Мишель фуко биополитика кратко

Обновлено: 30.06.2024

В 1970-х годах французский философ Мишель Фуко проанализировал, как изменились способы управления индивидуальной и социальной жизнью на Западе, разработав, таким образом, три концепции, которые были особенно популярны и влиятельны в социальных науках в течение последних десятилетий: биополитика, биовласть и Правительственность.

В общем, Биополитика - это набор расчетов и тактик, которые влияют на население. через управление жизнью. Это концепция, которая дала нам возможность понять, как организация и правительство наших обществ были созданы для продвижения одних образов жизни, а не других; тем более что с окончанием режима суверенитета.

Биополитика: управление и власть над жизнью

Однако именно в восемнадцатом веке, с приходом либеральных технологий управления, среди прочего, жизнь перестала зависеть от решений фигуры государя присоединиться к центру политического управления новой властью: штат. В этом новом руководстве намерение Это уже не вычитание жизни, а ее создание, регулирование, повышение эффективности..

Население: новый объект управления

Биовласть, согласно Фуко, действует двумя основными способами: 1. к управлению и обучению тел на индивидуальном уровне (например, к максимальному увеличению их сил для интеграции их в капиталистическую производственную систему); и 2. регулирование тела в довольно глобальном плане, например, посредством контроля рождаемости, смертности, здоровья, сексуальности и т.

Таким образом, биовласть заключается в применении государственных методов, которые позволяют этим людям самостоятельно осуществлять свои действия, направленные на увеличение благосостояния и сохранение логики государства.

Сделайте так, чтобы желание свободно циркулировало

Три ключа к биовласти

Концепция Biopower была подхвачена несколькими современными философами, которые предложили ей использование и применение с различными нюансами. Среди них Rabinow и Rose (2000), которые предполагают, что упражнение Biopower включает, по крайней мере, эти три элемента:

1. Настоящие выступления

Существование один или несколько правдивых рассуждений о жизненном характере человека, и набор авторитетов, которые считаются компетентными говорить об этих истинах.

Эти дискурсы истины могут быть биологическими, но также демографическими или даже социологическими, например, когда формулируются понятия, касающиеся генетики и риска.

2. Правила жизни и здоровья

Речь идет о создании и развертывании серии стратегии вмешательства в формы коллективного существования во имя жизни и здоровья, первоначально нацеленные на группы населения, которые могут быть или не могут быть территориально распределены по нации или заранее определенным сообществам, но также могут быть определены с точки зрения биосоциальной чрезвычайной ситуации; чрезвычайные ситуации, часто отмеченные такими категориями, как раса, этническая принадлежность, пол или религия

3. Самоуправление

Это относится к развертыванию способов субъективации, посредством которых люди управляют собой при определенных формах власти, по отношению к реальным выступлениям и во имя собственного здоровья или здоровья населения. Самоуправление - важнейший компонент биовласти и современных форм правления.

От биополитики к государственности

Как мы видели, пока Фуко пытался ответить, как жизнь стала политическим объектом (центральным объектом в правительстве и управлении человеческими обществами), он начал набрасывать концепции биополитики и биовласти.

Вместо того чтобы делать из различия между государством и гражданским обществом историческую и политическую универсалию, позволяющую поверять все конкретные системы, можно попытаться увидеть в нем форму схематизации, присущей конкретной технологии правления.

Таким образом, нельзя сказать, чтобы либерализм был неосуществимой утопией, если только не принимать за сущность либерализма проекты, влекущие за собой его исследование и критику. Это не мечта, разрушаемая действительностью и не вписывающаяся в нее. Он составляет — ив этом причина и его полиморфизма, и его рекуррентности — инструмент критики реальности: предшествующего правления, от которого пытаются отмежеваться; современного правления, которое пытаются реформировать и рационализировать, выявив его ослабление; правления, которому сопротивляются и злоупотребления которого желают ограничить. Так что либерализм можно обнаружить в различных, но симультанных формах, как регулятивную схему правительственной практики и как тему порой радикальной оппозиции. Английская политическая мысль конца XVIII и первой половины XIX в. весьма характерна для этих множественных практик либерализма. А еще более — эволюции или двусмысленности Бентама и бентамистов.

Таким образом, следует изучить то, каким образом специфические проблемы жизни и населения были поставлены изнутри правительственной технологии, которая, вовсе не будучи либеральной, с конца XVIII в. постоянно была преследуема вопросом либерализма.

Семинар в этом году был посвящен юридической мысли в последние годы XIX в. Доклады представили Франсуа Эвальд (о гражданском праве), Катрин Мевель (о публичном и административном праве), Элиан Алло (о праве на жизнь в законодательстве о детях), Натали Коппинжер и Паскуале Паскино (об уголовном праве), Александр Фонтана (о мерах безопасности), Франсуа Делапорт и Анна-Мари Мулен (о полиции и политике здравоохранения).

Краткое введение к вопросу о личностном универсуме

Краткое определение глубиннопсихологических терминов и понятий

Краткое содержание курса[27]

Краткое содержание курса[27] Для того чтобы провести конкретный анализ отношений власти, нужно отказаться от юридической теории суверенитета. Последняя фактически рассматривает индивида в качестве субъекта естественных прав или первоначальной власти; ее целью является

Краткое содержание курса

6. Подготовка курса к публикации

6. Подготовка курса к публикации Составление текста на основе произнесенного слова сталкивается с рядом принципиальных трудностей, к счастью, в случае Фуко, может быть не столь непреодолимых, поскольку, как мы отмстили выше, он, скорее, дотошно воспроизводил

ПОСЛЕСЛОВИЕ (Краткое содержание этой книги)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛИ МИРНОГО ВОИНА

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛИ МИРНОГО ВОИНА По крайней мере, раз в день выполняйте каждый из следующих пунктов:Физические упражнения: двигайтесь, дышите и растягивайте мышцы не меньше двадцати минут.Духовные упражнения: думайте о Духе в течение двадцати минут.Улучшенное

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ (РЕЗЮМЕ)

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ (РЕЗЮМЕ) Любая планета вселенной со своими лунами составляет астрономическую единицу первого порядка. Например, наша Земля, Юпитер и проч. Всякая солнечная система космоса, например, наша планетная система, есть астрономическая единица второго

Краткое заключение

Краткое заключение Те, кто составляли эти трактаты, в качестве главного взяли дао и дэ, в качестве основы и утка – людские дела. Наверху исследовали небо, внизу – землю, внутри – общий закон [внутреннего соответствия]. Хотя и не смогли извлечь самую сердцевину

Краткое изложение моей модели сознания

Краткое изложение моей модели сознания Мы начинаем с работы Майкла Уошберна и его концепции Динамической Основы. Уошберн — очень понятный и вдумчивый автор, чьи формулировки я всегда ценю, даже когда мы расходимся во мнениях. Не было случая, чтобы я не узнавал что-то

Новые капиталисты: Краткое пояснение

Новые капиталисты: Краткое пояснение Сегодня новые капиталисты возникают из всех слоев и классов общества. Однако, в зависимости от их прежнего класса, они значительно различаются масштабами деятельности, образом действия и траекториями. Бывшая номенклатура создавала

Глава VIII КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАДЖА-ЙОГИ

Глава VIII КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАДЖА-ЙОГИ Излагаемое ниже есть вольный пересказ учения раджа-йоги из Курма-Пураны.Человек обитает в клетке греха, огонь же йоги сжигает ее. Знание становится чистым, и открывается прямой путь к нирване. Йога дает знание, а знание помогает йогу.

Можно ли утверждать, что современная медицина является индивидуальной, поскольку она существует в рамках рыночных отношений? Что современная медицина в той мере, в какой она сопряжена с капиталистической экономикой, является медициной индивидуальной или индивидуалистической? Можно доказать, что это не так. Современная медицина представляет собой социальную медицину, основа которой – определенная технология социального тела; медицина есть социальная практика, и только один из ее аспектов является индивидуалистическим и аксиологически окрашивающим отношения между врачом и больным. Я сторонник гипотезы, согласно которой, придя к капитализму, мы не перешли от коллективной медицины к частной, но случилось как раз противоположное: капитализм, развивавшийся в конце XVIII в. и в начале XIX века, вначале социализировал первый объект, тело в функции производительных сил, рабочей силы. Контроль общества над индивидами осуществляется не только через сознание или идеологию, но и в теле и вместе с телом. Для капиталистического общества важнее всего биополитическое, биологическое, телесное измерения. Тело – биополитическая реальность; медицина – биополитическая стратегия. Как прошла эта социализация? Я бы хотел изложить свою позицию, исходя из некоторых общепризнанных гипотез. Известно, что человеческое тело с политической и социальной точек зрения оценивается в качестве рабочей силы. Однако же для эволюции социальной медицины, или самой западной медицины, кажется важным, что вначале медицина не интересовалась человеческим телом как рабочей силой. Ее не интересовало ни тело пролетария, ни вообще человеческое тело как рабочая сила. Этого не происходило до второй половины XIX в., когда была поставлена проблема тела, здоровья и уровня производительных сил индивида (1).

Аналогично медицине, политика использует другие инструменты, организуя контроль и в прочих сферах жизни общества. Однако есть ли пределы такого контроля? Может ли он быть тотальным? И как из тотального он превращается в тоталитарный?

Фуко признает, что на самом деле стремление к рациональному и те печальные последствия, которые оно влечет за собой при чрезмерном увлечении, это неотъемлемая черта западной цивилизации.

Известно, что с эпохи античности западные общества претендовали на разум и что в то же время их система власти была системой насильственного, кровавого и варварского господства. (…) для истории Запада важно изобретение систем господства, которым присуща крайняя рациональность. Сюда относится целая совокупность целесообразностей, техник и методов: дисциплина царит и в школе, и в армии, и на заводе. Дисциплина и чрезвычайно рациональные техники господства… Не говоря уже о колонизации с ее режимом кровавого господства; это всесторонне продуманная, безусловно намеренная, осознанная и рациональная техника. Власть разума – кровавая власть (5).

Григорий Юдин

Над материалом работали

Григорий Юдин

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, преподаватель МВШСЭН

Читайте также: