Шульгин никанор михайлович кратко

Обновлено: 02.07.2024

— дьяк, в смутное время управлял Казанью. В 1610 г., когда в Казань пришла весть, что в Москву вошли поляки, он с большей частью казанцев не захотел подчиниться полякам и решил целовать крест калужскому вору, не знал, что незадолго перед этим тот был убит; когда же воевода Богдан Бельский убеждал казанцев не целовать креста вору, но признать своим царем того, кого выберет Москва, Ш. убедил своих сторонников убить Богдана Бельского. В 1612 г. нижегородцы прислали в Казань Ивана Биркина уговаривать казанцев принять участие в очищении земли от врагов; Ш. склонял его к "воровству", потому-что, говорит летописец, он радовался тому, что Москва подчинилась Литве и надеялся поэтому властвовать в Казани. Все-таки казанцы послали рать с Биркиным на помощь нижегородцам, но по приказу Ш. казанские ратники "приидоша до Ярославля и назад поидоша, никакие помощи не учиниша, лише многую пакость земле содеяша"; тех же из них, которые участвовали в освобождении Москвы, Ш. впоследствии подверг притеснениям, а голову Лукьяна Мясникова и стрелецкого голову Посника Неелова едва не уморил в тюрьме. Когда он находился с казанской ратью в Арзамасе, к нему пришли послы из Москвы с известием, что на царство избран Михаил Федорович Романов, и начали приводить его ратников к присяге. Ш., как говорит летописец, "хотя по-прежнему воровати, не нача крест целовати; тако ж и ратным людям не повеле креста целовати, а говорил посланникам, что без казанского совету креста целовати не хощет". Но казанцы его не послушались. Тогда Ш. "с ратники своими поиде в Казань наспех хотяше Казань смутити". Но казанцы, услышав про его воровство, встретили его в Свияжске и сказали, что Казань присягнула царю, и ему туда не зачем ехать, а чтобы он не ослушался, его арестовали. Царь Михаил Федорович, услышав про это, велел собору разобрать дело Ш. Собор постановил сослать Ш. в Сибирь, где он и умер.

"Летопись о мятежах" (стр. 202, 245, 274). "Ист. России" Соловьева, кн. II. — Платонов "Смутное время на Руси".

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Шульгин, Никанор" в других словарях:

Арык-Балык — Село Арык Балык Страна КазахстанКазахстан … Википедия

Арыкбалык — Аул Арыкбалык Страна КазахстанКазахстан О … Википедия

Почётные члены РАН — Почётные члены Российской академии наук с 1724 года. В разные годы почётными членами Российской академии наук избирались выдающиеся ученые своей эпохи как российские, так и иностранные. К факту избрания в почётные члены Академии относились как к… … Википедия

Библиография — Содержание статьи: Понятие библиографии. I. Библиография всеобщая. II. Обозрение би6лиографии по государствам и национальностям. Франция. Италия. Испания и Португалия. Германия. Австро Венгрия. Швейцария. Бельгия и Голландия. Англия. Дания,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Известные выпускники и преподаватели Киевского университета — Список известных людей, которые были связаны с Киевским университетом (современное название: Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) в качестве преподавателей, сотрудников или студентов. Содержание 1 2 Филологи 3 Философы … Википедия

Состав Русской духовной миссии в Пекине — Содержание 1 Первая миссия (1715 1728) 2 Вторая миссия (1729 1735) 3 Третья миссия (1736 1743) … Википедия

Комиссары Временного комитета Государственной Думы — Для управления министерствами Временный комитет Государственной думы 27 февраля 1917 г. назначил 24 комиссара: Барышников, Александр Александрович комиссар по Министерству почты и телеграфа. Бубликов, Александр Александрович … … Википедия

В дальнейшем позиция Шульгина по отношению к земскому движению оставалась такой же двойственной: формально действуя на стороне ополчения, он делал всё для того, чтобы с ним продолжали считаться.

Просьба в итоге так и осталась невыполненной, крутицкую кафедру впоследствии занял другой иерарх. Неизвестно даже, как мог митрополит Ефрем в одиночку, без церковного собора возвести игумена Исайю, по сути дела, в сан патриаршего местоблюстителя. Вполне возможно, что ополчение, обратившись к митрополиту Ефрему, переоценило степень его самостоятельности в Казани. Даже действуя в интересах церкви, он, видимо, не мог решить этот вопрос без совета с Никанором Шульгиным. А тому, напротив, было на руку, что именно казанского митрополита признали в земском ополчении временным главой Русской церкви. Да и сам митрополит Ефрем мог рассчитывать на приезд в столицу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Василий Шульгин ПОСЛЕДНИЙ ОЧЕВИДЕЦ

Василий Шульгин ПОСЛЕДНИЙ ОЧЕВИДЕЦ Исполняется сто двадцать пять лет со дня рождения одного из самых интересных русских политиков ушедшего двадцатого столетия — Василия Витальевича Шульгина. Он родился в Киеве на Новый год, или, как тогда говорили, в Васильев день, 1 (13)

Поздний Шульгин (Вместо послесловия)

Поздний Шульгин (Вместо послесловия) Автор публикуемых воспоминаний Василий Витальевич Шульгин был, быть может, одним из интереснейших русских людей ХХ столетия. Он родился на Новый год, или, как тогда говорили, в Васильев день, 1 (13) января 1878 года. А умер на девяносто

Владыка Никанор

Владыка Никанор К мужу в госпиталь приходил лечиться епископ православной церкви. Владыка Никанор, в миру — Николай Иванович. У него был сахарный диабет, он нуждался в постоянной медицинской помощи. Резиденция епископа Оломоуцко-Брненского находились неподалеку от

Дмитрий Иосифович Шульгин Годы неизвестности Альфреда Шнитке (Беседы с композитором )

Дмитрий Иосифович Шульгин Годы неизвестности Альфреда Шнитке (Беседы с композитором) …Когда вы пишете свое произведение, вы выстраиваете целый мир… Нет никакого музыкального материала, который бы не заслуживал своего воплощения… Сама по себе жизнь, все, что нас

Никанор Шульгин — правитель Казани в Смутное время. Вспоминаем вместе

Фото: Вид Казани в XVII веке. Гравюра Адама Олеария, 1630—1640 г.

Почему исторические карты Смуты заканчиваются Нижним

День народного единства, который празднуют 4 ноября, волей-неволей заставляет вспоминать события Смутного времени начала XVII века. Особенно это касается Татарстана, ведь о празднике постоянно говорят, что его суть в том, что люди разных народов объединились для общей цели — спасения государства от внутренних беспорядков и внешнего вмешательства. Тем более, что День народного единства совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери.

Но история Казани и территории Татарстана практически отсутствует в официальном повествовании о преодолении Смуты. Упоминаются только косвенные факты, что из Казани был патриарх-патриот Гермоген, что явленная в Казани икона стала главной святыней народного ополчения, а служилые татары были в его составе. Гораздо подробнее рассказывается о роли Нижнего Новгорода, где бросил призыв Кузьма Минин. Хватает внимания Рязани, где чуть раньше поднял народ Ляпунов. Есть Ярославль, где Пожарский собрал Совет всея земли. А такого крупного военного и административного центра как Казань нет даже на многих исторических картах Смуты.

Выводы, сделанные Загоскиным, до сих пор живут в литературе. Некоторые авторы даже противопоставляют казанских русских сепаратистов во главе с Шульгиным служилым татарам, которые стремились спасти Москву от рук польско-литовских интервентов. Однако с 1891 года историческая наука не стояла на месте.

В самом конце советского периода появились новые данные и по деятельности загадочного дьяка Никанора Шульгина. В 1989 году несколько доселе неизвестных документов XVII века с развернутым предисловием опубликовали историки и археографы Михаил Петрович Лукичев, Александр Лазаревич Станиславский и Вадим Иванович Корецкий.

XVII веку в истории Татарстана вообще не повезло. Это уже не независимое Казанское ханство, но еще и не Казанская губерния. Без дополнительной подготовки сложно представить, как жили тогда люди на нашей земле. Точно так же, как сложно представить Казанский кремль еще без башни Сююмбике, уже с Благовещенским собором, но и еще с нетронутыми захоронениями казанских ханов.

Смута пришла в Казанское царство, как продолжали называть Среднее Поволжье, значительно позже, чем в Москву и на западные окраины России. Активные боевые действия начались здесь в 1607 году, вместе с восстанием Болотникова, и продолжились под знаменем борьбы двух царей: Василия Шуйского в Москве и Лжедмитрия II в подмосковном Тушине. На этот конфликт по принципу лавины наложились прежние национальные обиды и новые социальные проблемы, так что Поволжье заполыхало.

Правая сторона Волги во главе с городами Арзамасом и Алатырем держала сторону тушинцев. Левая сторона, во главе с русскими воеводами и дьяками, в Казани в основном сохраняла лояльность Москве. Конечно, левобережные татары, марийцы, чуваши и удмурты Казанского уезда были не против показать свою силу русской администрации, но средневековая война не оперирует понятиями нации. Любой рейд тушинцев с правого берега означал грабеж и насилие на левом берегу, не оставляя выбора: кто враг, а кто союзник.

Однако в следующем 1610 году политическая обстановка кардинально меняется. Смещен Василий Шуйский, убит Лжедмитрий II, гораздо активнее действует Польско-Литовское государство, войска которого оккупируют Москву. Казанская администрация, оторванная от Москвы и полагающаяся только на свои силы, не признает королевича Владислава законным претендентом на московский престол и в январе 1611 года присягает Лжедмитрию II, еще не получив информацию о его гибели. Возможно, тем самым воеводы Морозов и Бельский, с дьяками Шульгиным и Дьячковым стремились прекратить опустошительную войну между двумя партиями. Но подоспевшая весть о гибели Лжедмитрия II окончательно дискредитировала идею ориентироваться на кого-то за пределами Казани. Законного царства в Москве больше нет, а Казанское царство выживает, как может.

В это время на первый план выходит фигура дьяка Никанора Шульгина — человека выдающегося и очень амбициозного. Шульгин никак не был связан с Казанью, происходя из Лушского уезда, что на территории современной Ивановской области. Приехал сюда на службу в 1606 году, чтобы решать имущественные споры, заниматься гражданским управлением и организацией делопроизводства. Однако в условиях Смуты штатскому чиновнику пришлось командовать отрядом стрельцов и участвовать в боях. Устранив или оттеснив других руководителей, Шульгин возглавляет Казань и Казанский уезд, тянущийся до современного Пермского края, а лидеры ополчений в центре России будут признавать его право вмешиваться в дела других поволжских городов.

Чем Казань отличалась от Нижнего Новгорода, а Шульгин от Пожарского

В этой истории последних месяцев правления Шульгина многое до сих пор непонятно. Сначала весной 1612 года отправленная Шульгиным казанская рать уходит домой из Ярославля, где собирались силы для похода на Москву. Предводитель этого войска Иван Биркин был не согласен с невысоким статусом, который ему предложили в новом руководстве ополчением. В конце года Казань бойкотирует подготовку к Земскому собору, где должны избрать нового царя. С одной стороны, Шульгин стремится удержать в орбите Казани соседние территории и прежде всего Вятскую землю, для чего отправляет туда отряд стрельцов Никиты Онучина. С другой стороны, в 1613 году Шульгин предлагает московскому правительству услуги по борьбе с мятежными казаками Ивана Заруцкого. Для этого свияжское войско успешно действует в Рязанской земле, а сам Шульгин во главе огромной армии идет в Арзамас.

О единстве каких народов идет речь?

Период междуцарствия 1611—1613 годов в Среднем Поволжье ознаменовался прекращением кровопролитной войны и установлением хрупкого, но вполне работоспособного межэтнического баланса. И это произошло без вмешательства из центра, который бы взял и посадил враждующие стороны за стол переговоров. Просто все основные силы устали от взаимного истребления и заключили некое подобие общественного договора. Русская администрация в Казани чувствовала свою уязвимость. Повстанцы так и не сумели взять ни Свияжск, ни Казань. Ничего не осталось, кроме как договариваться. Баланс, достигнутый при Никаноре Шульгине, продержался ровно до того момента, когда освобожденная Москва в целях наполнения пустой казны начала проводить жесткую налоговую политику. Уже в 1615—1616 годах в Поволжье и Приуралье разразилось Еналеевское восстание, когда служилые татары, ясачные чуваши и марийцы восстали против русской администрации. Шульгин в это время сидел в московской тюрьме.

День народного единства предполагает, что все народы и люди разных религий сплотились во имя общей цели. Но в 1612 году в состав России еще не входили ни якуты, ни буряты, ни калмыки, ни евреи. Так что для всей большой страны эта история — скорее красивая аллегория, чем реальность. Зато для истории Татарстана это самое настоящее историческое прошлое с узнаваемой спустя 4 века географией и составом участников. Так получилось, что русский чиновник Никанор Шульгин стал символом консолидации местных сил и преодоления вражды. Наверно, мы еще далеки от того момента, когда именем Шульгина будут называть улицы. Но поводов помнить эту историческую личность предостаточно.

НИКАНОР ШУЛЬГИН И КАЗАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО 400 ЛЕТ НАЗАД
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЗАПЫЛИВШАЯСЯ ЯЧЕЙКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

В мире существует много историографических традиций, но все они сходятся в избирательном подходе к материалу, который молчаливо содержат источники. По своему произволу они выбирают сюжеты для коллективной памяти общества, по своему произволу выкрикивают имена, которые становятся общеизвестными. Одни ячейки с увлекательными историями открываются по сотне раз на дню. Другие пылятся на отшибе. И дело тут не в злой воле политиков или чиновников от науки. Просто каждый социум хочет помнить лишь определённые мгновения большого исторического процесса. Там, где социумы пересекаются или сменяют друг друга, всё это особенно заметно.

Историография Татарстана хороший пример из этой серии. Беглым взглядом здесь можно выделить несколько крупных исторических нарративов.

До 1917 года большинство текстов по истории современного Татарстана (и шире Волго-Уральского региона, Идель-Урала) исходило из русской среды. Как следствие, магистральными темами были: завоевание Казани Россией в 1552 году, колонизация приобретённой страны русским народом и распространение русской православной веры среди здешних тюрков и финно-угров. В рамках этой традиции формировалась существующая поныне некритическая уверенность в закономерности, прогрессивности и благотворности русской экспансии.

Историография после 1990 года – года суверенитета Республики Татарстан – это типичный пример создаваемой истории нации. Её главные герои – татары. Родина татар на Средней Волге существовала постоянно с I тысячелетия н.э., меняя лишь названия. Сначала это была Волжская Булгария, потом Золотая Орда, потом Казанское ханство. А потом (как и во всякой национальной истории) начался период тяжких испытаний, который к концу XIX века нация преодолела. Жаль только вместо Волго-Уральского Штата образца 1918 года, она получила урезанную большевиками автономию образца 1920 года, да и Суверенитету-1990 не дали развиться в полную силу. А если говорить о самой роковой и решающей дате, то это, конечно же, 1552 год.

Быть может невостребованность этой темы объясняется просто? Быть может в Смутное время, на недавно завоёванной периферии России, ничего особенного не происходило?

Нет, напротив. Опубликованные, доступные всем источники помнят события, которых хватило бы не только на обстоятельную главу в учебнике, но и не несколько исторических романов. Битвы под Свияжском и Бурундуками, в которых сходились войска Василия Шуйского и Лжедмитрия II; грамоты в царственный град Казань из подмосковных станов Прокопия Ляпунова; загадочный дьяк Никанор Шульгин, самостоятельно правивший Казанью с 1611 по 1613 годы; разноплеменная казанская армия, наводившая страх на сопредельные земли: от Рязани до Вятки, – беглого перечисления фактов достаточно, чтобы понять насколько всё здесь было интересно. Однако история Казани и Татарстана начала XVII века всё-таки остаётся в тени других событий.

Этот текст суть авторская попытка суммировать знания о Смутном времени в Казани и Среднем Поволжье, и дать им интерпретацию. Автор не является специалистом-профессионалом по истории допетровской России, но рассчитывает на привлечение внимания к теме. В последующих главах он вместе с читателями пройдёт основными этапами политического противостояния, представит существующие в литературе взгляды на события, потолкует о причинах, по которым эту тему обходят стороной и т.д. Неизбежно, в центре повествования окажется политическая биография Никанора Михайловича Шульгина, роль которого была неординарной и для истории Смуты и для истории Татарстана.

Кто такой этот Никанор Шульгин? – закономерный вопрос относительно забытого исторического деятеля, и автор постарается дать читателю более-менее приемлемое представление о нём.

Чего хотел Никанор Шульгин? – вопрос, который не имеет однозначного ответа, и может служить хорошим поводом для гипотез и дискуссий.

Кроме этих, автора интересуют еще два вопроса. Если масштабные события Смуты в Казани не нашли достойного места ни в одной из существующих историографических традиций, быть может что-то не так с этими традициями? Быть может, следует посмотреть на нашу историю чуть иначе?

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.






Вы здесь: Home Политика ШУЛЬГИН Никанор Михайлович

ШУЛЬГИН Никанор Михайлович

ШУЛЬГИН Никанор Михайлович (уроженец Луховского уезда, к северо - востоку от Суздаля - ? )

Государственный деятель времен Смуты, сын боярский и дьяк Казанского царства.

Читайте также: