема – стремительная, взволнованная – звучит не в традиционной тональности (Ми-бемоль мажор), а в ми-бемоль миноре. В басу находится Д органный пункт, что также не типично для экспозиционных разделов. Д органный пункт характерен для развивающих построений. Вторая тема побочной партии восстанавливает более привычную тональность параллельного мажора и излагается в Ми-бемоль мажоре. Она более спокойная, т.к. включает долгие длительности, и более просветленная. Разработка начинается с темы вступления, которая значительно сокращена, и развивает, в основном, тему главной партии. В репризе повторяется материал экспозиции, но в других тональных соотношениях: первая тема побочной партии проходит в тональности фа минор вместо до минора. Главная тональность возвращается во второй теме побочной партии. Первая часть завершается кодой, в которой снова звучит тема вступления.

Вторая часть– лирический центр сонаты. Излагается в тональности Ля-бемоль мажор, и имеет трехчастное строение. Это пример типичной бетховенской лирики: тема – мелодична, но носит строгий и сдержанный характер. В средней части музыка приобретает более напряженное звучание, т.к. начинается в ля-бемоль миноре, носит неустойчивый характер, включает триоли. Реприза – динамизированная, в ней первоначальная тема проходит на фоне триольного движения, заимствованного из средней части.

Третья часть написана в главной тональности, форма – рондо-соната. Главное отличие от сонатной формы заключается в том, что в конце экспозиции после заключительной партии еще раз проводится тема главной партии. Главная партия еще раз звучит в конце репризы. Вместо разработки – эпизод в Ля-бемоль мажоре. Тема главной партии интонационно родственна первой теме побочной партии из первой части. Побочная партия излагается в параллельном мажоре.

Соната написана в тональности до-диез минор и состоит из 3-х частей.

Первая часть необычна. Вместо общепринятого сонатного allеgro здесь звучит Adagio. Сам композитор определяет ее как фантазию. И действительно, первая часть излагается в прелюдийно-импровизационной манере, характерной для фантазии. Начинается первая часть с небольшого вступления, в котором на фоне выдержанных басов звучат разложенные трехзвучные аккорды в триольном ритме. Затем появляется основная мелодия сурово-сосредоточенного характера. Для нее типичны повторение звуков, пунктирный ритм, тихая динамика. Форма приближается к трехчастной. В среднем разделе тема приобретает более напряженный и драматичный характер, вводятся уменьшенные созвучия, переходы в другие тональности. Реприза сжата и строится на постепенном затухании темы.

Вторая часть – Andante con moto, Ре-бемоль мажор. Она по характеру контрастирует первой части, звучит спокойно, созерцательно, по-бетховенски лирически-строго. Форма – вариационная. Тема излагается в нижнем регистре в хоральной, аккордовой фактуре. Вариации строятся на постепенном ритмическом ускорении, т.е. с каждой вариацией длительности становятся короче: восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые. В конце второй части затаенно и настороженно звучит уменьшенный септаккорд, и далее без перерыва начинается третья часть.

СИМФОНИЯ № 5.

Симфоническое творчество. Симфонизм Бетховена вырос на почве, подготовленной Гайдном и Моцартом, в творчестве которых окончательно сложились принципы строения и развития сонатно-симфонического цикла и сонатной формы. Но симфонии Бетховена представляют собой новый, более высокий этап симфонизма. Об этом говорят и масштабы симфоний, которые значительно превосходят масштабы симфоний его предшественников, и внутреннее содержание, как правило, героическое и драматическое, и оркестровая звучность за счет увеличение состава оркестра и, прежде всего, медной группы. На развитие бетховенского симфонизма повлияла музыка французской революции с ее героическими образами, ритмами маршей и походов, фанфарными интонациями, мощным оркестровым звучанием. Кроме того, внутренний контраст симфоний связан с принципами оперной драматургии.

Первая часть – Allegro con brio, до минор. Форма – сонатная. Главная партия – драматичная, мятежная, развивает тему вступления. Связующая партия представляет новый этап развития главной партии, оканчивается фанфарными ходами, предвосхищающими побочную партию. Побочная партия (Ми-бемоль мажор) – более лиричная, мягкая, контрастна главной партии. Постепенно она драматизируется. Заключительная партия строится на материале главной партии, но звучит более мужественно и героично. Разработка – сплошное развитие интонаций главной партии. На гребне кульминации разработки начинается реприза. Новым в репризе по сравнению с экспозицией является, во-первых, соло гобоя внутри главной партии, во-вторых, проведение побочной партии в До мажоре и новой оркестровке. Кода утверждает тему главной партии, она пока не дает вывода, перевес находится на стороне злобных, враждебных сил.

Вторая часть – Andante con moto, Ля-бемоль мажор. Форма – двойные вариации, как во второй части симфонии Гайдна Ми-бемоль мажор (симфония №103, с тремоло литавр). Первая тема – плавная, песенная, волнообразная. Вторая тема в первом проведении по характеру близка первой, во втором проведении приобретает фанфарный, героический характер за счет громкой звучности (ff), звучанию медной группы. Затем темы поочередно варьируются.

Четвертая часть, финал – Allegro, До мажор. Характер финала – радостный, праздничный. Форма сонатная, где главная партия и побочная не конфликтуют, а дополняют друг друга. Кода финала – вывод все симфонии. Злобные силы окончательно побеждены, и освобожденное человечество радуется долгожданной победе.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой движется в потенциальном поле, в котором её потенциальная энергия равна (гармонический осциллятор). Оцените с помощью соотношения неопределённостей минимально возможную энергию частицы в этом поле

Используя соотношение неопределённостей энергии и времени, определите естественную ширину спектральной линии излучения атома при переходе его из возбуждённого состояния в основное. Среднее время жизни атома в возбуждённом состоянии , а длина волны

Свободно движущаяся нерелятивистская частица имеет относительную неопределённость кинетической энергии порядка . Оцените, во сколько раз неопределённость координаты такой частицы больше её дебройлевской длины волны.

Покажите, что соотношения неопределённостей позволяют сделать вывод об устойчивости атома, то есть о том, что электрон при движении по круговой орбите не может упасть на ядро.

Покажите, используя соотношение неопределённостей, что электроны не могут входить в состав атомного ядра. Линейные размеры ядра считать равными , а энергию связи нуклонов в ядре равной 10МэВ.

Кинетическая энергия электрона в атоме водорода составляет величину порядка 10эВ. Используя соотношение неопределённостей, оцените минимальные линейные размеры атома.

Считая, что минимальная энергия нуклона (протона или нейтрона) в ядре равна 10МэВ, оцените, исходя из соотношения неопределённостей, линейные размеры ядра.

ЖАНР КОНЦЕРТА И СОНАТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МОЦАРТА

Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка.

Произведения для клавира (сонаты и концерты) Моцарт писал в течение всей своей жизни, и это связано с его исполнительской деятельностью.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепьяно. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, проникновенностью, изяществом. Моцарта называли первым виртуозом своего времени. Надо учитывать, Моцарт имел дело с еще сравнительно несовершенным инструментом, еще не вполне одержавшим верх в соперничестве со старыми клавесином и клавикордами, отличавшимися отрывистым и слабым звуком. В пределах возможностей этого инструмента Моцарт стремился к максимальной певучести как исполнитель и как композитор.

Для фактуры фортепьянных сочинений Моцарта характерна дифференциация мелодии в верхнем голосе, исполняемой правой рукой, и сопровождения в левой руке. Правда, это же наблюдается и в ряде сонат Гайдна, но, во-первых, сама мелодика Моцарта отличается особой певучестью, требующей связной игры (legato), и во-вторых, у Моцарта такого рода фактура становится одним из ведущих принципов.

Рекомендуемые материалы

Фактура сопровождения в фортепьянных сочинениях Моцарта разнообразна: то это аккорды, дающие гармонический фон, или аккордовые репетиции, то тремоло в пределах октавы, септимы или сексты (такие тремоло бывают и в правой руке), то арпеджированные пассажи, то многократные фигурации на разложенных аккордовых звуках (так называемые "Альбертиевы басы"

Всего у Моцарта 19 сонат. Непроходимой грани между сочинениями раннего и зрелого периода нет. Ранние сонаты Моцарта еще полностью отражают черты "чувствительности" так называемого "галантного стиля" и несут на себе следы влияний Ф. Э. и И. Хр. Бахов. Наряду с этим в ранних сонатах Моцарт испытал влияние клавирного стиля Иоганна Шоберта. Клавирная музыка Шоберта, отличавшаяся большой задушевностью и певучестью, была близка творческим устремлениям Моцарта и, несомненно, наряду с итальянской оперной кантиленой, способствовала развитию в его фортепьянных произведениях той кантабильности, о которой речь была выше.

Постепенно фортепьянные сочинения Моцарта, вобрав в себя и органически претворив эти воздействия, приобретают собственный индивидуальный облик; в них расширяются границы звуковой выразительности, свойственной клавирной музыке XVIII века, они насыщаются глубоким драматическим содержанием, яркими динамическими контрастами. К лучшим произведениям Моцарта для фортепьяно относятся: соната ля минор (1778), соната Ля мажор (1778), фантазия и соната до минор (1784-1785).

Соната A-dur – одна из тех, что написаны в Париже в 1779 году. При традиционном количестве частей есть и особенности: allegro написано в форме вариаций, и его музыкальное развитие заключается не в обострении контраста между главной и побочной партиями, а в выявлении выразительных возможностей, заложенных внутри одной темы. Отличительной чертой сонаты является её изящность, грациозность, все части имеют светлый, жизнерадостный характер. Лёгкая, прозрачная музыка хорошо соответствует звучанию клавесина.

Первая часть начинается с изложения мелодичной, грациозно-танцевальной темы, размер 6/8 придаёт ей плавность движения. Простая двухчастная форма характерна для темы вариаций и не меняется в течение первой части. Варьирование – жанровое и орнаментально-фигурационное. 6 разнообразных по характеру вариаций подчёркивают различные особенности темы: вторая и пятая – песенность; первая, четвёртая – изящность, грациозную остроту; третья оттеняет одноимённым минором; в пятой и шестой изменён темп, а в шестой ещё и размер. Контрастность и завершённость вариаций не мешают цельности всего цикла. Постоянными остаются гармоническая последовательность, тональность (кроме третьей) и форма.

Вторая часть – менуэт. Подобно Гайдну Моцарт придаёт изящной музыке черты жизнерадостного и весёлого танца. В течение одной фразы несколько раз меняется настроение: начало мужественное и решительное, но уже в третьем такте тот же мелодический оборот больше похож на мягкий, галантный поклон. Плавные пассажи трио мелодичны и выразительны.

Целостность, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера.

Есть у Моцарта такие allegretto, трио – тонкие, лёгкие, воздушные, упоительно-прелестные, бесконечно поэтичные, в то же время с космизмом, ощущением вселенной. Эти образы показывают, насколько выше Моцарт играющего 18 века.

Начиная с 17 лет у Моцарта часто прорываются безумная скорбь, безграничное отчаяние, в последние же 5 лет скорбь делается устойчивым элементом его творчества. Грандиознейший фортепианный концерт c-moll (какая тональность!) – страдание, и не одного человека, а целого мира.

В год смерти был написан концерт B-dur (K 595). Мажор – и одновременно глубокая скорбь, безнадёжность, а в Largetto – как будто яркое солнце, всё неподвижно в сиянии, и чувствуется присутствие смерти. Кантилена, песня любви и страсти будто всплывает и тут же гаснет в отчаянии. Такой пессимизм характерен для последнего периода творчества Моцарта. Очень похожий всплеск ужаса и скорби в очаровательной кантилене в Романсе концерта d-moll.

Люди также интересуются этой лекцией: Часть 5.

Моцартовские фортепианные концерты можно сравнить по силе воздействия с симфониями Бетховена. Как и бетховенские симфонии, каждый концерт – особый мир с громадным содержанием, многоохватывающие поэмы массой эпизодов. Но от симфоний концерты отличаются своей объективностью: каждый из них – развёртывающаяся сама собой эпопея, в них действуют силы мира и жизни, игра сил – мрачных и светлых, таинственных и прелестных, бесконечное разнообразие моцартовских эпизодов. Кстати многотемность концертов Моцарта – одна из стилевых его особенностей и часто подчёркивается исследователями.

Бетховен настолько ценил концерты Моцарта, что писал к ним каденции. Концерты первого венского периода – наименее оцененная по достоинству область, скрывающая широкие перспективы, но вот последние (C-dur, c-moll, A-dur, Es-dur, d-moll) – признанные колоссальные музыкальные памятники, и каждый из них – вершина творчества Моцарта.

Последним произведением Моцарта был Реквием. Реквием (от лат. слова "requiem" - "покой") - хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый во всё чёрное, не захотел назвать своего имсени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. В исполнении реквиема участвуют квартет солистов (сопрано, альт, тенор, бас), смешанный хор и оркестр с органом. Канонический латинский текст раскрывает гениальная, общечеловеческая музыка. Уже давно реквием стал одним из всемирно известных концертных произведений.

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

Историю создания Сонаты №11 Моцарта, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

Краткая история

Весной 1778 года Моцарт и его мать Анна Мария прибывают в Париж, в город, где его уже никто не ждет. Композитору приходится заново завоевывать любовь публики. На помощь к талантливому музыканту приходит давний друг Мельхиор Гримм. Он советует, как можно чаще наносить визиты к известным вельможам, чтобы продемонстрировать виртуозность и получить хорошую работу. Следуя советам друга, Вольфганг один за другим посещает дома известных людей, но вместо серьёзной работы находит лишь несколько учениц, которым дает уроки фортепиано за мизерное жалование.


Активно композитор изучает оперные партитуры французских композиторов. Он планирует написать 2 оперы, но несовершенное знание языка препятствует исполнению задумок. Так, Париж становится городом, в котором Вольфганг Амадей сочинял преимущественно инструментальную музыку. Одним из парижских бриллиантов стала клавирная соната №11.

Вольфганг Амадей Моцарт

При создании произведения композитор опирался на вкусы парижан. Именно поэтому в ее композиции так много черт, относящихся к сюите. В отличие от классического сонатного цикла первая часть написана в форме вариаций, находящихся на вершине популярности во Франции.

Несмотря на всё сказанное, некоторые биографы композитора до сих пор не соглашаются с версией о том, что свою знаменитую сонату под номером одиннадцать великий маэстро написал в Париже. Они утверждают - это произведение было создано Моцартом несколько позднее – в 1783 году в Зальцбурге, куда композитор отправился, чтобы помириться с отцом, который был против его женитьбы на Констанции Ниссен, урождённой Вебер.

Соната была опубликована в 1784 году. Еще при жизни композитора музыка приобрела популярность и часто исполнялась как автором, так и другими виртуозами того времени.

Моцарт
Анна Мария Моцарт

Интересные факты

Содержание Сонаты №11 (A-dur) Моцарта

Соната №11 представляет собой трехчастный цикл:

I часть – Вариации на тему;

II часть – Менуэт;

III часть – Rondo alla Turca .

Единство цикла подчеркивается тем, что для всех трех частей композитор использует одну тональность – Ля мажор.

Первая часть. Andante grazioso. Вариации (A-dur). I часть строится не по принципу обострения контрастов, что характерно для сонатной формы, что оправдывает выбранную автором форму. Вариации позволяют выявить выразительные возможности темы. Грациозная мелодия темы сразу привлекает внимание слушателя своим песенным характером и изяществом. Пунктирный ритм и размер 6/8 выявляют яркие особенности итальянского жанра – сицилиана. Развитие темы будет происходить постепенно в 6 вариациях:

  • 1 вариация обольщает взволнованными вздохами и реверансами. Прихотливое мелодическое движение словно подчеркивается четким ритмом, напоминающим барабанную дробь.
  • 2 вариация – это разнообразные грани игры. Озорство в сочетании с трепетными трелями создает ощущение легкости и воздушности.
  • В 3 вариации маска радости сменяется на грустную и печальную. Напевные фигурации мелодического рисунка заполняют тему и создают особое меланхоличное настроение.
  • 4 вариация возвращает слушателя к грациозной теме, наполненной ритмической остротой. Виртуозное перебрасывание левой руки в верхние регистры добавляет динамичности.
  • 5 вариация расцвечивается при помощи оперного приема – фигурации в виде колоратур. Темп замедляется, что создает звуковые иллюзии.
  • 6 вариация возвращает солнце. Тема словно призывает танцевать. Музыка наполнена легкостью, живостью и подвижностью.

I часть представляет собой движение от песни к танцу. Один образ ярко изображается в разных гранях, переливается и расцвечивается с каждой вариацией по-новому.

Вторая часть. Menuetto. (A-dur). II часть представляет собой лирический вариант менуэта. Вопросительные, порой тревожные интонации демонстрируют, что герой оказывается в центре чужого праздника. Он лишь наблюдатель.

Форма произведения сложная трехчастная идеально подходит для передачи частой смены настроений. Часть изобилует разнообразными образами от света до мрачных вопросов.

Третья часть. Alla turca. Allegretto. (A-dur) . III часть написана в форме рондо, что в переводе означает круг. Поочередная смена эпизодов и рефренов будто бы создает ощущение бесконечной киноленты. Первый эпизод имеет минорную тональность, но отличается танцевальным характером. Кружевные фигурации являются основой яркой музыкальной ткани. В рефрене финала композитор использует свойственные турецкой музыке острые ритмы. Высокие звуки напоминают отзвуки тарелок.


Второй эпизод погружает в мрак тональности фа-диез минор. Высокие звуки в флейтовом регистре усиливают ощущение тьмы. Рефрен вновь возвращает из горьких дум. Третий эпизод практически без изменений повторяет первый. При третьем проведении рефрена усиливается рельефность темы при помощи арпеджиато в левой руке.

Интересна и необычна кода. Она максимально передает ориентальность восточных мотивов. Экспрессивность и насыщенность достигается при помощи тират, аккордовым арпеджио и изобилием форшлагов. Создается ощущение отсутствия темперированного строя.

Использование музыки Сонаты №11 в кинематографе

музыка Сонаты №11 Моцарта в кинематографе

  • Нулевой канал (2018)
  • Дикая жизнь (2018)
  • Это всего лишь конец света (2016)
  • Темнота (2016)
  • Сейчас или никогда (2015)
  • Рио 2 (2014)
  • Как я встретил вашу маму (2013)
  • Гриффины (2013)
  • Легавый (2012)
  • Любовь с препятствиями (2012)
  • Господин Лазар (2011)
  • Джейн Эйр (2011)
  • Ошеломление (2007)
  • Мистер Бин на отдыхе (2007)
  • Безумный гонщик (2007)
  • Реклама для гения (2006)
  • Лучшие из молодых (2003)

Соната №11 (Ля мажор) – это ясный и светлый мир, созданный воображением гения Моцарта. Невероятно солнечная музыка потрясает образностью и гармоничностью. Каждая часть обладает самобытностью, но в цикле обретает новый смысл. В этой сонате проявляется театральное мышление Вольфганга Амадея Моцарта . Он умело создает кадры и сюжет. Его актеры - это звуки. Достигнутая неповторимость звуковых образов строит уникальный театр, разворачивающийся внутри сонаты №11.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

Биография Моцарта

Детство и семья

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). Мальчика при крещении нарекли Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart. Полная версия имени менялась на протяжении жизни.

Дом, где жили Моцарты в Зальцбурге

Дом, где жили Моцарты в Зальцбурге

Отец, Леопольд Моцарт был помощником капельмейстера и младшим композитором в оркестре при дворе архиепископа Зальцбурга, а также ведущим музыкальным педагогом Европы. Музыкальные способности Моцарта стали проявились в раннем детстве. Трехлетний Вольфганг с увлечением пробовал играть на клавире, в пять, еще не зная нотной грамоты, уже сочинял небольшие пьесы, которые играл отцу, а тот их записывал на бумагу.

С 6-ти лет начинаются музыкальные выступления юного Моцарта. Отец был единственным учителем сына кроме игры на скрипке, фортепиано, он обучал мальчика языкам и академическим предметам. В конце концов, когда выдающийся музыкальный талант его ребенка стал очевидным, Леопольд перестал писать музыку.

Портрет моцарта

Семейный портрет Моцарта

Первые путешествия и гастроли

Первые гастроли Вольфганга и его сестры с отцом состоялись в начале 1762 г. в Мюнхене. Осенью 1762 г. семья отправляется в Вену, чтобы показать талантливых детей дворянству. В 1763 г., после безумного успеха малого вундеркинда, семья едет в турне по Германии и Западной Европе, где дети играли при дворе или в общественных академиях. Важным результатом этой поездки было знакомство Моцартов с итальянской симфонией и оперой. Кроме того, в Лондоне они встретились с Иоганном Кристианом Бахом, которого малый Вольфганг избрал себе образцом для подражания. Во время путешествия композитор пишет первые четыре сонаты для фортепиано и скрипки, а также первая симфония ми-мажор.

После года в Зальцбурге отец с сыном едут в Италию, чтобы продемонстрировать возможности Моцарта, как быстро прогрессирующего исполнителя и композитора. Там Вольфганг был принят в члены известной филармонической академии.

Творчество и жизнь Моцарта

В 1772 г. Моцарт был назначен концертмейстером Зальцбургской придворной капеллы. На этом посту он имел возможность писать музыку во многих жанрах — симфонии, сонаты, струнные квартеты, оперы, имел исполнительный успех. Несмотря на это, композитора очень ограничивала низкая зарплата, поэтому в 1777 г. он снова начинает поиски работы, едет в Мюнхен, Мангайм и Париж. Работа органиста в Версале ненадолго задержала его во Франции, но в 1778 г. мать Моцарта заболела и умерла. Композитор возвращается в Германию.

Моцарт едет в Вену, часто выступает как пианист. Вскоре он зарекомендовал себя лучшим клавишным музыкантом города.

На протяжении 1782 — 1785 годов Моцарт дал цикл фортепианных концертов, во время которых выступил как солист.

  • Моцарт прослушал Бетховена и похвалил его;
  • Моцарт отказался обучать Бетховена, и они после этого больше не встречались.

Оперное творчество Моцарта. Опера „Свадьба Фигаро”

Моцарт писал оперы на протяжении почти всей своей творческой жизни. Опера привлекала композитора возможностью показать отношения между людьми, глубочайшие чувства и стремления. B юности Моцарт писал оперы в жанрах seria, buffa i австрийского зингшпиля. B своих более поздних произведениях композитор отказался от разграничения оперы на серьезную и комическую – появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены.

Ha отличие от Глюка, в опере Моцарт считал главной музыку, a не литературное содержание, но в то же время придавал большое значение драматургии. B основе либретто лучших опер Моцарта-не мифологические сюжеты, a литературные источники.

Одна из особенностей оперного творчества Моцарта-выразительность и многогранность музыкальных характеристик действующих лиц. В лучших операх Моцарта – „Дон Жуан”, „Свадьба Фигаро”, „Волшебная флейта” – правдивость и точность достигаются сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств. Оперное творчество Моцарта способствовало созданию немецкого национального оперного искусства, подготовило появление немецкой романтической оперы.

Опера "Свадьба Фигаро„ была написана в 1786 году по пьесе французского драматурга Пьера Бомарше” Безумный день, или Свадьба Фигаро", переделанной итальянским либреттистом Лоренцо да Понте. Либретто было написано на итальянском языке. (На русский язык его перевел y 1875 году П. И. Чайковский.) Главная тема оперы-Любовь двух слуг графа Альмавивы, Сюзанны и Фигаро, и их борьба за свое счастье. Моцарт создал y "Свадьбе Фигаро" реалистичную комедию характеров. Каждое действующее лицо – это живой персонаж с индивидуальной музыкальной характеристикой, богатой и разнообразной.

Увертюра к опере написана в сонатной форме без разработки, стремительным темпом и веселым праздничным характером она живо передает настроение комедии, готовя слушателей к приключениям „безумного дня”.

B образе Фигаро подчеркивается ловкость, смекалку, энергичность. Его музыкальные характеристики отличаются активностью, подвижным темпом. Партия Фигаро поручена баритону. Ария Фигаро, с которой он обращается к пажу Керубино, написана y форме рондо.

Музыкальная характеристика мальчика Керубино, который мечтает о любви, раскрывается в двух ариях, легких, нежных и изящных. Партия Керубино поручена меццо-сопрано.

Невеста Фигаро Сюзанна (сопрано) охарактеризована лирической и мечтательной музыкой.

Заканчивается опера радостным свадебным праздником.

Соната № 11 A-dur

Фортепианное наследие Моцарта содержит 19 сонат, рондо, вариации, фантазии. Все эти произведения связаны с исполнительской деятельностью композитора.

Соната № 11 Ля мажор была написана в 1779 году. Ее особенность в том, что ни в одной из частей композитор не использовал сонатную форму. Общее настроение музыки-светлое, ясное, лирическое.

Первая часть написана y форме вариаций. После грациозной танцевальной темы звучат шесть разнохарактерных вариаций.

Вторая часть – менуэт, написанный y трехчастной репризной форме. За третьей частью, написанной y форме рондо, закрепилось название „Турецкий марш”.

Финал завершается светлой и торжественной кодой.

Симфония № 40 g-moll

Это одна из трех последних, наиболее известных симфоний Моцарта, написанных в 1788 году. Симфония соль минор, чрезвычайно искренняя и выразительная, стала одним из самых популярных произведений мировой музыкальной классики.

Первая часть написана в сонатной форме. Тема главной партии звучит грустно, взволнованно и нежно.

Побочная партия, грациозная и изысканная, написанная в параллельной тональности – Cи бемоль мажор.

Вторая часть, Andante-это лирический центр симфонии. Музыка второй части света, спокойная, певуче-ласковая.

Третья часть, Менуэт, отличается волевым и энергичным характером. Только в средней части, y трио, появляется легкая и грациозная тема.

Стремительный, взволнованный финал возвращает слушателей к настроениям первой части, однако y финале более значительный контраст между темами, развитие достигает большей напряженности. Финал-это кульминация всего цикла.

Ha отличие от симфоний Гайдна, в которых цикл основан на выразительном контрасте частей, y симфониях Моцарта главное – развитие музыкального образа.

Реквием

Это последнее произведение Моцарта. Музыка Реквиема глубоко трагична. Полная скорби первая часть Requiem aeternam („Вечный покой”), сила и суровая энергия звучат y разделе Dies irae („День гнева”). Настроение светлого суму передает музыка части Lacrimosa (”слезная"). Главный образ Реквиема – страдающий человек перед лицом сурового Божьего правосудия.

Последние дни жизни

Осенью 1791 г. Моцарт уже не смог встать с постели, страдая от сильной боли. За ним ухаживали жена и семейный врач Томас Франц Клоссет.

Вольфганг Амадей Моцарт умер в 1 час утра 5 декабря 1791 г., не дожив до 36-ти лет. Согласно тогдашней традиции он был похоронен в общей могиле на кладбище Сент-Маркс за Веной.

Причина смерти Моцарта до сих пор не названа наверняка. Среди теорий — грипп, трихинеллез, отравления ртутью, редкая болезнь почек и распространенная в то время медицинская практика кровопускания. Самой вероятной считают версию, что композитор умер от ревматического полиартрита; еще с детства у него систематически случались приступы.

10 невероятных фактов и историй из жизни Моцарта

Каких только мифов не рассказывают о Вольфганге Амадее Моцарте. Мы собрали 10 правдивых, но очень интересных и забавных фактов про знаменитого композитора!

Любовь к животным

Моцарт был красивым мальчиком среднего роста, с очень красивыми глазами, всегда улыбающийся. Веселый паренек любил играть с животными: с кошками, собаками и птицами, которых полюбил на всю жизнь и особенно канареек, пение которых ему очень нравился. Их домашним песиком был Пимперль, оставляя его надолго и уезжая на гастроли, Моцарт всегда на прощание целовал его лохматую мордочку.

Любимая математика.

С детства Моцарт привык вполне погружаться в дело, которое ему нравилось. Не всегда это была музыка: завороженный цифрами и заданиями по математике, он писал их не только на листках бумаги, но и – по столу и стенам комнаты.

Первый фортепианный концерт

В 4 года Моцарт решил написать свой первый фортепианный концерт. Об этом рассказывал друг семьи, трубач Шахтнер. Вольферль (так называли его в семейном кругу) выводил что-то на листках нотной бумаги, и когда его отец поинтересовался, что он делает, тот ответил, что пишет концерт для клавесина и первая часть уже почти готова! Не умея пользоваться чернилами, Вольфганг макал перо до самого дна чернильницы, и всякий раз, вынимая, получал большое чернильное пятно. Он быстро вытирал чернила рукой, а потом поверх писал ноты. И так снова и снова. Когда же отец Леопольд внимательно присмотрелся к ним, у него на глазах выступили слезы, настолько слаженной и гармонично правильной была музыка сына.

Моцарт в 7 лет

Портрет Моцарта в 7-летнем возрасте

Скрипач - виртуоз

В 6 лет Вольфганг самостоятельно научился играть на скрипке. Скрипач г-н Венцель принес шесть струнных трио, чтобы исполнить их с Леопольдом и другом семьи Шахтнером. Вольфганг изъявил желание сыграть партию второй скрипки. Взрослые не могли сдержать удивления, ведь мальчик блестяще сыграл все шесть трио, а потом попросил еще и исполнить сложную партию первой скрипки.

Стиляга

Для первой концертной поездки Вольфгангу и его старшей сестре – Марии Анне сшили элегантные костюмы, причем одежду маленького Моцарта дополняла миниатюрная шпага. 6-ти летний композитор играл в разных салонах, где часто получал в подарок золотые монеты, по обычаю того времени – в украшенных эмалью ящиках.

Рыцарь Золотой шпоры

Мучающий Талант

Однажды мальчик, что уже в свои 12 лет хорошо играл на фортепиано, спросил у Моцарта: "Господин Капельмейстер, – я тоже бы хотел что-то написать. С чего мне начать?". На что Моцарт ответил:

– Придется еще подождать!".

"А ведь я никого об этом не спрашивал, – ответил Моцарт. Если к этому есть талант, он сжимает и мучает, вы должны это делать, и делаете, не спрашивая!".

Скорость

Увертюра к опере "Дон Жуан" является впечатляющим примером того, как быстро Моцарт писал музыку. Композитор написал эту оперу в октябре 1787 года, она уже была завершена, изучена и послезавтра должна была быть представлена на сцене пражского театра. Не хватало только увертюры. У всех друзей Моцарта был страх, что он не успеет ее написать, и чем больше он становился, тем легкомысленнее к этому заданию относился композитор. Так что вечером накануне премьеры, Моцарт лишь в полночь ушел в свою комнату, начал писать увертюру, завершив ее к утру.

Записки для жены

Азартные игры

Вольфганг Амадей Моцарт - один из самых известных композиторов мира. Хотя его жизнь была довольно короткой (35 лет), музыкант оставил после себя колоссальное наследие, став автором более 600 музыкальных произведений.

"По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, которой красота достигала в сфере музыки", – так писал об австрийском композиторе П. Чайковский.

Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Молодой Вольфганг с детства был одарен талантом – уже с четырехлетнего возраста он начал сочинять музыку, очень быстро овладел искусством игры на клавире, скрипке, учась у отца. Уже в 12 лет юный композитор работал над оперой по заказу императора Иосифа II.

К 17 годам широкий репертуар Моцарта включал более 40 крупных произведений.

Прекрасным Венским дебютом Моцарта стал зингшпиль "Похищение из сераля" (1782, Бургтеатр), за премьерой которого следовало бракосочетание на Констанции Вебер (младшей сестре Алоизии).

Некоторые оперы Моцарта так и остались незавершенными, поскольку затруднительное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. Да, известная месса "Реквием" так и не была завершена Моцартом. Произведение завершил ученик композитора - Франц Ксавер Зюсмайер.

Помимо музыки композитор был довольно азартным игроком в бильярд. У него в квартире даже был собственный бильярдный стол – роскошь для Вены того времени. Увлеченный игрой, Моцарт мог просадить за вечер весь гонорар за концерт. А еще он очень любил животных, особенно птиц – канареек и скворцов, которых охотно держал у себя в качестве домашних животных. Также в свое время музыкант имел лошадей, чтобы совершать ежедневные прогулки верхом в пять утра, которые ему рекомендовал врач.

Покидал этот мир Вольфганг в бедности, без должных почестей. Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает до сих пор. Ученые, изучавшие смерть Моцарта, разделились на два лагеря: сторонников насильственной и естественной смерти. Однако абсолютное большинство считает, что Моцарт умер естественным путем, от острой ревматической лихорадки, а любые версии отравлений, особенно – версия отравления Сальери считаются ошибочными.

Интересно, что сын Моцарта Франц Ксавер почти 30 лет жил и творил во Львове. Там он организовал хоровое общество, преподавал, выступал с концертами и дирижировал оркестром. Кстати, Львов его настолько вдохновил, что он даже написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен.

Моцарт - биография и творчество очень кратко (для детей)

Вольфганг Амадей Моцарт — великий австрийский композитор, органист, дирижер, одна из самых ярких фигур мировой музыкальной классики. Он непоколебимо верил в жизнь и сумел раскрыть неизмеримые богатства души человека в музыке.

Жизнь подтвердила дальновидность и справедливость бетховенского предвидения. Его музыка звучит на всех оперных сценах и в концертных залах мира. Без нее нельзя представить самые престижные конкурсы и фестивали, ее играют и молодые исполнители, и знаменитые солисты. Балетмейстеры новейших художественных направлений, представители модерн-танца активно обращаются к творчеству Моцарта и создают современные по своей образной стилистике спектакли и хореографические миниатюры.

Заключение:

Творческое наследие Вольфганга Амадея Моцарта составляет более 600 произведений: более 50 симфоний, более 19 опер, большое количество инструментальных концертов (в том числе 27 фортепианных), 13 струнных квартетов, 35 сонат для скрипки, Реквием и многие другие инструментальные и хоровые произведения. Музыка композитора стала вершиной классической эпохи за чистотой мелодии и формы. До сих пор Моцарт считается одним из самых гениальных музыкантов в истории человечества.

Читайте также: