Мотивация и самомотивация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.

В состав мотивации входят потребности, мотивы и цели.

Потребность – состояние нужды в определенных условиях или объектах, которых недостает человеку для нормального существования. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. У человека помимо физических существует целый ряд материальных, духовных и социальных потребностей. Часто потребности делят на два основных вида – биологические (витальные) и информационные: биологические обеспечивают жизнедеятельность организма, информационными потребностями являются познавательные и социальные потребности.

Мотив — побудительная причина для начала деятельности с целью удовлетворения какой-либо потребности. Мотивы обладают широтой и гибкостью. Широта проявляется в разнообразии мотиваций человека: ежедневно у человека возникает множество мотивов деятельности – от элементарного желания погасить чувство голода до намерения выполнить сложную умственную работу. Гибкость раскрывается как возможность удовлетворить потребность различными способами: голод может пропасть, если мы съедим определенную еду из целого ряда продуктов; сложное задание мы можем решить различными способами.

Цель — тот результат, который хочет получить человек по итогам своей деятельности и на достижение которого направлена его активность.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Внутренняя мотивация (интринсивная) связана с получением удовлетворения от уже имеющегося объекта, выполняемой деятельности.

Внутренняя мотивация проявляется в виде интереса. Будучи заинтересованным в чем-либо, человек легко мотивируется, не испытывает сложностей при работе с объектом интереса и не требует вознаграждения.

Внешняя мотивация (экстринсивная) обусловлена различными внешними обстоятельствами. Внешняя мотивация может быть положительной (стремление к успеху) и отрицательной (избегание неудачи).

6.2. Мотивационный процесс

Мотивация как процесс состоит из шести основных стадий.

1. Возникновение потребностей . Потребность появляется как ощущение нехватки чего-либо, чувства неудовлетворенности. Многие потребности не требуют безотлагательного разрешения, но некоторые должны быть удовлетворены как можно быстрее.

2. Поиск путей устранения потребности . Постоянное чувство неудовлетворенности, нужды в чем-либо негативно отражается на человеке. Возникшая потребность должна быть устранена одним из доступных человеку способов – полным удовлетворением, подавлением, заменой, переключением на другие потребности и т.д.

3. Определение целей действия . Для устранения потребности человек должен знать, какие средства он должен для этого использовать и какой результат его ждет в итоге.

4. Осуществление действия . Некоторые потребности требуют от человека приложения значительных материальных или моральных затрат на их удовлетворение. Потребности могут меняться с течением времени, однако они редко удовлетворяются сами по себе, без волевого усилия человека.

5. Получение вознаграждения за осуществление действия . На данном этапе человек соотносит полученный результат со своими представлениями о нем. Вознаграждением могут быть как простое устранение негативного эффекта влияния потребности (например, исчезновение голода), так и возникновение позитивных эмоций (например, при покупке предмета, о котором человек давно мечтал).

6. Устранение потребности . В случае положительного разрешения влияния потребности и получения необходимого результата потребность исчезает – навсегда или на некоторое время.

Негативно на мотивационный процесс могут влиять следующие факторы.

– Различие мотивационных структур у разных людей. Одни люди легко подавляют свои потребности; другие не в состоянии ни разрешить свои проблемы, ни подавить потребность в их решении. Можно говорить и о рабочей мотивации – у одних людей жажда выполнения работы развита лучше, чем у остальных. На мотивационную структуру влияет и общее количество мотивов. При небольшом количестве или слабости мотивов человеку легче выделить один из них и заняться его удовлетворением; при большом количестве равнозначных мотивов или потребностей человеку гораздо сложнее сделать свой выбор и разрешить проблему.

6.3. Теории мотивации

В основе большинства теорий мотивации находится понятие потребностей человека (ощущения нехватки чего-то, без чего человек ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть).

Потребности могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) – например, потребность в пище, воде, тепле; и приобретенными (социальными) – потребность в общении, получении знаний, самореализации.

Одним из первых бихевиористов, работы которого описывали сложность человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был Абрахам Маслоу.

Теория А. Маслоу

Наиболее часто потребности по Маслоу представляются в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности. Зачастую первые два уровня пирамиды называются первичными потребностями, остальные три – вторичными. Первичные потребности жизненно необходимо реализовывать, их неудовлетворение приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности человеческого организма. Вторичные потребности реализуются человеком в случае полной реализации первичных потребностей.

Рассмотрим потребности по Маслоу подробнее.

– Физиологические потребности.

Это основные, первичные потребности человека, иногда даже неосознанные, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание: потребности в пище, жилье, отдыхе и пр. Если человек голоден или испытывает жажду, остальные его потребности отступают на второй план до тех пор, пока не будут удовлетворены.

Физиологические потребности оказывают большое влияние на мысли и поступки человека, а промедление с их удовлетворением приводит к ощущению дискомфорта, болям, заболеваниям.

– Потребность в безопасности.

Это потребности в стабильности, в защите, в свободе от страха и тревоги, в порядке и законе.

Принято считать, что удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности не является проблемой в развитых странах. Тем не менее удовлетворение данных потребностей зависит от среднего уровня материального достатка, уровня культуры, состояния здравоохранения в том или ином государстве.

Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека.

– Потребность в принадлежности и любви.

К разряду социальных потребностей человека можно отнести потребность в наличии друзей, семьи, принадлежности к той или иной социальной группе, привязанности к другим людям и получении одобрения с их стороны.

– Потребность в признании.

Потребность в признании заключается в том, что человек жаждет уважения, позитивной оценки самого себя и своей деятельности со стороны окружающих его людей. Каждый человек испытывает потребность в получении какого-либо социального статуса, ранга, определенной репутации, в привлечении к себе внимания, завоевании славы. Признание со стороны окружающих порождает у человека чувство удовлетворения, самоуважения.

– Потребность в самоактуализации.

Самоактуализация заключается в реализации человеком собственных способностей. Понятно, что для того чтобы полностью реализовать себя в жизни, человек должен заниматься своим любимым делом. Однако потребность в самоактуализации реализуется людьми реже всего.

Теория Д. МакКлелланда

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребностях высших уровней, является теория Дэвида МакКлелланда.

Дэвид МакКлелланд (1917–1998) – американский психолог. По его мнению, людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность во власти заключается в желании воздействовать на других людей, контролировать их и оказывать влияние на их действия.

Люди с выраженной потребностью во власти являются энергичными, активными людьми, отстаивающими свою точку зрения, не боящимися конфликтных ситуаций, стремящимися привлечь к себе внимание.

Потребность во власти может рассматриваться как стремление к личной власти, доминированию над другими людьми либо как проявление властности в групповой деятельности. Во втором случае власть используется для достижения группового успеха, мотивации подчиненных или коллег.

Потребность в успехе предполагает стремление к достижению трудных целей, выполнению работы. В отличие от потребности во власти жажда успеха не предполагает получения одобрения или признания со стороны других людей. Люди с выраженной потребностью в успехе реже принимают рисковые решения, однако не боятся взять на себя ответственность. При работе с такими людьми начальство должно давать им инициативу в решении рабочих задач, однако предполагать возможную неудачу и сокращать степень риска.

Потребность в причастности в целом схожа с аналогичной потребностью у Маслоу. Она выражается в стремлении к установлению дружеских отношений с другими людьми. Люди с выраженной потребностью в причастности любят работать в коллективе, в близком контакте с коллегами или клиентами.

Теория К. Алдерфера

Алдерфер отнес физиологические потребности и потребности в безопасности в группу потребностей существования; потребности в любви и привязанности – в группу связей; потребность в самоактуализации – в группу потребностей роста.

По мнению Алдерфера, преобладание той или иной потребности может значительно различаться у разных людей. Основав свою теорию на изучении мотивации работников, Алдерфер сделал вывод, что руководители должны осознавать наличие целого ряда потребностей у своих подчиненных. Удовлетворение лишь одной группы потребностей согласно ученому не станет эффективным мотивирующим фактором.

Теория Ф. Герцберга

Теория Герцберга основана на проведенных им интервью с 203 инженерами и бухгалтерами одной крупной фирмы в Питсбурге, когда они описывали те ситуации, в которых работа приносила им особое удовлетворение, и те, в которых она им особенно не нравилась. По итогам исследования Герцберг разделил полученные ответы на два типа мотивирующих факторов: гигиенические факторы и мотиваторы.

Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. При отсутствии или недостатке гигиенических факторов у человека может возникать чувство неудовлетворенности.

При этом даже в случае нормального уровня их присутствия в работе они не выступают в качестве значительной мотивации, играя нейтральную роль. Другими словами, удовлетворенность гигиеническими факторами на рабочем месте не мотивирует человека к выполнению работы.

К числу гигиенических факторов относят: административную политику компании; зарплаты и премии, условия труда; межличностные отношения с начальством, коллегами и подчиненными; социальные статусы; безопасность труда.

Мотиваторы вызывают удовлетворенность работой, связываются с содержанием работы и потребностями личности в самовыражении. Отсутствие мотиваторов не ведет к неудовлетворению работой. При этом их присутствие в какой-либо степени способно мотивировать работников должным образом, вызывать чувство удовлетворения от работы и повышать ее эффективность.

К числу мотиваторов относят: достижения; повышение по службе, карьерный рост; признание заслуг; ответственность; возможности для личностного роста.

В соответствии с теорией Герцберга сначала должны удовлетворяться гигиенические потребности. Путем удовлетворения гигиенических потребностей работников компания должна устранить чувство неудовлетворенности, что способствует достижению высокой производительности труда, заинтересованности в работе. Для того чтобы приблизиться к оптимальной производительности, должны быть удовлетворены и мотиваторы. При положительном решении этой задачи работники полностью реализуют свои потребности и достигают оптимального уровня мотивации и, как следствие, производительности.

1. Взаимосвязи между затратами на труд и получаемыми результатами. Каждый человек ожидает, что затраты определенного количества прилагаемых для достижения результата усилий приведут к его получению.

2. Взаимосвязи между результатом и вознаграждением. Человек должен быть уверен в том, что достигнутый им результат приведет к получению желаемого вознаграждения.

3. Привлекательности (валентности) вознаграждения. В качестве цели своего труда человек может рассматривать различные виды вознаграждений – от денег до повышения по службе или же простого чувства удовлетворения от выполненной работы.

Ожидание в рамках теории Врума рассматривается как оценка человеком вероятности определенного события. Оно измеряется индивидом с помощью значений от нуля (в случае абсолютной уверенности в том, что человек задание не выполнит) до единицы (если человек абсолютно уверен в том, что то или иное событие наступит).

На восприятие собственных ожиданий человека влияют:

– уверенность в своих силах;

– количество оказываемой поддержки от коллег, подчиненных или начальства;

– качество оборудования для выполнения работы;

– доступность необходимой информации.

Теория Д. МакГрегора

В соответствии с теорией X первый тип работников – ленивые, избегающие работы люди. Для таких работников должны существовать специальные системы контроля, а также формы принуждения – от легких (убеждение) до жестких (наказания). Работники не проявляют активности, не имеют амбиций, избегают ответственности. Что касается руководства в теории Х, то руководители считают единственным фактором мотивации работника деньги. Они считают, что сотрудники не хотят работать, избегают обязанностей, что неизбежно приводит к развитию авторитарного стиля управления.

Руководители в рамках теории X постоянно демонстрируют, что им не на кого положиться, что они не могут доверять ни одному сотруднику. Пессимистическая оценка потенциала собственных работников встречается среди руководства достаточно часто, что зачастую приводит к недовольству подчиненных.

В соответствии с теорией Y работники могут быть амбициозными – стремиться брать на себя ответственность. Работники в состоянии получать удовольствие от своей работы – как умственного, так и физического характера. С точки зрения данного подхода человека можно стимулировать не материально или наказаниями, а дав ему возможность раскрыться, реализовать свой потенциал, наделив полномочиями и ответственностью, показав его значимость для организации.

По мнению МакГрегора, интеллектуальный потенциал человека используется обычно не в полной мере. МакГрегор утверждал, что в одних случаях (например, при массовом производстве) возможна реализация только теории X, а в других – только теории Y.

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

5. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.

6. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.: Прогресс, 1964.

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

8. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 4. Мотивация

Глава 4. Мотивация Как часто ты задумываешься над тем, что движет тобой на пути достижения цели? Что побуждает тебя к активным действиям? Каким образом твое желание становится целью, а ты получаешь реализацию задуманного. В этом блоке тренинга ты сможешь четко

Глава 6 Мотивация

Глава 6 Мотивация 6.1. Мотивы и потребностиМотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.В состав мотивации входят потребности, мотивы и цели.Потребность –

Глава 16 Мотивация развития индивидуальности

Глава 16 Мотивация развития индивидуальности Проблеме формирования и индивидуального развития личности посвящено много работ. Поэтому, естественно, вряд ли стоит стремиться к тому, чтобы дать хотя бы поверхностное изложение исследований в этой обширной области

Глава 3 Мотивация на работе

Глава 3 Мотивация на работе Джон из тех, кто ни свет ни заря первым приезжает в нашу лабораторию MSC. Он заходит в свой (личный) кабинет и сразу плотно закрывает дверь, чтобы коллеги не мешали ему работать. Джон ведет идеально организованный дневник и всегда составляет список

ГЛАВА 6. ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ

ГЛАВА 6. ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ В этом разделе обсуждаются вопросы, связанные с нашим внутренним опытом переживания эмоций и мотивации. Многие люди, не занимающиеся психологией, вероятно, не очень-то верят в возможность научного изучения этих вопросов. Существует

Глава 6 Мотивация и воля

Глава 6 Мотивация и воля Объяснять поведение людей – одна из главных и интереснейших задач психологии. И даже если вы совсем далеки от науки, вам наверняка хотя бы время от времени приходится задумываться над причинами, заставляющими людей действовать так, а не иначе.

Глава 17. Мотивация

Глава 5 Мотивация

Глава 5 Мотивация

5. Мотивация

5. Мотивация Устранение демотиваторовГлавная задача менеджера — включать рубильник, чтобы запустить энергию энтузиазма. Нельзя научить мудрости и ответственности, но их можно разбудить.Если лидер не будет жалеть времени, чтобы объяснять людям, что…1. Миссиялюбого

Мотивация

Мотивация Люди часто жалуются, что достичь поставленных целей им мешает недостаток мотивации. И это не просто отговорка (хотя зачастую именно так и бывает), а свидетельство недостаточной информированности. Самомотивация является вотчиной предлобной доли, с которой мы

Глава 4 Мотивация

Глава 4 Мотивация Структура действияОтдыхающие в доме отдыха, мимо которого мы шли, играли в городки. Эта игра всегда увлекает не только ее участников всех возрастов, но и зрителей. Недаром Иван Петрович Павлов был и в старости страстным городошником.Мы остановились

Важность мотивации проявляется в одном из двух случаев: когда человек готов учиться и работать часами без остановки и когда это дается ему с огромным трудом. Все хотят быть продуктивными, но каждый день мотивировать себя невероятно сложно.

Не существует простого способа научить себя просыпаться утром с горящими глазами и желанием достигать целей. Поэтому данная статья призвана собрать все самое важное и интересное для того, чтобы помочь вам понять себя и свои мотивы. Мы рассмотрим не только мотивацию как таковую, но и пройдемся по разным областям жизни, где она играет особую роль: спорту, учебе и работе.

Что такое мотивация

Мотивация — причина действий, желаний и потребностей людей. Это также то, что заставляет человека хотеть повторить поведение. Мотивом является то, что побуждает человека действовать определенным образом или, по крайней мере, развивать склонность к конкретному поведению.

Существует еще несколько определений этого феномена:

  • внутреннее состояние или состояние, которое активирует поведение и дает ему направление
  • желание или потребность, которое подпитывает и направляет целенаправленное поведение
  • влияние потребностей и желаний на интенсивность и направление поведения
  • возбуждение, направление и постоянство поведения

Человек может достичь серьезной цели, если будет балансировать между мотивацией (когда задача интересна, приносит удовольствие и выполняется с легкостью) и силой воли (когда задача поставлена, браться за нее не хочется, но мы заставляем себя, потому что нужно).

Мотивация обычно разделяется на драйвы и мотивы. Драйвы в основном биологические, такие как жажда, голод, сонливость и потребность в воспроизведении — все это заставляет нас заниматься поисками и участвовать в определенных мероприятиях. Считается, что драйвы находятся внутри человека и не требуют влияния извне или поощрения.

Мотивы, с другой стороны, обусловлены социальными и психологическими механизмами, такими как работа, семья и отношения. К ним относятся такие факторы, как похвала и одобрение.

Рассмотрим, какие теории мотивации существуют и чем они отличаются.

Теории мотивации

Теорий мотивации существует много, мы же выделим наиболее интересные и значимые.

  • Теория инстинкта мотивации. Согласно ей, люди мотивированы вести себя определенным образом, потому что эволюционно запрограммированы на это. Например, биологические инстинкты, которые важны для выживания организма, такие как страх, чистота и любовь.
  • Стимулирующая теория мотивации. Она предполагает, что люди мотивированы делать что-то из-за внешних наград. Например, вашей мотивацией может быть зарплата.
  • Теория драйва и потребности. Такие процессы как еда, питье и сон, продиктованы физиологическими потребностями. Поэтому он мотивирован достаточно, когда ощущает их нехватку.
  • Теория возбуждения мотивации. Она предполагает, что люди мотивированы делать то, что помогает им поддерживать оптимальный уровень возбуждения (так называемый поток). Человек с низкими потребностями в возбуждении может заниматься расслабляющими видами деятельности, такими как чтение книги, в то время как люди с высокими потребностями могут быть мотивированы, чтобы делать что-то физически захватывающее, например, гонки на мотоциклах.

Мотивацию можно также рассмотреть с точки зрения зоны влияния. В этом случае она делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя и внутренняя мотивация

Внутренне мотивированное поведение порождается чувством личного удовлетворения, которое оно приносит. Человек получает радость от выполнения задачи. Вас можно назвать мотивированным, если вы учитесь в университете ради удовольствия и для того, чтобы стать образованным.

Внутренняя мотивация является критическим элементом в когнитивном, социальном и физическом развитии; те люди, которые по своей сути мотивированы, скорее всего, будут лучше работать и улучшать свои навыки.

Внешне мотивированное поведение, напротив, выполняется для того, чтобы получать что-то от других. Сотрудники могут выполнять свою работу, потому что хотят, чтобы компания платила им, а не потому, что они любят ее. Некоторые спортсмены руководствуются целью победить в соревнованиях и получить похвалу от болельщиков; они не руководствуются внутренним удовлетворением, которое получают от игры.

Точно так же, если вы учитесь в университете, потому что хотите получить высокооплачиваемую работу или удовлетворить требования своих родителей, ваша мотивация носит более внешний характер.

Это в теории, в реальности же все немного сложнее. Мотивация часто представляет собой сочетание как внутренних, так и внешних факторов, а их соотношение может меняться со временем. Поэтому рекомендуется пробовать себя в разных сферах и искать хобби для того, чтобы понять, какой вид деятельности приносит больше удовольствия.

Мы закончили с теорией и пришло время выяснить, как мотивировать себя в разных сферах жизни.

Мотивация для обучения

Для многих людей тяжело мотивировать себя на обучение по двум причинам:

  • Они хотят сразу начинать работать.
  • Они хотят получать моментальную отдачу в виде денег или одобрения.

Когда вы изучаете иностранный язык или программирование (то есть ту деятельность, которая требует порядочного количества времени без отдачи), то существует большой риск того, что спустя две недели прекратите заниматься этим. Обучение требует терпения, ведь долгое время не будете получать ни результатов, ни денег. Поэтому мотивация для обучения является даже более важной, чем для работы.

Ниже вы увидите пошаговую структуру, которая позволит повысить уровень вашей мотивации в обучении.

Цели. Начните с осознания и записывания целей двух типов: долгосрочных и краткосрочных. Краткосрочные цели и будут влиять на уровень мотивации и двигать вас к долгосрочным.

  1. Запишите все свои цели.
  2. Избегайте неопределенности, цели должны быть понятными и четкими.
  3. Раздробите сложные цели на мелкие.
  4. Укажите, как вы намерены достичь своей цели. Чем подробнее, тем лучше.
  5. Визуализируйте достижение своей цели и то, как вы себя будете чувствовать в будущем, когда достигнете ее.
  6. Вознаграждайте себя. Внешние стимулы должны дополнять мотивацию, а не определять ее.

Просто начните. Мозг так устроен, что противится любой смене деятельности, потому что не хочет терять энергию. Зная это, вы должны делать все возможное, чтобы пребывать в состоянии обучения как можно дольше — через время желание учиться возникнет. Теперь этот процесс становится основным, а отвлечение от него — болезненным.

Достигните одной маленькой цели. Вы уже разделили долгосрочную цель на несколько краткосрочных, и теперь нужно просто добиться одной из них. Это важно, потому что позволяет ощутить, что вы стали лучше, достигли нового уровня. Геймификация очень популярна сейчас и не случайно. В игре мотивация появляется как бы сама собой: вам не нужно ее искать и высекать из камня.

Подберите правильную музыку. Многие люди пренебрегают этим советом, а зря. Что главное в обучении? Полнейшая концентрация. Поэтому скачайте музыку, в которой нет слов и попытайтесь поработать несколько часов. Если это ваше — пользуйтесь этим плейлистом чаще.

Расчистите стол. Мало кто сядет за стол, захламленный кипами бумаги и разным мусором. Чистый стол — ясные мысли. Начинать всегда тяжело, а когда вы видите заваленный стол, то находите себе массу оправданий для того, чтобы не делать ничего.

Мотивация к спорту

Каждый хочет быть физически здоровым и ясно понимает это. Почему тогда так мало людей занимается спортом? Потому что им не хватает мотивации. У них есть знания, есть понимание, есть необходимость, но нет желания. Можно даже себя заставить работать или учиться, а вот выйти на пробежку (если это не ваша профессия) невероятно тяжело. Вот несколько советов, которые помогут сделать это.

Читайте книги о спорте. После прочтения статьи о спорте, вероятность занятия им существенно повышается. Многое зависит от мастерства автора, который может или не может вызвать это желание. Через несколько дней мотивация и энтузиазм исчезают. Поэтому читайте книги и одновременно занимайтесь спортом.

Спортсмены выпускают свои автобиографии — их прочтение станет отличным мотивирующим фактором. Есть книги о здоровой пище, фитнесе, правильном дыхании и многом другом. Если они помогают вам хотя бы начать делать утреннюю зарядку, значит часть своих функций уже выполняют.

Найдите друга для спорта. Вам будет намного сложнее отказаться от похода в тренажерный зал, если вы будете понимать, что подведете человека. Вместе можно наслаждаться отличным времяпровождением и помогать мотивировать друг друга. Кто-то, кто лучше, чем вы, обычно будет более мотивированным, поскольку вы будете стараться идти в ногу с ним. И наоборот.

Найдите музыку для спорта. Мотивация появляется, когда в вашей психике бушуют сильные позитивные эмоции. Музыка их вызывает быстро.

Соберите сумку и оставьте ее возле двери. Это самый простой и эффективный прием-триггер. Мы уже говорили о том, что мозг не хочет менять деятельность, а значит любая преграда будет восприниматься как причина не делать этого. Если ваша сумка собрана и находится возле двери, нужно лишь обуться и выйти из квартиры. Даже если вы сегодня имеете сильнейшую мотивацию к спорту, не обольщайтесь — за ночь она исчезнет.

Мотивация к работе

Работа может приносить страдания в том случае, если вы ментально настроены исключительно на то, что делаете все это ради денег. Даже любимое дело через какое-то время станет неприятным, если вы будете зациклены лишь на внешних поощрениях.

Мотивация к работе существенно отличается от мотивации к учебе одним важным моментом: в учебе важно начать (первые 30 минут), работу же во многих случаях вас заставляют выполнять. Проблема не в том, чтобы сделать работу (вы ее сделаете), а в том, чтобы получать удовольствие от нее.

Посмотрим, какие методы и советы помогут избежать подобной ошибки.

Продуктивное утро. Нет лучшего способа возненавидеть свою работу, чем начать утро неправильно. Неправильно — значит непродуктивно и совершенно бессмысленно. Неважно, какая у вас работа, в офисе или дома, огромное значение имеют первые 30 минут после пробуждения.

Что можно и нужно сделать за это время? Пересмотрите свой список дел на сегодня, который вы заблаговременно составили вчера вечером. Это важно, ведь позволяет моментально настроиться на работу. Помедитируйте и сделайте зарядку — первое прочищает мысли, второе выводит из состояния лени и покоя.

Разнообразие навыков. Что напрочь убивает мотивацию? Скука, рутина, повторяемость. Когда вы делаете одно и то же, это сводит с ума. Чем бы вы ни занимались, всегда есть возможность научиться чему-нибудь новому, изучать множество книг по теме и тут же применять знания на практике. Выполняйте работу разными способами, смешивайте разные стили и манеру поведения.

Обратная связь. Хотите стать мотивированным — собирайте отзывы о своей работе. Не только для повышения эго (если работа выполнена хорошо), а еще и потому, что правильная обратная связь может помочь оттачивать навыки. Она хороша тем, что выбивает из привычной колеи, предлагает свежие идеи и заставляет сомневаться в привычном порядке вещей. Она помогает взглянуть на себя и свою работу под другим углом. Появляется свежесть и уничтожает рутину.

Напоминайте себе, зачем вы делаете то, что делаете. Даже если ваша работа приносит удовольствие и имеет большую ценность, вы можете забывать об этом. Напоминайте себе о ее важности каждый день — утром и перед сном. В любом случае она будет сделана, так пусть лучше с удовольствием.

  1. Почему эта задача важна для меня?
  2. На кого и на что она влияет?
  3. Как это повлияет на мою личную и профессиональную жизнь?

Самомотивация для прокрастинаторов

Когда крайние сроки не являются абсолютными или четко определенными, прокрастинаторы плохо справляются с ними. Все четыре стратегии, обсуждаемые ниже, связаны с активизацией эмоций, которые мотивируют на выполнение дела.

Уменьшение доступного времени

Планирование задачи вокруг работы или деятельности дает прокрастинаторам меньше доступного времени, чтобы что-то сделать, создавая тем самым нехватку времени, которая активирует побуждающие эмоции. Некоторые люди, поощряемые крайним сроком, бросают вызов себе, прежде чем начать работать или учиться.

Если вы искусственно ограничиваете себя временными рамками, то начинаете управлять собой. Как мы знаем, работа заполняет все время, отпущенное на нее.

Принудительные стимулы

Профессионально успешные люди эмоционально привязаны к своим целям. Когда они соблюдают обещания относительно них, то повышают уровень мотивации. Списки дел популярны по разным причинам, но они используют их в качестве инструмента для принятия обязательств.

Финансовые соображения также эффективны для установления абсолютного срока. Это особенно важно для тех, чей доход основан на комиссионных или завершении проекта. Регулярно оценивая привлекательность финансовой цели и ее влияние на долгосрочный план, можно вызывать эмоции, которые побуждают действовать. Неважно, какие стимулы вы найдете, реальные или нереальные, главное — чтобы это сработало.

Использование рабочей памяти

Всплеск энергии, необходимый для достижения чего-то, появляется по мере приближения крайнего срока. Когда вы думаете о задаче, не выполняя ее, то устаете и тратите массу энергии безо всякой пользы.

Выпроваживайте мысли о задаче из головы до тех пор, пока не начнете ее выполнять. Иначе вы не сможете приступить к работе, попутно укоряя себя за это. Вам может помочь медитация и дыхательные упражнения.

Использование внешних обстоятельств

Несмотря на то, что прокрастинаторы любят ждать крайнего срока, при определенных обстоятельствах они мотивированы на то, чтобы выполнять задачи на ранней стадии. Например, они могут сразу решить ее, если откладывание будет связано с внутриличностным конфликтом. То есть боль от того, что работа не будет сделана прямо сейчас, должна быть сильнее боли от того, что ее отложат.

Вы можете расставить приоритеты таким образом, чтобы браться за работу ради того, чтобы не подвести близкого человека. Чувство стыда перед самим собой у некоторых людей не столь интенсивное, как чувство стыда, испытываемое перед теми, кто нам дорог.

Слово мотивация происходит от латинского языка (лат. Moveo, movere) и означает приводить в движение, толкать, двигаться и поднимать. Термин похож на набор двух слов: мотив + действие, поэтому, чтобы совершить действие, у вас должна быть цель.

Что такое мотивация и самомотивация? Какие типы мотивации можно выделить? Как мотивировать себя работать эффективно?

1. Что такое мотивация?

Нет четкого определения мотивации. В психологии существует множество различных теоретических подходов к этому понятию. Вообще говоря, мотивация - это определение всех процессов, связанных с инициированием, направлением и поддержанием физической и умственной активности человека.

Формы мотивации различаются, но все они связаны с психическими процессами, которые стимулируют, позволяют делать выбор и направляют поведение. Мотивация объясняет стойкость перед лицом невзгод.

В психологии принято использовать термин влечение для описания мотивации, проистекающей из биологических потребностей, необходимых для выживания и продолжения рода.

Мотивационный процесс состоит в пробуждении внутреннего состояния готовности к действию, возбуждении, направлении усилия на цель, избирательности внимания (игнорирование нерелевантных стимулов и сосредоточение внимания на наиболее важных аспектах ситуации), организации реакции в интегрированный паттерн и продолжении действовать, пока условия не изменятся.

2. Типы мотивации

В психологии есть типологии мотивации. Базовое деление учитывает мотивы (сознательные цели) и побуждения (биологические потребности). Другие классификации мотивационных процессов представлены ниже:

3. Мотивация на работе

Процесс ментальной регуляции, который придает энергию поведению и нацелен на достижение целей. Очень важен для работодателей, которые, желая повысить эффективность сотрудников, создают различные типы систем стимулирования.

Система мотивации создается посредством проектов, которые позволяют сотрудникам, быть мотивированными и вовлеченными в работу.

Функционирование системы мотивации можно разделить на 3 основные группы:

  1. индивидуальная мотивация сотрудников - удовлетворение индивидуальных стремлений и потребностей (мечты, хобби, семья), например, баланс между работой и личной жизнью, то есть поддержание баланса между работой и личной жизнью;
  2. взаимная мотивация сотрудников - включает групповую работу, позитивные отношения между сотрудниками на основе взаимопомощи, поддержки, ответственности, долга, эффективного общения и дружбы,
  3. мотивация компании - основана на классических принципах воздействия на сотрудников через менеджмент, формировании системы вознаграждения, поддержке интереса к работе, системе продвижения по службе, влиянии на чувство ответственности за результаты работы и выражении признательности за профессиональные достижения.

Системы стимулирования также включают:

  • обучение сотрудников,
  • профессиональное образование (аспирантура),
  • модернизация управления,
  • изменения логистики и производственных технологий,
  • сокращение бюрократии,
  • создание рабочих групп,
  • управление проектом,
  • формирование положительного имиджа компании внутри компании,
  • PR-деятельность, направленная на сотрудников,
  • программы интеграции сотрудников,
  • поощрительные конкурсы,
  • финансирование привлекательных поездок или материальных призов,
  • финансовые чаевые,
  • бонусы сотрудникам,
  • формирование эффективного взаимодействия между персоналом,
  • системы внутренней и внешней коммуникации.

3.1. Мотивация сотрудников и приверженность организации

Мотивация сотрудников очень тесно связана с приверженностью организации. Под организационной вовлеченностью понимается индивидуальная озабоченность компанией и идентификация с ней.

Она включает твердую веру в цели организации, их принятие, готовность приложить усилия для организации и сильное желание сохранить членство в организации. В психологии различают 3 типа отношения к работе:

эмоциональная приверженность - обусловлена степенью удовлетворения индивидуальных потребностей и ожиданий со стороны организации, ясностью роли, доверием к компании и способностью проявить себя в работе,

настойчивое обязательство - определяется предполагаемыми затратами на отказ от организации. Может состоять из личной жертвы (уход) и ограниченных возможностей (трудности с поиском другой работы),

нормативное обязательство - восприятие обязательства оставаться в организации. Он основан на правилах взаимности обязательств между компанией и ее сотрудниками (теория социального обмена, правило взаимности).

4. Самомотивация

Иногда человек отказывается от стремления к своей мечте и теряет веру в эффективность своих действий.

Затем возникают проблемы с самомотивацией. Каждый человек мотивирован разными факторами, поэтому нужно использовать разные упражнения и найти индивидуальную систему мотивационного вознаграждения.

5. Как повысить мотивацию?

Заявление о своих намерениях другим - невыполнение заявленного задания делает человека лицемером в глазах окружающих и подвергает их снижению самооценки, поскольку возникает диссонанс - неприятное напряжение, возникающее из-за несоответствия заявлений и поведения.

Анализ целей - расстановка приоритетов - основа принятия любого решения. Если что-то лично актуально, легче вызвать внутреннюю мотивацию, не зависящую от внешнего удовлетворения.

Метод разделения труда относится к механизму сегментации и умножения вознаграждений. Механизм состоит в том, чтобы выделить множество промежуточных этапов и назначить каждому из них определенные награды.

Визуализация цели - представление результатов работы влияет на физиологическую стимуляцию и позволяет преобразовать абстрактную цель в реальный образ. Начните с наименее приятных вещей - со временем желание работать уменьшается хотя бы из-за усталости и снижения концентрации внимания, поэтому начните с самых сложных вещей, которых вы больше всего боитесь.

Планирование вознаграждения за достижение цели - видение удовольствия после окончания действия мотивирует вас к работе, потому что направляет ваши мысли на ожидаемое вознаграждение, а не на трудности усилий.

Повышение уровня знаний в определенной области - то, что неизвестно и непонятно, часто вызывает страх и нежелание действовать. Знание предмета позволяет лучше организовать деятельность, более эффективную работу, лучше использовать время и повысить вероятность успеха.

Всю жизнь человек ищет способы преодолеть внутренние преграды, мешающие ему завершить то, что он взял на себя. Он пытается найти отдельные факторы, которые его мотивируют. Причины и преимущества, которые побудили бы его действовать. Каждому из нас нужна своя система поощрений и наказаний.

Мотивация — готовность делать что-то. Это когда нам хочется что-то делать, есть стимул и мы ему следуем. Но ни в коем случае не стоит путать с результативностью, продуктивность.

При этом мотивация не гарантирует успешный результат. Она помогает начать, помогает отделить важное от ненужного. Помогает действовать. Но чтобы дойти до результата, который нас мотивирует, нужны еще навыки, дисциплина, работа.

Сейчас разберемся, как мотивация может со всем этим помочь.

Это особенно важно, когда нужно мотивировать не только себя, но и кого-то еще. Например, учеников онлайн-школы или участников фитнес-тренинга.

От их результатов зависит не только их успех, но и репутация эксперта, который их обучает. Ему важно сделать так, чтобы максимальное количество клиентов получили результат, на который рассчитывают.

Для этого нужны мотивация и навыки.

Навыки дает эксперт во время обучения, консультаций, выступлений. Но чтобы эти навыки клиенты применяли на практике — нужна мотивация. И эксперту важно эту мотивацию поддерживать.

Мотивация может быть либо (1) внутренняя, либо (2) внешняя.

1) Внутренняя — мотивация, которую человек носит в себе независимо от внешнего окружения, но при этом она может быть создана извне.

Например, хотим заниматься спортом просто потому что нравится. Или послушали запись выступления Стива Джобса перед выпускниками стэнфордского университета в 2005 году (мотивация созданная извне) и решили заняться тем, о чем мечтали с детства.

То есть при такой мотивации у нас есть энтузиазм, нам нравится и хочется что-то делать (как минимум, пока мотивация сильная).

2) Внешняя мотивация — когда нас призывают действовать внешние обстоятельства.

Например, если не будет денег на квартиру — придется ночевать на улице. Значит, надо работать.

Это не всегда связано с энтузиазмом (например, человек работает на нелюбимой работе). Но при этом действовать в таком случае необходимо.

Достаточно посмотреть на людей, которые уже добились успеха. И определить, что им помогло.

Взять к примеру все то же выступление Стива Джобса.

Он хотел сделать так, чтобы выпускниками двигала мечта, а не обязанности. Как когда-то двигала его, и теперь он выступает перед ними.

Мотивация без результата — бесполезна.

Никто не заставлял его по 5 часов тренироваться в зале. Но было желание завоевать этот титул. Он понимал, что простого желания мало. Нужно было действовать долго и упорно. Для этого нужна была дисциплина.

Актер знал, что для продуктивной работы важно распределять время, чтобы дисциплинированно и шаг за шагом двигаться к мечте.

Любой, чье имя стало нарицательным благодаря каким-то заслугам, знаменит из-за внутренней мотивации. Потребность сделать себя лучше, потому что так диктуют обстоятельства — не зажигает.

Если вы мотивируете клиентов или учеников, важно напоминать им, почему они хотят тот или иной результат.

Не получится всегда делать только то, что хочешь, т.к. есть определенные действия, которые нужно будет проделать, чтобы получить результат к которому стремишься. Нужно понимать разницу между "это поможет в перспективе добиться того, чего хочется" или "это просто что-то, что важно сделать, потому что на вас давят обязанности".

Дедлайны, условные ограничения и наказания — заставляют поменять фокус и видеть в работе обязанности. А человек устроен так, что обязанностей и давление он старается избегать. И как следствие, даже любимая работа, может стать обязанностью, от которой захочется отстроиться.

Поэтому важно развивать внутреннюю мотивацию. Ставить цели перед собой и стремиться к их достижению.

Читайте также: