Первое учение отрокам феофана прокоповича кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Феофан Прокопович (в миру Елеазар), родился в июне 1681 г. в семье киевского купца. Поскольку он рано лишился родителей, его воспитанием руководил дядя - ректор Киевской коллегии, известный и уважаемый в городе человек, славившийся образованностью и красноречием. Четыре года, проведенных в его обществе, чрезвычайно много дали живому и восприимчивому мальчику. К несчастью, дядя тоже вскоре скончался. Перед смертью он слезно просил киевского митрополита Варлаама не оставить своей заботой племянника. Митрополит пообещал следить за ним и определил мальчика в Киевскую духовную коллегию. В ту пору это было лучшее учебное заведение во всей Восточной Европе. При обучении упор здесь делался на изучение языков, прежде всего латинского. Елеазар, отличавшийся великолепными способностями и необычайным трудолюбием, вскоре стал первым учеником.

Летом 1697 г., окончив философское отделение коллегии, Елеазар испросил у митрополита Варлаама разрешение продолжить учебу за границей. Миновав польскую границу, он перешел в униатство и принял в Битевском базилианском монастыре монашеский постриг, после чего получил имя Самуила. В сентябре 1698 г. юноша прибыл в Рим. Здесь он поступил в иезуитскую коллегию св. Афанасия, готовившую католических миссионеров для работы в православных странах. Это учебное заведение пользовалось громкой и заслуженной славой. Состав ее преподавателей был очень сильным. При коллегии имелась богатая библиотека, позволявшая получить много дополнительных знаний. Самуил вполне воспользовался открывшимися перед ним возможностями и приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских философов, а также в древней классической литературе. В октябре 1701 г. состоялась защита его диссертации, на которой присутствовал сам папа Климент XI. Самуил проявил такие блестящие познания, что, минуя степень магистра, ученый совет сразу присвоил ему степень доктора богословия. Вскоре после этого он покинул Рим и отправился на родину.

В Киеве Прокопович вернулся в православие и, вновь приняв пострижение, получил имя Феофана. В 1704 г. он сделался лектором Киевской Духовной Академии (так с 1701 г. стала именоваться прежняя коллегия). В 1706-1707 гг. Феофан преподавал здесь поэтику и риторику, в 1707-1711 - философию и, наконец, в 1711-1715 гг. – богословие. Эта эпоха его жизни была отмечена напряженной научной и образовательной деятельностью. По всем преподаваемым им предметам он составил руководства, замечательные для своего времени легкостью изложения и отсутствием схоластических приемов. Кроме того Феофан задумал выпустить полное изложение всей системы православного богословия в четырнадцати трактатах, однако успел закончить из них только семь.

Виной тому стала резкая перемена в судьбе Феофана, открывшая перед ним широкие горизонты политической карьеры. Впервые он привлек к себе внимание Петра I в июне 1706 г., когда ему выпала честь обратиться к царю с приветственной речью по случаю посещения им Киевского Софийского собора. Три года спустя, 10 июля 1709 г., когда царь проезжал через Киев после Полтавской победы, Феофан снова держал перед ним хвалебную речь, и сумел блеснуть не только красотой слога, но и замечательным политическим глубокомыслием. Он прекрасно понял насколько важна была для Петра победа под Полтавой и какое значение она могла иметь для будущего. Царь не забыл понравившегося ему проповедника. В 1711 г. он вызвал Феофана к себе в лагерь в Яссах, где тот выступил с панегириком в очередную годовщину Полтавской виктории. Эта поездка стала первым шагом на пути возвышения Феофана. В 1711 г. Петр назначил его ректором Киевской Академии и игуменом Киево-Братского монастыря. В 1716 г. он вызвал Прокоповича в Петербург. На первых порах тот стал чем-то вроде статс-секретаря и ученого советника при Петре, редактируя проекты законов и государственных актов. По ночам он занимался переводами присланных царем книг. Каждую неделю в главных соборах столицы звучали горячие, умные проповеди Феофана с разъяснениями государственной политики, а во время частых приемов при дворе ему отводилась роль собеседника для важных иностранных персон. Любое поручение царя Феофан выполнял скоро и блестяще. Из всех современных Петру служителей церкви он, без сомнения, являлся самым подходящим сотрудником в деле преобразования России, поскольку безусловно разделял все воззрения государя и был твердо убежден в том, что старомосковская Русь отжила свое.

После кончины в начале 1725 г. Петра I, Феофан продолжал играть видную роль в политике. Он был на стороне Меншикова, который возвел на престол Екатерину I. Только после ее смерти, когда при юном Петре II к власти пришли противники петровских преобразований, положение Феофана пошатнулось. Временами оно делалось прямо угрожающим, но благодаря исключительной ловкости он сумел избежать полной опалы и падения. Выждав удобный момент, Прокопович в конце концов одержал верх над своими могущественными врагами. Во многом благодаря ему были расстроены замыслы верховников, попытавшихся в 1730 г. (после скоропостижной смерти Петра II) ограничить самодержавие и ввести в России аристократическое правление. Императрица Анна I знала и ценила заслуги Феофана. При ней звезда Прокоповича снова поднялась. На всех приемах он находился рядом с императрицей и как мог старался придать ее двору видимость образованной утонченности. Он даже взял на себя роль придворного поэта и творца хвалебных од, в которых, правда, было больше холодной напыщенности, чем подлинного чувства. Но как бы то ни было, влияние ловкого малоросса на государыню до самой его кончины оставалось столь значительным, что даже Бирон и Остерман вынуждены были иногда прибегать к его помощи. Умер Прокопович в сентябре 1736 г.

Перу выходца из Киевской митрополии, церковного и государственного деятеля, богослова и сочинителя Феофана Прокоповича (1681–1736) принадлежит несколько катехетических пособий. Все они были опубликованы без указания его авторства, а часть из них вышла из печати уже после его кончины.

Но Прокопович, как представляется, обращается к этому жанру далеко не случайно: для него это возможность не просто создать вероучительный компендиум, но и опровергнуть взгляды своих противников, слишком увлеченных, как считал Феофан, католической схоластикой.

Два основных катехетических сочинения Феофана также были опубликованы лишь после его кончины. Их атрибуция долгое время представляла значительную сложность, поскольку на титульном листе изданий имя автора не указано. Тексты, вне всякого сомнения, связаны между собой генетически, хотя и отличаются как формой изложения, так и объемом богословского материала.

«Книжица, сочиненная трудами бывшего Святейшего Правительствующего Синода вице-президента преосвященного Феофана Архиепископа новгородского и великолуцкого, который преставися в Санкт Питербурхе в 1736 году, и в подлинной в заглавии рукою его написано тако:

“Извещение о деле сей книжице”:

“Желая аз послужити его царского величества и народней нужде, написал по моей силе сию книжицу учения христианского, но понеже и сама та нужда требует, и государево намерение есть, дабы учение сие было краткое и простое для удобнейшего отрочего изучения и памяти в том исповедую погреших я, что разширил на потребу сие дельце, однако я против моего намерения погрешил, я быв бо намерен, вельми кратко написати; да когда тщуся чтоб было се ясно, чтоб не было что скудно, и недовольно, и неизвестно: в самом деле, дело возрасло. А и так мню, много недовольно, и скудно есть. Суди ж сие от инной коей нибудь потребе, яко начинаещим учитися долгое, а совершенным недовольное. Се же мое погрешение награждая потщуся написати другую книжицу простейшую. И так краткую чтоб была четвертая сего или третия часть величиною. Аще Бог восхощет и живи будем.

А как сию, так и оную (когда сочиню) книжицу (аще со всяким опасением блюду себе. Дабы что не положить самовольное и неизвестное, но все было б от писаний божественных) подлагаю церковному разсуждению под правилом слова Божия.

«Учитель: Се все вкратце предложих тебе, еже нужно есть человеку ведати, яко прямый путь, ведущий в живот вечный: ты же внял ли еси?

Ученик: Внял, учителю, но еще лучше объясни и доводами закрепи, да не зыблется вера моя.

Описанные выше два рукописных катехизиса Прокоповича (соответственно, 1717 и 1731/33 гг.) были опубликованы лишь через 30 лет после смерти Феофана. Нельзя сказать со всей определенностью, почему именно тогда возникла идея напечатать его катехетические сочинения. Первая попытка была, вероятно, предпринята еще в 1764 г. Упоминание об этом издании сохранилось лишь в материалах Синодальной типографии; 37 само издание в настоящее время не известно. Вторым, косвенным свидетельством о его существовании служит предложенный Сенату в 1764 г. историком и общественным деятелем В. В. Крестининым (1729–1795) план устройства малых школ, в котором для целей религиозного обучения предлагалось использовать печатный малый катехизис Прокоповича. 38

В любом случае, даже если печатные катехизисы Прокоповича и не употреблялись в качестве непосредственных учебных пособий, они оказали определяющее влияние на последующую катехетическую традицию в России. Свидетельством этого служит влияние текстов Феофана на вероучительные сочинения митрополита Платона (Левшина, 1737–1812), которые и стали впоследствии базовым учебником не только в школах духовного ведомства, но и в светских учебных заведениях Российской империи. 59

Catechetical Writings of Feofan Prokopovich

The study analyzes the catechetical writings of Feofan Prokopovich, originality of their content and composition, as well as the history of their publication and the impact on the catechetical tradition in Russia.

Key words: Feofan Prokopovich, school catechism, book printing in the eighteenth century, Greek-Orthodox culture.

Антиох Кантемир. Сатиры и другие стихотворческие сочинения, с историческими примечаниями и с кратким описанием его жизни. СПб., 1762. С. 40.

Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689–январь 1725 г. / Сост. Т. А. Быкова, М. М. Гуревич; ред. и вступит. ст. П. Н. Беркова. М.; Л., 1958. С. 221. Последующие издания ― V.1721 2 , 27.VII.1722 4 , 1.II.1723 5 , IV.1723 7 , VI.1723 8 , VIII.1723 9 (Там же. № 136, 172, 189, 190, 190а, 193).

Ундольский В. М. Очерк славяно-русской библиографии с дополнениями А. Ф. Бычкова и А. Викторова. М., 1871. № 1619; Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. II. Описание славяно-русских книг и типографий 1698–1725 годов. СПб., 1862. С. 479.

Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010. № 1711.

Следом за первым, в 1722 г. вышли почти сразу еще два издания, соответственно, 24.IV и 28.VIII (Каталог русской книги кирилловской печати Петербургских типографий XVIII века (1715–1800). Л., 1971. № 30, 31, 35).

Ежов А. По каким книгам обучались у нас Закону Божию в XVIII столетии, и ― чему обучались? // Странник. Духовный журнал. 1896. Т. 1. Апрель. С. 597.

Ежов А. По каким книгам обучались у нас Закону Божию в XVIII столетии, и ― чему обучались? // Странник. 1896. Т. 1. Апрель. С. 597.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Пристанище Бродяги

March 2022
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

П рогулки по С анкт- П етербургу (14)

При Петре I сумели проявить себя многие незаурядные личности. В том числе и Феофан Прокопович, который был и проповедником, и государственным деятелем, и публицистом, и поэтом. Продолжительное время он руководил Святейшим Синодом. И, конечно же, он был одним из самых энергичных сподвижников Петра - его правой рукой в проведении церковных реформ. Понятно, что Феофан Прокопович был непростым человеком, с очень сложным и, говорят, даже жестоким характером. Однако, несправедливо будет не рассказать о той школе для сирот, которую он открыл на территории своей усадьбы на собственные средства. Может быть, на это повлияло то, что он сам с детства рос сиротой? А может быть, горячее желание самому опробовать собственные новые методы обучения? Вряд ли кто об этом сумеет теперь рассказать.

Пётр Великий часто делал Феофану подарки. Среди прочих подарков было и несколько деревень, и значительные денежные суммы. Это дало возможность Феофану вести в Петербурге собственное хозяйство. C 1715 г., на набережной реки Карповки (нынешний дом 4), находилось деревянное архиерейское подворье Феофана Прокоповича.

Со смертью Феофана школа была упразднена, и здание, конечно же, не сохранилось.

В 1835 на этом месте появилась Петропавловская больница, давшая в 1897 году начало Женскому медицинскому институту, который был основан на пожертвования (сейчас Медицинский университет им. И. П. Павлова). Во время Великой Отечественной войны на этой территории был расположен военный госпиталь.


19 сентября 1736 года умер известный государственный деятель Феофан Прокопович. В эпоху царствования Петра I он прославился своими проповедями, научными трудами и литературными произведениями. Мы вспомнили его самые значимые работы.

Проповеди

- Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание… Если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки – увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах, - писал автор.

Конечно, Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии.

Поэзия

- Полно ратовать, меч в ножны влагайте, Знамена совета тако ж возвышайте. Что пользы в войне? Война разоряет, Война убожит, а мир обогащает.

Не знаю, кто ты, пророче рогатый,

Знаю, коликой достоин ты славы.

Да почто ж было имя укрывати?

Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы.

Плюнь на их грозы!

Ты блажен трикрати,

Благо, что дал бог ум тебе здравый,

Пусть весь мир будет на тебя голосливый,

Ты и без счастья довольно счастливый.

Другие сочинения

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: