Электроэнергетика дальнего востока кратко

Обновлено: 05.07.2024

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Площадь ДФО составляет 6 216 тыс. кв. км (36,4% от всей территории РФ), в округе проживает 6,5 млн. человек (4,6% численности населения России), при этом в течение продолжительного периода численность проживающих в ДФО сокращается в среднем на 1,2% в год. На долю Дальнего Востока приходится 4,6% суммарного объема валового регионального продукта, а темп роста ВРП на 1,5–2,0% отстает от общероссийского показателя.

В операционную зону ОДУ Востока межсистемными ЛЭП объединены Амурская, Приморская, Хабаровская энергосистемы и Южный район Якутской энергосистемы, образующие Объединенную энергетическую систему Востока (ОЭС Востока), потребление электроэнергии в которой составляет 70% (свыше 27 млрд. кВт•ч) от общего потребления ДФО. Камчатская, Магаданская, Чукотская, Якутская, Сахалинская энергосистемы работают изолированно. Помимо этого в Якутской энергосистеме изолированно друг от друга работают Центральный и Западный энергорайоны, а на Чукотке в аналогичном режиме работают три энергорайона.

Особенности энергетики Дальнего Востока, повлиявшие на определение регионального сценария реформы, можно объяснить таким перечнем проблем.
Слабая межсистемная связь между ОЭС Востока и ОЭС Сибири. Электрическая связь с Читинской энергосистемой на напряжении 220 кВ используется для взаимообмена в режимах одностороннего питания.

Значительный физический износ основных фондов как в генерирующем, так и в электросетевом комплексах, превышающий среднероссийский уровень.
Территориальная рассредоточенность точек генерации и основных энергопотребляющих районов при наличии сетевых ограничений, не позволяющих восполнить недостаток мощности на энергодефицитных территориях. Так, ограничена пропускная способность электрической сети в сечениях Зейская ГЭС – восточная часть ОЭС Востока, Хабаровская энергосистема – Приморская энергосистема, Приморская ГРЭС – юг Приморья; ограничена выдача мощности Бурейской ГЭС, Комсомольских ТЭЦ – 2, 3, Хабаровских ТЭЦ – 1, 3, Амурской ТЭЦ-1, не обеспечена выдача мощности Нерюнгринской ГРЭС в сеть ОЭС Востока с требуемой надежностью по одной двухцепной воздушной линии 220 кВ.

Для изолированных энергосистем сохраняются проблемы содержания увеличенного резерва мощности, использования дизельных станций с высокими удельными показателями стоимости генерации, логистические и ценовые риски топливообеспечения ДЭС, сложная топология, протяженность и высокий износ ЛЭП всех типов.

Приведенный перечень не является полным и не включает вопросы, актуализировавшиеся в последние годы, – энергообеспечение саммита АТЭС, объектов ВСТО и многие другие.

С учетом того что ОЭС Востока была отнесена ко 2-й неценовой зоне оптового рынка, ФСТ России и региональные регулирующие органы в полной мере используют полномочия по регулированию тарифов, обеспечивая выполнение указанного ранее требования. В результате энергетика Дальневосточного региона, находясь под тарифным прессом, начала генерировать не только электроэнергию, но и убытки, не получая НВВ (необходимую валовую выручку), достаточную не только для расширенного, но и простого воспроизводства. Это, в свою очередь, усугубляет тяжелое техническое состояние отрасли, способствует росту удельных издержек и увеличивает тем самым разрыв между экономически обоснованным и нормативно установленным уровнями тарифов. Круг замкнулся.

Эта точка зрения, на мой взгляд, представлялась наиболее привлекательной из всего спектра предлагаемых вариантов корпоративного строительства, поскольку позволяла в достаточно сжатые сроки исключить дублирование многих функций управленческого характера и существенно упростить корпоративные процедуры.

Корпоративно-финансовая консолидация энергоактивов ОЭС Востока с большой долей вероятности действительно будет способствовать росту капитализации.

Вместе с тем принятая за основу стратегия содержала достаточно большое количество недоговоренностей, что потенциально увеличивало риски реализации проекта реформирования энергетики Дальнего Востока.

Государство должно признать наличие проблемы дальневосточной энергетики, квалифицируя ее не в качестве отраслевой либо региональной, а как вопрос, имеющий общенациональное звучание. Казалось бы, это уже сделано: еще в декабре 2006 года Совет безопасности России принял соответствующее решение, но анализ итогов его исполнения, равно как и многочисленных поручений Президента РФ и Правительства России, показывает, что упомянутые документы не имеют общесистемного характера, а их исполнение со стороны федеральных органов управления – неудовлетворительно. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года содержит слабо проработанную энергетическую компоненту, которая нуждается в существенной детализации и подлежит уточнениям принципиального характера.

Поэтому в кратчайшие сроки необходимо доработать и утвердить на правительственном уровне Стратегию развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 года, обеспечив синхронизацию мероприятий, предусмотренных этим программным документом, с планами развития других отраслей ТЭК, региональными программами социально-экономического развития, инвестиционными намерениями крупных хозяйствующих субъектов. Необходимо снять с повестки дня главный тезис государственной тарифной политики о необходимости обеспечения темпа роста энерготарифов на Дальнем Востоке ниже индекса инфляции. Тарифы должны предусматривать уровень НВВ, обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат энергокомпаний.
В силу низкой инвестиционной привлекательности строительства объектов энергетики в регионе следует признать, что в среднесрочной перспективе финансирование развития энергетической инфраструктуры возможно преимущественно за счет бюджетных и тарифных источников.

Важно сделать вывод что Министерство энергетики Российской Федерации до настоящего времени пока не стало полноценным штабом отрасли. Не выработана согласованная методика прогнозирования энергопотребления на среднесрочный период, а следовательно, не сформированы целевые параметры развития электроэнергетики.

Между тем указанные соглашения являются уникальным инструментом взаимного контроля, мониторинга исполнения инвестиционных обязательств энергокомпаний, обязательств субъектов РФ по обеспечению заявленного уровня энергопотребления, формализации отношений с инвесторами в иных отраслях и, в конечном итоге, важнейшим элементом проведения государственной энергетической политики в регионах.

1 Дополнительно проанализировать целесообразность перевода на единую акцию всех энергокомпаний Дальневосточного региона и рассмотреть вариант распространения принципа единой акции только на зону ОЭС Востока.

4 Завершить процесс формирования дочерней ремонтно-строительной сервисной компании с учетом саяно-шушенских уроков: использование аффилированных структур в качестве подрядчика должно основываться исключительно на конкурсной основе.

6 Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности учреждения дочерней единой снабженческо-закупочной компании, ориентированной в первую очередь на централизованные поставки твердого топлива и нефтепродуктов, обеспечивая синергетический эффект за счет оптимизации логистики, объемов закупки, совершенствования системы взаиморасчетов с поставщиками. Вновь напомню о необходимости соблюдения всех норм законодательства, регламентирующих закупочную деятельность.

7Завершить формирование объединенной энергосбытовой компании, консолидирующей сбытовые активы вне Дальневосточного региона. Учитывая прибыльность большинства энергосбытов, важно предусмотреть механизм использования части прибыли для финансирования наиболее значимых инвестиционных проектов на Востоке России.

Уверен, что приоритетное решение перечисленных задач является залогом поступательного движения дальневосточной энергетики.

Электроэнергия и тепло для Дальнего Востока

Энергетика Дальнего Востока. Год 2011

Дальний Восток трудно назвать регионом с тропическим климатом, здесь основой нормальных жизненных условий было, есть и будет обеспечение тепловой и электрической энергией. Вот беглый обзор крупных объектов генерации, перешедших под управление РусГидро в 2011 году – его будет вполне достаточно, чтобы лучше понимать причины оттока населения из региона и в разы снизившейся трудовой миграции в обратном направлении, несмотря на все проекты развития, которые старается реализовать правительство России.

Степень износа генерирующих мощностей Дальнего Востока была причиной того, как выглядели основные производственные показатели в сравнении с такими же показателями электростанций, входивших в состав ЕЭС России. Вот данные по состоянию на январь 2013 года:

  • удельный расход топлива на производство 1 кВт*часа в ДФО был выше на 16,7%;
  • расход электроэнергии на собственные нужды электростанций – выше на 67,9%;
  • коэффициент использования установленной мощности – ниже на 17,3%.

Состояние системы линий электропередач описывает такой показатель, как плотность километров ЛЭП на квадратный километр территории. В южной части ДФО плотность электрических сетей ниже, чем на территории, входящей в состав ЕЭС, в 2,8 раза, в северной части ДФО этот показатель ниже в 14 раз.

География и климат против реформ Чубайса

Эти данные – самое простое и наглядное объяснение причины, по которым реформы РАО ЕЭС России на территории ДФО оказались просто невозможны. Основной целью реформирования ЕЭС, напомним, было разделение энергетической отрасли страны на две части – на естественно-монопольную, к которой отнесли систему передач электроэнергии и диспетчерское управление энергосистемой, и на ту, в которой возможно создание конкурентной среды, то есть на производство электроэнергии. По замыслу реформаторов, в конкурентный сектор после аукционной приватизации должны были прийти частные компании, чтобы начать бороться за потребителя, внедряя новые и новые усовершенствования, снижая цену и так далее. О том, насколько теория совпала с практикой в той части России, которая охвачена Единой Энергетической Системы (ЕЭС), стоит поговорить отдельно, не в этой статье. Рыночные отношения в энергосистеме ДФО невозможны даже в настоящее время, поскольку пока не удалось полностью устранить следующие факторы:

  • локализованный характер производства;
  • наличие большого количества изолированных энергетических районов;
  • высокий расход топлива на единицу выработки энергии;
  • высокая доля потерь в сетях и на работу самих объектов генерации.


Гидроэнергетики осваивают тепловую генерацию

Николай Григорьевич Шульгинов возглавил РусГидро решением совета директоров компании 15 сентября 2015 года, и уже с начала 2016 года началась реализация программы снижения расходов, результатом которой всего за год стало снижение операционных издержек на 9 млрд рублей, инвестиционных затрат – еще на 26 млрд рублей. Как Шульгинов высказался в том же интервью:

Удалось решить эту задачу или нет, можно и нужно судить по результатам деятельности РусГидро – нам ведь не так уж важно детальное знание об организационных изменениях внутри компании, намного важнее посмотреть на полученный к настоящему времени, к осени 2019 года, результат.

Энергетика Дальнего Востока. 2019 год, промежуточные итоги

20 декабря 2016 года состоялась торжественная церемония завершения строительства второй очереди Благовещенской ТЭЦ. Для решения проблем обеспечения столицы Амурской области теплом и электроэнергией на ТЭЦ были смонтированы тепловой котел, турбоагрегат, силовой трансформатор, построена новая градирня, реконструированы объекты топливоподачи, наружные сети, станцию оснастили самыми современными электрофильтрами. В результате Благовещенская ТЭЦ увеличила электрическую мощность с 280 до 404 МВт (на 204 МВт), тепловую мощность – с 817 Гкал в час до 1005 Гкал в час (на 188 Гкал в час), при этом экологическая обстановка, несмотря на увеличение объемов сжигаемого угля, не ухудшилась. Был введен четвертый по счету турбоагрегат мощностью 124 МВт, новый котлоагрегат, построили новую градирню, модернизировали и расширили открытое распределительное устройство для выдачи электроэнергии. Ввод в строй второй очереди Благовещенской ТЭЦ позволил закрыть несколько самых старых и неэффективных городских котельных – воздух в городе стал почище, а обеспечение теплом надежнее, в том числе и в новом городском микрорайоне, Северном.

28 ноября 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев в режиме телемоста дал старт пуску первой очереди Якутской ГРЭС-2 – самой мощной тепловой электростанции Дальнего Востока, построенной в постсоветский период. Установленная электрическая мощность станции – 193,48 МВт, тепловая – 469 Гкал в час, плановый объем годового производства составляет 1’440 млн кВт*часов и 1’905 тысяч гигакалорий, топливо – природный газ Средневилюйского газоконденсатного месторождения. Сооружения станции расположены на двух уровнях – на основной площадке на горе Чочур-Муран и на вторичной площадке у подножия горы. В главном корпусе станции, построенной на основной площадке – четыре энергоблока мощностью 48,37 МВт каждый, генератор, котел-утилизатор и три пиковых водогрейных котла. Внизу, на вторичной площадке – центральный тепловой пункт, водоподготовительные установки и насосная станция с баками запаса воды.

Центральный район Якутии вместе со столицей республики тогда был изолирован от ЕЭС России, то есть энергоснабжение 400 тысяч человек зависело от работы Якутской ГРЭС, которая с 1970 года выработало все нормативные сроки эксплуатации. Первая очередь Якутской ГРЭС-2 не только частично заместила мощности ветерана энергетической отрасли, но и обеспечила резерв электрической мощности, не говоря уже о том, что теперь уровень надежности энергоснабжения стал значительно выше. Разумеется, работать строителям ГРЭС-2 пришлось не только на площадке самой станции – нужно было подвести трубопроводы для газа, построить газодожимную компрессорную станцию, установку для получения сжатого воздуха и азота, линии электропередач для подсоединения станции к распределительным сетям, трубопроводы для горячей воды и так далее. Если кто-то неожиданно запамятовал, то напоминаем, что Якутск располагается на вечной мерзлоте, поэтому все описанные этапы работы по возведению Якутской ГРЭС-2 требовали индивидуальных инженерных решений, обеспечивающих надежную работу каждого узла станции. Дополнительным бонусом для Якутска стала возможность закрыть наиболее старые, наиболее изношенные городские котельные, работавших на угле – воздух в зимнем городе остается все таким же морозным, но теперь в нем меньше угольной пыли и дыма.

До конца этого, 2019 года, в энергетике Дальнего Востока должны состояться сразу два знаковых события – планируется завершение сооружения и ввод в эксплуатацию Сахалинской ГРЭС-2 и ТЭЦ в Советской Гавани. Основное оборудование Сахалинской ГРЭС-2 было смонтировано еще в 2018 году, но пуск решили отложить на года, чтобы тщательно испытать новую станцию и в полном объеме подготовить ее к работе в сложных климатических и сейсмических условиях Сахалина. Топливом для Сахалинской ГРЭС-2 будет местный бурый уголь, который добывают на Углегорском и Горнозаводском месторождениях, что тоже обеспечивает жителей Сахалина дополнительными рабочими местами. Для того, чтобы решить проблемы с нагрузкой на экологию, на ГРЭС-2 уже построены две дымовые трубы 150-метровой высоты, смонтированы самые современные электрофильтры – энергетики делают максимум для того, чтобы новая станция была дружелюбной по отношению к окружающей среде. ТЭЦ в Советской Гавани даст возможность реализовать многочисленные проекты развития порта Ванино, надежно обеспечить теплом и электроэнергией сам поселок. Порт Ванино по планам развития ДФО должен стать одним из основных в регионе, чтобы обеспечить дальнейшую переориентацию российского экспорта с европейского рынка на рынок Юго-Восточной Азии, экономика которой уже несколько лет демонстрирует высокий темп развития.


РусГидро удается реализовать планы в самом непривычном для нее секторе – в тепловой энергетике, которой компания до 2011 года не занималась. Ошибки, задержки, организационные проблемы были неизбежны, как и в любом новом проекте для любой другой компании. Переход от привычной работы с гидроагрегатами и плотинами ГЭС к проектам электростанций, работающих на ископаемом топливе, стал интересным экспериментом, ничего похожего на который в истории советской и российской энергетики не было. Компетенции, опыт не могут появиться внезапно – на их обретение требуется время и работа, и РусГидро, как мы видим, эту работу провела. Пять совершенно новых объектов генерации в регионе за пять лет – такого результата не было на Дальнем Востоке даже в советские времена. Спроектированы и построены, надежно обеспечены энергетическими ресурсами по одной новой ТЭЦ или ГРЭС сразу в пяти субъектах ДФО – в Амурской и Сахалинской областях, в Якутии, в Приморском и Хабаровском краях. РусГидро, проектные институты и инжиниринговые компании получили опыт работы в каждом из этих субъектов, условия в которых друг на друга совершенно не похожи. Шестидесятиградусные морозы, полярная ночь и вечная мерзлота в Якутии, муссонный климат и тайфуны на Сахалине, паводковые риски в Амурской области, опыт использования площадок, на которых находились выработавшие свой срок объекты генерации, разные энергетические ресурсы – теперь опыт работы вот в таких условиях у РусГидро имеется. Новые компетенции компании позволяют ей уверенно смотреть на следующий этап работы, до начала которого остается совсем немного, да и мы с вами, сторонние наблюдатели, видим все основания надеяться, что на новых объектах старые проблемы уже не появятся.

Первый этап работ не станет последним

22 декабря 1950 года

Пущена первая очередь Комсомольской ТЭЦ-1.

1952 год

В Хабаровском крае электрифицировано семь колхозов и машинно-тракторных станций, введены в эксплуатацию шесть колхозных тепловых электростанций мощностью 150 кВт, сооружено четыре трансформаторные подстанции, 15,5 километра высоковольтных линий. В селе Богородском Ульчского района завершено строительство электростанции.

28 сентября 1954 года

Январь 1955 года

Вступила в строй электростанция в поселке Ургал. Комсомольская ТЭЦ-1 достигла проектной мощности 75 МВт и стала самой мощной на тот момент электростанцией в Хабаровском крае.

1957 год

1958 год

С организацией энергосистемы в крае началось возведение новых энергетических объектов, интенсивное развитие электросетевого и теплосетевого строительства. В те годы в крае продолжают расширяться Хабаровская ТЭЦ-1, Комсомольская ТЭЦ-2, начинается возведение Николаевской ТЭЦ.

С 1958 года велось проектирование ЛЭП 220 кв от Хабаровска до Райчихинской ГРЭС. И сразу началось сооружение первого ее участка через Биробиджан, Лондоко, Облучье длиной 479 километров с уникальным переходом через Амур. По мере сдачи участков этой линии выводились из работы малоэкономичные сельские дизельгенераторные станции, консервировались энергопоезда.

1960 год

Хабаровская ТЭЦ стала называться Хабаровской ТЭЦ-1.

1961 год

1964 год

Завершено строительство третьей очереди Комсомольской ТЭЦ-2. Ее установленная мощность достигла 109 МВт.


Декабрь 1965 года

Введена в эксплуатацию Амурская ТЭЦ.

1968 год

1969-1972 года

Завершено строительство четвертой очереди Комсомольской ТЭЦ-2 мощностью 100 МВт.

1990 год

В крае падают объемы промышленного производства. А во второй половине 1991 года начались глубокие преобразования в политической системе и системе местного самоуправления России и в Хабаровском крае, в частности. В декабре 1991 года СССР распался. Россия стала суверенным государством.

В это же время в России и в Хабаровском крае проходили радикальные социально-экономические реформы. Главная политическая составляющая объявленных реформ состояла в смене общественного развития. Основной задачей экономической реформы 1992 года стало создание рыночных регуляторов в российской экономике и ликвидация ранее действовавшей системы государственного регулирования.

2 января 1992 года

В начале и середине 1990-х годов происходит ряд реструктуризаций энергосистемы Дальнего Востока.

7 мая 1993 года

17 июня 1996 года

2001 год

Правительство РФ начинает реформирование электроэнергетики. Основная цель - повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций и вместо прежних - вертикально-интегрированных региональных энергокомпаний - создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

В середине 2000-х гг. продолжилась реформа энергосистемы Дальнего Востока.

15 декабря 2005 года

10 августа 2006 года

1 января 2007 года

1 января 2007 года

В 1949 году Совет министров СССР принял решение возобновить строительство законсервированной на время Великой Отечественной войны Хабаровской ТЭЦ мощностью 125 МВт. 28 сентября 1954 года были пущены первый котел и первая турбина Хабаровской ТЭЦ-1. К 1972 году на станции было установлено 9 турбин и 16 котлов разных марок. Окончательная мощность достигла 485 МВт. В 2005 году началась газификация Хабаровской ТЭЦ-1. В настоящее время восемь угольных котлоагрегатов из 15-ти переведены на газовое топливо, что позволило значительно сократить вредные выбросы в атмосферу и образование золошлаков.

Установленная мощность - 435 МВт/1200,2 Гкал/ч

Выработка - 1 566 млн кВт/ч; 3150 тыс. Гкал

Установленная мощность - 720 МВт/ 1640 Гкал/ч

Выработка - 3 222 млн кВт/ч; 2987 тыс. Гкал

Введена в эксплуатацию в 1935 году. В 1939 году мощность станции достигла 30 МВт; на тот момент это была самая мощная электростанция на Дальнем Востоке. Первой на материке начала использовать природный газ (1987).

Установленная мощность - 240,5 МВт/ 786 Гкал/ч

Выработка - 924 млн кВт/ч; 1724 тыс. Гкал

Установленная мощность - 360 МВт/ 1240 Гкал/ч

Выработка - 1 454 млн кВт/ч; 1430 тыс. Гкал

Амурская ТЭЦ-1 строилась для энергообеспечения целлюлозно-картонного комбината в городе Амурске. 5 ноября 1965 года были получены первые килловат-часы электроэнергии. Является единственным бесперебойным источником тепловой и электрической энергии в Амурске.

Установленная мощность - 285 МВт/ 1169 Гкал/ч

Выработка - 682 млн кВт/ч; 658 тыс. Гкал

Установленная мощность - 80,85 МВт/ 15,4 Гкал/ч

Выработка - 215 млн кВт/ч; 36,6 тыс. Гкал

Николаевская ТЭЦ

Установленная мощность - 130,6 МВт/ 321,2 Гкал/ч

Выработка - 296 млн кВт/ч; 335 тыс. Гкал

Установленная мощность - 0 МВт/ 610 Гкал/ч

Ежегодный объем выработки тепловой энергии - 878 тыс. Гкал

Установленная мощность - 0 МВт/ 70 Гкал/ч

Выработка - 28 тыс. Гкал

Электростанции филиала становились победителями в муниципальных, краевых и общероссийских этапах конкурса «На лучшую организацию работы в области охраны труда.

В начале ноября Дальневосточная генерирующая компания объявила конкурс по выбору проектной организации для строительства Хабаровской ТЭЦ-4.

На этой же площадке следом собирались строить и вторую очередь станции мощностью 540 МВт электрической и 780 Гкал/ч тепловой энергии. В качестве источников финансирования проекта Юго-Восточной ТЭЦ рассматривались разные варианты: и привлечение иностранных инвесторов, и даже схема, по которой обычные хабаровчане могли стать акционерами новой ТЭЦ. Экономический спад середины 90-х и снижение энергопотребления Хабаровска заставили отказаться от реализации проекта.

Вторая попытка была предпринята в 2000-х. Было разработано предварительное технико-экономическое обоснование строительства Хабаровской ТЭЦ-4. Планировалось вывести станцию за пределы города и сделать ее угольной с подключением газа для водогрейных котлов.

Новый проект 2018 года вполне может быть включен в федеральную программу модернизации объектов энергогенерации по схеме ДПМ-штрих. На ее реализацию государство планирует выделить 1,5 триллиона рублей.

Предварительное одобрение того, чтобы объект попал в программу - есть, теперь проект необходимо будет разработать и представить в Минэнерго.

По условиям конкурса подрядчик должен к середине 2020 года разработать проектную документацию строительства Хабаровской ТЭЦ-4. Определить победителя конкурса планируется до конца декабря 2018 года. По примерным подсчетам, затраты на строительство станции составят порядка 50 миллиардов рублей. Если проект будет включен в федеральную программу модернизации, то непосредственно строительные работы могут быть начаты уже в 2021 году, а полностью завершить возведение Хабаровской ТЭЦ-4 могут три года спустя. Заявленная установленная электрическая мощность Хабаровской

ТЭЦ-4 должна составить не менее 300 МВт, тепловая - не менее 1100 Гкал/ч, что позволит полностью покрыть электрическую и тепловую нагрузку потребителей. Как считают специалисты, Хабаровская ТЭЦ-4 должна будет заместить устаревшее оборудование Хабаровской ТЭЦ-1 и взять на себя тепловую и электрическую нагрузку потребителей

этой части города. Планируется, что ТЭЦ-4 будет работать на газе. Это позволит максимально снизить негативное воздействие станции на окружающую среду, а также полностью исключить золовые выбросы. И кроме того, проект не потребует строительства новых золоотвалов для размещения золошлаковых отходов. Расположатся они на территории, прилегающей к Хабаровской ТЭЦ-1. Это самая оптимальная точка, потому что отсюда отходят шесть основных тепломагистралей и электрические сети.

Для создания плана электрификации страны партия и правительство привлекли внимание всех партийных организаций, советских хозяйственных органов, как в центре, так и на местах. По этому поводу В.И. Ленин писал:


Здание Госплана СССР
Москва. 1920-е гг.


Изучение таких вопросов, как возможность использования местных энергоресурсов, перспектив электроснабжения промышленных районов и городов, планирование электрификации в других регионах РСФСР (за исключением Восточной Сибири) было проведено еще в 1920 г. На Дальнем Востоке первые исследования в области развития региональной электроэнергетики стали проводится только в начале 1925 г. При этом эти вопросы изучались только в самой южной экономически развитой территории Дальневосточного края — Приморье.


Виктор Петрович Вологдин

В работе комиссии по составлению плана электрификации Приморья приняли участие дальневосточные ученые и специалисты: профессор Дальневосточного политехнического института В.П. Вологдин, инженеры М.Я. Чернышев, М.А. Пидате и другие. При составлении плана рабочая группа придерживалась таких принципов, как: 1) концентрация производства электроэнергии в наиболее промышленно развитых районах; 2) производство электроэнергии на местных источниках энергии; 3) строительство электростанций с максимальным хозяйственным эффектом.

Однако специалистам пришлось столкнуться с рядом трудностей. Малонаселенность края, разбросанность поселений на большие расстояния друг от друга, слабое развитие промышленности и ее концентрация главным образам в городах — все эти факторы значительно усложняли работу по планированию электрификации. Комиссия смогла составить на десятилетие план электрификации лишь только четырех наиболее развитых в промышленном отношении пунктов Приморья — Владивостока, Никольск-Уссурийска, Сучана и Спасска. Что касается остальных районов края и сельской электрификации, то специалисты посчитали, что перспективы развития в этом направлении пока еще очень слабы.

Для обеспечения крупного центра потребления электроэнергии г. Владивостока комиссией был разработан эскизный проект Южно-Приморской государственной районной электростанции (ГРЭС) на базе Артемовского угольного месторождения в 50 км от города. Эта станция в перспективе должна была обеспечить электроэнергией также промышленные предприятия пригорода Владивостока, Артемовские угольные копи и Уссурийскую железную дорогу. Стоимость строительства районной электростанции мощностью 21 000 кВт определялась в размере 3,2 млн. руб. Для г. Никольск-Уссурийска планировалось строительство тепловой станции, работающей на местном топливе с последующим соединением ее с Южно-Приморской ГРЭС. Для рабочих поселков Сучана и Спасска намечалось строительство ведомственных центральных электростанций.


ДВПИ. Владивосток, 1930-е гг.

Дальневосточное экономическое совещание 26 мая 1925 г. признало важным и первоочередным строительство Южно-Приморской ГРЭС на Дальнем Востоке. Оно обратилось в Госплан СССР с просьбой включить в общегосударственный план ГОЭЛРО строительство этого предприятия и выделить необходимые государственные средства. Однако субсидии из государственного бюджета сразу не поступили. Только через 6 лет, когда развитие региона заняло приоритетное направление в государственной политике, начались работы по строительству ГРЭС. Рассчитывать на собственные бюджетные средства при строительстве такого крупного и капиталозатратного энергопредприятия, региональным органам власти не приходилось. Таким образом, разработанный первый на Дальнем Востоке план электрификации Приморья оказался повисшим в воздухе из-за сложного внутриэкономического положения как региона, так и страны. Без кардинального изменения структуры электроэнергетики и создания новой мощной энергетической базы дальнейшее развитие промышленности Дальнего Востока не представлялось возможным.


На IX краевой партийной конференции, прошедшей в феврале — марте 1929 г. на Дальнем Востоке, был утвержден первый пятилетний план развития экономики края. В плане ставились задачи по реконструкции и переоснащению старых предприятий, строительству новых заводов и фабрик, а также по созданию топливно-энергетической базы. Центральные партийные и советские органы стали уделять развитию Дальнего Востока огромное внимание. В апреле 1929 г. ЦК ВКП (б) принял специальное решение об ускорении социалистического строительства в Дальневосточном регионе, а год спустя в феврале 1930 г. ВЦИК и СНК РСФСР обязали Госплан РСФСР создать условия для резкого увеличения удельного веса края в промышленном производстве СССР. В целом эти постановления и решения обусловили значительное ускорение развития народного хозяйства Дальнего Востока. В немалой степени это диктовалось и потребностями в укреплении обороноспособности региона.

В этих условиях на первый план встали вопросы развития электроэнергетики Дальнего Востока. Состояние этого сектора народного хозяйства края не отвечало требованиям не только новых, но и текущих задач. Поэтому уже с началом осуществления первого пятилетнего плана стали приниматься первые крупные шаги по разработке направлений развития дальневосточной электроэнергетики и электрификации края.

В постановлении СНК РСФСР от 23 января 1928 г. отмечалось слабое развитие электрического хозяйства в Дальневосточном крае, а также поручалось Госплану и ВСНХ РСФСР обратить особое внимание на развитие электроэнергетики региона и начать в ближайшие годы разработку плана его электрификации. 6 марта 1928 г. при Дальневосточном краевом совете народного хозяйства был создан особый сектор по энергетике и электрификации края. Президиум Далькрайсовнархоза в постановлении от 6 ноября 1930 г. поручал сектору энергетики: 1) разработать план электрификации Дальнего Востока на 1931—1933 г. с перспективой на следующую пятилетку; 2) изучить потребность в электроэнергии промышленности и сельского хозяйства районов Владивостока и Хабаровска; 3) изучить топливные базы районов с наибольшим потреблением электроэнергии.


В декабре 1930 г. Госплан начал работу по составлению Генерального плана электрификации СССР, отвечающего новым задачам модернизации экономики страны, а также соответствующего новым направлениям в развитии электроэнергетики и научно-техническим достижениям в этой области. В этом же месяце на Дальний Восток в сектор энергетики при Далькрайсовнархозе были отправлены квалифицированные специалисты из Москвы — инженеры по электрификации и теплотехники (Левенко М.И., Мочалов П.А. и другие). Они приступили к работе над составлением перспективного плана развития электроэнергетики региона.

Постановлением Госплана СССР от 25 февраля 1931 г. был образован Оргкомитет по составлению генерального плана электрификации страны под руководством первого заместителя Госплана Г.И. Ломова. На местах партийным и хозяйственным органам поручалось создать специальные комиссии по разработке региональных планов электрификации для сведения их в единый Генплан страны. Такая комиссия на Дальнем Востоке была создана 20 марта 1931 г. по специальному постановлению Президиума Далькрайисполкома. В целях успешного завершения всех работ по разработке Генерального плана Дальневосточного края, все привлеченные к проекту специалисты полностью освобождались по месту работу от несения каких либо обязанностей с полным сохранением заработка. Организации, учреждения и предприятия, назначенные исполнителями работ по Генплану, также освобождались от своей основной текущей деятельности, в целях максимальной концентрации усилий над составлением плана.

Для работы над Генеральным планом электрификации ДВК были привлечены ученые из Дальневосточного политехнического института, Сибирского угольного института, Дальневосточного научно-исследовательского института, Дальневосточного геологоразведочного управления, Тихоокеанского института сельского хозяйства и других научных организаций. Над Генпланом трудились такие известные дальневосточные ученые, как В.П. Вологдин, В.С. Пак, Ф.И Трухин, В.А. Кравцов и другие, а также ведущие экономисты и политики. Руководил комиссией председатель Далькрайисполкома А.А. Буценко. Всего в работе приняло участие 119 специалистов.


Энергообъекты по Генплану
электрификации ДВК. 1932 г.

Комиссия по составлению Генерального плана электрификации ДВК работала в течение 10 дней — с 29 апреля по 9 мая 1931 г. в г. Владивостоке. Ученые и специалисты рассматривали различные вопросы энергетического строительства в крае, исходя из местных условий перспективы исследования и использования энергетических ресурсов. Протоколы заседания комиссии свидетельствуют, что ученые предлагали различные варианты и направления развития электроэнергетики Дальнего Востока. В частности, неоднократно говорилось о необходимости строительства в регионе 30 тепловых электростанций на базе крупнейших месторождений бурых углей (Артемовского, Кивдинского, Суйфунского и других) и 3-х ТЭЦ на торфе в Биробиджане. Также предлагалось строительство 19 гидроэлектростанций на крупнейших реках края (Амур, Зея, Бира, Колым, Амгун, Сучан и других) и 2 электростанций на энергии ветра в Зейско-Бурейской и Ханкайской низменностях.

Через 3 месяца, в сентябре 1931 г. комиссия, уже в составе 125 членов, продолжила свою работу. В результате был составлен Генеральный план электрификации ДВК до 1945 г. Исключительное внимание в нем уделялось электрификации юга Дальнего Востока, где были сконцентрированы ведущие промышленные предприятия региона, а также проживала большая часть населения края. Планировалось строительство 7 конденсационных электростанций или ГРЭС, 4-х теплоэлектроцентралей и 4-х гидроэлектростанций. Всего 15 крупных объектов генерации. К 1937 г. согласно плану намечалось создать на Дальнем Востоке энергетическую базу мощностью 350 000 кВт, а к 1945 г. до 2 000 000 кВт. При этом гидроэлектростанциям отводилась ведущая роль в конечной реализации Генплана и создании мощной энергетической базы, где ГЭС давали бы более 40 % всей вырабатываемой электроэнергии в регионе. Составителями плана также предполагалось, что построенные в Приморье и в Хабаровском районе крупные энергообъекты будут соединены вместе в единое электрокольцо посредством строительства линии передач 220 кВ.

Список электростанций по Генеральному плану электрификации
Дальневосточного края 1931 г.

Наименование и местонахождение
станции

Читайте также: