Добро и зло кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Поскольку я, правда, верю, что зла не существует, я бы даже не стала рассказывать ребёнку, что это такое. Я бы сказала, что зло – это отсутствие жалости. Зло – это отсутствие сострадания. Зло – это такая ограниченность, когда ты не видишь мир. Когда ты в таком мраке, что ничего не чувствуешь. Зло – это хаос и абсолютная пустота. Зло – это ничего. Абсолютное, бесконечное, бессмысленное ничего, без любви, — это зло.

Добро — это любовь. Добро — это очень просто. Когда ты радуешься, что кому-то хорошо. Когда ты счастлив, что у кого-то получается что-то. Когда ты видишь счастливого человека, и сам начинаешь улыбаться. Вот это добро.

Цель: закрепить у детей понятие добра и зла. Формировать этические нормы поведения в обществе и общение друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.

Ход беседы:

Подумайте сами, ребята,

случается так почему –

котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы вЫходить пташку,

с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

Ребята а что такое доброта? (Ответы детей).

Воспитатель: Доброта – это хорошие искренние и бескорыстные поступки. Добрый человек всегда поможет другим и не оставит в беде, при этом он сделает это просто так и не будет ждать ничего взамен. Такой человек вызывает уважение, люди также относятся к нему по-доброму в ответ.

Воспитатель: А что такое зло, по-вашему? (Ответы детей).

Воспитатель: если человек злой и плохо относится к окружающим, к природе, то он может вызвать лишь сочувствие. Как правило, это несчастливый нервный и одинокий человек. Но ведь таким быть очень плохо, не правда ли? Вспомните, встречали ли вы добро и зло, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло. (Ответы детей).

Воспитатель: Человек давно понял для себя: добро – это хорошо, зло – это плохо. Значит, доброго в жизни должно быть намного больше. А для этого все люди должны стремиться делать только благородные поступки. А как научиться видеть, отличать хорошее от плохого? (Ответы детей).

Воспитатель: В сказках всегда добро побеждает зло. Об этом народ сложил немало пословиц и поговорок, которые передавались и передаются из поколения в поколение.

Ребята, послушайте пословицы и поговорки:

Доброе слово доходит до сердца.

Добрый человек лучше каменного моста.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

От добра добра не ищут.

Воспитатель: как вы думаете, где живёт доброта? ( Ответы детей: в сердце человека).

Воспитатель: не надо бояться совершать добрые дела. Пусть наши сердца день за днем чувствуют необходимость в этом, наполняются добротой. Сердце, полное доброты, не может оставаться равнодушным к чужой беде, и потому обязательно придет на помощь.

Воспитатель: Щедрый человек готов бескорыстно оказать помощь другим. Рядом с нами живут люди, которым нужна помощь, забота. Очень важно вовремя прийти на помощь к таким людям.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, отчего зависит доброта? Может быть, она зависит от роста человека? Если Саша самый большой, то он – самый добрый? А Таня самая маленькая, значит – не самая добрая? (Обсуждения детей).

Воспитатель: правильно, доброта не зависит от роста. Она зависит от самого человека, насколько его сердце горит желанием быть добрым.

Воспитатель: Послушайте внимательно и скажите, могла ли быть такая ситуация на самом деле:

Воспитатель: А можно ли найти доброту, как клад? (Ответы детей).

Воспитатель: А какую коробку взяли бы вы с собой? (Ответы детей).

Воспитатель: Доброе сердце – настоящий клад. Но добро не лежит на дороге, его не подберёшь.

Доброта имеет такую особенность: чем больше её отдаёшь, тем больше её становится.

- Как белочка дятла спасла? Что она сделала для этого? ( Ответы детей: белочка вынесла из своего дупла сухую, не обледеневшую шишку и отдала голодному дятлу).

- А из-за чего дятел остался голодным? ( Ответы детей: ударил мороз, деревья покрылись льдом, обледенели шишки на елках, и дятлу нечего есть стало).

- В чем здесь заключается доброта? ( Ответы детей: Белочка радуется тому, что помогла дятлу, угостила шишкой. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется доброму делу).

Воспитатель: а могла ли Белочка поступить иначе? Что тогда могло бы произойти с Дятлом? (Ответы детей).

Воспитатель: помните, ребята, о том, что доброту можно выразить поступками, добрым словом. А сейчас поиграем:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит. (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Воспитатель: какие слова помогают выразить доброту? (Ответы детей).

Воспитатель: значит, доброта может проявляться ласковыми, теплыми, вежливыми словами.

Воспитатель: если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

В народе говорят:

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

Ухаживайте, ребята, за своим садом. Пусть ваши сердца будут наполнены добротой - добрыми словами и добрыми делами!

Воспитатель: доброта живет там, где совершаются хорошие поступки. Будьте вежливыми, добрыми, внимательными к другим, оказывайте уважение к старшим и никогда не бойтесь предлагать свою помощь людям, попавшим в беду, слабым и больным.

Воспитатель: о чём мы с вами сегодня говорили?

Где, по-вашему, живет доброта?

Легко ли быть добрым человеком?

Какие пословицы и поговорки о доброте вы запомнили?

Добро на Земле! Добро на Земле!Добро по земле прошагало, И стало всем людям светлей И сердце вдруг нежностью задышало, Глядя на других людей! Будьте добрее.

Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.

  • расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
  • прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
  • воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
  • формировать потребность совершать добрые дела;
  • формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
  • развивать творческие способности учащихся.

Основные термины и понятия: добро, зло.

I. Организация класса

II. Повторение, обсуждение результатов выполнения домашнего задания

- О чём вы читали дома? Кто хочет задать классу свой вопрос по теме? А я приготовила вам кроссворд. См. Презентацию

    Христианский служитель религиозного культа.
  1. Сообщество верующих в исламе, весь исламский мир.
  2. Тот, кто бережёт, сохраняет что-либо.
  3. В иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы.
    Название буддийской общины.
  1. Авторитетный учитель, ведущий верующих по пути, указанному Буддой.
  2. Глава мусульманской общины, руководитель общественной молитвы.
  3. Служитель богов в древних религиях.
  4. В христианстве: лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства.
  5. В переводе с греческого – “надсматривающий”.

Ответы: 1. Священник. 2. Умма. 3. Хранитель. 4. Раввин.

1. Сангха. 5. Лама. 6. Имам. 7. Жрец. 8. Диакон. 9. Епископ.

III. Актуализация знаний

. Крошка-сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?

- Знакомы ли Вам эти строки? Определите тему сегодняшнего урока.

IV. Изучение нового

1. Знакомство с притчей “Бабочка” (в исполнении С.Копыловой)

– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)

– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)

– Как вы понимаете смысл этой притчи?

– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

2. Определение понятий

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.

У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.


– А теперь работайте в паре. Попробуйте дать определения:

Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль:

Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

- Запишите в тетрадь следующие определения этих понятий.

Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло.

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

3. Знакомство с притчей “Солнце и ветер”

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путника, шагающего по дороге, и решили, кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, сквозил в рукавах, но у него ничего не получалось. Тогда ветер собрал последние силы и дунул на человека сильнейшим порывом, но человек только получше застегнул плащ, съёжился и зашагал быстрее.

Тогда за дело принялось солнце. “Смотри, сказало он ветру, - я буду действовать по-другому, ласково”. И действительно, солнце стало нежно пригревать путнику спину и руки. Человек расслабился и подставил солнцу своё лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и вовсе снял его.

Вот так Солнце, действуя по-доброму, победило.

а) На доске такие же значки, как и в рабочих листах. На карточках записаны черты характера.

- Распределим качества – “помощники добра” и “помощники зла”

Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, гнев, честность, тактичность, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, спокойствие, агрессивность.

б) Итак, мы провели чёткую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? Приведите примеры, где, казалось бы, делая добро, мы совершаем зло.

Ситуация 1. Маша получила “2” и для того, чтобы мама её меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

Ситуация 2. Чтобы лучший друг не получил “2” за контрольную, Костя дал ему списать задания из своей тетрадки.

5. Высказывания о добре

Прочтите, что говорили о добре и зле известные люди.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

(Василий Осипович Ключевский – видный русский историк к.19 – н.20 века)

Не уставайте делать добро! (А. Чехов)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. (Л. Толстой)

Добро по указу – не добро. (И. Тургенев)

– Выберите из этих высказываний одно и запишите в свою тетрадь.

6. Воплощение образов добра и зла

- Давайте посмотрим, как разные художники воплотили в своих произведениях образы добра и зла как две противоположности в жизни.

Кто на этом рисунке воплощает добро, а кто – зло? Почему? Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!

Что здесь является воплощением добра, а что – зла? Почему туча – это образ

зла? Какими свойствами она обладает, что она несёт? А когда облака бывают на небе? Чем они освещаются?

На рисунке бабочки отсутствуют привычные белый и чёрный цвета, но и тем не менее, противоположные образы здесь выражены. Как? Через опалённое крыло. Здесь огонь – образ зла.

Проблемная ситуация: Есть ли на этом рисунке образ зла? Можем ли мы здесь черный цвет рассматривать как противоположность белому? Что же выражает как бы перевернутое дерево в земле? (корни). Подумайте: корни, сокрытые землей, их не видно, но они белого цвета, и при этом из них вырастает прекрасное дерево. О чем нам хотел сказать художник? (О том, что добро хорошо совершать незаметно, в своём сердце, тогда результаты будут радовать всех окружающих).

7. Игра “Ассоциации”

8. Знакомство с притчей “Два волка”

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: “В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – чёрный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь. Другой волк – белый, представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. ”

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

- И помните: всё в ваших руках!

VI. Домашнее задание

Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь. Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

-развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

-воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Формирование УУД:

1.Личностные:

- учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

- учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; понимать значимость дружбы и доброты;

-уметь пользоваться культурой дружбы;

-соблюдать традиции дружбы в коллективе;

-быть настоящим другом.

2. Коммуникативные:

-умение работать в коллективе;

-соблюдать правила этикета.

развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;

3. Регулятивные:

-высказывать свое мнение, предположение;

-прогнозировать предстоящую работу;

-умение вести диалог.

4. Познавательные:

-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- на основе анализа делать выводы;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-мотивация к познавательной деятельности.

- формирование представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек.

Ход мероприятия.

2.Определение темы мероприятия.

-Послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего классного часа?

Они на свете с древних пор,

Ведут свой очень давний спор:

Кто наяву или во сне

Сильней и крепче на Земле.

Кто служит мне, тому легко.

Я драки, ссоры поощряю,

Со мной жестокость процветает,

Дурное, вредное ценю,

Гнев, зависть, жадность я люблю.

В ответ ей скромно:

Может быть, но только Я могу любить,

Тепло, уют другим дарить,

Излишне это говорить.

Да, на проделки ты хитро,

Я побеждаю всё равно.

-О чём идёт речь в этом стихотворении? (О добре и зле)

-Сегодня мы будет говорить о том, к чему должен стремиться каждый человек, о добре, о добрых делах.

3.Ассоциации.

Добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО?(Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)

-Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)

Добро и зло — извечный выбор,
Важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века.

Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся всегда. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.

Послушайте притчу о двух волках.

—Когда-то давно старый мудрец открыл своему внуку жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?

Как вы думаете, что ответил мудрец?(Ответы детей)
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Подумайте, а какого волка кормите вы и чем? (Ответы детей). Как вы считаете , а трудно ли быть добрым, надо ли учиться доброте?(Ответы детей). Да, непросто быть добрым, в этом нам помогают не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Именно в сказках всегда побеждает добро.

-Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или зло. Если добрый .вы радостно хлопайте в ладоши, если злой, закрывайте лицо ладошками.(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит ).

Каких героев вы выбрали? Почему?(Ответы детей).

-Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине ,красоте.

Эта мысль отражена в пословицах и поговорках .Соедините части пословиц по смыслу, объясните их значение.

1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Доброе слово и железные ворота открывает.

3.Худо тому, кто добра не делает никому .

4. Во зле жить — по миру ходить

5.Добро не лихо: бродит по миру тихо.

6.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

(Собирают все пословицы, каждый ряд объясняет по две из них).

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете? (дети отвечают хором)

Добрые слова не лень,

Говорить нам каждый день.

Вы, ребята,не зевайте,

Их скорее называйте.

Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Повару и продавцу
С добрым утром! - я кричу.

Всем идущим на обед!
Добрый день ! –кричу я вслед.

Всех, домой спешащих к чаю.
Добрый вечер !- так встречаю.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).

Придумано кем-то просто и мудро

«Доброе утро солнцу и птицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Ситуации для оценки:

-Давайте рассмотрим ситуации, с которыми вы можете встретиться каждый день.

1 группаТы даёшь списывать своему однокласснику, который без уважительной причины не подготовился к контрольной.

2 группа Твой знакомый совершил гнусный поступок, за который наказали невиновного. Ты об этом знаешь, но никому не говоришь.

3группа Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.

А по соседству жил монах заблудший,
Который всё завидовал ему:
Никто не приходил к его лачужке,
Не спрашивал, зачем да почему.
И вот решил над ним он посмеяться:
Поймал на поле бабочку монах,
И, усмехнувшись, он спросил у старца,
Живая или мёртвая она.

-В чём смысл этой притчи?(Ответы детей)

-Всё зависит от нашего с вами выбора ,какой дорогой идти по жизни, дорогой добра или зла)

У меня в руках кукла. Сегодня я разрешу вам делать то, что никогда не разрешала. Сейчас мы будем обижать её. Вспомните ,как вы иногда обижаете друг друга на перемена, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль.

Поэтому, когда мы будем говорить кукле, что она плохая, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги.(учащиеся выполняют задание, пока кукла не доходит до учителя).

-Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она была? Что в ней изменилось и почему? (От обидных слов она вся сжалась).Я думаю, что мы очень травмировали куклу.

Вывод: боль остается в душе надолго и никакие комплименты не могут её разгладить, поэтому не обижайте окружающих .

Самостоятельная работа.

-Посмотрите-ка ,ребята, удивительное солнце заглянуло к нам в оконце. Чтобы почувствовать его тепло, давайте украсим солнышко добрыми пожеланиями для своих одноклассников. На ладошке напишите самое доброе пожелание для своих друзей, своей семьи и прикрепите ладошки к солнышку. Пусть тёплое солнышко всегда обогревает лучиками доброты всех нас.

Итог классного часа.

-Добро созидает, строит и создает: мир, спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми, в семье, с друзьями, в школе, на работе и в обществе.

-Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

Мои дела, у Бога есть в обоих чашах.
Есть добрые, но и грехов не так уж мало.
Все ошибаемся порой в стремленьях наших.
Живу я сердцем, что всегда Добро искало!

Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”.Давай те всегда по жизни идти дорогою добра.

Читайте также: