Фольклор разных народов россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авторы: И. В. Власова (Русские), Т. В. Лукьянченко, О. М. Фишман (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России), Н .И. Жуланова (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России: устное музыкальное творчество), А. Д. Коростелёв (Народы Поволжья и Приуралья), Н. И. Жуланова (Народы Поволжья и Приуралья: устное творчество), З. П. Соколова (Народы Западной Сибири), В. В. Мазепус (Народы Западной Сибири: устное музыкальное творчество), Н. П. Москаленко (Народы Южной Сибири), В. В. Мазепус (Народы Южной Сибири: устное музыкальное творчество), А. А. Сирина, В. С. Никифорова (Народы Восточной Сибири), Ю. И. Шейкин (Народы Восточной Сибири: устное музыкальное творчество), Н. А. Месштыб (Народы Приамурья, Приморьяи Сахалина), Н. А. Соломонова (Народы Приамурья, Приморьяи Сахалина: устное музыкальное творчество), Н. П. Батьянова (Народы Северо-Востока), А. С. Тарасенко (Народы Северо-Востока: устное музыкальное творчество), Ю. Д. Анчабадзе (Народы Северного Кавказа), М. И. Шилакадзе (Народы Северного Кавказа: устное творчество) Авторы: И. В. Власова (Русские), Т. В. Лукьянченко, О. М. Фишман (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России), Н .И. Жуланова (Народы Европейского Севера и Северо-Запада России: устное музыкальное творчество); >>

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра на­ро­дов Рос­сии, в том ви­де, в ка­ком она сфор­ми­рова­лась к мо­мен­ту её эт­но­гра­фи­че­ско­го изу­че­ния (т. е. при­мер­но ко 2-й пол. 19 в.), от­ра­жа­ет их слож­ную ис­то­рию в по­сто­ян­ном взаи­мо­дей­ст­вии друг с дру­гом, в раз­ных гео­гра­фи­че­ских, при­род­ных и хо­зяй­ст­вен­ных ус­ло­ви­ях. На тер­ри­то­рии Рос­сии сло­жи­лось неск. ис­то­ри­ко-куль­тур­ных зон с ха­рак­тер­ным хо­зяй­ст­вен­ным и куль­тур­ным ти­пом про­жи­ваю­щих там на­ро­дов.

Фольклор (от англ. folk+lore — "народная мудрость") — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

Примеры фольклора

Золушка

"Золушка" — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Золушка", 1947, Ленфильм

Кровавая Мэри

Легенда о "Кровавой Мэри" (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя ("Кровавая Мэри") перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)

Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)

Фольклорист и фольклористика

Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).

Русский фольклор

tri bogatyria

"Богатыри", Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: "Петушок — золотой гребешок", "Курочка Ряба" или "Колобок".

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с "городской легендой");
  • былички (рассказ "очевидца" о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Лирические произведения

Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения

Это: народные драмы.

Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Узнайте также, что такое Эпитет.

Особенности фольклора

Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

Устная форма

В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения.

Народность фольклора

Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.

Вариативность

В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка "Царевна-лягушка" имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).

Анонимность

Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно. Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными.

Коллективность

Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.

Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.

Историчность

Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.

Фундамент — традиции

Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.

Кумулятивность

Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.

Контакт между исполнителем и слушателем

Существует непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.

Повторяемость (или цикличность)

Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.

Фольклор в музыке

Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.

Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).

Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как "Во поле берёза стояла". Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Русская народная песня "Во поле берёза стояла"

Фольклор и литература

Сходства между фольклором и литературой

Очень важная часть общего развития мировой культуры и литературы — это отношения литературы и фольклора.

Литература всех народов мира была рождена на основе устного народного творчества, а оно появилось ещё до письменности.

Для каждой нации эти процессы происходили в различные исторические времена.

Обращение фольклора в литературу всегда происходило с применением в литературе жанров фольклора (сказки, предания и т. д.) и художественных средств (тропов).

Фольклор является результатом специфического видa поэтического творчества. Однако литература также поэтическое творчество. И на самом деле между фольклором и литepaтypoй, одновременно как между фольклористикой и литepaтypoвeдeниeм, присутствует непосредственная взаимосвязь.

Различия между фольклором и литературой

Фольклор и литература совпадают по многим поэтическим жанрам (за исключением некоторых, которые возможны исключительно в литературе или лишь в устном народном творчестве).

Однако исследования показывают, что структура фольклора и литературы различна. Фольклор имеет свои структурные особенности и законы (например, использование параллелизмов и повторений).

Правильное произношение и использование слова "фольклор"

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения ("фольклёр" и "фольклор") допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание "народный фольклор". Однако это использование термина не совсем правильное, ведь "фольк" из слова фольклор уже означает "народное", таким образом, если говорить "народный фольклор", то мы повторяем "народный" дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Культура многонациональной России

Эта черта явно обозначилась еще в XVI веке, когда завершилось объединение разрозненных княжеств в одно государство со столицей в Москве. Поволжье и Приуралье привели в состав России множество населяющих их народов: татар, удмуртов, коми, башкир, и других. Позже владения русского царя расширились как в восточном, так и в западном, и южном направлениях, благодаря чему среди народов, населяющих государство Российское, появились коренные жители Сибири и Дальнего Востока, а также украинцы, поляки, финны, балтийские народы, народы Кавказа, Средней Азии и Казахстана.

Особенностью многонациональной России всегда был тот факт, что народы, входившие в состав страны, сохраняли свою национальную идентичность при активном культурном и социальном взаимодействии с русским этносом. Именно это впоследствии определило богатство и разнообразие культуры России, в которую свой вклад внес каждый народ. По данным последней переписи населения, которая была в 2010 году, в России проживает порядка 150 разных народов. Можно представить себе, насколько многогранными в таком случае являются российский фольклор и культурные традиции!

Культура многонациональной России


Искусство фольклора российских народов

Фольклор народов России — разноязыкое и многосложное явление, которое представлено произведениями народного творчества: танцевальными, песенными, сказительными. Они передаются от одного поколения другому, по мере взросления народа видоизменяются, преображаются, приобретая особую выразительность. Разумеется, на черты народного фольклора оказывают влияние и творчество русского народа, и многонациональных соседей.

В творчестве каждого народа нашли отражение его быт, трудовые и социальные отношения, природно-климатические условия, а также религиозные особенности. Ведь национальная идентичность характеризовалась не только сохранением языка и культуры, но и религии, благодаря чему к многонациональности России добавилась еще и многоконфессиональность.

Народный фольклор органично сочетает в себе различные жанры и манеры исполнения. Песни, танцы, сказки и легенды — у всего этого есть непременный визуальный образ, тесно связанный с представлением о национальном костюме, который часто помогает зрительно идентифицировать национальную принадлежность исполнителя, создает объемное, полное восприятие.

Культура многонациональной России


Самобытность и традиции народного костюма в истории России

Образцом народного русского костюма для нас традиционно считается женский сарафан и кокошник и мужская рубаха-косоворотка. Но при ближайшем рассмотрении хорошо заметными становятся региональные особенности костюма, его отличия, точно также, как у песенного и танцевального фольклора существуют отличительные черты в зависимости от того, о жителях каких областей России мы говорим — северные и южные районы, центральные регионы. И это только если рассматривать русский национальный этнос.

А если говорить о представителях иных этнических и национальных групп, то очевидными становятся их уникальные культурные признаки. Так например, среди народов Сибири и Дальнего Востока отслеживаются схожие традиции изготовления и внешнего вида народных костюмов. Эвенки, буряты, якуты, хакасы, тем не менее, сохраняют самобытность, столь ценную для ученых-этнографов. Финно-угорские, карельские народы также сохранили обычаи пошива национального костюма. Это же можно сказать о народах, населяющих государства современного ближнего зарубежья России — грузины, армяне, украинцы, белорусы, казахи, таджики и многие другие. Примечательно, что чем больше межнационального взаимодействия мы отмечаем в истории этих народов, регионов и стран, тем больше схожих черт мы видим в культуре, фольклоре и традициях. Это можно объяснить как практическими целями, когда перенимание тех или иных обычаев и порядков происходит на бытовом уровне, так и наличием единых политических и экономических задач и стремлением решать их конструктивно и сообща.

Культура многонациональной России

Культура многонациональной России

Сохранение национальных традиций народов России

Каждый народ, проживающий на территории Российского государства, сам по себе представляет собой ценный вклад в золотой многонациональный фонд нашей страны. Важно сохранять аутентичные черты, уникальность и традиции даже самых малочисленных национальных групп. Во многом эта миссия ложится на плечи историков, которые занимаются изучением народной культуры, фольклора и костюма, а также этнографов, которые тесно взаимодействуют с музеями народного быта, национального костюма, с народными музыкальными и танцевальными ансамблями, чтобы не просто сохранить бесценное наследие народа, но и познакомить с ним наших современников, передать культурные традиции следующим поколениям.


Фольклор каждого народа уникален и своеобразен. Русское творчество – это культурное наследие страны, которое передается от старшего поколения к младшему. Произведения, относящиеся к фольклору, не имеют конкретного автора. Сочиняли сказки, песни, поговорки и танцы все славяне. Творчество русского народа имело общие черты и одновременно обладало региональными отличиями.

Что такое фольклор?


Это одна из разновидностей искусства, которое выражается в сказках, потешках, частушках и т.п. Отличительная черта творчества отсутствие автора. Русский народный фольклор формируется путем передачи знаний и умений от старшего поколения к младшему. В итоге получается полноценное творчество либо зачатки для его дальнейшего развития.

Характерной особенностью подобного искусства считается коллективность. Иными словами, над созданием песни, поговорки и танца трудится не один человек, а сразу несколько. Многие эпические вещи зарождались во время народных гуляний и ярмарок.

Термин объединил в себе несколько разновидностей творчества:

  • Трудовые песнопения. Формировались в процессе работы (посев, вспахивание полей, сенокос). Представляют собой выкрики, напевы, сигналы.
  • Календарный фольклор (многочисленные заговоры и приметы).
  • Свадебное творчество.
  • Рекрутские причеты и поминальные причитания.
  • Необрядовое направление. Это небольшие жанры – пословицы, поговорки, приметы.
  • Устная проза – легенды, былины.
  • Фольклорный театр (кукольные представления, вертеп).
  • Детское творчество (потешки и колыбельные песенки).
  • Героический эпос: стихи, былины.
  • Художественное направление – сказки, романсы, баллады.

Жанры фольклора


Чтобы лучше разобраться с искусством российского народа стоит поближе познакомиться с его разновидностями, которых огромное множество.

Пословицы и поговорки

Широко используются в обиходе и в наши дни. Это один из самых интересных жанров. Доподлинно неизвестно, когда впервые появились пословицы и поговорки. Неоспоримым фактом является то, насколько точно лаконичное и образное выражение отражает ум славян и их опыт, накопленный за десятилетия.

Поговорка – это устоявшаяся веками фраза или сочетание слов. Их используют для украшения речи.

Приметы

Еще одна разновидность фольклора, которая за время своего существования претерпела немало изменений. Однако они не растеряли народной мудрости и порой актуальны в наши дни. Корни примет находятся в глубокой древности, когда славяне ощущали максимальное единение с природой. Они внимательно следили за событиями, происходившими в окружающей среде и связывали их между собой.

Спустя время свои наблюдения наши предки оформили словесно. Таким образом и появились приметы, которые через века перенесли знания, собранные в древности.

Несколько поверий, связанных с погодными явлениями:

  • Жаворонки летят – будет тепло, зяблики – холодно.
  • Из березы выделятся много сока грядет дождливое лето.

Отсюда и появилось подобное выражение, просыпание дорогостояще приправы означало горькие слезы и ссору. Также существует еще ряд бытовых примет, которые известны каждому россиянину.

Сказки


С древних времен сохранились и элементы детского фольклора. Позднее жанр сильно изменился под влиянием эстетических и педагогических функций, но своего существования сказки не прекратили.

Былины

Ранее их называли старины. Это русские героические песни, в основе сюжета исторические события или подвиги богатырей. Жанр зародился в Древней Руси и просуществовал вплоть до средних веков.
Однако, к девятнадцатому столетию утратил свою актуальность.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Множество песен народ сложил для годового цикла. На Масленицу люди пекли блины, выполняли обряды для проводов зимы и пели особые песни. Некоторые из этих традиций живы и в наши дни.

Семейный фольклор

Включает в себя малые жанры, такие как потешки, колыбельные, свадебные песни и поминальные причитания. Наименование раздела говорит само за себя. Данный фольклор существует с незапамятных времен. Причем его формирование происходит обособленно, в рамках одной семьи или близкого окружения.

Хотите знать, как появилось это выражение? Тогда слушайте! Когда будущему классику исполнилось пять лет, на Новый год ему презентовали чашку, которую парнишка просил в течение долгого времени. Обрадованный малыш поспешил рассказать всем о полученном презенте.

Колыбельные песни


Мифических созданий призывали для убаюкивания малышей. В наши дни это искусство практически забыто.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки побуждали малышей к действиям, приучали к гигиеническим процедурам, развивали мелкую моторику рук и рефлексы.
Вернуться к оглавлению

Свадебные песни

Также большое значение уделяли причитаниям. Они стали неотъемлемой частью праздника и представляли собой лирические повествования, описывающие переживания невесты, родителей и её подружек.

Окказиональный фольклор

Не соответствует классическим понятиям о народном творчестве. Носит индивидуальный характер, обусловленный специфическим поводом.

Заклички


Небольшие песенки, часто наполнены юмором и сопровождаются игровыми действиями. Фольклор русского народа богат на заклички. Сюжеты жанра разнообразны: о природе, погодных явлениях, магических существах, животных.

Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке.
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!

Считалки


Еще одна разновидность словесного творчества. Зародился много веков назад, но практически изжил себя в наши дни. Вам покажется удивительным и странным, но ранее считалки активно использовали взрослые. Таким образом они распределяли обязанности.

И не надо смеяться! Ведь в давние времена, многие работы были непросто тяжелыми, а опасными для жизни. Мало кто по собственной воле хотел браться за подобную деятельность. Поэтому на помощь приходили считалки. В итоге работа по-честному распределялась между всеми.

Заговор

Заключение

Народный фольклор – это тема, на которую можно рассуждать бесконечно долго, поскольку каждое направление уникально и интересно. Наши прадеды обладали колоссальными знаниями. Задача современников не растерять опыт, накопленный годами и по возможности возродить забытые традиции.

Читайте также: