Культура юго восточной азии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ю́го-Восто́чная А́зия — это обширный регион, охватывающий континентальные и островные территории между Китаем, Индией и Австралией. Включает полуостров Индокитай и Малайский архипелаг.

Описание

Искусство Юго-Восточной Азии отличается необыкновенным богатством и многообразием своей оригинальной художественной культуры, по значению не уступающей искусству и культуре Индии, Ирана и других крупнейших очагов цивилизации азиатского континента. Однако во многих исследованиях искусство стран Юго-Восточной Азии определялось главным образом как результат непосредственного воздействия индийских образцов. Появление замечательных произведений искусства и архитектуры в этих странах объяснялось воздействием индийских прототипов, без которых создание этих произведений казалось бы невозможным. Для обоснования этих положений считалось, что возникновение многочисленных государств в этой части Азии было вызвано проникновением в эти области Индии, развернувшей их активную колонизацию. Кроме того, во главу угла ставилось распространение религиозных верований, привносимых прежде всего буддийскими миссионерами в первые века до и после начала нашей эры, а впоследствии сопровождавшихся появлением брахманских культов. Религии эти брали всегда начало в Индии, и, следовательно, религиозное искусство несло индийские художественные принципы, эстетические воззрения, каноны. Подобная точка зрения вела к чрезмерному преувеличению фактов воздействия индийских элементов на искусство некоторых областей Юго-Восточной Азии. Местные художественные традиции, внутренние исторические закономерности развития культуры данных народов почти не исследовались. В результате создавалось искаженное представление об искусстве, носившем в основе своей самобытный характер. Отсюда подчас противоречивые утверждения, с одной стороны, о его некоторой провинциальности, а с другой — своего рода полупризнание отдельных произведений как значительнейших явлений не только в искусстве азиатского континента, но и в мировом искусстве в целом. Пробуждение национального самосознания в наши дни в ряде стран Юго-Восточной Азии, освобождение их от колониального ига пробудило подлинный глубокий интерес этих народов к своему историческому прошлому, к собственной культуре и привело к серьезному исследованию древних исторических и литературных источников. В результате изучения национальных культур и искусств этих стран наметились пути к преодолению односторонности, нередко присущей западноевропейскому искусствознанию. Однако многие проблемы возникновения и развития искусства еще до сих пор не разрешены. Все же сохранившееся до нашего времени большое число художественных памятников, письменных источников и т. д. ряда государств средневековой Юго-Восточной Азии дают яркое представление о масштабах и значении этих крупнейших некогда цветущих цивилизаций, внесших значительный вклад в развитие мировой культуры. Они представляли собой большие державы, распространявшие свое владычество на огромные по протяжению территории и сохранявшие его в течение столетий. Расположенные на глубоко изрезанном побережье Южной Азии на крупнейших в мире архипелагах, они находились на скрещении важнейших морских торговых путей, соединявших арабский мир, Иран и Индию с Дальним Востоком — Китаем и Японией (как, например, Цейлон, Индонезия), или на главных сухопутных артериях, соединявших Индию и Китай (как, например, Бирма, Камбоджа, Вьетнам, Лаос). Таким образом, нет ничего удивительного в том, что иногда на развитие художественных культур этих стран могла оказывать заметное влияние Индия. Так же бесспорное влияние китайской культуры можно ощутить в искусстве Вьетнама, Лаоса и Таиланда. В более ранний период, то есть на протяжении первого тысячелетия нашей Эры, сильнее было выражено влияние Индии. Это в первую очередь было связано с некоторыми особенностями этнического происхождения народов, в эпоху средневековья населявших области Юго-Восточной Азии. Они принадлежали к индоевропейской, монгольской и малайско-полинезийской расовым и языковым группам. Большая часть их в первой половине первого тысячелетия до нашей эры начала свое продвижение с окраин Тибета на юг, через Индокитайский полуостров, вплоть до островов Индонезийского архипелага. На своем пути они либо оттесняли аборигенов, либо сливались с ними в единую народность. Уже к первым векам нашей эры культура пришельцев достигла сравнительно высокого уровня. Им были знакомы сложная ирригационная техника террасового возделывания риса и обработка металла; успехи малайских племен ло завоеванию Зондских островов были бы невозможны без большого опыта в кораблестроении. Наконец, народы Юго-Восточной Азии имели в то время уже, по-видимому, достаточно развитые литературу и искусство. Последний факт подтверждается той быстротой, с которой эти народы ассимилировали элементы индийской культуры, стоявшей в первые века нашей эры на чрезвычайно высоком уровне. Бурное развитие искусства этих народов уже на первых порах их соприкосновения с Индией свидетельствует о том, что новые художественные принципы нашли подготовленную для своего развития почву. С другой стороны, определенное значение шмели и волны иммиграции из Индии в разные исторические периоды, а также миссионерство (первые сведения относятся к правлению Ашоки, 3 в. до н.) значение которого, впрочем, не следует чрезмерно преувеличивать. Наконец, нельзя забывать и об активной колонизации, проводившейся начиная с 3 в. до н. э- и в течение всей второй половины первого тысячелетия нашей эры государствами южной Индии, главным образом Наллавами и Чолами. Связи с индийской культурой носили длительный характер, но не были непрерывными. II если их значение нельзя преуменьшить, то все же они не играли решающей роли в развитии собственного искусства стран Юго-Восточной Азии. В некоторых случаях индийское искусство смогло ускорить процесс развития местных культур, способствовать расширению художественных представлений и средств выражения в изобразительном искусстве и архитектуре. Но развитие местных художественных культур шло по своим собственным законам, связанным с особенностями исторического развития каждой из этих стран в отдельности. Если в первой половине первого тысячелетия нашей эры их искусство (за исключением Цейлона) еще не, имеет ярко выраженного самобытного стиля, то уже с 6—8 вй.-в Индонезии, Камбодже, Вьетнаме (Тямпа), Бирме (государства Пиуи Мон) зарождаются крупные местные центры со своей собственной, оригинальной художественной культурой. С этого времени можно главным образом говорить о внутреннем взаимодействии этих культур между собой, о влиянии более сильных, как, например, кхмерской на раннюю таиландскую или, позднее, таиландской на лаосскую и т. д. При этом следует учесть, что многие общие черты в искусстве и культуре ряда стран Юго-Восточной Азии были связаны общностью социально-экономических условий их развития, сходством исторических судеб, аналогичностью процессов расцвета и упадка их искусства. Одной из важных особенностей социальной истории стран Юго-Восточной Азии была недолговечность и относительная неразвитость рабовладельческих отношений. Сложение же феодальных отношений происходило почти одновременно с поздними стадиями родового общества. Это обстоятельство имело огромное Значение в истории средневековой культуры стран Юго-Восточной Азии. В самой своей основе, при зарождении и первоначальном развитии она опиралась и исходила из культуры местных племен, стоявших еще на родовой ступени развития. Отсюда ее свежесть, непосредственность, в которой ярко ощущается пульсация народного творчества, фольклорного начала. Отсюда большое значение той Экспрессивной фантастики, которая отличает искусство Юго-Восточной Азии, большой удельный вес анимистических представлений, находящих свое отражение даже в наиболее зрелых памятниках феодальной культуры. В странах Юго-Восточной Азии эти черты были выражены в значительно более слабой степени. Искусство здесь оставалось полным своеобразного "фольклорно-варварского" начала, придававшего ему неповторимую свежесть фантазии, остроту и разнообразие мотивов и т. д. Не во всех странах эта особенность была выражена в одинаковой степени. Так, искусство Цейлона имело свою историю развитого рабовладельческого общества, тесно связанную с древнеиндийской. Отличались друг от друга по своему характеру художественные культуры стран Индокитайского полуострова и Индонезийских островов, имевшие несколько различные пути исторического развития. В архитектуре раннего периода указанных стран преобладало деревянное строительство, ведущее свое происхождение с древних времен и аналогичное по характеру раннему деревянному зодчеству Индии. Первые образцы каменной архитектуры начиная с 6—7 вв. н. э. воспроизводят основные деревянные прототипы. Отсюда некоторое сходство ранних простейших каменных храмов-целл Камбоджи, Индонезии с некоторыми монолитными скальными храмами — ратхами Мамал-лапурама 7 в. в Индии. Но в дальнейшем в архитектуре Юго-Восточной Азии вырабатывается своеобразный тип башенного храма, по-своему варьируемого в каждой стране. Обычно это имеющее малоразвитое внутреннее помещение архитектурное сооружение, занимающее важное место в созданных в то время крупных ансамблях. Оно развивается в различные по своему художественному облику здания: чанди в Индонезии, прасат в Камбодже, калан в Тямпе (Вьетнам). Характерно, что в своем высшем развитии этот тип, например кхмерские башни в храме Ангкор Вата (12 в.), по своей форме и архитектурным деталям резко отличается от современного ему типа индийской шикхары (как южной, так и северной Индии), несмотря на сходные конструктивные принципы, например аналогичное разделение верхней части на уменьшающиеся кверху этажи и т. д. Так же своеобразны и отличны от индийских образцов и ступы, игравшие важную роль в архитектуре Цейлона, Бирмы, Индонезии, Таиланда и Лаоса. Простая полусферическая форма индийской ступы сильно видоизменяется — от колоколообразнрй на Цейлоне до вытянутой и увенчанной высоким заостренным шпилем в Бирме и, наконец, столь многообразной по своей форме в лаосском тхате. Боробудур (Индонезия), а также архитектурные ансамбли Камбоджи 12—13 вв.— Ангкор Ват и Байон — принадлежат к крупнейшим достижениям средневекового искусства Азии и всего мира. В них, и в первую очередь в Ангкор Вате, впервые с исключительным совершенством была разрешена проблема планировки огромного по своим масштабам архитектурного ансамбля. В 11 —13 вв. в архитектуре северной и южной Индии эти задачи еще не ставились. Лишь позднее в южной Индии развивается тип храмового ансамбля, но он не достиг такого высокого совершенства планировки, как в Камбодже. Галерея

Территория, которая является объектом настоящей работы, охватывает Бирму, Таиланд, Индокитай, Малайю и острова, протянувшиеся от Андаман­ских и Никобарских островов до Новой Гвинеи.

За рамками книги остаются Ассам и Филиппины, поскольку эти области, расположенные соответственно на крайнем западе и крайнем востоке Юго-Восточной Азии, оказались вне основного потока исторического развития этого района, который издавна был сферой перекрестного влияния Индии и Китая.

В Аннаме и Кохинхине, напри­мер, на протяжении многих веков культуры Индии и Китая в напряженной борьбе оспаривали право первенства.

Поэтому история культуры Юго-Восточ­ной Азии вызывает большой интерес, особенно культура эпохи, соответствую­щей средним векам в Европе, когда архитектура и искусство, получив мощный толчок под влиянием индийской культуры, достигли таких высот, что могли выдержать сравнение с лучшими образцами архитектуры и искусства других стран мира.

Искусство и архитектура, которые достигли столь пышного рас­цвета в Ангкоре, Пагане, центральной Яве и в древнем царстве Тямпа, пора­зительно резко отличаются от искусства и архитектуры индуистской и буд­дийской Индии.

Чтобы овладеть ключом к их познанию, необходимо обратиться к изучению местных культур народов, их создавших. Но при этом необходимо помнить, что все эти народы развивались особыми и совершенно своеобразными путями.

Основную причину недооценки значения местных культур народов Юго-Восточной Азии легко понять.

И в культурном и в политическом отношениях Юго-Восточная Азия была превзойдена Индией и Китаем — великими стра­нами, чья цивилизация сформировалась задолго до того, как народы азиат­ского юго-востока вступили в период собственного исторического бытия.

Кроме того, культура этих народов начала развиваться и достигла величе­ственных образцов, получив благотворный толчок от древних цивилизаций Индии и Китая.

Европейские ученые по вполне понятным причинам, узнав об этом влиянии, сосредоточивают свое внимание на истории правителей, царских дворов и храмов, где внешнее влияние сказывалось наиболее сильно; причем в своих исследованиях они в силу необходимости основывались на китай­ских и санскритских источниках.

Сведения же о жизни простого народа добыть оказывается гораздо труднее, а поэтому до сих пор в этой области открыто очень немного.

Так, например, общественный строй в странах Юго-Восточной Азии не был в сильной степени затронут индийским влиянием.

Кастовая система — основа основ индуизма — оказала весьма небольшое воздействие на местный уклад, и женщина, как правило, сохранила то высокое положение, которое отводилось ей в древнем обществе, еще не затронутом индийским влиянием, причем, насколько известно, положение ее было гораздо более высоким, чем положение индийской женщины на протяжении всей истории Индии.

Более того, и после распространения в Юго-Восточной Азии индуизма и буддизма религиозные представления и обряды более древней эпохи продолжали сохра­нять огромную жизненную силу и оказали глубокое влияние на обе эти рели­гиозные системы.

Для антропологов Юго-Восточная Азия представляет собой необъятную область для исследования. Здесь, в горах и джунглях, еще и поныне живут остатки племен разнообразных представителей человеческого рода, соответ­ствующие наиболее ранним стадиям его этнологической истории.

Тут пигмеи негритосы еще ведут жизнь первобытных бродячих племен; здесь обитают племена, родственные аборигенам Австралии, и здесь же проживают народы, которые, возможно, являются индонезийцами, какими они были на ранних ступенях развития.

Здесь, очевидно, происходило смешение ранних обитателей с поздними пришельцами, и вообще вся эта область в целом представляет кар­тину хаотического смешения рас и языков.

Таким образом, к тому времени, когда Юго-Восточная Азия впервые ощутила влияние индийской культуры, ее народы уже создали свою собствен­ную цивилизацию. Кёдэ, суммируя наиболее существенные особенности этой цивилизации, отмечает, что:

в сфере производства она характеризовалась:

1) возделыванием риса на орошаемых землях,

2) приручением быков и буйволов, примитивным использованием металлов,

3) развитием мореходного дела;

в области общественного строя:

1) главенствующей ролью женщины и счетом родства по материнской линии,

2) социальной организацией, сложившейся в условиях ирригационного хозяйства.

В сфере религиозной Кёдэ подчерки­вает такие характерные черты этой цивилизации:

2) культ пред­ков и бога плодородия,

3) обычай помещать гробницы на высоких местах,

4) кувшинные или дольменные погребения,

5) мотивы космического дуализма в мифологии (горы против моря, духи воздуха против духов воды, люди гор против людей побережья).

И, наконец, последняя характерная особенность этой цивилизации: в отдельных языках Юго-Восточной Азии отчетливо прояв­ляется способность к словообразованию путем прибавления префиксов, суф­фиксов и инфиксов.

Народы, приобщенные в большей или меньшей степени к этой культуре, хотя и имели пестрый этнический состав и обитали почти на территории всей Юго-Восточной Азии, однако главными районами их расселения были прибрежные области и речные долины. Далее в глубь материка и в горах жили отсталые племена, стоящие на разных ступенях развития.

Кром, характеризуя яванскую цивилизацию до проникновения индий­ского влияния, отмечает следующие особенности, дополняющие список Кёдэ:

1) кукольно-теневой театр (вайанг),

2) оркестр особых музыкальных инстру­ментов (гамелан),

3) специальные приемы окраски тканей (батик).

Разумеется, кое-где в пределах столь обширной территории эти культуры отличали мест­ные особенности. Но весьма показательно, что у древних китайцев, очевидно, уже сложилось представление о Юго-Восточной Азии как о культурном единстве, так как различные народы и языки этой области они обозначали собирательным термином кунь-лунь, если, конечно, правы те ученые, кото­рые склонны придавать этому термину слишком широкий смысл.

Согласно другой теории, дравиды или арии, явившись в в Индию, вынудили ее коренных жителей к массовому переселению в Юго-Восточную Азию и именно этим притоком доарийских элементов индийской культуры объясняется та общность культур Юго-Восточной Азии и Индии, которая проявляется в языке и орудиях труда.

В то время как Кёдэ скло­нялся к тому, что проблема эта еще не разрешена, возникла третья гипотеза, которая, кажется, заслуживает серьезного внимания.

Сторонники этой гипо­тезы считают, что те западнокитайские области, на которые указывал Гейне-Гельдерн как на прародину индонезийской культуры, были также и колыбелью древнеиндийской культуры; обе культуры, несомненно, восходят к одному источнику. Первоначально общий поток в своем движении к югу разветвился: одна или, быть может, несколько его струй, следуя в западном направлении, достигли Индии; другие же проникли в Индокитай и Индонезию.

Согласно этой теории, арии, придя в Индию, застали там смешанную дравидийско-мундскую культуру, которая находилась по крайней мере на столь же высоком уровне развития, как культуры Египта, Ассирии и Вави­лона.

И действительно, индуизм исторических времен сохраняет элементы дра­видийского или мундского происхождения.

Исследования элементов мундской культуры, проведенные Сильвеном Леви и Пжилуцким, показали, сколь зна­чителен был вклад, который народы мунда внесли в индийскую культуру. Сильвен Леви и Пжилуцкий подчеркнули, что в культе Шивы и его супруги Умы имеются черты, которые отсутствовали у ариев.

Эти исследователи отме­чали, что культ линги имеет частично дравидийское и частично мундское происхождение и восходит к эпохе неолита, когда поклонялись камням.

Представляется также несомненным, что в Индонезии еще до того, как она столкнулась с индуистской культурой, были распространены в устной форме произведения такого же характера, как санскритские сказания.

И воз­можно, что позже, после того как Индонезия ознакомилась с письменными памятниками индийской литературы, здесь появились литературные произ­ведения, выдержанные в индонезийском духе, причем эти произведения вовсе не обязательно являлись чужеземными, переделанными на индонезийский лад, а представляли собой народные легенды и мифы, восходящие к столь же древнему источнику, как и индийские сказания, сохранившие в более чистом виде свои первоначальные особенности.

Таким образом, можно предполагать, что с внедрением индуистской куль­туры сказания австроидного происхождения были облечены в индийские одеж­ды и что отклонения от чисто индуистских форм в яванско-индуистских ска­заниях нередко вызывались возрождением древних австроидных традиций.

На связи австроидных языков и языков мундав Индии (ныне в большей части утраченные) первым обратил внимание австрийский исследователь Кун, но их лексикографическое родство убедительно доказал патер Шмидт, кото­рый разработал теорию о культурной и антропологической общности народов обеих языковых групп.

И хотя теория Шмидта не получила всеобщего при­знания, его соображения о связях, которые в очень древнюю эпоху существо­вали между Индией, Индокитаем и островным миром Индийского и Тихого океанов, представляются совершенно бесспорными.

И если теория разветвле­ния единого потока культур западнокитайского происхождения пока еще остается недоказанной, то совершенно доказан факт, что индуистским элемен­там отводили слишком большое место по сравнению с древними культурами Юго-Восточной Азии.

К тому времени, когда индийская культура стала оказывать свое влия­ние, эпоха великих доисторических переселений уже закончилась.

На остро­вах Индонезийского архипелага основную массу населения составляли индо­незийцы, которые обосновались здесь еще в эпоху неолита. Это население распадалось на две группы.

К первой, сохранившей до некоторой степени чистые расовые черты, относились батаки на Суматре, даяки на Борнео и алафуры на Целебесе и на Молуккских островах.

Во вторую группу входили малайцы прибрежных областей — многочисленные этнические разновид­ности и смешанные подгруппы на Суматре, сундские племена, яванцы, мадурцы и балийцы.

Ту часть материка, которую занимает теперь центральный и южный Аннам, район дельты Меконга, заселяли тямы, Камбоджу и область среднего течения Меконга — кхмеры; монские народности, тесно связанные с кхмер­скими племенами, занимали долину Менама и территорию, которая ныне называется Нижней Бирмой; племена пью, возможно авангард тибетско-бирманских народов, осели в бассейнах Иравади и Ситтанга; на территории Малаккского полуострова располагались малайцы. Таким образом, если и не все, то многие из главных этнических групп занимали в те времена области, пример­но соответствующие современным районам их расселения.

Наиболее существенные исторические перемены произошли на материке. Мы увидим, что тямы были изгнаны из центрального Аннама вьетнамцами, монов в долине Менама покорили таи, а в долине Иравади их одолели бир­манцы.

В общем миграционные потоки следовали вдоль узких долин рек, берущих начало в Китае и на окраинах Тибета, к заман­чивым землям речных дельт и побережья. Следует, однако, отметить, что из этого правила встречались порой существенные исключения.

Впрочем, миграций в том смысле, как обычно понимают этот термин, в историческое время не было. Речь идет о медленном и постепенном продви­жении, сопутствуемом интенсивной ассимиляцией завоевателей и побежден­ных, в процессе которой старожилы усваивали язык и обычаи пришельцев.

Факты истребления коренного населения или массового перемещения его были чрезвычайно редки.

И если на Малайском полуострове и в Индонезии индуизм исчез, вытес­ненный исламом в эпоху, соответствующую концу средних веков в Европе, то буддизму по-прежнему оставались стойко верны покоренные им страны.

Однако в истории обеих этих религий в Юго-Восточной Азии не всегда легко наметить линию раздела между ними, особенно в случае тантрийского буддизма, в котором отчетливо видны индуистские черты, а некоторые культы, в частности культ Шивы-Будды, который существовал в XIII веке на Яве, не поддаются точной классификации.

Кроме того, даже в тех государствах, где преобладал буддизм хинаяны (тхеравады), брахманы играли важную роль в церемониях, особенно при дворе, и все еще продолжают играть в Бирме, Сиаме и Камбодже, хотя в этих странах брахманы резко отличаются от своих индийских собра­тьев.

Вероятно, связи Индии и Юго-Восточной Азии восходят к доисториче­скому периоду.

Индийские купцы, возможно, уже в те времена посещали порты азиатского Юго-Востока, а в индийских портах вели торговлю выходцы из Юго-Восточной Азии. Возможно, что еще задолго до того, как стало сказы­ваться влияние индийской культуры, в портах Юго-Восточной Азии суще­ствовали небольшие индийские торговые колонии.

Можно также предполо­жить, что то же самое наблюдалось и в индийских портах, поскольку в исто­рическое время индонезийские торговые колонии были обнаружены как в Бен-галии, так и на Коромандельском берегу.

Индонезийцы были преимущественно народом мореходов, и они могли добраться до Индии точно так же, как индийцы добирались до Юго-Восточной Азии. Это обстоятельство нужно особо под­черкнуть, так как слишком уж легко приходят к выводу, что торговые отно­шения, а затем проникновение индийской культуры следует объяснять дея­тельностью одних лишь индийцев.

По-видимому, после весьма длительного периода торговых связей в Юго-Восточной Азии стали обнаруживаться значительные перемены.

На Индокитайском полуострове и на островах Малайского архипелага возникли госу­дарства, в которых получили распространение индийские религиозные культы, индийское искусство и индийские обычаи, причем санскрит стал здесь священ­ным языком.

На вопрос о том, когда и как возникли эти государства, можно ответить лишь предположительно. Древнейшие археологические свидетельства относятся в большинстве случаев к значительно более позднему времени, а данные, взятые из индийских, китайских и европейских источников, едва ли позволяют сделать точные заключения.

Новые государства вырастали вокруг тех поселений, которые с неза­памятных времен посещались индийскими моряками. Перемены в этих государ­ствах, должно быть, были вызваны появлением индийских жрецов и ученых, которые могли распространить индийскую культуру, хотя нельзя исключить и ту возможность, что в этом процессе значительную роль играли и сами индонезийцы, ознакомившиеся с Индией.

Когда же с течением времени завеса несколько приподымается и становится возможным составить определенное представление об этих новых общинах, они предстают перед нами как орга­низованные очаги культуры, в основе которой лежат следующие четыре особенности:

а) монархическая концепция, характерная для индуистских и буд­дийских религиозных культов,

б) памятники письменности на санскритском языке,

в) мифологические мотивы, заимствованные из индийского эпоса, пуран и других санскритских литературных произведений, содержащих ядро монар­хических преданий и традиционные генеалогии царских фамилий области Ганга, и

Было высказано предположение, что это явление представляет собой про­должение за морем процесса брахманизации Индии, очагом которого была Севе­ро-Западная Индия.

Заслуживает внимания тот факт, что древнейшие санскритские надписи Юго-Восточной Азии не намного моложе подобных же надписей, обнаруженных в Индии.

Однако возможно, что культура, которую распростра­няли индийцы, не была полностью чуждой народам, ее воспринимавшим. Быстрое распространение индийской культуры частично объясняется тем, что народы Юго-Восточной Азии могли под индийской оболочкой разглядеть идеи и предания, имеющие много общего с их собственными идеями и преданиями.

Чтобы пролить свет на этот весьма важный процесс, велись поиски индий­ских источников. Однако результаты оказались чрезвычайно неутешитель­ными.


Разнообразие обществ, религий и этнических групп формируют культуру Азии. Азиатская культура представляет собой совокупность разнообразных обычаев, традиций и социальных ценностей, которые составляют ядро общества в Азиатских странах. Континент Азии включает географические и культурные субрегионы центральной, южной, западной и восточной Азии. Азиатский континент может похвастаться богатым культурным наследием, которое дало региону свою индивидуальность.

Различные формы азиатского искусства и литературы широко популярны во всем мире, и стоит упомянуть о широко распространенном влиянии азиатской философии и религии, особенно Восточной Азии. Культуры азиатского континента являются самыми разнообразными культурами мира. Давайте посмотрим на них.


Культура стран в Центральной Азии

Центральная Азия включает пять бывших Советских Социалистических Республик, а именно Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Самой выдающейся религией в Центральной Азии является ислам. Яркая природа культуры Центральной Азии является результатом влияния монголов, персов и русских, которые завоевали их землю. Это также показывает основные влияния индийской, китайской и арабской культур.

Центрально-азиатская кухня ценится во всем мире. Их музыка довольно популярна в разных странах; в то время как их литература содержит коллекцию литературных произведений персов, индийцев, арабов и китайцев.


Культуры в Восточной Азии

Китай, Япония и Корея — некоторые страны Восточной Азии. Хотя в разных регионах Восточной Азии существуют различные культурные традиции, влияние Китая на восточноазиатскую культуру нельзя игнорировать. Китайская культура является одной из древнейших в мире. Китайские обычаи и традиции различаются в разных регионах страны.

Нет необходимости подробно останавливаться на популярности китайской кухни. Китайская архитектура и, что более важно, фен-шуй, китайская эстетическая система, которая является одним из важнейших компонентов их архитектуры; являются одними из самых важных элементов китайской культуры.

Японская культура — еще одна древняя культура Восточной Азии. Он развивался в течение тысячелетий, начиная с доисторических культур джомон и яёи и заканчивая современной культурой, на которую влияют европейские и североамериканские влияния.

Японские боевые искусства и борьба сумо, изобразительное искусство, такое как рисованная каллиграфия, их стили скульптуры, и Икебана, японское искусство аранжировки цветов, известны во всем мире.

Другой отличительной чертой этого региона является не менее древняя культура Кореи. Корейская цивилизация возникла около 5000 лет назад.

Семейный институт имеет первостепенное значение в корейской культуре. Большинство корейских семей ведут подробные записи об их генеалогическом происхождении. Корейцы отмечают дни рождения, свадьбы и особые события, такие как первое полнолуние, приход весны и Новый год.

Большинство традиционных фестивалей Кореи основаны на лунном календаре. Корейский чай и традиционные корейские продукты, такие как кимчи (ферментированные овощи), являются одними из важных составляющих корейской кухни. Корейские картины (с использованием натурализма), изысканно красивые изделия ручной работы и керамика являются одними из других важных элементов корейской культуры.

Культура стран в Западной Азии

Западная Азия сформирована присутствием арабской, турецкой и персидской культур. Интересно, что Ирак — это одна нация, которая является домом для персидской и арабской культур. Арабские культурные традиции тесно связаны с исламом. Большинство арабов являются мусульманами. Однако в странах Персидского залива немало евреев и христиан.

Арабский — один из очень древних литературных языков, который, как полагают, возник в 6 веке. Интересно, что многие английские слова являются производными арабских слов. Арабская музыка, характеризующаяся уникальной системой тонов, небольшими, но хорошо продуманными музыкальными инструментами и преобладанием вокала, образует важную составляющую арабской культуры.

Культура Турции представляет собой сочетание элементов османской, европейской и ближневосточной традиций. Классический и народный жанры турецкой музыки составляют богатое музыкальное наследие страны. Медные и ударные инструменты играют жизненно важную роль в турецкой музыке.

Турецкая поп-музыка и рок, тем не менее, популярны. Турецкая кухня представляет собой смесь тюркской, арабской, персидской и американской кухни. Помимо арабской и турецкой культур, Западная Азия также является родиной персидской культуры. Музыка, важный элемент их культуры, является коренной для Ирана и всех стран, говорящих на персидском языке. Классическая персидская музыка фокусируется на вокальном пении и функционирует как духовный инструмент.

Персидские танцы подчеркивают движения верхней части тела и мимику. Помимо Нового года, персы празднуют водные и пожарные праздники и дорожат наступлением зимы и осени. Персидский сад, задуманный как представление о рае на земле, является отличным примером искусства и архитектуры персов. Таким образом, западноазиатская культура — прекрасное сочетание обычаев и традиций арабов, персов и турок.

Культуры в Южной Азии

В штатах на севере Индии и в таких странах, как Пакистан и Афганистан, существует культура, на которую влияют цивилизация долины Инда и империи Маурья, Гупта и Могал. Шри-Ланка разделяет дравидийскую культуру с некоторыми штатами Южной Индии; в то время как культура Западной Бенгалии и Бангладеш представляет собой смесь дравидийской и арийской культур.

Существует поразительное сходство между культурами Непала, Бутана, Тибета и индийских штатов, таких как Сикким и Ладакх. Сходства наблюдаются в культурах восточных штатов Индии и Юго-Восточной Азии. Буддизм, джайнизм, сикхизм и индуизм преобладают в Южной Азии. Влияние индийских, китайских, христианских и исламских традиций сформировало культуру Юго-Восточной Азии.

Строительство домов на сваях, рисовое земледелие, танцы, подчеркивающие движения рук, а также искусство и литература, на которые повлияли индийские, китайские и буддийские влияния, — вот некоторые из отличительных особенностей культуры Юго-Восточной Азии.

Это был проблеск богатого и разнообразного культурного наследия Азии. Я уверен, что это подтолкнуло вас к изучению еще не открытых граней азиатской культуры. Только тур на азиатский континент может дать вам настоящий вкус азиатского богатства.

Страны Юго-Восточная Азии – это культурно-географический макрорегион. Площадь его больше пяти миллионов километров, население больше шестисот миллионов человек. Вносит не последний вклад в мировую торговую систему.

Географическое положение Юго-Восточной Азии

Юго-Восточная Азия охватывает Малайский архипелаг, полуостров Индокитай и часть АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона). Это территории, расположенные между Австралией и Японией, южной частью Китая и восточной частью Индии.

Страны Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточную Азию входят одиннадцать стран. На полуострове Индокитай расположены континентальные государства. К ним относятся Вьетнам, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Мьянма и континентальная часть Малайзии. На Малайском архипелаге расположены островные страны. К ним относятся Сингапур, Восточный Тимор, Бруней, Индонезия, Филиппины и островная часть Малайзии. Островная и континентальная части Малайзии соразмерны. Эти страны (без Восточного Тимора) образовывают АСЕАН – Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии – межправительственную организацию, регулирующую политику, экономику и культуру макрорегиона.


Вьетнам – популярная у туристов страна. Великолепная природа и отличные пляжи пользуются заслуженной славой у туристов. В пик сезона путевки в Нячанг разлетаются как горячие пирожки.

Филиппины. Название Филиппинам дали в честь Филиппа II, испанского короля. Площадь – триста тысяч квадратных километров, это семьдесят второе место в мире и двадцать второе в Азии. Столица – Манила. Государственные языки – филиппинский и английский. Валюта – филиппинское песо. Главенствующая религия – католицизм. Омываются водами Тихого океана.

Население и национальный состав Юго-Восточной Азии

Население этого Юго-Восточной Азии огромно и разнообразно. В одиннадцати странах проживает восемь процентов населения всей земли. Все без исключения страны многонациональны. Здесь живут китайцы, малайцы, японцы, тайцы, арабы, европейцы, евреи, армяне, вьеты, лаосцы, кхмеры, бирманцы, китайцы, шаны, араканцы, индийцы, качины, моны, тямы, лао, моны, местису, висайя, себуано, тагалы, илокано, бикол, хилигайнон, бикоп, яванцы, мадурцы, бугисы, сунданцы, минангбау, папуасы всех не перчислишь.


Антропологически, почти все население принадлежит к южноазиатской малой расе, в которой удивительным образом сочетаются монголоидные и австралоидные черты. Она, в свою очередь, разделяется на разные типы: восточногималайский, протогималайский, дейтеромалайский, австралоиды, негритосы, папуасы. В настоящее время полным ходом идет формирование нового, восточно-индонезийского расового типа.

Климат Юго-Восточной Азии

Юго-Восточная Азия расположена в экваториальном (островная часть) или субэкваториальном (материковая часть) поясах. Вследствие этого во всех странах Юго-Восточной Азии климат примерно одинаковый – здесь круглый год тепло, слабоветрено, облачно, дождливо, влажно и без засушливых периодов. Разница между дневными и ночными, зимними и летними температурами минимальна. На островах дождей выпадает чуть меньше, чем на материке.

Крупные города Юго-Восточной Азии

Крупные города Вьетнама: Ханой, Хошимин, Кантхо, Дананг, Хайфон, Бьенхоа.

Ханой – столица, но не самый большой город. В расположившимся на берегу реки Хонгха проживает почти шесть с половиной миллионов человек. Ханой – владелец двадцати двух небоскребов, самый большой из которых имеет высоту в триста тридцать шесть метров, самый маленький – всего сто тридцать. В Ханое расположен Президентский дворец.


Хошимин – самый большой город Вьетнама и один из самых густонаселенных городов мира. Город расположен на двух реках – Сайгон и Нябе. В Хошомине проживает больше семи с половиной миллионов человек. Ханой – важный экономический центр и привлекательный объект для крупных иностранных инвесторов. Хошимин – самый туристический город Вьетнама и рай для шопоголиков – только рынков здесь больше ста семидесяти. В Хошимине больше тридцати небоскребов, самый большой из них имеет высоту триста пятьдесят метров, самый маленький – всего сто один метр.

Хайфон – третий по величине город с населением в один миллион восемьсот тысяч человек. Расположен в дельте Красной реки. Является торгово-промышленным центром и центром рыболовства.

Кантхо – город с населением больше одного миллиона двухсот тысяч человек. Расположен в дельте Меконга. Знаменитые плавающие рынки расположены именно в Кантхо, также, как и небезизвестные птичьи сады.

Крупные города Лаоса: Вьентьян, Саваннакхет, Паксе, Луангпхабанг.

Вьентьян – не только столица, но и крупнейший экономический центр Лаоса с населением чуть больше восьмисот двадцать тысяч человек. Во Вьентьяне много достопримечательностей: Будда парк, Тхат-Луанг, Пхакэу, храмы и музеи.

Паксе – город с населением около ста двадцати тысяч человек. Неофициальная столица Южного Лаоса. В Паксе есть необычный отель – бывший королевский дворец Тямпасака.

Крупные города Таиланда: Бангкок, Нонтхабури, Паккерт, Хатъяй, Чиангмай, Корат, Удонтхани, Сураттхани, Кхонкэн. Паттая.

Бангкок (Крунгтеп) – столица Таиланда с населением больше пяти с половиной миллионов человек, конкурент таких городов, как Гонконг или Сингапур. Расположен на берегу реки Чаупхарая. Любимец туристов. Один из самых зеленых городов мира. Главная достопримечательность – остров Раттанакосин с Большим королевским дворцом. Чайна-таун – один из самых больших китайских рынков в мире, находится именно в Бангкоке, как и огромный, на четыреста пятьдесят мест планетарий.

Паттайя – большой курортный город с населением около ста пятнадцати тысяч человек, с туристами – около пятисот тысяч. Для туристов есть все: пляжи, отели, развлечения, экскурсии.

Крупные города Мьянмы: Нейпьидо, Мандалай, Янгон.

Янгон – самый большой город и бывшая столица Мьянмы с населением чуть меньше семи с половиной миллионов человек. Янгон – важный торговый, промышленный и туристический центр страны. Главная достопримечательность Янгона – золотая ступа Шведагон.

Нейльпидо – новая столица Мьянмы с населением в девятьсот двадцать пять тысяч человек. Столицей она стала совсем недавно, в 2005 году. Главная достопримечательность Нейльпидо – пагода Уппатасанти.

Мандалай – расположенный на берегу Иравади город с населением в один миллион человек. Здесь есть дворцовый комплекс, буддистские храмы, ночной базар и самый большой в мире рынок нефрита.

Крупные города Малайзии: Куала-Лумпур, Ихпог, Джохор-Бару, Кучинг.

Куала-Лумпур – столичный город с населением почти в два миллиона человек. Это финансовый, торговый и промышленный центр страны. Здесь много небоскребов, башни-близнецы Петронас одни из самых больших в мире, их высота – четыреста пятьдесят метров. В городе есть тематические парки (бабочек, птиц), музеи, заповедники, архитектурные и тематические достопримечательности.

Джохор-Бару – город в Малайзии с населением почти в девятьсот тысяч человек. Это крупный туристический, торговый, промышленный и культурный центр страны.

Кучинг – чуть ли не самый благоустроенный и красивый город Азии. Распложен на реке Саравак. Население – триста двадцать пять тысяч человек. В городе много музеев, храмов, парков и статуй кошек.

Крупные города Индонезии: Джакарта, Бекаси, Депок, Макасар, Маланг, Сурабая, Медан, Семаранг, Тангеранг-Селатан, Суракарта, Бандунг, Тангеранг, Палембанг.

Джакарта (Сунда Келапа, Джаякарта, Батавия) – столица и самый большой город Индонезии. Расположен на острове Ява, в месте впадения в Бенгальский залив реки Чивилунг. Население – больше девяти с половиной миллионов человек. Крупный промышленный, транспортный, культурный и туристический центр. Кроме разных достопримечательностей, в Джакарте построены семьдесят четыре небоскреба, самый большой из которых имеет двести шестьдесят два метра, достраивается небоскреб Signature Tower Jakarta высотой шестьсот тридцать восемь метров.

Сурабая – город с населением около трех миллионов трехсот тысяч человек. Расположен на острова Ява. Деловой и индустриальный центр.

Бандунг – город с населением чуть меньше трех миллионов человек. Расположен на острова Ява. Популярный город-курорт.

Бекаси – город с населением чуть меньше двух с половиной миллионов человек. Расположен на острове Ява. Рай для шопоголиков.

Медан – город с населением больше двух миллионов человек. Расположен на острове Суматра. Имеет храмы и церкви разных религиозных направлений.

Крупные города Филиппин: Манила, Кесон-Сити, Себу, Давао.

Манила – столица, но не самый большой город Филиппин с населением в один миллион восемьсот тысяч человек. Расположена на острове Лусон в месте впадения в Манильский залив реки Пасиг. Культурный, религиозный и промышленный центр. В Маниле много церквей и музеев. Из проблем можно отметить неразвитость инфраструктуры и экологические проблемы.

Кесон-Сити – самый большой город Филиппин. Население – чуть меньше трех миллионов человек. Расположен на острове Лусон. Крупный промышленный центр. Центр города – огромный, в четыреста гектаров, парк.

Давао – город на берегу залива Давао с населением больше полутора миллионов человек. Крупный промышленный центр.

Крупные города Брунея: Бандар-Сери-Бегаван, Куала Белайт, Пекан Тутонг, Сериа, Джерудонг.

Куала-Белайт – второй по величине город. Население – почти шестьдесят шесть тысяч человек.

Крупные города Восточного Тимора: Дили, Лоспалос, Саме, Мальяна, Суай, Айлеу.

Дили – столица и самый большой город страны. Расположен на острове Тимор. Население – чуть меньше ста девяноста четырех человек. Коммерческий, торговый и транспортный центр.

Остальные города Восточного Тимора небольшие – от пяти до пятидесяти тысяч человек.

Крупные города Камбоджа (Кампучия): Пномпень, Баттамбанг, Такмау

Пномпень – столица и самый большой город с населением чуть больше одного миллиона трехсот тысяч человек. Расположен в месте слияния трех рек – Меконг, Тонлесап и Бассак. В городе есть королевский дворец, Серебряная пагода, монастырь, Олимпийский стадион. Олимпийский стадион Олимпийских игр не принял ни разу.

Баттамбанг – город с населением в двести пятьдесят тысяч человек. Крупный транспортный, промышленный, административный и культурный центр. Уютный малоэтажный город в колониальном стиле с храмами, пагодами, резиденцией губернатора и огромным рынком Пса Нат.

Особенности Юго-Восточной Азии

Все страны Юго-Восточной Азии объединяет очень высокий естественный прирост населения и, как следствие, преобладание детского и молодого населения над пожилым. Главная особенность всех без исключения стран Юго-Восточной Азии – невероятно быстрое развитие, которому способствовал целый комплекс благоприятных факторов.


Географически регион расположен в стратегически важном месте – на пересечении между Тихим и Индийским океанами. Регион обладает богатыми запасами полезных ископаемых и природных ресурсов, причем правильно использует эти богатства. Регион имеет очень дешевую, но в то же время достаточно квалифицированную рабочую силу. Модель развития стран данного региона – экспортонаправленная – выбрана чрезвычайно удачно. Велик процент иностранных инвестиций. Регион обладает благоприятным для сельского хозяйства климатом и богатыми рыбой и другими морепродуктами океанами. Наиболее развитые страны не упускают из виду ни одно достижение современной науки. Семимильными шагами развивается туризм.

Природные области Юго-Восточной Азии

Часть Филиппинских островов, Индокитай и Индостан расположены в субэкваториальном поясе. Из-за неравномерного распределения осадков здесь сформировалось несколько природных зон. Это зона саванн, зона кустарникового редколесья, зона сезонно-влажных муссонных лесов и зона субэкваториальных лесов.

Субэкваториальные леса расположены в областях с обильными осадками. В них произрастает много разных деревьев, присутствует ярко выраженная ярусность. Они труднопроходимы.


Зона, где осадков выпадает в два раза меньше, чем в субэкваториальных лесах, называется сезонно-влажными муссонными лесами. Это тенистые, многоярусные листопадные или вечнозеленые леса.

При уменьшении осадков муссонные леса сменяются зонами кустарникового редколесья и саванн. Деревья постепенно мельчают, исчезают, заменяясь сначала кустарниками, затем – высокотравными злаками.

Часть Филиппинских островов, Малайский архипелаг, полуостров Малакка, Шри-Ланка расположены в экваториальном поясе. Здесь царствуют экваториальные леса. Это самые богатые по видовому составу леса. Ярко выражена ярусность. В горах выражена высотность: вечнозеленые леса сменяются листопадными, затем кустарником и лугами.

Растения Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии выращивают чай, кофе, цитрусы, манго, бананы, пряности, рис, хлопок, просо. В лесах произрастает множество видов деревьев, лиан, эпифтиов, кустарников, злаков, цветов, папоротников. Леса очень страдают от безжалостной вырубки.

Диптерокарпусы – это вечнозеленые деревья высотой до шестидесяти метров. Относятся к семейству диптерокарповые. Ствол больше десяти метров в обхвате, маловетвящийся, стройный, с компактной кроной и кожистыми очередными листьям. Плод – орех с парой крыльев, невскрывающийся и деревянистый.

Стрекулии – деревья с раскидистой кроной. Относятся к семейству мальвовые. Листья простые, очередные. Цветки собраны в кисти и имеют неприятный запах.

Альбиции – деревья и кустарники семейства бобовые. Имеют очень красивые шаровидные соцветия. Отличительная особенность цветов – очень длинные тычинки.

Фикусы – вечнозеленые или листопадные растения. Относятся к семейству тутовые. Самые известные фикусы – инжир, каучуконосный, бенжамина, сикомор. Листья цельные, очередные. Содержит млечный сок. Плоды – сикониумы.

Пальмы – древесные растения семейства однодольных. Ствол не ветвится или отсутствует. Листья перистые или веерные. Могут иметь вид лианы или кустарника.

Бамбуки – вечнозеленые растения семейства злаковые. Очень быстро растет. Ствол (стебель) имеет высоту до одиннадцати метров, сильно ветвится только в верхней части. Листья ланцетовидные, черешки короткие.


Тиковое дерево – листопадное дерево с ценной древесиной. Относится к семейству яснотковые. Может вырастать до сорока метров. Кора серо-коричневая, листья большие, овальные. Цветы белые, душистые, собраны в большие метелки.

Саловое дерево – вечнозеленое или листопадное дерево семейства диптерокарповые с ценной древесиной. Может вырастать до тридцать пяти метров в высоту и обхват ствола иметь почти двадцать метров.

Сандаловое дерево – дерево с ценной древесиной. Относится к семейству бобовых. Невысокое – не выше восьми метров с перистыми трехлопастными листьями.

Животные Юго-Восточной Азии

Животный мир разнообразен. Здесь водятся носороги, дикие быки, шакалы, гиены, олени, антилопы, леопарды, тигры, красные волки, обезьяны, лори, слоны, медведи, тапиры. Из птиц водятся попугаи, павлины, фазаны, дикие куры, скворцы, дрозды. Их рептилий водятся крокодилы, ящерицы (самая большая – комодский варан). Много змей – ядовитых и нет (питоны, гадюки)

Рельеф Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии есть как горы, так и равнины. Север полуострова Индокитай занят высокими горными хребтами. К югу их высота постепенно снижается. Между ними, в долинах, протекают крупные реки, которые в своих дельтах образуют аллювиальные низменности. Малайский архипелаг имеет сильно расчлененную поверхность с большим количеством вулканов, как действующих, так и потухших. Почти всю его поверхность занимают горы или возвышенности. Неширокие низменности есть только у побережья.

Достопримечательности Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии множество достопримечательностей, как природных, так рукотворных.

В Бирме это деревни на сваях озера Инле, пещеры Падалин со следами жизни времен палеолита, буддистский монастырь на потухшем вулкане Попа. Золотая стометровая пагода Шведагон, зеркальный лабиринт комплекса Ботатхаун, знаменитый лежащий Будда в Чаутхачжи пайя.

В Лаосе пещеры Ванг Вьенга с буддистскими святилищами, гротами, реками, сталактитами и сталагмитами. Пха Тхат Луанг – символ Лаоса, Сиенгкхуанг – долина кувшинов.

Во Вьетнаме цветущие лотосы озера Транг, залив Халонг с его неземными пейзажами, разноцветные дюны. Конфуцианский храм Ван Миеу, пагоды Линь Унг и Лонг Шон.

В Таиланде морские парки и заповедники: Пханг Нга с островом Джеймса Бонда, Ко Панак с его многочисленными гротами, Анг Тонг, коралловые рифы архипелага Пхи Пхи. Королевский дворец, изумрудный Будда Ват Пхракэу, Ват Пхо, старинная часть города Аюттхая.

В Камбоджа есть удивительная ферма с цветущими лотосами. Храмовые комплексы Ангкор-Ват, Бантеайсрей храмы Пном-Бакхенг, Байон, Неак-Пеан.

В Малайзии – Пещеры Бату, следы древнего человека в национальном парке Ниах. Храм Шри Махамариамман, Масджид-Джаме – старейшая мечеть, Бангунан-Султан-Абдул-Самад – дворец последнего султана.

В Сингапуре – дикий тропический лес прямо в центре города – Букит Тима – природный заповедник.

В Брунее есть множество наблюдательных башенок Букитшахбандара. Королевская мечеть Омара Али Сайфуддина.

На Филиппинах самый маленький в мире действующий вулкан острова Лусон, изумительной красоты коралловые рифы, национальные парки и заповедники.

В Индонезии Гуунг-Лесе – заповедник с последними в мире суматранскими носорогами, пещера Гоа-Лавах, полная летучих мышей. Храмовый комплекс Боробудур, батаксий остров Самосир, храм Пура Танах Лот.

Читайте также: