Семейный вопрос в россии розанов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

В сказках Андерсена, романах Диккенса и Вальтера Скотта живопись слова повторяет у них тот же рисунок кисти. Воображение русского художника, напротив, редко касается семьи. Она его не манит. Возьмись он за эту тему, он показался бы или приторен или смешон с темой, ни для кого не интересной и всем постылой.

Изъять страсти из семьи, как учили иные богословы, — это значит не начать семью, даже не дать ей возникнуть, считает Розанов. Страсти — это динамическое и вместе материальное условие семьи: „порох“, без которого не бывает выстрела. „Не без улыбки и недоумения я читаю иногда, что причина необыкновенной разрушенности семьи в наше время лежит в сильном действии и притом разнузданных страстей. „Если бы не страсти, семья бы успокоилась“. Я думаю, „если бы не страсти“ — семья скорее не началась бы“.

Край родной долготерпенья,

И от берега крутого

Оттолкнул его веслом…

В условиях существовавшего тогда в России семейно-брачного законодательства Розанов выдвигает свою программу разрешения вопроса. Для примера он обращается к истории Нехлюдова и Катюши Масловой. Грех Нехлюдова не противоречит гражданским и церковным законам, и церковь отпускает его не с большими проволочками, чем употребление молока во время поста. Поэтому Розанов предлагает форму брака через мену колец при опосредованном участии церкви.

В процессе этого мифотворчества он опирается на традиции мировой культуры, восходящие и к Древнему Египту, и к Ветхому Завету, и к Евангелию. Проецируя все это богатство на русскую литературную классику, Розанов в то же время едко с ней полемизирует, проявляя свою способность взглянуть на нее с разных сторон, сочетая розановскую парадоксальность с народной непосредственностью.

Отсюда интимный стиль повествования, словно сама Катюша Маслова творит свою легенду о заветном колечке-талисмане или некий персонаж из народа рассказывает счастливую версию судьбы Карениной, как все могло бы быть лишь в сказке со счастливым концом.

Большинство подобных внебрачных сожительств приходилось на холостяков, которым, как офицерам, солдатам, учащимся высших заведений, запрещалось жениться без особого на то разрешения начальства. Розанов приводит любопытную историческую справку. До Петра Великого в России холостячества не было. Всякое лицо, достигшее брачного и возмужалого возраста, женилось или выдавалось замуж. Неженившиеся шли в монастырь, незамужние тоже или становились черничками, оставаясь в мире. Бобыли и бобылки не имели никакого значения в населении.

Со времен Петра I пошли холостяки — сначала только переселившиеся к нам из-за границы иностранцы, мастеровые; потом запрещено было жениться детям дворян, не поступившим в школы и на службу государству. Число холостяков особенно возросло с того времени, как было создано и увеличилось регулярное войско: дети духовенства, не поступившие в школы, брались в солдаты; поместные дворяне в молодости призывались на службу и оставались холостыми.

Состоящим на военной службе для вступления в брак требовалось дозволение начальства: с 1722 года — для гардемаринов, при Екатерине II — для служащих в пехотных полках, а с 1833 года — вообще всем служащим. В 1870-е годы узаконен был особый брачный возраст для офицеров, которым до 23 лет вовсе не разрешалось вступать в брак, а от 23 до 28 лет они могли жениться с дозволения начальства, но с представлением в обеспечение семьи 5000 рублей.

«— У вас нет детей!

— Да нет, это Ваня Семенов, по имени Семена, духовного отца, вот того лавочника из зеленной лавки, которого вы второпях позвали в крестные отцы. Ему он и сын, духовный сын, по связи в таинстве крещения, по усыновлению. А вам он никак.

— Да нам наплевать. Это физиологический акт… Мало ли кого вы родили, всех и считать вашими детьми. По нашим законам позволительно вам родить от каждой девки в номерах: так вы воображаете, что так все эти дети за вами и будут пущены…

— Нет у вас сына. Он — Семенов, по зеленщику, у которого вы забирали картофель и капусту тогда по осени. Ведь сами-то вы Колотилин!

— Колотилин и Семенов — что же общего? Чужие вы. Не родные вы.

— Ну а если бы не сын, а дочь, и вот ей семнадцать лет, а мне сорок семь: можно бы мне на ней жениться?

— Да ведь вы говорите, что „не дочь“, или вот о сыне — что он „не сын“. Вы как-то врете: „сын“ и „не сын“, „дочь“ и „не дочь“. Очевидно, вы знаете, что он — мой сын.

Такого Василий Васильевич, конечно же, не мог перенести. Полемика с Соловьевым, начатая в 1897 году, продолжалась до его смерти в 1900 году, охватив многие вопросы философии, этики и литературы.

Отношение писателей к вопросам пола во многом определяет восприятие Розановым их наследия. Этим же в значительной мере объясняется и его неприятие Грибоедова при самой высокой оценке художественных достоинств его комедии.

6 О, дайте, дайте мне свободу

Глава VIII ВЛИЯНИЕ ДЕМОКРАТИИ НА СЕМЬЮ

Глава VIII ВЛИЯНИЕ ДЕМОКРАТИИ НА СЕМЬЮ Я исследовал вопрос о том, каким образом у демократических народов, и в особенности у американцев, социальное равенство изменяет характер отношений между гражданскими лицами.Теперь мне хотелось бы пойти дальше и разобраться в их

Глава шестнадцатая ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ФИДЕЛЯ

Глава шестнадцатая ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ФИДЕЛЯ Никто из тех, кто хорошо знает Фиделя, никогда не захочет разговаривать с вами на эту тему. Личная жизнь команданте эн хэфэ – это не просто табу. Это почти то же самое, что стратегические секреты Кубы. Начав

ДАЙТЕ МНЕ СЫГРАТЬ ГАМЛЕТА! ДАЙТЕ ГАМЛЕТА! 1970—1971 гг.

ДАЙТЕ МНЕ СЫГРАТЬ ГАМЛЕТА! ДАЙТЕ ГАМЛЕТА!

Глава 3 КАК ПОВЛИЯЛ СЕФАРДСКИЙ ЕВРЕЙ ДИЗРАЭЛИ НА СЕМЬЮ ЧЕРЧИЛЛЕЙ

Глава 3 КАК ПОВЛИЯЛ СЕФАРДСКИЙ ЕВРЕЙ ДИЗРАЭЛИ НА СЕМЬЮ ЧЕРЧИЛЛЕЙ Любопытно, но многие правительственные кланы действительно объединены странной составляющей, а именно – генетикой. Но что знают наши ученые о генетике? И как далеко продвинулись они в изучении крови?Говоря

Глава 27 ТЩЕТНЫЕ УСИЛИЯ СПЛОТИТЬ СЕМЬЮ

Глава 27 ТЩЕТНЫЕ УСИЛИЯ СПЛОТИТЬ СЕМЬЮ Сердце мое переломилось окончательно… А. И. Герцен — Н. А. Тучковой-Огаревой Частная жизнь приносила Герцену столько страданий, что те редкие моменты перемирия с Тучковой можно было принять за остановку в шаткой семейной гавани,

Глава 21. ЗА СЕМЬЮ ЗАБОРАМИ

Глава 21. ЗА СЕМЬЮ ЗАБОРАМИ Жизнь в лагере на любом лагпункте одинакова, тупа и бессмысленна: подъем — поверка — развод — работа — поверка — отбой.События — письма и посылки. Письма только от самых близких родных. Я получала их от мамы, сама же имела право писать два письма

Глава 19 ЗА СЕМЬЮ ЗАБОРАМИ

Глава 19 ЗА СЕМЬЮ ЗАБОРАМИ Жизнь в лагере на любом лагпункте одинакова, тупа и бессмысленна: подъем — поверка — развод — работа — поверка — отбой.События — письма и посылки. Письма только от самых близких родных. Я получала их от мамы, сама же имела право писать два письма

Глава 3. Как повлиял сефардский еврей Дизраэли на семью Черчиллей

Глава 3. Как повлиял сефардский еврей Дизраэли на семью Черчиллей Любопытно, но многие правительственные кланы действительно объединены странной составляющей, а именно – генетикой. Но что знают наши ученые о генетике? И как далеко продвинулись они в изучении

ГЛАВА 13 ДАЙТЕ ИМ ОРУЖИЕ, МИСТЕР ЛИНКОЛЬН!

libking

Неизвестный Автор - В.В. Розанов. Семейный вопрос в России. Том I краткое содержание

В.В. Розанов. Семейный вопрос в России. Том I - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

В.В. Розанов. Семейный вопрос в России. Том I - читать книгу онлайн бесплатно, автор Неизвестный Автор

В.В. Розанов. Семейный вопрос в России. Том I

Семейный вопрос в России

Предисловие ко второму изданию

Законодательная помощь семье

I. Семья как предмет закона

III. Запоздалое судоговоренье

Об "отреченных", или апокрифических, детях

Границы нашей эры

Вне совести и Бога

О непорочной семье и ее главном условии

Матерьялы к решению вопроса

I. Еще из наблюдений над природою. Н.Энгелъгардт

II. Открытое письмо г. Розанову как автору "Непорочной семьи". Геннадий Ел-ев

III. Separation de corps, а не развод. Ю. Б-на

IV. Семья - дети - религия. Геннадий Ел-ев

Юридическая ткань около семьи

Дети при возможном разводе

Матерьялы к решению вопроса

V. Еще о separation de corps. Ю. Б-на

VI. Колыбель. И. Колышко

По поводу законопроекта о "разлучении супругов"

Разговор со старцем

Матерьялы к решению вопроса

VII. Кто, как и почему страдает?

1. Письмо Анны С-н

2. Письмо С. Ч-ской

3. Письмо анонима

Смешанные присяжные суды в вопросах семьи и брака

Матерьялы к решению вопроса

VIII. Открытое письмо В. В. Розанову. А. Скопинского

IX. Из закрытых писем

1. Письмо Незнакомца

3. Письмо Некого

X. Из современных газетных толков о христианском браке; по поводу статей г. Розанова. К. Сильченков

XI. О христианском браке. Из "Странника"

Ответ г. К. Сильченкову

Матерьялы к решению вопроса

XII. О страстном в человеке начале

1. Письмо А. Устьинского

XIII. Христианские будни. Из хроники жизни

1. Истязание 17-летней Тимофеевой мужем и свекром

2. Удобства холостого положения и неудобство семейного

3. Запрос в редакцию "Церковного Вестника" и "Ответ редакции"

4. Истязание больной

5. Дело Елены Борчановской

II. На лекции по семейному праву г. Б. Никольского

Матерьялы крешению вопроса

XIV. По поводу толков о разводе. Н. Осипов

О перемене разводящей инстанции

I. Открытое письмо в редакцию "Нового Времени"

II. Еще о критериуме семьи и брака

III. Кто лучший судья семейных разладов

К полемике гг. Чижа, Ковалевского и А-та

Матеръялы к разрешению вопроса

XV Случай из жизни гр. Л. Н. Толстого

XVII. Случай в клиниках Виллие

XVIII. Что надобно иметь в виду при изыскании мер к устранению незаконных сожительств? Доклад Пастырскому собранию с.-петербургского духовенства 1 декабря 1898 г. Священник А. Дернов

XIX. Пастырское собрание по вопросу о незаконных сожительствах и мерах для борьбы с этим злом

XX. О мерах для борьбы с безнравственностью. (По поводу доклада Пастырскому собранию 1 декабря 1898 г.) Novicius

И молилась Анна в Храме и говорила: "Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко развезлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.

Не умножайте речей своих, надменные; ибо Бог все ведает, и дела ваши у Него взвешены.

Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная - изнемогает.

Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из персти возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие. Ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.

Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.

Господь сотрет препирающихся с Ним. Он будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего".


Жизненный путь философа Василия Васильевича Розанова охватывает период с 1856 по 1919 годы. Он стал известнейшим литературным критиком, публицистом. Оставил после себя своеобразное художественное наследие, позволяющее погрузиться в эпоху Серебряного века. Из краткой биографии Василия Розанова можно узнать в том, что он успел за годы жизни создать свой литературный жанр, ему начали массово подражать. Кроме того, личность его остается во многом окутанной тайной и спустя целый век. Даже несмотря на то, что биография Розанова Василия Васильевича многократно описывалась, а его учениям посвящены целые тома.

Биография

Родной город его – Ветлуга в Костромской губернии. Он был рожден в чиновничьей семье, у него было много братьев и сестер. Будущий писатель Василий Розанов рано потерял обоих родителей. Фактически воспитанием его занялся старший брат Николай. С 1870 года они переехали в Симбирск, там его молодой попечитель стал преподавателем в гимназии. Описывая свою жизнь (годы 1856-1919), российский философ В. Розанов отмечает, что, если бы не его брат, он бы попросту не выжил. Николай успел к моменту смерти родителей закончить университет в Казани, он предоставил Василию все условия для получения образования, фактически заменил ему отца.

Симбирск, любимый город Василия Розанова

В Симбирске потенциальный писатель был постоянным посетителем библиотеки Карамзина. В 1872 году он сменил место жительства на Нижней Новгород, где он поступил в гимназию и в 1878 уже закончил обучение.

По окончании учебного заведения он поступил в Московский университет. Там он присутствовал на лекциях Соловьева, Ключевского, Корша и многих других. К четвертому курсу будущий философ Василий Розанов получал стипендию Хомякова. В 1880 году он женился на А. П. Сусловой, которой был 41 год. До того момента она являлась любовницей семейного Ф. Достоевского.

После университета

По окончании высшего учебного заведения в 1882 году он решил не получать степень магистра, а ушел в свободное творчество. В последующие 11 лет русский философ Розанов работал преподавателем в гимназиях нескольких городов: Симбирска, Вязьмы, Ельца, Брянска, Белого. Первую книгу он издал в 1886 году. В ней он совершил попытку объяснить науку гегельянскими методами, но она не оказалась успешной. Вскоре после издания и провала произведения Василия Розанова покидает Суслова. Официально оформить развод она отказалась

Второй брак

Василий Розанов в молодости

Разрыв с обществом

После издания некоторых статей по теме дела Бейлиса в 1911 году он начал конфликтовать с Религиозно-философским обществом, членом которого сам являлся. Остальные считали дело Бейлиса оскорблением для русских, и философа Василия Розанова призвали покинуть свои ряды. Он так и поступил.

Его труды активно критиковались революционерами-марксистами. Также не принимали его и либералы, представители российской интеллигенции.

В Сергиевом Посаде

У Василия Розанова было 5 детей – 4 девочки и один мальчик. Дочь его, рожденная в 1900 году, Надежда Васильевна, становится художницей и иллюстратором.

Философия

Философ Василий Розанов

Данная мысль высказывала своеобразную специфику философии Розанова Василия Васильевича. Он необычным взглядом смотрел на мир. Так, он считал, что события революции 1905-1907 годов необходимо рассматривать под разными углами. Он одновременно издавал статьи с совершенно разных позиций – под своей фамилией он выступал как монархист, в то время как под псевдонимом В. Варварина он отстаивал народническую точку зрения.

Для философа Розанова духовная родина находилась в Симбирске. О своем юношестве в этой местности он писал в мельчайших деталях. Вся жизнь его строилась на 3 основах – Кострома, Симбирск и Елец, бывшие, соответственно, его физическим, духовным и нравственным центрами. В литературном искусстве философ Розанов проявился как уже состоявшаяся личность. Его долгий путь в этом виде творчества не прерывался, в нем прослеживались постепенное развитие таланта и открытие гениальности. Философ Розанов регулярно менял тематику собственных произведений, взгляд на проблемы, но личность Творца всегда оставалась в них возвышенной.

Его условия жизни были во многом не легче, чем у Максима Горького. Воспитывался он в духе нигилизма и страстно желал служить обществу. Этим он руководствовался, выбирая путь общественного деятеля демократического толка. Он мог выражать социальный протест, но в юношестве его произошел достаточно сильный переворот. После этого историческую родину он искал в других регионах, став комментатором. Практически все его произведения представляют собой взгляд на окружающие его события.

Эгоцентризм

Он был российским писателем, который успел познать почет и любовь и своих читателей. Это проявилось в отзывах его поклонников, которые были написаны интимно, в отдельных письмах.

Философия

Философия Василия Розанова отличается нетипичными чертами, несмотря на то что она входит в общий русский философский круг. Сам мыслитель находился в эпицентре бушевавших в начале XX века в Российской империи событий. Он активно общался со многими писателями, деятелями искусства. Немало его трудов выражали идейную, содержательную реакцию на замечаемые им явления. Он критиковал мнение Бердяева, Соловьева, Блока и многих других.

Философия Розанова

Больше всего Василия Розанова волновала проблематика морали и этики, религиозности и оппозиции. Он часто рассуждал на тему апологии семьи. В своих произведениях он старался избавиться от противоречий.

Масштаб задач, рассматриваемых Розановым, связан лишь отчасти с церковью. Она не поддается критическим оценкам. Человек находится в одиночестве, минуя внешние институты, объединяющие людей, создающие для них какие-то общие задачи.

Религию он рассматривает как собрание, общественное объединение. В то время как выяснение личных духовных вопросов приводит к противоречиям. Человек старается найти свои методы, связаться и объединиться с окружающими, ожидая, что тогда все встанет на свои места.

Журналистика

Религия в творчестве

Он считал, что воцерквление невозможно произвести только через обряды таинства. Необходима искренняя убежденность, вера в то, что все теперь в его жизни отмечено оттенком религиозности.

Отношение к богу и к церкви он рассматривает сквозь призму понятия о совести. Именно этому чувству он отводит роль разделителя в личность на субъективную и объективную составляющую. Он различает в вопросе совести два аспекта – отношение ее к Богу и отношение к церкви.

Бог, с его точки зрения, является Личным бесконечным духом.

Тема пола

И все же центральным вопросом во всем его творчестве стала тема пола. В 1898 году он сформулировал собственное определение данному аспекту. Он указал, что это не орган, не функция, а зиждительное лицо. Пол является реальным и остается тайной точно так же, как разум не постигает смысла бытия. Человек в его метафизике, который един в душе и теле, связывается с Логосом. Однако связь выставляется именно в интимной области бытия: в сфере половой любви.

Еврейская тема

Весьма активно поднимал в своем творчестве Василий Розанов еврейский вопрос. Все дело в его особом взгляде на мир, наполненном мистическими и религиозными чертами. Он утверждал святость брака, деторождения. Василий выступал против отрицания плоти, аскетизма и безбрачия. Он приводил то, как освящались пол, семья и зачатие в Ветхом Завете, противопоставляя его Новому Завету, подобно жизнь смерти.

Это был антихристианский бунт. Вскоре он перешел в органический консерватизм, наполненный любовью к бытовому исповедничеству, семье. Отсюда происходил антисемитизм, который прослеживался в его творчестве и возмущал широкую часть аудитории. Некоторые его высказывания были неприкрыто антисемитскими. Но важно учитывать, что для философа в целом было характерно впадать в крайности – это была яркая особенность его мышления, которая представляла его интересным и примечательным. Он делал многие вещи нарочито. Был и юдофилом, и юдофобом в один и тот же момент.

Революция 1905

Однако сам Розанов отрицал антисемитизм в собственных произведениях. Когда рассматривалось нашумевшее дело Бейлиса, Василий занялся изданием многочисленных статей. И по оценкам еврейской энциклопедии, в них он оправдывал обвинение евреев в ритуальном убийстве, доказывая, что основа их культа состоит в кровопролитии.

Из-за подобной двойственности абсолютно противоположных взглядов Розанов активно обвинялся в беспринципности. Именно за эти статьи, содержавшие восторженный гимн иудеям и проповеди антисемитизма, он и покинул Религиозно-философское общество в 1913 году.

В воспоминаниях

Второй брак после тайного венчания Василия Розанова с Бутягиной церковь не признавала. Однако пара провела вместе 30 лет, вырастила 6 детей.

После того, как прогремела Октябрьская революция, продажи его книг закончились. Семья находилась в бедственном положении на протяжении долгого времени, вплоть до самой смерти Василия Розанова.

Философ высказал точку зрения о том, что, начиная с произведений Гоголя, русская литература не была способна прийти ни к чему хорошему.

Мыслитель при этом использовал множество псевдонимов. Но и в таком положении он оставался в безденежье. Жена его в своих воспоминаниях рассказывала о голоде и холоде, которые они испытывали, переселившись в столицу. Сам Василий собирал материалы о чиновниках Государственного контроля. Его задумка была в публикации статей с негативной точкой зрения на чиновничество. Он рассматривал его как главную язву Российской империи. Цензура запретила опубликовать статьи. И Василий принялся за поиски новой работы.

Известно, что еще давно, будучи работником где-то в глуши, переводя труды Аристотеля, Василий увлекся Паскалем. И, вероятнее всего, этот факт и повлиял на этот его новый жанр.

Как отмечали критики, в новых произведениях автора отмечалась абсолютная наполненность самим собой. Он не нуждался в читателях.

Уничтожение семьи Романовых

Он переехал в Сергиев Посад, где жить было несколько легче обнищавшему человеку, а также там проживал его друг Павел Флоренский, который и нашел для его семьи комнаты. Последние годы жизни стали для писателя чередой несчастий. Его единственный сын Василий погиб при трагических обстоятельствах.

Он умирал несколько дней, окончательно сломленный. Из-за границы ему отправлял денежные средства А. М. Горький, чтобы хоть как-то поддержать его жизнь, но они пришли с опозданием, писатель уже умирал. Розанов продолжал писать и на смертном одре, описывая все, что происходит с ним. Его дочь рассказала, что перед самой смертью он причастился, а потом попросил передать ему изображение Иеговы. Его не было рядом, и тогда он попросил статую Озириса. И он поклонился этому божеству.

Сергиев Посад

После всюду ходила эта легенда, слухи о его смерти поползли по стране очень быстро. Завершающий этап его жизни был радостным. Он причастился четыре раза по своему желанию, соборовался, трижды перед ним прочитали отходную. И тогда он скончался. Смерть его не была мучительной. Похоронили Василия Розанова в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры.

Читайте также: